Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Характер эмоций

ОБИДА

Если нас лягнёт осёл, мы на него не обидимся. Если на тебя нападёт тот, кого ты не знаешь, то на него ты, наверное, тоже не будешь обижаться, а испугаешься, побежишь или вступишь в борьбу. Но, если ты увидишь, что твой друг пренебрегает твоими интересами или тот, кого ты любишь, ведёт себя иначе, чем ты ожидаешь, возникает неприятное чувство, которое мы называем обидой.

            Следовательно, эмоция возникает из столкновения моей модели, которую я набросил на реальность, в данном случае, на поведение другого  с реальным поведение этого другого. Необходимо, чтобы этот другой был для меня значим, любим. Тогда они вызывают во мне некоторые ожидания, как они должны вести себя в соответствии со своей ролью по отношению ко мне. Можно выделить 3 элемента:

1.       мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня. Представления о его поведении складываются в опыте общения.

2.       Поведение этого другого человека, отклоняющееся от моих ожиданий в неблагоприятную сторону.

3.       Эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожиданий и поведения другого.

Если мы вспомним обстоятельства обиды, то всегда сможем выделит эти 3 элемента. Но остаётся всё же вопрос: «ну почему же мы обижаемся?» Да потому, что считаем, что другой человек жёстко запрограммирован нашими ожиданиями. Мы отрицаем его право на самостоятельное действие. Когда дело касается осла, мы знаем, что это животное лягается и может лягнуть в любое время. Мы его признаём самостоятельным существом, не зависящим от нас. А вот своих близких мы не признаём самостоятельными и от этого мы обижаемся. Значит, из стремления запрограммировать другого и проистекает обида. Мы ведь не обижаемся на погоду. Ну откуда берётся установка на то, что другой человек зависит от нас. Почему мы обижаемся именно на тех, кого любим. Это неукротимое стремление программировать поведение другого и эмоциональная реакция на неудачу происходят из детства. Когда ребёнок обижается на родителей, он программирует их поведение и наказывает их каждый раз за отклонения от этих ожиданий чувством вины. Ребёнок обиделся, плачет и родители, поскольку они его любят, испытывают вину, которая стимулируется внешними признаками обиды на лице ребёнка. Эта вина побуждает к изменению поведения, и родители делают то, что нужно ребёнку. Обидчивость ребёнка необходима для нормального развития родителей. Мы привыкли думать, что воспитываем детей, но не замечаем, как они воспитывают нас, наказывая чувством вины за каждую оплошность.

На стадии детства это оправдано. Ребёнок помогает духовному созреванию родителей, вырабатывая у них определённые черты поведения, необходимые для нормального развития подрастающего человека, необходимые для формирования его личности.    Но с того момента, как личность ребёнка сформировалась,  необходимость в таких подпорках отпадает, ведь после того как дом построен, леса только мешают жить. Также и наша обидчивость. Это инфантильная реакция на окружение. Воспроизведение детства во взрослом. Посмотрите на своё выражение лица, когда вы обижаетесь, оно становится детским и злым. У ребёнка нет границы между Я и НЕ-Я. Тот, кто включается в Я ребёнка или взрослого, является объектом магической установки. Его реальность отрицается, и поведение другого жёстко программируется. Другой способен обидеть меня лишь потому, что  я отрицаю его реальность, а он, оказывается реален, и притом совсем иначе, чем ожидается мной. Обижаясь, я манипулирую другим, наказывая его чувством вины. Обида одного обязательно дополняется чувством вины у другого. Если другой неспособен переживать вину, то обида становится бесполезной. Мы не обижаемся на тех, кто не испытывает чувства вины. Познание обиды предусматривает:

·        выделение моих ожиданий,

·        понимание их происхождения,

·        фиксацию информации о реальном поведении другого,

·        восприятие рассогласования ожиданий и реальности.

Обида отличается от оскорбления тем, что оскорбление имеет цель причинить мне страдание и поэтому оскорбитель не испытывает чувства вины. Когда мы по поводу любой обиды оскорбляемся, мы освобождаем другого от чувства вины. Когда обида рассматривается как оскорбление, то она быстрее перерастает в гнев и агрессию. Последняя оттягивает энергию обиды и оскорбления на себя. Агрессия и гнев более древние защитные механизмы. За изнанкой гнева стоит обида. Обида истощает нашу иммунную систему, когда перерождается в длительный процесс.

 

 


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека