Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Традиция Гелуг

Жизнь Цонкапы

Цонкапа родился в одноименной горной долине в провинции Амдо, расположенной в восточном Тибете. Согласно традиционным биографическим источникам, считается, что его рождение - это кульминация процесса духовного развития, начатого еще в период его предыдущей жизни во времена Будды Шакъямуни. Тогда, еще будучи маленьким мальчиком, он сделал подношение хрустальных четок Будде, который, со своей стороны, подарил ему морскую раковину, сказав при этом, в присутствии Ананды, что в будущей жизни этот маленький мальчик родится в Тибете, создаст великий монастырь и станет одной из наиболее влиятельных религиозных фигур, распространяя учение Дхармы в "Стране Снегов". Будда также предсказал, что в своей будущей жизни он получит имя Суматикирти (санскритский эквивалент имени Лосанг Дракпа).

Еще одно предсказание связано с Падмасабхавой, который, как считается, предсказал рождение великого ламы по имени Лосанг Дракпа. Он предсказал, что Лосанг Дракпа родится в восточной части Тибета, неподалеку от Китая, будет являться эманацией бодхисаттвы и достигнет полного Просветления.

В 1357 г. эти предсказания начали сбываться. Рождение Цонкапы сопровождалось различными благоприятными знаками. Мать Цонкапы, еще до его рождения, увидела сон. В этом сне она в окружении множества других женщин находилась в прекрасном цветочном саду. С восточной стороны сада показался маленький мальчик, несущий в руках сосуд. С запада к ним приблизилась девочка, держащая в руках цветы делоникса. Мальчик поочередно подходил к каждой из присутствующих женщин и спрашивал у девочки может ли та или иная женщина быть его мамой. Единственный раз, находясь возле будущей матери Цонкапы, девочка ответила утвердительно. Затем мальчик и девочка омыли ее водой из сосуда. Когда будущая мать Цонкапы проснулась, то она почувствовала присутствие необычного света, который заполнял все вокруг.

Его будущий отец также видел благоприятные сны. В одном из таких снов он увидел как к нему пришел молодой монах из Ву Таи Шан, расположенной в Китае. Это название горы, которая издавна ассоциируется с Манджушри, буддой мудрости (согласно традиции Гелуг, Цонкапа считается инкарнацией Манджушри). Молодой монах попросил остаться в его доме на девять месяцев. Будущий отец Цонкапы согласился, предоставив ему свою алтарную комнату.

Незадолго до рождения Цонкапы, его мать увидела сон в котором статуя Авалокитешвары (будды сострадания) появилась прямо перед ней и вошла в ее тело через отверстие в темени. В другом сне она видела множество монахов, подходивших к ней с различными подношениями в честь ее будущего сына. Она также увидела в своем чреве золотое и светящееся изображение Авалокитешвары, а также Манджушри, что указывало на то, что ребенок будет являться эманацией их обоих.

Во время родов мать Цонкапы совершенно не испытывала боли, и в тот момент, когда ребенок появился из ее чрева, на небе взошла яркая звезда.

Было ясно, что этому необычному ребенку предстояло стать великим религиозным деятелем. В возрасте трех лет четвертый Кармапа Ролбе Дордже (1340 - 1383) благословил его и дал ему имя Гюнга Нийнгпо. В возрасте 7 лет он принял обеты послушника и получил имя Лосанг Дракпа. Несмотря на столь юный возраст, он полностью посвящал все свое время религиозным практикам и выделялся среди других детей глубоким знанием буддийской философии и успехами в тантрической медитации. Его первый великий учитель Чёдже Тёндруп Ринчен дал ему для изучения работу Майтреи "Украшение для Ясных Реализаций", а также посвящения в практики тантрических божеств Ямантака, Ваджрапани, Манджушри, Амитаюс и др.

В раннем возрасте он много путешествовал по Тибету с тем, чтобы отыскать лам, которые могли передать ему углубленное толкование Дхармы. Его подход был скорее эклектическим нежели сектантским: он старался получить учения от представителей любых школ и направлений. Он впитывал в себя все знания и наставления великих учителей того времени. Постепенно в его уме стал формироваться интегральный подход к различным учениям и направлениям тибетского буддизма. Он стал принимать участие в различных философских дебатах и высказывать свое собственное отношение к обсуждаемым на них вопросам. Молва о нем стала быстро распространяться по всему Тибету.

Во время своих путешествий по Тибету он встретил великого учителя школы Сакъя, мастера Рендаву (1349 - 1412). Рендава быстро распознал в Цонкапе чрезвычайно одаренного человека и, как говорится, он сообщил Цонкапе, что сам получил от него столько же, сколько и его ученик. Вначале Цонкапа оставался с Рендавой совсем недолго, но позже их общение возобновилось. В этот период он изучал самые разнообразные буддийские учения: "Сокровища Абхидхармы" Васубандху, трактаты Дхармакирти, "Краткое руководство по Абхидхарме" Асанги, "Вхождение в Срединный Путь" Чандракирти и тексты о монашеском кодексе поведения. В традиционных жизнеописаниях Цонкапы, об этом периоде говорится, что он очень быстро обучался и запоминал большое количество материала, а также превосходил других в философских дебатах. Кроме того, он постоянно занимался углубленными тантрическими практиками и достиг выдающихся успехов в медитации.

Несмотря на свою растущую репутацию, он, как сообщается, вел очень простую жизнь свободную от хвастовства и высокомерия. Он обладал удивительной способностью поражать людей глубиной своих познаний и мудростью, одновременно помогая им чувствовать себя естественно в его присутствии. Он никогда не допускал неуважения к своим оппонентам по дебатам и всегда оставался уравновешенным.

В возрасте 32 лет он начал писать свои наиболее известные произведения. К этому времени он приобрел устойчивую репутацию превосходного ученого во всем, что касается Дхармы, и начал излагать свои взгляды на то, каким образом следует практиковать и изучать Буддизм. Одной из его ранних работ была книга "Золотоые Четки Благих Разъяснений" - комментарий на литературу по Совершенной Мудрости, объединяющий все 21 индийских комментария к "Украшению для Ясных Реализаций" Майтреи. В этом тексте он суммировал мысли, излагаемые в Сутрах Совершенной Мудрости.

Помимо работы над философскими трактатами он постоянно занимался углубленной тантрической медитацией. Вскоре после написания своей работы "Золотые Четки Благих Разъяснений", он удалился в продолжительный и интенсивный ретрит в течении которого он осуществлял практики связанные с божеством Херука, в полном соответствии с учениями школы Кагъю. Он стал знатоком Шести Йог Наропы и тантрических циклов Нигума, а особенно знатоком йоги тепла (тумо). Он стал также интересоваться практиками Калачакры и обнаружил, что живая традиция Калачакры находится под угрозой исчезновения. Он собрал учения и передачи Калачакры у различных тибетских лам и, таким образом, сохранил чистоту этой традиции для потомков. В настоящее время практики Калачакры играют наиболее важную роль в школе Гелуг.

К этому времени, как указывается в различных текстах, он достиг таких уровней реализации, что мог непосредственно общаться с Манджушри и получать от него учения. Манджушри давал ему наставления по практикам, сообщал какие тексты следует изучить, с какими ламами ему следует встретиться, когда уходить в ретрит и т.п.

В один из наиболее важных периодов медитативного уединения, он провел 4-летний ретрит со 8 продвинутыми учениками. Для того, чтобы самому подготовиться к этому ретриту, он осуществил три с половиной миллиона полных простираний и один миллион восемьсот тысяч подношений мандалы. Каменный пол на котором он совершал простирания стерся, приобретя очертания его тела. В наши дни это место сохранено как живое свидетельство, напоминающее нам о практиках великого ламы Цонкапы. В течении этого ретрита его участники имели множество чудесных видений: видение золотого Майтреи, Бхаисаджъягуру, будды медицины и Нагашвары, короля нагов. Когда Цонкапа и его ученики продолжили медитацию они испытали также великое множество других видений. После этого ретрита люди часто видели Цонкапу в сопровождении тантрических божеств, особенно часто вместе с Манджушри.

После ретрита Цонкапа решил отправиться в Индию, но один из лам отговорил его от этого. Этот лама мог общаться с божеством Ваджрапани, которое и попросило его передать, что для Цонкапы лучше продолжать учить Дхарме в Стране Снегов. После этого Цонкапа начал работу над своим самым выдающимся произведением "Большое Руководство к Этапам Пути (Ламрим Ченмо), которое является центральным для традиции Гелуг. Это произведение основано на базовом трактате Атишы "Лампа на Пути у Просветлению". Позднее Цонкапа написал схожее произведение по практике тантры "Большое Руководство к Тайной Мантре (Нгакрим Ченмо), которое образует основу для тантрических практик системы Гелуг.

Реформы Цонкапы

Одна из главных целей учений и практик Цонкапы, состояла в реформировании тибетского буддизма. Он был глубоко обеспокоен серьезными нарушениями, имевшими место в монашеской дисциплине, претенциозностью экзотерических и эзотерических доктрин и ухудшением тантрических практик. Важной составной частью его реформ было создание новой религиозной школы, которая, как и его основатель, строго бы соблюдала правила Винайи, понимала бы важность всеобъемлющего изучения слов Будды и привела бы тантрические практики в соответствие с монашескими обетами.

Цонкапа был обеспокоен тем, что многие из его современников занимались тантрическими сексуальными практиками несовместимыми с монашескими обетами. Это были в основном практики высшей тантра-йоги. Повсеместно считалось, что высшая тантра-йога не может практиковаться монахами. Цонкапа согласился, что высшая тантра - вершина всех тантрических практик, но считал, что она должна быть совместима с монашеской жизнью. Большая часть его реформаторских программ была направлена именно на достижение такой совместимости.

Формирование новой школы

Незадолго до того, как Цонкапе исполнилось 40, он имел видение Манджушри, который подтвердил, что он реализовал прямое постижения пустоты и что ему больше нет необходимости обращаться к кому-либо за наставлениями. Манджушри рекомендовал ему обучать других в соответствии с системами созданными Нагарджуной и Атишей. Вскоре после этого, Цонкапа отправился в местность расположенную к югу от Лхасы, где он встретил своего будущего ученика Гъелтсапа Дарма Ринчена (1364 - 1432), который в то время принадлежал к школе Сакъя и считался выдающимся ученым и эрудитом.

Их первая встреча произошла, когда Цонкапа готовился к тому, чтобы дать свои учения. Гъелтсап демонстративно не признавал авторитет Цонкапы, усевшись на трон, который был приготовлен для лекции. Однако, когда Цонкапа начал свою речь, Гъелтсап понял, что понимание мастера значительно превосходит его собственное. Он обнаружил, что Цонкапа с легкостью отвечает на вопросы, которые вызывали у него много затруднений. По мере того, как лекция продолжалась, он все более и более понимал, что его поведение, слишком высокомерно и надменно. Смиренно совершив три простирания мастеру, он сошел с трона и сел среди слушателей. Позднее он стал одним из двух великих учеников Цонкапы. Другим являлся Кедруп Гелек Белсагпо (1385 - 1438), который последовал за Цонкапой несколькими годами позже. После смерти Цонкапы, эти двое из его учеников продолжили сохранять его систему и институционализировали ее.

"Большое Руководство к Этапам Пути" и другие работы

Цонкапа продолжил свои поездки по Тибету и ненадолго остановился в монастыре Ретинге, который был основан ученым Дромтонпой (школа Кадам). Там он завершил свой труд "Большое Руководство к Этапам Пути", а также написал множество небольших произведений. Он начал подготовку к написанию своих трудов с обращения к Атише и буддам с тем, чтобы они даровали ему вдохновение. В результате большое количество будд со всех 10 направлений собрались вокруг него. Затем все из них растворились в образе Атиши, и после этого Цонкапа мог задавать вопросы этому великому мастеру непосредственно. После того, как Атиша передал Цонкапе ряд учений, он положил ему на голову свою руку и благословил его.

Вслед за благословением Цонкапа завершил ту часть текста, которая требовала высочайшего внутреннего проникновения. Сперва он побоялся, что глубина этих учений не позволит людям успешно практиковать их и он решил опустить этот сложный раздел, но перед ним появился Манджушри и побудил его не делать этого ради пользы для тех немногих, кто сможет понять его. Манджушри также сказал ему написать короткие и средней длины тексты по стадиям пути для людей с низкими духовными способностями. Кроме того, восемь великих стражей Дхармы предстали перед ним и сказали, что эта работа будет полезной для бесчисленного количества чувствующих существ. К этому времени Цонкапе исполнилось 40.

В течении последующих нескольких лет он продолжал медитировать, обучать и сочинять множество различных произведений. Собрание его трудов насчитывает 18 обширных томов и содержит глубокий анализ всех аспектов буддийской теории и практики.

В свои ранние 50 он написал наиболее влиятельные трактаты: "Сущность Благих Объяснений", "Трактат дифференцирующий интерпретируемое и окончательное". В этом последнем произведении он дал стратегии для интерпретации двух основных школ индийского буддизма - Мадхъямики и Йогакары. Вскоре после написания этого произведения, он выдвинул идею торжественно отмечать ежегодный религиозный фестиваль, который начинается в Тибетский Новый Год (Лосар). Великий Молитвенный Фестиваль или Мёнлам Ченмо отмечается на Тибете и по сей день и является одним из крупнейших религиозных событий года.

Строительство монастыря Гандэн

После того, как был отпразднован первый Мёнлам Ченмо, несколько из учеников Цонкапы обратились к нему с просьбой уменьшить количество своих поездок по Тибету. К этому времени Цонкапе исполнилось 52 года. Они предложили основать монастырь для него и Цонкапа согласился. Цонкапа долго молился перед образом Будды Шакъямуни для того, чтобы определить правильное место для монастыря. Он получил ответ, что его необходимо построить возле Лхасы в местности Дрокри. Когда монастырь был готов, его назвали Гандэн (тибетский перевод санскритского слова Тушита), что означает легендарное место пребывания Майтреи, следующего будды нашего аэона.

Цонкапа отправился к месту будущего монастыря со своим учеником Гендуном Друбой (1391 - 1474), который после своей смерти был признан первым Далай-ламой. Гендун Друба назначил двух других учеников для надзором за строительством. Основные сооружения были построены уже через год. Монастырь был официально открыт в 1409 году. В последствии Гандэн превратился в огромный монастырский комплекс населенный 4000 монахов. Вслед за ним возле Лхасы были воздвигнуты монастыри Дребунг (1416) и Сера (1419). Гандэн, Дребунг и Сера стали тремя главными монастырями школы Гелуг. Они были разграблены китайской армией в 1959 году, а монастырь Гандэн был разбомблен до руин. Все три монастыря были воссозданы в Индии, где в них продолжается обучение учеников в соответствии с традициями, основанными Цонкапой.

Смерть Цонкапы

В возрасте 55 лет Цонкапа стал замечать признаки ухудшения своего здоровья. Его ученики постоянно выполняли особые ритуалы и молились о его здоровье и долгой жизни. Несмотря на их усилия плохие признаки сохранялись и Цонкапа понял, что его жизнь подходит к концу. В возрасте 62 лет, зная о своей приближающейся смерти, он дал своим ученикам ряд последних наставлений в которых содержались очень глубокие учения и практики буддизма. В главном помещении монастыря Гандэн он выполнил особый ритуал заслуги от которого посвятил всем живым существам. В заключении ритуала он произнес молитвы о перерождении в сфере Тушита. Затем он почувствовал сильные боли в спине и недомогание. Его ученики собрались вместе, чтобы провести ритуалы и облегчить его страдания, а также с тем, чтобы продлить его жизнь.

На следующий день его боль усилилась и он сказал своим ученикам, что им следует культивировать в себе просветленный ум. Он отправился в уединенное место и стал совершать тантрические практики и, в частности, практики, связанные с божеством Херука. Утром 25-го дня на рассвете он начал медитацию на пустоту и вошел в глубокое созерцание окончательной природы всех феноменов. Позже в это утро, оставаясь в позе лотоса, он прекратил поддерживать свою жизнь. Это событие сопровождалось многими благоприятными знаками, которые были видны всем его ученикам. Тело Цонкапы приняло форму юного Манджушри и испускало многочисленные разноцветные лучи во всех направлениях.

В течении последующих 49 дней было сделано множество подношений в монастырях Гандэн и Дребунг. После консультаций с оракулами было решено сохранить останки Цонкапы в монастыре Гандэн в специально созданной для этого ступе. В последствии это место стало привлекать большое количество паломников со всего Тибета, однако оно было осквернено в 60-х годах китайской армией в период Культурной Революции.

Продолжение традиции

Дело Цонкапы было продолжено двумя его великими учениками Кедрупой и Гъелтсапой. Гъелтсап был посажен на трон в монастыре Гандэн и признан, таким образом, первым последователем линии преемственности. Он сохранял свое положение в течении 12 лет вплоть до своей смерти. В течении своей жизни он написал ряд важных трактатов и собрание его сочинений содержит 8 томов. После смерти Гъелтсапы его дело продолжил Кедруп, который был настоятелем Гандэна в течении 7 лет вплоть до своей смерти в возрасте 54 лет. Оба этих ламы считаются "духовными сынами" Цонкапы и их образы обычно присутствуют на танках, изображающих Цонкапу.

В течении последующих столетий школа Гелуг развивалась очень быстро, воспитывая множество великих ученых и тантрических практиков. Помимо всего прочего, ее авторитет подкреплялся нежеланием принимать участие в политических делах Тибета. Такое отношение к политической жизни не длилось, однако, слишком долго. В 1445 г. Гендун Друб воздвиг новый монастырь школы Гелуг Ташилунпо. Этот монастырь вскоре стал местом пребывания Панчен-лам, которые по своей значимости в духовной иерархии школы Гелуг занимают второе место после Далай-лам. Монастыри традиции Гелуг росли и процветали, и в них стали привлекаться ученики со всего Тибета.

Школа Гелуг приобрела значительное политическое влияние в 16-м столетии в результате того, что третий Далай-лама был обнаружен в Монголии. Сонам Гъятсо (1543 - 1588), который был признан лидерами школы Гелуг третьим Далай-ламой, был старшим сыном Алтан-хана, одного из самых могущественных монгольских военноначальников. Сильная связь между монгольскими ханами и школой Гелуг имела, таким образом, множество благоприятных политических аспектов. После разгрома последнего правителя провинции Тсанг Гушри-ханом в 1642 г., последний назначил Нгаванга Лосанга Гъятсо (1617 - 1682), пятого Далай-ламу, духовным лидером Тибета. Это обеспечило будущее превосходство школы Гелуг. Пятый Далай-лама стал, таким образом, государственным деятелем и, одновременно, важной религиозной фигурой. Он закрепил правило согласно которому все будущие Далай-ламы признавались правителями Тибета. Это правило существовало вплоть до оккупации Тибета в 1959 г. китайской армией.

Помимо важного политического положения, в школе Гелуг во все времена существовали великие духовные лидеры и выдающиеся практики, продолжатели учения Цонкапы. Среди них можно выделить Джамьянга Шайбу (1648 - 1721), написавшего выдающиеся трактаты по буддизму, а также его реинкарнацию Гёнчока Джикме Вангпо (1728 - 1791), известного как автора "Драгоценной Гирлянды Учений" и основополагающей работы об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях "Представление Уровней и Путей, Прекрасное Украшение Трех Средств".

Другими важными фигурами школы Гелуг также являются: Джанг Гъйа (1717 - 1786), написавший важные комментарии к "Большому Руководству Тезисов" (Джамьянг Шайба), и Пабонгка (1878 - 1941), прославленный ученый и участник дебатов, защищавший традицию Гелуг от различных нападок.

Сегодня традиция, основанная Цонкапой, продолжается в монастырях, построенных в Индии, а также в Дхарма центрах, расположенных в Европе и Северной Америке.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека