Библиотека
Характер эмоций
ЗАВИСТЬ, ТЩЕСЛАВИЕ, ГОРДОСТЬ.
Если стыд рассматривается как культурно оправданная эмоция, то зависть считается эмоцией низменной. Причём различают «белую» зависть, не замешанную на ненависти и скрытой враждебности, и «чёрную», которая густо замешана на ненависти и враждебности к тому, кто меня превосходит, если он ещё «такой же как и я», принадлежит к тому же слою общества, возрасту и полу. Из сравнения человека с человеком могут возникнуть 2 эмоции: зависть, если оно неблагоприятно («он такой же как я», но у него лучше, чем у меня), и тщеславие, гордость, ели наоборот («он такой же как я», но у меня лучше, чем у него). Притом объектом сравнения должно быть качество, которому я придаю значение. Всё многообразие черт человека, его состояние, статус, способности, обладание, всё то, с чем он себя идентифицирует, может быть предметом сравнения.
Назовём элементы зависти или тщеславия:
1. он (они) такой же как я, по некоторым внешним формальным признакам,
2. концентрация внимания на объекте сравнения,
3. зависть, если сравнение не в мою пользу, гордость, если наоборот,
На этом же фоне возникает злорадство (если у него хуже, чем у меня, и я испытываю превосходство). Злорадство имеет ту же природу, что и зависть, но в нём содержится ещё и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых так же плохо и, может быть, ещё хуже. Злорадство - защита против зависти, всегда можно найти тех, у которых хуже, чем у меня.
Злодейство происходит, когда я делаю кому-то хуже, чтобы испытать превосходство. Это конкретное действие, направленное на другого. Если бы я отказался от сравнения или полностью отделил себя от его результатов и не придавал им значения, то эти эмоции были бы убиты в зародыше, ещё до их возникновения и мне не надо было бы бороться против них. Но отказаться от сравнения невозможно по многим причинам. Сравнение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и познание. Отказавшись от сравнения, я подавил бы работу мысли.
Сравнение привычно, т.к. является движущей силой культуры, в которую мы вплетены бесчисленными нитями. Современная культура черпает свою энергию из реакции людей на сравнение, которое приобретает глобальный характер. Сравниваются даже красота и истина. Сравнение привычно и быть объектом сравнения тоже привычно. Но известно, что ребёнок устроен так, что он делает с другими то, что делали с ним самим. Привычка всегда носит обобщённый характер, как и инстинкт, который не различает единичного, индивидуального. В потоке сравнений мы не делаем ни для кого исключений, даже для себя, генерируя зависть, тщеславие и гордость. Сравнение вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции, поэтому отказаться от него очень трудно. Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других, постоянно поддерживается духом соперничества, свойственного нашей культуре. Как успех, так и неудача опасны. При неудаче меня сомнут, а при успехе будут против меня бороться. Отказ от соперничества в условиях нашей культуры способствует формированию чувства не уверенности и неполноценности, когда человек отказывается признавать в себе имеющиеся у него положительные черты. Можно научиться адекватно применять сравнение. Оно должно быть уместным ( не стоит сравнивать, прежде всего, своих любимых и т.д.)
Гордясь, завидуя, злорадствуя, тщеславясь, мы участвуем в нашем культурном процессе, построенном не сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда потребует ответа на вопрос «по каким пунктам, признакам, свойствам, сравниваю я себя с другими, лишаю себя согласия с самим собой и лишаю покоя других, вовлекая в гонку, у которой нет финиша. .
Назовём элементы зависти или тщеславия:
1. он (они) такой же как я, по некоторым внешним формальным признакам,
2. концентрация внимания на объекте сравнения,
3. зависть, если сравнение не в мою пользу, гордость, если наоборот,
На этом же фоне возникает злорадство (если у него хуже, чем у меня, и я испытываю превосходство). Злорадство имеет ту же природу, что и зависть, но в нём содержится ещё и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых так же плохо и, может быть, ещё хуже. Злорадство - защита против зависти, всегда можно найти тех, у которых хуже, чем у меня.
Злодейство происходит, когда я делаю кому-то хуже, чтобы испытать превосходство. Это конкретное действие, направленное на другого. Если бы я отказался от сравнения или полностью отделил себя от его результатов и не придавал им значения, то эти эмоции были бы убиты в зародыше, ещё до их возникновения и мне не надо было бы бороться против них. Но отказаться от сравнения невозможно по многим причинам. Сравнение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и познание. Отказавшись от сравнения, я подавил бы работу мысли.
Сравнение привычно, т.к. является движущей силой культуры, в которую мы вплетены бесчисленными нитями. Современная культура черпает свою энергию из реакции людей на сравнение, которое приобретает глобальный характер. Сравниваются даже красота и истина. Сравнение привычно и быть объектом сравнения тоже привычно. Но известно, что ребёнок устроен так, что он делает с другими то, что делали с ним самим. Привычка всегда носит обобщённый характер, как и инстинкт, который не различает единичного, индивидуального. В потоке сравнений мы не делаем ни для кого исключений, даже для себя, генерируя зависть, тщеславие и гордость. Сравнение вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции, поэтому отказаться от него очень трудно. Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других, постоянно поддерживается духом соперничества, свойственного нашей культуре. Как успех, так и неудача опасны. При неудаче меня сомнут, а при успехе будут против меня бороться. Отказ от соперничества в условиях нашей культуры способствует формированию чувства не уверенности и неполноценности, когда человек отказывается признавать в себе имеющиеся у него положительные черты. Можно научиться адекватно применять сравнение. Оно должно быть уместным ( не стоит сравнивать, прежде всего, своих любимых и т.д.)
Гордясь, завидуя, злорадствуя, тщеславясь, мы участвуем в нашем культурном процессе, построенном не сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда потребует ответа на вопрос «по каким пунктам, признакам, свойствам, сравниваю я себя с другими, лишаю себя согласия с самим собой и лишаю покоя других, вовлекая в гонку, у которой нет финиша. .