Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

Медитация в китайской медицине

ПУТЬ К ВЕЛИЧАЙШЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ

(Медитация в медицине)

Греки, кажется, не отделяли божественную природу Человека от его человеческой натуры и умели вметать в него душу и дух, так же как и сознание. Декарт разделял Сознание и Тело. Дарвин сильно преуменьшат божественное в Человеке. Фрейд и его последователи начали процесс возвращения психики в сферу челове­ка и еще больше уменьшили божественную часть в человеке. Как и в прошлом, религиоз­ные аспекты - здесь душа и дух - просто иг­норировались. Особое внимание, уделяемое Фрейдом сексуальности, кажется, даже еще больше обесценило Человека.

Профессор Филип Роудс. Ценность медицины

Человек как единство материи, энергии и духа

Будда МедициныРазличия в концепции здоровья в западной и китайской медицине лежат за пределами принци­пов патологии и терапевтических методов. По мне­нию китайских врачей, быть здоровым не означает не быть больным; в это понятие включается физи­ческое, эмоциональное, психическое и духовное благополучие. Про человека нельзя сказать, что он здоров только потому, что физически не страдает от болезней; он не здоров, если раздражителен, если у него недостаточная концентрация внимания или если у него много всяких недостатков и пороков.

Китайцы считают, что человек представляет со­бой органичное целое - единство материи, энер­гии и духа. Материя (дзин) - это физическая суб­станция человека; энергия (ци) - это жизненная сила; а дух (шэнъ) - это психика, душа или созна­ние. Здоровье означает благосостояние всех этих трех аспектов человека.

Инфекционные болезни, когда на человеческий организм воздействуют вредные микробы, - это нарушение дзин, или материи; если определенные жизненно важные органы не функционируют нор­мально, это физиологическая дисфункция, или на­рушение ци, или энергии; психические заболева­ния, такие как, например, пугающие галлюцина­ции, - это нарушение шэнъ, или духа.

Тем не менее это деление достаточно условно; когда нарушен какой-либо из трех аспектов, два других тоже затрагиваются, потому что дзин, ци и шэнь представляют собой не три разные части, а три тесно связанных между собой аспекта одного организма.

В западной медицине психика отличается отдуха, а в китайской - из-за культурных и языковых раз­личий - термины «психика», «дух», «душа» и «со­знание» иногда используются как взаимозаменяе­мые. Поэтому психические расстройства иногда ин­терпретируют как душевные.

Интересно, что современные западные ученые-медики, вероятно, единственные в истории человечества, отделившие дух от тела и медицине и здо­ровье.

У народов величайших мировых цивилизаций, таких как жители Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Южной Америки, арабских стран и Китая, был холистический подход к здоровью: они прини­мали во внимание не только физические, но и духов­ные потребности человека. Ведь не является истори­ческим совпадением то, что большая часть врачей в мировых цивилизациях древности, за исключением Китая, были также священниками.

Это целостное отношение к здоровью человека до сих пор превалирует у многих высокоцивилизо­ванных народов. Например, по мнению доктора Васанта Лада, «индийская медицина рассматривает здоровье и болезнь холистически, принимая во вни­мание тесные взаимоотношения души отдельного человека и космического духа, отдельного человека и космического сознания, энергии и вещества».

Шейх Хаким Мойнуддин Чишти, современный мусульманский целитель, утверждал, что «необхо­димо понимать и учитывать физическую, психичес­кую и духовную плоскости существования, потому что настоящее здоровье состоит из них».

В прошлом на Западе дух тоже рассматривали как существенную часть организма человека. Только в Средние века началось формальное разделение: те­ологи стали заниматься духом, а врачи - телом, хотя духовное целительство продолжало играть зна­чительную роль в западной культуре, несмотря на полное равнодушие, если не пренебрежение со сто­роны многих ортодоксальных врачей.

Эта неспособность понять или оценить холисти­ческий взгляд на дух и тело, вероятно, более чем что-либо другое, привела к тому, что многие за­падные ученые считают древние медицинские сис­темы ненаучными, хотя их с успехом использовали народы высокоцивилизованных культур.

К счастью, поскольку многие западные врачи придают большее значение психике при заболева­ниях, с недавнего времени намечается поворот к концепции духа.

Фрэнсис Макнатт, всемирно известный хрис­тианский целитель, говорит, что «Помазание боля­щих, в настоящее время совершаемое для мнимого исцеления человека в целом, больше не является подготовкой души к смерти». Помогает ли это изле­чить физические и эмоциональные болезни? «Я могу с уверенностью сказать, что за последние 18 лет я видел, как тысячи людей исцелялись благодаря мо­литве», - отвечает Макнатт, исцелявший больных более чем в 30 странах.

Духовность универсальна

Поскольку китайцы всегда считали, что дух и тело - одно целое, почему тогда в Древнем Китае врачи, в отличие от большинства своих коллег в других странах, относившихся к великим цивили­зациям, не были священнослужителями? Это про­изошло потому, что китайцы не настаивали (и не настаивают) на том, что для достижения духовно­го здоровья нужна какая-то религиозная основа.

Хотя китайцы духовны, то есть они верят в ре­альность духа, выходящего за пределы физического тела, они не особенно религиозны. Другими слова­ми, китайцы считают, что духовное здоровье можно реализовать через любую религию или даже без всякой религии. Таким образом, дискуссия на тему о духовном здоровье, развернутая в этой главе, но­сит совершенно нерелигиозный характер.

Тем не менее, поскольку духовное здоровье тес­но связано с религиозным развитием, многое из того, что здесь обсуждается, часто обнаруживается скорее в мистицизме и метафизике, чем в медици­не. Поэтому краткое обсуждение духовного разви­тия величайших религий мира вполне уместно.

Хотя величайшие энергии мира кажутся очень отличающимися друг от друга по своим ритуалам, основы их учения удивительно похожи! Это видно из следующего эксперимента. Приводим основные принципы величайших религий мира, которым учи­ли величайшие учителя, причем слова «Бог» и «Брах­ман» заменены здесь нейтральным термином «Выс­шая реальность». Можете ли вы определить, к ка­ким религиям относятся следующие цитаты?

«Избегай причинять какое-либо зло, твори добро; в конечном итоге пусть сознание вернет­ся к Высшей реальности».

«Есть одна Высшая реальность и Источник всего человечества, который является Господом всех нас и присутствует во всех нас и в делах наших».

«Высшая реальность - это все. От Высшей реальности -исходят вид, ощущения, желания, поступки. Но все это - всего лишь название и форма. Чтобы познать Высшую реальность, не­обходимо испытать тождественность между ней и собой».

«Высшая реальность существует вне неба и земли и не имеет ни формы, ни вида; она по­стоянно меняется; ее непрерывная трансформа­ция дает начало форме и внешнему виду всего во Вселенной».

«Каждое писание и каждый пророк вначале говорили одну и ту же вешь: что мы созданы Высшей реальностью и что особая цель нашего существования состоит в том, чтобы попытать­ся найти путь назад к ней».

Первая цитата взята из высказываний Чжи И, буддийского мастера. «Высшую реальность» здесь следует заменить словом «Пустота». Вторая цитата - из Библии. «Высшая реальность» и «Источник» дол­жны читаться как «Бог» и «Отец» соответственно. Третья цитата взята из священных книг индусов «Упанишад». «Высшая реальность» здесь означает «Брахман». Четвертая цитата взята из трактата Лао-цзы «Дао дэ цзин». «Высшая реальность» должна быть заменена «Дао». Пятая цитата принадлежит Шейху Хакиму Мойнуддину Чишти, мусульманскому Учи­телю. Здесь «Высшая реальность» обозначает «муд­рый и любящий Создатель».

Не только цели, но и пути их реализации схожи. Приводим суть методов, которым учили величай­шие Учителя для того, чтобы достичь духовного за­вершения. Можете ли вы определить, из каких ре­лигий взяты следующие цитаты?

«Она не дает сознанию думать о чем-то по­стороннем, освобождая его от всех пустых мыс­лей».

«Сосредоточенность на своем внутреннем мире концентрирует сознание на его собственной, самой глубокой части, в которой виден последний шаг, перед тем как душа находит Ре­альность».

«Основным способом внутреннего видения является тишина сердца, и его применение - конец всех мыслей».

«Это наполнение сознания Богом до полней­шего исключения всего остального».

«Сознание вступает в сферу Великой Печати ясного света, лишенной дуалистических слож­ностей».

Метод в первом примере был описан Миром Валиуддином, мусульманским Учителем. Второй - это христианский метод духовного завершения, которому учил святой Августин. Слово «реальность» в этом примере следует заменить словом «Бог». Тре­тий пример - цитата из учения даосского святого Лю Хуаяна. Четвертая фраза принадлежит Свами Парамананде, Учителю индуизма. Четвертый метод относится к буддизму Ваджраяна, которому учит сам Его Святейшество Далай Лама.

Для многих читателей может быть затруднитель­ным сопоставить эти цитаты с соответствующими религиями, потому что они в основном схожи по сво­им целям так же, как и методы их осуществления. Очевидные различия во внешних ритуалах и церемо­ниях сложились за счет исторических, географичес­ких, культурных, языковых и других факторов.

По сути дела, цели великих религий мира состо­ят в том, чтобы вернуться к Высшей реальности, известной также под названиями «Бог», «Брахман», «Дао» и «Будда», или соединиться с ней. Их методы в соответствии с учением и практикой их величайших учителей на самом высоком уровне, которые могут быть неизвестны большинству простых при­верженцев, осуществляются посредством медитации. Медитация (иногда называемая созерцанием, кон­центрацией или интроверсией) относится к трени­ровке сознания (духа, души или психики) для дос­тижения разных и более глубоких (или высоких) уровней реальности.

Некоторых читателей может удивить, какое от­ношение эта дискуссия об универсальности духов­ного развития может иметь к китайской медицине или какой-либо другой системе лечения. Существу­ют две веские причины.

Одна в соответствии с китайской медицинской философией состоит в том, что здоровье - это об­щее благополучие материи, энергии и духа как еди­ного организма по отношению к космосу; или, пользуясь западной терминологией, здоровье - это не только физическое, эмоциональное, психичес­кое и духовное благополучие.

Вторая причина заключается в том, что сход­ство основных целей и методов в различных рели­гиях доказывает, что духовность универсальна; по­этому смысл и практика достижения духовного здо­ровья, которые объясняются в этой главе, не носят религиозного характера, то есть им могут следовать люди любых религиозных убеждений, а также те, кто не придерживается никаких религий.

Духовная болезнь и духовное здоровье

Из-за культурных и религиозных различий люди могут по-разному понимать, что такое духовная болезнь и духовное здоровье. Поэтому приведенное далее представляет собой всего лишь предполо­жение.

Поскольку нравственность - основа каждой ве­ликой религии, можно смело утверждать, что лю­бая форма безнравственности служит симптомом духовной болезни. Например, человек болен, если принимает участие в сознательном нанесении фи­зического или эмоционального вреда, в кражах чу­жого имущества, в прелюбодеянии, в очевидных преступлениях, таких как убийство, изнасилование, пытки, продажа в рабство или принуждение зани­маться проституцией, а также только вынашивает подобные планы.

Человек, не любящий и не уважающий ни себя, ни других, которому не хватает уверенности в себе и чувства ответственности, который чувствует себя потерянным или бесцельно плывет по течению, который занимается черной магией и меньше по­лагается на собственные силы, а также тот, кто боится привидений и чертей, духовно нездоров.

Духовное здоровье включает ощущение внутрен­него покоя, вкус к жизни, космическое понима­ние того, что существует нечто большее, чем физи­ческая жизнь. Духовно здоровый человек - это че­ловек щедрый, милосердный, любящий и добрый по отношению ко всем существам независимо от национальности, культуры и религии, независимо от того, являются ли эти существа человеческими, астральными или еще какими-нибудь.

Нравственное или религиозное образование дает прекрасную подготовку для обретения духовного здо­ровья, а также для исцеления от духовного недуга.

Тем не менее духовная реализация - это интуи­тивный, а не интеллектуальный опыт. Понимание умом очень помогает реализовать себя духовно, и мы должны испытать это непосредственно сами.

Вот что говорит по этому поводу Лао-цзы: «Дао, которому можно дать имя, ненастоящий Дао». Тот, кто ощутил Дао, или Высшую реальность, может точно это описать, но из-за ограниченности языка и отсутствия непосредственного опыта, мы все же не узнаем, что это, несмотря на прекрасное описа­ние, так же как, например, тот, кто никогда не пробовал апельсин, не узнает его вкус, как бы точ­но его ни описывали.

Подобным же образом Иисус говорит: «Царство Божие внутри вас». Как бы хорошо ни описывалось Царство Божие, мы не поймем его, пока не испы­таем сами. Для того чтобы испытать Царство Бо­жие, или Дао, или сатори, или единение с Брахма­ном, или возвращение к Аллаху, или любую форму духовного постижения, существует вневременной золотой путь - медитация.

Холистическое здоровье и духовная реализация

У некоторых людей может создаться впечатле­ние, что медитация - это сидение со скрещенны­ми ногами и закрытыми глазами. Но это всего лишь одна из многочисленных внешних форм медитации. Медитация может принять любую внешнюю фор­му, но главное состоит в том, чтобы готовить свое сознание или дух для достижения различных состо­яний сознания, и на самом высоком или самом глу­боком уровне медитирующий достигает духовной реализации. Формами медитации выступают также молитвы и чтение религиозных текстов. Медитация - основной путь к достижению духовного и психи­ческого здоровья.

Вспоминая о своем опыте участия в «небольшой конференции ученых, которые ежедневно занима­лись медитацией», Лоренс Лешан объясняет, «что медитация похожа на возвращение домой... чтобы найти что-то, вернуться к себе, к тому, что однаж­ды у нас было, но мы этого не осознавали и утра­тили, не понимая, что это было или где или когда мы это потеряли».

Брух Джой, доктор медицины, отказавшийся от своей исключительно успешной медицинской прак­тики для того, чтобы обучать процессу трансфор­мации, говорит, что «медитация - это путешествие во Вселенную, в никуда бесконечно малой точки в центре индивидуального сознания».

Медитация - это общий термин. Существует множество способов достижения медитативного состояния сознания. Суммируя весьма интересным способом бесчисленные приемы медитации и ци­тируя Джозефа Голдштейна, Дэниэл Гоулман ут­верждает, что «все системы медитации направлены или к Одному, или к Нулю - единению с Богом или пустотой. Путь к Одному идет через сосредото­чение на Нем, путь к Нулю - это проникновение в пустоту собственного сознания».

На самом высоком уровне Один и Нуль - одно и то же; Единственный, Конечная реальность вне времени и пространства, лишенная всяких явлений, ощущаемых обычным сознанием.

Шри Дхаммананда, буддийский учитель, обоб­щает цели медитации таким образом: «Сиюминут­ная цель медитации состоит в подготовке сознания к эффективному использованию его в нашей по­вседневной жизни. А конечная цель медитации зак­лючается в освобождении от колеса Сансары - кру­говорота рождений и смертей».

Для каждого человека независимо от его рели­гиозных убеждений последнее предложение можно изменить таким образом: конечная цель медитации заключается в поиске духовной реализации.

На более низком, более прозаическом уровне медитация служит эффективным средством лечения и профилактики болезней! Хорошо известно, что мастера медитации, помимо того, что они - эмо­ционально зрелые, духовно умиротворенные люди с чистым сознанием, обладают еще и прекрасным физическим здоровьем. Многие люди могут согла­ситься с тем, что медитация может исцелять духов­ные, психические или эмоциональные нарушения, но как с ее помощью можно лечить физические недуги, например, вирусную инфекцию или орга­ническую дисфункцию?

Поскольку медитация - это процесс совершен­ствования сознания и духа, то логично, что она эффективна при коррекции эмоциональных, пси­хических и духовных расстройств, которые в конце концов выступают следствием слабости психики или духа.

В соответствии с китайской медицинской фило­софией лечение таких заболеваний с помощью ме­дитации заключается в подходе к больному как еди­ному целому и воздействии на главную причину болезни. Ваше сознание или дух рассматривается многими философами как нечто «постоянное» - Истинная ваша сущность, в то время как ваша фи­зическая суть непрерывно меняется.

Некоторые философы, например Тхеравада Буд­дист, даже сознание рассматривают как «мимолет­ное». Эта великая истина сейчас признается со­временной наукой. Известный биолог, профессор Э. Дж. Амброуз утверждает следующее:

«Самой замечательной чертой живых организ­мов независимо от того, состоят ли они из един­ственной клетки, как бактерии, или из множе­ства различных видов клеток, как млекопитаю­щие, является то, что в организм постоянно извне проникают молекулы и в то же время дру­гие простые и тесно связанные молекулы посто­янно выделяются из клеток. Этот поток веще­ства, проходящий через организм, представляет собой универсальное явление, наблюдаемое в жизни везде... Поэтому организм не обладает постоянством материи».

Все ваше физическое тело, включая клетки ва­ших больных органов и микробы, находящиеся в организме, полностью меняется по крайней мере каждые семь месяцев, а некоторые части тела даже в течение нескольких секунд! Мастер медитации в действительности может оказывать влияние на ско­рость и природу этих изменений.

Почему, когда человек занимается медитацией, в процессе занятий он постепенно изживает в себе такие отрицательные черты, как зависть, ревность, высокомерие и злобу, развивая положительные ка­чества - сострадание, вежливость, терпимость и доброту? Это происходит потому, что его дух - выражение и неотъемлемая часть Духа Вселенной, называемого такими разными именами, как Бог, Брахман, Татхагата и Дао. Эта божественная искра, проявляющаяся только хорошими качествами, на­ходилась в человеке под слоями загрязнений, была скрыта под иллюзиями грубых, чувственных вос­приятий. По мере того как человек продвигается в занятиях медитацией, он приближается к духовной реализации, которая органически связывает его с Духом Вселенной, тем самым преодолевая и раз­рывая слои загрязнений и иллюзий и проявляя свои внутренние божественные черты.

Говоря о духовном исцелении путем наложения чьих-то рук на больного, которое известный рус­ский психолог, бывший чемпион по гребле и во­лейболу, доктор Виктор Криворотов, называет «био­энерготерапией», сходной с одним из аспектов ки­тайской цигун-терапии, объясняет, что может открыть новые горизонты для западной медицины, хотя, видимо, вначале некоторые западные врачи будут резко возражать.

«Болезнь - это такое состояние системы, при котором полностью не реализован духовный потен­циал. Деформации внутри какой-либо подсистемы человека отражаются на состоянии других систем и всего организма и ведут к снижению духовного по­тенциала. Если учесть это определение болезни, то что собой будет представлять эффективное лечение? Лечение заключается в стимулировании духа боль­ного, влияющего на все системы, приводящего их в сбалансированное состояние.

Стимулировать дух можно одним из двух спосо­бов: непосредственно или путем корректирования субсистемы, являющейся первоначальным источ­ником болезни. Современная медицина проводит большей частью соматические корректировки.

Следовательно, лечение может быть успешным только в тех случаях, когда первоначальный источ­ник болезни находится в организме. Но для совре­менного человека главным источником разрушения стала система отрицательных состояний (проявле­ния эгоизма, высокомерия, тщеславия, зависти, ревности и т. д.), система ценностей и мировоззре­ния».

Поэтому когда больной страдает от вирусной инфекции, органической дисфункции или любого физического, эмоционального или психического заболевания, его дух тоже оказывается пораженным. Используя китайскую терминологию, можно ска­зать, что болезнь в измерениях материи и энергии оказывает влияние на измерение духа и наоборот. Это задерживает духовную реализацию.

Болезнь можно вылечить двумя способами: ра­ботая на духовном уровне, например, занимаясь медитацией; или работая на материальном и энерге­тическом уровнях - используя фитотерапию, акупун­ктуру, массаж и другие терапевтические подходы.

Но каким образом можно лечить заболевания материального и энергетического измерений, ра­ботая на духовном уровне? Или, иначе говоря, как можно с помощью медитации избавиться от таких болезней, как корь и гепатит В или диабет и пепти-ческая язва? Прежде чем смеяться над ответом, ка­ким бы он ни был, потому что вопрос в соответ­ствии с ортодоксальной западной парадигмой ка­жется таким нелепым, давайте не будем забывать, что в настоящее время западная медицина не мо­жет предложить средства для лечения вирусных ин­фекций и органических болезней и вряд ли в бли­жайшее время какое-либо средство будет найдено, если западная медицина по-прежнему будет про­должать настаивать на своем механическом и упро­щенческом подходе.

Многие люди очень удивятся, узнав, что исце­ление зависит по большей части, если не полнос­тью, от духовного или психического измерения. Вирусы всех типов, многие из которых до сих пор неизвестны, воздействуют на нас постоянно; уста­лость, продукты распада и различные токсины по­стоянно оказывают влияние на наши органы. Все же обычно мы бываем здоровы благодаря удиви­тельной, почти невероятной работе, совершаемой мириадами мельчайших единиц сознания, которые китайские врачеватели называют обобщенно духов­ным измерением, которое поддерживает то, что западные ученые называют обратной связью, им­мунной, защитной и другими естественными сис­темами нашего организма. Без духа физическое тело представляет собой просто массу мяса и костей, которую микроорганизмы без труда могут превра­тить в углерод, азот, кислород, водород, кальций и другие элементы.

Медитация, развивающая психические и духов­ные силы, укрепит все естественные способности организма ради выживания и осмысленной жизни. Находясь в состоянии медитации, если хорошо знать методы, мы можем буквально направлять жизнен­ную энергию туда, где она нужна, снимать уста­лость, выводить продукты распада и токсины, сдер­живать воздействие вредных микробов, а также де­лать другие удивительные вещи (такие как проекция сознания и целительство на расстоянии), которые многие люди считают невозможными, а некото­рые - просто шарлатанством.

Все эти фантастические действия (управление физиологическими функциями и применение пси­хических способностей) демонстрировались йога­ми, хилерами, мастерами цигун и другими людьми. Так что не без оснований отец американской пси­хологии Уильям Джеймс считал сознание самой мощной силой в мире.

Однако чтобы достичь высоких уровней медита­ции, когда раскрываются такие невероятные спо­собности, требуется много времени и сил. Когда люди заболевают, они считают, что легче прибег­нуть к помощи западных врачей, китайских тера­певтов или других специалистов.

Тем не менее даже если вы не заинтересованы или не готовы применять медитацию для лечения заболеваний или совершения фантастических дея­ний, занятия медитацией очень полезны, напри­мер, для того, чтобы снять стресс, улучшить кон­центрацию внимания, усилить ясность мысли и, возможно самое главное, - укрепить психическое и духовное здоровье. Когда вы будете готовы, вы окажетесь на золотом пути к величайшему дости­жению, к которому когда-либо мог прийти чело­век, а именно к духовной реализации.

Обретение психического и духовного здоровья

Существуют‘буквально сотни приемов медита­ции. Поскольку мы делаем скидку на собственные предпочтения и варианты, справедливо будет заме­тить: сколько медитирующих, столько и приемов медитации. Эти многочисленные приемы можно классифицировать на большие группы и затем на подгруппы. Наиболее значительные группы следу­ющие:

1.  Использование дыхания.

2.  Сосредоточение на внешнем объекте.

3.  Сосредоточение на различных частях тела.

4. Сосредоточение на образе.

5. Использование звука (включая чтение Свя­
щенного писания).

6. Использование чисел (включая применение
четок).

7. Сосредоточение на мысли.

8. Медитация на пустоте.

В следующем примере в качестве приема исполь­зуется дыхание, чтобы войти в глубокое медитатив­ное состояние с целью достижения духа. Это очень просто, но исключительно полезно, если вы обла­даете достаточной дисциплиной, чтобы заниматься регулярно и непрерывно на протяжении несколь­ких месяцев. Тогда вы достигнете большего, чем ожидали.

Сядьте поудобнее. Лучше всего, если это будет двойная поза лотоса. Скрестите ноги так, чтобы обе подошвы ног были обращена вверх. Для большин­ства нетренированных людей эта поза трудна. Дру­гая предпочтительная поза - одинарная поза лото­са, когда только одна подошва обращена вверх. Вы можете положить руки на колени, или одну ладонь поверх другой на скрещенных ногах, или как вам удобно.

Более простая поза - сидя на твердом основа­нии, выпрямив спину и плотно прижав ступни к полу. Руки спокойно лежат на верхней части ног.

Можно также не сидеть, а стоять. Расслабьтесь и встаньте прямо; ноги вместе, руки вдоль бедер. В обеих позах тело должно быть расслаблено, спина прямая, голова слегка наклонена вперед. Посмот­рите на рис. 27.2.

Очень старые или слабые люди могут медитиро­вать, лежа на кровати или кушетке. Во время меди­тации глаза должны быть немного прикрыты или закрыты.

Вы должны полностью расслабиться. Радостно улыбнитесь. Потом обратите внимание на свое ды­хание. Нет необходимости дышать сознательно. Сле­дите за своим дыханием при каждом вдохе и выдо­хе. Продолжайте выполнять эту кажущуюся простой процедуру в течение пяти минут.

Это то, что вам нужно для медитации, но было бы ошибкой думать, что это легко. Концентрация сознания - это одна из самых трудных задач, хотя решимость и практика помогают справляться с ней.

В данном случае как средство концентрации созна­ния мы используем дыхание.

Вас будут посещать посторонние мысли. Прого­няйте их сразу же и продолжайте сосредоточивать­ся на вдохе и выдохе. Как только увидите, что пе­рестали следить за дыханием, немедленно возоб­новляйте концентрацию внимания на нем. Иногда вы можете почувствовать сонливость или даже дей­ствительно заснуть во время медитации. Как только проснетесь, продолжайте сосредоточиваться на ды­хании.

Пусть вас не разочаровывает то, что успешно следить за дыханием вы можете меньше минуты. На самом деле, если вы можете сосредоточиться на дыхании в течение минуты, это уже неплохое дос­тижение.

После занятий медитацией на протяжении пяти минут потрите ладони одна о другую, чтобы на­греть их. Затем приложите их к глазам. Согрев глаза, откройте их и сделайте массаж лица и головы. По­том встаньте и сделайте 30 быстрых шагов. Это бу­дет завершением упражнения по медитации.

Другие учителя рекомендуют медитировать в те­чение более долгого времени. В школе медитации, где я обучался, а именно в Шаолине. упор делался не на количество, а на качество.

Мы считаем, что достижение непрерывной кон­центрации в течение одной мин\ты во время пяти­минутной медитации лучше, чем получасовое си­дение с хаосом в сознании и отдельными краткими концентрациями, хотя, может быть, в общей сум­ме они составят период концентрации больше ми­нуты.

Позднее, по мере продвижения в занятиях, ког­да вы увидите, что более продолжительное время можете сосредоточивать свое сознание на дыхании, постепенно увеличивайте период занятий. Занимай­тесь два раза в день, утром и вечером.

Через некоторое время на занятиях у вас могут появиться некоторые странные ощущения. Напри­мер, может показаться, будто ваше сознание или физическое тело вращается, или у вас отсутствуют некоторые части тела, или же ваше тело стало либо очень большим, либо очень маленьким. Это нор­мальные признаки ваших успехов, и вы не должны придавать этому значения и в то же время не долж­ны ожидать этого.

Однако если возникнут какие-нибудь пугающие видения или неприятные звуки, ощущения типа го­ловной боли, учащенного сердцебиения и страха, строго прикажите им исчезнуть и убедите себя, что они не причинят вам вреда, потому что это всего лишь «выходки» вашего сознания или, может быть, психи­ческое выражение ваших мыслей или эмоций.

Если эти неприятные явления будут продолжать­ся, нужно будет на время прекратить занятия.

Использование сознания или духа в лечении

Как только вы научились контролировать свое сознание, можете применять некоторые полезные приемы для лечения болезней или выполнять ка­кие-нибудь другие полезные задачи. Приводим не­сколько примеров. Войдите в состояние медитации. Всмотритесь в «око» вашего сознания, в вашу боль­ную зону, затем посмотрите, как идет процесс ре­генерации в этой зоне. Удерживайте эту картину в сознании как можно дольше.

Предположим, что у вас пептическая язва или больная почка.

Сначала представьте свой желудок с язвой или нефункционирующую почку, затем замену по­врежденных клеток вашего желудка или почки здо­ровыми.

Удерживайте эту картину в сознании как можно дольше. Очень важно, чтобы при этом вы не прила­гали больших усилий. Если это видение исчезнет, отдохните, все еще сохраняя позу медитации, за­тем спокойно продолжайте визуализацию.

На более поздней стадии начинайте визуализа­цию сразу с видения вашего здорового желудка или почки и удерживайте его в сознании. Все это время вы находитесь в медитативном, или подсознатель­ном, состоянии. Вы усилите процессы самоисцеле­ния, если поверите и ощутите в обычном состоя­нии, что действительно выздоравливаете.

Позднее, когда пойдете к врачу, вы его удиви­те, потому что анализы покажут, что у вас той бо­лезни больше нет.

Для некоторых болезней, таких как бессонница или диабет, может быть нелегко локализовать боль­ную зону, чтобы представить ее себе. В таких случаях представляйте, что вы совершенно здоровы, напри­мер, вы ложитесь спать и сразу засыпаете или вы выбросили свои таблетки инсулина и можете без всяких последствий пить чай и кофе с сахаром.

Некоторым людям трудно заниматься визуали­зацией; во время медитации на бессознательном уровне они могут думать о выздоровлении или о ситуациях, свидетельствующих о том, что они вы­здоровели.

Процессы восстановления и самоисцеления в вашей визуализации настоящие, а невоображаемые. Это естественные способности, постоянно исполь­зуемые бессознательно. По некоторым причинам эти естественные функции частично дают сбой, в ре­зультате чего возникают пептическая язва, диабет или другие заболевания. Визуализация (или мыслен­ное представление) этих процессов, протекающих нормально, во время медитации восстанавливает и укрепляет естественные функции.

Миллионы клеток заменяются в организме че­ловека каждую секунду; удержание в сознании соответствующего изображения во время медитации действует как контрольная копия для воспроизве­дения здоровых и нормальных клеток.

Хотя эта истина мало известна (или оценена) большинством современных ученых-медиков, по­тому что большую часть времени они слишком за­няты упрощенной механикой клеток и ферментов, чтобы рассматривать холистическое функциониро­вание организма больного как единого целого, вли­яние сознания на тело, или контроль сознания над телом, с давних пор признавался древними масте­рами, а сейчас он демонстрируется при духовном целительстве и биообратной связи.

Каким образом сознание влияет на организм так, чтобы он вырабатывал нужные клетки для лечения пептической язвы или для восстановления естествен­ного производства нужных гормонов для избавле­ния от диабета? Это происходит так же, как орга­низм приказывает рту есть обед или глазам читать этот текст.

Физическое тело без сознания, или духа, - это безжизненный материал; именно сознание, или дух, отвечает за физиологическую и психическую деятель­ность. Например, если человек лишен умственных способностей или не может сосредоточиться, он не поймет, что он читает, хотя его глаза, мышцы и нер­вы структурно и функционально находятся в норме.

Число удачных духовных исцелений в различных религиозных сообществах на протяжении всей ис­тории, а также в настоящее время слишком велико и широко известно, чтобы можно было списать их на совпадение или на эффект плацебо.

Хотя в духовном целительстве, как и во всяком другом его виде, есть шарлатаны, ситуации и статуе многих духовных целителей таковы, что пред­положить, будто это мошенничество, просто невоз­можно, если не сказать - неуважительно. Большин­ство пациентов, которые приходят к духовным це­лителям как к последнему прибежищу, до этого лечились разными методами и совершенно беспо­лезно.

Благоразумно ли предполагать, что тысячи боль­ных во всем мире, страдавших в течение многих лет так называемыми неизлечимыми болезнями, сго­вариваются с в высшей степени религиозными це­лителями - с кем многие пациенты до этого не встречались и которые не берут денег за лечение - чтобы обманывать других людей?

Если некоторые современные ученые стесняют­ся признавать, что в духовном исцелении задейство­ваны божественные силы, тогда мое объяснение, основанное на идее влияния сознания на тело, мо­жет дать альтернативный ответ.

Однако лично я полагаю, что эти два объясне­ния очень схожи, потому что, когда мы достигаем собственного духа в глубокой медитации, мы уста­навливаем тесную, органическую связь с Духом Вселенной. Этой теорией влияния сознания на тело можно также объяснить то, что приводит в не­доумение многих врачей, а именно внезапную ре­миссию.

Конечно, это наблюдение не является подтвер­ждением того, что физическая медицина - запад­ная, или китайская, или еще какая-нибудь - усту­пает духовному целительству. Большинство людей считают более легкими и, вероятно, более эффек­тивными методы лечения фармакологическими средствами, отварами из лекарственных растений, введением акупунктурных игл в тело или другие терапевтические меры, чем лечение медитацией или с помощью настоящих духовных целителей. Однако это наблюдение дает по крайней мере три хороших импульса для размышления и действия.

Во-первых, для тех, кто верит, что сознание влияет на тело, и кто обладает достаточной само­дисциплиной, чтобы заниматься медитацией, ви­зуализация процессов восстановления в медитатив­ном состоянии ускорит любое физическое или пси­хиатрическое лечение, которое они проходят.

Во-вторых, для некоторых несчастных людей, страдающих так называемыми неизлечимыми болез­нями, этот метод дает надежду. Они исцелят себя, занимаясь медитацией, с помощью собственного духа или Духа Вселенной. Они поверят в это, по­скольку оба метода помогли тысячам людей, сле­довательно, могут помочь и им.

В-третьих, для смелых ученых-медиков, кото­рые не боятся идти впереди своих ограниченных коллег, не решающихся перейти за рамки принци­пов и практики, которым их учили, изложенные идеи могут составить концептуальную основу для исследований, ведущих к прорывам в медицинской науке.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека