Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Сутта питака

Indriyabhavana sutta. Сутта о развитии чувств.

Sutta pitaka. Uparipaṇṇāsam. Majjhima nikāya 152. Перевод с пали Дмитрия А. Ивахненко.

Так я слышал: однажды Благословенный пребывал в Гаджангале, в бамбуковом лесу. И вот юноша Уттара, ученик Парасивии, подошёл к Благословенному; подойдя, он поздоровался. Поздоровавшись, обменявшись любезностями, он сел сбоку. И севшему сбоку юноше Уттаре, ученику Парасивии, Благословенный сказал так:
– Обучает ли, Уттара, брахман Парасивия учеников развитию чувств?
– Да, господин Готама, брахман Парасивия обучает учеников развитию чувств.
– И как же, Уттара, брахман Парасивия обучает учеников развитию чувств?
– При этом, господин Готама, не видишь глазом видимых форм, не слышишь ухом звуков, – вот как, досточтимый Готама, брахман Парасивия обучает учеников развитию чувств.
– В таком случае, Уттара, в соответствии со словами брахмана Парасивии, у слепого были бы развиты чувства, у глухого были бы развиты чувства. Ведь слепой, Уттара, не видит глазом видимых форм, а глухой не слышит ухом звуков.
При таких словах юноша Уттара, ученик Парасивии, замолк, смутился, поник плечами, опустил голову, опечаленный, и сидел, не зная, что ответить.
И увидев это, Благословенный обратился к досточтимому Ананде:
– Одно дело то, как брахман Парасивия обучает учеников развитию чувств, а другое, – как по Кодексу Благородных происходит несравненное развитие чувств.
– Сейчас, Благословенный, подходящее время, сейчас, Достигший Блага, подходящий случай для того, чтобы Благословенный обучил несравненному развитию чувств по Кодексу Благородных. Услышав от Благословенного, монахи запомнят это.
– Тогда слушай внимательно, Ананда; я расскажу.
– Да, досточтимый, – ответил Ананда.
Благословенный сказал:
– Каким же образом, Ананда, происходит несравненное развитие чувств по Кодексу Благородных?
При этом, Ананда, у монаха, когда он видит глазом форму, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он распознаёт это так: "Вот возникшая у меня приязнь, вот возникшая неприязнь, вот возникшая приязнь вместе с неприязнью. И это конструированное, грубое, взаимообусловленно-возникшее. Вот что умиротворённое, вот что возвышенное, – безмятежное наблюдение". У него прекращается та возникшая приязнь, та возникшая неприязнь, та возникшая приязнь вместе с неприязнью. Подобно тому, Ананда, как имеющий глаза человек, открыв глаза, может их закрыть, или закрыв глаза, может их открыть, – аналогично, Ананда, настолько же быстро, скоро и легко какая угодно возникшая приязнь, или возникшая неприязнь, или возникшая приязнь вместе с неприязнью, прекращается, и устанавливается безмятежное наблюдение. Вот что, Ананда, называется по Кодексу Благородных несравненным развитием чувств по отношению к видимым формам, сознаваемым глазом.
Кроме того, Ананда, у монаха, когда он слышит ухом звук, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он распознаёт это так: "Вот возникшая у меня приязнь, вот возникшая неприязнь, вот возникшая приязнь вместе с неприязнью. И это конструированное, грубое, взаимообусловленно-возникшее. Вот что умиротворённое, вот что возвышенное, – безмятежное наблюдение". У него прекращается та возникшая приязнь, та возникшая неприязнь, та возникшая приязнь вместе с неприязнью. Подобно тому, Ананда, как сильный человек может без труда щёлкнуть пальцами, – аналогично, Ананда, настолько же быстро, скоро и легко какая угодно возникшая приязнь, или возникшая неприязнь, или возникшая приязнь вместе с неприязнью, прекращается, и устанавливается безмятежное наблюдение. Вот что, Ананда, называется по Кодексу Благородных несравненным развитием чувств по отношению к звукам, слышимым ухом.
