Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

Китайские анатомия и физиология человека

ВНУТРЕННИЙ КОСМОС ЧЕЛОВЕКА

(Китайские анатомия и физиология)

Классики говорят, что человек получает энер­гию от зерна. Зерно попадает в желудок, затем энергия сообщается пяти накопительным и шести преобразующим органам. Очищенное известно как слава, неочищенное - как защи­та. Слава переносится внутрь сосудов, зашита находится извне. Циркуляция не кончается ни­когда. Они встречаются пятьдесят раз. Инь и ян дополняют друг друга в бесконечных циклах. Поэтому слава и защита взаимодействуют.

Бянь Июэ (V в. до н. э.)

Накопительные и преобразующие органы

Приведенная цитата из сочинения Бянь Цюэ, одного из величайших китайских врачей всех вре­мен, вероятно, озадачит многих читателей. Цитата намеренно переведена буквально для того, чтобы проиллюстрировать две общие проблемы при изу­чении такого труда.

Во-первых, это произведение написано на клас­сическом китайском языке, причем много веков назад. Поэтому даже у современных китайских ученых могут возникнуть трудности, когда они сталки­ваются с этим языком.

Во-вторых, информация передавалась чрезвычай­но сжато в медицинских терминах, которые трудно понять даже специалистам по классическому китай­скому языку, если только они не объясняются в китайской медицинской философии.

К счастью, у нас есть комментарий, объясняю­щий эту цитату:

«Медицинские классики утверждают, что жизненную энергию человек получает из различ­ных продуктов питания и напитков. Пища и на­питки попадают в желудок, где происходит про­цесс пищеварения, и с помощью селезенки пища и напитки превращаются в жизненную энергию. Затем эта жизненная энергия сообщается пяти накопительным органам - сердцу, печени, се­лезенке, легким и почкам, а также шести пре­вращающим органам - кишечнику, желчному пузырю, желудку, толстой кишке, мочевому пу­зырю и "тройному обогревателю". Более легкая, очищенная энергия, состоящая из микроскопи­ческих питательных веществ, известна как "энер­гия славы"; она уносится кровью в кровеносные сосуды. Более тяжелая, неочищенная энергия из­вестна как "энергия защиты"; она течет вне кро­веносных сосудов, омывая и защищая каждую клетку. Циркуляция этой жизненной энергии (включающей."энергию славы" и "энергию за­щиты") никогда не кончается в частях нашего тела. Совершая в день пятьдесят полных, непре­рывных циклов, жизненная энергия накаплива­ется на "меридиане инь легкого, расположенном на руке". Функция "энергии славы" - питание тела. Поэтому она внутренняя, и ее символ - инь. Функция "энергии защиты" - зашита тела от экзопатогенных факторов. Поэтому она вне­шняя, и ее символ - ян. Инь и ян дополняют друг друга в своем бесконечном потоке, озна­чая, что настоящее место "энергии славы" и "энергии защиты" не обязательно находится внутри или снаружи кровеносных сосудов. Это два аспекта жизненной энергии: там, где есть "энергия славы", там есть и "энергия защиты", и наоборот. Упоминание о внутренних или вне­шних сосудах соответственно касается их функ­ций внутреннего питания и внешней зашиты».

Прочтя этот длинный комментарий, мы можем убедиться в глубоком понимании древними китай­скими врачами физиологии человека. Еще большее впечатление производит то, что они обладали эти­ми знаниями уже в V в. до н. э. Более того, коммен­тарий показывает, как легко многие современные ученые (и западные, и китайские) могут неправиль­но истолковывать эти знания и ошибочно полагать, что в китайской медицине мало внимания уделяет­ся физиологии.

Подобное же непонимание относится и к ки­тайской анатомии. В большинстве китайских книг по медицине нет иллюстраций формы или строе­ния органов человека. Немногие диаграммы выгля­дят упрощенными и бесформенными по сравнению с подробными иллюстрациями анатомического строения, используемыми на Западе.

На самом же деле китайцы обладали обширны­ми знаниями в области анатомии даже в древние времена. Например, Бянь Цюэ в «Книге о восьми десяти одной трудной теме», из которой взята при­веденная цитата, дал точные описания размера и объема внутренних органов.

Более того, китайцы анатомировали человечес­кие трупы для подробного изучения, в то время как западные анатомы довольствовались препарирова­нием животных, потому что на Западе долгое вре­мя не разрешались вскрытия человеческих тел.

Тогда почему в китайских медицинских книгах редко встречаются подробные иллюстрации внут­ренних органов? Это происходило, вероятно, по­тому, что китайских врачей больше интересовали функции, чем строение внутренних органов, как показано в этой главе, посвященной тому, как ки­тайские врачи видели работу внутренних органов, что сильно отличается от западных знаний по ана­томии и физиологии.

Анатомия и физиология с другой точки зрения

При изучении китайской анатомии и физиоло­гии полезно помнить следующее. Когда китайские врачи говорят о каком-либо органе, они имеют в виду не только строение этого органа, но и всю его систему целиком, включая функции и другие свя­занные с ним органы.

Поэтому такие термины, как «сердце», «селе­зенка» и «почка», имеют разное значение в китайс­ком и английском языках. Технически удобнее, воз­можно, использовать соответствующие китайские термины, такие как синь, пи и шэнь. Например, когда китайские врачи говорят «синь», что вообще пере водится как «сердце», они имеют в виду не орган, находящийся в груди и перекачивающий кровь, но также и кровеносную, и нервную системы, посколь­ку синь означает также «психика».

Однако чтобы не было трудностей в запомина­нии этих китайских терминов, в книге использует­ся их перевод на английский язык.

Было бы ошибкой думать, что такая неодноз­начность представляет собой проблему в китайском языке. Для тех, кто знает китайский язык, нетрудно понять, когда имеется в виду -сердце», а когда «пси­хика», так же как английские читатели знают, ког­да слово /mап означает «мужчина», а когда - «чело­век».

Полезно рассмотреть следующее описание внут­реннего космоса человека с точки зрения китайс­кой медицины, не навязывая сознательно или бес­сознательно точку зрения западной медицины, по крайней мере, сейчас.

Поскольку цель этой главы - дать некоторые представления о китайской концепции анатомии и физиологии человека, чтобы мы могли оценить ки­тайскую медицину и, надеюсь, извлечь из этого пользу, мы будем лучше понимать ее, если ознако­мимся с объяснениями китайских врачей, как если бы мы ничего не знали ни об анатомии, ни о физи­ологии.

Поэтому, забыв на время западную концепцию, например о том, что почки и мочевой пузырь - это просто фильтры, мы не должны удивляться тому, что китайские врачи начиная с древних времен знали (и успешно применяли это знание) о важности по­чек для сексуальной сферы жизни и влиянии моче­вого пузыря на работу мышц! Когда мы будем готовы сбросить шоры своей культуры с глаз и отказаться от своего высокоме­рия, считая, что правильна только западная точка зрения на здоровье и болезни, мы увидим, что мно­гие объяснения, предлагаемые китайской медицин­ской философией относительно невероятных исце­лений, логичны и полны здравого смысла.

Китайские врачи разделили внутренние органы на две основные группы, а именно на пять цзан и шесть фу. Классическая медицинская литература определяет цзан как органы, накапливающие энер­гию, а фу - как органы, преобразующие пищу и напитки в энергию. Пять органов цзан, или нако­пителей энергии, - это сердце, печень, селезенка, легкие и почки, шесть органов фу, преобразующих энергию, - кишечник, желчный пузырь, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь и «тройной обогре­ватель».

«Тройной обогреватель», который китайцы рас­сматривают как фу, или преобразующий орган, от­носится к трем уровням полостей тела - грудной, верхней и нижней, которые несут ответственность за дыхательную, пищеварительную и урогениталь-ную функции. «Тройной обогреватель» - это важ­ный источник большей части энергии тела. Если мы находим странным, что китайцы считают его орга­ном, у нас, вероятно, сохранились предубеждения западного мышления относительно медицины.

В самом деле, как с анатомической, так и с фи­зиологической точки зрения «тройной обогреватель» имеет больше оснований называться органом, чем многие другие части тела, которые западная меди­цина традиционно называет органами, например кожу и аппендикс.

«Император» и его «министры»

Начнем наше путешествие по китайской анато­мии и физиологии с того, что мы называем самым важным органом, - с цзан, или сердца. Сердце уп­равляет духом так же, как и кровеносными сосудами. Будучи вместилищем человеческого духа, сердце еще и источник сознания и интеллекта. Это также источ­ник энергии, поставляемой в систему кровообраще­ния. Из-за того, что сердце играет чрезвычайно се­рьезную роль, его часто фигурально называют им­ператором, управляющим другими органами.

Когда духовный аспект сердца нарушен, обыч­ны следующие симптомы: учащенное сердцебиение, шок, беспокойство, бессонница, снижение интел­лектуальных способностей и утрата контроля над эмоциями. Симптомы, вызванные аспектом «кровь-плоть» (то есть сердца как физического органа), включают зеленоватый или темный цвет лица, тус­клые волосы, бледный язык и слабый, западающий пульс. Эти два аспекта сердца взаимосвязаны.

Вы никогда не задумывались, почему китай­ским врачам не нужно сложных инструментов для исследования внутренних органов пациентов? По­тому что они располагают лучшими средствами. Например, осмотрев лицо, кожу и язык, китайский врач может точно определить состояние сердца боль­ного.

Если сердце и система кровообращения нормаль­ные, лицо у человека розовое и светлое. Если суще­ствует дефицит инь в сердце и в кровеносной систе­ме (нарушение функций), цвет лица у больного тем­ный и тусклый.

Древнекитайские врачи описывали это взаимо­отношение сердца и лица как «сердце внутри тела - это кровеносная система; его слава отражается на лице».

Состояние сердца можно также установить по язы­ку. Если энергия сердца (физиологическая функция) избыточна, язык будет ярко-красным, а если ее не хватает - бледным. Если нарушен духовный аспект сердца, язык вялый и усталый, и пациенту не хочет­ся разговаривать. Древние врачеватели так описали это взаимоотношение: «Сердце проявляется в языке».

Закрывает и защищает сердце синъ-бао, или пе­рикард, который древние врачи называли послом, представляющим «императора» и служащим ему. Поскольку сердце - самый важный орган, он не должен находиться под влиянием «внешнего зла» (экзопатогенных факторов): любое влияние пресе­кается перикардом, который возьмет болезнь на себя. Когда это происходит, пациент может находиться в полубессознательном, бессознательном состоянии или в бреду. Перикард рассматривается также как шестой цзан, или накопительный орган.

Сердце непосредственно связано с сяо-чан, или тонкой кишкой, в системе меридианов, которая описывается в следующей главе. Основная функция тонкой кишки заключается в том, чтобы получать переваренную пищу из желудка и отделять «чистое» от «нечистого». Поэтому фигурально тонкая кишка именуется получающий министр. «Чистая сущность» поглощается и направляется в пять органов цзан для хранения. Жидкие продукты распада направляются в мочевой пузырь, а твердые - в толстую кишку.

Избыточный «жар» (будет обсуждаться в следу­ющей главе) в кишечнике проявляется в вида «кислого» языка и язвочек в ротово‘й полости, что иног­да сопровождается кратким и болезненным моче­испусканием. Этот избыточный жар может проис­ходить из сердца, поскольку сердце и кишечник непосредственно связаны главным меридианом. Интересно заметить, в то время как западная меди­цина точно не знает причины возникновения язво­чек в ротовой полости и лечит их симптомы, ки­тайские врачи понимают, что причина их появле­ния кроется в системах кишечника или сердца. Помимо локального лечения китайские врачи уст­раняют избыточный «жар» в источнике его возник­новения.

Перикард непосредственно связан с сань-цзяо, или «тройным обогревателем», который, безусловно, бу­дет восприниматься западными читателями с удив­лением, поскольку им незнаком такой орган. В то время как перикард защищает сердце, «тройной обогрева­тель» ограждает все внутренние органы.

«Тройной обогреватель» - чрезвычайно важный орган, который фигурально именуется министром транспорта. Его структурная область охватывает всю сферу, занятую цзан и фу. и его работа влияет на их физиологические функции.

«Тройной обогреватель» состоит из трех уровней. Первый уровень, или «верхний обогреватель», на­чинается у основания языка и доходит до верхней части желудка, что соответствует грудной полости. Его основная функция - облегчение передачи жиз­ненной энергии и питания, согревание тела, пита­ние кожи, регулирование количества жиров и гар­моничное распределение «защитной энергии».

«Средний обогреватель» расположен от диафраг­мы до талии, что соответствует верхней части брюш ной полости. Его основные функции*- переварива­ние пищи, поглощение их основной части, выработ­ка крови и других жидкостей, а также облегчение передачи питательных веществ всему организму.

«Нижний обогреватель» занимает пространство от талии до заднепроходного отверстия, что соот­ветствует нижней части брюшной полости. Его ос­новная функция состоит в том, чтобы отделять «чи­стое» от «нечистого», удалять продукты распада и облегчать мочеиспускание и дефекацию. Поэтому древние врачи говорили: «Верхний обогреватель главным образом получает, средний обогреватель в основном обрабатывает, а нижний обогреватель выделяет».

«Генерал», «судья» и «квартирмейстеры»

Теперь познакомимся с «генералом» внутри на­шего организма. В нашем теле «генералом» считает­ся гань, или печень. Если мы смеемся над тем, как нелепо или «ненаучно» китайцы называют внутрен­ние органы, не будем забывать, что эта китайская аналогия более глубокая, чем западная концепция сердца как насоса, легких - как альвеолярных ме­шочков и желчного пузыря - как мешка для на­копления.

Почему печень называют генералом? Потому что она контролирует‘систему защиты; кроме того, она крепкая и выносливая в работе. Древние врачи го­ворили: «В организме печень управляет мышцами и связками; ее слава лежит в ногтях, а ее выражение проявляется в глазах». Так что если вы хотите, что-бы у вас были красивые глаза, нужно иметь здоро­вую печень.

Главная функция печени заключается в том, что­бы накапливать кровь и регулировать ее направле­ние к каждой части тела. Когда мы спим или отды­хаем, в печени накапливается много крови. Когда мы активны, печень регулирует поток крови в со­ответствии с нашими потребностями. Если поток крови нормальный, наши мышцы и связки получа­ют хорошее питание, а ногти у нас на руках и на нотах крепкие и блестящие. Исследуя крепость, тол­щину, цвет и степень блеска ногтей, китайский врач может с уверенностью судить о печени человека.

Если у вас снижается зрение, вы должны прове­рить состояние печени, потому что глаза и печень тесно связаны меридианами. Избыток или недостаток энергии проявляется в блеске или тусклости глаз.

Человек нетерпеливый, нетерпимый, агрессив­ный и легко поддающийся гневу может страдать от возникновения в печени избыточной энергии, в ре­зультате у него появятся головные боли, повысится кровяное давление, ухудшится зрение. Теперь вы по­нимаете, почему человек с прекрасным зрением, не может отчетливо видеть в приступе гнева. В свою оче­редь, симптомы недостаточной энергии печени вклю­чают головокружение, звон в ушах, сухость во рту, боль в горле, покраснение лица и плохой сон.

Аналогичное место в системе меридианов зани­мает дань, или желчный пузырь, фигурально име­нуемый судьей. В китайской медицинской филосо­фии желчный пузырь - это намного больше, чем маленький мешочек для накопления желчи и выде­ления слизи. Он считается вместилищем мужества. В китайском языке существует идиоматическое вы ражение «иметь большой желчный пузырь», что оз­начает «быть очень храбрым».

Основные функции желчного пузыря - даль­нейшее очищение питательных веществ, хранение их в печени и регулирование количества и видов этих веществ для использования в различных частях нашего тела. Желчный пузырь и печень тесно связа­ны, и симптомы их болезни очень похожи.

Западная биология рассматривает основные фун­кции селезенки как вырабатывание, накопление и разрушение клеток крови, в китайской же меди­цинской философии пи, или селезенка, как струк­турная единица тесно связана с пищеварительной системой. Когда больной жалуется на плохой аппе­тит, китайский врач обычно обращает внимание скорее на селезенку, чем на желудок.

Из медицинских источников известно, что, когда эпидемии туберкулеза поражали население Китая, врачи успешно боролись с ними, спасли множе­ство людей, обращая внимание на питание селе­зенки для улучшения аппетита и укрепления здоро­вья, чтобы собственный организм больного побо­рол туберкулез.

Удивительно и в то же время печально, что это происходило за несколько столетий до того, как туберкулез стал распространенным заболеванием на Западе.

Тем не менее основная функция селезенки - получение из желудка питательных веществ, их хра­нение и передача‘ их энергии (которая в древней китайской медицинской литературе называется энергией славы) в каждую часть тела. Поэтому се­лезенку фигурально называют внутренним квартир­мейстером.

Когда у человека здоровая селезенка, его губы хорошо оформленные и полные. Малокровные и тусклые губы свидетельствуют о недостатке энер­гии селезенки. Это проявляется в плохом аппетите и в том, что пища кажется человеку безвкусной.

Селезенка также очень важна для контроля за качеством крови и кровоснабжением. В соответствии с китайской медицинской философией компонен­ты, образующие кровь, поступают из питательных веществ, содержащихся в пище и напитках. Если энергия селезенки недостаточна, это отрицательно будет влиять на качество крови и кровоснабжение.

Недостаточная энергия селезенки может повлечь за собой неспособность к регулированию сбаланси­рованного кровотока в кровяных сосудах. В резуль­тате кровь начнет изливаться из сосудов, что в ки­тайской медицине называется нарушением потока крови из-за жара в крови. У пациентов появляется рвота кровью, кашель с кровью, носовые кровоте­чения, кровь при мочеиспускании и дефекации, возможны сильные кровотечения при менструаци­ях и родах, что, к сожалению, может привести к летальному исходу.

В то время как эти проблемы способны озада­чить западных медиков, китайцы хорошо их пони­мают и развивают эффективные методы контроля и лечения. Остается надеяться, что западные ученые-медики могут изучить эти бесценные медицинские знания, открытые китайцами (но малоизвестные на Западе из-за языковых и культурных различий), и сделать прорыв, который поможет им в спасении многих жизней.

Селезенка непосредственно связана главным меридианом с вэй, или желудком. Основная функ ция желудка состоит в получении пищи и напитков и преобразовании их в питательные вещества. Это основной «внешний квартирмейстер» человека.

Питательные вещества направляются в селезен­ку для хранения и распределения, в то время как остальная «разогретая паста из пищи и напитков» передается в кишечник для дальнейшей очистки и всасывания. Поскольку желудок - главный орган, где пища и напитки перевариваются для того, что­бы выработать питательные вещества, необходимые для повседневных потребностей человека, его иногда называют постнатальным истопником энергии. Для выработки питательных веществ желудок тесно вза­имодействует с селезенкой.

Следует заметить, что китайские врачи успешно излечивали многие хронические заболевания, та­кие как инфекции печени, склерозирование пече­ни, легочные инфекции и опухоль почки, не путем лечения пораженных органов или непосредственно больных частей тела, а путем влияния на системы селезенки-желудка. Основной принцип лечения заключается в укреплении организма больных пу­тем улучшения их аппетита, с тем чтобы их соб­ственные системы смогли преодолеть болезни. За­падная параллель - лечебное питание.


Питательные вещества и энергия, работа и водные пути

Легкие, по-китайски фэй, - «премьер-министр», контролирующий жизненную энергию тела и кровь. В соответствии с китайской медицинской филосо­фией жизнь поддерживается жизненной энергией.
 
Жизненная энергия вырабатывается сочетанием «небесной энергии», извлекаемой из свежего воз­духа, вдыхаемого нами, и «земной энергии», полу­чаемой из пищи и напитков.

Легкие - это тот орган, где «небесная», или космическая, энергия проникает в наше тело в виде свежего воздуха и выделяется в виде газообразных продуктов распада. Легкие тесно связаны с сердцем, где находится «земная энергия» в виде питательных веществ.

Когда жизненной энергии много, кожа здоро­вая и чистая, что указывает на хорошую работу лег­ких. Сухая и морщинистая кожа свидетельствует об их неэффективной работе. Болезни легких проявля­ются через нос, например, заложенный нос. насморк и потерю обоняния. Эти заболевания вызываются не­достатком энергии в легких, такими симптомами, как одышка, слабый голос, боязнь простуды, быстрое уставание, сухая кожа, бледный язык и слабый пульс; или «жаром легких», означающим, что ле­гочная система страдает от экюпатогенных факто­ров с такими симптомами, как повышенная темпе­ратура, кашель, желтая мокрота, темно-желтая моча, твердые экскременты, краснота на кончике языка и желтый налет на языке.

В системе меридианов аналогичное место зани­мает да чан, или толстая кишка, фигурально назы­ваемая проводник, поскольку ее основная функция - выводить продукты распада из кишечника, из орга­низма через заднепроходное отверстие, поглощая во время этого процесса воду. Для такой работы тол­стая кишка берет энергию у легких. Если прямая кишка нормально не функционирует, это происхо­дит за счет слабых легких.
 

Болезни толстой кишки могут быть вызваны «влаж­ностью» или «жаром», что означает воздействие эк-зопатогенных факторов. К распространенным симп­томам относятся боли в области живота, ощущение «жара» в области заднепроходного отверстия, крат­ковременное мочеиспускание и моча красноватого цвета, слабый пульс, диарея и лихорадка.

В соответствии с китайской медицинской фило­софией самый важный орган для жизненной силы человека - шэнь, или почки. Многие сексуальные проблемы, такие как, например, мужская импотен­ция и женское бесплодие, представляющие большую проблему для западных врачей, успешно решались китайскими врачами, лечившими почки больного. Вот обширная область, в которой западные ученые-ме­дики могут найти для себя много полезного.

Почки несут ответственность не только за сек­суальную и физическую активность, но и за ум­ственную деятельность. Древние китайские врачи фигурально называли почки рабочим министром - ответственным за физическую и умственную дея­тельность.

Самые важные функции почек - накопление и регулирование веществ и энергии. Существуют два вида, или аспекта, сущности, а именно: питатель­ные вещества для осуществления повседневной де­ятельности и сексуальная сущность для воспроиз­ведения.

Существуют также два вида, или аспекта, энер­гии, а именно: пренатальная и постнатальная энер­гия. Пренатальная энергия - это первоначальная энергия, которая была получена из спермы отца и яйцеклетки матери.

Поэтому именно из почки развивалась осталь­ная часть зародыша, и первоначальная энергия (или то, что осталось от нее) все еще находится там. Почку называют иногда пренатальным источником энергии. Постнатальная энергия -- это жизненная энергия, выработанная в результате взаимодействия «небес­ной энергии» (свежего воздуха) и «земной энер­гии» (пищи).

Почка также связана с памятью и умственными способностями. Это происходит оттого, что энергия почки используется для вырабатывания суй, или кост­ного мозга. В соответствии с китайской медицинской философией костный мозг непрерывно циркулирует в полостях костей, проходя через позвоночник в мозг, чтобы питать его, подобно тому как в процессе кро­вообращения питаются другие части тела. Поэтому энергия почек непосредственно воздействует на ко­личество и качество костного мозга, что в свою оче­редь влияет на деятельность головного мозга.

Если читатели сочтут эту информацию странной, то только из-за предубеждения западных медиков, которые все еще не признают такую информацию. Клинический опыт в Китае показывает, что врачи успешно применяли эти знания для укрепления памяти пациентов, лечения головокружения и борь­бы с бессонницей путем питания их почек для оз­доровления костного мозга.

Состояние почки больного отражено в его кос­тях. Например, если кости сухие и хрупкие, его почка не функционирует нормально. К счастью, вам нео­бязательно вытаскивать чьи-то кости, чтобы знать состояние его почек, потому что «слава почки про­является в его волосах и выражается в его ушах». Поэтому по блеску или тусклости волос больного можно судить о сексуальной и вообще жизненной силе пациента. Недостаток энергии в почках часто течет за собой ухудшение слуха или звон в ушах. Если вы начинаете слышать шум, проблема может включаться не в ушах, а в почках.

Почки тесно связаны с пан-гуан, или мочевым пузырем. Главная функция мочевого пузыря заклю­чается в извлечении питательных веществ из жид­кости тела и выделении нечистой жидкости в виде мочи. Питательные вещества направляются в поч­ки, откуда берется энергия для этого процесса. По­этому слабость мочевого пузыря может указывать на слабость почек. Древние врачи называли моче­вой пузырь министр водных путей.

Меридиан, контролируемый мочевым пузырем, охватывает обширную область тела от головы вдоль спины к ногам. Меридиан мочевого пузыря особен­но связан с мышечной системой. Поэтому дефицит энергии мочевого пузыря непосредственно влияет на мышцы, в результате чего токсические продук­ты, содержащиеся в мышцах, не могут эффектив­но выводиться.

Необычные органы

Китайская концепция внутренних органов - это пять цзан, шесть фу, что означает существование пяти накопительных (сердце, печень, селезенка, легкие и почки) и шести преобразующих органов (тонкая кишка, желчный пузырь, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь и «тройной обогреватель»).

Фу - это органы, в которых пища и напитки преобразуются в энергию, а продукты отхода выво­дятся из организма. Цзан - органы, накапливаю­щие энергию, получаемую из пищи; в них энергия также регулируется и распределяется по всем частям тела для различных целей. Перикард также счи­тается органом шан и является двенадцатым внут­ренним органом. Все эти 12 внутренних органов свя­заны сложной сетью 12 главных меридианов, что будет описано в следующей главе.

Помимо этих основных органов есть еще цзи-хэн-чжи-фу, или «необычные органы», куда входят го­ловной мозг, костный мозг, кости, сосуды, желч­ный пузырь и матка. Они называются необычными, потому что хотя по строению и местоположению напоминают фу, но функционируют они как цзан. За исключением желчного пузыря, эти «необычные органы» не связаны непосредственно с 12 главны­ми меридианами.

Желчный пузырь занимает особое место. Хотя он считается главным органом и связан с главным ме­ридианом, но относится также к необычным орга­нам, потому что это единственный фу-орган, кото­рый выполняет только преобразующую, но не вы­деляющую функцию.

Некоторых читателей удивит, что китайские вра­чи не отводят головном\ мозгу той роли, которую обычно выделяют ему западные врачи. Головной мозг не рассматривается даже как главный орган. Тем не менее он считается «морем костного мозга», где скапливается костный мозг всего организма. Кост­ный мозг, очень богатый энергией, получаемой из пищи, заполняет полости костей, и его выработка зависит от энергии почек.

Кости образуют скелет нашего тела. Они также накапливают и регулируют количество костного моз­га для того, чтобы питать головной мозг. Существует два типа май, или сосудов, а именно: кровеносные сосуды и энергетические сосуды, называемые мери дианами. Эти сосуды разносят кровь и энергию по всем частям тела и выводят продукты выделения.

Две основные функции матки, которая есть толь­ко у женщин, заключаются в управлении менстру­альным циклом и в подготовке к беременности. Матка связана с ду-май (меридианом зачатия) и с чуй-май (стремительным меридианом), регулирую­щим менструальный цикл до зачатия, и питает за­родыш после его образования.

Женщины, у которых нерегулярный менструаль­ный цикл или у которых есть трудности с зачатием (несмотря на то, что гинекологи подтверждают, что все нормально), могут разрешить свои проблемы путем очистки заблокированных меридианов и под­питки их энергией.

В наши дни довольно часто западные врачи не находят никаких отклонений у своих пациентов, хотя и те и другие знают, что жадобы обоснованны. Вме­сто того чтобы все относить за счет стресса или дру­гих психологических факторов и советовать своим пациентам просто отдохнуть, имеет смысл снова рассмотреть эти случаи в свете новой информации (хотя она была известна и успешно использовалась китайскими врачами на протяжении веков), опи­санной в этой и в других главах.

Все отношения между органами возможны бла­годаря жизненной энергии. На самом деле жизнен­ная энергия, или ци, является самым важным фак­тором в китайской медицине независимо от того, обсуждаем мы ее с точки зрения физиологии, па­тологии, диагностики, прогнозирования или тера­пии. В следующей главе мы рассмотрим сложную сеть энергетических потоков в нашем организме и уви­дим, что многие невероятные, казалось бы, вещи в китайской медицине вполне объяснимы.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека