Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Сутта питака

Рассказ о посвящении Сарипутты и Моггаланы (отрывок).

Sāriputta-moggallāna-pabbajjā kathā. Vinay pitaka. Khandhaka. Mahā vagga I.23, 5.


В то время в Раджагахе жил странник Санджая с большой общиной странников – которых было 250. И тогда Сарипутта и Моггалана практиковали святую жизнь под руководством Санджаи. Они пообещали друг другу: "Кто из нас первым достигнет "Бессмертное", расскажет о том другому".

Почтенный Ассаджи, встав рано утром, надев свою накидку и взяв чашу для подаяний, вошёл в Раджагаху, собирая подаяние. Наполненный достоинством в том, как он приближался и удалялся, смотрел прямо и назад, сгибал и вытягивал свою руку, он шёл, опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Странник Сарипутта увидел, как почтенный Ассаджи вошёл в Раджагаху, собирая подаяние. Наполненный достоинством, ... опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Когда он увидел его, к нему пришла мысль: "Очевидно, что это один из тех людей на земле, кто достиг архатства или встал на путь архатства. Что, если я подойду к нему и спрошу его: "Чьим путём ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чьё учение тебя радует?"
Но тогда странник Сарипутта подумал: "Это неподходящее время, чтобы задавать ему вопросы. Он идёт за подаянием в город. Что, если я последую за этим монахом, который нашёл путь для тех, кто ищет?"
Тогда почтенный Ассаджи, пройдя по Раджагахе в поисках подаяния, ушёл, собрав полученное подаяние. Странник Сарипутта подошёл к нему, обменялся дружественными приветствиями, и завязал вежливый разговор, стоя сбоку от него. Стоя там, он спросил: "Твой ум светел, мой друг, ты выглядишь чистым и свежим. "Чьим путём ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чьё учение тебя радует?"
"Есть, мой друг, великий мудрец, Сакьямуни, вышедший из рода Сакья. Я следую путём этого Благословенного. Он – мой учитель. Учение Благословенного меня радует".
"А в чём состоит учение твоего учителя? Что он провозглашает?"
"Я новичок, мой друг, недавно посвящённый, я только в последнее время пришёл к этому учению и дисциплине. Я не могу подробно объяснить это учение, могу лишь вкратце объяснить суть".
Тогда странник Сарипутта сказал почтенному Ассаджи:
"Ты можешь говорить много или мало,
но расскажи мне именно суть.
Именно суть мне и нужна.
Какой смысл в лишнем красноречии?"

Тогда почтенный Ассаджи дал такое объяснение Дхармы страннику Сарипутте:
"Тех явлений, которые порождены причиной,
рассказал Татхагата причину,
А также каково их прекращение, –
вот что исповедует великий аскет".

Когда странник Сарипутта услышал это объяснение Дхармы, к нему пришло безукоризненное, безупречное видение Дхаммы: "Всё, что подвержено возникновению, подвержено прекращению".
"Если даже это вся Дхарма,
то ты постиг беспечальное (аcока) состояние,
незамеченное, упускаемое (нами)
несметное число эр".

Тогда странник Сарипутта пошёл туда, где находился странник Моггалана. Странник Моггалана увидел, как он приближается издали, и увидев его, сказал: "Друг мой, твой ум светел; ты выглядишь чистым и свежим. Может быть, ты достиг ‘Бессмертное‘?"
"Да, мой друг, я достиг ‘Бессмертное‘".
"Но как, мой друг, ты достиг ‘Бессмертное‘?"
Только что, друг, я увидел, как почтенный Ассаджи вошёл в Раджагаху, собирая подаяние. Наполненный достоинством в том, как он приближался и удалялся, смотрел прямо и назад, сгибал и вытягивал свою руку, он шёл, опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Когда я увидел его, ко мне пришла мысль: "Очевидно, что это один из тех людей на земле, кто достиг архатства или встал на путь архатства. Что, если я подойду к нему и спрошу его: "Чьим путём ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чьё учение тебя радует?"
Но тогда я подумал: "Это неподходящее время, чтобы задавать ему вопросы. Он идёт за подаянием в город. Что, если я последую за этим монахом, который нашёл путь для тех, кто ищет?"
Тогда почтенный Ассаджи, пройдя по Раджагахе в поисках подаяния, ушёл, собрав полученное подаяние. Я подошёл к нему, обменялся дружественными приветствиями, и завязал вежливый разговор, стоя сбоку от него. Стоя там, я спросил: "Твой ум светел, мой друг, ты выглядишь чистым и свежим. "Чьим путём ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чьё учение тебя радует?"
"Есть, мой друг, великий мудрец, Сакьямуни, вышедший из рода Сакья. Я следую путём этого Благословенного. Он – мой учитель. Учение Благословенного меня радует".
"А в чём состоит учение твоего учителя? Что он провозглашает?"
"Я новичок, мой друг, недавно посвящённый, я только в последнее время пришёл к этому учению и дисциплине. Я не могу подробно объяснить это учение, могу лишь вкратце объяснить суть".
"Ты можешь говорить много или мало,
но расскажи мне именно суть.
Именно суть мне и нужна.
Какой смысл в лишнем красноречии?"

Тогда почтенный Ассаджи дал мне такое объяснение Дхармы:
"Тех явлений, которые порождены причиной,
рассказал Татхагата причину,
А также каково их прекращение, –
вот что исповедует великий аскет".

Когда странник Моггалана услышал это объяснение Дхармы, к нему пришло безукоризненное, безупречное видение Дхаммы: "Всё, что подвержено возникновению, подвержено прекращению".
"Если даже это вся Дхарма, то ты постиг беспечальное состояние, незамеченное, упускаемое (нами) несметное число эр".

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека