Библиотека
Возможный вклад китайской медицины в западную
ПУТЬ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ОРГАНИЗМА В ЦЕЛОМ
(Возможный вклад китайской медицины в западную)
Вес научных доказательств опроверг доктрину специфической этиологии, доминировавшую в медицинской мысли в прошлом веке. Теперь ясно, что эта доктрина была просто странностью в истории медицины, подпитываемой неограниченной верой в упрощенный подход к болезни, практиковавшийся после открытия Пастером теории о микроорганизмах. Новая медицина вернула нас к нашим корням - теории Гиппократа.
Мелвин Вербэк, доктор медицины (1986)
Преимущества и недостатки западной медицины
Высказывание доктора Вербэка - типичная реакция на излишне упрощенный и механический подход современной западной медицины. Доктор Стивен Фулдер напоминает, что, по мнению Гиппократа, здоровье восстанавливается равновесием в телесной жидкости человека. Процесс лечения должен был только помогать собственным способностям организма к самоисцелению... А на самом деле современная медицина в последние сто лет доминировала в практике. Это может представлять собой не более чем качание маятника от Гигеи (когда хорошее здоровье является результатом понимания человеком того, как следует жить) до Эскулапа (когда болезнь лечится путем исправления недостатков); на самом деле уже существуют признаки того, что медицина начинает отходить назад от научных крайностей.
Профессор Джон У. Томпсон, говоря о том, что все больше людей стремятся получить подробные сведения об альтернативной медицине, утверждает:
«Традиционная медицина не дает всех ответов на вопросы о болезнях, и поэтому так важно знать, какой положительный вклад в это может внести альтернативная медицина. Нужно, чтобы лучшее из того, что есть в обеих системах, было использовано на благо всего человечества».
Необходимо подчеркнуть два момента. Во-первых, обе цитаты, так же как и все остальные в этой книге, взяты из высказываний высококвалифицированных специалистов западной медицины; причем многие из них - авторитетные фигуры в своих областях.
Во-вторых, все эти эксперты прекрасно знают, какой огромный вклад западная медицина внесла в мировое здравоохранение; их неудовлетворенность - не результат пессимизма или отсутствия веры в западную медицину. Они искренне заинтересованы в исправлении определенных недостатков западной медицины ради блага всего человечества. Их мужество и забота о прогрессе в своей профессии еще больше вызывают восхищение, когда мы осознаем, что в истории западной медицины такая прозорливость всегда принималась в штыки ограниченным большинством. Например, подвергались жестокому осмеянию Гарвей, создавший учение о кровообращении, и основоположник микробиологии Пастер; Вильгельм Рейх, основоположник биоэнергетики, и Рут Драун, одна из пионеров радиоэлектроники, провели многие годы в тюрьме за свои открытия.
Еше раз подчеркнем, что конструктивная критика западной медицины не должна отвлекать наше внимание от ее замечательных достижений. Нет сомнений в том, что западная медицина внесла и будет вносить огромный вклад в мировое здравоохранение. Достижения западной медицины, особенно в лечении или иммунизации против инфекционных заболеваний, вызывают восхищение.
Лично для меня открытие парацетамола - фармакологическое чудо. Представьте себе мучения человека от головной боли в прошлые времена; вероятно, он был готов заплатить большие деньги, только чтобы избавиться от нее. А теперь, когда есть парацетамол, который по цене доступен абсолютно всем, человеку достаточно проглотить две таблетки, запить их водой и немного отдохнуть, и боль пройдет.
В то же время если на читателей производят впечатление глубина и эффективность китайской медицины, как она описывается в этой книге, они также должны знать, что в отличие от западных врачей, которым, прежде чем им разрешат заниматься практикой, нужно получить соответствующую квалификацию, во многих странах почти каждый может заниматься различными формами китайской медицины. Из-за отсутствия контроля некоторые китайские практики могут оказаться недостаточно квалифицированными.
Ошибочно также думать, что большинство китайцев хорошо знают китайскую медицину. Среднестатистический китаец так же мало знает о китайской медицине, как и о китайской поэзии, кунг-фу и «Ицзин», и ирония заключается в том, что многие из них считают китайскую медицину примитивной и ненаучной! В конце концов искусство и наука в Китае только недавно перестали быть исключительной привилегией элиты.
Роль западной медицины в преодолении болезней, которые раньше убивали миллионы людей, например, холеры, малярии, оспы и туберкулеза, наполняет нас благоговением и благодарностью. Тем, кому посчастливилось жить в XXI столетии, когда эти смертельные заболевания взяты под контроль, возможно, полностью не осознать тот ужас и страдания, которые несли с собой эти болезни.
В прошлом от болезней умирало больше солдат, чем даже во время военных действий. Впервые во время войны между Францией и Пруссией в 1870- 1871 гг. на поле боя погибло больше солдат, чем от болезней. Из 300 тыс. крестоносцев, покинувших в 1096 г. Западную Европу, только 20 тыс. достигли места назначения. Жители Южной Америки чаще умирали от оспы, которую они считали болезнью белого человека, чем в борьбе с испанскими конкистадорами. Тиф убил 300 тыс. солдат Наполеона в Испании и повлиял на ход войны в России.
В мирное время примерно треть всего населения в Европе погибла во время эпидемий! При эпидемии холеры в 1830-1838 гг. в Великобритании умерли 60 тыс. человек, и эта цифра была еще довольно низкой по сравнению с другими европейскими странами.
В Великобритании соотношение смертности составляло 1:131, в Польше - 1:32, Австрии - 1:30, России 1:20! Пол Хейстингс описал мрачную картину эпидемии: «Нравственные связи исчезли. В безумных поисках безопасности мать бежала от ребенка, брат - от брата, муж - от жены. Деревни опустели, некоторые навсегда так и остались заброшенными, и улицы заросли травой».
В 1833 г. эпидемия холеры распространилась в Америке. Люди были охвачены таким ужасом, что «в Пенсильвании убили нескольких человек, заподозренных в том, что они больны, а также и людей, их приютивших. Вооруженные жители Род-Айленда повернули назад ньюйоркцев, бегущих через Лонг-Айленд-Саунд, а в Ипсиланти местная полиция обстреляла почтовый экипаж, выехавший из пораженного холерой Детройта. Несмотря на такие действия, из больших городов только Бостон и Чарлстон избежали эпидемии».
Теперь становится понятным, почему в первой половине XX столетия западная медицина пользовалась огромным уважением и любовью. Эйфория, пожалуй, достигла пика в 1970-х годах, когда Пол Хейстингс заявил: «Сегодня семидесятилетний мужчина может справедливо утверждать, что за время его жизни в медицине был достигнут больший прогресс, чем за всю предыдущую историю».
Вероятно, Пол Хейстингс, представляя мрачную картину эпидемии в Европе, сравнивал эффективность современной химиотерапии с банками и кровопусканием - обычными методами лечения в XIX в.
Вполне возможно, что он не знал о великолепных достижениях китайской медицины в предыдущие века. Раньше эпидемии тоже угрожали Китаю, но китайцы успешно их сдерживали. Можно только предполагать, много ли жизней удалось бы спасти, если бы китайские медицинские знания и практика были известны тогда Западу.
Хотя западная медицина с успехом справляется со смертельными инфекционными болезнями, другими заболеваниями, особенно сердечно-сосудистыми, рак и психические расстройства в настоящее время приобрели на Западе характер эпидемий.
В борьбе против инфекционных болезней основной задачей западной медицины было изолировать и идентифицировать отдельные болезнетворные факторы, чтобы затем назначать специальные лекарственные средства. Со временем эта точка зрения привела западную медицину к тому, что она стала упрощенной и механистической.
Эффективная в лечении инфекционных болезней, эта тактика не подходит для органических и психических нарушений, когда больного нужно рассматривать как единое целое с учетом его духовного или психического аспекта.
В этом отношении китайская медицина может многое предложить Западу: не только лечебные методы, но и теорию и эмпирические знания, накопленные на протяжении многих веков. Информация о китайской медицине была очень скудной; но даже и те небольшие сведения, которые достигали Запада, были искажены и, что еще хуже, вводили в заблуждение.
Это вполне объяснимо, потому что хорошему автору в данном случае необходимо не только прекрасно разбираться в китайской и западной медицине, но и уметь представлять читателям понятный и интересный материал, а это, может быть, имеет даже большее значение.
Медицинские тексты на китайском языке полны глубокого смысла и поэзии, но в плохом из-за незнания культурных, языковых и других факторов переводе они звучат сухо и даже глупо, так что многие читатели, интересующиеся этой темой, могут просто отложить чтение.
Наша книга - скромная попытка преодолеть эти трудности и дать всеобъемлющее представление о китайской медицине. Мы искренне надеемся, что некоторые предприимчивые ученые могут изучить приведенные в книге сведения, проверить их и использовать для решения неотложных медицинских проблем, существующих в мире в настоящее время.
Действительно ли китайская медицина примитивная и ненаучная?
Определения «современная» и «традиционная» (с подтекстом «научная» и «примитивная»), которые часто используются для описания западной и китайской медицины соответственно, на самом деле сбивают с толку. Действительно ли китайская медицина примитивная и ненаучная, как полагают многие неосведомленные люди?
Можно с уверенностью сказать, что те, кто прочитал хотя бы часть материала, представленного в этой книге, наверняка были изумлены тем, насколько развиты принципы и практика китайской медицины.
Например, используя фитотерапию, китайский врач не сразу пропишет определенную траву или растительный сбор при какой-то жалобе больного. Сначала он не только поставит диагноз, но и выяснит патогенные состояния пациента в комплексе и разработает программу систематического лечения с учетом таких факторов, как сопротивляемость организма болезням, больная зона и стадия развития заболевания, а также наиболее приемлемый способ устранения патогенных факторов. Только после этого врач назначит лекарственные средства для избавления от основных и вторичных болезней, а также примет во внимание другие факторы и постарается усилить соответствующие физиологические процессы, нейтрализовать возможные побочные эффекты и направить лекарство именно туда, где оно необходимо.
При массаже, самостоятельной системе лечения в китайской медицине, которую можно использовать почти от всех болезней, врач может применить 30 разных видов массажа и воздействовать на сотни энергетических точек для выполнения своих задач. Непосвященному это покажется совершенно невероятным.
Например, массажист может увеличить количество антител в иммунной системе, укрепить защитную систему, чтобы человек мог противостоять инфекционным заболеваниям, регулировать поступление кислот и других химических веществ в мышцы, влиять на функции жизненно важных органов для лечения дегенеративных заболеваний и успокоить наше сердце или сознание для того, чтобы успешнее справляться с психическими расстройствами.
Ни один ответственный критик, судящий только по стандартам, не может сказать, что такая медицинская система, даже основывающаяся на достижениях фитотерапии и массажа, примитивна.
Следующий вопрос состоит в том, научна ли китайская медицина. Существует множество мнений относительно того, что составляет суть науки. Многие неосведомленные люди считают западную медицину научной, а китайскую медицину - ненаучной, потому что в западной медицине широко используются приборы, инструменты, аппаратура, высокие технологии для проведения анализов крови, рентгеноскопия, электроэнцефалография, компьютерная аксиальная томография и изотопная вен-трикулография, в то время как в китайской медицине не применяется даже обычный стетоскоп.
Некоторые люди спрашивают: «Как китайские врачи могут успешно лечить больных, если у них нет даже основного научного оборудования для проведения анализов крови и рентгеноскопии?» Как показано в этой книге, им это не нужно (хотя многие современные китайские врачи с радостью пользовались бы этим, если бы оно у них было), потому что в китайской медицине применяются другие методы.
В настоящее время многие западные врачи обеспокоены тем, что западная медицинская практика становится слишком обезличенной и слишком зависит от оборудования. Хорошо известный невролог сэр Джон Уолтон сетует на то, что «в некоторых медицинских центрах существует, к сожалению, практика, когда всех пациентов заставляют проходить одинаковые для всех, неприятные, необязательные и часто дорогостоящие лабораторные или радиологические исследования».
Очень уважаемый западный специалист, профессор Норман Казенс напоминает врачам, что «медицинская практика, как подчеркивалось на протяжении столетий почти всеми великими врачами - от Гиппократа до Холмса, от Галена до Кэннона, от Кастильоне до Ослера, призывает прежде всего к глубоко человечной реакции врача на крик больного о помощи». Слушая приборы и общаясь с ними, вместо того чтобы выслушивать своих пациентов и разговаривать с ними, вряд ли врачи по-человечески реагируют на жалобы больного.
Поэтому применение технического оборудования не может служить истинным критерием для суждения о научности системы лечения. Наука относится к сфере исследований, в которой объем знаний накапливается эмпирически, систематически выстраивается в определенные классы, и затем принципы или закономерности обобщаются.
Аристотеля часто называют отцом науки из-за этой философской точки зрения. Именно таким образом складывалась китайская медицина, когда веками накапливались огромные объемы знаний, которые потом классифицировались и обобщались.
Китайский врач-травник назначает определенный сбор из да-хуан (корень и корневище ревеня), хуан-лянь (корневище желтого лотоса) и хуан-лин (корень шлемника) при инфекциях желудка, потому что это лечение считалось эффективным в течение даже не десятилетий, а столетий.
Врач-массажист, применяющий принцип «дерево создает огонь», управляет системой меридиана печени для лечения сердечного заболевания не потому, что врач имеет склонность к метафизике, а потому, что в результате долгих лет работы и исследований мастера прошлого обобщили такие эффективные методы лечения и создали теорию пяти элементарных процессов, представленных здесь деревом и огнем.
Эти методы лечения подобно всем другим китайским терапевтическим методам предсказуемы и повторимы, что важно и значимо для науки. Другими словами, китайские врачи-травники могут точно предсказывать результат воздействия да-хуан (корень и корневище ревеня), хуан-лянь (корневище желтого лотоса) и хуан-лин (корень шлемника) на пациента с инфекцией желудка или результат массажа меридиана печени больного, страдающего сердечным заболеванием. Результаты при тех же условиях можно повторить в Пекине, Вашингтоне или еще где-нибудь завтра, три месяца спустя или в любое другое время.
И тем не менее секрет успеха медицины в лечении болезней заключается скорее в ее искусстве, а не науке. Наука предоставляет теорию и знания; но именно от искусства западного или китайского врача или любого целителя зависят правильный диагноз болезни и назначение соответствующего лечения, выбранные из множества возможностей, даже если данные, с помощью которых принимается решение, получены с помощью научного оборудования.
В медицинском исследовании искусство тоже играет важную роль. Именно искусство ученого видеть проблемы и возможные решения под различными углами, формулировать воображаемые исследовательские программы, а также убеждать своих спонсоров и коллег поддержать смелые проекты, вероятно, более значимо, чем роль механики и технологии науки в медицине. Китайская медицина располагает многими средствами решения этих интересных задач, которые она могла бы предложить Западу ради благополучия человечества.
Большой объем эмпирических знаний
Есть по крайней мере три области, в которых китайская медицина может быть очень полезной для западной медицинской практики и исследований: огромный объем эмпирических знаний, которые до сих пор кажутся Западу экзотическими; медицинские теории и принципы с их акцентом на эмоциональное, психическое и духовное здоровье, помимо физического здоровья; широкий выбор методов лечения, эффективных и экономически доступных. Все это можно включить в западную медицину, не прерывая современной западной практики.
Сравнивая истории западной и китайской медицины (главы 1-4), мы можем обнаружить множество открытий, сделанных китайцами задолго (часто опережая на несколько веков) до того, как они были сделаны на Западе.
Этот факт вдохновит нас, если мы сможем освободиться от провинциального мышления и неуместной гордости, изучать, что в настоящее время известно китайцам о медицине и что не известно на Западе, с намерением проанализировать данные и, если это эффективно, включить полезное и существенное в нашу систему лечения.
Нет необходимости говорить о том, что западные врачи не должны испытывать смущения по поводу того, что приходится учиться у китайцев или у других народов. В конце концов китайцы и фактически весь мир учились и продолжают учиться у Запада, и от этого они только выиграли. Медицинская система, которая успешно использовалась самым многочисленным народом на протяжении тысяч лет, безусловно, содержит многое, что может нас обогатить знаниями.
В китайской медицине так много полезных знаний, еще не известных другим народам, что то, о чем мы говорим далее, только предложение.
Система меридианов, разработанная китайскими врачами за несколько тысяч лет, - это богатейший источник, весьма многообещающий для ученого-исследователя. Когда мы поймем систему меридианов, связывающую каждую часть нашего тела, многие успешные методы лечения, прежде казавшиеся нелогичными, обретут смысл.
Например, мы можем также понять, почему использование системы упражнений цигун или тай-цзи цюань может предупредить или вылечить дегенеративные заболевания, почему облегчение заболевания почек может улучшить сексуальную жизнь, почему, исследуя пульс или осматривая глаза и рот, китайский врач может получить представление о состоянии внутренних органов больного.
Когда русские ученые в 1960 г. открыли существование меридианов и энергетических точек точно в тех местах, которые были известны китайцам в течение столетий, а доктор Ким Бон Лан из Северной Кореи установил в 1963 г., что клетки кожи по ходу меридиана структурно отличаются от других клеток кожи, научный мир осознал важность этих открытий и по праву оценил достижения этих ученых.
Все же эти открытия - всего лишь небольшая часть всеобъемлющей китайской теории меридианов. Может быть, в прошлом такие знания были мало известны на Западе, но в наше время ситуация изменилась. Теперь западным исследователям с помощью китайских мастеров нетрудно более глубоко изучить эти меридианы и открыть целую новую область в западной медицине.
Другая полезная для изучения область - понимание взаимоотношений различных эмоций и определенных органов, результатом которых могут быть психосоматические, психические и неврологические расстройства.
Нам нужно хотя бы на время забыть знания западной медицины в этих областях, если мы хотим извлечь пользу из китайской медицины, потому что в китайской и западной медицине используются совершенно разные парадигмы.
Этот сдвиг парадигмы результативен, так как китайская медицина всегда успешно справлялась с психосоматическими, психическими и неврологическими заболеваниями, в то время как для западной медицины они представляют большие проблемы.
Это не новость - а для многих людей разница между страданием и благополучием, - что в китайской медицине такие дегенеративные заболевания, как сердечно-сосудистые болезни и затвердение печени, тесно связаны с отрицательными эмоциями и их лечение (а не просто временное ослабление болезни) можно осуществлять другими методами, помимо внутреннего приема лекарств. Например, заболевания сердца и печени можно вылечить, воздействуя на тонкую кишку и селезенку с помощью акупунктуры, цигун-терапии и других методов!
В китайских историях болезни можно найти много случаев, когда лечение таких болезней, как инфекции печени, затвердение печени, легочные инфекции и опухоли почек, проводилось путем воздействия на пораженные органы через систему «селезенка-желудок» .
Китайцы приводят удивительные или странные объяснения - в зависимости от того, понимают ли их работу - возникновения психических расстройств и неврологических нарушений. В то время как эмоции играют главную роль в их патогенезе, прослеживается связь психических заболеваний с соответствующими жизненно важными органами, в которых, по мнению китайцев, находятся разные виды сознания!
Например, у страдающих депрессией часто бывает застой энергии в селезенке, а у больных шизофренией - блокировка энергии в печени. Поэтому если мы усилим поток энергии в селезенке и в печени, то сможем облегчить депрессивное и шизофреническое состояние пациента.
Западная медицинская философия подразумевает, что неврологические нарушения наподобие эпилепсии и деменции, вероятно, вызваны органическими повреждениями головного мозга. Китайцы же считают причиной этих нарушений, которые могут быть, а могут и не быть в головном мозге, блокировку энергии из-за таких внешних факторов, как «ветер» и «огонь», или таких внутренних факторов, как избыточный шок и меланхолия. Поэтому неврологические заболевания можно вылечить, устранив главную причину и не прибегая к операции на мозге!
Медицинские принципы и теории
Вторая область, которой китайская медицина может обогатить западную медицину, касается медицинских принципов и теорий, представляющих собой обобщения в сжатой форме, и концепций, а также успешную практику на протяжении тысяч лет. Богатство этих знаний настолько велико, что мы предлагаем следующие примеры, выбранные наугад.
Многое в китайской медицине можно объяснить принципами инь-ян и пятью элементарными процессами. В самых простых формах инь-ян относятся к противоположным, но дополняющим друг друга аспектам реальности, независимо от того, выражается это в предметах или идеях.
Пять элементарных процессов относятся к пяти архетипическим группам процессов с характерным поведением, в которых обобщены бесчисленные действия и реакции Вселенной, начиная от бесконечно малого субатомного уровня и кончая бесконечным масштабом галактик. Эти два принципа, как некоторые математические формулы, могут быть простыми по форме и концепции, но их проявления чрезвычайно разнообразны и глубоки.
Например, китайские медицинские философы используют принцип инъ-ян для объяснения, что для здоровья необходима гармония структуры и функций жизненно важных систем человека, психологических и физиологических аспектов всех действий, внутренней и внешней среды человека.
Это объясняет, почему дегенеративные заболевания в западной медицине - огромная проблема. Потому что большая часть используемых в ней приборов и аппаратуры выявляет только структурные, а не функциональные дефекты. Почему современная жизнь в западных обществах порождает столько болезней? Потому что эмоциональный стресс может принять вид физического заболевания. Почему, несмотря на физическое благополучие, многие люди ощущают себя больными? Потому что они не умеют должным образом реагировать на влияния окружающей среды, климата или космоса. Китайская медицина не только предоставляет теорию, но также и многочисленные методы для восстановления гармонии инь-ян.
Западные ученые могут найти вдохновение в концепции пяти элементарных процессов для составления научных программ, чтобы исследовать кажущийся неорганизованным процесс, происходящий в организме человека или природе.
Можно ли этот принцип пяти элементарных процессов использовать для того, чтобы открыть тайну до сих пор непредсказуемого поведения полезных и вредных бактерий и вирусов внутри человеческого организма; построения аденина, появились обнадеживающие знаки того, что западная медицина после ста лет локалистической патологии и терапии, когда считался необходимым упрощенный, механический подход, движется назад к холистическому духу доктрины Гиппократа об основных «соках» человеческого тела, которая действительно доминировала в западной медицинской истории и которая также характерна для большинства медицинских философий других великих народов.
Насколько разумно считать, что здоровье больного можно восстановить соматической коррекцией его отдельных органов, совершенно не обращая внимания на другие его органы и тем более на психику?
Для этого холистического подхода к лечению больного характерно убеждение китайцев в том, что от природы мы все здоровы и что можем сами себя излечивать, пока наши естественные способности функционируют должным образом.
Принимая во внимание исключительно враждебную окружающую среду, в которой находится человек, с миллионами смертельно опасных микробов, постоянной радиоактивной бомбардировкой и изнашиванием организма, можно утверждать, что если бы не этот самоисцеляющий и регенеративный принцип, человечество не смогло бы жить даже в течение короткого периода.
Конечно, если болезнетворный фактор слишком велик, как, например, если кто-нибудь не может справиться с большим г‘орем или когда происходит отравление окружающей среды радиоактивным веществом, то это уже вопрос не медицины, а самоубийства или убийства. Доктор Мортон Глассер, более 30 лет занимавшийся клиническими экспегуанина, тимина и цитозина в ДНК; реакции человека на его физическую и социальную среду и невидимых, но безусловно существующих воздействий на наш организм и сознание космического пространства?
Есть множество и других интересных примеров из китайской медицины, многие из которых объяснялись в этой книге.
На физическом уровне китайские мастера обнаружили, что характерный вкус растений оказывает предсказуемый, определенный эффект на электрохимические реакции в организме человека.
На психологическом уровне китайские мастера успешно используют этот принцип пяти элементарных процессов для лечения эмоциональных и психических заболеваний. В этой книге достаточно объяснений и примеров того, почему в современных исследованиях нет прогресса: это происходит не вследствие недостатка информации, а из-за отсутствия целеустремленности.
Другой основной принцип китайской медицины, который был бы полезен для западных исследователей, - комплексное лечение больного. Уже риментами, так говорит об этом самоисцеляющем аспекте:
«Тем благодарным пациентам, за выздоровление которых я отвечал, я говорю: "Вы сами себя вылечили". Я убежден в том, что большинство моих пациентов, независимо от того, буду я их лечить или нет, поправятся. Признаюсь, что иногда я ускоряю выздоровление своих больных или облегчаю их боль с помощью медикаментов или лечения, но в основном они поправляются сами».
Этот принцип, уже обсуждавшийся в этой книге, оказывает серьезное влияние на нашу концепцию патогенеза и терапии. Очень многие болезни, начиная от обычной простуды и бесчисленных вирусных инфекций и кончая такими дегенеративными заболеваниями, как рак и сердечные болезни в западной медицине считаются неизлечимыми. Из-за западной предпосылки, что болезни приходят извне, необходимо, по моему мнению, найти точную причину до начала эффективного лечения.
Частично из-за того, что количество неизвестных факторов безгранично велико, и частично из-за упрощенных и механистических подходов причины этих заболеваний остаются в западной медицине невыясненными. Дело не в том, что эти болезни неизлечимы; дело в том, что западная медицина не нашла средств_ лечения, потому что она не может выяснить причины. Благородный труд западных ученых-медиков, несмотря на затраченные усилия, время и деньги, не приносит желаемого результата из-за сомнительной предпосылки, диктующей направление и характер развития их исследований. Перспектива может легко измениться, если мы попробуем изменить точку зрения. Эта точка зрения оправдывала себя в китайской медицине столетиями; она заключается в том, что здоровье будет возвращено, если мы сможем восстановить естественные способности пациента. Это изменение, обещающее человечеству столько благ с минимальным риском, может быть осуществлено так легко, что просто смешно, что мы считаем это таким трудным.
Какова будет перспектива, если у нас хватит мужества и силы осуществить этот философский сдвиг? Вдруг, как по мановению волшебной палочки или по Божией милости, слово «неизлечимый» станет устаревшим. Поскольку мы сможем лечить все виды заболеваний, когда наши естественные способности будут функционировать как следует, исчезнет такое понятие, как неизлечимые болезни.
Если какая-нибудь болезнь у какого-либо пациента не поддается лечению - если это вообще болезнь, то это происходит потому, что одна его естественная функция или более не работает должным образом. Логическая задача состоит в том, чтобы найти, какие функции здесь задействованы, и затем восстановить их. Китайская медицина предоставляет множество примеров как в теории, так и на практике, если мы принимаем такую философскую перспективу.
При этом наша задача намного облегчается, потому что мы имеем дело с довольно известными факторами, поскольку работа человеческой психики и тела относительно хорошо изучены.
Рассмотрим в качестве иллюстрации пример с автомобилем, который хорошо подходит для демонстрации упрощенного механического подхода. Если однажды утром вы проснетесь и обнаружите, что ваша машина не заводится, что вы или ваш механик будете делать, чтобы двигатель заработал? Будете ли вы проводить анализ воздуха или только что залитого в бак бензина, чтобы выяснить причину, почему она не заводится? Вероятно, нет.
Даже если воздух или бензин загрязнены в допустимых пределах, фильтры вашего автомобиля их все равно очистят. Но вы не станете проверять ни километраж, который ваша машина прошла на прошлой неделе, ни сколько было в ней пассажиров и их вес. Если только вы не сошли с ума, вероятнее всего, вы проверите оборудование и детали машины, такие как свечи зажигания, аккумулятор, а также воздушный и масляный фильтры.
Тогда почему, когда вы просыпаетесь однажды утром и у вас обнаруживается диабет или сердечное заболевание, вместо того, чтобы узнать, почему вашим естественным системам не удалось нейтрализовать избыточный сахар или холестерин, обычно потребляемые вами, вы и ваш врач начинаете беспокоиться о питании, занятиях физическими упражнениями и весе, даже если вы за последнее время не меняли резко свой образ жизни?
Точно так же, как ваш автомобиль сломался, потому что неисправно работал, и вы заболели оттого, что ваши естественные системы перестали функционировать должным образом. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы узнать, почему естественные системы, которые раньше работали замечательно, теперь не могут эффективно реагировать на внешние факторы, а не в том, чтобы узнавать, какие внешние факторы, которые не вызываютболезней у нормальных людей, явились причиной сбоя в ваших естественных системах.
Может быть, этот философский сдвиг в точке зрения на болезнь приведет к открытию средства против СПИДа. СПИД не известен в традиционной китайской медицине. Неясно, то ли в Древнем Китае не знали о СПИДе, хотя он и существовал, то ли его вообще не было в те времена.
Если он существовал под другими названиями, возможно, китайские врачи лечили от него! Конечно, они не знали, что это был СПИД и что его причиной - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), но, вероятно, они лечили бы его, как больного, страдающего от большого дефицита инь.
Как неоднократно подчеркивалось в этой книге, в китайской медицине не существует понятия «неизлечимая болезнь». СПИД излечим, по крайней мере, теоретически; те люди, у которых обнаруживается ВИЧ, необязательно потом заболевают СПИДом. Из многочисленных методов лечения китайской медицины самым эффективным для укрепления иммунной системы - цигун. Из этого следует, что цигун предупреждает возникновение иммунодефицита и даже лечит его, если он, к несчастью, был приобретен!
Многообразие терапевтических приемов
Третья область, в которой китайская медицина может многим помочь западной медицине, касается многообразия эффективных приемов лечения.
В настоящее время это именно та область, которая привлекает внимание заинтересованных западных врачей, потому что, вероятно, легче и практичнее научиться нескольким полезным методам, чтобы применять их в своей работе, чем изучать эзотерические теории и принципы, к которым нет доступа.
Однако даже если эти методы полезны, но когда их применяют, не понимая основных принципов, они в лучшем случае поверхностны, а временами могут быть даже вредны.
Например, Фан-фэн (корень ледебуриеллы) - это обычное эффективное растительное средство для лечения простуды, лихорадки, головной боли и болей в суставах. Но если из-за некомпетентности это средство дают больному с такими симптомами, но болезнь вызвана недостатком инь, результаты будут противоположными.
Воздействие на такие энергетические точки, как ци-хай (Су 6), чжао-хай (К 6) и цзу-сань-ли (5 36), с помощью акупунктуры или массажа с целью увеличения жизненной энергии - эффективный способ прекращения рвоты, если «болезнь пустая» (то есть если болезнь вызвана ослаблением естественных функций).
Однако если рвота - следствие «плотной» болезни (то есть если болезнь вызвана внешними причинами), усиление энергии в результате воздействия на эти точки усугубило бы страдания больного.
Более подходящий метод - перенос теории и практики полезной китайской терапии в западную медицину вместр случайного применения этих приемов. Например, рецепты китайских растительных средств можно применять в западной химиотерапии.
Вместо простого назначения фармацевтических средств при определенных жалобах на основе принципа «одно лекарство - одна жалоба» западные врачи могут изучить возможность и преимущество оценки многих жалоб пациента в комплексе, исследуя взаимоотношения и взаимовлияния жалоб, затем классифицируя их по основным синдромам, чтобы назначать лекарства в сочетании по определенной системе, а не по отдельности.
Следующий шаг состоит в том, чтобы классифицировать лекарства в соответствии с их основной функцией, например, один класс - для укрепления естественных систем больного, другой - для устранения экзогенных патогенов, третий - для нейтрализации возможных побочных эффектов, а четвертый - для воздействия в качестве катализаторов или направляющих средств, чтобы лекарство поступало именно туда, где оно необходимо.
Эта классификация основывается на функции лекарств в этом определенном сочетании, а не на его общем поведении. Поэтому те же самые лекарства могут быть классифицированы по разным группам в соответствии с их функцией в составе различных лекарств.
Конечно, необходимо изучать благоприятную и неблагоприятную взаимную реакцию различных медикаментов при их совместном использовании.
Вышеприведенное предложение может оказаться интересным как для исследователей, так и для клиницистов. Помимо поисков новых лекарств они могли бы думать о том, как лучше использовать имеющиеся медикаменты в различных сочетаниях. Для клинициста назначение лекарственного средства больше не будет скучным стереотипом - давать лекарство А для лечения болезни X. Так же как китайский врач, он будет действовать, как генерал, планирующий стратегию лечения, если бы он маневрировал армией в сражении. В китайской медицине много интересных примеров таких военных игр.
А для тех, кто предпочитает общий подход тематическому, существует альтернатива - цигун-терапия. Как вы отнесетесь к тому, что несколько методов лечения избавят почти от всех болезней, включая так называемые неизлечимые заболевания, такие как сердечно-сосудистые нарушения, рак и психические расстройства? Некоторым читателям покажется, что я шучу; менее терпимые люди даже задумаются, а не подать ли на меня в суд за ложные заявления.
Эти заявления, хотя и могут показаться многим необоснованными, сделаны со всей честностью и прямотой. Несмотря на то что мне прежде неоднократно приходилось подвергаться насмешкам, часто со стороны людей, мало разбирающихся в этой области, я тем не менее серьезно стремлюсь к тому, чтобы как можно больше людей, страдающих так называемыми неизлечимыми болезнями, излечилось от них с помощью цигун-терапии.
Конечно, эти люди сами должны решать, следует ли им воспользоваться преимуществом этого удивительного метода лечения.
Понятно, что люди, не знакомые с методом цигун, с трудом поверят, что сочетанием нескольких упражнений цигун можно вылечиться от широкого ряда заболеваний, точно так же как людям, не знакомым с генетикой, трудно поверить, что из четырех основных типов мономеров ДНК можно построить бесчисленное многообразие живых существ, начиная от бактерий и головастиков и кон чая слонами и людьми. Точно так же, как велико разнообразие живых существ, качество и виды упражнений цигун чрезвычайно многообразны.
Все же справедливости ради нужно сказать, что любой вид цигун благотворно действует на здоровье, если выполняется правильно, хотя если это элементарный тип упражнений, он может оказаться недостаточно «мощным», чтобы вылечить от «неизлечимых» заболеваний. А если вы хотите овладеть достаточно сложным видом упражнений цигун, то нужно заниматься с мастером или квалифицированным инструктором.
Как уже говорилось, «неизлечимых» болезней в китайской медицинской философии не существует. По убеждению китайских врачей, человек от природы здоров и способен преодолевать все болезни.
Цигун, в котором используется космическая энергия Вселенной и жизненная энергия человека, по-видимому, самый естественный метод лечения. Он действует по принципу, что жизнь - это осмысленный обмен энергией и ее основная цель - обеспечить, чтобы этот полный значения поток энергии был постоянно гармоничным или чтобы эта гармония восстанавливалась, если по какой-либо причине поток будет нарушен. Это касается не только физического, но также эмоционального, психического и духовного здоровья.
Предсказывая, что следующий величайший в мире прорыв в медицине произойдет благодаря цигун, отец китайской ракеты, профессор Цянь Сюэ-сэнь утверждает:
«Цигун - это ступенька на пути к открытиям в науке о человеке, к новым достижениям в этой области. Почему это так? Цигун - это не лекарственная терапия и не лечение физическими упражнениями. В нем задействовано сознание человека, что позволяет гармонизировать его естественные функции. Цигун непосредственно вовлекает сознание, отражая основную философию науки о человеке.
Более того, понятие равновесия функций человека заимствовано из практики цигун. Находясь в состоянии цигун (или медитативном состоянии сознания), человек осознает равновесие своих природных систем.
Даже будучи приверженцами китайской медицины, думая о болезни, мы не можем непосредственно ощущать равновесие систем человека. Мы должны начинать с цигун. Цигун означает прорыв в исследованиях в науке о человеке. Если мы сможем понять эту точку зрения, это очень поможет нам в нашей работе».
Цигун, который в прошлом хранился в строгой тайне, вероятно, лучший дар китайской медицины Западу. Он может помочь решить многие и разные проблемы, преобладающие в настоящее время в западном обществе.
Что еще важнее - цигун могут оценить не только больные люди. Цигун используется не только для лечения или профилактики болезней; он добавляет годы к вашей жизни и жизнь к вашим годам. Это наилучший метод китайской медицины, обеспечивающий физическое, эмоциональное, психическое и духовное здоровье.