Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Характер эмоций

ЗАВИСТЬ, ТЩЕСЛАВИЕ, ГОРДОСТЬ.

Если стыд рассматривается как культурно оправданная эмоция, то зависть считается эмоцией низменной. Причём различают «белую» зависть, не замешанную на ненависти и скрытой враждебности, и «чёрную», которая густо замешана на ненависти и враждебности к тому, кто меня превосходит, если он ещё «такой же как и я», принадлежит к тому же слою общества, возрасту и полу. Из сравнения человека с человеком могут возникнуть 2 эмоции: зависть, если оно неблагоприятно («он такой же как я», но у него лучше, чем у меня), и тщеславие, гордость, ели наоборот («он такой же как я», но у меня лучше, чем у него). Притом объектом сравнения должно быть качество, которому я придаю значение. Всё многообразие черт человека, его состояние, статус, способности, обладание, всё то, с чем он себя идентифицирует, может быть предметом сравнения.

Назовём элементы зависти или тщеславия:

1.                                     он (они) такой же как я, по некоторым внешним формальным признакам,

2.                                     концентрация внимания на объекте сравнения,

3.                                     зависть, если сравнение не в мою пользу, гордость, если наоборот,

На этом же фоне возникает злорадство (если у него хуже, чем у меня, и я испытываю превосходство). Злорадство имеет ту же природу, что и зависть, но в нём содержится ещё и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых так же плохо и, может быть, ещё хуже. Злорадство - защита против зависти, всегда можно найти тех, у которых хуже, чем у меня.

Злодейство происходит, когда я делаю кому-то хуже, чтобы испытать превосходство. Это конкретное действие, направленное на другого.    Если бы я отказался от сравнения или полностью отделил себя от его результатов и не придавал им значения, то эти эмоции были бы убиты в зародыше, ещё до их возникновения и мне не надо было бы бороться против них. Но отказаться от сравнения невозможно по многим причинам. Сравнение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и познание. Отказавшись от сравнения, я подавил бы работу мысли.

Сравнение привычно, т.к. является движущей силой культуры, в которую мы вплетены бесчисленными нитями. Современная культура черпает свою энергию из реакции людей на сравнение, которое приобретает глобальный характер. Сравниваются даже красота и истина. Сравнение привычно и быть объектом сравнения тоже привычно. Но известно, что ребёнок устроен так, что он делает с другими то, что делали с ним самим. Привычка всегда носит обобщённый характер, как и инстинкт, который не различает единичного, индивидуального. В потоке сравнений мы не делаем ни для кого исключений, даже для себя, генерируя зависть, тщеславие и гордость. Сравнение вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции, поэтому отказаться от  него очень трудно. Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других, постоянно поддерживается духом соперничества, свойственного нашей культуре. Как успех, так и неудача опасны. При неудаче меня сомнут, а при успехе будут против меня бороться. Отказ от соперничества в условиях нашей культуры способствует формированию чувства не уверенности и неполноценности, когда человек отказывается признавать в себе имеющиеся у него положительные черты. Можно научиться адекватно применять сравнение. Оно должно быть уместным ( не стоит сравнивать, прежде всего, своих любимых и т.д.)  

Гордясь, завидуя, злорадствуя, тщеславясь, мы участвуем в нашем культурном процессе, построенном не сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда потребует ответа на вопрос «по каким пунктам, признакам, свойствам, сравниваю я себя с другими, лишаю себя согласия с самим собой и лишаю покоя других, вовлекая в гонку, у которой нет финиша. .

 


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека