Библиотека
Стратегия и тактика в китайской медицине лекарственных растений
ПЛАНИРОВАНИЕ И БОРЬБА
(Стратегия и тактика в китайской медицине лекарственных растений)
Так же как и любое другое название в науке, рак - это краткое выражение того, что просто невозможно определить... Рак - это болезнь организма, а не болезнь клеток.
Доктор Д. У. Смизерс, всемирно известный специалист по раковым заболеваниям
Доктор Д. У. Смизерс, всемирно известный специалист по раковым заболеваниям
Медицинский рецепт как единица лекарственной терапии
Если генерал хочет выиграть сражение, он должен сделать три вещи: узнать врага, выработать стратегию и эффективно использовать своих солдат. Точно так же врач, применяющий лекарственные растения, должен сделать три вещи: узнать болезнь, разработать программу лечения и эффективно использовать лекарственные растения.
В предыдущих главах уже говорилось о диагностировании болезней. В этой главе мы узнаем, как планировать лечение и использовать лекарственные травы. Изучив свойства отдельных растений, врач смешивает их определенным образом для достижения наилучших результатов. Принципы взаимного сочетания, взаимного усиления и взаимного сдерживания, как объяснялось в предыдущей главе, применяются для увеличения эффективности медицинских предписаний. Врач должен следить, чтобы не было взаимного подавления, взаимного сопротивления и взаимного разрушения, потому что в таком случае не будет достигнут желаемый эффект. Иногда врач может использовать только одно растительное средство.
На китайском языке назначение лекарственного средства называется фан-цзи, что означает применение принципов и методов сочетания соответствующих средств для восстановления здоровья больного.
Этот термин указывает, что вопрос заключается не только в том. чтобы хорошо знать, какими растениями можно вылечить определенные болезни и как применять их. когда поставлен диагноз. Хотя такой способ тоже практикуется некоторыми целителями и иногда результаты бывают ошеломляющими, но все же это недостаточно профессионально.
Опытный врач знает не только фармакологические принципы (как объяснялось в предыдущей главе), но также и структуру медицинского рецепта, и стратегию и тактику его применения.
В отличие от западной медицины, в которой основными единицами лекарства, принимаемого внутрь, являются отдельные препараты, в китайской медицине основной единицей служит медицинский рецепт,‘а не отдельные травы, составляющие его. Это отличие важно по крайней мере по трем причинам.
Если западные ученые-медики считают, что определенные растения могут исцелить от трудноиз лечимых болезней, то исследование экстрактов растений или даже целого растения, взятого отдельно, показывает, что одного растения недостаточно для достижения положительных результатов, потому что растения оказывают эффективное действие только в сочетании с другими.
Во-вторых, китайские лекарства растительного происхождения, включая средства, обладающие свойствами антибиотиков, обычно не имеют побочных эффектов, характерных для западных лекарств, потому что возможные побочные эффекты нейтрализуются или подавляются другими растениями, включенными в тот же лекарственный сбор.
В-третьих, медицинские сборы, в состав которых входят многочисленные растения, гармонично воздействующие на организм, дают возможность китайскому врачу лечить больного в целом, а не от какой-то одной болезни.
Структура лекарственного сбора
Различные виды лекарственных средств в сборе можно классифицировать по четырем группам в соответствии с их функциями. Эти четыре группы состоят из цзюнь, чэнь, цзо и ши, которые переводятся как монарх, министр, представитель и посол.
Растения, относящиеся к группе «монарх», - это основные лекарственные средства против болезней. Растения из группы «министр» усиливают действие растений из группы «монарх». Растения группы «представитель» помогают облегчать вторичные симптомы или сдерживать вредное влияние основных или других растений, чтобы избегать неблагоприятных побочных эффектов. Растения, относящиеся к группе «посол», как бы направляют действия других растений или действуют в качестве катализаторов.
Очевидно, что самые главные - растения группы «монарх». Их считают основным лекарственным средством, или чжэн-яо. Остальные - дополнительные средства - называются фу-яо. Однако не следует думать, что дополнительные средства не важны; они не только значительно усиливают результативность основного средства, но и устраняют неблагоприятные побочные эффекты, которыми отличаются западные лекарства.
В рецепте необязательно присутствуют все четыре группы лекарственных средств. В примерах, приведенных в предыдущей главе, только «отвар из женьшеня» состоит из одного женьшеня, и естественно, он относится к растениям группы «монарх».
В «отваре из пинеллии» бан-ся (корневище пи-неллии) и шэн-цзян (корневище имбиря) оба растения из группы «монарх», поскольку оба они - главные составляющие лекарства.
Но в «отваре, ослабляющем огонь в желудке» да-хуан (корень и корневище ревеня) - «монарх», а хуан-лянь (корневище желтого лотоса) и хуан-лин (корень шлемника), которые применяются для усиления основного средства, - «министры».
Бан-ся (корневище пинеллии), будучи токсичным, представляет собой эффективный антибиотик. В лекарственный-сбор часто добавляют несколько кусочков имбиря (корневища имбиря), если «монархом» служит бан-ся. Имбирь, который сдерживает токсичность бан-ся, относится к группе «представителя».
В такой рецепт часто включается гань-цао (корень солодки), чтобы координировать воздействие различных лекарственных растений; он называется посольским лекарством.
Давайте используем эти четыре группы лекарственных растений для составления медицинского рецепта. В главе 12 мы поставили диагноз нашему воображаемому пациенту, страдающему от «горячей», «плотной», «внешней» болезни ян селезенки и желудка, вызванной «сыростью» и «жаром» в системах желудка и селезенки. Поскольку болезнь «плотная», вызывается болезнетворными микроорганизмами, эффективными средствами лечения ее будут хуан-лянь (корневище желтого лотоса) и да-хуан (корень и корневище ревеня), поскольку эти травы - для меридианов желудка и селезенки, сушат «сырость», устраняют «жар» и уничтожают «огонь». поэтому их используют как лекарственные растения группы «монарх».
Для усиления воздействия лекарственных растений группы «монарх» мы добавляем хуан-лин (корень шлемника) и му-тон (стебель акебии), которые сушат «сырость», устраняют «жар» и уничтожают «огонь» в меридианах легких, прямой кишки, кишечника и мочевого пузыря. Поэтому они «министры».
Стоит заметить, что все эти «монархи» и «министры» - «холодные» и «горькие», и образные термины означают, что они обладают фармакологическими свойствами, чтобы бороться с «горячими», «твердыми» и «внешними» болезнями.
Чтобы быстро устранить головную боль у пациента и избавиться от «внешнего зла», мы добавим фан-фэн (корень ледебуриеллы), растение-«представитель». Для координации действий-всех лекарственных растений мы добавляем гань-цао (корень солодки), посольское растение.
Поэтому, используя концепцию монарха, министра, представителя и посла, китайский врач способен повысить эффективность медицинского назначения. В некоторых книгах о китайской медицине упоминается, что китайские философы-медики привносят политические концепции в медицину. Такая ложная информация может бросить тень на китайскую медицинскую философию.
Из приведенного примера видно, что названия «монарх» и «министр» не несут никакой политической окраски. Если и возникнет вопрос относительно уместности их употребления, то это скорее лингвистическая проблема, чем политическая или медицинская.
Китайский врач рассматривает больного как живой организм, функционирование которого нарушено болезнью, и эта классификация лекарственных средств по различным видам назначений в соответствии с их терапевтическими функциями в медицинских рецептах помогает врачу быстрее достичь своей цели.
Если он прописывает лекарственные растительные средства для лечения болезни, не учитывая другие факторы, он не добьется оптимальных результатов, потому что те же самые растительные средства и та же болезнь могут вести себя неодинаково в разных ситуациях и в различной среде в организме больного.
Для сравнения: если генерал посылает своих солдат сражаться с врагом, не принимая во внимание такие факторы, как погода, местность и психоло гический настрой солдат, можно утверждать, что у него есть армия, но не разработаны ни тактика, ни стратегия.
Подобным же образом китайцы оценивают врача, который только знает, какие травы и какую болезнь излечивают: ю яо у фан, что означает «наличие лекарства при отсутствии методов и принципов».
Семь стратегий при назначении лекарственного средства
Аналогия между применением лекарства против болезни и использованием армии для отражения врага поучительна и в то же время помогает понять суть вопроса. Битва необязательно должна быть с чужеземным захватчиком (инфекционные болезни); это может быть и гражданская война (рак), нарушение основных функций (органические заболевания) или дезорганизация интеллектуальной деятельности (психические расстройства).
Во всех случаях поле битвы находится на нашей территории. Это значит, что какой бы урон ни был нанесен во время сражения, даже если оно было выиграно, нашим гражданам (клеткам организма) был причинен ущерб. Поэтому даже если у нас есть хорошее вооружение и бомбардировщики, мы должны использовать их с большой осторожностью.
Очевидно,‘ что тактика и стратегия, применяемые для борьбы с отрядом вражеских командос, действующих в густонаселенном районе, и против вражеского батальона на открытой местности, значительно различаются.
Подобным же образом китайский врач использует различные категории медицинских назначений для борьбы с видами заболеваний. Существуют тысячи рецептов, и мастера классифицировали их для удобства врача по архетипам. Эта классификация известна как «семь стратегий и двенадцать тактик».
Семь стратегий относятся к семи основным принципам медицинского назначения, подходящим к различным категориям болезней. Это следующие стратегии: «большая», «малая», «постепенная», «срочная», «единственная», «множественная» и «комбинированная».
Если болезнь серьезная и широко распространенная или у которой множество осложнений, врач использует «большой рецепт» с большим количеством, большой дозировкой и/или сильным действием лекарственных растительных средств. Примерами этого назначения служат «большой отвар зеленого дракона» и «большой отвар володушки», которые оба используются для лечения инфекционных заболеваний в промежуточной стадии.
Если заболевание несерьезное, то нет необходимости в сложном лекарственном средстве. Как только болезнь отступит, нужно перестать давать лекарство, чтобы не мешать естественному состоянию жизненной энергии. Такая стратегия называется «малое назначение». Примерами могут служить «малый отвар бань-ся» и «малый слабительный отвар».
Для хронической и астенической болезни требуется «постепенное назначение», когда средство, применяемое в течение определенного времени, может укрепить и подпитать организм больного. Пациенты, страдающие от частых болей в спине из-за затрудненного кровотока, или люди с ослабленной системой легких вследствие перенесенного горя получат облегчение от применения «отвара из четырех составных частей» и «отвара из чжи-гань-цао (корня солодки)».
Если болезнь серьезная или проходит в острой форме, необходимо «срочное назначение», в состав которого входит сильнодействующее средство. Например, если болезнь представляет собой синдром ян-мин, то есть когда инфекционная болезнь достигла поздней стадии, когда пульс «запавший», живот вздут, стул отсутствует и больной находится в коме, необходимо «срочное назначение» наподобие «сильнодействующего слабительного отвара».
«Единственное назначение» применяется, когда болезнь протекает без осложнений. Определение «единственное» не означает, что в рецепте содержится только одно растительное средство или что рекомендуется только разовый прием.
Оно означает, что, поскольку у больного не наблюдается осложнений, преследуется только одна цель и что оно направлено непосредственно на причину болезни. Например, когда болезнь вызвана болезнетворными микроорганизмами и присутствуют симптомы лихорадки и боли в горле, единственным назначением врача будет выведение «яда» из организма больного с помощью такого простого средства, как «таблетка антибиотика хон-хуан (реальгара)».
Если причины болезни более сложные, назначают различные виды растений, относящихся к группе «монарх», то есть применяется «множественное назначение». Например, в результате сильного беспокойства, повлиявшего на систему селезенки, больной страдает анорексией (потерей аппетита) и астенией (потерей энергии). Его почечная система также ослаблена, и он страдает от "частых ночных эякуляций. Он ощущает боль во всем теле, а его жизненная энергия весьма слаба.
Врач может использовать основное средство - «отвар дудника, укрепляющий селезенку» и добавить в качестве основных лекарственных растений шань-чжу-ю (плоды кизила), шу-ди (корневище рехманнии) и ду-чжун (кору эукоммии) для укрепления почечной системы и избавления от ночных эякуляций, а также добавить женьшень (корень женьшеня) и хуан-ци (корень астрагала) для усиления потока энергии.
«Комбинированное назначение» представляет собой сочетание нескольких рецептов и составление из них одного сбора. Например, половина дозы «отвара "Четыре господина"», применяемого для усиления жизненной энергии, и половина дозы «отвара из четырех составных частей» для усиления кровотока соединяют и используют для лечения хронически ослабленного больного. Или оба этих отвара назначаются больному поочередно.
Эти стратегии показывают, что у китайцев была развита философия медицинских назначений и что китайское учение о лекарственных средствах развивалось на протяжении многих столетий. Помимо этих «семи стратегий» китайские врачи использовали также «двенадцать тактик».
Двенадцать тактик восстановления здоровья
Двенадцать тактик - это 12 общих методов восстановления здоровья. Они основаны на принципах инь-ян и пяти элементарных процессах и показывают, что долг китайской медицины состоит скорее в восстановлении естественных функций больного, чем в определении и лечении болезней. Например, если жизненная энергия в организме стала слишком «теплой», что символизируется ян, то средством будет «охлаждение», символизируемое инь.
Если нормальное воспроизведение определенных клеток в организме подавляется, что символизируется стагнацией процесса «дерева», средством будет питание соответствующих частей организма жизненной энергией, которая является водным процессом, для восстановления естественного воспроизводства клеток.
Еще в VI в. великий врач Сюй Чжицай (492-572) все подходы мастеров прошлого подразделял на десять тактик. Позднее врачи дополнили их еще двумя. Мы приводим разъяснения по поводу этих 12 тактик. Пусть вас не удивляют такие термины, как «реальные, горячие болезни» и «ветреные, холодные болезни»; если вас озадачивают такие образные термины, прочтите главу 12, посвященную патологии.
1. «Рассеивание уничтожает застой» (сюань кэ цюй юн). Назначение для достижения рассеивающего эффекта может избавить от застоя. Застой может быть вызван «реальными болезнями», которые соответствуют внешним болезнетворным микроорганизмам наподобие бактерий, или «очевидными болезнями» наподобие физиологических функций. Примером медицинского рецепта для рассеивания «реального» застоя служит «отвар для уничтожения токсичных веществ».
2. «Очищение устраняет застой» (тун кэ цюй чжи). Назначение для достижения очищающего эффекта может избавить от синдрома застоя. Например, застой жидкости в организме может вызвать метеоризм. У-лин-сань (порошок из пяти растений, включая порию) эффективен для очищения этого застоя.
3. «Стимулирование устраняет слабость» (бу кэ цюй жо). Назначение для достижения стимулирующего эффекта может избавить от слабости. Слабость - скрытая причина болезней.Существует четыре основных вида стимулирования: инь, ян, крови и энергии. Примером медицинского рецепта для стимулирования инь может служить лу-вэй-юн (болюс из шести растений).
4. «Слабительное устраняет закупорку» (се кэ цюй би). Здесь имеется в виду, что «закупорка» происходит из-за «реальных» болезней, соответствующих болезнетворным микроорганизмам, которые могут быть «горячими» или «холодными». Назначение слабительного устранит закупорку. Пример этого рецепта - «слабительный отвар».
5. «Свет уничтожает болезнетворные микроорганизмы» (цин кэ цюй ши). Светом здесь названы растения, вызывающие потоотделение; имеется в виду, что болезнетворные микроорганизмы действуют на поверхностной, или на первоначальной, стадии. Иначе говоря, это тактика использования лекарственных расте
ний, вызывающих потоотделение, в борьбе против инфекционных заболеваний на ранних стадиях. В зависимости от типичного поведения болезнетворных ‘микроорганизмов китайские врачи описывают их как «горячие» или «холодные» болезни, а термин «ветер» часто используется для определения состояния больного, если место сосредоточения болезни быстро меняется. Отвар ма-хуан (эфедры) - пример назначения с целью достижения потогонного эффекта при «ветреных и холодных» инфекционных заболеваниях.
6. «Вялость стабилизирует страх» (чжун кэ чжэнь це). Под вялостью подразумеваются растения со стабилизирующим или успокаивающим эффектом; страх означает отрицательные эмоции, а также психические расстройства, такие как шок, бессонница и потеря памяти. В китайской медицине множество лекарственных растений применяется для лечения эмоциональных и психических расстройств, причем преимущество китайской медицины заключается в том, что назначаемые лекарственные средства не имеют побочных эффектов, свойственных западным седативным лекарствам, потому что побочные эффекты, если они и есть, нейтрализуются или подавляются в этих медицинских рецептах растениями из группы «представитель».
7. «Смазывание устраняет коагуляцию» (хуа кэ цюй чжоу). Коагуляция здесь означает любую массу, которая находится в состоянии застоя в организме, но не обладает вирулентностью (патогенностью) «реальных» болезнетворных микроорганизмов. Назначения, цель которых - эффект смазывания, устранят коагуляцию;
примером этого может служить «смазываю щий отвар дун-куй-ши (из семян мальвы)», который используется для выведения камней из мочевого пузыря.
8. «Вяжущее средство преодолевает коллапс» (сэ кэ цюй то). Вяжущие средства могут вызвать сокращение и прекратить выделения. Коллапсом в данном случае называется потеря вещества и жидкости в организме, например, неконтролируемый стул, ночная эякуляция и ночное потение, возникающие в результате коллапса инь, ян, крови или энергии, то есть коллапса основных функций организма.Например, «болюс "золотой локон" для удержания вещества в почках» может избавить от ночных эякуляций.
9. «Сухость устраняет сырость» (цзао кэ цюй ши). Сырость - одна из внешних патогенных причин, вызывающих такие заболевания, как водянка, дизурия, диарея, кашель и одышка. Назначение, цель которого - осушающий эффект, может устранить эти нарушения; его примером служит «болюс двойного чуда», применяющийся при диарее.
10. «Увлажнение устраняет сухость» (ши кэ цюй цзао). Сухостью называется дефицит «крови» и другой жидкости в организме. Сухость легких - один из симптомов туберкулеза, который китайцы называют слабостью легких. Примером «увлажняющего рецепта» служит «отвар, устраняющий жар и питающий легкие».
11. «Холод изгоняет жар» (хань нэн цюй жэ). Назначение, цель которого - эффект холода, поможет преодолеть синдром жара. Медицинские рецепты для устранения жара, уничтожения огня и порождения жидкости в организме - это «холодные» назначения, и многие из них соответствуют лекарствам, в западной медицине называемым антибиотиками. Примеры этих рецептов - «отвар "Белый тигр", устраняющий жар» и «отвар антибиотика "Желтый лотос"».
12. «Жар изгоняет холод» (жэ нэн цюй хань). Назначения, нацеленные на получение эффекта жара, могут преодолеть синдром холода. Медицинские рецепты для увеличения энергии ян (физиологические функции), а также защиты инь (кровеносная и иммунная системы) относятся к назначениям, нацеленным на получение тепла или пара. «Отвар из четырех растений, восстанавливающий ян» - пример «горячего» назначения с целью избавления от внутреннего холода, а «отвар из гуй-цзи (ветки коричника)» - от внешнего.
жения огня и порождения жидкости в организме - это «холодные» назначения, и многие из них соответствуют лекарствам, в западной медицине называемым антибиотиками. Примеры этих рецептов - «отвар "Белый тигр", устраняющий жар» и «отвар антибиотика "Желтый лотос"».
Примеры знаменитых медицинских рецептов
Лекарственный сбор, основная единица китайского лекарства, принимаемого внутрь, - это смесь, а не соединение. Это означает, что количество каждого компонента, так же как и сами компоненты, может меняться. Китайские врачи часто изменяют количество лекарственного средства, а также добавляют и убирают несколько компонентов в соответствии с индивидуальными потребностями больного, сохраняя общий характер и дозировку в рецепте. Естественно, детям и слабым будет назначена меньшая доза.
Китайские врачи, как генералы,-планирующие каждое сражение, выписывают для каждого больного свой рецепт на основе тщательно установленного диагноза и внимательного рассмотрения различных стратегий и тактик, которые они могут использовать.
Тем не менее великие врачи прошлого оставили в наследство эффективные медицинские рецепты с подробными объяснениями принципов их действия, а современные медики, безусловно, полностью используют накопленную веками мудрость.
Приводим три примера известных медицинских рецептов. Количество каждого ингредиента - всего лишь рекомендация. Тот, кто хочет поглубже изучить эту тему, может обратиться к китайской фармакопее.
Отвар ма-хуан
Для отвара возьмите четыре травы: Гуй-цзы, гань-цяо, син-жэнь, ма-хуан. Пропотеете вскоре, отведав отвар, И в мгновение ока поправитесь вы, Позабыв про простуду, инфекцию, жар И про боль головную.
Состав
Ма-хуан (эфедра) 15 г
Гуй-цзи (ветка коричника) 10 г
Син-жэнь (косточки абрикоса) 15 г
Чжи-гань-цао (корень солодки) 5 г
Показания
Инфекционные заболевания, проходящие с высокой температурой, ознобом, головной болью, болями во всем теле, с «плавающим» пульсом, без потливости и одышки.
Приготовление
Кипятите сбор с тремя чашками воды в керамической посуде на медленном огне, пока не останется около 0,8 чашки отвара. Пейте отвар, пока он теплый.
Душистый болюс из су-хэ
Душистый болюс из су-хэ
Содержит восемь видов трав (су-хэ включая):
Ши, ань, му, дин, тань, чэнь и фу.
А кроме них - сы-цзяо, бин-пянь, бай-шу.
И в виде болюсов все эти вещества,
Покрытые цзю-ша, питают психику и душу.
Состав
По 50 г каждого компонента: Су-хэ-сян (смола амбрового дерева) Шэ-сян (содержимое желудка овцебыка) Ань-си-сян (бензоин) Му-сян (корень оклендии) Дин-сян (цветок сизигиума ароматного) Тань-сян (сандаловое дерево) Чэнь-сян (смолистая аквилария) Сян-фу (корневище осоки) Си-цзяо (рог азиатского носорога) Бин-пянь (синтетический борнеол) Бай-шу (корневище атрактилодиса)
Показания
Устраняет -«ветер» (психические расстройства), стабилизирует эмоции и приводит в сознание.
Приготовление
Приготовить порошок и скатать в шарики (болюсы), диаметром 2 см. Покрыть слоем киновари
и заключить каждый болюс в восковую оболочку. Принимать по шарику каждый вечер и заедать имбирным супом.
Отвар «Четыре господина»
Отвар «Четыре господина» придаст вам силу. Шэнь, шу, лин, цяо, бань-ся, чэнь-пи составят «Шесть господ».
Они восполнят недостаток ян, энергию усилят. Убрав бань-ся, получите «Чудесный порошок». А если вы добавите му-сян, ша-жэнь - Пройдет желудочная боль.
Состав
Женьшень (корень женьшеня) 5 г
Бай-шу (атрактилодис) 10 г
Фу-цинь (пория) 15 г
Чжи-гань-цао (корень солодки) 5 г
Показания
Для восстановления дефицита энергии, лечения нарушений в системах желудка и селезенки, а также при одышке.
Варианты
Добавить 5 г чэнь-пи (околоплодника мандарина) к основному рецепту, чтобы получить «Чудесный порошок из пяти растений», используемый при дефиците и застое энергии у детей, дефиците в селезенке и желудке, при язвочках в ротовой полости, рвоте, холодных конечностях и когда спят с открытыми глазами. Добавить 10 г бань-ся (корневище пинеллии) и 8 г чэнь-пи (околоплодника мандарина) к основному рецепту, чтобы получить «отвар "Шесть господ"» для лечения дисфункции селезенки и большим количеством мокроты.
Добавить 5 г му-сян (корень оклендии) и 3 г ша-жэнь (плода амомума) к «отвару "Шесть господ"», чтобы получить «душистый отвар "Шесть господ"» для лечения застоя энергии в «среднем обогревателе», застоя в груди, рвоты и поноса, болей и урчания в животе.
Приготовление
Кипятить смесь этих растений в трех чашках воды до тех пор, пока не останется 0,8 чашки отвара. Пейте отвар, пока он теплый.
Обнадеживающие возможности
Очевидно, что в философии китайской и западной медицины существует значительная разница. В то время как в западной медицине доминирует редукционистский и механический подход, при котором болезнь сводится к минимуму, китайский подход - холистический и органический, при котором болезнь рассматривается как нарушение здоровья пациента в целом.
Китайский врач лечит не болезнь; он лечит больного. Его подход поэтом\‘ заключается не столько в ликвидации болезни, сколько в восстановлении здоровья.
Это различие в подходе - более чем вопрос перспективы; оно влияет на ряд медицинских принципов и занятий медициной, начиная от патологии и диагноза до фармакологии и терапии.
Поэтому китайцы никогда не стремятся ни определять болезни, ни классифицировать их. Их зна ния о болезнях, выражаемые западными научными терминами, названиями специфических бактерий и вирусов, вызывающих инфекции, или видов ферментов, необходимых для определенных обменных процессов, чрезвычайно скудны.
В то же время китайские врачи обнаруживают глубокий интерес к больному и понимание его как человека в целом. Они разбираются без помощи каких-либо измерительных приборов и сложных технологий, чисто интуитивно, в мельчайших изменениях в состоянии больного и классифицируют его болезнь не по болезнетворным микроорганизмам, вызывающим ее, а по патологической реакции больного на заболевание.
Поэтому при лечении китайские врачи особое внимание уделяют не уничтожению болезнетворных микроорганизмов, а коррекции патологического состояния больного. Например, при лечении человека, страдающего инфекционной болезнью, их задача - определить не болезнетворные микроорганизмы (и уничтожить их), а патологическое состояние пациента, которое в данном случае можно описать как «внешний жар» в системе определенного органа, и скорректировать это состояние.
Поскольку китайские и западные врачи смотрят на болезнь под разными углами зрения, бесполезно искать точно соответствующие термины для болезней с западными названиями. Например, болезнь, известная в западной медицине как пептическая язва, может быть‘ интерпретирована в китайской медицине в зависимости от патологической реакции больного как боли в желудке из-за дефицита энергии в желудке или желудочные боли из-за «пустого-холодного» в желудке.
Тем не менее и в китайской медицине существуют эквиваленты названий болезней, соответствующие западным аналогам. Пептическая язва, например, по-китайски вэй-куй-ян, означает «язва желудка». Строго говоря, такие названия, хотя они и широко используются в современном Китае, это не китайские медицинские термины, а перевод западных терминов на китайский язык.
Традиционные китайские термины более точны. Если западные медики мало что знают о причине возникновения пептической язвы, то китайским врачам известно, что ее причина - дефицит энергии в желудке или «пустое-холодное» в желудке.
Итак, в то время как западные врачи выписывают лекарства для нейтрализации желудочного сока с повышенным содержанием кислот, разъедающих стенки желудка, или проводят хирургическую операцию по удалению язвы желудка (в обоих случаях они лечат симптомы, и язва снова может появиться, как только больной прекратит принимать лекарства или вскоре после операции), китайские врачи обращают внимание главным образом на причину, укрепляя энергию желудка или устраняя «пустое-холодное» в желудке.
Китайский подход холистичен; врачи не изолируют болезнь, как если бы она всегда вела себя одинаково, независимо от внутренней среды организма больного, а лечат ее, рассматривая пациента как целостный организм.
В этой связи мы с надеждой задаем вопрос, может ли этот комплексный подход к восстановлению здоровья пациента, а не редукционистский подход, при котором внимание сосредоточивается на отдельной болезни, дать ответ на исследования Смизер са, связанные с лечением рака, после высказанного им убеждения, что рак - это болезнь организма, как было процитировано в начале главы?
Мы хотим также узнать, можно ли найти средства излечения от СПИДа и других так называемых неизлечимых болезней, если отказаться от редукционистского, механического подхода и стать на позиции холистического, органического.
Китайские врачи открыто говорят своим пациентам, что если те считают западное лечение лучшим и более скорым, то пусть они обращаются к нему (в больницах Китая западные медицинские инструменты и методы используются повсеместно). Китайские врачи поступают так потому, что не страдают комплексом неполноценности и не опасаются, что их заподозрят в некомпетентности, неуверенности в себе и отсутствии профессионализма.
Конечно, никто не предлагает западным врачам отбросить все, чему их учили, и принять китайскую систему, даже если бы они и признали ее более эффективной.
Не разумнее ли отказаться от провинциальных предрассудков или высокомерия и адаптировать некоторые успешные принципы и методы, взятые из других лечебных систем к своей практике, чтобы найти средства для исцеления все еще неизлечимых в западной медицине болезней, особенно в тех случаях, когда в других системах эти болезни лечатся? Материал, приведенный в этой главе, предлагает некоторые подобные возможности.
В последующих главах вы найдете такие материалы в большем объеме.