Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

ПРАКТИКА ПСИХОСИНТЕЗА

Упражнение № 7 Пробуждение и развитие желаемых качеств

Цель настоящего упражнения - создание  внешних и внутренних условий, которые бы способствовали развитию того или иного качества по желанию занимающегося. Оно предназначается для ежедневных занятий. Здесь мы будем говорить о воспитании спокойствия. Однако упражнение можно легко видоизменить и направить на формирование та­ких качеств, как мужество, терпеливость, сострадание, оп­тимизм и т. д. Очень важно, чтобы выбор качества и реше­ние о необходимости его формирования обусловливались не категорией долженствования, а свободным волеизъявлением индивидуума, стремящегося сделать еще один шаг на пути своего развития.

Техника выполнения

1. Расслабьтесь и глубоко вдохните воздух несколько раз. Сосредоточьтесь на понятии спокойствие”, постарай­тесь постичь его смысл и ответить на следующие вопросы: каковы характер, значение и суть этого качества. Записывайте все инсайты, идеи или образы, появляющиеся в про­цессе занятий, в ваш психологический дневник.

2. Углубите степень сосредоточения и проследите, ка­кие еще идеи и образы, связанные с понятием “спокойст­вие”, порождает ваше подсознание. Опишите наблюдения в дневнике.

3. Осознайте значение этого качества, его цель, возмож­ности применения и ту важность, которую оно приобретает в нашем бурлящем современном мире. Превозносите это каче­ство в мыслях, возжелайте его.

4. Попытайтесь достичь спокойствия на физическом уров­не. Расслабьте все мышцы, дышите медленно и ритмично. Придайте вашему лицу выражение спокойствия. Здесь мо­жет помочь визуализация себя, пребывающего в данном состоянии.

5. Пробудите в себе это чувство. Представьте себе, что вы находитесь на пустынном берегу, в храме, на поросшей зеленью поляне или в любом другом месте, где вы в прош­лом пережили ощущение спокойствия. Повторите несколько раз слово “спокойствие”. Позвольте этому ощущению про­никнуть в каждую клетку организма, постарайтесь иденти­фицировать себя с ним.

6. Воспроизведите мысленно те ситуации из вашей жиз­ни, которые раздражали вас или лишали покоя. Возможно, это было пребывание в обществе враждебно настроенного человека, необходимость решить трудную проблему, обязан­ность быстро выполнить сразу несколько дел, столкновение с опасностью. Представьте себе, а главное, попытайтесь по­чувствовать, что на этот раз вы абсолютно спокойны (вы­полнение данного этапа может быть несколько отсрочено ввиду необходимости овладения предыдущими ступенями упражнения).

7. Примите твердое решение сохранять спокойствие в течение дня, быть его воплощением и источником.

8. Напишите слово “спокойствие” на табличке, исполь­зуя шрифт и цвета, которые, по вашему мнению, наиболее отражают его смысл. Поставьте табличку на такое место, где вы сможете видеть ее каждый день и по возможности в тот момент, когда вам больше всего нужно быть спокойным, При каждом взгляде на нее попытайтесь вспомнить ощуще­ние спокойствия и воспроизвести его.

Это упражнение по развитию желаемых качеств может стать основой достаточно обширной программы. Вы можете прибегнуть к помощи поэзии, музыки, драматического ис­кусства, фотографии, танца, живописи, личных воспомина­ний, то есть всего, что ассоциируется у вас со спокойствием. В подобном окружении вам будет легче пробудить и сформировать глубокое чувство спокойствия или любое другое ка­чество. Вы можете использовать все, что находится вокруг вас, в целях достижения этого чувства путем творческого применения и синтеза самых различных форм.

В отдельных случаях наблюдается отрицательная реак­ция на упражнение. Другими словами, все попытки вызвать спокойствие, напротив, приводят к росту напряжения и бес­покойства, Обычно это является признаком существования когнитивных отрицательных эмоций, которые блокируют раз­витие желаемых качеств. Подобная ситуация чаще всего возникает на шестом этапе упражнения. Если отрицатель­ная реакция выражена очень ярко, то лучше всего прервать занятия, разобраться в возникших эмоциях и снять их вли­яние путем прохождения через катарсис. После этого можно возобновить занятия, которые приобретают исключительное значение, поскольку формулируемое положительное качест­во занимает “вакантное место”, появившееся в результате устранения отрицательных эмоций.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека