Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Лечение больного, а не болезни.

Принципы китайской терапии

Концентрируя внимание на все более мелких частицах организма человека, современная ме­дицина, возможно, перестает рассматривать больного как единое целое и, сводя проблему здоровья к механическому функционированию, она больше не в состоянии заниматься исцеле­нием.

Принц Чарльз (выступление на заседании Британской медицинской ассоциации в 1982 г.)

Лечение больного в целом

Основным принципом китайской медицины яв­ляется подход к человеку как к личности в целом, а не как к структуре, состоящей из различных орга­нов. Поэтому при лечении больного китайский врач думает, как восстановить здоровье человека в це­лом, а не только как вылечить болезнь или пора­женные болезнью органы.

Человек состоит из сложных взаимосвязанных и скоординированных органов и систем. Эти органы и системы взаимозависимы. Например, дыхатель­ная система зависит от кровеносной: она обеспечивается пишей и энергией, которые в свою очередь та получила из системы пищеварения. Система пи­щеварения также зависит от кровеносной, дыхатель­ной и других систем в том, что касается ее сохране­ния и функционирования.

Эта взаимосвязь органов и систем нашего орга­низма становится более очевидной, когда мы по­нимаем сложную систему меридианов, которая со­единяет не только внешне не связанные органы, такие как, например, глаза и печень, но также каж­дую часть нашего организма. Все наши внутренние органы (легкие, печень, почки и т. д.) связаны с внешними органами (кожей, глазами, ушами).

Внешние органы помогают человеку восприни­мать окружающую среду, помогая ему таким обра­зом поддерживать гармонию между собой и средой. Окружающая среда постоянно меняется: изменяются воздух и микроорганизмы, а также климатические условия, местность и эмоциональные влияния.

Если изменения в окружающей среде слишком резкие или внезапные, человек может оказаться неспособным адаптироваться к ним. Когда равно­весие между человеком и окружающей средой или между его внутренней и внешней системами нару­шается, он может заболеть.

Поскольку органы и системы человека связаны между собой с помощью различных меридианов, травма или заболевание какого-либо одного органа влияет на другие органы, в результате чего наруша­ется гармония и возникает болезнь.

Например, «болезни печени воздействуют на сис­тему селезенки», то есть при заболевании печени на­рушается нормальная работа системы селезенки, в результате человек теряет аппетит и даже здоровье.

Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы врач лечил больного как единое целое. Например, если у пациента болит голова, недостаточно избавить его от головной боли, если больной жалуется на боли в желудке, врач не должен сосредоточивать внима­ние только на желудке.


Назначение лечения в соответствии с болезнью

Принцип назначения лечения в соответствии с болезнью требует, чтобы врач прежде всего узнал причину и характер заболевания. Важность этого принципа и необходимость его соблюдения очевид­ны, но на практике многие врачи не придержива­ются этого принципа, о чем свидетельствуют при­меры безрезультатного лечения несложных заболе­ваний.

Если причина и характер болезни определены правильно, заболевание - за небольшим исключе­нием - можно вылечить, используя надлежащие методы.

Следовательно, диагноз чрезвычайно важен: если он поставлен правильно, больной непременно выздоровеет. При установлении диагноза, как мы видели в предыдущих главах, врач учитывает пора­женный орган, сопротивляемость организма, проте­кание болезни и стадию ее развития. Он исследует внешние («шесть зол») и внутренние («семь эмоций») причины, использует четыре диагностических мето­да и руководствуется восемью принципами. Потом он применяет один или несколько методов для клас­сификации болезни, чтобы лучше ее понять.


Борьба между добром и злом

Китайские врачи фигурально называют отноше­ние между здоровьем и болезнью «борьбой между добром и злом». «Добро» и «зло» в данном случае не рассматриваются как нравственные категории. Они обозначают ситуации здоровья и болезни.

Добром называют «хорошую ци», жизненную силу, или жизненную энергию, от которой зависит сохранение жизни. Она включает нормальное фун­кционирование органов и систем, сопротивляемость организма внутренним и внешним болезнетворным факторам и естественную способность и стремле­ние к восстановлению здоровья.

Злом называют «плохую ци», то есть болезнь, которая собирает все болезнетворные факторы, а также симптомы и проявления, вызванные ими. Здоровье или болезнь - это нескончаемый процесс борьбы доб­ра и зла. Возникновение болезни, ее развитие и про­явления - это те случаи, когда зло одерживает по­беду. Когда побеждает добро, когда человек заря­жен доброй энергией ци, болезнь не возникает.

Это фигуральное описание борьбы между доб­ром и злом может показаться некоторым читателям примитивным и упрощенным; но на самом деле эта ситуация представлена в самой сжатой форме; это глубокая медицинская истина, полученная в резуль­тате наблюдений и изучения на протяжении веков. Если мы поймем ее значение и овладеем мастер­ством ее применения, мы сможем не только лечить болезни, но - что еще важнее - предупреждать их и продлевать человеческую жизнь.

Следовательно, все методы лечения можно объе­динить в два принципа: «восстановление добра» и «уничтожение зла». Восстановление добра предпо лагает использование медицинских средств, питания, физических упражнений и других методов восстанов­ления жизненной энергии, укрепления организма и усиления его защитных систем, способности к исце­лению, с тем чтобы одержать верх над болезнетвор­ными факторами и вновь обрести здоровье.

Уничтожение зла предполагает применение раз­личных терапевтических методов, таких как исполь­зование растительных лекарственных средств, аку­пунктура, массаж, цигун и т. д., чтобы избавиться от плохой энергии ни. устранить патогенные фак­торы или их эффекты, ограничить или прекратить их развитие и устранить болезнь.

Восстановление добра и уничтожение зла - взаи­мосвязанные процессы. Но для удобства мы можем классифицировать лечение по следующим подходам.

1. Только восстановление добра.

Используется в том случае, когда больной очень слаб и нет внешних патогенных факторов. Этот подход применяется к больным, страдающим органическими заболеваниями.

2. Только уничтожение зла.

Этот подход используется, когда есть внешние патогенные факторы, а пациент здоров. Приме­няется особенно при инфекционных болезнях.

3. Восстановление добра с уничтожением зла.

Больной слаб, патогенные факторы присутству­ют, но слабость больного более заметна.

4. Уничтожение зла с восстановлением добра.

Больной слаб, и патогенные факторы присут­ствуют, но они более устойчивы, чем в других случаях.

5.  Восстановление добра, затем уничтожение зла.

Больной физически слаб, и патогенные факторы присутствуют, но если сначала уничтожать зло, это может ухудшить состояние больного. Напри­мер, лечение антибиотиками может еще больше ослабить больного.

6.  Уничтожение зла, затем восстановление добра.

Больной физически слаб, и патогенные факторы присутствуют, но если сначала восстанавливать добро, это может усугубить болезнь. Например, повышение энергетического уровня человека, страдающего от закупорки внутренних органов, может ухудшить его состояние.

Какими бы ни были методы лечения или подхо-ды. конечная цель - восстановление добра. Это положение резко контрастирует с подходом запад­ных медиков, главный упор делающих на уничто­жение зла. В соответствии с китайской медицинс­кой философией хорошая энергия ци у больного (жизненная энергия) - основной фактор в пре­одолении зла (болезни). Более того, все лечебные средства (лекарственные растения, акупунктура и т. д.) воздействуют на больного в зависимости от его энергии ци.

Очевидно, наши врачи могут извлечь много по­лезного из этой философии. Например, доминиру­ющий философский принцип медицинских иссле­дований в области дегенеративных заболеваний (са­мая большая проблема в медицине нашего времени) заключается в нахождении путей уничтожения бо­лезней, то есть в «уничтожении зла», а не в восста­новлении физиологических функций больного, или в «восстановлении добра».

А когда при органическом заболевании требует­ся хирургическая операция, часто стоит вопрос, мо­жет ли больной оплатить ее, то есть опять возникает вопрос об «уничтожении зла», а не о том, может ли больной выздороветь, не прибегая к операции; мно­гие из моих учеников избежали хирургического вме­шательства благодаря системе упражнений цигун, то есть произошло «восстановление добра».


Концепция «ветви» и «корня»

Концепция «ветви» и «корня» относится к вто­ричному и первичному аспектам отношения между здоровьем и болезнью. Она часто используется в китайской медицине и проявляется по-разному.

В отношении между здоровьем и болезнью (доб­ром и злом) естественная сопротивляемость болез­ни считается первичной (корень), а болезнетвор­ные факторы - вторичными (ветви). Поэтому в те­рапии восстановление обшей жизненной энергии больного всегда приоритетно по отношению к ле­чению конкретных заболеваний.

В диагностировании и лечении причина заболева­ния первична, а симптомы вторичны. Поэтому врач должен не определять болезнь по внешним симпто­мам, а узнать ее причину и не просто устранять сим­птомы заболевания, а заниматься причиной болезни.

Что касается развития болезни, то она рассмат­ривается как‘первичная, старая болезнь или болезнь, которой заразились давно; новая болезнь или бо­лезнь, которой заразились недавно, вторичная. Бо­лезнь внутренних органов - первична, болезнь вне­шних - вторична. Причины болезни: внутренние - первичны, внешние - вторичны.

Обычный подход к лечению следующий: снача­ла лечат то, что первично, потом то, что вторично. Например, больной, страдающий от дефицита энер­гии сердца, может испытывать боль в руке. Если мы просто устраним боль в руке, но не будем знать о проблеме с сердцем, мы «устраним симптомы, а не болезнь». Этим объясняется тот факт, что огром­ное количество больных страдают хроническими заболеваниями и никогда не выздоравливают.

Концепция «ветви» и «корня» поможет избежать этой ошибки. Отделяя первичную причину от вто­ричного симптома, мы устраняем причину, усили­вая энергию сердца: симптомы этой болезни, боли 15 руке пройдут сами по себе.

Тем не менее, пытаясь устранить причину, мы не должны пренебрегать симптомами. Мы можем объяснить больному настоящую причину его забо­левания, но для него симптомы, от которых о?! стра­дает, реальны и, возможно, важнее, чем дефицит его сердечной энергии, чего, вероятно, он в дан­ный момент не ощущает. И если мы не облегчим его боль в руке, он вскоре может разувериться в нашем лечении, хотя на самом деле мы поступаем правильно, устраняя дефицит его энергии.

Более того, избавляя больного от симптомов, например, открывая меридианы на руке, мы также можем ускорить усиление его сердечной энергии.

Однако иногда симптомы могут оказаться более важными, чем причина болезни. В этом случае мы должны в первую очередь устранить симптомы. На­пример, в результате дисфункции печени в брюш­ной полости может скапливаться избыточная жид­кость. Дисфункция печени - первичная причина, а избыточная жидкость в брюшной полости - вто­ричный симптом. Но если количество скопившейся жидкости так велико, что живот раздувается, в ре­зультате чего затруднены дыхание и выделение про­дуктов распада из организма, мы сначала должны устранить симптом, используя слабительное для удаления избыточной жидкости.


Восемь методов

Следующие восемь основных методов лечения применяются в терапии внутренних органов.

1.  Потоотделение

Потоотделение полезно при внешних заболева­ниях типа лихорадки и простуды, гнойной инфек­ции и избыточной жидкости. Потоотделение вызы­вают некоторые обычные лекарственные растения: ма-хуан (эфедра), куй-чи (ветви коричника), фан-фэн (корень ледебуриеллы), по-хэ (мята), цзи-хуа (цветок хризантемы) и чай-ху (володушка).

2.  Вызванная рвота

Рвоту вызывают для того, чтобы вывести из орга­низма недоброкачественную пищу, которая еще не успела усвоиться. Средствами, вызывающими рво­ту, являются куа-ти (стебель дыни), ли-лу (чемери­ца черная) и чаи-сань (корень дихрои).

3. Слабительное

Слабительное используется при лечении внутрен­них органов,-особенно систем селезенки и желудка, при затруднении выделения продуктов распада из организма, при раздутом животе, избыточной жид­кости, застое крови и энергии. Слабительными сред­ствами являются та-хуан (корневище ревеня), ман-шоу (сульфат натрия), фу-цзы (корень аконита), кань-шян (корневище имбиря), фома-жэнь (плод конопли), юань-хуа (цветок генкуа) и да-цзи (ко­рень эуфобии пекинской).

4. Урегулирование

Имеется в виду урегулирование функциональ­ных отношений между инь и ля и между органами. В отличие от других методов, когда используются некоторые лекарственные растения для потоотде­ления, в качестве слабительного и т. д., при этом методе какие-либо специальные средства не при­меняются для урегулирования.

Врач должен узнать причины дисбаланса у боль­ного и выбрать подходящие средства для его устра­нения.

Тем не менее, существуют два популярных сред­ства для урегулирования: чай-ху-тан (отвар из кор­ня володушки) и сяо-ло-сань (порошок сяо-яо).

5.  Согренание

Метод согревания используется при лечении простуды и для усиления энергии ян. Он выполняет сразу три функции: устраняет простуду на среднем уровне, прочищает заблокированные меридианы и усиливает физиологические функции.

Используемые медицинские средства включают: фу-цзы (корень аконита), кань-цзян (корневище имбиря) и куй (кора коричника), сао-хуай-сян (пло­ды укропа) и хуа-цзяо (околоплод зантоксилума).

6. Устранение жара

При этом методе используются охлаждающие средства для устранения «жара» и «огня». Этот ме­тод позволяет уничтожить бактерии, растворить мокроту и снизить температуру. Он часто применя­ется при лечении инфекционных заболеваний в промежуточной и поздней стадиях болезни. Исполь­зуемые средства: хуан-лянь (корневище желтого лотоса), хуан-чинь (корень шлемника), цзинь-инь-хуа (цветок жимолости), лун-тань-чао (корень го­речавки) и си-цзяо (рог носорога).

7.  Рассеивание

Этот метод состоит в устранении блокирования, вызванного застоем энергии и крови, жидкостью, «сыростью», пищей и др. Его использование очень популярно и включает в себя устранение «ветра», «сырости», урегулирование ци, крови, пищеваре­ния и всасывания пищи, рассеивание мокроты и избыточной жидкости, рассеивание камней и умень­шение нарывов и воспалений.

Применяются соответствующие растительные лекарственные средства: чуань-кун (корневище би­рючины), фу-цинь (пория), му-тун (стебель акебии), му-сян (корень оклендии). хуан-хуа (цветок сафло­ры), сань-ча (плоды боярышника), чуань-пэй-му (луковица рябчика), хуан-по (кора бархата) и тао-жэнь (косточки персика).

8.  Стимулирование

Стимулирование усиливает физиологические функции больного, естественную сопротивляемость и способность организма самостоятельно восстанав­ливаться. Метод стимулирования используется для восстановления здоровья больного после лечения. Существует пять основных зон стимулирования: ци, кровь, инь, ян и внутренние органы.

К лечебным средствам относятся: тан-шунь (ко-донопсис мелковолосистый), хуан-чи (корень аст­рагала), дан-гуй (корень дудника), хэ-сао-у (корень спорыша), па-цзи (корень моринды) и ти-хуан (ко­рень рехманнии).


Различные
методы лечения в китайской медицине

Широко распространено ошибочное мнение, что методы китайской медицины заключаются в основ­ном в лечении отварами лекарственных растений. Но это только один из аспектов китайской медици­ны. В китайской медицине много методов лечения, и самые важные мы рассмотрим в этой книге.

1.   Применение лекарственных растений

Они используются в виде отваров и препаратов из лекарственных растений, минеральных веществ, ле­карств животного происхождения и других веществ. Медицинские препараты могут быть также в виде пилюль, таблеток, порошков и настоек. У китайцев существует огромное количество лекарственных средств. Например, в «Фармакопее» Ли Шичжэня содержится описание 1892 различных видов лекар­ственных растений и более 10 тыс. лечебных средств.

2.  Наружная терапия

Она включает акупунктуру, массаж и лечение травм; в более узком смысле это применение ма­зей, пластырей, банок, вапоризации, соскаблива­ния, лечение теплом и хирургические операции.

Распространено ошибочное мнение, что хирур­гия - слабое звено китайской медицины. В действи­тельности же в Китае успешно выполнялись слож­ные операции задолго до того, как Западу стало известно об анестезии.

3. Травматология

Этот раздел включает различные виды лечения как наружных, так и внутренних травм, вызванных рассечением, ушибом, смещением, переломом и силовыми действиями. На бытовом уровне это оз­начает «лечение травм, полученных в результате падения или ударов» и связано с практикой кунг­фу. Травматолог имеет дело в основном с ушибами и растяжениями, с травмами опорно-двигательно­го аппарата и повреждениями внутренних органов.

Китайцы, особенно великие мастера в искусст­ве кунг-фу, установили очень высокие стандарты в области травматологии.

4. Акупунктура и моксотерапия

В недалеком прошлом люди стали бы смеяться, если бы им сказали, что излечивать болезни мож­но, вставляя иглы в тело человека, но сейчас аку­пунктура признана эффективной и самостоятель­ной лечебной системой.

Она основана на принципе, что все части тела связаны всеобъемлющей сетью каналов и коллате-ралей и что, управляя потоком энергии в этих ме­ридианах, можно восстановить здоровье.

Там, где нельзя применять акупунктуру, исполь­зуется моксотерапия (прижигание или прогревание точек акупунктуры с помощью шарика или конуса из высушенного и истолченного в порошок лекарствен­ного растения моксы, разновидности полыни).

5.  Массаж;

Лечение массажем основано на тех же принци­пах, что и акупунктура, но вместо игл врач пользу­ется только руками, приводя в гармоничное состо­яние энергетический поток в организме больного.

Многих непосвященных может удивить, что мас­саж - самостоятельный метод лечения, как и аку­пунктура. Существует очень много приемов массажа для получения определенных результатов при воз­действии на различные ткани, мышцы, жизненно важные точки и меридианы. Тридцать видов масса­жа описаны в этой книге, в главе, посвященной лечению массажем.

Массаж, акупунктура и прием лекарственных растений были самыми первыми видами лечения в Китае, для обучения которым в Императорском медицинском университете (первом в мире меди­цинском учебном заведении), открытом в период правления династии Тан, были учреждены профес­сорские должности.

6. Оздоровительные упражнения

Сюда включают физиотерапию, упражнения цигун и боевые искусства. Поэтому их профилакти­ческая функция так же важна, как и лечебная. Се­рьезное различие между оздоровительными китай­скими и западными упражнениями заключается в том, что в китайских упражнениях упор делается не только на кости и мышцы, но и на внутренние орга­ны и системы.

Вероятно, в Китае раньше, чем в других стра­нах, стали использовать оздоровительные упражне­ния как один из методов лечения. В древних текстах упоминается, что в доисторические времена для лечения ревматизма и артрита в Китае применяли танцы и физиотерапию.

Великие врачеватели прошлого также придавали большое значение оздоровительным упражнениям. Известными примерами разработанных ими упраж­нений служат «Игра пяти зверей» Хуа То, шаолиньс кие упражнения «Восемнадцать рук Лоханя», систе­ма упражнений тай-цзи цюань и «Восемь вышивок».

7. Упражнения цигун

Традиционно лечение с помощью системы ци­гун, состоящей из упражнений, исцеляет от болез­ней. В современном контексте цигун рассматривает­ся как терапевтический метод, посредством кото­рого врач направляет энергию пациенту; но в широком значении этим термином обозначают все методы лечения, в которых используется гармони­зация энергетического потока в качестве основного принципа для восстановления здоровья.

Следовательно, он включает и такие методы, как массаж, акупунктура и физиотерапия. Поскольку основной принцип китайской медицинской фило­софии (как и других медицинских философий, из­вестных человеку, за исключением традиционной западной) предполагает, что гармоничный поток жизненной энергии очень важен для здоровья, сис­тема упражнений цигун, вероятно, самый естествен­ный метод лечения из всех.

Китайская медицина - чрезвычайно обширная и интересная дисциплина. Неудивительно, если мы вспомним, что это медицинская система с самой древней историей, которая используется самым многочисленным народом в мире. Различные тера­певтические подходы, упомянутые нами, представ­ляют собой многочисленные способы, успешно при­менявшиеся в Китае для борьбы с заболеваниями на протяжении столетий. В последующих главах мы рассмотрим их подробнее.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека