Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

Лечение психосоматических и психических заболеваний

Роль эмоциональных факторов в медицине при­знается китайскими врачами с древних времен. Дей­ствительно, китайцы были большими специалис­тами в лечении психосоматических и психических заболеваний. Вероятно, наши современные психи­атры могли бы кое-чему у них поучиться. Однако психиатрия в китайской медицине никогда не вы­делялась в отдельную область, потому что китайс­кие врачи всегда считали, что психика и тело со­ставляют одно целое. Взаимное созидание и взаим­ное разрушение пяти процессов часто используются для выражения взаимоотношений эмоциональных факторов. Например, у людей, которые часто пе­чальны, слабые легкие. Китайские врачи считают, что печаль вредно действует на легкие, поскольку и печаль, и легкие относятся к процессу металла. Как же тогда излечить человека, страдающего легочным заболеванием?

Посредственный врач может назначить лекар­ство, которое укрепит легкие. Знающий врач вместо этого позаботится о его желудке, чтобы в результа­те хорошего аппетита у него накопилось больше энергии, которая подпитала бы легкие; при этом действует принцип взаимного созидания - земли, создающей металл. Однако врач, настоящий мастер своего дела, не стал бы делать ни того, ни другого. Почему? Потому что настоящая проблема заключа­ется не в легких; это эмоциональная проблема.

Укрепление легких лекарствами создаст новые проблемы. Легкие структурно слабые (недостаточно инь), если усилить функционирование легких (по­высим ян), мы создадим в легких дисбаланс инь-ян. Это укрепление ян, то есть укрепление функции, что в данном случае неприемлемо. Структура лег­ких инь теперь не может справиться с избыточным функционированием ян. (Если вы не понимаете, что означают инь и ян, вы, возможно, пропустили важ­ную информацию, содержащуюся в предыдущей главе.)

Укрепление легких косвенным путем - через желудок - лучший способ, но он не устраняет при­чины заболевания. Здесь укрепляется инь, то есть восстанавливаются ткани легких, которые были повреждены негативной энергией печали. Этот под­ход может облегчить до некоторой степени страда­ния больного, по крайней мере, его легкие не так слабы; но как только он перестанет принимать пи­тательную пищу, симптом слабых легких вернется.

Хороший врач лечит причину, а не симптом. Но как лечить печаль? Существует китайская послови­ца: «Болезнь, возникшая как следствие эмоций, лучше всего излечивается эмоциями». Принципы пяти процессов чрезвычайно полезны при лечении заболеваний, вызванных эмоциями.

Печаль соответствует процессу металла. Металл может быть разрушен огнем, а эмоция, соответству­ющая огню, - радость. Поэтому если врач заставит пациента радоваться, печаль будет преодолена, и симптом слабых легких постепенно исчезнет. Здесь применяется принцип взаимного разрушения - огня, разрушающего металл. Теоретик предлагает принцип; как практик сможет заставить больного радоваться, будет зависеть от его умения.

Эмоциональные проблемы часто проявляются, как настоящие физические недуги. Применяя прин­ципы пяти элементарных процессов, врачи помо­гут пациентам выздороветь, не прибегая к лекар­ствам. В истории китайской медицины есть много интересных примеров.

Приведем историю о том, как успешно - с точ­ки зрения больного, но не врача - была использо­вана описанная выше теория. Заболел император, и придворные врачи не могли его вылечить. (Забегая вперед, скажем, что, возможно, они и могли, но не делали этого!) Несмотря на различные яства, приготовленные лучшими поварами страны, у им­ператора не было аппетита.

Однажды один искусный врач, который раньше отказывался работать во дворце, потому что хотел служить простым людям, предложил свои услуги императору.

Я рад, что, наконец, ты решил служить во дворце.

-  Это мой последний шанс доказать свою преданность Вашему Величеству, - печально сказал врач. - Но я прошу Ваше Величество
выполнить одно мое желание.

-  Я выполню тысячу твоих желаний, если ты сможешь меня вылечить.

-  Только одно желание, Ваше Величество, и ваша болезнь будет вылечена. Прошу вас, разрешите мне свободно побродить по вашему дворцу.

-  Хорошо, - сказал император, - полагаю, дворец достаточно большой, чтобы ты мог в нем погулять.

(На самом деле последнее предложение до­бавил я сам. Вряд ли император мог это сказать. Вы, наверное, догадаетесь, зачем врач обратил­ся к императору с такой необычной просьбой еще до окончания истории.)

Но когда в обычный час император пришел к своей любимой наложнице, он впал в неопи­суемую ярость, когда увидел, что врач пытается изнасиловать его прелестницу.

- Вытащите его и немедленно обезглавьте! - закричал император в страшном гневе.


Вскоре император был совершенно здоров! Потеря аппетита у императора объяснялась силь­ным беспокойством. Беспокойство соответствует земному процессу и разрушается древесным про­цессом. Эмоция, соответствующая древесному процессу, - гнев. Поэтому, применив принцип разрушения земли деревом, преданный врач ис­пользовал сильный гнев для преодоления беспокойства, избавив таким образом императора от его странной болезни.

Ис­пользуйте взаимодействие пяти элементарных про­цессов, чтобы решить эмоциональные проблемы, собственные или ваших пациентов, рассмотрим вза­имоотношение процессов. Гнев наносит вред пече­ни, но печаль преодолевает гнев; радость отрица­тельно влияет на сердце, а страх преодолевает ра­дость; беспокойство наносит вред селезенке, а гнев преодолевает беспокойство; печаль наносит вред легким, но радость преодолевает печаль; страх вре­дит почкам, но беспокойство преодолевает страх.

Если вы находите все это слишком сложным. как чаще всего и бывает, вам поможет приведенная ниже диаграмма. Составление диаграммы, показы­вающей взаимоотношения эмоций или других фак­торов, - совсем простое дело. Соедините пять про­цессов в непрерывный круг, проведите линии, что­бы указать направление взаимного созидания и взаимного разрушения, затем поместите соответствующие факторы к соответствующим про­цессам, чтобы составить такую диаграм­му.

Концепции пяти элементарных процессов и инь-ян не только позволили ученым-медикам и фило­софам выразить сложные и глубокие идеи в сжатой форме, они также обеспечили полезную теорети­ческую основу для большей части исследований и развития теории и практики в истории китайской медицинской.

Обладая некоторыми основными знаниями этих концепций, мы теперь лучше подготовлены, чтобы изучить и оценить систему медицинской теории и практики, которая успешно служила самому боль­шому населению в мире на протяжении тысячеле­тий. Надеюсь, мы сможем также извлечь некоторое вдохновение, которое может быть благотворным для наших собственных обществ.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека