Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Характер эмоций

САНОГЕННОЕ И ПАТОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

В психологии мышлением принято называть совокупность умственных действий2, с помощью которых в уме решается определенная проблема, задача.

Мышление включается с того момента, когда под влиянием потребностей определяется цель и в определенной ситуации возникает препятствие к ее достижению: не хватает или средств или знаний или способностей, для того, чтобы достичь целей и удовлетворить потребности.

Это мышление представляет собой оперирование в уме образами, символами, знаками для того, чтобы принять правильное решение.

Когда мы решаем проблемы внутренние (например, как ослабить боль, страдание от обиды, или ревность, или пережитые неудачи), то это тоже мышление, но оно имеет свой характер, так как преследует не внешние, а внутренние цели. Например, достижение более полной интеграции нашего представления о себе и нашего реального поведения; а в некоторых случаях оно направлено на то, что бы повысить радость и удовлетворение существованием, или достичь смысла жизни.

Целью «непроизвольного» мышления, обусловленного защитными механизмами, является снижение страдания.

В «саногенном» мышлении этот процесс протекает сознательно, произвольно. Цель такого мышления также определена сознательно. Я, например, могу размышлять над ситуацией с целью не обижаться на других, или не ревновать жену. Но этому мышлению нас никто никогда не обучал. Поэтому познакомимся с тем, как оно устроено.

Чтобы лучше это понять, давайте познакомимся с представлениями о патогенном мышлении. Образное представление о ситуации, в которых происходили определенные события жизни, позволяет «проигрывать» их в голове. Тот, кто часто проигрывает в голове ситуацию неудачи, которую он, например, испытал на прошедшем экзамене, невольно повторно переживает напряжение. Такое отрицательное подкрепление собственных мыслей является проявлением патогенного мышления, рождающего болезнь и невроз. Патогенное мышление умножает страдания человека: ведь с помощью своего мышления от воспроизводит ситуацию стресса бесчисленное множество раз. Вводит себя в ситуацию хронического стресса, разрушающего организм.

Саногенное же мышление, гасит  «отрицательный заряд» заключенный в воспоминание о ситуациях, в которых человек переживал страдания. Оно освобождает образы от этого заряда и тем самым снижает напряженность, вызванную им. Это происходит за счет использования эффекта угашения, когда ситуации бывшие в прошлом очень неприятными, «проигрываются» в воображении в состоянии покоя и отстранения. В результате возрастает терпимость к ситуациям, которые раньше травмировали, и снижается чувствительность к ним. Это не значит, что человек станет подобным дереву, и на него обычные стимулы не будут действовать. Но его особенность состоит в том, что в ситуации, когда ему обидно, он будет переживать обиду, но зато после, он устранит эту обиду намного быстрее, чем тот, кто не владеет этим мышлением.

Для саногенного мышления характерны некоторые особенности:

 

Во-первых, динамизм связи нашего «Я» с мором образов, в котором отражаются жизненные ситуации. С одной стороны, способность «Я» полностью «сростаться» с ними и заряжать энергией и активностью, когда требуется эффективная деятельность, полное погружение в деятельность, в общение, в творчество, в результате чего исчезает все, кроме предмета деятельности. Эта сосредоточенность и погруженность приводит к повышению эффективности и устраняет побочные эмоции, вносящие помеху в деятельность. А с другой стороны, наше «Я» характеризуется отделением от ситуации и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии или интроспекции, в которой наше «Я» делает объектом рассмотрения именно сами образы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их. Это отделение «Я» от чувств способствует ослаблению переживаний, освобождает образы от их эмоциональной энергии. Попробуйте представить себе со стороны, как у вас протекает радость, и вы почувствуете, что радость ослабела или исчезла вовсе. Разумеется, когда дело касается радости, мы огорчаемся тем, что она исчезла. Но важен сам факт, что переживание ИСЧЕЗЛО. Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если мы сделаем его объектом умственного наблюдения со стороны.

Если мне удастся рассмотреть самого себя обижающимся, представить внутреннюю структуру обиды, которая возникла в конкретной ситуации, то постепенно переживание обиды исчезнет. Это наблюдение со стороны и проигрывание ситуации обиды, может быть выполнено и в письменном виде, чем часто пользуются психотерапевты.

ПРИМЕР. Клиентам предлагается во всех подробностях написать оскорбления и ситуации скандалов или во всех подробностях образы, рождаемые чувством ревности. В этих случаях творческий процесс ослабляет или гасит сами реакции на ситуацию.

Почему это происходит? Ответ лежит в признании того, что переживание всегда «занимает» сознание, а в момент рассмотрения, например, своей обиды, сознание направлено не на обстоятельства и образы, которые ее вызывают, а та то, как она «устроена». И естественно, происходит ее устранение из сознания.

 

Во-вторых. При саногенном мышлении, интроспекция или размышления, направленная внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя, в результате чего субъект воспроизводит, проигрывает ситуации стрессов, пережитые ранее на фоне релаксации (расслабления). Такого рода мышление создает угасающий эффект. Образы, насыщенные аффектом, как мы показали ранее, постепенно освобождаются от эмоционального содержания, и воспроизведение их в сознании не вызывает стресса.

         Когда мы на фоне покоя воспроизводим стрессовую ситуацию, происходит приспособление к подобным ситуациям, так, что когда они повторяются, то острые и сильные чувства уже не возникают.

Наиболее трудным является достижение покоя и мира в моменты размышления над эмоциональными ситуациями. Нужно научиться приводить себя в состояние покоя и мира путем тренировки путем тренировки в релаксации и методами медитации. Полезно вспоминать какую-либо жизненную ситуацию, когда вам было мирно и спокойно, представив это как можно более реально. Постепенно это представление приобретает релаксирующее значение.

 

В третьих. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения тех психических состояний, которые контролируются. Так, размышление об обиде, предусматривает знание того, как устроена обида, какова ее структура. Такого рода наблюдения не возможны без знания основ психологии, чувств, психологии личности. 

Лишь усвоив основы саногенного мышления, приобретая соответствующие умственные навыки, человек может в дальнейшем самостоятельно продолжать работу по самосовершенствованию и оздоровлению своей психики.

 

В четвертых. Овладение саногенным мышлением предусматривает расширение кругозора, внутренней культуры, которая прежде всего состоит в понимании истоков  происхождения стереотипов, программ культурного поведения, истории культуры, особенно строение Архетипа. Когда мы думаем что «он поступил не справедливо», то что это означает? Что такое «справедливость»? Откуда в нас появляется чувство «справедливости»? Такого рода понимание позволяет правильно осмыслить обиду, которая возникает от «несправедливого» поступка другого. Почему он так поступил? Для ответе на данный вопрос не достаточно иметь представление о «справедливом» и «несправедливом». Нужно знать также и то, чем определяется поведение в широком смысле, чтобы понимать конкретное поведение другого, который обижает вас.  Если мы думаем о «пороке» или «долге», то должны понимать подлинное понимания данных понятий, их внутреннюю структуру.

 

В пятых. Саногенное мышление не возможно без достаточно развитого уровня сосредоточенности и концентрации внимания на объектах  размышления. Процесс интроспекции невозможен, если ваше внимание «плавает», рассеивается и не может сосредоточиться на умственных объектах интроспекции. Поэтому формирование саногенного мышления имеет своей предпосылкой концентрацию внимания.

Для развития способностей концентрацией внимания полезны упражнения, практикуемые йогой. Способности концентрировать и вызывать необходимые образы достигается практикой визуализации объектов, как реальных, так и умственных.  Чем яснее и отчётливее вы представляете конкретную ситуацию, которую хотите размыслить, чем она ближе к реальности, тем эффективнее осуществляется процесс «угашения».

Однако в этом есть опасность. Человек, слабо владеющий своими эмоциями и потребностями, при отчетливом представлении тех или иных образов, может сильно вовлекаться в эту ситуацию и получить патогенные результаты.

Работая над обдумыванием своих обид, с соблюдением принципов саногенного мышления, вы становитесь более зрелыми, чем были ранее.

Обижаться не следует даже на любимых, а надо признать их свободными. Ведь всегда можно установить действительные причины того, что они ведут себя в рассогласовании с нашими ожиданиями.  Но не каждый раз эти причины нам известны. Поэтому заранее надо признать эти причины существенными, раз они препятствовали исполнению действия, которое вызвало нашу обиду. Чтобы не обижаться, надо принимать, что поведение другого определяется им, а не мной.

Преодоление обидчивости всегда способствует повышению уровня общения.

 


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека