Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

Религиозные аспекты тибетской медицины и тибетской алхимии

Мантра Будды БхайшаджьягуруДоклад на конференции "Религиоведение в России. К 50-ю кафедры философии религии и религиоведения", посвященной 50-летию кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (2-3 февраля 2010 г.)
Проблема выделения религиозного компонента в тибетской медицине встала перед исследователями при первом же знакомстве с предметом, однако долгое время она решалась весьма просто и однозначно.

Европейцы впервые узнали про существование у тибетцев особой медицинской науки в первой половине XIX века благодаря запискам путешественников-исследователей Тибета – российского врача Ремана, венгерского тибетолога Чома де Кёреши, английского исследователя Уайза, русского миссионера архиепископа Нила.

Эти описания содержали противоречивые оценки искусства тибетских врачей – с одной стороны, в них говорилось об обширных познаниях тибетцев в области диагностики и лечения различных болезней, приводились примеры успешного исцеления тяжелых больных, рассказывалось о наличии у тибетцев богатой медицинской литературы; с другой стороны, исследователей смущало использование в медицинской практике гаданий и заклинаний, тесная связь медицины с буддийским культом, а также своеобразные натурфилософские представления, лежащие в основе тибетской медицины.

Первое вызывало у исследователей и читателей интерес и желание поглубже разобраться в описываемом предмете, второе – отвращение и подозрительность по отношению к тибетской медицине в целом. Первым действительно серьезным исследователем тибетской медицины стал бурят Петр Александрович Бадмаев, закончивший Восточный факультет Санкт-Петербургского университета и Медико-хирургическую академию и получивший от своего дяди Александра Бадмаева, а затем от многих монгольских и тибетских врачей, глубокие познания в области традиционной медицины Тибета. В 1898 году он издал свободный перевод на русский язык основного трактата по тибетской медицине «Чжуд-ши» («Четыре Тантры»), в предисловии к которому писал: «В переводах первых двух книг «Жуд-Ши» выкинуто все, что не касается врачебной науки, а относится к вероучению и отделу «тарни» (заклинаниям-дхарани – А.В.).

Будущие исследователи тибетской медицины должны помнить, что только серьезный знаток врачебной науки Тибета в состоянии различить взгляды чисто медицинские от взглядов вероучения и «тарни». Гелунги же, изучающие врачебную науку, как убежденные буддисты-ламаисты, относят все свои знания к Будде и смешивают взгляды медицины, вероучения и «тарни». За прошедшее после этой публикации столетие тибетская медицина приобрела на Западе и в России большую популярность, и в настоящее время в Москве имеется ряд центров тибетской медицины, врачами в которых являются как тибетцы, так и их российские ученики.

Большую работу по изучению медицинской науки Тибета проделали как западные ученые, так и российские исследователи, особенно ученые из Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук. Однако большинство этих исследователей используют подход, предложенный Бадмаевым – изучая клинические свойства предлагаемых тибетской медициной лекарств и процедур, они по возможности игнорируют все то, что может быть отнесено к религиозным аспектам. Возможно, такой подход вполне уместен в деле поиска новых лекарственных средств для современной медицины, однако он дает искаженное представление о тибетской медицине как явлении культуры, связанном не только с традиционным Тибетом, но и продолжающем активное существование как на Востоке, так и на Западе.

Поэтому мне представляется весьма актуальной задача анализа традиционной медицины Тибета с религиоведческих позиций, тем более, что исследований на эту тему опубликовано чрезвычайно мало. Материалом для такого исследования должно быть как изучение практики тибетских врачей, так и трактаты по тибетской медицине, содержащие много сведений по данному вопросу. При знакомстве с практической деятельностью врачей мы сразу же замечаем, что все тибетские лекари – буддийские, реже бонские ламы, часто имеющие ученое звание геше или кхенпо. В лечении они используют не только лекарства, медицинские процедуры и рекомендации по соблюдению режима дня и диеты, но и мантры, которые следует повторять при принятии лекарств. Многие тибетские врачи используют при диагностике и определении правильного решения астрологические расчеты. Наконец, в ряде случаев они используют в лечении осуществление специальных медицинских ритуалов, включающих прежде всего подношения и прошения Будде Медицине (тиб. Менла, санскр. Бхайшаджьягуру).

При изучении тибетских медицинских трактатов мы можем выделить как общие религиозные аспекты традиционной медицины, так и те области, в которых значение этих аспектов наиболее велико. Не углубляясь в подробности, приведу некоторые выводы, сделанные на основе изучения прежде всего двух основных текстов – трактата «Чжуд-ши» (вероятно, XII век) и обширного комментария к нему под названием «Вайдурья-Онбо» (XVII в.).

1. Источником медицинского знания считается традиция наставлений, идущая от Будды Медицины (Менла). Сам трактат «Чжуд-ши» написан в виде беседы мудрецов- риши, являющихся эманациями Будды Медицины.

2. В основе традиционной медицинской науки Тибета лежит натурфилософия, являющаяся синтезом индийской аюрведы и китайского учения об Инь и Ян и элементах природы. Этот синтез осуществлен на основе буддийских представлений о сансаре и нирване, о неведении как общей причине страданий: «В качестве самой общей причины страданий Можно назвать неведение об отсутствии индивидуального «я»…. Неведение порождает частные причины болезней – Три яда души – страсть, гнев и невежество. А их плоды, в свою очередь, - это близкие причины болезней В виде трех доша - ветра, желчи и слизи.» (Чжуд-ши, стр.49).

3. Деятельность врача расценивается как религиозная и описывается как служение живым существам ради их избавления от страданий. «Вечные плоды, пожинаемые лекарем: Те, кто без корысти, хитрости И жадности лечил людей, Попадут потом в страну Высшего Будды – Так сказал исцелитель, Царь лекарей».(Чжуд-ши, стр.115-116).

4. Деятельность врача обязательно включает религиозную практику, визуализации и произношение мантр при изготовлении лекарств, совершение подношений Будде Медицине, гадание, использование мантр и умилостивление или укрощение демонов в случае, если они являются виновниками болезни. Четверть всех болезней считаются вызываемыми нарушением равновесия элементов, а причиной другой четверти являются демоны:

«По порокам, по главности, по виду и месту — но этим четырем (статьям) выделяют 404 болезни, Они могут быть зависимыми (от кармы), не поддаваться лечению и приводить к смерти, или же быть воображаемыми болезнями, насланными демонами, которые излечиваются при помощи обрядов, или же возникшими и излечивающимися от лечения, а без него — приводящими к смерти, или же просто подобиями болезней, проходящими и без лечения» (Чжуд-ши, стр.59-60).

5. Если в теоретической части трактатов постоянно присутствуют ссылки на буддийское учение, то в практической части указания на религиозные аспекты распределены достаточно неравномерно. При описании многих болезней и их лечения авторы трактатов ограничиваются описанием физических признаков заболевания и применяемых при нем лекарственных составов. Однако есть по крайней мере две области тибетской медицины, при описании которых религиозный элемент весьма значителен.

Болезни, вызванные демонамиВо-первых, это так называемые «болезни, вызываемые демонами». К таким болезням, судя по анализу современных исследователей относится ряд психических и нервных заболеваний, а также ряд тяжелых болезней другого происхождения, таких как лепра и бесплодие. В трактатах приводятся списки демонов, вызывающих болезни, и даются их описания.

Нужно сказать, что даже заболевание такого рода не может быть признано вызванным демонами, пока не будут исследованы все признаки и не будет проведено гадание. В случае подтверждения, врач должен провести умилостивительные ритуалы, а в случае их неудачи использовать так называемые «жесткие методы», то есть изгнание демонов.

Вот как, например, описывается подобная практика в главе «О женском бесплодии» трактата «Вайдурья-Онбо»: «Следует исследовать судьбу при помощи (гадания) Мо Дакини, возвещенного в тантре Янгчхар и объясненного в «Собрании размышлений (о) Наставнике», либо посредством гаданий Чжутхиг(1) и Согмо(2) традиции Бона Свастики, и посредством астрологии соединения планет, четырех сторон света, верха и низа и пр., преподанной в Портханг(3). Если вред есть, нужно исцелить (больную от) демонов при помощи подношений умилостивительных торма(4) и пр., а также при помощи суровых (средств) – мантр подавления, изгнания и сожжения».

Во-вторых, значителен религиозный элемент в текстах, посвященных так называемой тибетской алхимии. К этой области, часто рассматриваемой как раздел медицины, относятся прежде всего разнообразные методы продления жизни и сохранения бодрости и здоровья до глубокой старости. Эти методы сочетают употребление определенных лекарств наряду с соблюдением особого образа жизни и рациона питания с религиозными практиками, связанными с визуализацией медитацией. Именно в этой области эти элементы чрезвычайно тесно связаны.

Вот как, например, описывается изготовление и применение малого эликсира долголетия в главе «Лечение стариков» трактата «Вайдурья Онбо»: «Что касается малого (эликсира) … кальцит и железную руду в равных долях смешать с медом, патокой, сахаром – «тремя сладкими» – влить в череп (капалу) с четырьмя континентами, поставить на подставку перед собой, сделать предварительные упражнения, как описано выше. Следует представить, что сам мгновенно стал (собственным) идамом, хранителем чаши с амритой; перед собой из БХУМ этот сосуд с лекарством (превращается) в четырехугольный неизмеримый драгоценный дворец с четырьмя вратами, появляются украшение, конь, и все прочие полностью совершенные признаки; в нем на троне с лотосами, Солнцем и Луной из белого АХ распространяется благородный свет; принеся благо живым существам, он вновь собирается и вливается в слог АХ. После того, как он полностью сформировался, из него (возникает) Бхагаван
(1) Бросание жребия при помощи разноцветных ниток.
(2) Гадание по жженым лопаткам.
(3) Древнейшая тибетская астрология.
(4) Изделия из теста, употребляемые в магических ритуалах.


Покровитель Амитабха белого цвета; в двух руках, сложенных на груди, он держит чашу с амритой. В чаше, в центре скрещенной ваджры, появляется лунное гау(5) , полное нектара. Его хранит Хаягрива с телом красного цвета, в правой руке (он держит) палицу, левой (рукой) делает угрожающую мудру. Из его (Амитабхи) сердца появляется Амитаюс в свете мантр. В сердце Амитаюса появляется пучок лучей.

Затем в десять сторон распространяется свет, радующий сердце, он достигает (всех) существ, устанавливается на (соответствующем) уровне, собирается нектар, возникший из одушевленного и неодушевленного мира и делается прочее, подобно вышеописанному, (нектар) капает в чашу и гау – так следует визуализировать.

ОМ СА РБА ТА ТХА ГА ТА А МРИ ТА ШУДДХЕ А ЮДЗНЯ РА НИ ПУШТИ КУ РУ ЙЕ СВА ХА
– так следует возглашать; свет распространяющийся и собирающийся собирает жизнь из десяти сторон, проникает в чашу; следует делать (также) прочее подобно вышеописанному; мантры, повторенные десять тысяч раз, растворяются в свете, и превращаются в жизнь, (даруемую) Великим Нектаром бессмертия – так следует представлять. Способ применения: принимать по семь, пять или три пилюли размером с влажную (разбухшую) горошину, произнося все вышеуказанные мантры; следует представлять, что они полностью наполняют тело и оно становится очищенным от болезней, демонов, грехов и загрязнений, а срок жизни увеличивается.

Далее в непредставимой свободной от иллюзий природе поместить (всё представленное), произнести посвятительное благопожелание со строками печатей, благополучия и прочее. Этот вышеописанный бчуд-лен является практикой, приносящей заслуги и дарующей обретение состояния Архата». Таким образом, анализ практики тибетских врачей и изучение тибетских медицинских трактатов дает основание говорить о значительной роли религиозного элемента в традиционной медицине Тибета. Этот элемент наиболее значим в теоретических основаниях, а также в ряде областей медицины, таких как лечение болезней, вызванных демонами, и тибетская алхимия.

Дальнейшие исследования в этой области должны показать более ясно роль религиозного элемента в тибетской медицине и алхимии, а также выделить разные стороны связи медицины и религии: влияние народных верований и представлений, религиозный элемент в традиционной натурфилософии, а также роль собственно буддийских представлений в тибетской медицине и алхимии.
(5) Коробочка (как правило, круглая и украшенная орнаментом) для хранения частиц мощей и иных сакральных предметов.



Рекомендуем

  • Раны и их лечение в тибетской медицине. Убашеев И.О., Назаров-Рыгдылон В.Э., Баторова С.М.

    В монографии проанализированы сведения из тибетских медицинских источников о случайных [приобретенных] ранах и принципы их лечения в тибетской медицине. Дана характеристика лекарственного сырья растительного, минерального и животного происхождения, применявшегося для лечения ран. Приведены результаты экспериментального изучения ранозаживляющих средств природного происхождения на моделях кожно-мышечных ран, химического и термического ожогов кожи.

  • Доктор Бадмаев. Тибетская медицина, царский двор, советская власть. Б. Гусев, П.Бадмаев

    Автор первой части книги - внук Бадмаева писатель Борис Гусев, - располагая документами и семейным архивом, рассказывает о жизни и работе деда. Во второй части сам Петр Александрович раскрывает секреты тибетской медицины.

  • Тибетская книга целительства. Лобсанг Рапгей

    Эта книга содержит фундаментальные принципы и практические методики тибетской медицины. Она знакомит с учениями о пяти элементах, двадцати свойствах, трех виновниках и семи тканях; включает конституациональный типологический тест, пульсовую диагностику, рекомендации по здоровому питанию и поведению. Здесь же вы найдете сведения по траволечению, технике омоложения, духовным практикам и тибетский целительский гороскоп.

  • Тибетская медицина. Пеме Кунга

    Автор книги излагает свой многолетний опыт в практике лечения методом моксы, дает объяснения по пульсодиагноcтике и раскрывает базовые принципы теории тибетской медицины.

  • Дзэйцхар мигчжан - памятник тибетской медицины. Баторова С.М., Яковлева Г.П.

    В книге на материале монгольского тибетоязычного трактата дзэйцхар мигчжан проанализирован ассортимент лекарственных растений, применявшихся в практике монгольского варианта тибетской медицины.

  • Tibetan medicine - illustrated in original texts. Rechung Rinpoche

    Почтенный Речунг Ринпоче родился в Лхасе в аристократической семье и был признан в возрасте тринадцати лет Воплощением бывшего настоятеля монастыря Rechung южнее Лхасы. Защищенная высокими горными хребтами, тибетская медицина сохранила непрерывную традицию с момента ее прихода из Индии в седьмом веке.

  • Tibetan-English Dictionary of Tibetan Medicine and Astrology. Dr. Tsering Drungtsos

    Этот обширный тибетско-английский словарь содержит более 3870 записей и более 9000 терминов по медицине, астрологии и буддийской терминологии включая транслитерацию и фонетику. Книга представляет собой аутентичный источник для тех, кто желает учиться и знать больше о науке и философии тибетской медицины и астрологии.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека