Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

О практике Чод

Часть2

Отрывок из книги Патрула Ринпоче "Слова моего совершенного учителя"
...То, что сегодняшние так называемые "практикующие Чё" подразумевают под Чё, - это ужасающий процесс уничтожения злых духов посредством их разрезания, разрубания, преследования и убивания. Такой взгляд на Чё заставляет существ постоянно накапливать гнев. Их бравада - не более чем ненависть и гордость. Им кажется, что они должны вести себя подобно последователям Бога Смерти. Например, когда они практикуют Чё для больного, они вводят себя в бешеное представление ярости, кричат с глазами величиной с блюдце, полными ненависти, сжимают кулаки, кусают свою нижнюю губу, раздают тумаки направо и налево, и с такой силой хватают немощных, что рвут одежду на их спине. И это они называют укрощением духов. Однако практиковать Дхарму подобным образом совершенно неправильно.

Мачиг Лабдрон говорила: 

"Поскольку время безначально, вредоносные духи жили в непрерывном кружении галлюцинаций и страдания, которые происходили в силу их собственных злых действий и неблагоприятных обстоятельств несущих их подобно ветру. Когда они умирали, то неизбежно погружались в самые глубины низших сфер. Крюком сострадания я вылавливаю этих злых духов, поднося им мою тёплую кровь и плоть как пищу. Посредством добродетели и сострадания Бодхичитты я преобразую способ, которым они видят всё, и делаю их своими последователями. Для меня является наградой то, что я удерживаю этих злобных духов крюком сострадания. Но великие адепты Чё в будущем будут хвастаться тем, что убивают их, бьют и выбрасывают. Это будет означать, что распространились фальшивые доктрины Чё - учения демонов".

Все различные практики Чё, которые она предсказывала - такие, как Девятичастный Чёрный Чё - это просто результат того, что думают, будто возможно подчинить духов посредством насилия, без любви и сострадания Бодхичитты. Личность, которая использует эти практики, сильна только тем, что способна побороть одного или двух слабых, маленьких, элементарных духов. Но если он столкнётся с любыми, действительно злыми духами, они будут нападать, мстя ему, как это происходило во многих случаях. Особенно сложно для практикующего сказать: является ли какой-либо знак указывающим на успех на пути - подчинение демона, или опытом некоего вида благословения - достоверным знаком прогресса, либо же это на самом деле препятствия, созданные демоническими силами.

Люди, одержимые злобными духами, обычно оказываются обладающими ясновидением и сверхнормальными способностями. Но со временем они всё дальше и дальше отходят от подлинной Дхармы, пока в них не остаётся даже маленькой частички доброты. Горы подношений, которые собираются ими - это лишь кармические долги на будущее: даже в этой жизни они не приносят им добра. К концу жизни им становится тяжело находить достаточно еды и одежды. И что они имеют? Они не могут перенести истощения. Когда они умирают, они, конечно же, перерождаются в преходящем аду или какой-то подобной сфере.

ЗНАЧЕНИЕ ЧЁ.

    Так называемые духи, уничтожаемые в практике Чё, не находятся где-то снаружи: они внутри нас. Все галлюцинации, которые мы переживаем в форме духов, находящихся вовне от нас, возникают по причине того, что мы не искоренили самомнение(*14), верящее в "Я" и "Эго". Как говорила Мачиг:

"Осязаемый и неосязаемый демон,

Демон восторга и демон самомнения -

Все они нисходят к демону самомнения(*15).

 

То, что мы называем духом, на самом деле является демоном самомнения, верой в себя. Мачиг также говорила:

"Много духов" означает концепции;

"Сильные духи" означает веру в "эго";

"Дикие духи" означает мысли.

Уничтожить этих духов означает быть адептом Чё."

 

Беседа Джетсюна Милы с Великаншей - Людоедкой Скалы содержит следующие слова:

"Вера в "Я" более сильна. чем ты, демонесса.

Концепции более многочисленны, чем ты, демонесса.

Мысли более безобразны. чем ты, демонесса."

 

Он также классифицирует различные виды Чё следующим образом:

Внешний Чё - это значит бродить в одиночестве по ужасающим долинам и горам.

Внутренний Чё - это выбрасывать собственное тело как пищу.

Абсолютный Чё - это означает отсечь корень раз и навсегда.

Я, йог, который обладает этими тремя видами Чё.

Таким образом, все практики Чё отсекают веру в эго, которая является корнем всего неведения и вводящего в заблуждение восприятия. Это то, что подразумевается в строке: "Абсолютный Чё" - это значит отсечь корень раз и навсегда. "Внешние демоны" - это лишь вводящее в заблуждение восприятие; до тех пор, пока мы не уничтожим свою веру в "Я", "эго", старание убить их не приведёт к результату. Битьё на них не подействует. Топтанием их не раздавить. Преследованием их не изгнать. Если ты не отсёк корень, которым является самомнение внутри тебя, ты не сможешь истреблять иллюзорных духов, чьё внешнее проявление подобно дыму, от которого нельзя избавиться, не уничтожив огня. Великанша - Людоедка Скалы отвечала Джетсюну Миле:

"Если ты не знаешь того, что демоны приходят

из твоего собственного ума, -

То будут другие демоны кроме меня!

Я не уйду только потому, что ты мне это сказал."

 

Джетсюн Мила говорил:

"Принимай демона за демона, - и он навредит тебе.

Узнай демона своего ума, - и ты освободишься от него.

Пойми пустотность демона, - и ты уничтожишь его".

 

И ещё:

Вы, кто проявляетесь как вредящие духи и

якши, мужские и женские,

Вы являетесь демонами только только тогда,

когда нет понимания.

И приносите весь ваш вред и препятствия.

Как только понимаешь это, даже вы демоны -

становитесь богами,

И источником всех свершений.

 

Чё не означает убивать, бить, изгонять и уничтожать демонов, - но отсекать корень любой веры в них изнутри. Мы должны понять, что вещи уничтожаются не снаружи, а внутри нас.

В основном большинство других религиозных традиций учат агрессивному отношению к внешним враждебным силам и внешнему источнику препятствий, когда используется жёсткость, суровость и сила насильственных методов. Все острия стрел и дротиков направлены на внешнее. Но в нашей традиции всё иначе, как говорил Джетсюн Мила:

"Моя система - это отсечение веры в эго под самый корень, выбрасывание Восьми мирских забот на ветер и принуждение четырёх демонов устыдиться."

Направь всю свою практику вовнутрь и мобилизуй всю свою крепость, искусность и силу против веры в эго, которая пребывает в тебе. Сказать: "Ешь меня! Уноси меня!" один единственный раз лучше, чем сотни раз восклицать: "Защити меня! Сохрани меня!" Подносить себя как пищу сотням духов - лучше, чем взывать к сотням защищающих божеств за помощью.

Мы вверяем болезнь демонам.

Мы предоставляем нашим врагам управлять нами.

Одно "Пожри меня! Утащи меня!"

Лучше, чем "Защити меня! Сохрани меня!" в сотни раз.

Это традиция Досточтимой Матери(*16).

Если ты отсёк свою веру в демонов под корень, ты будешь видеть всё чистым. И как следует из написанного далее:

Демоны превращаются в защитников Дхармы, а их лица превращаются в лицо Нирманакаи.

Люди, которые сегодня претендуют быть практикующими Чё, не понимают ничего этого и упорствуют в том, что принимают духов как нечто внешнее от них самих. Они верят в демонов и сохраняют это видение всё время. За всем, что случается, они видят какого-то духа или gyalgong. Они не имеют мира в своём уме и всегда смущают других своей ложью, докучая такой настойчивой болтовнёй: "Там привидение! И там тоже дух! Это привидение! Это демон! Это tsen! Я могу видеть это... Ха! - Я это имею. Я убил это! Остерегайся - один подстерегает тебя! Я прогнал это прочь! Там - он посмотрел назад!"

Духи и преты знают, что представляют из себя такие люди, и следуют за ними куда бы они не пошли. Например, они способны овладеть женщиной, которая легко впадает в транс и уверенно провозглашает разного рода вещи: "Я бог," "Я дух", "Я твой старый отец", "Я твоя старая мать", и т.д. Иногда они заявляют: "Я божество, я защитник Дхармы, я Дамчен", и говорят о сверхъестественных видениях или делают фальшивые предсказания. 

Демоны дурачат лам, а ламы дурачат своих подопечных или, как следует из сказанного: "Сын дурачит своего отца, пока враги дурачат сына." Это проявление знаков деградирующего века и это показывает, что демоны берут верх. Как предсказывал Великий Мастер из Уддияны:

В упадническом веке мужские духи войдут в сердца мужчин,

Женские духи войдут в сердца женщин,

Домовые войдут в сердца детей,

Разрушающие самаю войдут в сердца духовенства.

В сердце каждого тибетца будет находится демон."

 

И еще: "Когда домовые будут приниматься за богов, в Тибете наступит время страдания."

Предсказания сбываются.

Не принимай ложных воззрений, когда боги, духи и чинящие препятствия рассматриваются как нечто внешнее: это только усилит их. Старайся видеть всё подобным игре или иллюзиям. Явление духов - с одной стороны - и больной человек - с другой - тут же проявятся как агрессор и жертва; оба возникают из негативных действий и искажённых взглядов, которые связывают их таким образом вместе. Не занимай положение любящего одно и ненавидящего другое. Зарождай любовь и сострадание Бодхичитты ко всем. Сруби под корень все свои заботы об эго и веру в "Я", отдай без остатка свои тело и жизнь духам как пищу. Моли из глубины своего сердца, чтобы эти существа заинтересовались Истинной Дхармой, а также умиротворили свою ненависть и злобу, и затем изъясняй учение(*17).

Когда ты наконец отсечёшь всякую веру в двойственность агрессора и жертвы, богов и демонов, себя и других, а также все результирующие концепции надежды и страха, привязанности и ненависти, хорошего и плохого, приятного и болезненного, ты найдёшь соответствующее сказанному:

"Ни боги, ни демоны - это уверенность взгляда.

Ни отвлечение, ни фиксация - это важный пункт медитации.

Ни принятие, ни отвержение - это важный пункт действия.

Ни надежды, ни страха - это важный пункт результата."

Когда все концепции чего бы то ни было отсечены и отсекающий растворяется в пространстве абсолютной реальности, где все вещи равны, внутренний вредящий дух самомнения отсекается под корень. Это знак того, что ты реализовал абсолютный и относительный Чё.

Я понял, что эго не существует, но ещё имею массу концепций о "Я".

Я решил отказаться от двойственности, но погряз в надеждах и страхах.

Благослови меня и подобных мне, которые верят в эго,

Чтобы мы могли реализовать естественное состояние отсутствия эго

Примечания

(14) snyems, ньям, букв. высокомерие, здесь используется

с особым значением веры в "Я".

(15) В соответствии с причинной колесницей характеристик: четыре демона - это: 

Демон скоплений ,phung po`i bdud, относится к тому, что подвержено смерти.(Без пяти скоплений не могло бы быть поддержки, или основы, для страданий самсары.)

Демон негативных эмоций, nyon mongs pa`t bdud: несущий смерть. (Это эмоции, которые возникают из веры в эго, дают начало негативным действиям. Негативные действия порождают карму и в силу кармы, мы рождаемся и умираем в несчастии.) 

Демон Господина Смерти, chi bdag gi bdud, который является самой смертью. (Это определяет смерть как то, что неизбежно следует за рождением. Более точно: это естественное непостоянство каждого момента, который по природе является страданием.) 

Демон сыновей богов, lha`i bu yi bdud, который препятствует нам продвигаться к состоянию мира за пределами смерти. (На практике это относится к отвлечению, мыслям, привязанности к внешним объектам.)

 В соответствии с колесницей Мантраяны: четыре демона - это:

Осязаемый демон - внешние вещи и существа, которые вредят нашему телу и уму. 

Неосязаемый демон - привязанность, неприязнь и смущение, а также 84000 типа негативных эмоций, которые порождают все страдания самсары. 

Демон восторга: это означает восторг по поводу того, что твой духовный учитель, полученные учения и практики, в которых продвигаешься, являются разными вещами, а также гордиться тем, что твои ваджрные братья и сёстры являются высшими по сравнению с другими людьми. В особенности - это пристрастие к тому, что чувствуют лёгкую или сильную "теплоту" при определённых достижениях в практике. 

Демон самомнения является коренным для остальных трёх - это вера в "Я" и "Моё". Это самомнение заставляет нас принимать пять агрегатов как "мне" и "моё". Если уничтожить этого демона, то все внешние демоны разрушаются сами по себе без всякого усилия."

(16) Досточтимой Матерью называют Мачиг Лабдрон, которая является автором этой цитаты.

(17) Обычно это делается символически - четырёхстрочным стихом.



 

Рекомендуем:

  • Кацом Ченмо. Мачиг Лабдон. Перевод с тибетского Баира Очирова
    Кацом Ченмо это основной текст наставлений по практике Чод и является записью слов Мачиг Лабдон. В нем говорится о глубоком методе отсечения четырех демонов которое Мачиг Лабдон постигла как сущность практики Праджняпарамиты. Кацом Ченмо означает главный круг или цикл устных наставлений как практиковать Слово Будды, т.е, Праджняпарамиту.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека