Библиотека
Лечение психосоматических и психических заболеваний
Роль эмоциональных факторов в медицине признается китайскими врачами с древних времен. Действительно, китайцы были большими специалистами в лечении психосоматических и психических заболеваний. Вероятно, наши современные психиатры могли бы кое-чему у них поучиться. Однако психиатрия в китайской медицине никогда не выделялась в отдельную область, потому что китайские врачи всегда считали, что психика и тело составляют одно целое. Взаимное созидание и взаимное разрушение пяти процессов часто используются для выражения взаимоотношений эмоциональных факторов. Например, у людей, которые часто печальны, слабые легкие. Китайские врачи считают, что печаль вредно действует на легкие, поскольку и печаль, и легкие относятся к процессу металла. Как же тогда излечить человека, страдающего легочным заболеванием?
Посредственный врач может назначить лекарство, которое укрепит легкие. Знающий врач вместо этого позаботится о его желудке, чтобы в результате хорошего аппетита у него накопилось больше энергии, которая подпитала бы легкие; при этом действует принцип взаимного созидания - земли, создающей металл. Однако врач, настоящий мастер своего дела, не стал бы делать ни того, ни другого. Почему? Потому что настоящая проблема заключается не в легких; это эмоциональная проблема.
Укрепление легких лекарствами создаст новые проблемы. Легкие структурно слабые (недостаточно инь)‘, если усилить функционирование легких (повысим ян), мы создадим в легких дисбаланс инь-ян. Это укрепление ян, то есть укрепление функции, что в данном случае неприемлемо. Структура легких инь теперь не может справиться с избыточным функционированием ян. (Если вы не понимаете, что означают инь и ян, вы, возможно, пропустили важную информацию, содержащуюся в предыдущей главе.)
Укрепление легких косвенным путем - через желудок - лучший способ, но он не устраняет причины заболевания. Здесь укрепляется инь, то есть восстанавливаются ткани легких, которые были повреждены негативной энергией печали. Этот подход может облегчить до некоторой степени страдания больного, по крайней мере, его легкие не так слабы; но как только он перестанет принимать питательную пищу, симптом слабых легких вернется.
Хороший врач лечит причину, а не симптом. Но как лечить печаль? Существует китайская пословица: «Болезнь, возникшая как следствие эмоций, лучше всего излечивается эмоциями». Принципы пяти процессов чрезвычайно полезны при лечении заболеваний, вызванных эмоциями.
Печаль соответствует процессу металла. Металл может быть разрушен огнем, а эмоция, соответствующая огню, - радость. Поэтому если врач заставит пациента радоваться, печаль будет преодолена, и симптом слабых легких постепенно исчезнет. Здесь применяется принцип взаимного разрушения - огня, разрушающего металл. Теоретик предлагает принцип; как практик сможет заставить больного радоваться, будет зависеть от его умения.
Эмоциональные проблемы часто проявляются, как настоящие физические недуги. Применяя принципы пяти элементарных процессов, врачи помогут пациентам выздороветь, не прибегая к лекарствам. В истории китайской медицины есть много интересных примеров.
Приведем историю о том, как успешно - с точки зрения больного, но не врача - была использована описанная выше теория. Заболел император, и придворные врачи не могли его вылечить. (Забегая вперед, скажем, что, возможно, они и могли, но не делали этого!) Несмотря на различные яства, приготовленные лучшими поварами страны, у императора не было аппетита.
Однажды один искусный врач, который раньше отказывался работать во дворце, потому что хотел служить простым людям, предложил свои услуги императору.
Я рад, что, наконец, ты решил служить во дворце.
- Это мой последний шанс доказать свою преданность Вашему Величеству, - печально сказал врач. - Но я прошу Ваше Величество
выполнить одно мое желание.
- Я выполню тысячу твоих желаний, если ты сможешь меня вылечить.
- Только одно желание, Ваше Величество, и ваша болезнь будет вылечена. Прошу вас, разрешите мне свободно побродить по вашему дворцу.
- Хорошо, - сказал император, - полагаю, дворец достаточно большой, чтобы ты мог в нем погулять.
(На самом деле последнее предложение добавил я сам. Вряд ли император мог это сказать. Вы, наверное, догадаетесь, зачем врач обратился к императору с такой необычной просьбой еще до окончания истории.)
Но когда в обычный час император пришел к своей любимой наложнице, он впал в неописуемую ярость, когда увидел, что врач пытается изнасиловать его прелестницу.
- Вытащите его и немедленно обезглавьте! - закричал император в страшном гневе.
Вскоре император был совершенно здоров! Потеря аппетита у императора объяснялась сильным беспокойством. Беспокойство соответствует земному процессу и разрушается древесным процессом. Эмоция, соответствующая древесному процессу, - гнев. Поэтому, применив принцип разрушения земли деревом, преданный врач использовал сильный гнев для преодоления беспокойства, избавив таким образом императора от его странной болезни.
Используйте взаимодействие пяти элементарных процессов, чтобы решить эмоциональные проблемы, собственные или ваших пациентов, рассмотрим взаимоотношение процессов. Гнев наносит вред печени, но печаль преодолевает гнев; радость отрицательно влияет на сердце, а страх преодолевает радость; беспокойство наносит вред селезенке, а гнев преодолевает беспокойство; печаль наносит вред легким, но радость преодолевает печаль; страх вредит почкам, но беспокойство преодолевает страх.
Если вы находите все это слишком сложным. как чаще всего и бывает, вам поможет приведенная ниже диаграмма. Составление диаграммы, показывающей взаимоотношения эмоций или других факторов, - совсем простое дело. Соедините пять процессов в непрерывный круг, проведите линии, чтобы указать направление взаимного созидания и взаимного разрушения, затем поместите соответствующие факторы к соответствующим процессам, чтобы составить такую диаграмму.
Концепции пяти элементарных процессов и инь-ян не только позволили ученым-медикам и философам выразить сложные и глубокие идеи в сжатой форме, они также обеспечили полезную теоретическую основу для большей части исследований и развития теории и практики в истории китайской медицинской.
Обладая некоторыми основными знаниями этих концепций, мы теперь лучше подготовлены, чтобы изучить и оценить систему медицинской теории и практики, которая успешно служила самому большому населению в мире на протяжении тысячелетий. Надеюсь, мы сможем также извлечь некоторое вдохновение, которое может быть благотворным для наших собственных обществ.