Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Компьютерные игры: добро или зло?

Виртуальная агрессия

Кадры из фильма «Виртуальная агрессия» (Леннаучфильм, реж. В.Матвеева). Мальчик за компьютером играет в «стрелялку» и рассказывает: - Я должен 60 человек убить. Пока я убил где-то 15 человек, осталось еще 49-48... 47. За каждого убитого, если он плохой человек, машины крадет, я получаю 30, а за простого - 10 или 20 долларов. А за полицейского я получаю 300 долларов.

В прессе время от времени появляются сообщения о преступлениях, совершенных по сценарию компьютерных игр. Так, в Германии 19-летний юноша застрелил 16 человек, а затем покончил с собой. А 17-летний англичанин зверски убил своего приятеля по всем правилам игры «Облава». Его мать обвинила в этом компанию - производителя этой игры.

Кадры из фильма «Виртуальная агрессия». Мальчик рассказывает: - У нас была одна такая девочка, она все время ходила в компьютерные клубы, воровала из дома у мамы деньги. Она сидела там часами, а потом ее увидели на крыше. Она кричала с крыши маме: «Мама, дай мне деньги на компьютер, иначе я сброшусь».

И родителей очень удивляет, что их ребенок вместо того, чтобы с помощью компьютера стать умным и образованным, начинает с утра до ночи играть, полностью погружаясь в виртуальную реальность, играть, пока не умрет компьютерной смертью и не сольется с экраном. Как слабоумный Джоб, герой фильма «Газонокосильщик», который умер, чтобы возродиться внутри виртуального мира компьютера в виде всемогущего монстра. 
         
     
Марина Куртышева, психолог: - Исследование, проведенное в Санкт-Петербурге, показало, что если в 2002 году 20% детей в возрасте 7-9 лет посещали ночные компьютерные клубы по нескольку раз в неделю, то в этом году эта цифра достигла 45%. Эти дети, посещающие клуб каждый день в будни по 6-8 часов, в выходные проводят здесь целый день.

Вот рисунки современных детишек. Монстры, люди с черными сердцами, убийцы, палачи, будущие завоеватели мира, к которым нынешние пяти-шестилетки причисляют и себя. Исследования детского мозга, проведенные в психоневрологическом институте имени Бехтерева, показали, что у детей, постоянно играющих в компьютерные игры, происходит задержка ритмов мозга.

Геннадий Данилин, психиатр: - Пространство компьютерной игры имеет абсолютно внятные правила, в отличие от внешней реальности, поскольку в школах и даже в институтах мы учим одному, а в реальности требуем от детей и подростков чего-то совершенно другого. Пространство компьютерной игры порой честнее, чем пространство наших семей. Отношения между родителями молодого человека и отношения в семье могут быть настолько запутанными, что разобраться в них практически не представляется возможным.

Но что бы ни говорили, что бы ни писали о компьютерных играх и вреде от них, хотите Вы этого или не хотите, дети играют и будут в них играть. Уже несколько лет подряд проходят международные соревнования по компьютерным играм. В марте этого года и Россия признала компьютерные игры официальным видом спорта. И все же данные статистики говорят, что патологическое увлечение играми с возрастом проходит, и только 5% взрослых так и не могут избавиться от этой зависимости. И, наверное, каждому из нас очень бы хотелось, чтобы наш ребенок не остался в этих пяти процентах навсегда.



Ведущий - священник Алексий Уминский: - Здравствуйте, Евгения, здравствуйте, Дмитрий. Напомню, что мы говорим сегодня о компьютерной зависимости и хочу добавить, что в Калининграде, в наркологической больнице, даже открыли первое в стране отделение, где лечат от такой зависимости. Зависимость от компьютера сравнивают с другими формами зависимости, такими, как наркомания и алкоголизм. Правомерно ли такое сравнение?
Евгения Монахова, психолог: - Да, компьютерная зависимость существует, и она аналогична любым другим формам зависимости. Это болезнь, и это надо четко понимать. Ребенок испытывает у экрана удовольствие, аналогичное удовольствию, которое испытывает наркоман после принятия дозы. Здесь также существует понятие «доза», только очень сложно определить, сколько необходимо больному проводить за компьютером.

Мы можем также наблюдать у детей «ломку». Надо уточнить, что, как правило, симптомы ломки мы можем наблюдать уже у очень больных детей. Это мышечные спазмы, вплоть до эпилептических припадков. Необходимо, при работе с компьютером, чтобы родители знали о возрастных особенностях детской психики. Например, психика детей в возрасте до 6-7 лет еще не способна отделять виртуальные образы от реальных. Подсознание воспринимает виртуальные образы как реальные, и это очень опасно. Хотелось бы, чтобы родители знали об этом.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Дмитрий, а так ли уж вредны компьютерные игры, и все ли компьютерные игры могут так влиять на ребенка, или даже на взрослого?

Дмитрий Усенков, старший научный сотрудник Института информатизации образования: - Это вопрос не только спорный, но и неоднозначный. Игры бывают разные, например логические игры скорее полезны, чем вредны: они развивают логическое мышление, память, сообразительность, их можно использовать в обучении. На основе сюжетов различных компьютерных игр можно создавать и специальные обучающие программы.

Например, всем известная игра «Тетрис». Можно было бы создать такой вариант этой игры, когда сверху падают квадратики с нарисованными цифрами, а исчезают те квадратики, на которых, скажем, сумма цифр равна какому-то числу. Такая программа была бы очень полезна для тренировки устного счета.
А иногда сюжеты игр используются в обучении для того, чтобы, как говорят педагоги, повысить мотивацию к учению. Интерес при решении задач, даже традиционных, на компьютере, как правило, выше, чем просто на бумаге. А скажем, всем известные игры-«стрелялки», такие как показанные в сюжете, особенно современные, с высоко реалистичным сюжетом, с изображением крови, убийств, - скорее вредны, чем полезны.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - В сюжете мы видели эти игры, и очевидно, что они вызывают агрессию и нездоровое состояние. Но некоторые считают, что они, наоборот, снимают напряжение и как следствие - снижают агрессивность.

Евгения Монахова: - Это правда. На самом деле, компьютерная игра может помочь ребенку снять агрессию. Но надо понимать, что это - как снять пенку с варенья. Ведь внутренне и внешне конфликт остается неразрешенным, варенье продолжает кипеть. И неспособность ребенка разрешать конфликты во внешнем мире еще больше затягивает ребенка в мир виртуальный, нереальный.            
     

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Не так давно были очень популярны шлемы виртуальной реальности. Что это такое, для чего они?

Дмитрий Усенков: - Шлем виртуальной реальности - это, пожалуй, одно из главных устройств компьютера, которое призвано поддерживать технологию виртуальной реальности, а сама технология виртуальной реальности была разработана для того, чтобы создать у пользователя компьютера максимально реалистичное впечатление присутствия в том придуманном мире, который создан в памяти компьютера. Поскольку виртуальная реальность окончательно стирает грани между реальным миром и придуманным, от шлемов отказались. Не запретили официально, а просто сами пользователи стали отказываться из опасения, что шлем плохо повлияет на психику. Например, заигравшись в игру про Гарри Поттера, ребенок может оседлать реальную швабру и выпрыгнуть в окно, не забыв, конечно, пробормотать заклинание, рассчитывая, что дальше он полетит на этой швабре.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Вы сейчас привели интересный пример. Но при съемках фильма «Властелин колец» были использованы технологии компьютерных игр, расскажите, что там произошло.

Дмитрий Усенков: - Да, там произошел интересный случай. В фильме очень много батальных сцен, и не все знают, что большинство второстепенных персонажей, так называемая «массовка», были созданы практически целиком с помощью компьютера: синтезировано изображение персонажа, и его поведение. Разработчики этой программной поддержки создали систему искусственного интеллекта, для того чтобы батальные сцены были более реальными.

Так, например, каждый орк, который участвует в сражении, обладает собственными характеристиками: меткостью, стилем боя. Но самое интересное: когда попытались начать съемки первого же сражения, все персонажи - и орки, и люди, и эльфы, все как один просто ретировались с поля боя (умирать-то никому неохота!). Разработчикам пришлось совершенствовать систему искусственного интеллекта, добавлять туда инициации эмоций, для того чтобы персонажи шли в бой не по приказу, а по велению сердца.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Даже виртуальные люди не хотят умирать.

Дмитрий Усенков: - Это свойство, пожалуй, любого разума, не обуреваемого отрицательными эмоциями.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Что привлекает ребенка, да и не только ребенка, в компьютерной игре, почему он так к ней стремится, нередко полностью уходя из реальной жизни в «виртуальную реальность»?

Евгения Монахова: - Во-первых, здесь играют роль яркие краски и сильные эмоции. Во-вторых, очень часто причиной того, что ребенок уходит в компьютер, является то, что для него компьютер становится единственным средством и способом отгородится от чрезмерной опеки родителей либо от конфликтов в семье. Почти всегда, когда начинаешь работать с этим ребенком, прежде всего, приходится выстраивать гармоничные отношения между родителями, между родителями и ребенком, и, как правило, только после этого ребенок начинает предпочитать общаться с родителями и со сверстниками, нежели с компьютером.
        
           
Дмитрий Усенков: - Хочу спросить Вас, отец Алексий. Как относится к компьютерным играм Церковь? Можно ли, например, считать «виртуальное убийство» в игре нарушением заповеди «не убий»?

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Вопрос интересный, попробую ответить. Прежде всего, надо сказать, что Церковь, и вообще Христианство, к любой зависимости относится очень отрицательно, потому что Христианство, вера Христова дарует человеку истинную свободу. Всякая зависимость выгодна только в коммерческом смысле, поэтому, к сожалению, современная экономика использует свойства человеческой психики для того, чтобы сделать его зависимым. А Церковь говорит о свободе так, как апостол Павел: «Все мне можно, но не все полезно». То есть никому это не запрещено, но делай так, чтобы это не стало тобой обладать.

У нас есть телефонный звонок. Мы слушаем Вас.

Телезрительница: - Здравствуйте. У меня сын, ему 16 лет, успешно закончил школу, учится в институте, ходит в храм вместе со мной, церковный с 3 лет. Но в настоящее время увлечен компьютерными играми, причем такими, как «Властелин колец». Что делать?

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Вопрос серьезный. Раз Ваш сын человек церковный и человек верующий, и, я так понимаю, интеллектуально достаточно продвинут, раз он в 16 лет учится в институте, то здесь, я думаю, есть выход. С ним можно поговорить, как следует, по этому поводу и дать ему самому возможность проявить свою внутреннюю волю.

Он должен очень хорошо понимать, что компьютер его сейчас делает служителем себе. Не он играет в компьютер, а компьютер играет в него. И если он это поймет, то он сможет найти в себе внутренние силы, особенно если он будет молиться и понимать, что то, что он попал в компьютерную зависимость, является грехом, а от греха можно освободиться через покаяние и через усилие воли с молитвой. Господь, конечно, поможет, но, прежде всего, человек должен сам понять, что не он играет в компьютер, а, к сожалению, компьютер уже давно играет в него.

И последний вопрос к нашим гостям. Как избежать компьютерной зависимости и обратить эти игры на пользу?

Евгения Монахова: - Невозможно сейчас отказаться от компьютера, точно так же, как невозможно сейчас отказаться от автомобиля и заставить людей ходить пешком. Но, тем не менее, необходимо воспитывать определенную культуру общения с компьютером.

Дмитрий Усенков: - Здесь главный вопрос, во-первых, о выборе игр, и во-вторых - к разработчикам игр. Например, в США запрещены некоторые игры, но они поставляются к нам.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Спасибо, Евгения и Дмитрий, что нашли время прийти к нам.

Великий физик Эйнштейн, создавший теорию относительности (кстати, без помощи компьютера) говорил, что «постижение атома - это детская игра по сравнению с постижением детской игры!» Совершенно очевидно, что Эйнштейн имел в виду игры, которые придумывают сами дети. Мы же им навязываем свои игры, в том числе и компьютерные. И они убегают в виртуальную реальность: от нас с Вами, от неуверенности в себе, от окружающей их действительности. Та, нереальная, жизнь, поглощает подростка полностью и создает у него ложное ощущение, что там, внутри экрана, он постигает всю полноту бытия. Но это не так. Полноту бытия и освобождение от любой зависимости, истинную свободу может дать только духовная жизнь, только вера. И в этом помочь нашим детям должны мы с вами.  
        
 Компьютерный класс

Об этой школе можно было бы сказать: обычная сельская школа. Если бы не хорошо оборудованный компьютерный класс, где уже первоклашки на компьютерах обучаются русскому и математике, а дети постарше - информатике, физике, химии. Здесь проходят занятия кружков по компьютерной графике и программированию, где можно совершить виртуальные экскурсии по музеям мира и почитать электронные энциклопедии. Это единственная сельская школа, ученик которой стал призером областной олимпиады по программированию, а другие постоянно побеждают в конкурсах районных.

И ребятам, и Людмиле Леонидовне Босовой, заместителю директора Института информатизации образования, просто очень повезло. Людмила Николаевна живет в двух шагах от школы. Здесь она преподает информатику и обучает детей по тем образовательным программам, которые разрабатывает ее институт.
                       
     
Людмила Босова, зам. директора Института информатизации образования РАО: - На сегодняшний день нет ни одного электронного издания образовательного назначения, которое было бы можно использовать в учебном процессе от начала и до конца. Какие-то электронные издания можно использовать фрагментарно, какие-то подходят не для уроков, а для внеклассной, кружковой работы. В этом направлении, я думаю, надо работать дальше и сотрудникам нашего института, и другим ученым, чтобы создавать такие программные продукты, которые были бы более встроены в учебный процесс.

Ученые считают, что излишнее пристрастие ребенка к компьютерным играм может замедлить его развитие. С другой стороны, исследования, проведенные в Институте информатизации образования, показали, что у того же ребенка с помощью компьютера легче и быстрее развиваются пространственное воображение, память, внимание, умение находить зависимости и закономерности, способность предвидеть результаты своих действий. Весь вопрос в том, в какие игры играют дети.

Ученики об играх:

- Вот карта, по ней я могу узнать, куда ехать по городу.

- Иван попадает в сказку, и ему надо выбраться из этой сказки.

- В разных городах, например, в Сан-Франциско, в Лондоне, я узнаю местонахождение церквей и тому подобное.
- Это - первый проект памятника героям войны 1812 года.

В Ивановской сельской школе считают, что проблема состоит не в том, чтобы оторвать ребенка от компьютера или вообще запретить ему включать его. Задачу учителя здесь видят в том, чтобы научить детей правильно использовать эту умную машину, научить с ее помощью получать и обрабатывать информацию, создавать графику, программировать, записывать звук, путешествовать по миру.

Ученики о своих занятиях:

- Я начал заниматься компьютерным программированием примерно 2 года назад.
- Я занимаюсь рисованием на компьютере и создаю движущиеся объекты.

Вопрос о том, можно ли играть ученикам Ивановской сельской школы в компьютерные игры, для их родителей и учителей не стоит. Вот только в кровавые «стрелялки» эти дети почему-то не играют.

Вопрос к ученикам: - А «стрелялки» ты любишь?

- Нет, и так по всему миру стреляют много, и мне они поэтому не нравятся.

- Нет, не люблю очень, от них настроение портится.
- Играю немного, но они быстро надоедают и выводят из себя.

* * *

Ведущий - священник Алексий Уминский: - А часто ли Вы сами играете с детьми в простые игры, не компьютерные? Часто ли вместе читаете, обсуждаете прочитанное, гуляете, размышляете? Ходите с ними на концерты и выставки? На этой неделе, кстати, открылась одна выставка, которую я советую Вам посетить.
    
 

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека