Библиотека
Основы тибетской медицины
О чём раccказывает «ЧЖУД-ШИ»? ПИТАНИЕ И ПИЩА.
Глава 2 ПИТАНИЕ И ПИЩАЖИЗНЕННАЯ ЖИВАЯ ТЕПЛОТА И ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗМА
Три регулирующие системы («вредящие») — ветра, желчи и слизи, семь тканей (сил тела) и три отделения («вредимые») находятся в зависимости друг от друга, а от них в свою очередь зависят существование организма, его процветание и разрушение. Поэтому следует обратить особое внимание:
1) на ткани и отделения и на их роль в организме;
2) на жизненно-живую теплоту;
3) на результаты пищеварения.
Жизненная живая теплота поддерживается восприятием, уподоблением, всасыванием, усвоением, удалением-очищением-расходованием воздуха и пищевых веществ и питья. Этот процесс пищеварения совершается под влиянием деятельности системы ветра и жизненных процессов желчи и слизи в первых путях пищеварения. Все жизненные процессы совершаются под влиянием жизненной живой теплоты. Главную роль в производстве теплоты и ее поддержании и охранении в организме играет Переваривающая, уподобляющая желчь.
«Огненное теплота» — это причина переваривания. Здесь главной считается желчь Переваривающая. У болезней, сил тела и нечистот — у всех есть тепло. От огненной теплоты зависят здоровье, бодрость, цвет, долголетие и мощь сил тела.
Благодаря желчи и вызываемой ею теплоте в организме не происходит расстройств, сохраняется прирожденная энергия жизненной живой теплоты, постоянно возобновляются силы организма. Трудолюбие, энергия, рост организма и продолжительность жизни зависят от деятельности желчи; никакая пища и питье не могут быть переварены без ее участия. Если же пищеварительная способность ослаблена, то питание хилуса и прочего ослабевает; поэтому для сохранения жизненной живой теплоты нужно стараться употреблять пищу и питье умеренно, разумно, вести умеренный образ жизни и не способствовать потере, расходованию теплоты. Такие
обстоятельства сохраняют силу и способствуют долголетию.
Огненная теплота — как дверь на пути переваривания пищи. Если оно сильное, то пища из желудка выходит переваренной, если слабое, то пища, не созревая, выводится наружу.
Это тепло — основа, которая всякую пищу использует на усиление и развитие сил тела и цвета. Если пища не переваривается, то силы тела не будут расти. Поэтому образом жизни и пищей с «теплыми» свойствами надо оберегать тепло тела, и тогда будут в теле и сила, и долгая жизнь.
Пища и питье, попадая в рот, размельчаются и разжижаются слизеподобными секрециями и после глотания и движения по пищеводу поступают в желудок. Глотательное движение и движение пищевода и желудка зависят от нормального состояния головного мозга и его проводников, которые функционируют под влиянием деятельности системы ветра. Пища в желудке разжижается питьем и благодаря жирам делается мягкой. Пищевые вещества в желудке под влиянием ветра, способствующего функционированию желудочных нервов, находятся в постоянном движении. Система ветра, в свою очередь, влияет на желчь, обеспечивающую усвоение и пищеварение.
Пища и питье перемещаются в живот силой ветра Держатель жизни.
Питье размельчает, а масло смягчает пищевой комок. Ветер Ровный огонь раздувает желчь Переваривающую, и она в желудке закипает, как лекарство.
Оказавшись в желудке, пищевая смесь, имеющая шесть известных тибетским врачам вкусов, подвергается действию желудочного сока, который размельчает и расщепляет ее. Таким образом, смесь превращается в пену, приятную на вкус. Пена эта сама по себе служит материалом, из которого желудочный сок получает необходимые ему вещества, то есть пополняет свои затраты.
Съеденную пищу и питье шести вкусов слизь Разлагающая разлагает, измельчает. Пища становится сладковатой, пенистой и порождает слизь.
Далее эта сладкая пена подвергается действию желчи, способствующей пищеварению и усвоению. Под влиянием этой желчи вследствие усиления энергии жизненной живой теплоты пена становится кислой. Теперь она — питательный материал для самой желчи, восстанавливающий ее траты. Затем под влиянием деятельности системы ветра, способствующей перевариванию, приобретает горький вкус и в этом виде поддерживает пищеварительное восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, которое способствует пищеварению. Хилус освобождается от веществ, которые должны удалиться из организма.
Затем пища переваривается желчью Переваривающей, она разогревается, обретает кислый вкус и порождает желчь. И наконец ветер Ровный огонь разделяет пищу на прозрачный (сок) и осадок, она делается горькой и порождает ветер. Пища, состоящая из пяти первоэлементов, дает развитие пяти первоэлементам тела.
Три жизненных процесса, совершающиеся в организме, влияют на энергию жизненной живой теплоты:
1) под влиянием расстройства ветра происходит колебание энергии жизненной живой теплоты;
2) под влиянием расстройства жизненных процессов желчи энергия жизненной живой теплоты увеличивается;
3) под влиянием расстройства жизненных процессов системы слизи энергия жизненной живой теплоты ослабевает;
4) под влиянием нормального состояния всех трех главных жизненных процессов, совершающихся в организме, энергия жизненной живой теплоты нормальна.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Когда хилус освободился от веществ, которые должны удалиться из организма, то непригодные для организма вещества — экскременты и урина — удаляются. Питательный же материал после пополнения хилуса усваивается всеми тканями последовательно благодаря пищеварительной способности, свойственной каждой ткани. Этот пищеварительный материал из первых путей пищеварения девятью путями достигает печени, где, измененный ее деятельностью, вступает в кровяную ткань. После кровяной ткани этим питательным материалом запасаются последовательно мышечная ткань, жировая ткань, костный мозг и нервная ткань, а затем ткани, способствующие образованию спермы и менструальной крови. Вместе с тем питательные вещества получают слизистая оболочка первых путей пищеварения и различных отверстий, зубы, ногти и волосы.
После переваривания прозрачный сок отделяется от мутного осадка. Осадок в кишках распадается на жидкость и гущу, гуща становится калом, жидкость — мочой.
А сок прозрачный от тепла каждой из сил созревает. Прозрачный сок из желудка
по девяти сосудам попадает в печень, в печени превращается в кровь, из крови — в мясо,
из мяса — в жир, из жира — в кости, из костей — в костный мозг, из него — в семя.
В ряду тканей и органов, развивающихся последовательно под влиянием пищеварения и усвоения, ткани и органы, образующие сперму и менструальную кровь, развиваются последними.
Принятая пища, прежде всего доставляет питательные вещества хилусу, затем другим тканям, и только на седьмые сутки этот питательный материал идет на образование спермы. Вещества, улучшающие пищеварение и усвоение, могут содействовать более быстрому образованию спермы, и большинство упитывающих средств может обеспечить ее образование в течение суток.
Наивысшим среди прозрачных соков будет цвет — предел очищения семени. Он находится в сердце, но пронизывает все тело, он дает жизнь, красоту, сияние и блеск. Он является конечным продуктом. Пока из пищи прозрачный сок превратится в семя, проходит шесть дней. Но страсть и прочее убыстряют образование семени. Большинство лекарств действуют один день.
О ВКУСАХ И СВОЙСТВАХ
В тибетской медицине выделены и описаны три основных этапа «поведения» пищи в организме:
1) формирование первичного вкуса и вторичного вкуса после переваривания в желудке; 2) приобретение вторичных свойств; 3) действие поступившего и усвоенного на уровне системы регуляции, конкретного органа или ткани.
Тибетская медицина различает шесть первичных вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий, вяжущий.
Первичные вкусы определяются с помощью языка, органа вкуса. У вкусов есть опора — первоэлементы, которые их составляют: «Земля дает основу. Вода — влажность. Огонь — теплоту. Ветер — подвижность. Пространство — место».
Однако ни один первоэлемент не имеет собственного вкуса, хотя и сообщает материальным носителям вкусов свои специфические особенности. Тибетцы считают, что любой вкус возникает при сочетании двух первоэлементов. Так, при сочетании Земли и Воды образуется сладкий вкус, при сочетании элементов Огня и Земли — кислый, элементы Воды и Огня образуют соленый, первоэлементы Воздуха и Воды формируют горький вкус. Огня и Воздуха — жгучий, Земли и Воздуха — вяжущий вкус.
Пищевые продукты и лекарственные средства, обладающие определенными первичными вкусами, оказывают влияние на состояние трех регулирующих систем — ветра, желчи и слизи. В таблице представлены первичные вкусы некоторых лекарств и продуктов и их действие на три системы регуляции.
|
||
Первичный вкус
|
Обладатели Характер действия
|
|
|
первичных вкусов на систему регуляции
|
|
Сладкий
|
солодка, виноград, сафлор, кассия трубчатая, купена, спаржа, горичник сахар тростниковый, мед,
|
подавляет ветер и желчь, увеличивает слизь
|
|
масло, мясо
|
|
Кислый
|
гранатник, облепиха, айва, эмблика, кизильник, шо, дар, чан
|
подавляет ветер | и слизь
|
|
|
увеличивает желчь
|
Соленый
|
каменная соль, нашатырь, квасцы, селитра, поташ, корица, глауберова соль
|
подавляет ветер и слизь, увеличивает желчь
|
Горький
|
сверция,
|
|
|
болрец разнолистный, шлемник, момордика, ластовик, мускус, желчь, барбарис, адатода, мумие, горечавка крупнолистная.
|
подавляет желчь, увеличивает слизь и ветер
|
шалфей
|
|
|
|
|
Первич
|
Обладатели
|
Характер действия
|
ный вкус
|
первичных вкусов
|
на систему регуляции
|
Жгучий
|
перец черный, гедехиум,
|
подавляет ветер
|
|
перец длинный, имбирь,
|
и слизь,
|
|
ферула,
|
увеличивает желчь
|
|
ломонос альпийский,
|
|
|
лютик, колоказия, чеснок,
|
|
|
лук
|
|
Вяжущий
|
сандал, миробалан хебула,
|
подавляет желчь,
|
|
миробалан беллерический,
|
увеличивает слизь
|
|
меконопсис цельнолистный,
|
и ветер
|
|
колеус, кора и желуди дуба,
|
|
|
мирикария
|
|
I I
Наряду с общими принципами действия первичных вкусов на состояние систем регуляции, ветра, желчи и слизи тибетская медицина отмечает и некоторые исключения из правил.
Так, пища сладкого вкуса подавляет ветер и желчь, за исключением ячменя и мяса из сухих мест, сладкое, как правило, порождает слизь. Особенно хороши мясо дикого яка, рыба, баранина, мед».
Кислое угнетает слизь, но усиливает желчь. Только эмблика лечит болезни желчи, крови, жара.
Соленое угнетает ветер и слизь, обычно, кроме квасцов и каменной соли, возбуждает желчь и лишь в чрезмерном количестве может усилить слизь.
Горькое угнетает желчь, усиливает слизь и ветер, за исключением понгамии и софоры, которые их подавляют.
Жгучее угнетает ветер и слизь; кроме чеснока и перца длинного, возбуждает желчь. В чрезмерном количестве жгучее может вызвать легкий и жесткий ветер.
Вяжущее угнетает желчь и, кроме миробалана хебула, возбуждает слизь и ветер».
Четыре вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький — имеют влияние на определенные органы. Так, вкус сладкий, «в первую очередь доходит до поджелудочной железы», вкус кислый — до печени, вкус соленый — до почек, и горький вкус — до сердца.
Современные ученые, изучавшие тибетскую медицину, подтверждают, что сладкий вкус, которым обладают углеводы, действительно в первую очередь доходит до поджелудочной железы, заставляя ее включаться в работу по обмену веществ и усвоению глюкозы (углеводов). Химические вещества, обладающие кислым вкусом, активизируют работу печени; соединения, обладающие горьким вкусом, стимулируют функцию сердца, а соединения, имеющие соленый вкус, активизируют функции почек.
В «Чжуд-ши» описаны также лечебные свойства каждого из шести первичных вкусов.
«Сладкое укрепляет, увеличивает силу тела, оно полезно старикам, детям, истощенным, при болезнях горла и легких, телу дает крепость, затягивает раны, улучшает цвет, обостряет восприятие, удлиняет жизнь, питает, изгоняет яды, ветер и желчь. Но избыток сладкого порождает слизь, ожирение, угнетает тепло, тело толстеет, появляется мочеизнурение, зоб и рмен-бу*.
Кислое рождает тепло, возбуждает аппетит, насыщает, размельчает пищу, способствует перевариванию, обостряет осязание, освобождает ветер; избыток его порождает желчь, кровь, ме-дбал**, мелкие сыпи, головокружение, скийа-рбаб***, ор****, слабость, жажду.
* Рмен-бу — мягкие опухоли, выступающие на поверхности кожи.
** Ме-дбал — появление красных язв по всему телу вследствие того, что кровь в печени плохо очищается.
*** Скийа-рбаб — предшествует ор, сопровождается отеками над лодыжками ног, потерей цвета щек. Болезни
скийа-рбаб связаны с нарушением состояния легких, сердца, печени, селезенки и лимфы.
»«** о? — сопровождается отеками на той стороне лица и той половине тела, на которой человек спит.
«Соленое вытягивает затвердевшее, застрявшее, закупорившее, в компрессах оно вызывает потоотделение и тепло, избыток соленого приводит к облысению, поседению, морщинам, упадку сил, жажде, ме-дбал, усиливает желчь и кровь».
Горькое лечит потерю аппетита, болезни от червей и жажду, обмороки, рвоту, болезни желчи, отравления, сушит жар, костный мозг, кал, мочу, проясняет сознание, лечит болезни грудных желез и потерю голоса. Избыток его истощает силы тела, усиливает ветер и слизь.
Жгучее лечит болезнь гортани, сужения горла, ор, язвы, вызывает тепло, улучшает пищеварение, аппетит, сушит жар и гной, раскрывает сосуды. При избытке жгучего уменьшается семя и силы тела, появляется дрожь, обмороки, боли в пояснице и спине.
Вяжущее сушит гной, кровь, желчь, заживляет раны, улучшает цвет кожи. Но при избытке его скапливаются слюни, сохнет кал, вздувается живот, болит сердце, стягиваются жилы.
Когда пища, встретившись с желудочным огнем, переваривается, сначала под действием слизи, потом желчи и ветра, то сладкое и соленое становятся сладким, кислое останется кислым, а горькое, жгучее и вяжущее становятся горьким.
После усваивания в организме первичные вкусы приобретают семнадцать (а по некоторым другим трактатам девятнадцать и даже двадцать) вторичных свойств: мягкость, тяжесть, теплоту, маслянистость, крепость, холодность, тупость, прохладность, податливость, жидкость, сухость, белесость, жар, легкость, остроту, жесткость, подвижность. Среди перечисленных свойств выделяют восемь основных: тяжелый, маслянистый, прохладный, тупой, легкий, жесткий, горячий, острый.
Понятие «свойство» в тибетской медицине обобщенное. Оно позволяет охарактеризовать влияние на организм всех условий внешней среды — питания, образа жизни, лекарств и процедур. Правильное лечение заключается в том, чтобы точно описать болезнь при помощи семнадцати свойств и подобрать средства лечения (образ жизни, питание, лекарства, процедуры) с противоположными по значению свойствами.
Ниже приводятся первичные вкусы и их способность к воспроизведению восьми основных вторичных свойств. (Первичные вкусы расположены в порядке нарастания способности к воспроизведению вторичных свойств.)
Первичные вкусы
|
Вторичные свойства
|
Соленый, жгучий, вяжущий, сладкий Соленый, вяжущий, сладкий Вяжущий, горький, сладкий Горький, вяжущий, сладкий Кислый, жгучий, горький Жгучий, кислый, соленый
|
тяжелый маслянистый прохладный притупляющий легкий и жесткий горячий и острый
|
Первоэлементы, которые участвуют в образовании первичных вкусов, сообщают вторичным свойствам соответствующие качества.
Элемента земли тяжелы, крепки, тупы, мягки, маслянисты, сухи. Они уплотняют, укрепляют, соединяют, лечат болезни ветра.
Элементы воды жидки, прохладны, тяжелы, тупы, маслянисты, податливы, они увлажняют, смягчают, собирают и изгоняют болезни желчи.
Элементы огня горячи, остры, сухи, жестки, легки, маслянисты, подвижны, они порождают тепло, способствуют созреванию, вырабатывают цвет и подавляют слизь.
Элементы ветра легки, подвижны, холодны, жестки, белесы, сухи. Они дают твердость, подвижность, проницаемость, подавляют желчь и слизь.
Восемь основных вторичных свойств можно разделить на четыре пары противоположных свойств: холодный — горячий, тяжелый — легкий, мягкий — жесткий, тупой — острый.
Пара холодный – горячий. Холодные лекарственные средства и пищевые продукты способствуют снижению уровня функциональной активности тканей и органов, сдерживают воспалительные процессы и механизмы их развития. Горячие же продукты и лекарственные средства оказывают противоположное действие, активизируя функционирование различных тканей и органов, способствуют деятельности защитных механизмов.
Пара тяжелый — легкий. Все тяжелое опускается вниз, а легкое поднимается кверху. Поэтому тяжелые элементы более активны в отношении систем и органов нижней части, начиная с почек и поясницы. Легкие элементы поднимаются вверх и оказывать действие на части тела и органы верхней части тела, вплоть до головы.
Пара мягкий — жесткий. Мягкое проявление лекарств или пищи т.е. без побочных эффектов, и жесткое - с нежелательными проявлениями лекарственного средства или пищевого продукта.
Пара тупой — острый, можно определить как понятие «притупляющего» — сдерживающего и «заостряющего» — стимулирующего действия.
СВОЙСТВА ПРОДУКТОВ
При разумном использовании еда и питье поддерживают жизнь, а при избытке, недостатке и неправильном использовании порождают болезни и могут жизнь погубить. Поэтому надо быть сведущим в еде и питье.
Свойства продуктов и приготовленной из них пищи несколько различаются, поэтому рассматриваются отдельно.
По действию на организм большинство зерновых подавляют ветер и порождают слизь, все они за счет увеличения слизи усиливают организм.
Рис — маслянист, мягок, холоден и легок, останавливает похоть, уменьшает половую потенцию, рвоту и понос.
Пшено — тяжелое, холодное, укрепляет и соединяет сломанное и поврежденные кости и мягкие ткани.
Пшеница — холодна, тяжела, питательна, излечивает расстройства систем ветра и желчи.
Ячмень холоден, тяжел, увеличивает кал, это лучшее из средств, придающих силы. Овес — прохладен, легок, подавляет слизь и желчь.
Гречиха — холодна, легка, порождает движение всех трех систем регуляции.
Стручковые имеют вкус - вяжущий, сладкий, они холодны и легки, удаляют слизь, останавливают понос, помогают при болезнях крови, желчи и ожирении. Горох китайский очищает от слизи и ветра, порождает кровь и желчь. Гороховые имеет вяжуще-сладкий вкус, увеличивает семя и силы организма. Все недозревшие и свежие зерна — тяжелы, а созревшие, высохшие — легки. Свежие зерна, сваренные и поджаренные, делаются легче, лучше перевариваются и усваиваются.
Лук репчатый улучшает сон, возбуждает аппетит, излечивает сочетанные расстройства слизи и ветра. Зеленый лук тяжелого, прохлаждающего свойства, увеличивает слизь. Чеснок тяжелого и холодного свойств, устраняет расстройства ветра и уничтожает глисты
Свежая морковь легкого свойства усиливает пищеварение.
Травы и пищевые растения из сухой местности, засушенные, проваренные теплее и легче, чем растения из местности сырой, свежие и сырые.
Теплые растения излечивают и предупреждают болезни холода, холодные — болезни жара.
Вообще зелень возбуждает аппетит, но тяжело и трудно переваривается. Всякая зелень сужает кровеносные сосуды и подавляет действие лекарств.
Различают мясо животных, птиц и рыб. Мясо животных, обитающих в разных средах обладает различными свойствами.
У многих животных, обитающих на суше, мясо имеет прохладные свойства, легкие и грубые, оно подавляет горячие болезни.
Мясо обитателей воды — горячее, жирное, тяжелое, оно лечит холодные болезни ветра в желудке, почках и пояснице. Мясо хищных зверей и птиц грубое, острое, легкое, оно порождает огненную теплоту в желудке и теле, лечит холодные болезни, излечивает расстройства слизи.
Мясо различных животных используют при лечении определенных заболеваний. Например, зайчатина тепла, груба, лечит поносы, порождает тепло.
Мясо бобра и выдры укрепляет организм, возбуждает страсть, удаляет холод из почек и поясницы.
Конина и баранина горячи. Конина лечит холодные болезни почек, поясницы, излечивают абсцессы и нагноения, расстройства лимфы.
Баранина жирная, укрепляет, способствует питанию мягких тканей, подавляет ветер и слизь, возбуждает аппетит.
Мясо рогатого скота имеет свойства прохлаждающее и жирное, излечивает расстройства ветра, способствует усилению огненной теплоты тела.
Свинина холодна, легка, она излечивает язвы и раны и застарелые хронические катары.
Козлятина холодна, тяжела, причиняет расстройства всех трех жизненных процессов, но приносит пользу при заболеваниях сифилисом и при ожогах.
Медвежатина укрепляет сон, упитывает мышцы.
Оленина излечивает расстройства местного понижения температуры в печени и желудке, усиливает пищеварительную способность.
Мясо дикой козы легкого и охлаждающего свойства, понижает температуру, поднявшуюся под влиянием двухсложных расстройств жизненных процессов.
Курятина увеличивает семяобразование, полезна при ранах и язвах.
Мясо грудной, поясничной и средней части у самцов и самок тяжело. Легко мясо самок животных и самцов птиц.
Мясо головы, грудной области, грудины, позвонков, таза и поясничной области тяжелого свойства.
Свежее парное мясо «холодит», старое «согревает», порождая огонь и тепло в теле.
Сырое, остывшее, подгоревшее мясо переваривается трудно, а сухое и сваренное, горячее мясо переваривается намного лучше и потому легче усваивается.
Мясо мороженное, сохраненное год, особенно хорошо излечивает расстройства ветра и улучшает пищеварительные способности.
Рыба излечивает болезни желудка, улучшает аппетит, проясняет зрение, подавляет и разрушает слизь, лечит язвы, нарывы, раны, опухоли.
Масло сливочное и жиры животного происхождения, в том числе костный жир, имеют сладкий вкус, они полезны старикам, детям, ослабленным и утомленным, при истощении семени и крови, при тяжелой физической и умственной работе и всем тем, у кого наблюдаются расстройства системы ветра.
Масло из коровьего и козьего молока — холодное, угнетает жар ветра.
Масло коровье излечивает расстройства слизи и ветра, улучшает пищеварение.
Свежее масло увеличивает силу тела, подавляет желчь и горячие болезни.
Масло старое помогает при потере памяти, обмороках, психических расстройствах и залечивает раны.
Свежее масло, пенки, сыр возбуждают аппетит, регулируют работу кишечника. Масло старое, прогорклое подавляет ветер и слизь, порождает огненную теплоту.
Масло топленое — лучшее из масел, оно порождает теплоту в теле и силу, удлиняет жизнь, проясняет память, дарует остроту уму.
Костный жир и мозг — холодные, угнетают ветер и увеличивает слизь, сперму, лечат болезни суставов, ожоги, болезни ветра головы, ушей и матки.
Кунжутное масло — горячее и острое, способствует - при истощении «нарашиванию мяса», при ожирении — похуданию, укрепляет тело, подавляет холодные болезни, угнетает слизь и ветер.
Льняное масло излечивает расстройства системы ветра, но вызывает расстройства слизи.
Горчичное масло обладает нейтральными свойствами, возбуждает слизь и желчь, но угнетает ветер.
Люди питающихся маслом бодры, хороши цветом кожи, имеют крепкие внутренние органы и сохраняют бодрость в старости.
Различают дождевую, снеговую, речную, родниковую, колодезную, минеральную и древесную воду. Дождевая вода безвкусна, но приятна, прохладна, легка.
Снеговая вода очень холодна, огонь желудка с трудом нагревает ее, при пользовании несвежей снежной водой «в теле заводятся черви и появляются болезни сердца».
Вода, которая находится в чистом водоеме, доступном ветру и солнцу, считается хорошей.
Вода болотная и солончаковая, вода, в которой купаются животные, к употреблению не пригодна, так как вызывает различные заболевания. (Добавить из Кунсан…….о воде)
Холодная вода помогает при обмороках, похмелье, рвоте, головокружении, жажде, жаре тела, болезнях желчи и крови, при отравлениях.
Кипяток согревает, способствует пищеварению, подавляет икоту, удаляет слизь, вздутие живота, одышку. Охлажденный кипяток, не возбуждая слизи, удаляет желчь. Считается, что при хранении кипяченая вода уже через день становится подобной яду и возбуждает все три доша.
Молоко. Издревле человек употребляет в пищу коровье, козье, овечье, ячье, кобылье и ослиное молоко.
Любое молоко очень полезно. Молоко имеет сладкий вкус, маслянистое, тяжелое и холодное. Любое молоко подавляет ветер и желчь, возбуждает слизь и страсть, увеличивает силы тела. При правильном использовании молоко помогает поддерживать силы тела, укрепляет его, а при неправильном применении может порождать болезни или усиливать их. Поэтому надо знать, что молоко молоку рознь.
Сырое молоко, холодное и тяжелое, возбуждает ветер.
При кипячении молоко становится теплым и легким. Сгущенное молоко — тяжелое, плохо переваривается, а молоко парное подобно нектару.
Коровье молоко дает остроту душе, полезно при заболеваниях легких, при мочеизнурении.
Козье молоко лечит одышку.
Овечье молоко подавляет ветер, но вредно для сердца, ячье — лечит болезни желчи и слизи.
Кобылье и ослиное молоко употребляют при болезни легких, оно опьяняет.
Молочнокислые продукты. Пища, приготовленная из овечьего молока, горяча и сытна, из коровьего и козьего молока — холодна и легка.
Простокваша из цельного молока имеет первичный и вторичный вкусы кислые, «изгоняет жар ветра», возбуждает аппетит, сушит кал.
Простокваша из снятого молока лечит различные заболевания.
Сыворотка от простокваши слабит, прочищает сосуды, сыворотка от сыра подавляет слизь, не возбуждая ветер и желчь.
После еды нужно пить, это утоляет жажду, содействует измельчению и перевариванию пищи, увлажняет, укрепляет и развивает тело. Но при потере голоса, выделении большого количества мокроты, кашле, других болезнях, развивающихся в частях тела выше ключицы, питье после приема пищи вредно.
При слабости желудочного огня нужно есть мясо, принимать алкоголь. Если пища плохо переваривается и появляется вздутие живота, после еды нужно пить кипяток. При сильном похудании нужно принимать алкоголь, а при ожирении — пить воду с медом. После приема молочнокислых продуктов, алкоголя, меда полезно пить холодную воду.
Если пить во время еды тело будет в норме, если пить до еды тело станет тучным и если пить после еды, то тело похудеет.
То, что способ приготовления пищи влияет на свойства продуктов, из которых она приготовлена, ни для кого не является секретом. Например, из риса можно сварить на воде блюда различной консистенции: жидкую, погуще, густую и плотную, и каждая из них будет иметь свои особенности влияния на организм. Суп из риса утоляет жажду, голод, всасываясь, выравнивает силы тела, порождает тепло и размягчает полости сосудов. Жидкая кашица погуще супа, помогает при жажде, голоде, утомлении, «болезни растворяет», уничтожает запоры. Густая каша утоляет жажду и голод, останавливает понос. Рисовая каша на мясном бульоне или с молоком — тяжелая. Поджаренные зерна риса прекращают понос, способствуют заживлению переломов. Суп из недозрелого риса или ячменя вызывает запор, угнетает тепло. Поджаренный дробленый рис легок и горяч, подходит желудку, хорошо усваивается.
Все застывшие блюда, в том числе из риса, угнетают огонь желудка.
Мясной бульон питателен, насыщает, дает крепость телу, полезен людям, в организме которых доминирующей является система ветра. Суп из сухой муки — лучшее средство при ветре. Крапивный суп тоже подавляет ветер, он порождает тепло, возбуждает желчь и слизь. Суп из красной мари подавляет все три системы регуляции. Суп из одуванчика холодит, изгоняет жар. Гороховый суп повышает аппетит, возбуждает ветер и слизь, «сгоняет жир». Свежие молодые листья гороха выравнивают жар и холод в теле, а использованные через день после сбора возбуждают желчь и слизь. Суп из редьки порождает тепло, останавливает понос. Суп из чеснока полезен при ветре.
Имбирь вызывает тепло, подавляет болезни ветра. Соль порождает тепло, облегчает пищеварение, придает вкус еде, выводит кал. Все приправы улучшают вкус пищи и возбуждают аппетит.
Несовместимыми являются несозревшие молочнокислые продукты и свежее вино, рыба и молоко, молоко и плоды с деревьев, яйца и рыба, гороховый суп и сыр. Нельзя жарить грибы на горчичном масле, есть курятину с кислым молоком, нельзя использовать равные части меда и растительного масла, после приема топленого масла пить холодную воду.
Нельзя есть кислую пищу и запивать ее молоком. Принимать пищу, пока не переварилась ранее съеденная т.е. спустя менее трех часов. Непривычная и не ко времени съеденная пища тоже может стать ядом. Переходить к приему несовместимой и непривычной пищи, если к этому принуждают обстоятельства нужно постепенно. Если сделать это сразу, то можно нарушить функции всех доша. Только у молодых, сильных людей, у тех, чей желудок привычен к грубой пище, у кого сильна огненная теплота желудка, у людей, занимающихся тяжелым физическим трудом, постоянно питающихся маслом, даже нарушения принятых правил питания могут не вызвать болезненных нарушений. Всем другим следует соблюдать указанные правила.
Мера принимаемой пищи определяется, исходя из того, тяжелая она или легкая. Пищу легкую можно есть досыта, тяжелую вдвое меньше. Мерой принимаемой пищи служит также то количество пищи, которое легко и быстро переваривается. Постоянное недоедание может привести кто тому, что исчезнет сила и цвет тела, появятся болезни ветра, при переедании же может появиться несварение и избыток слизи в теле, а слизь «закупоривает просвет сосудов и пути движения ветра Ровный огонь». При этом понижается огненная теплота желудка и основа большинства заболеваний. Поэтому меру пищи, ее количество и качество в первую очередь нужно соотносить с силой огня желудка. Рекомендуется две четверти желудка наполнять пищей, одну четверть — питьем, а одну четверть оставлять для ветра.
Каждый человек должен стремиться прожить долго и притом без болезни. А для этого в первую очередь нужно стараться избегать причин и обстоятельств, приводящих к расстройству питания в организме. Без серьезных причин жизненные процессы не нарушаются. Если человек будет приспосабливаться к изменениям погодных и климатических условий, получит соответствующее воспитание, направление шести чувств, строго будет держаться правильного образа жизни, надлежащих пищи и питья, то в таком случае расстройства жизненных процессов в организме не произойдет, и человечество будет пользоваться совершенным здоровьем до предельного возраста.
Несмотря на возраст, возможно продолжить жизнь, пользоваться здоровьем юноши, крепостью и сохранением шести чувств. Существуют представления об идеальных условиях жизни, которые считаются наиболее благоприятными для здоровья человека и способствуют долголетию. Для этого необходимо жить в красивой, гористой, с незагрязненной почвой местности, защищенной от действия ветров, вести умеренный образ жизни, окружить себя людьми молодыми, хорошего нрава и правильно пользоваться втиранием, массажем и ваннами, принимать укрепляющие и восстанавливающие силы средства и употреблять только свежие и доброкачественные пищу и питье.
Необходимо всегда помнить о двух причинах, порождающих болезни, и избегать их. Эти причины — пища и образ жизни, не соответствующие возрасту, конституции, времени года, климату.
Следует постоянно иметь при себе лекарства от кровотечений, от ушибов, от отравления пищевыми веществами, от простуды и от заразных болезней.
Всех врагов пяти внезапных болезней имей при себе как неотлучную охрану.
Следует носить на теле или под мышкой слева драгоценные пилюли ( Ринчен рилбу); на голове драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и лазурит в золотой оправе; на шее —обереги с текстами заклинаний.
Согласно представлениям тибетских мудрецов, необходимо вести размеренную жизнь и одинаково относиться ко всем. Только такое отношение к людям поможет избежать всего того, что причиняет страдания.
Человек должен знать цену своим словам, выражениям, речам. Он должен быть твердым в своих убеждениях и выполнять все данные обещания. Дурные поступки, совершенные человеком, могут быть искуплены только хорошими поступками, совершенными впоследствии. Прежде чем действовать, необходимо все серьезно обдумать.
Нужно хорошо подумать перед тем, как сказать что-нибудь, и не стоит поддаваться приятным словам, произносимым женщинами, но следует говорить с ними искренне, твердо.
Следует быть откровенным с теми, которых уважаешь и любишь, избегать людей с дурным характером, легко относящимся к дружбе и ко всякого рода поступкам, а враждебных умело делать безвредными.
от любящих и верных не таись, разговаривай открыто. Будь нетороплив, но тверд, мирно и быстро вступай в общение.
Врагам спуску не давай, но усмиряй их благородными способами. Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии. Для друзей нужно жертвовать собою и не забывать их услуг; почитать воспитателей, отца, родственников и власть; вести дружбу со всеми людьми независимо от того, к какой национальности они принадлежат; серьезно заниматься своим хозяйством и экономно расходовать средства.
Не следует с жадностью копить добро, затрачивая на это все свои силы, необходимо знать меру.
разумные люди и при богатстве умеют подавить свою гордость.
Нельзя унижать бедных, несчастных, завидовать счастливым. Не следует дружить с людьми дурными и неприязненно относиться к хорошим людям и представителям науки и религии. Нельзя желать владеть чужим имуществом, жалеть о том, что сделано, и давать власть людям дурного нрава.
Следует знать, чего желаешь добиться в жизни, и неторопливо достигать цели. Нужно действовать так, чтобы всякое желание было исполнено в течение одного месяца.
Соблюдая эти правила, если даже будешь действовать один, ты никому не будешь подчинен. Даже раб, поступая так, сделается господином многих.
А теперь о том, как жить по возвышенным законам.
Все люди стремятся быть счастливыми, для чего стараются трудиться, иногда даже без высокого нравственного идеала.
Всякое земное счастье может быть причиной страданий. Поэтому человечество должно стремиться к высшим идеалам, думать о добрых делах, избегая всяких дурных поступков.
Нельзя убивать, воровать, лгать, быть грубым, легкомысленным, шпионить, завидовать, ненавидеть, не должно поддаваться страстям, следует избегать дурных мыслей и помогать, по силе возможности, тяжко больным, бедным и несчастным.
С благоговением ищи опору в Учителях, грех отбрось подальше. Убийство, воровство, разврат, ложь, болтливость, грубость и сплетни, жадность, вредность и еретические взгляды — от этих десяти грехов тело, язык и душу отврати. Страдающим, больным и бедным помогай, чем можешь. Содержи в чистоте тело, язык и душу, гони от них грехи. Язык и прочие органы не перенапрягай, но и не распускай...
Укрощение тела, языка и души, бескорыстная милостыня, забота о чужих делах, как о своих, — вот предел возвышенного поведения.
В «Чжуд-ши» говорится, что не только с людьми, но и с животными следует поступать так же, как поступал бы с самим собою. Ко всем, начиная от червей, относись как к себе.
Общаясь с людьми, следует говорить правдиво, ясно, с приятной улыбкой, с достоинством, помогать своим врагам и быть милосердным и любящим. Необходимо укрощать в себе всякое эгоистическое побуждение, ничего не жалея, делиться с окружающими, а о делах чужих радеть, как о своих собственных.
Улыбайся честно и искренне, говори прямо. Даже врагам, замышляющим злое, старайся быть полезным.
Однако в «Чжуд-ши» упоминается не только о высших законах, но и о законах земных:
Мирские законы — основа всех достоинств. Надо накрепко следовать их букве и содержанию.
Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали.
Соблюдая все перечисленные выше правила, человек сможет прожить долгую и счастливую жизнь.
Тибетская медицина предлагает определенные образ жизни и питание людям разных конституциональных типов по сезонам года.
Как известно, в зимние месяцы происходит накопление слизи. местности, употреблять в пищу мед, питье принимать горячим. В конце зимы полезно пить отвар из имбиря. Образ жизни зимой надо вести жесткий, подвижный, обтираться водой для того, чтобы «удалить слизь». Соблюдение этих правил особенно рекомендуется людям конституции слизи.
В начале зимы от холода закрываются поры, увеличивается огненная теплота тела, возбуждается ветер, и если есть в это время мало, то силы тела убудут. Поэтому в этот период нужно питаться продуктами, имеющими горький, жгучий и вяжущий вкуса, например мясом животных из сухой
Ночи длинные, можно до утра проголодаться, а это вызывает упадок сил тела, поэтому надо натираться кунжутным маслом, есть мясо, супы, «маслянистое», жирное, носить постоянно меховые одежды и сапоги, согреваться грелкой, у огня, на солнце, жить в теплых домах. В конце зимы холода усиливаются, поэтому описанный образ жизни является наилучшим.
Весной надо есть сладкое, маслянистое, прохладное, соленое, жгучее, кислое. Хорошо обмываться прохладной водой, пить разбавленное вино, в тонкой одежде сидеть в прохладном доме,
вдыхая аромат, или в тени деревьев под ветерком. Людям конституции ветра рекомендуется придерживаться этих жизненных правил для того, чтобы предотвратить в весенний период чрезмерное усиление системы ветра.
Летом тучи в небе, набухшие водой, от ветра и холода испарения земли и муть воды угнетают огонь, поэтому
Летом, прибегай к тому, что порождает тепло, особенно в конце лета, лучи солнца могут привести к накоплению желчи, но в движение она придет, то есть проявится ее накопление, осенью. Для того чтобы предотвратить накопление и проявление накопления желчи, нужно есть сладкое, горькое, вяжущее, горячее, жирное.
Этих же советов хорошо придерживаться в следующий сезон года — осенью. Наиболее полезны эти рекомендации людям конституции желчи.
Таким образом, в питании по сезонам года необходимо придерживаться следующих правил. Летом и зимой есть и пить теплое (обладающее теплыми свойствами), весной — грубое, осенью и в период роста растений — летом — прохладное (обладающие холодными свойствами). Летом и зимой предпочтительнее употреблять в пищу продукты с тремя первыми вкусами, то есть сладкие, кислые, соленые, а весной — продукты с тремя последними вкусами — горькие, жгучие, вяжущие. В сезон роста растений следует питаться пищей со сладким вкусом, осенью принимать продукты со сладким, горьким и терпким вкусами.
Осенью и весной хорошо также проводить очищение кишечника слабительными, очищение желудка — рвотными, а летом в качестве профилактических и лечебных процедур рекомендуется делать клизмы.
Бодрствование ночью - нарушение нормального режима жизни. Если случилось так, что не пришлось спать ночью, на следующий день нужно спать на голодный желудок половину времени ночного бдения.
Полезно спать после обеда уставшим, ослабленным больным, людям пожилого возраста, особенно в летние месяцы, и тем, кто страдает от плохого здоровья, алкоголизма. Это необходимо для того, чтобы предупредить усиление ветра. Проявлением избытка ветра в организме является бессонница. Ею страдают, как правило, люди конституции ветра. Для того чтобы спать ночью, необходимо бодрствовать в течение всего дня. При плохом сне рекомендуется также использовать в питании молочнокислые продукты, мясо, горячее молоко, супы, мясо-костные бульоны, творог, питательную пищу, хорошо также втирать топленое масло в кожу головы, тела и, особенно, подошвы ног.
При хорошем здоровье спать днем не рекомендуется, так как это способствует накоплению слизи, а затем и ее движению, что может привести к увеличению веса, появлению отеков, головным болям, подавленности и частыми простудными заболеваниями. Постоянная сонливость днем является проявлением избытка слизи в организме. Избыток слизи в организме следует устранять при помощи рвотных средств, поста и активной половой жизни.Недопустимы противоестественные сношения, а также с чужими женщинами, беременными, утомленными и больными. Нельзя жить половой жизнью во время менструации. Зимой число сношений не ограничивается. Осенью и весной можно через два дня, а летом — раз в полмесяца. В противном случае организм теряет силу, и ослабевают органы чувств.
Очень полезны для здоровья водные процедуры. Купание снимает усталость, уменьшает жажду и жар. Оно усиливает страсть, физическую силу, предупреждает кожные болезни. Считается, что купание продлевает жизнь. Полезно обмывание теплой водой нижней части тела, но не рекомендуется мыть голову и волосы горячей водой, ибо она «похищает волосы и силу зрения». Противопоказано купание при заболевании носа и глаз, а также сразу после еды.
Купание усиливает страсть, силу, увеличивает жизнь цвет, смывает пот, грязь, запах, снимает усталость, удаляет жажду и жар. Но мытье головы горячей водой похищает волосы и силу зрения. Глаза имеют природу огня, вода им вредна. Купание и душ противопоказаны при поносе от жара, вздутии живота, несварении, болезнях носа и глаз, простуде, а также после еды.
Постоянное натирание кожи маслом отдаляет старость, излечивает расстройства ветра, делает кожу упругой и эластичной, а тело — крепким, стройным и легким. Однако частый массаж с применением масел может оказаться вредным для организма. Он противопоказан детям и людям, страдающим расстройствами желчи и заболеваниями в стадии обострения. Рекомендуется делать натирания с маслом людям конституции слизи, особенно зимой и весной. Натирание и массаж способствуют уменьшению слизи, препятствуют накоплению жира и делают тело крепким.
При нарушении деятельности ветра полезно делать массаж с кунжутным маслом. Для людей конституции желчи более приемлемы подсолнечное, кокосовое или сандаловое масло, обладающие эффектом охлаждения. А людям с доминирующей системой слизи полезно кукурузное или горчичное масло.
При нарушениях слизи массаж нужно делать утром. Расстройство ветра уменьшается после вечернего массажа, а нарушения деятельности желчи — после полуночного.
Следуя наставлениям тибетских врачей не следует терпеть голода и жажды, не задерживать рвоты, отрыжки, зевоты, дыхания, чихания, мокроты, слюны и газов. Не сдерживать опорожнение кишечника и мочевого пурыря.
Неудовлетворение голода приводит к истощению сил, вызывает в организме расстройства, потерю аппетита и головокружение. Такие расстройства излечиваются небольшим количеством удобоваримой, жирной, теплой пищи.
Неутоление жажды вызывает сухость языка, головокружение, сердцебиение, расстройство кровообращения, опьянение. Эти расстройства излечиваются веществами охлаждающего свойства.
Задержка рвоты вызывает отвращение к еде, одышку, болезни кожи, хронические воспаления, абсцессы, расстройства зрения и бронхиты. Подобные расстройства предупреждаются воздержанием от пищи и голоданием, окуриванием лечебными составами, полосканием рта, промыванием желудка и пищевода.
Задержка чихания вызывает притупление шести чувств, головную боль, боли в шейных мышцах, парез мускулов лица и ослабление нижней челюсти. Все эти расстройства предупреждаются лечебными воскурениями и нюхательными лекарственными средствами.
Задержка зевоты вызывает то же самое, что и задержка чихания. При этом расстройства от задержки зевоты предупреждаются средствами, излечивающими расстройства ветра.
Задержка дыхания приводит к появлению опухолей, нарушениям кровообращения и работы сердца. Расстройства от задержки дыхания устраняют средствами, излечивающими расстройство ветра.
Длительное воздержание от сна вызывает зевоту, слабость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, ослабление пищеварительной способности. Все эти расстройства излечиваются употреблением мяса, бульона, вина, массажем, втиранием маслянистых веществ и сном.
Задержка мокроты приводит к увеличению мокрот на местах их образования, одышке, худобе, расстройству сердца и кровообращения, потере аппетита. В таких случаях следует прибегать к отхаркивающим средствам.
Задержка слюны вызывает расстройства сердца и центральной нервной системы, течь из носа, головокружение, потерю аппетита. Подобные нарушения предупреждаются умеренным употреблением вина, сном и приятными разговорами.
Задержка газов вызывает возникновение опухолей, колик, потемнение в глазах, ослабление пищеварения, сопровождающееся нарушением сердечной деятельности.
От задержки кала появляется дурной запах изо рта, боль в темени, сведение икр, лихорадка и расстройства, подобные тем, которые появляются от задержания газов.
Задержка мочи приводит к возникновению почечно - мочекаменной болезни и различных нарушений половой сферы. Все эти расстройства предупреждаются лечебными термальными ваннами ваннами, втираниями, массажем, компрессами и маслянистыми лекарствами.
Как чрезмерное воздержание от половых сношений, так и злоупотребление в зрелом возрасте вызывает сперматорею, боль в члене, задержку урины камнями и импотенцию. Такие расстройства излечиваются ваннами, правильным супружеским образом жизни, при котором необходимо, чтобы оба супруга испытывали совершеннейшее ощущение, а также употреблением в пищу растительных масел, молока, мяса курицы и вина.
Таким образом, препятствия жизненным отправлениям организма приводят к самым различным расстройствам, прежде всего расстройствам ветра, негативного воздействия на нервную систему. В связи с этим следует вовремя излечивать все эти расстройства соответствующими образом жизни, пищей, питьем и лекарствами.
Если всевозможные расстройства лечить только голоданием и успокаивающими средствами, устра-
няя лишь внешние проявления болезни, то расстройства эти снова возобновляются. Расстройства, возникающие зимой, следует излечивать весной, расстройства, возникшие в весеннее равноденствие, — летом, а расстройства, возникшие летом, — осенью.