Кроме того, Ананда, у монаха, когда он обоняет носом запах, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он распознаёт это так: "Вот возникшая у меня приязнь, вот возникшая неприязнь, вот возникшая приязнь вместе с неприязнью. И это конструированное, грубое, взаимообусловленно-возникшее. Вот что умиротворённое, вот что возвышенное, – безмятежное наблюдение". У него прекращается та возникшая приязнь, та возникшая неприязнь, та возникшая приязнь вместе с неприязнью. Подобно тому, Ананда, как со слегка наклонённого листа лотоса скатываются, не оставаясь, капли воды, – аналогично, Ананда, настолько же быстро, скоро и легко какая угодно возникшая приязнь, или возникшая неприязнь, или возникшая приязнь вместе с неприязнью, прекращается, и устанавливается безмятежное наблюдение. Вот что, Ананда, называется по Кодексу Благородных несравненным развитием чувств по отношению к запахам, обоняемым носом.
Кроме того, Ананда, у монаха, когда он чувствует языком вкус, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он распознаёт это так: "Вот возникшая у меня приязнь, вот возникшая неприязнь, вот возникшая приязнь вместе с неприязнью. И это конструированное, грубое, взаимообусловленно-возникшее. Вот что умиротворённое, вот что возвышенное, – безмятежное наблюдение". У него прекращается та возникшая приязнь, та возникшая неприязнь, та возникшая приязнь вместе с неприязнью. Подобно тому, Ананда, как сильный человек может, скопив на кончике языка шарик слюны, без труда выплюнуть его, – аналогично, Ананда, настолько же быстро, скоро и легко какая угодно возникшая приязнь, или возникшая неприязнь, или возникшая приязнь вместе с неприязнью, прекращается, и устанавливается безмятежное наблюдение. Вот что, Ананда, называется по Кодексу Благородных несравненным развитием чувств по отношению к вкусам, чувствуемым языком.
Кроме того, Ананда, у монаха, когда он чувствует телом тактильное ощущение, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он распознаёт это так: "Вот возникшая у меня приязнь, вот возникшая неприязнь, вот возникшая приязнь вместе с неприязнью. И это конструированное, грубое, взаимообусловленно-возникшее. Вот что умиротворённое, вот что возвышенное, – безмятежное наблюдение". У него прекращается та возникшая приязнь, та возникшая неприязнь, та возникшая приязнь вместе с неприязнью. Подобно тому, Ананда, как сильный человек может вытянуть вперед согнутую руку, или согнуть вытянутую, – аналогично, Ананда, настолько же быстро, скоро и легко какая угодно возникшая приязнь, или возникшая неприязнь, или возникшая приязнь вместе с неприязнью, прекращается, и устанавливается безмятежное наблюдение. Вот что, Ананда, называется по Кодексу Благородных несравненным развитием чувств по отношению к тактильным ощущениям, чувствуемым телом.
Кроме того, Ананда, у монаха, когда он сознаёт интеллектом идею, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он распознаёт это так: "Вот возникшая у меня приязнь, вот возникшая неприязнь, вот возникшая приязнь вместе с неприязнью. И это конструированное, грубое, взаимообусловленно-возникшее. Вот что умиротворённое, вот что возвышенное, – безмятежное наблюдение". У него прекращается та возникшая приязнь, та возникшая неприязнь, та возникшая приязнь вместе с неприязнью. Подобно тому, Ананда, как если бы сильный человек бросил бы на раскалённую за день железную сковородку две-три капли воды. Медленно, Ананда, упали бы эти капли, но мгновенно исчезли бы и израсходовались, – аналогично, Ананда, настолько же быстро, скоро и легко какая угодно возникшая приязнь, или возникшая неприязнь, или возникшая приязнь вместе с неприязнью, прекращается, и устанавливается безмятежное наблюдение. Вот что, Ананда, называется по Кодексу Благородных несравненным развитием чувств по отношению к идеям, сознаваемым интеллектом.
Вот как, Ананда, происходит несравненное развитие чувств по Кодексу Благородных.
И каким образом, Ананда, ведёт себя учащийся, вступивший на Путь?
При этом, Ананда, у монаха, когда он видит глазом форму, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он расстраивается, стыдится и смущается возникшей приязни, возникшей неприязни, возникшей приязни вместе с неприязнью.
Когда он слышит ухом звук, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он расстраивается, стыдится и смущается возникшей приязни, возникшей неприязни, возникшей приязни вместе с неприязнью.
Когда он обоняет носом запах, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он расстраивается, стыдится и смущается возникшей приязни, возникшей неприязни, возникшей приязни вместе с неприязнью.
Когда он чувствует языком вкус, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он расстраивается, стыдится и смущается возникшей приязни, возникшей неприязни, возникшей приязни вместе с неприязнью.
Когда он чувствует телом тактильное ощущение, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он расстраивается, стыдится и смущается возникшей приязни, возникшей неприязни, возникшей приязни вместе с неприязнью.
Когда он сознаёт интеллектом идею, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью. Он расстраивается, стыдится и смущается возникшей приязни, возникшей неприязни, возникшей приязни вместе с неприязнью.
Вот каким образом, Ананда, ведёт себя учащийся, вступивший на Путь.
А каким образом, Ананда, ведёт себя Благородный с развитыми чувствами?
При этом, Ананда, у монаха, когда он видит глазом форму, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью.
Он, если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному и привлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному и непривлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Отбросив как непривлекательное, так и привлекательное, буду сохранять безмятежное наблюдение, памятование и осознанность", сохраняет безмятежное наблюдение, памятование и осознанность по отношению к этому.
Кроме того, Ананда, у монаха, когда он слышит ухом звук, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью.
Он, если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному и привлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному и непривлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Отбросив как непривлекательное, так и привлекательное, буду сохранять безмятежное наблюдение, памятование и осознанность", сохраняет безмятежное наблюдение, памятование и осознанность по отношению к этому.
Кроме того, Ананда, у монаха, когда он обоняет носом запах, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью.
Он, если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному и привлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному и непривлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Отбросив как непривлекательное, так и привлекательное, буду сохранять безмятежное наблюдение, памятование и осознанность", сохраняет безмятежное наблюдение, памятование и осознанность по отношению к этому.
Кроме того, Ананда, у монаха, когда он чувствует языком вкус, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью.
Он, если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному и привлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному и непривлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Отбросив как непривлекательное, так и привлекательное, буду сохранять безмятежное наблюдение, памятование и осознанность", сохраняет безмятежное наблюдение, памятование и осознанность по отношению к этому.
Кроме того, Ананда, у монаха, когда он чувствует телом тактильное ощущение, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью.
Он, если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному и привлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному и непривлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Отбросив как непривлекательное, так и привлекательное, буду сохранять безмятежное наблюдение, памятование и осознанность", сохраняет безмятежное наблюдение, памятование и осознанность по отношению к этому.
Кроме того, Ананда, у монаха, когда он сознаёт интеллектом идею, возникает приязнь, возникает неприязнь, возникает приязнь вместе с неприязнью.
Он, если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию привлекательного по отношению к непривлекательному и привлекательному", сохраняет апперцепцию привлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Буду сохранять апперцепцию непривлекательного по отношению к привлекательному и непривлекательному", сохраняет апперцепцию непривлекательного по отношению к этому.
Если пожелает: "Отбросив как непривлекательное, так и привлекательное, буду сохранять безмятежное наблюдение, памятование и осознанность", сохраняет безмятежное наблюдение, памятование и осознанность по отношению к этому.
Вот каким образом, Ананда, ведёт себя Благородный с развитыми чувствами.
Итак, Ананда, преподано мной несравненное развитие чувств по Кодексу Благородных, преподано поведение учащегося, вступившего на Путь, преподано поведение Благородного с развитыми чувствами. Что должен был сделать сострадательный учитель, желающий добра ученикам, из сочувствия к ним, – то я сделал для вас. Вот, Ананда, подножия деревьев, вот пустующие дома. Созерцайте, Ананда, не будьте беспечны, чтобы вы потом не пожалели об этом. Таков вам наш наказ.
Так сказал Благословенный. Удовлетворённый, Ананда восхитился сказанным Благословенным.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека