Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Сутта питака

Анапанасати Сутта . Наставление об осознавании дыхания.

Так я слышал:

    Однажды, когда Будда останавливался в Саватхи  в  Восточном  парке  со

многими  хорошо известными и продвинутыми учениками, включая Шарипутру,  Ма-

ха-Маудгальяну, Маха-Кашьяпу, Маха-Котхику, Маха-Каччаяну, Маха-Чунду, Ани-

руддху, Ревату и Ананду, старшие монахи в общине старательно обучали  мона-

хов не знавших эту практику. И имели различное количество учеников,  кто  -

десять, кто - двадцать, а некоторые тридцать и сорок. И, таким образом, мо-

нахи, ранее не знакомые с практикой, постепенно достигли большого успеха.

     Той ночью в полную луну была проведена Паварана (церемония) для то-

го, чтобы отметить конец уединения дождливого периода. Просветлённый  сидел

на открытом воздухе, и его ученики-монахи собрались  вокруг  него.  Оглядев

всех собравшихся, он начал говорить: "Благословенные  бхикшу,  мне  приятно

видеть плоды ваших усилий в практике и я знаю, что  вы  можете  иметь  даже

больший успех, и то чего вы не достигли, вы достигнете, и  то,  что  вы  не

реализовали, вы реализуете полностью. И для того, чтобы вас  поддержать,  я

останусь здесь до следующего полнолуния."

     И когда они услышали, что Владыка собирается остаться  в  Саватхи  ещё

один месяц, монахи со всей страны стали собираться, чтобы учиться  у  него.

Старшие, более продвинутые ученики, продолжали  наставлять  менее  осведом-

лённыя в практике ещё более старательно. Некоторые наставляли десять учени-

ков, некоторые - двадцать, некоторые - тридцать и сорок учеников. С их  по-

мощью новые монохи смогли постепенно продолжить своё совершенствование и  у

величить понимание. И когда  настало  следующее  полнолуние,  Просветлённый

стал на открытом воздухе и, оглядев присутствующих, начал  говорить:  "Бла-

гословенные бхикшу, наша община чиста и хороша. В своём сердце она без  бо-

лезней и хвастливой болтовни и пэтому она заслуживает принятия подношений и

увеличения своих заслуг. Такая община редка, и любой странствующий,  ищущий

её, не важно, каким образам, найдёт её ценной.

     О, бхикшу, есть бхикшу на этом собрании, которые уже реализовали  Плод

Святости, разрушив все корни несчастий, отложив в сторону все ноши и  дос-

тигнув Совершенной Мудрости и Освобождения. Есть такие бхикшу, кто уже об-

резал первые пять пут и реализавал Плод Невозвращения  в  круг  рождения  и

смерти. Есть также и те, кто отбросил первые три  путы  и  реализовал  Плод

Единожды-возврашения. Они обрезали корни жадности, ненависти и невежества,

и им нужно будет вернуться в круг рождения и смерти ещё лишь один раз. Есть

также и те, кто отбросил три путы и достиг Плода Вступления-в-поток,  нап-

равляясь постепенно к просветлённому состоянию. Есть также те, кто  практи-

кует Четыре Правильных Усилия, и те кто практикует Четыре Основы Сверхсил.

Есть также и те, кто практикует Пять Способностей, те, кто практикует  Пять

Сил, кто практикует Семь аспектов Пробуждения и те, кто  практикует  Благо-

родный Восьмеричный Путь. Есть также и те, кто практикует Четыре Безмерных

Состояния, и те , кто практикует Десять Созерцаний Бренности. Есть также

бхикшу, уже практикующие Полное Осознавание Дыхания".

 

 

                              Часть 2.

 

     "О бхикшу, метод полного осознавания дыхания,  если  практиковать  его

постоянно, даст большую награду и принесёт большую пльзу.  Это  приведёт  к

успеху в практике Четырёх Основ Осознавания. Если метод четврёх основ осоз-

навания практикуется постоянно, это  приведёт  к  успеху  в  практике  Семи

Аспектов Просветления. Если развиты Семь Аспектов  Просветления  и   практи-

куются постоянно, то это приведёт к Совершенной Мудрости и Освобождению Ума.

     Что же это за путь развития и  постоянной  практики  -  метод  Полного

Осознавания Дыхания, который ведёт к награде и даёт  большую  пользу?  Это,

бхикшу, как если бы практикующий шёл через лес и, если под  деревом  или  в

другом пустынном месте, сел бы неподвижно в позу лотоса, держа тело  совер-

шенно прямым. Вдыхая, он знает, что вдыхает и, выдыхая он знает, что  выды-

хает".

     1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: "Я вдыхаю длинным  вдохом".  Выды-

хая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю длинным выдохом". Так он  практи-

кует.

     2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: " Я вдыхаю коротким вдохом".  Вы-

дыхая коротким выдохом, он знает: "Я  выдыхаю  коротким  выдохом".  Так  он

практикует.

     3. "Я вдыхаю и осознаю всё моё тело.  Я  выдыхаю  и  осознаю  всё  моё

тело". Так практикует он.

     4. "Я вдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным. Я  выдыхаю,  и

всё моё тело становится тихим и мирным." Так практикует он.

     5. "Я вдыхаю и чувствую радость (пити). Я выдыхаю и чувствую радость".

Так практикует он.

     6. "Я  вдыхаю  и  чувствую  счастье  (сукха).  Я  выдыхаю  и  чувствую

счастье." Так практикует он.

     7. "Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю  ак-

тивность ума во мне." Так практикует он.

     8. "Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и к миру. Я  выды-

хаю и привожу активность ума во мне к покою и к миру". Так практикует он.

     9. "Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум".Так практи-

кует он.

     10. "Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я  выдыхаю  и  делаю

мой ум счастливым и мирным". Так практикует он.

     11. "Я вдыхаю и сосредотачиваю мой ум. Я выдыхаю и сосредотачиваю  мой

ум". Так практикует он.

     12. "Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум".  Так

практикует он.

     13. "Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм.  Я  выдыхаю  и

наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Так практикует он.

     14. "Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю  и  наблю-

даю исчезновение всех дхарм". Так практикует он.

     15. "Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобожде-

ние". Так практикует он.

     16. "Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю остав-

ление всего". Так практикует он.

     Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если оно развивается и  прак-

тикуется постоянно в соответствии  с  этими  наставлениями,  будет  вознаг-

раждён сторицей и получит большую пользу.

 

                          Часть 3.

     Каким образом следует развивать и постоянно практиковать Полное  Осоз-

навание Дыхания, чтобы была польза в практике Четырёх Основ Осознавания?

     "Когда практикующий вдыхает или выдыхает длинным или короткм дыханием,

осознавая своё дыхание или всё своё тело, или осознавая,  что  он  приводит

всё своё тело к покою и миру, ясно осознавая своё состояние,  которое  выше

привязанности или отвращения к этой жизни, в этом случае дыхание  с  полным

осознаванием относится к первому Основанию Осознанности, а именно - к телу.

     Когда практикующий вдыхает и выдыхает с осознаванием ума или,  приводя

ум к спокойствию и миру, для того, чтобы собрать ум в сосредоточении и  ос-

вободить его, в этот момент он мирно прибывает  в  наблюдении  ума  в  уме,

упорно, полностью осознанно. Ясно понимает своё состояние, выйдя за  преде-

лы всех привязанностей и отвращений в этой жизни. Без  полного  осознавания

дыхания не может быть развития Ясности и Прозрения (санскр. шаматхи  и  ви-

пашьяны).

     Когда практикующий вдыхает или выдыхает и созерцает непостоянство  или

исчезновение всех дхарм, или освобождение или оставление всего, в этот  мо-

мент он мирно пребывает в осознавании объектов  ума,  настойчиво  полностью

осознавая, ясно понимая своё состояние, выйдя за пределы всех  привязаннос-

тей и отвращений в этой жизни.

     Практика Полного Осознавания Дыхания, если она развивается  и  практи-

куется постоянно, приведёт к совершенству Четырёх Основ Осознаности."

 

 

                           Часть 4.

 

     "Однако, если они развиты и практикуются, Четыре  Основы  Осознанности

приведут к свершенству пребывания в Семи Аспектах Просветления  (сапта-сам-

бодхьянгани). Каким же это образом?

     Если практикующий может непрырывно  поддерживать  практику  наблюдения

за телом в теле, за чувствами в чувствах, за умом в  уме,  настойчиво  пол-

ностью осознавая, ясно понимая своё состояние, выйдя за пределы всех привя-

занностей и отвращений в этой жизни с равной, прочной и невозмутимой сосре-

доточенностью, он достигнет первого аспекта Просветления, а именно - Полно-

го Внимания (смрити). Когда же этот аспект развит,это приведёт к  совершен-

ству.

     Когда практикующий может прибывать в сосредоточении без перерыва и мо-

жет исследовать каждую дхарму, каждый объект ума, который поднимается, тог-

да второй аспект Просветления будет зарождён и развит в нём - аспект Иссле-

дования Дхарм (дхарма-вичарья). Когда же этот аспект развит, это приведёт  к

совершенству.

     Когда практикующий может наблюдать и исследовать каждую дхарму  непре-

рывно, упорно и настойчиво, не отвлекаясь, третий аспект  Просветления  бу-

дет зарождён в нём - аспект Энергичности (вирья). Когда же этот  фак-

тор развит, это приведёт к совершенству.

     Когда практикующий достиг стабильного, нерушимого пребывания в практи-

ке, четвёртый аспект Просветления будет зарождён и развит в  нём  -  аспект

Восторга (пити), который за пределами этого мира. Когда же этот аспект раз-

вит, это приведёт к совершенству.

     Когда практикующий может пребывать в  ничем  не  нарушаемом  состоянии

Восторга, он наполнит свой ум безмятежностью и миром. С этого  момента  пя-

тый аспект Просветления будет зарождён в нём - аспект Безмятежности  (праш-

рабдхи). Когда же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.

     Когда тело и ум легки и пребывают в  мире,  практикующий  может  легко

войти в сосредоточение. С этого момента шестой  аспект  Просветления  будет

зарождён и развит в нём - аспект Сосредоточения (самадхи).  Когда  же  этот

аспект развит это приведёт к совершенству.

     Когда практикующий пркбывает в глубоком покое, он отсекает  различение

и сравнение. С этого момента реализован и развит в нём седьмой аспект Прос-

ветления - аспект Равностности (упекша). Когда же этот аспект  развит,  это

приведёт к совершенству.

     Так, если Четыре Основания  Осознанности  развиваются  и  практикуются

постоянно, то будет достигнуто совершенное пребывание в Семи Аспектах Прос-

ветления".

 

                         Часть 5

      "И как же Семь Аспектов Просветления, если они развиваются и  практи-

куются постоянно, будут вести к совершенному достижению, истинному понима-

нию и полному Освобождению?

     Если практикующий следует пути Семи Аспектов Просветления, живя в  ти-

хом уединении, наблюдая и созерцая затухание  дхарм,  он  разовьёт  способ-

ность оставления всего. Это будет результатом следования Пути  Семи  Аспек-

тов Просветления и приведёт к совершенному достижению, истинному  пониманию

и полному Освобождению".

 

                         Часть 6

     Это есть то, что сказал Просветлённый, и все собравшиеся выразили вос-

хищение и благодарность, услышав Его Учение.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека