Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Характер эмоций

СТЫД

Стыд является сильной эмоцией, функциональное значение которой состоит в том, чтобы регулировать поведение человека в соответствии с нормами, зафиксированными в Я - концепции человека. Благодаря развитию самосознания и появлению стыда, процесс социализации и воспитания детей становится на «автомат». Если удалось внедрить в представление о самом себе, как Я -умный, Я - правдивый, Я - щедрый и т.д., то, носящий в себе эти критерии будет испытывать стыд всякий раз, когда окажется не совсем умным, когда будет вынужден солгать, ради блага близких, ил не сможет проявить широты души, не пожертвовав последние деньги на благотворительность.  Всякий раз он будет испытывать внутренний дискомфорт от чувства стыда. Рассогласование Я - концепции со своим реальным поведением, трансформируется в очень тяжёлое переживание. Эмоция стыда способствует насильственной социализации. Стыд поддерживается окружением из соображений его собственной безопасности и удобства. Совестливый, стыдливый человек, будет поступать даже во вред себе, лишь бы его поведение соответствовало внедрённой в него  Я - концепции. «Здесь и теперь, я должен в своём поведении, состоянии, положении в обществе, уровне исполнения роли, во внешности, в одежде, способностях и многом другом, соответствовать моей Я - концепции». Таков императив, нарушение которого наказывается стыдом. Однако, побуждение стыдом ригидно и инфантильно.  Человек в своём индивидуальном развитии должен пройти через стыд. Однако далее он не может руководствоваться только стыдом. Незрелый человек не в состоянии выдержать тиранию стыда и иногда даже погибает,  когда стыд одевается в более трагические одежды.

Познание своего стыда, открывает скрытые в бессознательном свойства нашей Я - концепции, о которых мы и не подозреваем. Здесь и теперь мне стало стыдно. Почему? Значит существует рассогласование между те, каков я здесь и сейчас и тем, каким я должен быть согласно своей Я - концепции. Если я в состоянии сделать объектом интроспекции своё состояние, то, нетрудно установить признаки, с которыми я вступил в конфликт, даже если эти признаки, представления о себе скрыты в глубине бессознательного. Для познающего даже стыд превращается в призму, через которую он познаёт себя. Размышления о стыде - один из надёжных путей самопознания, не того, каким мне хочется казаться, а того каков я есть. Стыд состоит из 3 элементов:

1)          то, каким я должен быть здесь и сейчас, согласно Я - концепции,

2)          каков я здесь и сейчас,

3)          рассогласование и его осознание.

Эмоции стыда и вины часто проявляются в паре. Если мне стыдно безотносительно к кому-либо, то это чистый стыд. Если чувство стыда соотносится с любимыми людьми и их оценкой, то стыд соединяется с виной перед ними. Если чувство стыда соотносится со значимыми для меня людьми и их оценкой, то под видом стыда реализуется социальный страх перед осуждением другими.

Все рассогласования сопровождаются неприятными переживаниями, которые усугубляют реакции близких, значимых людей: они в эти моменты эмпатически заражают нас эмоциями, которые испытывают сами - стыдом, страхом, лишением любви, отвращением, иногда даже болью. Этот опыт остаётся в памяти и услужливо извлекается  в сознание всякий раз, когда происходит названное рассогласование. Все вышеперечисленные эмоции в памяти смешаны, и стыд представляет собой ужасный коктейль из указанных выше ингредиентов, смешанных причудливым образом и измененных до неузнаваемости. Познание стыда состоит в том, чтобы осознать эти наслоения прошлого и высветить светом сознания те акты, которые порождают стыд. 

Познание стыда облегчается, если мы подразделим различные виды на категории. Так, различают экзистенциональный, общий, целостный и атрибутивный стыд, когда стыдно за какие-то свои черты или свойства.

Так как Я - концепция содержит большое количество черт, каждая из которых может стать меркой, то в сличении с ними возникает специфический атрибутивный стыд.   Иногда отдельный признак накладывает отпечаток на облик, опосредующим пунктом которого является стыд. Например, рослые девочки обязательно сутулятся. Стыд преобразовывает строение тела, он может вызывать спазмы сосудов, питающих орган и способствовать заболеванию

Экзистенциональный стыд охватывает все признаки, которые свойственны человеку и, которые он приписывает себе. Ядерное чувство неполноценности порождается потерей базового доверия и отсутствием любви на первоначальных этапах развития человека. Ребёнок, лишённый эмоциональных контактов, постепенно приобретает чувство глобального несоответствия тому, каким он должен быть. Это чувство хронического рассогласования порождает чувство неполноценности независимо от того, соответствует ли человек своей Я - концепции или нет. Экзистенциональный стыд представляет собой общую негативную реакцию на ситуацию оценивания меня другими. Отрицательные оценки других настолько привычны, что не зависимо от того, как они меня оцениват сейчас, я автоматически воспринимаю эту оценку как отрицательную. Поскольку такое состояние невыносимо, то   механизмы психической защиты замещают это неспецифическое чувство стыда конкретным. Стыд является важной эмоцией, способствующей эффективному приспособлению человека к общественной жизни и углублению самосознания, так как фиксирует внимание человека на черте, являющейся предметом стыда. Стыд повышает сензитивность и чувствительность  к оценка других, т.к. в противном случае, мы могли бы не обращать внимание на то, как нас оценивают. Противоборство стыду способствует развитию самоуважения, усиливает регуляцию поведения, а именно - его обратную связь. Благодаря эмоции стыда, человек развивает в себе способность оценивать последствия своих поступков в большей степени, чем если бы его контролировали другие. Таким образом, развитие эмоции стыда является необходимым условием  развития нормальной индивидуальности. Однако, если стыд только переживается, а не познаётся, если мы не можем отделить его от себя и сделать предметом рассмотрения его природу, сущность, то этот стыд уходит из-под нашей власти, становится неконтролируемым и часто деструктивным.

Для познания стыда необходимо иметь представление о том, как в нас развивается данная эмоция, какие формы её проявления мы можем обнаружить в себе. Эмоции, в какой-то степени похожие на стыд, можно обнаружить у детей, ещё до развития самосознания, Я - концепции. Нечто похожее на стыд ребёнок обнаруживает каждый раз, когда становится объектом пристального наблюдения взрослых, что часто приводит к задержке активности ребёнка, и он имеет возможность сосредоточить внимание на том, как он себя ведёт, что способствует самосознанию.

С того момента, как личность сложилась, и индивидуальность выкристаллизовалась, она перестаёт нуждаться в этой эмоции как побудителе деятельности и поведения, и поступки человека должны определяться разумом и сознанием блага.

 


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека