Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Гухьясамаджа

Гухьясамаджа-тантра.


Гухьясамаджа (санскр. Guhyasamāja; тиб. Сангва Дюпа (gSang ba ‘dus pa‘i rgyud), или Сангдю (gsang ‘dus), букв. "Собрание Тайн", "Тайное Собрание")), полное имя – Гухъясамаджа Акшобхъяваджра. Второе имя "Акшобхъяваджра" указывает на то, что он считается эманацией дхьяни-будды Акшобхъи.

Гухьясамаджа, "владыка тантр", также идентифицируется с Адибуддой как его проявление и символизирует триединство тела, речи и мысли Адибудды.

Гухьясамаджа яыляется йидамом отцовской (тантра метода) ануттара-йога-тантры (санскр. anuttarayogatantra, букв. "непревзойдённая йогическая тантра"). В тантрических писаниях, попавших в Тибет с новыми переводами тантры, имеется множество текстов по Гухьясамадже, связанных с его тремя главными формами. Эти три формы таковы: Акшобхья Гухьясамаджа школы Арья; Манджушриваджра школы Джнянапады; Локешвара Гухьясамаджа, используемая в обоих упомянутых школах.

Практики, связанные с первой из форм, получили наибольшее распространение.


Описание йидама.

У Гухьясамаджи шесть рук, он сидит в позе лотоса на лунном диске, лежащем на лотосовом троне. У него три лица: центральное лицо – синего цвета, правое – белое, левое – красное. Три лица символизируют преобразование трёх ядов: привязанности, невежества (заблуждения), гнева (ненависти). Тело Гухьясамаджи тёмно-синего цвета. В объятиях его – супруга Спаршаваджра, с телом синего цвета. У неё также шесть рук, но одна голова. Гухьясамаджа и его супруга держат одни и те же символы – ваджру, колокольчик, меч, драгоценность, исполняющую задуманное, колесо Закона (дхармачакру) и лотос.



  
История Гухьясамаджа-тантры.

Гухьясамаджа-тантра – одна из самых ранних буддийских тантр. Установлено, что уже в III веке нашей эры была известна её письменная форма. С точки зрения буддологии, это самая ранняя Тантра. Наиболее близка к ней Гухьягарбаха-тантра – базовая тантра школы Ньингма.

Гухьясамаджа-тантра – единственная из тантр, которую Будда Шакьямуни проповедовал непосредственно людям. Индийский царь Индрабодхи обратился к Будде с просьбой дать ему такой метод Освобождения, чтобы он при этом не оставлял ни дел военачальника, ни семейных, ни заботы о народе царства. Бхагаван (Самый Почитаемый) чудесным образом превратился в форму Отца-Матери (Яб-Юм) Гухьясамаджи, сидящего в центре мандалы в окружении свиты из тридцати двух божеств и в таком виде изложил царю коренную тантру Гухьясамаджи.

История повествует, что во время проповеди Бхагавана, садовник царя Индрабодхи по имени Сараха, спрятавшись за цветочным кустом, всё слышал и обрёл посвящение в Тантру наравне с царём. Впоследствии Сараха написал первую садхану Гухьясамаджи – метод созерцания Гухьясамаджи.

В VIII веке Учитель Буддхагухья, ученик Буддхаджняны, прибыл в Тибет и поселился в окрестностях горы Кайлас (санскр. kailāsa). Сюда же прибыли направленные царём Тисонг Деценом тибетские послы. С этим событием связано первое упоминание о Гухьясамаджа-тантре в Тибете. В тот же период индиец Джнянагарбха из Ориссы контактировал с тибетскими переводчиками, например со знаменитым Каба Палцегом и также учил Гухьясамадже.

В школе Ньингма на раннем этапе развития Гухьясамаджа-тантра была одной из главных внутренних тантр наряду с Гухьягарбхой, а позже с Хеваджрой, Чакрасамварой и Калачакрой.
В период новых переводов тантр, Гухьясамаджу принёс в Тибет переводчик Лочен Ринчен Зангпо. Несколько ранее, около 1000 года, в Кхаме этой тантре долгое время учил пандита Смритиджняна, ученик Наропы. Другой ученик Наропы, знаменитый переводчик Марпа (1012-1097г), обучавшийся семнадцать лет в Наланде и Викрамашиле, принёс в Центральный Тибет не только линию Шести Йог Наропы и традицию Махамудры, но и все тантры новой школы, в том числе и Гухьясамаджу.

В традиции Сарма со времён Атиши была введена четверичная система классификации тантр: крия-йога, чарья-йога, йога-тантра и ануттара-йога-тантра. К ануттара-йога-тантрам относятся Ваджрабхайрава, Чакрасамвара, Хеваджра и единственная из четырёх ануттаратантр, относящихся к так называемым Отцовским Тантрам, в которых акцент смещён не в сторону интуитивного познания шуньяты, а к методу, Ясному Свету – Гухьясамаджа тантра.

Практика Гухьясамаджа-тантры была обязательной в новой Кадампе, основанной Чже Цонкапой (1357-1419г), эта школа впоследствии стала известна, как Гелугпа. Вместе с Ваджрабхайравой (Ямантака) и Чакрасамварой, Гухьясамаджа составляет гуру-йогу школы Гелуг, практику, известную как "тройной метод" (тиб. gSang-bDe-‘Jigs-gsum dang ‘brel-ba‘i Bla-ma‘i-rnal-‘byor mdor-bsdus bzhugs-so).

Тантра Гухьясамаджи практиковалась и в Каржуд. Каждая школа имела по нескольку линий преемственности той или иной Тантры.
В развёрнутых садханах обычно приводится так называмое римпа – линия преемственности учителей конкретной Тантры.

По линии преемственности Тантры Гухьясамаджи были; Великие Ачарьи Индии – Бхававивека (500-578 гг.) и Чандракирти (VII в.). Буддхаджняна (VII в.) был первым, кто, получив тантрийские посвящения из Уддияны от сиддха Лилаваджры и йогини Гуннери, установил изучение Гухьясамаджа-тантры в знаменитом буддийском монастыре Викрамашила. Позже среди известных пандитов Викрамашилы, кто учил Гухьясамадже, были Вагишваракирти, Ратнаваджра и Джнянашримитра. Гухьясамаджа-тантру практиковали и писали к ней комментарии также Джнянагарбха (VIII в.), Шакьямитра (XI в.) (современник сиддха Хумкары, Падмасамбхавы и Буддхагухьи), Абхаякарагупта (X-XII вв.)

В Гухьясамаджа-тантре подробно разработан метод достижения иллюзорного тела. Особой практикой этой тантры является йога иллюзорного тела (её также называют йогой ветра). Любое омрачение связано с тем или иным ветром в тонком теле человека, эти ветры омрачения сознания поддерживают сансарное существование. Ветры (санскр. prana, тиб. rlung) двигаются по особым каналам. В тонком теле человека существуют нади (санскр. nāḍī, тиб. rtsa) – энергетические каналы, среди них выделяют три главных канала: центральный, левый и правый. Посмотрите на три головы Гухьясамаджи, – выражения его лиц символизируют три фундаментальных энергии, протекающие по трём главным нади: энергию гнева, энергию невежества, энергию привязанности. Обычно движение ветра по левому и правому каналу связано с омрачениями невежества и гнева, эти загрязнения мешают свободному прохождению ветра. Когда ветер застревает в центральном канале, это связано с привязанностью. В центральном канале ветер преобразуется в тончайший вид энергии, который служит основой для постижения ясного света. Целью практики иллюзорного тела является обретение самбхогакаи, тела Чистого Мира Форм, и достижение состояния будды самбхогакаи.

Для практики иллюзорного тела необходимо специальное посвящение от ваджрного Учителя, которое называют тайным. Вероятно, это связано с именем Гухьясамаджи – "Собрание Тайн". Без посвящения от настоящего Учителя, без правильного понимания сути пути и без соответствующей подготовки ученика, практика тантры может принести много вреда.

Изображения Гухьясамаджи.
Мандала Гухьясамаджа-тантры:
19 Божеств Гухьясамаджа Манджуваджра как одна из семи Нор Мандал.
19 Божеств Гухьясамаджа Локешвара.
32 Божества Гухьясамаджа Акчобьяваджра как один из Семи Нор Мандал.
32 Божества Гухьясамаджа Акчобьяваджра как передано Марпой из Лхо-браг.
Садхана Гухьясамаджа-тантры:Осуществление Гухьясамаджи.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека