Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Основы тибетской медицины

О чём раccказывает «ЧЖУД-ШИ»? ПИТАНИЕ И ПИЩА.

Глава 2 ПИТАНИЕ И ПИЩА
ЖИЗНЕННАЯ ЖИВАЯ ТЕПЛОТА И ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗМА

Три регулирующие системы («вредящие») — вет­ра, желчи и слизи, семь тканей (сил тела) и три отде­ления («вредимые») находятся в зависимости друг от друга, а от них в свою очередь зависят существова­ние организма, его процветание и разрушение. По­этому следует обратить особое внимание:

1) на ткани и отделения и на их роль в организме;

2) на жизнен­но-живую теплоту;

3) на результаты пищеварения.

Жизненная живая теплота поддерживается вос­приятием, уподоблением, всасыванием, усвоением, удалением-очищением-расходованием воздуха и пи­щевых веществ и питья. Этот процесс пищеварения совершается под влиянием деятельности системы ветра и жизненных процессов желчи и слизи в пер­вых путях пищеварения. Все жизненные процессы совершаются под влиянием жизненной живой теп­лоты. Главную роль в производстве теплоты и ее под­держании и охранении в организме играет Перева­ривающая, уподобляющая желчь.

«Огненное теплота» — это причина переваривания. Здесь главной считается желчь Переваривающая. У болезней, сил тела и нечистот — у всех есть тепло. От огненной теплоты зависят здоровье, бодрость, цвет, долголетие и мощь сил тела.

Благодаря желчи и вызываемой ею теплоте в организме не происходит расстройств, сохраняется прирожденная энергия жизненной живой теплоты, постоянно возобновляются силы организма. Трудо­любие, энергия, рост организма и продолжитель­ность жизни зависят от деятельности желчи; ника­кая пища и питье не могут быть переварены без ее участия. Если же пищеварительная способность ос­лаблена, то питание хилуса и прочего ослабевает; по­этому для сохранения жизненной живой теплоты нужно стараться употреблять пищу и питье умерен­но, разумно, вести умеренный образ жизни и не спо­собствовать потере, расходованию теплоты. Такие

обстоятельства сохраняют силу и способствуют дол­голетию.

   Огненная теплота — как дверь на пути переваривания пищи. Если оно сильное, то пища из желудка выходит переваренной, если слабое, то пища, не созревая, выводится наружу.

   Это тепло — основа, которая всякую пищу использует на усиление и развитие сил тела и цвета. Если пища не переваривается, то силы тела не будут расти. Поэтому образом жизни и пищей с «теплыми» свойствами надо оберегать тепло тела, и тогда будут в теле и сила, и долгая жизнь.

 

Пища и питье, попадая в рот, размельчаются и разжижаются слизеподобными секрециями и после глотания и движения по пищеводу поступают в же­лудок. Глотательное движение и движение пищевода и желудка зависят от нормального состояния голов­ного мозга и его проводников, которые функциони­руют под влиянием деятельности системы ветра. Пища в желудке разжижается питьем и благодаря жирам делается мягкой. Пищевые вещества в желуд­ке под влиянием ветра, способствующего функцио­нированию желудочных нервов, находятся в по­стоянном движении. Система ветра, в свою очередь, влияет на желчь, обеспечивающую усвоение и пи­щеварение.

Пища и питье перемещаются в живот силой ветра Держатель жизни.

 

Питье размельчает, а масло смягчает пищевой комок. Ветер Ровный огонь раздувает желчь Переваривающую, и она в желудке закипает, как лекарство.

Оказавшись в желудке, пищевая смесь, имеющая шесть известных тибетским врачам вкусов, подвер­гается действию желудочного сока, который раз­мельчает и расщепляет ее. Таким образом, смесь пре­вращается в пену, приятную на вкус. Пена эта сама по себе служит материалом, из которого желудочный сок получает необходимые ему вещества, то есть по­полняет свои затраты.

Съеденную пищу и питье шести вкусов слизь Разлагающая разлагает, измельчает. Пища становится сладковатой, пенистой и порождает слизь.

Далее эта сладкая пена подвергается действию желчи, способствующей пищеварению и усвоению. Под влиянием этой желчи вследствие усиления энер­гии жизненной живой теплоты пена становится кис­лой. Теперь она — питательный материал для самой желчи, восстанавливающий ее траты. Затем под влия­нием деятельности системы ветра, способствующей перевариванию, приобретает горький вкус и в этом виде поддерживает пищеварительное восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очи­щение-расходование воздуха, которое способствует пищеварению. Хилус освобождается от веществ, ко­торые должны удалиться из организма.

Затем пища переваривается желчью Переваривающей, она разогревается, обретает кислый вкус и порождает желчь. И наконец ветер Ровный огонь разделяет пищу на прозрачный (сок) и осадок, она делается горькой и порождает ветер. Пища, состоящая из пяти первоэлементов, дает развитие пяти первоэлементам тела.

 

Три жизненных процесса, совершающиеся в ор­ганизме, влияют на энергию жизненной живой теп­лоты:

1) под влиянием расстройства ветра происходит колебание энергии жизненной живой теплоты;

2) под влиянием расстройства жизненных про­цессов желчи энергия жизненной живой теплоты увеличивается;

3) под влиянием расстройства жизненных про­цессов системы слизи энергия жизненной живой те­плоты ослабевает;

4) под влиянием нормального состояния всех трех главных жизненных процессов, совершающихся в ор­ганизме, энергия жизненной живой теплоты нор­мальна.

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Когда хилус освободился от веществ, которые должны удалиться из организма, то непригодные для организма вещества — экскременты и урина — уда­ляются. Питательный же материал после пополне­ния хилуса усваивается всеми тканями последова­тельно благодаря пищеварительной способности, свойственной каждой ткани. Этот пищеварительный материал из первых путей пищеварения девятью пу­тями достигает печени, где, измененный ее деятель­ностью, вступает в кровяную ткань. После кровяной ткани этим питательным материалом запасаются по­следовательно мышечная ткань, жировая ткань, костный мозг и нервная ткань, а затем ткани, спо­собствующие образованию спермы и менструальной крови. Вместе с тем питательные вещества получают слизистая оболочка первых путей пищеварения и различных отверстий, зубы, ногти и волосы.

   После переваривания прозрачный сок отделяется от мутного осадка. Осадок в кишках распадается на жидкость и гущу, гуща становится калом, жидкость — мочой.

А сок прозрачный от тепла каждой из сил созревает. Прозрачный сок из желудка

по девяти сосудам попадает в печень, в печени превращается в кровь, из крови — в мясо,

из мяса — в жир, из жира — в кости, из костей — в костный мозг, из него — в семя.

 

    В ряду тканей и органов, развивающихся после­довательно под влиянием пищеварения и усвоения, ткани и органы, образующие сперму и менструаль­ную кровь, развиваются последними.

   Принятая пища, прежде всего доставляет питательные вещества хи­лусу, затем другим тканям, и только на седьмые су­тки этот питательный материал идет на образование спермы. Вещества, улучшающие пищеварение и усвоение, могут содействовать более быстрому образо­ванию спермы, и большинство упитывающих средств может обеспечить ее образование в течение суток.

    Наивысшим среди прозрачных соков будет цвет — предел очищения семени. Он находится в сердце, но пронизывает все тело, он дает жизнь, красоту, сияние и блеск. Он является конечным продуктом. Пока из пищи прозрачный сок превратится в семя, проходит шесть дней. Но страсть и прочее убыстряют образование семени. Большинство лекарств действуют один день.

 

О ВКУСАХ И СВОЙСТВАХ

 

В тибетской медицине выделены и описаны три основных этапа «поведения» пищи в организме:

1) формирование первичного вкуса и вторичного вкуса после переваривания в желудке; 2) приобрете­ние вторичных свойств; 3) действие поступившего и усвоенного на уровне системы регуляции, конкрет­ного органа или ткани.

Тибетская медицина различает шесть первичных вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий, вяжущий.

Первичные вкусы определяются с помо­щью языка, органа вкуса. У вкусов есть опора — первоэлементы, которые их составляют: «Земля дает основу. Вода — влажность. Огонь — теплоту. Ветер — подвижность. Пространство — место».

 Однако ни один первоэлемент не имеет собственного вкуса, хо­тя и сообщает материальным носителям вкусов свои специфические особенности. Тибетцы считают, что любой вкус возникает при сочетании двух первоэле­ментов. Так, при сочетании Земли и Воды образует­ся сладкий вкус, при сочетании элементов Огня и Земли — кислый, элементы Воды и Огня образуют соленый, первоэлементы Воздуха и Воды формиру­ют горький вкус. Огня и Воздуха — жгучий, Земли и Воздуха — вяжущий вкус.

Пищевые продукты и лекарственные средства, обладающие определенными первичными вкусами, оказывают влияние на состояние трех регулирующих систем — ветра, желчи и слизи. В таблице представ­лены первичные вкусы некоторых лекарств и про­дуктов и их действие на три системы регуляции.

 

 

 

Первич­ный вкус

 

Обладатели Характер действия

 

 

 

первичных вкусов на систему регуляции

 

Сладкий

 

солодка, виноград, сафлор, кассия трубчатая, купена, спаржа, горичник сахар тростниковый, мед,

 

подавляет ветер и желчь, увеличивает слизь

 

 

 

масло, мясо

 

 

 

Кислый

 

гранатник, облепиха,

айва, эмблика, кизильник, шо, дар, чан

 

 

подавляет ветер | и слизь

 

 

 

 

 

увеличивает желчь

 

Соленый

 

каменная соль, нашатырь, квасцы, селитра, поташ, корица, глауберова соль

 

подавляет ветер и слизь, увеличивает желчь

 

Горький

 

сверция,

 

 

 

 

 

болрец разнолистный, шлемник, момордика, ластовик, мускус, желчь, барбарис, адатода, мумие, горечавка крупнолистная.

 

подавляет желчь, увеличивает слизь и ветер

 

шалфей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первич­

 

Обладатели

 

Характер действия

 

ный вкус

 

первичных вкусов

 

на систему регуляции

 

Жгучий

 

перец черный, гедехиум,

 

подавляет ветер

 

 

 

перец длинный, имбирь,

 

и слизь,

 

 

 

ферула,

 

увеличивает желчь

 

 

 

ломонос альпийский,

 

 

 

 

 

лютик, колоказия, чеснок,

 

 

 

 

 

лук

 

 

 

Вяжущий

 

сандал, миробалан хебула,

 

подавляет желчь,

 

 

 

миробалан беллерический,

 

увеличивает слизь

 

 

 

меконопсис цельнолистный,

 

и ветер

 

 

 

колеус, кора и желуди дуба,

 

 

 

 

мирикария

 

 

 

 

I                              I

Наряду с общими принципами действия первичных вкусов на состояние систем регуляции, ветра, желчи и слизи тибетская медицина отмечает и некоторые исключения из правил.     

 Так, пища сладкого вкуса подавляет ветер и    желчь, за исключением ячменя и мяса из сухих мест,    сладкое, как правило, порождает слизь. Особенно хороши мясо дикого яка, рыба, баранина, мед».    

 Кислое угнетает слизь, но усиливает желчь.    Только эмблика лечит болезни желчи, крови, жара.      

Соленое угнетает ветер и слизь, обычно, кроме    квасцов и каменной соли, возбуждает желчь и лишь    в чрезмерном количестве может усилить слизь.     

 

Горькое угнетает желчь, усиливает слизь и ветер, за исключением понгамии и софоры, которые их по­давляют.

 

Жгучее угнетает ветер и слизь; кроме чеснока и перца длинного, возбуждает желчь. В чрезмерном количестве жгучее может вызвать легкий и жесткий ветер.

 

Вяжущее угнетает желчь и, кроме миробалана хебула, возбуждает слизь и ветер».

Четыре вкуса: сладкий, кислый, соленый, горь­кий — имеют влияние на определенные органы. Так, вкус сладкий, «в первую очередь доходит до подже­лудочной железы», вкус кислый — до печени, вкус соленый — до почек, и горький вкус — до сердца.

 

Современные ученые, изучавшие тибетскую ме­дицину, подтверждают, что сладкий вкус, которым обладают углеводы, действительно в первую очередь доходит до поджелудочной железы, заставляя ее включаться в работу по обмену веществ и усвоению глюкозы (углеводов). Химические вещества, обла­дающие кислым вкусом, активизируют работу печени; соединения, обладающие горьким вкусом, стимули­руют функцию сердца, а соединения, имеющие со­леный вкус, активизируют функции почек.

 

В «Чжуд-ши» описаны также лечебные свойства каждого из шести первичных вкусов.

«Сладкое укрепляет, увеличивает силу тела, оно полезно старикам, детям, истощенным, при болез­нях горла и легких, телу дает крепость, затягивает раны, улучшает цвет, обостряет восприятие, удлиня­ет жизнь, питает, изгоняет яды, ветер и желчь. Но избыток сладкого порождает слизь, ожирение, угне­тает тепло, тело толстеет, появляется мочеизнурение, зоб и рмен-бу*.

Кислое рождает тепло, возбуждает аппетит, на­сыщает, размельчает пищу, способствует перевари­ванию, обостряет осязание, освобождает ветер; из­быток его порождает желчь, кровь, ме-дбал**, мел­кие сыпи, головокружение, скийа-рбаб***, ор****, слабость, жажду.

* Рмен-бу — мягкие опухоли, выступающие на по­верхности кожи.

** Ме-дбал — появление красных язв по всему телу вследствие того, что кровь в печени плохо очищается.

*** Скийа-рбаб — предшествует ор, сопровождается отеками над лодыжками ног, потерей цвета щек. Болезни

скийа-рбаб связаны с нарушением состояния легких, серд­ца, печени, селезенки и лимфы.

»«** о? сопровождается отеками на той стороне ли­ца и той половине тела, на которой человек спит.

«Соленое вытягивает затвердевшее, застрявшее, закупорившее, в компрессах оно вызывает потоотде­ление и тепло, избыток соленого приводит к облысе­нию, поседению, морщинам, упадку сил, жажде, ме-дбал, усиливает желчь и кровь».

Горькое лечит потерю аппетита, болезни от чер­вей и жажду, обмороки, рвоту, болезни желчи, отрав­ления, сушит жар, костный мозг, кал, мочу, прояс­няет сознание, лечит болезни грудных желез и потерю голоса. Избыток его истощает силы тела, усиливает ветер и слизь.

Жгучее лечит болезнь гортани, сужения горла, ор, язвы, вызывает тепло, улучшает пищеварение, аппетит, сушит жар и гной, раскрывает сосуды. При избытке жгучего уменьшается семя и силы тела, появляется дрожь, обмороки, боли в пояснице и спине.

Вяжущее сушит гной, кровь, желчь, заживляет раны, улучшает цвет кожи. Но при избытке его ска­пливаются слюни, сохнет кал, вздувается живот, бо­лит сердце, стягиваются жилы.

Когда пища, встретившись с желудочным огнем, переваривается, сначала под действием слизи, потом желчи и ветра, то сладкое и соленое становятся слад­ким, кислое останется кислым, а горькое, жгучее и вяжущее становятся горьким.

После усваивания в организме первичные вкусы приобретают семнадцать (а по некоторым другим трактатам девятнадцать и даже двадцать) вторичных свойств: мягкость, тяжесть, теплоту, маслянистость, крепость, холодность, тупость, прохладность, подат­ливость, жидкость, сухость, белесость, жар, легкость, остроту, жесткость, подвижность. Среди перечислен­ных свойств выделяют восемь основных: тяжелый, маслянистый, прохладный, тупой, легкий, жесткий, горячий, острый.

 

Понятие «свойство» в тибетской медицине обоб­щенное. Оно позволяет охарактеризовать влияние на организм всех условий внешней среды — питания, образа жизни, лекарств и процедур. Правильное лечение заключается в том, чтобы точно описать бо­лезнь при помощи семнадцати свойств и подобрать средства лечения (образ жизни, питание, лекарства, процедуры) с противоположными по значению свойствами.

 

 

Ниже приводятся первичные вкусы и их способ­ность к воспроизведению восьми основных вторич­ных свойств. (Первичные вкусы расположены в по­рядке нарастания способности к воспроизведению вторичных свойств.)

Первичные вкусы

 

Вторичные свойства

 

Соленый, жгучий, вяжущий, сладкий Соленый, вяжущий, сладкий Вяжущий, горький, сладкий Горький, вяжущий, сладкий Кислый, жгучий, горький Жгучий, кислый, соленый

 

тяжелый маслянистый прохладный притупляющий легкий и жесткий горячий и острый

 

 

Первоэлементы, которые участвуют в образова­нии первичных вкусов, сообщают вторичным свой­ствам соответствующие качества.

       Элемента земли тяжелы, крепки, тупы, мяг­ки, маслянисты, сухи. Они уплотняют, укрепляют, соединяют, лечат болезни ветра.

        Элементы воды жидки, прохладны, тяжелы, ту­пы, маслянисты, податливы, они увлажняют, смяг­чают, собирают и изгоняют болезни желчи.

Элементы огня горячи, остры, сухи, жестки, лег­ки, маслянисты, подвижны, они порождают тепло, способствуют созреванию, вырабатывают цвет и по­давляют слизь.

Элементы ветра легки, подвижны, холодны, же­стки, белесы, сухи. Они дают твердость, подвиж­ность, проницаемость, подавляют желчь и слизь.

Восемь основных вторичных свойств можно раз­делить на четыре пары противоположных свойств: холодный — горячий, тяжелый — легкий, мягкий — жесткий, тупой — острый.

        Пара холодный – горячий.       Холодные лекарственные средства и пи­щевые продукты способствуют сни­жению уровня функциональной активности тканей и органов, сдерживают воспалительные процессы и механизмы их развития. Горячие же продукты и лекарственные средства оказывают противополож­ное действие, акти­визируя функционирование различных тканей и органов, способствуют деятельности защитных ме­ханизмов.

   Пара тяжелый — легкий.  Все тяжелое опускается вниз, а легкое поднимается кверху. По­этому тяжелые элементы более активны в отношении систем и ор­ганов нижней части, начиная с почек и поясницы. Легкие элементы  поднимаются вверх и оказывать действие на части тела и органы верхней части тела, вплоть до головы.

  Пара мяг­кий — жесткий. Мягкое проявление лекарств или пищи т.е. без побочных эффек­тов, и жесткое - с нежела­тельными   проявлениями лекарственного средства или пищевого продукта.

  Пара тупой — острый, можно определить  как поня­тие «притупляющего» — сдерживающего и «за­остряющего» — стимулирующего действия.

СВОЙСТВА ПРОДУКТОВ

При разумном использовании еда и питье поддерживают жизнь, а при избытке, недостатке и неправильном использовании порождают болезни и могут жизнь погубить. Поэтому надо быть сведущим в еде и питье.

Свойства продуктов и приготовленной из них пи­щи несколько различаются, поэтому рассматривают­ся отдельно.

По действию на организм большинство зерновых  подавляют ветер и порождают слизь, все они за счет увеличения слизи  усиливают организм.

Рис — маслянист, мягок, холоден и легок, останавливает по­хоть, уменьшает половую потенцию,  рвоту и понос.  

Пшено — тяжелое, холодное, укрепляет и соединяет сломанное и поврежденные кости и мягкие ткани.

Пшеница — холодна, тяжела, питательна, излечи­вает расстройства систем ветра и желчи.

Ячмень холоден, тяжел, увеличи­вает кал, это лучшее из средств, придающих силы. Овес — прохладен, легок, подав­ляет слизь и желчь.

 Гречиха — холодна, легка, порождает движение всех трех систем регуляции.

Стручковые имеют вкус - вяжущий, сладкий, они холодны и легки, удаляют слизь, останавливают понос,  помогают при бо­лезнях крови, желчи и ожирении. Горох китайский очищает от слизи и ветра, порождает кровь и желчь. Гороховые имеет вяжуще-сладкий  вкус, увеличи­вает семя и силы организма. Все недозревшие и свежие зерна — тяжелы, а со­зревшие, высохшие — легки. Свежие зерна, сварен­ные и поджаренные, делаются легче, лучше перева­риваются и усваиваются.

Лук репчатый улучшает сон, возбуждает аппетит, излечивает сочетанные расстройства слизи и ветра. Зеленый лук тяжелого, прохлаждающего свойства, увеличивает слизь. Чеснок тяже­лого и холодного свойств, устраняет расстройства  ветра и уничтожает глисты

Свежая морковь легкого свойства усиливает пищеварение.

Травы и пищевые растения из сухой местности, засушенные, про­варенные теплее и легче, чем растения из местности сырой, свежие и сырые.

Теплые растения излечива­ют и предупреждают болезни холода, холодные — бо­лезни жара.

Вообще зелень возбуждает аппетит, но тяжело и трудно переваривается. Всякая зелень сужает крове­носные сосуды и подавляет действие лекарств.

Различают мясо животных, птиц и рыб. Мясо жи­вотных, обитающих в разных средах обладает различными свойствами.

У многих жи­вотных, обитающих на суше, мясо имеет прохладные свойства, легкие и грубые, оно подавляет горячие болезни.

Мясо обитателей воды — горячее, жирное, тяже­лое, оно лечит  холодные бо­лезни  ветра в желудке, почках и пояснице.  Мясо хищных зверей и птиц грубое, острое, лег­кое, оно порождает огненную теплоту  в желудке и теле, лечит холодные болезни, изле­чивает расстройства слизи.

Мясо различных животных используют при лечении определенных заболеваний. Например, зайчатина тепла, гру­ба, лечит поносы, порождает тепло.

 Мясо бобра и выдры  укрепляет организм, возбуждает страсть, удаляет холод из почек и поясницы.

 Конина и баранина  горячи. Конина лечит холодные болезни почек, поясницы, излечивают абсцессы и нагноения, расстройства лим­фы.

Баранина жирная, укрепляет, способствует питанию мягких  тка­ней, подавляет ветер и слизь, возбуждает аппетит.

Мясо рогатого скота имеет свойства прохлаждающее и жирное, из­лечивает расстройства ветра, способствует усилению огненной теплоты тела.

Свинина холодна, легка, она излечивает язвы и раны и застарелые хронические катары.

Козлятина холодна, тяжела, причиняет расстройства всех трех жизнен­ных процессов, но приносит пользу при заболевани­ях сифилисом и при ожогах.

Медвежатина укрепляет сон, упитывает мышцы.

 Оленина излечивает рас­стройства местного понижения температуры в печени и желудке, усиливает пищеварительную способность.

Мясо дикой козы легкого и охлаждающего свойства, понижает температуру, поднявшуюся под влиянием двухсложных расстройств жизненных процессов.

Курятина увеличивает семяобразование, полезна при ранах и язвах.

Мясо грудной, поясничной и средней части у самцов и самок тяжело. Легко мясо самок животных и самцов птиц.

 Мясо головы, грудной области, груди­ны, позвонков, таза и поясничной области тяжелого свойства.

Свежее парное мясо «холодит», старое «согревает», по­рождая огонь и тепло в теле.

Сырое, остывшее, под­горевшее мясо переваривается трудно, а сухое и сва­ренное, горячее мясо переваривается намного лучше и потому легче усваивается.

 Мясо мороженное, сохраненное год, особенно хорошо излечива­ет расстройства ветра и улучшает пищеварительные способности.

Рыба излечивает болезни желудка, улучшает аппе­тит, проясняет зрение, подавляет и разрушает слизь, лечит язвы, нарывы, раны, опухоли.

Масло сливочное и жиры животного происхож­дения, в том числе костный жир, имеют сладкий вкус, они полезны старикам, детям, ослабленным и утомленным, при истощении семени и крови, при тяжелой физической и умственной работе и всем тем, у кого наблюдаются расстройства системы ветра.

Масло из коровьего и козьего мо­лока — холодное, угнетает жар ветра.

Масло коровье излечивает расстройства слизи и ветра, улучшает пи­щеварение.

Свежее масло  увеличивает  силу тела, подавляет желчь и горячие болезни.

  Масло старое помогает при потере памяти, обморо­ках, психических расстройствах и залечивает раны.

Свежее масло, пенки, сыр возбуждают аппетит, регулируют работу кишечника. Масло старое, прогорклое подав­ляет ветер и слизь, порождает огненную теплоту.

 Масло топленое — лучшее из масел, оно порождает теплоту в теле и силу, удлиняет жизнь, проясняет память, дарует остроту уму.

Костный жир и мозг — холодные, угнетают ветер и увеличивает слизь, спер­му, лечат болезни суставов, ожоги, болезни ветра головы, ушей и матки.

Кунжутное  масло — горячее и ост­рое, способствует - при истощении  «нарашиванию мяса», при ожирении — похуданию, укрепляет тело, подавляет холодные болезни, угнетает слизь и ветер.

Льняное масло излечивает расстройства системы ветра, но вызывает расстройства слизи.

Горчичное масло обладает нейтральными свой­ствами, возбуждает  слизь и желчь, но угнетает ветер.

Люди питающихся маслом бодры, хороши цветом кожи, имеют крепкие внутренние органы и  сохраняют бод­рость в старости.

Различают дождевую, снеговую, реч­ную, родниковую, колодезную, минеральную и дре­весную воду. Дождевая вода безвкусна, но приятна, прохлад­на, легка.

Снеговая вода очень холодна, огонь желудка с трудом нагревает ее, при пользовании несвежей снежной водой «в теле заводятся черви и появля­ются болезни сердца».

 Вода, которая находится в чистом водоеме, доступном ветру и солнцу, счи­тается хорошей.

Вода болотная и солончаковая, вода, в которой купаются животные, к употреб­лению не пригодна, так как вызывает различные за­болевания.       (Добавить из Кунсан…….о воде)

Холодная вода помогает при обмороках, похме­лье, рвоте, головокружении, жажде, жаре тела, бо­лезнях желчи и крови, при отравлениях.

Кипяток согревает, способствует пищеварению, подавляет икоту, удаляет слизь, вздутие живота, одышку. Охлажденный кипяток, не возбуждая сли­зи, удаляет желчь. Считается, что при хранении ки­пяченая вода уже через день становится подобной яду и возбуждает все три доша.

Молоко. Издревле человек употребляет в пищу коровье, козье, овечье, ячье, кобылье и ослиное мо­локо.

Любое молоко очень полезно.  Молоко имеет сладкий вкус, масля­нистое, тяжелое и холодное. Любое молоко подавляет ветер и желчь, возбуждает слизь и страсть, увеличи­вает силы тела. При правильном использовании мо­локо помогает поддерживать силы тела, укрепляет его, а при неправильном применении может порож­дать болезни или усиливать их. Поэтому надо знать, что молоко молоку рознь.

 Сырое молоко, холодное и тяжелое, возбуждает ветер.

 При кипячении молоко становится теплым и легким. Сгущенное молоко — тяжелое, плохо переваривается, а молоко парное подобно нек­тару.

Коровье молоко дает остроту душе, полезно при заболеваниях легких, при мочеизнурении.

Козье мо­локо лечит одышку.

 Овечье молоко подавляет ветер, но вредно для сердца, ячье — лечит болезни желчи и слизи.

 Кобылье и ослиное молоко употребляют при болезни легких, оно опьяняет.

Молочнокислые продукты. Пища, приготовленная из овечьего молока, горяча и сытна, из коровьего и козьего молока — холодна и легка.

 Простокваша из цельного молока имеет первичный и вторичный вку­сы кислые, «изгоняет жар ветра», возбуждает аппе­тит, сушит кал.

Простокваша из снятого молока лечит различ­ные заболевания.

Сыворотка от простокваши слабит, прочищает сосуды, сыворотка от сыра подавляет слизь, не воз­буждая ветер и желчь.

После еды нужно пить, это утоляет жажду, со­действует измельчению и перевариванию пищи, увлажняет, укрепляет и развивает тело. Но при по­тере голоса, выделении большого количества мок­роты, кашле, других болезнях, развивающихся в частях тела выше ключицы, питье после приема пи­щи вредно.

При слабости желудочного огня нужно есть мя­со, принимать алкоголь. Если пища плохо перевари­вается и появляется вздутие живота, после еды нуж­но пить кипяток. При сильном похудании нужно принимать алкоголь, а при ожирении — пить воду с медом. После приема молочнокислых продуктов, ал­коголя, меда полезно пить холодную воду.

Если пить во время еды тело будет в норме, если пить до еды тело станет тучным и если пить после еды, то тело похудеет.

То, что способ приготовления пищи влияет на свойства продуктов, из которых она приготовлена, ни для кого не является секретом. Например, из ри­са можно сварить на воде блюда различной консистенции: жидкую, погуще, густую и плотную, и каждая из них будет иметь свои особенности влияния на организм. Суп из риса утоляет жажду, голод, вса­сываясь, выравнивает силы тела,  порожда­ет тепло и размягчает полости сосудов. Жидкая кашица погу­ще супа, помогает при жажде, голоде, утомлении, «болезни растворяет», уничтожает запо­ры. Густая каша утоляет жажду и голод, останавлива­ет понос. Рисовая каша на мясном бульоне или с молоком — тяжелая. Поджаренные зерна риса пре­кращают понос, способствуют заживлению перело­мов. Суп из недозрелого риса или ячменя вызывает запор, угнетает тепло. Поджаренный дробленый рис легок и горяч, подходит желудку, хорошо усваивает­ся.

Все застывшие блюда, в том числе из риса, угне­тают огонь желудка.

Мясной бульон питателен, насыщает, дает кре­пость телу, полезен людям, в организме которых до­минирующей является система ветра. Суп из сухой муки — лучшее средство при ветре. Крапивный суп тоже подавляет ветер, он порождает тепло, возбуж­дает желчь и слизь. Суп из красной мари подавляет все три системы регуляции. Суп из одуванчика холо­дит, изгоняет жар.  Гороховый суп повышает ап­петит, возбуждает ветер и слизь, «сгоняет жир». Све­жие молодые листья гороха выравнивают жар и холод в теле, а использованные через день после сбора воз­буждают желчь и слизь. Суп из редьки порожда­ет тепло, останавливает понос. Суп из чеснока поле­зен при ветре.

Имбирь вызывает тепло, подавляет болезни вет­ра. Соль порождает тепло, облегчает пищеварение, придает вкус еде, выводит кал. Все приправы улуч­шают вкус пищи и возбуждают аппетит.

Несовместимыми являются несозревшие молоч­нокислые продукты и свежее вино, рыба и молоко, молоко и плоды с деревьев, яйца и рыба, гороховый суп и сыр. Нельзя жарить грибы на горчичном мас­ле, есть курятину с кислым молоком, нельзя исполь­зовать равные части меда и растительного масла, по­сле приема топленого масла пить холодную воду.

Нельзя есть кислую пищу и запивать ее молоком. Принимать пищу, пока не переварилась ранее съеденная т.е. спустя менее трех часов. Непривычная и не ко времени съеденная пища тоже может стать ядом. Пе­реходить к приему несовместимой и непривычной пищи, если к этому принуждают обстоятельства  нужно посте­пенно. Если сделать это сразу, то можно нарушить функции всех доша. Только у молодых, сильных людей, у тех, чей желу­док привычен к грубой пище, у кого сильна огненная теплота желудка, у людей, занимающихся тяжелым физиче­ским трудом, постоянно питающихся маслом, даже нарушения принятых правил питания могут не вы­звать болезненных нарушений. Всем другим следует соблюдать указанные правила.

Мера принимаемой пищи оп­ределяется, исходя из того, тяжелая она или легкая. Пищу легкую можно есть досыта, тяжелую вдвое меньше. Мерой принимаемой пищи служит также то количество пищи, которое легко и быстро перевари­вается. Постоянное недоедание может привести кто­ тому, что исчезнет сила и цвет тела, появятся болезни ветра, при переедании же может появиться несваре­ние и избыток слизи в теле, а слизь «закупоривает просвет сосудов и пути движения ветра Ровный огонь». При этом понижается  огненная теплота желудка и основа большинства заболеваний. Поэтому меру пищи, ее количест­во и качество в первую очередь нужно соотносить с силой огня желудка. Рекомендуется две четверти же­лудка наполнять пищей, одну четверть — питьем, а одну четверть оставлять для ветра.

Каждый человек должен стремиться прожить долго и притом без болезни. А для этого в первую очередь нужно стараться избегать причин и обстоя­тельств, приводящих к расстройству питания в орга­низме. Без серьезных причин жизненные процессы не нарушаются. Если человек будет приспосабли­ваться к изменениям погодных и климатических ус­ловий, получит соответствующее воспитание, на­правление шести чувств, строго будет держаться пра­вильного образа жизни, надлежащих пищи и питья, то в таком случае расстройства жизненных процес­сов в организме не произойдет, и человечество будет пользоваться совершенным здоровьем до предельно­го возраста.

Несмотря на воз­раст, возможно продолжить жизнь, пользоваться здоровьем юноши, крепостью и сохранением шести чувств. Существуют представления об идеальных ус­ловиях жизни, которые считаются наиболее благо­приятными для здоровья человека и способствуют долголетию. Для этого необходимо жить в краси­вой, гористой, с незагрязненной почвой местности, защищенной от действия ветров, вести умеренный образ жизни, окружить себя людьми молодыми, хорошего нрава и правильно пользоваться втира­нием, массажем и ваннами, принимать укрепляю­щие и восстанавливающие силы средства и упот­реблять только свежие и доброкачественные пищу и питье.

Необходимо всегда помнить о двух причинах, по­рождающих болезни, и избегать их. Эти причины — пища и образ жизни, не соответствующие возрасту, конституции, времени года, климату.

Следует постоянно иметь при себе лекарства от кровотечений, от ушибов, от отравления пищевыми веществами, от простуды и от заразных болезней.

Всех врагов пяти внезапных болезней имей при себе как неотлучную охрану.

Следует носить на теле или под мышкой слева драгоценные пилюли ( Ринчен рилбу); на голове драгоцен­ные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и лазурит в золотой оправе; на шее —обереги с  текстами закли­наний.

Согласно представлениям тибетских мудрецов, необходимо вести размеренную жизнь и одинаково относиться ко всем. Только такое отношение к лю­дям поможет избежать всего того, что причиняет страдания.

Человек должен знать цену своим словам, выра­жениям, речам. Он должен быть твердым в своих убе­ждениях и выполнять все данные обещания. Дурные поступки, совершенные человеком, могут быть ис­куплены только хорошими поступками, совершен­ными впоследствии. Прежде чем действовать, необ­ходимо все серьезно обдумать.

Нужно хорошо подумать перед тем, как сказать что-нибудь, и не стоит поддаваться приятным сло­вам, произносимым женщинами, но следует говорить с ними искренне, твердо.

Следует быть откровенным с теми, которых ува­жаешь и любишь, избегать людей с дурным харак­тером, легко относящимся к дружбе и ко всякого рода поступкам, а враждебных умело делать безвредными.                       

     от любящих и верных не таись, разговаривай открыто. Будь нетороплив, но тверд, мирно и быстро вступай в общение.

  Врагам спуску не давай, но усмиряй их благородными способами. Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии. Для друзей нужно жертвовать собою и не забы­вать их услуг; почитать воспитателей, отца, родст­венников и власть; вести дружбу со всеми людьми независимо от того, к какой национальности они принадлежат; серьезно заниматься своим хозяйством и экономно расходовать средства.

Не следует с жадностью копить добро, затрачи­вая на это все свои силы, необходимо знать меру.

разумные люди и при богатстве умеют подавить свою гордость.

Нельзя унижать бедных, несчастных, завидовать счастливым. Не следует дружить с людьми дурными и неприязненно относиться к хорошим людям и представителям науки и религии. Нельзя желать вла­деть чужим имуществом, жалеть о том, что сделано, и давать власть людям дурного нрава.

Следует знать, чего желаешь добиться в жизни, и неторопливо достигать цели. Нужно действовать так, чтобы всякое желание было исполнено в течение од­ного месяца.

Соблюдая эти правила, если даже будешь дейст­вовать один, ты никому не будешь подчинен. Даже раб, поступая так, сделается господином многих.

А теперь о том, как жить по возвышенным законам.

Все люди стремятся быть счастливыми, для чего стараются трудиться, иногда даже без высокого нрав­ственного идеала.

Всякое земное счастье может быть причиной страданий. Поэтому человечество должно стремить­ся к высшим идеалам, думать о добрых делах, избе­гая всяких дурных поступков.

Нельзя убивать, воровать, лгать, быть грубым, легкомысленным, шпионить, завидовать, ненави­деть, не должно поддаваться страстям, следует избе­гать дурных мыслей и помогать, по силе возможно­сти, тяжко больным, бедным и несчастным.

С благоговением ищи опору в Учителях, грех отбрось подальше. Убийство, воровство, разврат, ложь, болтливость, грубость и сплетни, жадность, вредность и еретические взгляды — от этих десяти грехов тело, язык и душу отврати. Страдающим, больным и бедным помогай, чем можешь. Содержи в чистоте тело, язык и душу, гони от них грехи. Язык и прочие органы не перенапрягай, но и не распускай...

Укрощение тела, языка и души, бескорыстная милостыня, забота о чужих делах, как о своих, — вот предел возвышенного поведения.

В «Чжуд-ши» говорится, что не только с людьми, но и с животными следует поступать так же, как по­ступал бы с самим собою. Ко всем, начиная от червей, относись как к себе.

Общаясь с людьми, следует говорить правдиво, ясно, с приятной улыбкой, с достоинством, помо­гать своим врагам и быть милосердным и любящим. Необходимо укрощать в себе всякое эгоистиче­ское побуждение, ничего не жалея, делиться с окру­жающими, а о делах чужих радеть, как о своих соб­ственных.

Улыбайся честно и искренне, говори прямо. Даже врагам, замышляющим злое, старайся быть полезным.

Однако в «Чжуд-ши» упоминается не только о высших законах, но и о законах земных:

Мирские законы — основа всех достоинств. Надо накрепко следовать их букве и содержанию.

Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали.

Соблюдая все перечисленные выше правила, че­ловек сможет прожить долгую и счастливую жизнь.

 

Тибетская медицина предлагает определенные образ жизни и питание людям разных конституциональных типов по сезонам года.

Как известно, в зимние месяцы происходит накопление слизи. мест­ности, употреблять в пищу мед, питье принимать горячим. В конце зимы полез­но пить отвар из имбиря. Образ жизни зимой надо вести жесткий, подвижный, обтираться водой для того, чтобы «удалить слизь». Соблюдение этих правил особенно рекомендуется людям конститу­ции слизи.

В начале зимы от холода закрываются поры, увеличивается огненная теплота тела, возбуждается ветер, и если есть в это время мало, то силы тела убудут. Поэтому в этот период нужно питаться продуктами, имею­щими горький, жгучий и вяжущий вкуса, например мясом животных из сухой

Ночи длинные, можно до утра проголодаться, а это вызывает упадок сил тела, поэтому надо натираться кунжутным маслом, есть мясо, супы, «маслянистое», жирное, носить постоянно меховые одежды и сапоги, согреваться грелкой, у огня, на солнце, жить в теплых домах. В конце зимы холода усиливаются, поэтому описанный образ жизни является наилучшим.

Весной надо есть сладкое, маслянистое, прохладное, соленое, жгучее, кислое. Хорошо обмываться прохладной водой, пить разбавленное вино, в тонкой одежде сидеть в прохладном доме,

вдыхая аромат, или в тени деревьев под ветерком. Людям конституции ветра рекомендуется придер­живаться этих жизненных правил для того, чтобы предотвратить в весенний период чрезмерное усиле­ние системы ветра.

Летом тучи в небе, набухшие водой, от ветра и холода испарения земли и муть воды угнетают огонь, поэтому

Летом, прибегай к тому, что порождает тепло, особенно в конце лета, лучи солнца могут привести к накоплению желчи, но в движение она придет, то есть проявится ее накопление, осенью. Для того чтобы предотвратить накопление и прояв­ление накопления желчи, нужно есть сладкое, горь­кое, вяжущее, горячее, жирное.

Этих же советов хорошо придерживаться в сле­дующий сезон года — осенью. Наиболее полезны эти рекомендации людям конституции желчи.

Таким образом, в питании по сезонам года необ­ходимо придерживаться следующих правил. Летом и зимой есть и пить теплое (обладающее теплыми свойствами), весной — грубое, осенью и в период роста растений — летом — прохладное (обладающие холодными свойствами). Летом и зимой предпочти­тельнее употреблять в пищу продукты с тремя пер­выми вкусами, то есть сладкие, кислые, соленые, а весной — продукты с тремя последними вкусами — горькие, жгучие, вяжущие. В сезон роста растений следует питаться пищей со сладким вкусом, осенью принимать продукты со сладким, горьким и терпким вкусами.

Осенью и весной хорошо также проводить очи­щение кишечника слабительными, очищение желуд­ка — рвотными, а летом в качестве профилактиче­ских и лечебных процедур рекомендуется делать клизмы.

Бодрство­вание ночью  - нарушение нормального режима жизни. Ес­ли случилось так, что не пришлось спать ночью, на следующий день нуж­но спать на голодный желудок половину времени ночного бдения.

     Полезно спать после обеда уставшим, ослабленным больным, людям пожилого возраста, особенно в летние месяцы, и тем, кто страдает от плохого здоровья, алко­голизма. Это необходимо для того, чтобы пре­дупредить усиление  ветра. Проявлением избытка ветра в организме являет­ся бессонница. Ею страдают, как правило, люди кон­ституции ветра. Для того чтобы спать ночью, необ­ходимо бодрствовать в течение всего дня. При пло­хом сне рекомендуется также использовать в питании молочнокислые продукты, мясо, горячее молоко, су­пы, мясо-костные бульоны, творог, питательную пищу, хорошо также вти­рать топленое масло в кожу головы, тела и, особенно, подошвы ног.

   При хорошем здоровье спать днем не реко­мендуется, так как это способствует накоплению слизи, а затем и ее движению, что может привести к увеличению веса, появлению отеков, головным бо­лям, подавленности и частыми простудными забо­леваниями. Постоянная сонливость днем является проявлением избытка слизи в организме. Избыток слизи в организме следует устранять при по­мощи рвотных средств, поста и активной половой жизни. 

Недопустимы противоестественные сношения, а также с чужими женщинами,  беременными, утомленными и больными. Нельзя жить половой жизнью во время менструа­ции. Зимой  число сношений не ограничивается. Осенью и весной можно через два дня, а летом — раз в полмесяца. В противном случае организм теряет силу,  и ослабевают органы чувств.

Очень полезны для здоровья водные процедуры. Купание снимает усталость, уменьшает жажду и жар. Оно усиливает страсть, физическую силу, преду­преждает кожные болезни. Считается, что купание продлевает жизнь. Полезно обмывание теплой во­дой нижней части тела, но не рекомендуется мыть голову и волосы горячей водой, ибо она «похищает волосы и силу зрения». Противопоказано купа­ние при заболевании носа и глаз, а также сразу после еды.

Купание усиливает страсть, силу, увеличивает жизнь  цвет, смывает пот, грязь, запах, снимает усталость, удаляет жажду и жар. Но мытье головы горячей водой похищает волосы и силу зрения. Глаза имеют природу огня, вода им вредна. Купание и душ противопоказаны при поносе от жара, вздутии живота, несварении, болезнях носа и глаз, простуде, а также после еды.

 

   Постоянное натирание кожи маслом отдаляет  старость, излечивает расстройства ветра, делает кожу упругой и эластичной, а тело — крепким, стройным и легким. Однако частый массаж с примене­нием масел может оказаться вредным для организ­ма. Он противопоказан  детям и людям, страдающим расстройствами желчи и заболеваниями в стадии обострения. Рекомендуется делать натирания с маслом людям конституции слизи, особенно зи­мой и весной. Натирание и массаж способствуют уменьшению слизи, препятствуют накоплению жира и делают  тело крепким.

При нарушении деятельности  ветра по­лезно делать массаж с кунжутным  мас­лом. Для людей конституции желчи более приемле­мы подсолнечное, кокосовое или сандаловое масло, обладающие эффектом охлаждения. А людям с до­минирующей системой слизи полезно кукурузное  или горчичное масло.

При нарушениях  слизи массаж нужно делать утром. Расстройство  ветра уменьша­ется после вечернего массажа, а нарушения деятель­ности  желчи — после полуночного.

Следуя наставлениям тибетских врачей  не следует терпеть голода и жажды, не задерживать рвоты, отрыжки, зевоты, дыхания, чихания, мокроты, слюны и газов. Не сдерживать опорожнение кишечника и мочевого пурыря.

Неудовлетворение голода приводит к истощению сил, вызывает в организме расстройства, потерю ап­петита и головокружение. Такие расстройства изле­чиваются небольшим количеством удобоваримой, жирной, теплой пищи.

Неутоление жажды вызывает сухость языка, го­ловокружение, сердцебиение, расстройство кровооб­ращения, опьянение. Эти расстройства излечивают­ся веществами охлаждающего свойства.

Задержка рвоты вызывает отвращение к еде, одышку, болезни кожи, хронические воспаления, абсцес­сы, расстройства зрения и бронхиты. Подобные расстройства предупреждаются воздержани­ем от пищи и голоданием, окуриванием лечебными составами, полосканием рта, промыванием желудка и пи­щевода.

Задержка чихания вызывает притупление шести чувств, головную боль, боли в шейных мышцах, парез мускулов лица и ослабление нижней челюсти. Все эти расстройства предупреждаются лечебными  воскурениями и нюхательными лекарственными средствами.

Задержка зевоты вызывает то же самое, что и за­держка чихания. При этом расстройства от задержки зевоты предупреждаются средствами, излечивающи­ми расстройства ветра.

Задержка дыхания приводит к появлению опухо­лей, нарушениям кровообращения и работы сердца. Расстройства от задержки дыхания устраняют сред­ствами, излечивающими расстройство ветра.

Длительное воздержание от сна вызывает зевоту, слабость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, ослабление пищеварительной способности. Все эти расстройства излечиваются употреблением мяса, бульона, вина, массажем, втиранием маслянистых ве­ществ и сном.

Задержка мокроты приводит к увеличению мок­рот на местах их образования, одышке, худобе, рас­стройству сердца и кровообращения, потере аппетита. В таких случаях следует прибегать к отхаркиваю­щим средствам.

Задержка слюны вызывает расстройства сердца и центральной нервной системы, течь из носа, голово­кружение, потерю аппетита. Подобные нарушения предупреждаются умеренным употреблением вина, сном и приятными разговорами.

Задержка газов вызывает  возникновение опухолей, колик, потемнение в глазах, ослабление пищеварения, сопровождаю­щееся нарушением сердечной деятельности.

От задержки кала появляется дурной за­пах изо рта, боль в темени, сведение икр, лихорадка и расстройства, подобные тем, которые появляются от задержания газов.

Задержка мочи приводит к возникновению почечно - мочека­менной болезни и различных нарушений половой сферы. Все эти расстройства предупреждаются лечебными термальными ваннами ван­нами, втираниями, массажем, компрессами и масля­нистыми лекарствами.

Как чрезмерное воздержание от половых сноше­ний, так и злоупотребление в зрелом возрасте вызы­вает сперматорею, боль в члене, задержку урины кам­нями и импотенцию. Такие расстройства излечива­ются ваннами, правильным супружеским образом жизни, при котором необходимо, чтобы оба супруга испытывали совершеннейшее ощущение, а также употреблением в пищу растительных масел, молока, мяса курицы и вина.

Таким образом, препятствия жизненным отправ­лениям организма приводят к самым различным расстройствам, прежде всего расстройствам  ветра, негативного воздействия на нервную систему. В связи с этим следует во­время излечивать все эти расстройства соответ­ствующими образом жизни, пищей, питьем и лекар­ствами.

Если всевозможные расстройства лечить только голоданием и успокаивающими средствами, устра-

няя лишь внешние проявления болезни, то рас­стройства эти снова возобновляются. Расстрой­ства, возникающие зимой, следует излечивать вес­ной, расстройства, возникшие в весеннее равно­денствие, — летом, а расстройства, возникшие летом, — осенью.



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека