Библиотека
Состояние Интегрального Предприятия
Состояние Интегрального Предприятия
Часть 1. Текущее состояние дел и возможные ловушки.
В этой статье я затрону некоторые ключевые моменты, находящиеся в самом сердце интерального движения. Ими будут: состояние движения, изменения, происходящие в академической среде и тот вклад, который могут в нее внести интегральные практики. Для этого будут исследованы следующие идеи:
* Текущее состояние интегральной инициативы;
* Как нам оптимизировать влияние интегральных идей;
* Приминение интегральных идей в нашей собственной жизни;
* Ожидающие нас ловушки: возможные тени и недостатки.
Во второй части этой статьи я остановлюсь на:
* Основные идеи для общения с культурой
* Интегральный вклад помощи нашему беспокойному миру.
Текущее состояние дел
Интегральное видение было впервые описано Кеном Уилбером в книге "Пол, Экология и Духовность" (2000 г.) Это видение и идеи сейчас широко распространились по всему миру, и начинают применяться в самых различных областях (а именно: экологии, коучинге, социологии, философии, психологии и многом другом). Однако, интегральность до сих пор остается перспективой меньшинства. В настоящее время, интегральное видение является уделом тех, кого социолог Питер Бергер назвал "когнитивное меньшинство" (1963, с.18). Он определял когнитивное меньшинство, как "группу людей, чей взгляд на мир значительным образом отличается от общепринятого в обществе... группа, собравшаяся вокруг некоего дивиантного знания".
Это поднимает очень важный вопрос:"Будет ли интегральность оставаться уделом когнитивного меньшинства? Возможно, так как глубокое понимание чего-либо более зрелого требует нескольких необычных способностей и пониманий. Они, к примеру, включают:
*Восприятие уровней развития взрослых людей* Развитие самих себя до постконвенциональных, второпорядковых уровней
* Использование интегрального, в особенности интегрального аперспективного познания
* Открытость к большим картинам и комплексности.
К счастью, когнитивное меньшинство может составить передовой край, привлекающий значительные слои общества.
Оптимизация интегральных идей
Оптимизация того, что может дать интегральность, потребует от нас развития нашего собственного индивидуального и коллективного обучения, взросления, мастерства и эффективности. Очевидно, что это достаточно большая тема и вызов/возможность длинной в жизнь, у которых есть по крайней мере два ключевых требования: тщательная работа и становление посредниками гносиса.
Тщательная работа. Обеспечение положительного восприятия интегральных идей и ускорение их вхождения в академический мир - требует высококачественной работы. Решающими будут: точный анализ, строгое мышление, тщательные эксперименты и успешное применение Интегральной Теории.
Посредники гнозиса. Термин - посредник гносиса, был использован Карлом Юнгом (1966) в отношении Ричарда Вилхейма, переводчика "И Цзин". Юнг утверждал, что Вилхейм воплотил мудрость "И Цзин" настолько глубоко, что оказался способным не только передать его идеи, но и лежащую в его основе глубину духа китайской культуры. Юнг, кажется, не развивал эту концепцию дальше. Однако, я определяю посредника гносиса, как человека способного эффективно транслировать и передавать мудрость от одной культуры или сообщества к другой. Этот перевод/передача могут быть кросс-культурными (как пример Даосскую мудрость западной культуре), так и внутри-культурной (например христианской созерцательной мудрости, значительная часть которой сокрыта в архаическом языке и понятиях - в современные христианские сообщества). Что для этого необходимо? Кажется, это требует трех задач и трех соответствующих способностей:
* Во-первых: человек должен сам впитать эту мудрость и стать мудрым, поскольку помимо обладания знанием, еще нужно приобретать и мудрость. Это, конечно же не легкая задача. В действительности, когда речь идет о совершенной духовной мудрости, то на ее достижение может уйти вся жизнь.
* Во-вторых: требованием для посредников гносиса является языковая и понятийная компетентность. Они должны понимать язык и понятийную систему тех людей, с которыми им предстоит общаться.
* Третье требование - перевод. Они должны быть в состоянии транслировать мудрость от ее носителей в язык и понятийную систему получателя таким образом, чтобы возникало:"АГА!!!" - опыт понимания.
Конечно же, это требует восприятия и обращения к уровню развития тех, кто получает, а еще лучше - общение таким способом, который воспринимается на различных уровнях.
Высшие уровни интегрального видения опираются на накопленную мудрость мировых духовных традиций. Восприятие и передача этой постконвенциональной (или лучше трансперсональной) духовной мудрости требует того, чтобы интегральный практик был "адекватен". Я обсужу понятие адекватности позднее.
Применение интегральных идей
Одно дело - применять интегральные идеи к миру, другая к самим себе. Как это можно осуществить?
1. Изучение. Ознакомление с интегральными идеями - очень важно для эффективного применения интегрального видения как в жизни, так и в работе. Изучение позволяет человеку видеть и думать более интегрально, использовать и применять интегральную модель более эффективно. Конечно, мастерство - процесс всей жизни.
2. Вдохновение. Изучение интегральных идей может нас вдохновлять. Вдохновение принимает разные лики и находит свое уникальное выражение в каждом из нас. Однако, один ее вид может быть для нас особенно важным. Во-первых - это вдохновение двигаться дальше в работе к высшим ступеням и состояниям, описанным интегральным видением, а во-вторых - помогать этому продвижению у других людей.
3. Дисциплины роста. Другой вид вдохновения - следовать дисциплинам роста. Мы можем извлекать пользу из самого разнообразного спектра практик, включая психотерапию, отношения и групповую работу, соматические практики, служение и конечно же духовные/созерцательные дисциплины.
Возможные практики включают полный спектр традиционной дисциплины, современных терапий и Практику Интегральной Жизни. (Уилбер 2008).
4. Самооценка. Мы также можем использовать Интегральную Теорию, чтобы поспособствовать развитию самооценки. К примеру, мы можем воспользоваться интегральными идеями, как Интегральной Операционной Системой (ИОС) для воприятия квадранта и перспективы из которой мы смотрим, и помочь нам воспринять перспективы и возможности, которые мы пропустили.
5. Оценка развития. Другая возможность, по крайней мере теоретическая, использовать интегральную карту для понимания нашего собственного уровня развития. К примеру, иногда утверждается, что мы можем использовать интегральный психограф для определения нашего собственного уровня развития в различных линиях. Однако это довольно спорное утверждение, так как самооценка - трудна, с тонкими тенями, а самообман - впечатляющ. У нас всех бесчисленнные образы себя, всевозможные защиты и бесчисленные слепые пятна. И все это делает самооценку весьма сложной.
6. Отношения, ориентированные на рост. Нам необходим честный отклик от других людей (перспектива второго лица) для восприятия своих собственных слепых пятен. Конечно же, гораздо легче увидеть ограничения других людей, чем наши собственные, и Иисус 2000 лет назад, как известно, сказал: "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?" (Матфея 7.3.). Поэтому отношения, направленные на восприятие и освобождение от психологических, духовных ограничений в развитии - бесценны. Альтернативы диалогу или отзыву не существует.
Конечно, существуют многие способы для получения обратной связи. Они включают искренние взаимоотношения, а также формальные дисциплины, такие как психотерапия, консультации и коучинг. Однако, возможно высшими методами для приобретения обратной связи от второго лица и коучинга, являются интимные отношения и брак. В своих лучших проявлениях, близкие отношения могут служить превосходным противоядием против самообмана и гордыни. Близкие партнеры видят и страдают от наших слабостей больше, чем кто-либо еще, вот почему возможно один из лучших тестов на просветление был изобретен психиатором Артуром Дейкманом: "Спросите супругу!".
Романтические отношения - не единственные сообщающие обратную связь и предоставляющие возможности для обучения. В действительности, любые отношения между людьми приверженными честному диалогу и взаимному обучению, могут быть психологически и духовно развивающими. Одним из наиболее эффективных способов трансформировать отношения в мощный, ускоренный рост является договоренность об использовании отношений для взаимного обучения и пробуждения. Как только такое соглашение достигнуто, вы даете друг другу разрешение говорить правду, давать обратную связь и делать все, что служит взаимному обучению, оздоровлению, росту и пробуждению. В лучших вариантах, духовные общины основываются на подобных соглашениях. Обычно они негласные, но могут стать более сильными, если сделать их явными. Духовная дисциплина, которая сосредотачивается главным образом на равных отношениях, является ключом к исцелению и освобождению, она любопытно, но глубоко духовно названа в одной книге. "Курс Чудес" (2007).
Отношения, ориентированные на рост и обязательства, могут распространяться далеко за пределы одних только духовных общин. Б.Толберт (2004) к примеру, делал это, создавая сообщества исследований в школах, бизнесе и дружеских кружках. Я подозреваю, что если интегрально информированные люди соберутся и образуют пары, группы и сообщества основанные на явных, ориентированных на рост отношениях, то польза от этого будет огромной.
Возможные тени и препятствия
Интегральная модель содержит как вертикальное, так и горизонтальное измерения. Горизонтальные измерения включают типы личности и четыре квадранта. Вертикальные измерения включают линии развития и их уровни (устойчивые структуры) и уровни состояний (развивающаяся последовательность измененных состояний). Эти вертикальные измерения содержат чрезвычайно важный смысл как для понимания интегральных идей, так и потенциальных ловушек, которые могут нас ожидать.
Одно из моих представлений по этому поводу состоит в том, что по мере роста популярности интегральных идей, интегральная модель может превратиться в своего рода теоретическую флатландию. Почему? Потому что горизонтальные измерения квадрантов и типов могут восприниматься людьми, не созревшими к постконвенциональному восприятию и опыту. А поэтому, эти горизонтальные измерения могут стать центральным пунктом популярного мышления и применения. И это может произойти при игнорировании или ошибочном понимании высочайших достижений вертикальных измерений, таких как духовный опыт и уровни. Поэтому я подозреваю, что большинство главных ловушек, ожидающих нас, будут связаны с развитием.
Существует два вида ловушек развития: общие и характерные для определенного уровня. Под общими ловушками я подразумеваю те, которые встречаются на всех уровнях. Характерные для уровня означают, что они в основном относятся к одному или нескольким уровням развития. Каждая перспектива и уровень развития возможно имеет свои собственные западни и основной задачей в ближайшие годы станет их определение и создание картографии этих специфических ловушек. Каждый из нас, вероятно, также может составить свой собственный перечень, но следующие могут быть особенно важными:
Общие ловушки разных уровней
Отрицание предыдущего уровня. Мне кажется существует почти автоматическая привычка обесценивать свою более раннюю перспективу и уровень, а также людей и учреждения, которые на ней остались. Это наиболее ярко проявлено в подростковом возрасте. Однако и интегральные практики этого не лишены. Для них общей ловушкой является обесценивание предшествующих уровней индивидуалистического эго развития, особенно зеленый ценностный мем, а также тех людей и организаций, которые его поддерживают. Это все приводит к интригующему вопросу:
"Какое оптимальное отношение следует развивать и придерживаться по отношению к людям на различных уровнях развития?"
Возможно оно состоит в следующем:
* Забота и сострадание к этим ранним уровням, поскольку это люди, которым мы преимущественно помогаем и служим.
* Любовь к тем, кто находится на одной ступени, так они наша ровня, наша община и наша сангха.
* Благодарность к тем, кто ушел дальше, так как они - наши учителя, ролевые модели, первопроходчики.
Эгоцентрическое злоупотребление своей собственной новой перспективой или уровнем. Существует тенденция злоупотреблять новым уровнем или перспективой для укрепления своего эго и гордыни. Во всяком случае, они вызывают чувство особенности. В своем худшем варианте это порождает раздувание и гордыню, сосредоточенную вокруг таких идей, как: "Я - интегралист!" (таким образом используя интегральные идеи для укрепления своего собственного эго, вместо его трансценденции). На духовных уровнях все это превращается в "духовный материализм" - склонность использовать духовные инсайты и переживания для эгоцентрических целей (Трунгпа, 1975). Исходя из моего опыта, этой ловушки очень трудно избежать. Много раз у меня случались ценные инсайты или переживания, а уже в следующий момент я ловил себя на мысли, что фантазирую о том, как я их буду использовать для славы и признания. Осуждение самого себя и происходящего не поможет. Наоборот, сострадание к своей собственной человечности, и неизбежных ограничений с ней связанных - полезные целительные реакции.
Переоценка своего нового уровня или перспективы. В то время, как "миф данности" утверждает существование мира, ожидающего того, чтобы его открыли, более утонченные философии воспринимают само восприятие - творением. Очень важным является понимание того, что все восприятия отражают перспективы, а все перспективы частичны и избирательны. Каждая перспектива как открывает, так и скрывает, проясняет и искажает. При этом перспективы и восприятие не со всей очевидностью открывают свои собственные ограничения. А посему, очень легко попасть в ловушку переоценки своей собственной перспективы или уровня развития. В общем, это принимает форму, которая может быть названа "переоценка перспективы" или "перспективный редукционизм". При нем мы склонны придавать новой перспективе или идее чрезмерное значение, интерпретировать ею все явления, сводить все к ее компетенции. В худшем случае, это становится утверждением, что человек нашел "Истину", вместо истины. История Исаака Ньютона сообщает нам полезный антидот:
Ньютон широко известен как величайший ученый, из когда-либо живших на земле. В 1665, в возрасте 23, он был студентом Кэмбриджского университета, но вспышка чумы привела к его закрытию. И Ньютон отправился на ферму к своей семье. Работая один, он за 18 месяцев совершил прорыв в четырех различных областях науки: в математике, открыв исчисления, перевернул оптику, открыв световой спектр, преобразовал физику своими прозрениями в гравитации, и перестроил астрономию, пониманием планетарного движения.
По возвращению в Кэмбридж, Ньютон показал рукописные записи новшеств своему профессору Исааку Барроу. Прочитав их, Барроу сделал то, что никто никогда не делал до этого за всю историю академии, и что никогда не повторилось в последствии.
Он - подал в отставку, оставив свое кресло в пользу Ньютона. Конечно же, Ньютон страстно желал опубликовать свои находки и написал одну работу по вопросам оптики. В ответ он получил всего 12 критических писем, что привело его в смятение. Он даже принял обет никогда больше не публиковаться, поскольку все это "жертвование моим миром, делом действительной важности" (Феррис, 1988,с.18). Но, не взирая на сопротивление, его призывали публиковать дальнейшие работы. В 45 лет он опубликовал выдающуюся работу "Начала Математики", которая "по общему мнению - величайшая научная книга когда либо написанная". (Хакер, 1991,с.412). И, при этом, в конце своей жизни, Ньютон сделал следующий вывод:
"Я не знаю, каким меня видит мир, но для себя я подобен мальчику, играющему на морском берегу, все время отвлекающемуся на что-то, находящему то гладкую гальку, то необычную ракушку, в то время, как великий океан истины остается непознанным передо мной". (Брюстер 2001, с412).
Все перспективы и восприятия частичны, и все инсайты и понимания которые они сообщают - предварительны.
Изоляция избранных: неспособность к общению с широким кругом. Один из даров нашей мобильной технологической культуры - способность общаться с людьми, разделяющими наши интересы. Но это же и одна из современных культурных ловушек. Опасность состоит в том, что из-за того, что мы в состоянии найти единомышленников , мы можем впасть в своего рода изоляцию избранных, при которой общаемся почти исключительно с теми, кто разделяет наши взгляды. Социологи обнаружили, что подобное избирательное общение приводит к тому, что люди начинают принимать более крайние (экстремистские) взгляды, в то время, как более широко общение позволяет их избежать.
Общение с соратниками - стимулирующее, легкое и веселое. И, конечно же, очень ценное. Но, не в тех случаях, когда мы общаемся только с единомышленниками - в данном случае только с интегральными практиками - тогда мы рискуем. Без обширной коммуникации с широким кругом людей, интегральные идеи не будут подвержены критике и спорам (и мы тоже), не смогут распространиться в обществе и произвести те изменения, в которых мы действительно нуждаемся.
Трансперсональные ловушки. Возвеличивание и духовное пренебрежение. Возвеличивание относится к несоответствующей интерпретации или категорическим высказываниям в отношении происходящего в понятиях уровней или ступеней более высоких, чем те, к которым принадлежит сам человек. Когда клиника, проблемы и паталогии интерпретируются (или рационализируются) как высший уровень (часто духовный). К примеру, депрессия может интерпретироваться как восприятие экзистенциональной неудовлетворенности или буддистская дуккха, в то время как беспокойство может считаться экзистенциональным страхом или йогической кундалини. Если рассматривать это как простые фантазии человека страдающего от редких духовных проблем, тогда можно проморгать момент, когда требуется соответствующая помощь (включая медицинскую). Ситуацию осложняет то, что основные паталогии и духовные вопросы могут сосуществовать. В подобных случаях, духовные, трансперсональные и интегрально информированные консультанты, хорошо образованные в конвенциональных навыках - могут оказать неоценимую пользу. Духовное пренебрежение - использование духовности для отрицания или избегания психологических проблем. К примеру, человек, испытывающий проблемы в интимной сфере, может избегать отношений, объясняя это поиском уединения для того, чтобы жить более духовной жизнью.
Отстаивание только интеллектуального понимания. Духовные традиции подчеркивают, что их основной целью является помощь в переживании и стабилизации высших состояний и уровней. К несчастью, гораздо легче писать и читать о трансперсональных состояниях и уровнях, чем напрямую их переживать. Однако, без прямого опыта, трансперсональных инсайтов и идей, все это будет тем, что Кант назвал "пустыми понятиями". Степень того, насколько мы способны действительно понимать и воспринимать трансперсональные понятия зависит от степени самого опыта на который ссылаются понятия.
Эти ограничения понимания трансперсональных переживаний, особенно продвинутых, без прямого личного опыта можно понимать различными способами. Они могут быть рассмотрены в понятиях знания особых состояний и переноса между состояниями. (Тарт, 2001): в развитии, как понимание особых состояний; эпистемиологически, как необходимость открытия "ока созерцания" (Уилбер, 1996), и лингвистически, как трудность понимания означаемого (слова или понятия) без соответствующего опыта в том, что переживается (Уилбер, 2001). Без такого прямого опыта от нас ускользнет глубокое понимание этих понятий или того, что философы называют "высшими ступенями смысла". Но, самое проблематичное при этом состоит в том, что мы не будем воспринимать ускользание смысла и значения. Возможно лучшей иллюстрацией послужит следующая история:
Вообразите, что животное находит некий новый объект. Этот объект - темный снаружи и светлый внутри, с необычным запахом, на вкус ужасен. Понятно, что животное отбросит его с разочарованием. Теперь представьте, что этот же объект находит женщина из дикого племени. Она будет весьма озабочена - объект открывается и закрывается, мягкий и гибкий, с выступающими отметками поверху. Будучи весьма сообразительной, она вскоре сделает удивительное открытие - объект превосходно подходит для разведения огня. А теперь представьте, что этот предмет находит современный ребенок. Он сразу понимает, что это книга. Так как он еще не умеет читать, то не в состоянии понять о чем в ней идет речь. Та же самая книга попадает к взрослому человеку. Он начинает ее читать, но быстро прекращает, поскольку там речь идет о какой то природе реальности, совершенно непонятной ему. Затем книга попадает к физику. Он - открывает и ее и с благоговением понимает, что в ней описывается совершенно новое представление о квантовой физике. В конце концов, книга оказывается в руках женщины, являющейся одновременно и физиком и созерцателем.
Она также ценит квантовую физику и восхищается новыми пониманиями, которые она предлагает, одновременно признавая ограниченную способность всех слов и понятий, передающих фундаментальную природу реальности.
Эта простая история дает нам несколько важных пониманий. Все - животное, ребенок и взрослые совершенно правы в своих восприятиях. Она - не съедобна, хорошо подходит для разведения огня, это книга - восприятие и понимание каждого и оно совершенно верно. Но, при этом всем, оно также и частично, оно не содержит информации о том, что в объекте скрыта более глубокая информация (высокие смысловые уровни), ожидающие своего понимания. Самым важным при этом является то, что мы можем полностью игнорировать более высокие уровни смысла и при этом совершенно не осознавать, что мы их упускаем. В своей широко известной критике научного материализма "Руководство для запутавшихся", английский экономист Е. Шумахер (1997) так описывает эту дилемму:
"Когда уровень знающего не адекватен уровню объекта знания, результатом может быть не только фактическая ошибка, но и нечто значительно более серьезное: неадекватный и обедневший взгляд на реальность".(с.42).
Из этого следует один вывод: без прямого духовного, трансперсонального опыта, мы будем уподобляться ребенку или обычному взрослому смотрящему на книгу. Мы можем читать о духовных концепциях, мы можем слушать трансперсональные идеи, можем даже воспринимать некую красоту высших достижений интегральной модели. Однако, без прямого опыта необходимого для высших уровней и состояний, их смысл будет от нас ускользать. Только интеллектуального понимания не достаточно для трансперсональных и духовных областей. Интеллектуальное понимание - важно, но и недостаточно.
О том, насколько эта тема важна, можно судить по писаниям Мухаммеда и Будды. Они оба использовали метафоры животных для описания тех религиозных деятелей, которые не занимались духовными практиками. Будда описывал подобных людей как пастухов чужих стад, а Мухаммед связывал одну ученость с ишаком, несущим груз из книг. Итак, каким образом нам получить прямой трансперсональный опыт и духовные инсайты с тем, чтобы стать способными воспринимать духовные высоты Интегральной Теории? Ответ: вовлекаясь в духовные и связанные с ними практики настолько полно, насколько это возможно. Это - ключевое требование для любого, кто стремится к правильному пониманию и передаче интегрального видения.
Самодовольство и стагнация: прекращение дальнейшего роста. Появляется самоуспокоение при достижении комфорта, связанного с текущим уровнем развития, вместо продолжения своего роста. Цена ему - стагнация. В целом, каждый более высокий уровень и состояние, приводят к уменьшению страданий, силы становится больше, а соблазны - слаще. Нет необходимости говорить о том, что тенденция к самоуспокоению по мере развития возрастает. На любом уровне мы можем "почить на лаврах" и использовать полученные способности и навыки для личной и материальной выгоды. Проблемы возникают главным образом тогда, когда человек использует эти способности в первую очередь для удовлетворения своего эго, вместо эго трансценденции и служению другим. Это - древняя ловушка, хорошо описанная в Буддизме как "область богов". В ней "боги" нежатся от чувственных наслаждений, заслуженных предшествующими добрыми делами, но совершенно забывают о высшей цели. Мы можем найти и современные примеры этого древнего мифа среди тех, кто приобретает богатство, купается в роскоши, впадая в экзистенциональный и духовный ступор.
Йога описывает эти ловушки как искушение сиддхами. Сиддхи - необычайные способности приобретаемые в результате духовных практик, и не смотря на то, что они могут быть полезными, одновременно они и соблазняющи. Ведущий принцип йоги "мокша, а не сиддхи", где мокша означает просветление или освобождение. Принцип в том, что человеку нужно искать освобождения, а не стремится к сиддхам. Почему? Во-первых, потому что освобождение гораздо более важно. А во-вторых, так как духовное взросление сообщает частичную защиту от соблазнов и корысного использования сиддх, если они и случаются, то будут использованы мудро и во благо.
Импульс к развитию
Одна из наиболее важных и совершенных находок духовных дисциплин, современной психотерапии и психоделических исследований состоит в том, что ум содержит в себе врожденный стимул к развитию и росту. При определенных условиях и практиках, ум обладает способностью к самоисцелению, самоактуализации и самоосвобождению (Маслоу, 1971, Уолш и Гроб 2005). У этого импульса много наименований. Маслоу называл его самоактуализацией, Карл Юнг - индивидуацией. Станислаф Гроф описывает холотропизм, являющийся ростом к целостности. Кен Уилбер использует понятие Эрос, а традиция дзогчен говорит о самоосвобождении. Эти понятия не идентичны, но они пересекаются. Вместе, они указывают на очень важную способность и динамику ума: импульс к развитию к нахождению и развития своих возможностей.
Метапатологии. Маслоу сделал один из очень важных выводов, состоящий в том, что невыполнение любого врожденного импульса может привести к патологии, и неосуществление импульса к развитию не является исключением. Он пошел еще дальше, описывая спектр "метапатологий" - тонких форм страданий, приходящих на более высоких уровнях развития, таких как: отчужденность и экзистенциональное недомагание (потеря смысла и цели). Маслоу утверждал, что лучшим способом для начала изучения и определения этих метапатологий, будет исследование духовных практик, Уилбер продолжил это определение в "Спектре Сознания" (Уилбер, 1986). Сложность понимания метапатологий, приводящих к остановке роста, состоит в том, что обычно они остаются незамеченными, поскольку наша культура их не понимает. Кроме того, психологи только сейчас начинают проникать в высшие достижения зрелого развития и малоизвестные духовные идеи.
В результате, метапатологии вполне могут процветать в изобильном богатстве современной культуры. Однако, они обычно неправильно воспринимаются и ошибочно диагностируются. Одним из наиболее важных и болезненных вопросов нашего времени является:"Сколько психологических и духовных страданий в современной культуре происходят из-за непризнанных неудач роста?".
Метазащиты. Хоят ум и обладает врожденным Эросом или стремлением к росту и целостности, у него также есть и активные защиты против него. Более того, эти защиты распространяются и на трансперсональные и духовные уровни и состояния. Я узнал об этом на своем собственном опыте, когда много лет тому назад слушал лекцию Рам Дасса, одного из первых исследователей восточных духовных дисциплин, несших их Западу. Я пошел к нему послушать о йогической системе чакр, которая в то время была для меня новинкой. Когда он описывал четвертую чакру, Я подумал: "Вау, как интересно!" При описании пятой, то же "О, да!". Хотя, когда он закончил ее описание, я уже не помнил о чем идет речь. А он стал описывать шестую чакру. Следующее, что я помню, как проснулся от храпа сидевшего рядом со мной человека. Оглядевшись вокруг, а в аудитории было несколько сотен человек, я обнаружил, что значительное их число заснуло, как и я. И не потому что было скучно - Рам Дасс прекрасный оратор.
Несколько дней у меня ушло на понимание этого опыта. До этого момента, я считал, что рост к высшим состояниям просто требует новых, доселе неизвестных открытий. Но мое засыпание предполагало также и преодоление защиты. Однако, чтобы от чего-либо защищаться, вы должны хотя бы частично его признавать и понимать. Итак, на одном уровне я воспринимал аспекты высших состояний, которые описывал Рам Дасс, но на другом они представляли угрозу для моей идентичности и системы верований. Это означает, что у нас есть весьма активная защита от познания и роста к высшим ступеням и уровням. Мы страдаем от того, что можно назвать "ужасом трансценденции". Конечно же, я не первый человек, который пришел к подобному выводу.
Позже, я узнал, что Роберт Десойл описал то, что назвал "подавлением тонкого", а Андреас Ангьял "уклонением от роста". Маслоу пошел еще дальше, введя новый термин "комплекс Ионы" - страх своего собственного величия. Он отметил, что "... мы боимся нашего лучшего, точно также как нашего худшего, хотя и по разному..." (1971,с.35). Маслоу также предупреждал, что "если вы сознательно планируете быть меньшим из того, на что вы способны, тогда я вас предупреждаю, скорее всего вы будете несчастны всю вашу жизнь" (1971, с.36).
Итак, для преодоления самодовольства и избегания стагнации требуются две вещи: первым требованием является то, что мы не поддаемся соблазнам, приходящим вместе с ростом, и во-вторых то, что мы воспринимаем и преодолеваем метазащиты против роста. Самодовольство становится вдвойне соблазнительной ловушкой вместе с недвойственными учениями. Эти учения подчеркивают, к примеру, недвойственность сансары и нирваны, а также "всегда уже" - осознание того, что мы всегда уже есть то, к чему стремимся. Эти учения могут быть истолкованы таким образом, что никакая практика или работа не требуются. Эта хитрая ловушка, приводящая к таким движениям, как "Бит Дзен" или "говорящая Адвайта", которые используют недвойственные аргументы для оправдания не практиковать традиционные духовные дицсиплины (Самарадж, 2006). Однако, традиционные духовные дисциплины рассматривают выслушивание лекций только как предварительный шаг. К примеру, в Веданте за шраваной (слушаньем духовных идей) традиционно следует манана (размышление над идеями) а потом нидидхьясана (медитация на идеи) (Самарадж, 2006). Такая же сходная последовательность и в Христианском созерцании: lectio (чтение), meditatio (рефлексия) и contemplatio (прямое интуитивное восприятие). Более того, пристальное рассмотрение текстов как Дзен, так и Адвайта Веданты, ясно дает понять, что они предполагают необходимость строгой, многообразной дисциплины.
Если вы полностью осознали, что сансара и нирвана - одно, и постоянно пребываете в этом вечноприсутствующем осознании днем и ночью, тогда, всеми средствами оставайтесь в этом осознании. Однако, если для вас, как для меня, эти недвойственные перспективы являются только редкими восприятиями, тогда необходима практика. Конечно, эта практика может учитывать и восприятие недвойственности. Традиция Дзогчен тибетского буддизма хорошо обобщает это в своей рекомендации "поднимайся снизу, одновременно спускаясь сверху".
Конечно, самоуспокоение и застой это не только проблемы отдельных личностей. Они могут быть ловушками для целых общин. Духовные общины в лучших своих проявлениях могут быть катализатором для взаимного роста. Однако, как часто указывают тревожные заголовки, они могут служить основой для разрушительных тенденций, приводить к самовосхвалению и в результате к самодовольству.
Возможные антидоты стагнации:
* Осознание, особенно осознание текущего обольщения самодовольством. Осознание - целительно, а осознание этого самодовольства будет оставаться хотя бы частичной гарантией против него на протяжении всей (духовной) жизни.
* Отношения, ориентированные на рост. Отношения, посвященные росту могут составить одну из лучших защит против застоя. Такие отношения могут включать пары, группы или общины.
* Учителя. Учителя предлагают дальнейшее противоядие. Те, кто продвигаются по пути дальше, могут поделится своими открытиями и предостеречься от ловушек, что неоценимо. Конечно, это не означает, что отношения с учителем, как и отношения любого другого вида, дают иммунитет от ловушек. Имеется ввиду, что отношения с учителями в своем лучшем виде, могут быть чрезвычайно благоприятными. Еврейская мудрость советует: "Пусть ваш дом будет местом встречи для мудрого". Словами Будды: "Мудрый человек скажет вам / Где вы упали/ И где вы еще можете упасть.... найди друзей, любящих истину" (Биром, 1993, с.31).
* Регулярная, длительная практика. Это может быть одним из самых лучших противоядий. Я видел очень много своих друзей и коллег, попавших в ловушки стагнации, депрессии и привязанностей. Общим фактором было то, что они оставили занятия духовными практиками. Хотя продолжение практики - одно из наиболее известных указаний во всех духовных традициях, как советует Коран: "Будь постоянен в молитве".
Заключение
Я подчеркнул опасности или ловушки интегрального пути. Однако ловушки имеют и свои преимущества. Ловушки могут быть как остановками, так и ступеньками, в зависимости от того, останутся ли они нераспознанными и отрицаемыми или признанными и решенными. Непризнанные, эти ловушки могут образовать аспекты наших индивидуальных и коллективных интегральных теней. Тогда они точно достигнут своей цели: приводя к патологии, стагнации и не эффективности. Те же самые ловушки, в случае признания, могут стать возможностями для обучения, исцеления и роста. Как устанавливает Куларнава Тантра "В чем падают, тем и поднимаются". Распознание этих ловушек, и использование их для роста , будет полезно как для отдельных личностей, так и для интегрального движения в целом.
Источник: www.integrallife.com
Перевод: Алексей Тивилев
Скачать
Состояние Интегрального Предприятия (0,16 Мб)