Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

ЗА ПРЕДЕЛАМИ МОЗГА

Фрагмент книги.Введение

На этих страницах я попытался сжать в один том результаты почти тридцатилетнего изучения неординарных состояний сознания, вызванных приёмом психоделических препаратов или примене-нием различных нефармокологических методов. Эта книга - документальное отображение моих уси-лий в организации и систематизации исследовательских данных, которые много лет каждодневно бросали вызов системе моих научных убеждений и здравому смыслу. Пытаясь справиться с лавиной смущающих данных, я неоднократно исправлял и перепроверял свои концептуальные схемы, зала-тывая их приемлемыми на тот случай гипотезами, - и всякий раз только для того, чтобы увидеть на-стоятельную необходимость ещё одной их переделки.

   У меня самого ушли годы на то, чтобы принять материалы этой книги, поэтому я не жду от читателей лёгкого усвоения большей части представленной здесь информации. Для этого нужно приобрести соответствующий опыт - лично или в работе с другими людьми. Я надеюсь, что тогда им пригодятся эти свидетельства - как независимая аргументация ко многим спорным вопросам, с кото-рыми они непременно столкнутся. Меня в течение многих лет побуждали и вдохновляли сообщения других исследователей, указывавшие, что я уже не одинок в своих поисках, как это было в самом на-чале.

   Что касается читателей, у которых не было соответствующих переживаний, то среди них мне особенно важно заинтересовать тех, у кого нет предубеждений, кто способен использовать представ-ленные факты как побуждение к самостоятельной работе для их подтверждения или опровержения. Я совсем не рассчитываю, что материалы этой книги будут приниматься на веру - техника, при по-мощи которой достигались обсуждаемые здесь переживания и наблюдения, описана с достаточной детальностью, и её можно воспроизвести. Использование психоделиков - самого могущественного инструмента среди всех видов этой техники - в настоящее время связано с затруднениями политиче-ского, юридического и административного характера. Однако возможны подходы и без применения психоделиков, они описаны в книге и доступны каждому, кто всерьёз заинтересуется продолжением исследований в этой области.

   Эти данные пригодятся и тем исследователям, которые занимаются аналогичными или отно-сящимися к той же сфере явлениями в контексте других дисциплин и используются другие методы. Наверное, ими заинтересуются антропологи, изучающие туземные культуры и шаманские практики, обряды инициации и церемонии целительства; танатологи, исследующие смерть и предсмертные пе-реживания; практикующие терапевты, использующие различные мощные эмпирические техники психотерапии, работу с телом или неавторитарные формы гипноза; учёные, занимающиеся лабора-торными исследованиями изменённых состояний сознания и использующие для этого сенсорную изоляцию и перегрузки, биообратную связь, холофоническое звучание и другую звуковую технику; психиатры-клиницисты, которые работают с пациентами, переживающими неординарные состояния сознания в острой форме; парапсихологи, исследующие экстрасенсорное восприятие, и физики, ин-тересующиеся природой пространства и времени, применением квантово-релятивистской физики для понимания взаимоотношений материи и сознания.

   По моим собственным трудностям в принятии новых наблюдений при отсутствии очевидных и постоянно повторяющихся результатов я могу взвешенно судить о том, что не стоит анализировать данные по исследованиям сознания, находясь в башне из слоновой кости старых систем убеждений. Из истории науки мы знаем о недальновидности тех, кто отвергал новые наблюдения и свидетельст-ва, только потому что они не согласовывались с существующим мировоззрением или принятой науч-ной парадигмой. Нежелание современников Галилея взглянуть в телескоп (а ведь они уже знали, что на Луне не может быть кратеров!) служит лучшим тому примером.

   Я уверен, что многие из проблем, обсуждаемых на этих страницах, чрезвычайно важны и представляют всеобщий интерес, так что книга может стать полезной для многих разумных людей, не занятых непосредственно исследованиями в любой из вышеупомянутых областей. Особенно уме-стны и важны для обычного читателя следующие темы: новое понимание реальности и природы че-ловека; научное мировоззрение, включающее в себя мистические измерения существования; альтер-нативное понимание эмоциональных и психосоматических проблем, в том числе и некоторых психо-тических состояний; новая стратегия в терапии и самопознании; интуитивное видение современного глобального кризиса. Книга эта, ещё в рукописи, пригодилась многим людям, переживавшим эпизо-ды неординарных состояний сознания, она давала им новую концептуальную структуру и стратегию.

   Когда в самом начале моих исследований психоделиков я пробовал поделиться с друзьями и коллегами новыми волнующими наблюдениями, мне был преподнесён важный урок. Стало до боли очевидным, что тому, кто честно, в обход внутренней цензуры сообщает о том, что испытал, встреча-ет глубокое недоверие и подозрение, а кроме того, серьёзно рискует профессиональной репутацией и добрым именем. С той поры моя задача состояла не в том, чтобы найти лучший способ отчётливо выразить новые реалии в их целостности, а в том, чтобы от ситуации к ситуации решать, насколько возможно и целесообразно сообщать о них, какие метафоры и какой язык употребить, как соотнести сообщаемые факты с принятым в научном сообществе знанием.

   В течение первых десяти лет моих исследований психоделиков в Чехословакии лишь очень немногие из моих друзей и коллег оказались достаточно непредубеждёнными для восприятия всего спектра новых открытий, способными серьёзно оценить их научную и философскую значимость. И хотя в 1967 году, когда я покидал Чехословакию, было подготовлено уже более 40 проектов с приме-нением психоделиков, многие из тех, кто был в них вовлечён, ограничились в своей клинической ра-боте и концептуальной систематике уровнем биографических феноменов; они уходили от новых на-блюдений или пытались объяснить их традиционно.

   Когда я выступил с лекциями о своих европейских исследованиях в Соединённых Штатах, круг единомышленников-коллег быстро расширился. Моими новыми товарищами стали не только специалисты по психоделикам, но и антропологи, парапсихологи, нейрофизиологи и танатологи - все вместе мы начали решительную концептуальную борьбу за интеграцию результатов нетрадиционных (личных или профессиональных) поисков и исследований с философией современной науки. У мно-гих из них тоже накопились неопубликованные и не подлежащие публикации факты и наблюдения, статьи и даже монографии, которые они не решались предложить коллегам, придерживающимся ньютоно-картезианской концепции, или широкой публике. После многих лет моей профессиональ-ной изоляции, общение с этими людьми стало волнующим и ободряющим событием.

   В конце 60-х годов я познакомился с небольшой группой специалистов, в которую входили Абрахам Мэслоу, Энтони Сутич и Джеймс Фейдиман, - они разделяли мою убеждённость, что при-шло время нового психологического направления, которое сосредоточилось бы на изучении сознания и признавало значимость духовных измерений психики. После нескольких встреч, имевших целью прояснение новых концепций, мы решили назвать это направление трансперсональной психологи-ей. Вскоре был основан Журнал трансперсональной психологии и создана Ассоциация за транс-персональную психологию.

   Обретённое чувство профессиональной общности в быстро растущей группе коллег-единомышленников с общим для всех пониманием психологии и психотерапии очень меня вдохнов-ляло, но всё же не решило окончательно моей старой проблемы самоидентификации как учёного. Хотя трансперсональная психология обладала определённой внутренней связностью и стала в какой-то мере самодостаточной, она оставалась почти полностью изолированной от главного русла в науке. Как и моё собственное мировоззрение, трансперсональная психология была уязвима для обвинений в иррациональности и ненаучности, а значит - в несовместимости со здравым смыслом и современным научным мышлением.

   Ситуация резко изменилась за первые десять лет существования Ассоциации за трансперсо-нальную психологию. Стало ясно, что трансперсональная ориентация и трансперсональная перспек-тива далеко раздвигают узкие прежде границы психиатрии, психологии и психотерапии. За это время установились важные связи с революционными открытиями в других научных дисциплинах - в кван-тово-релятивистской физике, теориях систем и информации, изучении диссипативных структур, ис-следованиях мозга, парапсихологии, голографии и холономном мышлении [Сохраняя в нашем изда-нии неверную, но уже закрепившуюся в науке транслитерацию терминов, производных от греч. holos (целый, весь), только для голографии и голограммы, все другие термины мы даём в соответст-вии с устоявшимся в русской философской литературе написанием. Ср. холизм, холистический - Прим. ред.). Совсем недавно к ним добавились новые концепции в биологии, эмбриологии, генетике, науке о поведении, а также развитие холофонной технологии.

   Многие из первопроходцев новых путей мышления в науке на протяжении нескольких лет принимали участие как приглашённые преподаватели в четырёхнедельных экспериментальных учеб-ных программах, которые мы с моей женой Кристиной проводили в Эсаленском институте (Биг-Сур, штат Калифорния). В этом контексте я получил возможность формально и неформально, но всегда приятно сотрудничать с такими специалистами, как Фрэнк Барр, Грегори Бейтсон, Джозеф Кемпбел, Фритьоф Капра, Дуэйн Элджин, Дэвид Финкелштейн, Элмер и Элис Грин, Майкл Харнер, Стенли Криппнер, Руперт Шелдрейк, Соул-Пол Сирак, Рассел Тарг, Чарльз Тарт, Артур Янг, и многими дру-гими. Я мог также близко общаться и обмениваться информацией с пионерами трансперсональной психологии - в их числе Энеджелс Эрриен, Артур Хастингс, Джек Корнфилд, Ральф Метцнер, Джон Перри, Джун Сингер, Ричард Тарнас, Френсис Воон, Роджер Уолш и Кен Уилбер.

   Богатые контакты с уникальными и творческими индивидуальностями на наших четырёхне-дельных семинарах стали основным источником вдохновения для Международной трансперсональ-ной ассоциации (ITA), которую я организовал в 1978 году совместно с Майклом Мэрфи и Ричардом Прайсом - основателями Эсаленского института. ITA отличается от Ассоциации за трансперсональ-ную психологию выраженной международной и междисциплинарной направленностью. В первые годы, когда я исполнял обязанности президента ITA, у меня появилась возможность организовать большие международные конференции трансперсонологов в Бостоне, Мельбурне и Бомбее. Ежегод-ные встречи ITA привлекли многих замечательных докладчиков и обширную аудиторию, помогли выкристаллизовать теоретические обоснования и тем самым укрепили трансперсональное движение.

   В настоящее время новое мышление в науке быстро набирает силу. Хотя поразительные ин-дивидуальные разработки ещё не сведены воедино, последовательной и исчерпывающей научной парадигме, способной заменить механистическую модель Вселенной, пока нет, но к этой впечат-ляющей мозаике необычайно быстро добавляются всё новые и новые фрагменты. Я убеждён, что для будущего науки (а возможно и для всей нашей планеты) чрезвычайно важно, чтобы эти новые уст-ремления завоевали признание научной общественности. Именно поэтому я не представляю матери-ал в упрощённой и популярной версии (что, возможно, предпочли бы многие издатели, с которыми я вёл переговоры). Я испытываю сильную потребность представить данные своих исследований созна-ния в контексте революционных открытий - столь важных для моего личностного и профессиональ-ного развития - в других дисциплинах. Поэтому представление моих собственных данных предваря-ет глава о возникающей парадигме, в которой суммированы результаты многих исследователей и мыслителей и тем самым подготовлен весь контекст книги.

   Одно из самых глубоких влияний на моё мышление оказали холономические принципы, раз-витые в трудах Готфрида Вильгельма Лейбница, Жана-Батиста Фурье, Денниса Гаора, Дэвида Бома, Карла Прибрама и Хьюго Зукарелли. И признавая величие предложенных холономическм мышлени-ем революционных альтернатив, противопоставивших себя механистической концепции разума, содержащегося в мозге, я решил назвать эту книгу .

    1. ПРИРОДА РЕАЛЬНОСТИ: ЗАРЯ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ

   В разных частях этой книги будут обсуждаться важные наблюдения из различных областей знания - те наблюдения, которые неспособны ни признать, ни объяснить механистическая наука и традиционные концептуальные системы психиатрии, психологии, антропологии и медицины. Неко-торые из новых данных столь значительны, что указывают на необходимость радикальной ревизии современного понимания человеческой природы и даже природы реальности. Поэтому кажется уме-стным начать книгу с экскурса в философию науки и пересмотреть некоторые современные идеи о соотношении научных теорий и реальности.

   Сопротивление наплыву новых революционных данных со стороны традиционно настроен-ных ученых основано по большей части на фундаментальном непонимании природы и функции на-учных теорий. В последние несколько десятилетий такие философы и историки науки, как Томас Кун (Kuhn, 1962), Карл Поппер (Popper, 1963, 1965), Филипп Франк (Frank, 1974) и Пол Фейерабенд (Feyerabend, 1978) привнесли достаточно ясности в эту область. Пионерские изыскания этих мысли-телей заслуживают хотя бы краткого обзора.

    Философия науки и роль парадигм

   Со времен промышленной революции западная наука добилась поразительных успехов и ста-ла мощной силой, формирующей жизни миллионов людей. Ее материалистическая и механистиче-ская ориентация почти полностью заменила теологию и философию в качестве руководящих прин-ципов человеческого существования и до невообразимой ранее степени преобразовала мир, в кото-ром мы живем. Технологический триумф был столь заметен, что только в самое последнее время и лишь немногие засомневались в абсолютном праве науки определять общую жизненную стратегию. В учебниках по различным дисциплинам история науки описана преимущественно как линейное раз-витие с постепенным накоплением знаний о Вселенной, а кульминацией этого развития представлено современное положение дел. Поэтому важные для развития научного мышления фигуры выглядят сотрудниками, работавшими над общим для всех кругом проблем, руководствуясь одним и тем же набором фиксированных правил, которые, кстати, только совсем недавно определены в качестве на-учных. Каждый период в истории научных идей и методов видится логической ступенью в постепен-ном приближении ко все более точному описанию Вселенной и к предельной истине о существова-нии.

   Детальный анализ научной истории и философии показал чрезвычайно искаженную, роман-тизированную картину реального хода событий. Можно весьма убедительно доказать, что история науки далеко не прямолинейна и что, несмотря на технологические успехи, научные дисциплины во-все не обязательно приближают нас к более точному описанию реальности. Самым видным предста-вителем этой еретической точки зрения является физик и историк науки Томас Кун. Его интерес к развитию научных теорий и революций в науке вырос из размышлений над некоторыми фундамен-тальными различиями общественных и естественных наук. Он был потрясен количеством и степенью разногласий среди специалистов по общественным наукам относительно базисной природы вошед-ших в круг рассмотрения проблем и подходов к ним. Совсем иначе обстоят дела в естественных нау-ках. Хотя занимающиеся астрономией, физикой и химией вряд ли обладают более четкими и точны-ми решениями, чем психологи, антропологи и социологи, они не затевают почему-то серьезных спо-ров по фундаментальным проблемам.

   Исследовав глубже это очевидное несоответствие, Кун начал интенсивно изучать историю науки и спустя пятнадцать лет опубликовал работу Структура научных революций (Kuhn, 1962), которая потрясла основы старого мировоззрения.

   В ходе исследований ему становилось все более очевидным, что в исторической перспективе развитие даже так называемых точных наук далеко от гладкости и однозначности. История науки ни в коей мере не является постепенным накоплением данных и формированием все более точных тео-рий. Вместо этого ясно видна ее цикличность со специфическими стадиями и характерной динами-кой. Процесс этот закономерен, и происходящие изменения можно понять и даже предсказать: сде-лать это позволяет центральная в теории Куна концепция парадигмы.

   В широком смысле парадигма может быть определена как набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества. Некоторые из парадигм имеют фило-софскую природу, они общи и всеохватны, другие парадигмы руководят научным мышлением в до-вольно специфических, ограниченных областях исследований. Отдельная парадигма может поэтому стать обязательной для всех естественных наук, другая - лишь для астрономии, физики, биологии или молекулярной биологии, еще одна - для таких высокоспециализированных и эзотерических областей, как вирусология или генная инженерия .

   Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение и эксперимент; приверженность к специфическим парадигмам есть необходимая предпосылка любого серьезного научного дела. Ре-альность чрезвычайно сложна, и обращаться к ней в ее тотальности вообще невозможно. Наука не в состоянии наблюдать и учитывать все разнообразие конкретного явления, не может провести всевоз-можные эксперименты и выполнить все лабораторные и клинические анализы. Ученому приходится сводить проблему до рабочего объема, и его выбор направляется ведущей парадигмой данного вре-мени. Таким образом, он непременно вносит в область изучения определенную систему убеждений.

   Научные наблюдения сами по себе не диктуют единственных и однозначных решений, ни одна из парадигм никогда не объяснит всех имеющихся фактов, и для теоретического объяснения одних и тех же данных можно использовать многие парадигмы. Какой из аспектов сложного явления будет выбран и какой из возможных экспериментов будет начат или проведен первым, определяется многими факторами. Это случайности в предварительном исследовании, базовое образование и спе-циальная подготовка персонала, опыт, накопленный в других областях, индивидуальные задатки, экономические и политические факторы, а также другие параметры. Наблюдения и эксперименты могут и должны значительно сокращать диапазон приемлемых научных решений - без этого наука стала бы научной фантастикой. Тем не менее, они не могут сами по себе и сами для себя полностью подтвердить конкретную интерпретацию или систему убеждений. Таким образом, в принципе невоз-можно заниматься наукой без некоторого набора априорных убеждений, фундаментальных метафи-зических установок и ответов на вопрос о природе реальности и человеческого знания. Но следует четко помнить об относительной природе любой парадигмы - какой бы прогрессивной она ни была и как бы убедительно ни формулировалась. Не следует смешивать ее с истиной о реальности. Согласно Куну, парадигмы играют в истории науки решающую, сложную и неоднозначную роль. Из приве-денных выше соображений ясно, что они безусловно существенны и необходимы для научного про-гресса. Однако на определенных стадиях развития они действуют как концептуальная смирительная рубашка - тем, что покушаются на возможности новых открытий и исследования новых областей ре-альности. В истории науки прогрессивная и реакционная функции парадигм словно чередуются с не-которым предсказуемым ритмом.

   Ранним стадиям наук, которые Кун описывает как допарадигмальные периоды, свойствен-ны концептуальный хаос и конкуренция большого числа расходящихся воззрений на природу. Ни одно из них нельзя сразу отбросить как неверное, так как все они приблизительно соответствуют на-блюдениям и научным методам своего времени. Простая, элегантная и правдоподобная концептуали-зация данных, готовая объяснить большую часть имеющихся наблюдений и обещающая служить ру-ководящей линией для будущих исследований, начинает в данной ситуации играть роль домини-рующей парадигмы. Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества, она становит-ся обязательной точкой зрения. На этом этапе имеется опасность ошибочно увидеть в ней точное описание реальности, а не вспомогательную карту, удобное приближение и модель для организации существующих данных. Такое смешение карты с территорией характерно для истории науки. Огра-ниченное знание о природе, существовавшее на протяжении последовательных исторических перио-дов, представлялось научным деятелям тех времен исчерпывающей картиной реальности, в которой не хватает лишь деталей. Это наблюдение столь впечатляет, что историк легко мог бы представить развитие науки историей ошибок и идиосинкразий, а не систематическим накоплением информации и постепенным приближением к окончательной истине.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека