Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Стратегия и тактика в китайской медицине лекарственных растений

ПЛАНИРОВАНИЕ И БОРЬБА

(Стратегия и тактика в китайской медицине лекарственных растений)

Так же как и любое другое название в науке, рак - это краткое выражение того, что просто невозможно определить... Рак - это болезнь организма, а не болезнь клеток.

Доктор Д. У. Смизерс, всемирно известный специалист по раковым заболеваниям

Медицинский рецепт как единица лекарственной терапии

Если генерал хочет выиграть сражение, он дол­жен сделать три вещи: узнать врага, выработать стра­тегию и эффективно использовать своих солдат. Точ­но так же врач, применяющий лекарственные рас­тения, должен сделать три вещи: узнать болезнь, разработать программу лечения и эффективно ис­пользовать лекарственные растения.

В предыдущих главах уже говорилось о диагнос­тировании болезней. В этой главе мы узнаем, как планировать лечение и использовать лекарственные травы. Изучив свойства отдельных растений, врач смешивает их определенным образом для достижения наилучших результатов. Принципы взаимного сочетания, взаимного усиления и взаимного сдер­живания, как объяснялось в предыдущей главе, применяются для увеличения эффективности ме­дицинских предписаний. Врач должен следить, что­бы не было взаимного подавления, взаимного со­противления и взаимного разрушения, потому что в таком случае не будет достигнут желаемый эф­фект. Иногда врач может использовать только одно растительное средство.

На китайском языке назначение лекарственного средства называется фан-цзи, что означает примене­ние принципов и методов сочетания соответствую­щих средств для восстановления здоровья больного.

Этот термин указывает, что вопрос заключается не только в том. чтобы хорошо знать, какими расте­ниями можно вылечить определенные болезни и как применять их. когда поставлен диагноз. Хотя такой способ тоже практикуется некоторыми целителями и иногда результаты бывают ошеломляющими, но все же это недостаточно профессионально.

Опытный врач знает не только фармакологичес­кие принципы (как объяснялось в предыдущей гла­ве), но также и структуру медицинского рецепта, и стратегию и тактику его применения.

В отличие от западной медицины, в которой ос­новными единицами лекарства, принимаемого внутрь, являются отдельные препараты, в китай­ской медицине основной единицей служит меди­цинский рецепт,‘а не отдельные травы, составляю­щие его. Это отличие важно по крайней мере по трем причинам.

Если западные ученые-медики считают, что оп­ределенные растения могут исцелить от трудноиз лечимых болезней, то исследование экстрактов ра­стений или даже целого растения, взятого отдель­но, показывает, что одного растения недостаточно для достижения положительных результатов, пото­му что растения оказывают эффективное действие только в сочетании с другими.

Во-вторых, китайские лекарства растительного происхождения, включая средства, обладающие свойствами антибиотиков, обычно не имеют побоч­ных эффектов, характерных для западных лекарств, потому что возможные побочные эффекты нейтра­лизуются или подавляются другими растениями, включенными в тот же лекарственный сбор.

В-третьих, медицинские сборы, в состав кото­рых входят многочисленные растения, гармонично воздействующие на организм, дают возможность китайскому врачу лечить больного в целом, а не от какой-то одной болезни.

Структура лекарственного сбора

Различные виды лекарственных средств в сборе можно классифицировать по четырем группам в соответствии с их функциями. Эти четыре группы состоят из цзюнь, чэнь, цзо и ши, которые перево­дятся как монарх, министр, представитель и посол.

Растения, относящиеся к группе «монарх», - это основные лекарственные средства против бо­лезней. Растения из группы «министр» усиливают действие растений из группы «монарх». Растения группы «представитель» помогают облегчать вторич­ные симптомы или сдерживать вредное влияние основных или других растений, чтобы избегать не­благоприятных побочных эффектов. Растения, относящиеся к группе «посол», как бы направляют дей­ствия других растений или действуют в качестве ката­лизаторов.

Очевидно, что самые главные - растения груп­пы «монарх». Их считают основным лекарственным средством, или чжэн-яо. Остальные - дополнитель­ные средства - называются фу-яо. Однако не следу­ет думать, что дополнительные средства не важны; они не только значительно усиливают результатив­ность основного средства, но и устраняют небла­гоприятные побочные эффекты, которыми отлича­ются западные лекарства.

В рецепте необязательно присутствуют все четы­ре группы лекарственных средств. В примерах, при­веденных в предыдущей главе, только «отвар из женьшеня» состоит из одного женьшеня, и есте­ственно, он относится к растениям группы «мо­нарх».

В «отваре из пинеллии» бан-ся (корневище пи-неллии) и шэн-цзян (корневище имбиря) оба рас­тения из группы «монарх», поскольку оба они - главные составляющие лекарства.

Но в «отваре, ослабляющем огонь в желудке» да-хуан (корень и корневище ревеня) - «монарх», а хуан-лянь (корневище желтого лотоса) и хуан-лин (корень шлемника), которые применяются для уси­ления основного средства, - «министры».

Бан-ся (корневище пинеллии), будучи токсич­ным, представляет собой эффективный антибиотик. В лекарственный-сбор часто добавляют несколько кусочков имбиря (корневища имбиря), если «мо­нархом» служит бан-ся. Имбирь, который сдержи­вает токсичность бан-ся, относится к группе «пред­ставителя».

В такой рецепт часто включается гань-цао (ко­рень солодки), чтобы координировать воздействие различных лекарственных растений; он называется посольским лекарством.

Давайте используем эти четыре группы лекар­ственных растений для составления медицинского рецепта. В главе 12 мы поставили диагноз нашему воображаемому пациенту, страдающему от «горя­чей», «плотной», «внешней» болезни ян селезенки и желудка, вызванной «сыростью» и «жаром» в си­стемах желудка и селезенки. Поскольку болезнь «плотная», вызывается болезнетворными микроор­ганизмами, эффективными средствами лечения ее будут хуан-лянь (корневище желтого лотоса) и да-хуан (корень и корневище ревеня), поскольку эти травы - для меридианов желудка и селезенки, су­шат «сырость», устраняют «жар» и уничтожают «огонь». поэтому их используют как лекарственные растения группы «монарх».

Для усиления воздействия лекарственных расте­ний группы «монарх» мы добавляем хуан-лин (ко­рень шлемника) и му-тон (стебель акебии), кото­рые сушат «сырость», устраняют «жар» и уничто­жают «огонь» в меридианах легких, прямой кишки, кишечника и мочевого пузыря. Поэтому они «ми­нистры».

Стоит заметить, что все эти «монархи» и «мини­стры» - «холодные» и «горькие», и образные тер­мины означают, что они обладают фармакологи­ческими свойствами, чтобы бороться с «горячими», «твердыми» и «внешними» болезнями.

Чтобы быстро устранить головную боль у паци­ента и избавиться от «внешнего зла», мы добавим фан-фэн (корень ледебуриеллы), растение-«представитель». Для координации действий-всех лекарствен­ных растений мы добавляем гань-цао (корень со­лодки), посольское растение.

Поэтому, используя концепцию монарха, ми­нистра, представителя и посла, китайский врач спо­собен повысить эффективность медицинского на­значения. В некоторых книгах о китайской медици­не упоминается, что китайские философы-медики привносят политические концепции в медицину. Такая ложная информация может бросить тень на китайскую медицинскую философию.

Из приведенного примера видно, что названия «монарх» и «министр» не несут никакой полити­ческой окраски. Если и возникнет вопрос относи­тельно уместности их употребления, то это скорее лингвистическая проблема, чем политическая или медицинская.

Китайский врач рассматривает больного как живой организм, функционирование которого на­рушено болезнью, и эта классификация лекарствен­ных средств по различным видам назначений в со­ответствии с их терапевтическими функциями в медицинских рецептах помогает врачу быстрее дос­тичь своей цели.

Если он прописывает лекарственные раститель­ные средства для лечения болезни, не учитывая другие факторы, он не добьется оптимальных ре­зультатов, потому что те же самые растительные средства и та же болезнь могут вести себя неодина­ково в разных ситуациях и в различной среде в орга­низме больного.

Для сравнения: если генерал посылает своих сол­дат сражаться с врагом, не принимая во внимание такие факторы, как погода, местность и психоло гический настрой солдат, можно утверждать, что у него есть армия, но не разработаны ни тактика, ни стратегия.

Подобным же образом китайцы оценивают вра­ча, который только знает, какие травы и какую болезнь излечивают: ю яо у фан, что означает «на­личие лекарства при отсутствии методов и принци­пов».

Семь стратегий при назначении лекарственного средства

Аналогия между применением лекарства против болезни и использованием армии для отражения врага поучительна и в то же время помогает понять суть вопроса. Битва необязательно должна быть с чужеземным захватчиком (инфекционные болезни); это может быть и гражданская война (рак), нару­шение основных функций (органические заболева­ния) или дезорганизация интеллектуальной деятель­ности (психические расстройства).

Во всех случаях поле битвы находится на нашей территории. Это значит, что какой бы урон ни был нанесен во время сражения, даже если оно было выиграно, нашим гражданам (клеткам организма) был причинен ущерб. Поэтому даже если у нас есть хорошее вооружение и бомбардировщики, мы дол­жны использовать их с большой осторожностью.

Очевидно,‘ что тактика и стратегия, применяе­мые для борьбы с отрядом вражеских командос, действующих в густонаселенном районе, и против вражеского батальона на открытой местности, зна­чительно различаются.

Подобным же образом китайский врач исполь­зует различные категории медицинских назначений для борьбы с видами заболеваний. Существуют ты­сячи рецептов, и мастера классифицировали их для удобства врача по архетипам. Эта классификация известна как «семь стратегий и двенадцать тактик».

Семь стратегий относятся к семи основным прин­ципам медицинского назначения, подходящим к раз­личным категориям болезней. Это следующие страте­гии: «большая», «малая», «постепенная», «срочная», «единственная», «множественная» и «комбиниро­ванная».

Если болезнь серьезная и широко распростра­ненная или у которой множество осложнений, врач использует «большой рецепт» с большим количе­ством, большой дозировкой и/или сильным дей­ствием лекарственных растительных средств. При­мерами этого назначения служат «большой отвар зеленого дракона» и «большой отвар володушки», которые оба используются для лечения инфекци­онных заболеваний в промежуточной стадии.

Если заболевание несерьезное, то нет необходи­мости в сложном лекарственном средстве. Как только болезнь отступит, нужно перестать давать лекарство, чтобы не мешать естественному состоянию жизнен­ной энергии. Такая стратегия называется «малое на­значение». Примерами могут служить «малый отвар бань-ся» и «малый слабительный отвар».

Для хронической и астенической болезни тре­буется «постепенное назначение», когда средство, применяемое в течение определенного времени, может укрепить и подпитать организм больного. Пациенты, страдающие от частых болей в спине из-за затрудненного кровотока, или люди с ослабленной системой легких вследствие перенесенного горя получат облегчение от применения «отвара из че­тырех составных частей» и «отвара из чжи-гань-цао (корня солодки)».

Если болезнь серьезная или проходит в острой форме, необходимо «срочное назначение», в состав которого входит сильнодействующее средство. На­пример, если болезнь представляет собой синдром ян-мин, то есть когда инфекционная болезнь дос­тигла поздней стадии, когда пульс «запавший», живот вздут, стул отсутствует и больной находится в коме, необходимо «срочное назначение» наподо­бие «сильнодействующего слабительного отвара».

«Единственное назначение» применяется, ког­да болезнь протекает без осложнений. Определение «единственное» не означает, что в рецепте содер­жится только одно растительное средство или что рекомендуется только разовый прием.

Оно означает, что, поскольку у больного не на­блюдается осложнений, преследуется только одна цель и что оно направлено непосредственно на причину болезни. Например, когда болезнь вызвана болезнет­ворными микроорганизмами и присутствуют симп­томы лихорадки и боли в горле, единственным на­значением врача будет выведение «яда» из организма больного с помощью такого простого средства, как «таблетка антибиотика хон-хуан (реальгара)».

Если причины болезни более сложные, назна­чают различные виды растений, относящихся к группе «монарх», то есть применяется «множествен­ное назначение». Например, в результате сильного беспокойства, повлиявшего на систему селезенки, больной страдает анорексией (потерей аппетита) и астенией (потерей энергии). Его почечная система также ослаблена, и он страдает от "частых ночных эякуляций. Он ощущает боль во всем теле, а его жизненная энергия весьма слаба.

Врач может использовать основное средство - «отвар дудника, укрепляющий селезенку» и доба­вить в качестве основных лекарственных растений шань-чжу-ю (плоды кизила), шу-ди (корневище рехманнии) и ду-чжун (кору эукоммии) для ук­репления почечной системы и избавления от ноч­ных эякуляций, а также добавить женьшень (корень женьшеня) и хуан-ци (корень астрагала) для уси­ления потока энергии.

«Комбинированное назначение» представляет собой сочетание нескольких рецептов и составле­ние из них одного сбора. Например, половина дозы «отвара "Четыре господина"», применяемого для усиления жизненной энергии, и половина дозы «отвара из четырех составных частей» для усиления кровотока соединяют и используют для лечения хронически ослабленного больного. Или оба этих отвара назначаются больному поочередно.

Эти стратегии показывают, что у китайцев была развита философия медицинских назначений и что китайское учение о лекарственных средствах разви­валось на протяжении многих столетий. Помимо этих «семи стратегий» китайские врачи использовали также «двенадцать тактик».

Двенадцать тактик восстановления здоровья

Двенадцать тактик - это 12 общих методов вос­становления здоровья. Они основаны на принципах инь-ян и пяти элементарных процессах и показы­вают, что долг китайской медицины состоит ско­рее в восстановлении естественных функций боль­ного, чем в определении и лечении болезней. На­пример, если жизненная энергия в организме стала слишком «теплой», что символизируется ян, то сред­ством будет «охлаждение», символизируемое инь.

Если нормальное воспроизведение определенных клеток в организме подавляется, что символизиру­ется стагнацией процесса «дерева», средством бу­дет питание соответствующих частей организма жизненной энергией, которая является водным про­цессом, для восстановления естественного воспро­изводства клеток.

Еще в VI в. великий врач Сюй Чжицай (492-572) все подходы мастеров прошлого подразделял на десять тактик. Позднее врачи дополнили их еще двумя. Мы приводим разъяснения по поводу этих 12 так­тик. Пусть вас не удивляют такие термины, как «ре­альные, горячие болезни» и «ветреные, холодные болезни»; если вас озадачивают такие образные тер­мины, прочтите главу 12, посвященную патологии.

1. «Рассеивание уничтожает застой» (сюань кэ цюй юн). Назначение для достижения рассеи­вающего эффекта может избавить от застоя. За­стой может быть вызван «реальными болез­нями», которые соответствуют внешним бо­лезнетворным микроорганизмам наподобие бактерий, или «очевидными болезнями» на­подобие физиологических функций. Примером медицинского рецепта для рассеивания «ре­ального» застоя служит «отвар для уничтоже­ния токсичных веществ».

2.             «Очищение устраняет застой» (тун кэ цюй чжи). Назначение для достижения очищающего эффекта может избавить от синдрома застоя. Например, застой жидкости в организ­ме может вызвать метеоризм. У-лин-сань (по­рошок из пяти растений, включая порию) эффективен для очищения этого застоя.

3.             «Стимулирование устраняет слабость» (бу кэ цюй жо). Назначение для достижения стимулирующего эффекта может избавить от сла­бости. Слабость - скрытая причина болезней.Существует четыре основных вида стимули­рования: инь, ян, крови и энергии. Примером медицинского рецепта для стимулирования инь может служить лу-вэй-юн (болюс из шести растений).

4.             «Слабительное устраняет закупорку» (се кэ цюй би). Здесь имеется в виду, что «закупор­ка» происходит из-за «реальных» болезней, соответствующих болезнетворным микроорганизмам, которые могут быть «горячими» или «холодными». Назначение слабительного уст­ранит закупорку. Пример этого рецепта - «слабительный отвар».

5. «Свет уничтожает болезнетворные микроор­ганизмы» (цин кэ цюй ши). Светом здесь на­званы растения, вызывающие потоотделение; имеется в виду, что болезнетворные микро­организмы действуют на поверхностной, или на первоначальной, стадии. Иначе говоря, это тактика использования лекарственных расте­
ний, вызывающих потоотделение, в борьбе против инфекционных заболеваний на ран­них стадиях. В зависимости от типичного поведения болезнетворных ‘микроорганизмов китайские врачи описывают их как «горячие» или «холодные» болезни, а термин «ветер» ча­сто используется для определения состояния больного, если место сосредоточения болезни быстро меняется. Отвар ма-хуан (эфедры) - пример назначения с целью достижения по­тогонного эффекта при «ветреных и холод­ных» инфекционных заболеваниях.

6.             «Вялость стабилизирует страх» (чжун кэ чжэнь це). Под вялостью подразумеваются растения со стабилизирующим или успокаивающим эф­фектом; страх означает отрицательные эмоции, а также психические расстройства, такие как шок, бессонница и потеря памяти. В китайской медицине множество лекарственных растений применяется для лечения эмоциональных и  психических расстройств, причем преимуще­ство китайской медицины заключается в том, что назначаемые лекарственные средства не имеют побочных эффектов, свойственных за­падным седативным лекарствам, потому что побочные эффекты, если они и есть, нейт­рализуются или подавляются в этих медицин­ских рецептах растениями из группы «пред­ставитель».

7. «Смазывание устраняет коагуляцию» (хуа кэ цюй чжоу). Коагуляция здесь означает любую массу, которая находится в состоянии застоя в организме, но не обладает вирулентностью (патогенностью) «реальных» болезнетворных мик­роорганизмов. Назначения, цель которых - эффект смазывания, устранят коагуляцию;
примером этого может служить «смазываю щий отвар дун-куй-ши (из семян мальвы)», который используется для выведения камней из мочевого пузыря.

8.             «Вяжущее средство преодолевает коллапс» (сэ кэ цюй то). Вяжущие средства могут вызвать сокращение и прекратить выделения. Коллап­сом в данном случае называется потеря ве­щества и жидкости в организме, например, неконтролируемый стул, ночная эякуляция и ночное потение, возникающие в результа­те коллапса инь, ян, крови или энергии, то есть коллапса основных функций организма.Например, «болюс "золотой локон" для удер­жания вещества в почках» может избавить от ночных эякуляций.

9.             «Сухость устраняет сырость» (цзао кэ цюй ши). Сырость - одна из внешних патогенных при­чин, вызывающих такие заболевания, как во­дянка, дизурия, диарея, кашель и одышка. Назначение, цель которого - осушающий эф­фект, может устранить эти нарушения; его примером служит «болюс двойного чуда», применяющийся при диарее.

10.   «Увлажнение устраняет сухость» (ши кэ цюй цзао). Сухостью называется дефицит «крови» и другой жидкости в организме. Сухость легких - один из симптомов туберкулеза, который ки­тайцы называют слабостью легких. Примером «увлажняющего рецепта» служит «отвар, уст­раняющий жар и питающий легкие».

11. «Холод изгоняет жар» (хань нэн цюй жэ). На­значение, цель которого - эффект холода, поможет преодолеть синдром жара. Медицин­ские рецепты для устранения жара, уничтожения огня и порождения жидкости в орга­низме - это «холодные» назначения, и мно­гие из них соответствуют лекарствам, в за­падной медицине называемым антибиотика­ми. Примеры этих рецептов - «отвар "Белый тигр", устраняющий жар» и «отвар антибио­тика "Желтый лотос"».

12. «Жар изгоняет холод» (жэ нэн цюй хань). На­значения, нацеленные на получение эффек­та жара, могут преодолеть синдром холода. Медицинские рецепты для увеличения энер­гии ян (физиологические функции), а также защиты инь (кровеносная и иммунная систе­мы) относятся к назначениям, нацеленным на получение тепла или пара. «Отвар из четы­рех растений, восстанавливающий ян» - при­мер «горячего» назначения с целью избавле­ния от внутреннего холода, а «отвар из гуй-цзи (ветки коричника)» - от внешнего.

жения огня и порождения жидкости в орга­низме - это «холодные» назначения, и мно­гие из них соответствуют лекарствам, в за­падной медицине называемым антибиотика­ми. Примеры этих рецептов - «отвар "Белый тигр", устраняющий жар» и «отвар антибио­тика "Желтый лотос"».

Примеры знаменитых медицинских рецептов

Лекарственный сбор, основная единица китайско­го лекарства, принимаемого внутрь, - это смесь, а не соединение. Это означает, что количество каждого компонента, так же как и сами компоненты, может меняться. Китайские врачи часто изменяют количе­ство лекарственного средства, а также добавляют и убирают несколько компонентов в соответствии с индивидуальными потребностями больного, сохраняя общий характер и дозировку в рецепте. Естественно, детям и слабым будет назначена меньшая доза.

Китайские врачи, как генералы,-планирующие каждое сражение, выписывают для каждого боль­ного свой рецепт на основе тщательно установлен­ного диагноза и внимательного рассмотрения раз­личных стратегий и тактик, которые они могут ис­пользовать.

Тем не менее великие врачи прошлого оставили в наследство эффективные медицинские рецепты с подробными объяснениями принципов их действия, а современные медики, безусловно, полностью ис­пользуют накопленную веками мудрость.

Приводим три примера известных медицинских рецептов. Количество каждого ингредиента - всего лишь рекомендация. Тот, кто хочет поглубже изучить эту тему, может обратиться к китайской фармакопее.

Отвар ма-хуан

Для отвара возьмите четыре травы: Гуй-цзы, гань-цяо, син-жэнь, ма-хуан. Пропотеете вскоре, отведав отвар, И в мгновение ока поправитесь вы, Позабыв про простуду, инфекцию, жар И про боль головную.

Состав

Ма-хуан (эфедра)                                       15 г

Гуй-цзи (ветка коричника)                          10 г

Син-жэнь (косточки абрикоса)                      15 г

Чжи-гань-цао (корень солодки)                      5 г

Показания

Инфекционные заболевания, проходящие с вы­сокой температурой, ознобом, головной болью, болями во всем теле, с «плавающим» пульсом, без потливости и одышки.

Приготовление

Кипятите сбор с тремя чашками воды в керами­ческой посуде на медленном огне, пока не оста­нется около 0,8 чашки отвара. Пейте отвар, пока он теплый.

Душистый болюс из су-хэ

Душистый болюс из су-хэ

Содержит восемь видов трав (су-хэ включая):

Ши, ань, му, дин, тань, чэнь и фу.

А кроме них - сы-цзяо, бин-пянь, бай-шу.

И в виде болюсов все эти вещества,

Покрытые цзю-ша, питают психику и душу.

Состав

По 50 г каждого компонента: Су-хэ-сян (смола амбрового дерева) Шэ-сян (содержимое желудка овцебыка) Ань-си-сян (бензоин) Му-сян (корень оклендии) Дин-сян (цветок сизигиума ароматного) Тань-сян (сандаловое дерево) Чэнь-сян (смолистая аквилария) Сян-фу (корневище осоки) Си-цзяо (рог азиатского носорога) Бин-пянь (синтетический борнеол) Бай-шу (корневище атрактилодиса)

Показания

Устраняет -«ветер» (психические расстройства), стабилизирует эмоции и приводит в сознание.

Приготовление

Приготовить порошок и скатать в шарики (бо­люсы), диаметром 2 см. Покрыть слоем киновари

и заключить каждый болюс в восковую оболочку. Принимать по шарику каждый вечер и заедать имбирным супом.

Отвар «Четыре господина»

Отвар «Четыре господина» придаст вам силу. Шэнь, шу, лин, цяо, бань-ся, чэнь-пи составят «Шесть господ».

Они восполнят недостаток ян, энергию усилят. Убрав бань-ся, получите «Чудесный порошок». А если вы добавите му-сян, ша-жэнь - Пройдет желудочная боль.

Состав

Женьшень (корень женьшеня)                        5 г

Бай-шу (атрактилодис)                                  10 г

Фу-цинь (пория)                                               15 г

Чжи-гань-цао (корень солодки)                     5 г

Показания

Для восстановления дефицита энергии, лечения нарушений в системах желудка и селезенки, а также при одышке.

Варианты

Добавить 5 г чэнь-пи (околоплодника мандари­на) к основному рецепту, чтобы получить «Чу­десный порошок из пяти растений», используе­мый при дефиците и застое энергии у детей, де­фиците в селезенке и желудке, при язвочках в ротовой полости, рвоте, холодных конечностях и когда спят с открытыми глазами. Добавить 10 г бань-ся (корневище пинеллии) и 8 г чэнь-пи (околоплодника мандарина) к ос­новному рецепту, чтобы получить «отвар "Шесть господ"» для лечения дисфункции селезенки и большим количеством мокроты.

Добавить 5 г му-сян (корень оклендии) и 3 г ша-жэнь (плода амомума) к «отвару "Шесть гос­под"», чтобы получить «душистый отвар "Шесть господ"» для лечения застоя энергии в «среднем обогревателе», застоя в груди, рвоты и поноса, болей и урчания в животе.

Приготовление

Кипятить смесь этих растений в трех чашках воды до тех пор, пока не останется 0,8 чашки отвара. Пейте отвар, пока он теплый.

Обнадеживающие возможности

Очевидно, что в философии китайской и запад­ной медицины существует значительная разница. В то время как в западной медицине доминирует редук­ционистский и механический подход, при котором болезнь сводится к минимуму, китайский подход - холистический и органический, при котором бо­лезнь рассматривается как нарушение здоровья па­циента в целом.

Китайский врач лечит не болезнь; он лечит боль­ного. Его подход поэтом\‘ заключается не столько в ликвидации болезни, сколько в восстановлении здоровья.

Это различие в подходе - более чем вопрос пер­спективы; оно влияет на ряд медицинских принци­пов и занятий медициной, начиная от патологии и диагноза до фармакологии и терапии.

Поэтому китайцы никогда не стремятся ни оп­ределять болезни, ни классифицировать их. Их зна ния о болезнях, выражаемые западными научными терминами, названиями специфических бактерий и вирусов, вызывающих инфекции, или видов фер­ментов, необходимых для определенных обменных процессов, чрезвычайно скудны.

В то же время китайские врачи обнаруживают глубокий интерес к больному и понимание его как человека в целом. Они разбираются без помощи ка­ких-либо измерительных приборов и сложных тех­нологий, чисто интуитивно, в мельчайших измене­ниях в состоянии больного и классифицируют его болезнь не по болезнетворным микроорганизмам, вызывающим ее, а по патологической реакции боль­ного на заболевание.

Поэтому при лечении китайские врачи особое внимание уделяют не уничтожению болезнетворных микроорганизмов, а коррекции патологического состояния больного. Например, при лечении чело­века, страдающего инфекционной болезнью, их задача - определить не болезнетворные микроор­ганизмы (и уничтожить их), а патологическое со­стояние пациента, которое в данном случае можно описать как «внешний жар» в системе определен­ного органа, и скорректировать это состояние.

Поскольку китайские и западные врачи смотрят на болезнь под разными углами зрения, бесполезно искать точно соответствующие термины для болез­ней с западными названиями. Например, болезнь, известная в западной медицине как пептическая язва, может быть‘ интерпретирована в китайской медицине в зависимости от патологической реак­ции больного как боли в желудке из-за дефицита энергии в желудке или желудочные боли из-за «пу­стого-холодного» в желудке.

Тем не менее и в китайской медицине существу­ют эквиваленты названий болезней, соответствующие западным аналогам. Пептическая язва, например, по-китайски вэй-куй-ян, означает «язва желудка». Строго говоря, такие названия, хотя они и широко исполь­зуются в современном Китае, это не китайские ме­дицинские термины, а перевод западных терминов на китайский язык.

Традиционные китайские термины более точны. Если западные медики мало что знают о причине возникновения пептической язвы, то китайским врачам известно, что ее причина - дефицит энер­гии в желудке или «пустое-холодное» в желудке.

Итак, в то время как западные врачи выписыва­ют лекарства для нейтрализации желудочного сока с повышенным содержанием кислот, разъедающих стенки желудка, или проводят хирургическую опе­рацию по удалению язвы желудка (в обоих случаях они лечат симптомы, и язва снова может появить­ся, как только больной прекратит принимать ле­карства или вскоре после операции), китайские врачи обращают внимание главным образом на при­чину, укрепляя энергию желудка или устраняя «пу­стое-холодное» в желудке.

Китайский подход холистичен; врачи не изоли­руют болезнь, как если бы она всегда вела себя оди­наково, независимо от внутренней среды организ­ма больного, а лечат ее, рассматривая пациента как целостный организм.

В этой связи мы с надеждой задаем вопрос, мо­жет ли этот комплексный подход к восстановлению здоровья пациента, а не редукционистский подход, при котором внимание сосредоточивается на отдель­ной болезни, дать ответ на исследования Смизер са, связанные с лечением рака, после высказанно­го им убеждения, что рак - это болезнь организма, как было процитировано в начале главы?

Мы хотим также узнать, можно ли найти сред­ства излечения от СПИДа и других так называемых неизлечимых болезней, если отказаться от редук­ционистского, механического подхода и стать на позиции холистического, органического.

Китайские врачи открыто говорят своим паци­ентам, что если те считают западное лечение луч­шим и более скорым, то пусть они обращаются к нему (в больницах Китая западные медицинские инструменты и методы используются повсеместно). Китайские врачи поступают так потому, что не стра­дают комплексом неполноценности и не опасают­ся, что их заподозрят в некомпетентности, неуве­ренности в себе и отсутствии профессионализма.

Конечно, никто не предлагает западным врачам отбросить все, чему их учили, и принять китайскую систему, даже если бы они и признали ее более эффективной.

Не разумнее ли отказаться от провинциальных предрассудков или высокомерия и адаптировать некоторые успешные принципы и методы, взятые из других лечебных систем к своей практике, чтобы найти средства для исцеления все еще неизлечимых в западной медицине болезней, особенно в тех слу­чаях, когда в других системах эти болезни лечатся? Материал, приведенный в этой главе, предлагает некоторые подобные возможности.

В последующих главах вы найдете такие матери­алы в большем объеме.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека