Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

Различные точки зрения ранних школ касающиеся нирваны.

Что касается значения нирваны, то некоторае представители ранних школ считали, что нирвана является полным уничтожением потока всех элементов, как материальных, так и умственных, так же как огонь угасает после того, как топливо истреблено огнём.

Различные точки зрения, касающиеся нирваны, были проанализированы Жамьян-Шадбой (1649-1723) в его комментарии на "Абхисамаяланкару". Кашмирские вайбхашики и саутрантики, следующие Писанию, считают, что нирвана является простым уничтожением. Часть вайбхашиков и логики-саутрантики утверждают, что сознание архата во время конечной нирваны не уничтожается, но что за ним следуют другие, отличные состояния сознания, которые не относятся к обычному феноменальному существованию. Эту идею в более развитой форме можно найти у йогачаров, которые допускают вечное неподвижное состояние архата в так называемой неаффектированной сфере – анасрава-дхату.

Согласно некоторым мадхьямакам, Тело Блаженства (самбхогакая) достигает нирваны, но никто из последователей Будды не знает об этом. Говорится, что этот случай аналогичен случаю Индры, чья смерть известна только ему самому, тогда как окружающие его боги не имеют представления об этом. Это неправильно, так как говорится, что Тело Блаженства вечно и что поток его существования не прекращается. Упоминаются две причины долговечности: воздержание от убийства и дача пищи другим. Если обе они полностью практикуются, если два собрания заслуг полностью завершены и если прибегали к высшим формам созерцания на основе четырёх чудесных сил, то становится возможным, если пожелают, оставаться живым эон и дольше. (Такими факторами обуславливается вечное существование Тела Блаженства.)

В комментарии на "Анантамукха-нирхара-дхарани" говорится:

Только о Явленном Теле (нирманакае),
А не о других (формах) говорится,
Как об уходящем в нирвану; (другие две формы)
Обладают факторами для вечного существования
И им невозможно уйти.


Таким образом, говорится, что Явленное Тело, а не Тело Блаженства уходит в нирвану. К тому же сказано, что Явленное Тело достигает нирваны, но это не значит, что его поток существования вообще уничтожается. Мы читаем в "Саддхарма-пундарика-сутре":

"Когда сыновья искусного врача не пьют лекарства, их отец, приготовив снадобье, говорит: "Пейте, пока есть лекарство, так как я скоро умру". Сказав так, он притворяется мёртвым. Сыновья знают, что, так как отец умер, нет другого, кто знает о лекарстве. И чтобы сохранить свои жизни, они пьют лекарство. Затем, когда они исцелились от своей болезни, они узнают, что отец в действительности не умер. (Отец) не совершил греха лжи, делая так".

Подобно этому происходит и с достижением Буддой нирваны, которая демонстрируется им как средство обращения живых существ.

В "Суварна-прабхасе" говорится:

Будда не уходит,
И Учение не прекращает существовать,
Но для того, чтобы привести живых существ к созреванию,
Будда демонстрирует свой уход в нирвану.

"Сутраланкара" говорит:

Как огонь разгорается в некоторых местах
И угасает в других,
Так и Будда для живых существ
Видится (некоторыми) и не видится (другими).

В "Сутраланкаре" объясняется, что поток существования Явленного Тела (нирманакаи) непрерывен. (Мы должны понимать это так): если еда даётся кем-либо снова и снова, то мы говорим: "Еда даётся постоянно и непрерывно". Подобным образом (Явленное Тело) проявляется непрерывно и поэтому к Нему относятся как к имеющему постоянное существование, которое не прекращается. Здесь Оно уходит в нирвану, но где-нибудь Оно пребывает без ухода. Здесь Оно уходит, так как там больше нет живых существ, которые могли бы быть обращены лицезрением (видимой формы) Будды. (В других местах) Оно не уходит, так как там существуют такие, которые могут быть обращены через видение телесной формы Будды, подобно Индре и подобным.
В "Шурамгама-самадхи-сутре" говорится:

"Теперь на востоке есть сфера деятельности Будды, называемая "Совершенно украшенная". Там пребывает Будда Вайрочана, "царь чудесных сил, увенчанный лучами света". Продолжительность его существования равна семистам, не могущим быть измеренными, периодам эонов. Говорится, что этот Будда представляет истинную форму этого нашего Учителя. Он проявляется в миллионе таких миров из четырёх континентов, как и наш. В некоторых из них Он рождается, в некоторых проявляется как достигающий Просветления, в других – Он вращает Колесо Учения, и ещё в других Он демонстрирует уход в нирвану. В согласии (со всем, что сказано) к Будде не следует относиться как к не достигающему нирваны, поскольку Он устранил все омрачения. Но, с другой стороны, Он и не уходит, так как Его работа не завершена".

В "Махаяна-самграхе" говорится:

"(Он достиг нирваны, с одной стороны, и не достиг, с другой), так как Он устранил все омрачения, но в то же время не завершил полностью своей работы".

Согласно ранним школам, вечером Будда подчинил Мару Чувственного Желания (Дэвапутра-мару). На рассвете силой сосредоточенного транса, называемого подобный молнии, Он победил Демона Нравственного осквернения (Клеша-мару). Когда Мара попросил Будду уйти в нирвану, Владыка сказал, что Он не может уйти, пока не осуществит блага четырёх видов сторонников. Таким образом, некоторые говорят, что Он победил Мару Смерти (Мритью-адхипати-мару). Некоторые придерживаются того мнения, что Он подчинил Мару, властвующего над пятью группами элементов [Скандха-мару] в то время, когда Он практиковал аскетизм. Другие утверждают, что Он победил Мару Смерти и того, кто властвует над группами элементов, после достижения нирваны. Теперь мы знаем, что в бамбуковой роще Он соблюдал летний пост и в то же время показал, как следует придерживаться суровых и строгих обрядов. После того, будучи упрашиваем Марой, Он пресёк силу времени жизни и овладел силами жизни. Ясно, что посредством этого Он победил Владыку Смерти и Мару, властвующего над группами элементов соответственно.
Джнянагарбха говорит:

Посредством этих и подобных слов
Он продемонстрировал своё господство
Над ними (силами жизни).
Это потому, что Он победил двух Map
И был исполнен сочувствия по отношению к обращённым.


Он победил двух Map, которые носили характер Владыки Смерти и [Владыки] пяти групп элементов, и, будучи исполнен сострадания к тем, кто должен быть обращённым, Он произнёс благословение, (через которое Он явил своё господство над силами жизни). Для того, чтобы показать, что Он имеет власть над смертью, Он отверг (силу времени жизни). И для того, чтобы продемонстрировать власть над группами элементов, Он овладел жизненными силами. Это должно быть принято фактически.

Согласно учению махаяны, Будда победил четырёх Map одновременно, так как говорится:

"Разве ты не достиг Просветления и тем самым не победил Четырёх Map?"

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека