Библиотека
Сутта питака
Анапанасати Сутта . Наставление об осознавании дыхания.
Так я слышал:Однажды, когда Будда останавливался в Саватхи в Восточном парке со
многими хорошо известными и продвинутыми учениками, включая Шарипутру, Ма-
ха-Маудгальяну, Маха-Кашьяпу, Маха-Котхику, Маха-Каччаяну, Маха-Чунду, Ани-
руддху, Ревату и Ананду, старшие монахи в общине старательно обучали мона-
хов не знавших эту практику. И имели различное количество учеников, кто -
десять, кто - двадцать, а некоторые тридцать и сорок. И, таким образом, мо-
нахи, ранее не знакомые с практикой, постепенно достигли большого успеха.
Той ночью в полную луну была проведена Паварана (церемония) для то-
го, чтобы отметить конец уединения дождливого периода. Просветлённый сидел
на открытом воздухе, и его ученики-монахи собрались вокруг него. Оглядев
всех собравшихся, он начал говорить: "Благословенные бхикшу, мне приятно
видеть плоды ваших усилий в практике и я знаю, что вы можете иметь даже
больший успех, и то чего вы не достигли, вы достигнете, и то, что вы не
реализовали, вы реализуете полностью. И для того, чтобы вас поддержать, я
останусь здесь до следующего полнолуния."
И когда они услышали, что Владыка собирается остаться в Саватхи ещё
один месяц, монахи со всей страны стали собираться, чтобы учиться у него.
Старшие, более продвинутые ученики, продолжали наставлять менее осведом-
лённыя в практике ещё более старательно. Некоторые наставляли десять учени-
ков, некоторые - двадцать, некоторые - тридцать и сорок учеников. С их по-
мощью новые монохи смогли постепенно продолжить своё совершенствование и у
величить понимание. И когда настало следующее полнолуние, Просветлённый
стал на открытом воздухе и, оглядев присутствующих, начал говорить: "Бла-
гословенные бхикшу, наша община чиста и хороша. В своём сердце она без бо-
лезней и хвастливой болтовни и пэтому она заслуживает принятия подношений и
увеличения своих заслуг. Такая община редка, и любой странствующий, ищущий
её, не важно, каким образам, найдёт её ценной.
О, бхикшу, есть бхикшу на этом собрании, которые уже реализовали Плод
Святости, разрушив все корни несчастий, отложив в сторону все ноши и дос-
тигнув Совершенной Мудрости и Освобождения. Есть такие бхикшу, кто уже об-
резал первые пять пут и реализавал Плод Невозвращения в круг рождения и
смерти. Есть также и те, кто отбросил первые три путы и реализовал Плод
Единожды-возврашения. Они обрезали корни жадности, ненависти и невежества,
и им нужно будет вернуться в круг рождения и смерти ещё лишь один раз. Есть
также и те, кто отбросил три путы и достиг Плода Вступления-в-поток, нап-
равляясь постепенно к просветлённому состоянию. Есть также те, кто практи-
кует Четыре Правильных Усилия, и те кто практикует Четыре Основы Сверхсил.
Есть также и те, кто практикует Пять Способностей, те, кто практикует Пять
Сил, кто практикует Семь аспектов Пробуждения и те, кто практикует Благо-
родный Восьмеричный Путь. Есть также и те, кто практикует Четыре Безмерных
Состояния, и те , кто практикует Десять Созерцаний Бренности. Есть также
бхикшу, уже практикующие Полное Осознавание Дыхания".
Часть 2.
"О бхикшу, метод полного осознавания дыхания, если практиковать его
постоянно, даст большую награду и принесёт большую пльзу. Это приведёт к
успеху в практике Четырёх Основ Осознавания. Если метод четврёх основ осоз-
навания практикуется постоянно, это приведёт к успеху в практике Семи
Аспектов Просветления. Если развиты Семь Аспектов Просветления и практи-
куются постоянно, то это приведёт к Совершенной Мудрости и Освобождению Ума.
Что же это за путь развития и постоянной практики - метод Полного
Осознавания Дыхания, который ведёт к награде и даёт большую пользу? Это,
бхикшу, как если бы практикующий шёл через лес и, если под деревом или в
другом пустынном месте, сел бы неподвижно в позу лотоса, держа тело совер-
шенно прямым. Вдыхая, он знает, что вдыхает и, выдыхая он знает, что выды-
хает".
1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: "Я вдыхаю длинным вдохом". Выды-
хая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю длинным выдохом". Так он практи-
кует.
2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: " Я вдыхаю коротким вдохом". Вы-
дыхая коротким выдохом, он знает: "Я выдыхаю коротким выдохом". Так он
практикует.
3. "Я вдыхаю и осознаю всё моё тело. Я выдыхаю и осознаю всё моё
тело". Так практикует он.
4. "Я вдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и
всё моё тело становится тихим и мирным." Так практикует он.
5. "Я вдыхаю и чувствую радость (пити). Я выдыхаю и чувствую радость".
Так практикует он.
6. "Я вдыхаю и чувствую счастье (сукха). Я выдыхаю и чувствую
счастье." Так практикует он.
7. "Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю ак-
тивность ума во мне." Так практикует он.
8. "Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и к миру. Я выды-
хаю и привожу активность ума во мне к покою и к миру". Так практикует он.
9. "Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум".Так практи-
кует он.
10. "Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и делаю
мой ум счастливым и мирным". Так практикует он.
11. "Я вдыхаю и сосредотачиваю мой ум. Я выдыхаю и сосредотачиваю мой
ум". Так практикует он.
12. "Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум". Так
практикует он.
13. "Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю и
наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Так практикует он.
14. "Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблю-
даю исчезновение всех дхарм". Так практикует он.
15. "Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобожде-
ние". Так практикует он.
16. "Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю остав-
ление всего". Так практикует он.
Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если оно развивается и прак-
тикуется постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет вознаг-
раждён сторицей и получит большую пользу.
Часть 3.
Каким образом следует развивать и постоянно практиковать Полное Осоз-
навание Дыхания, чтобы была польза в практике Четырёх Основ Осознавания?
"Когда практикующий вдыхает или выдыхает длинным или короткм дыханием,
осознавая своё дыхание или всё своё тело, или осознавая, что он приводит
всё своё тело к покою и миру, ясно осознавая своё состояние, которое выше
привязанности или отвращения к этой жизни, в этом случае дыхание с полным
осознаванием относится к первому Основанию Осознанности, а именно - к телу.
Когда практикующий вдыхает и выдыхает с осознаванием ума или, приводя
ум к спокойствию и миру, для того, чтобы собрать ум в сосредоточении и ос-
вободить его, в этот момент он мирно прибывает в наблюдении ума в уме,
упорно, полностью осознанно. Ясно понимает своё состояние, выйдя за преде-
лы всех привязанностей и отвращений в этой жизни. Без полного осознавания
дыхания не может быть развития Ясности и Прозрения (санскр. шаматхи и ви-
пашьяны).
Когда практикующий вдыхает или выдыхает и созерцает непостоянство или
исчезновение всех дхарм, или освобождение или оставление всего, в этот мо-
мент он мирно пребывает в осознавании объектов ума, настойчиво полностью
осознавая, ясно понимая своё состояние, выйдя за пределы всех привязаннос-
тей и отвращений в этой жизни.
Практика Полного Осознавания Дыхания, если она развивается и практи-
куется постоянно, приведёт к совершенству Четырёх Основ Осознаности."
Часть 4.
"Однако, если они развиты и практикуются, Четыре Основы Осознанности
приведут к свершенству пребывания в Семи Аспектах Просветления (сапта-сам-
бодхьянгани). Каким же это образом?
Если практикующий может непрырывно поддерживать практику наблюдения
за телом в теле, за чувствами в чувствах, за умом в уме, настойчиво пол-
ностью осознавая, ясно понимая своё состояние, выйдя за пределы всех привя-
занностей и отвращений в этой жизни с равной, прочной и невозмутимой сосре-
доточенностью, он достигнет первого аспекта Просветления, а именно - Полно-
го Внимания (смрити). Когда же этот аспект развит,это приведёт к совершен-
ству.
Когда практикующий может прибывать в сосредоточении без перерыва и мо-
жет исследовать каждую дхарму, каждый объект ума, который поднимается, тог-
да второй аспект Просветления будет зарождён и развит в нём - аспект Иссле-
дования Дхарм (дхарма-вичарья). Когда же этот аспект развит, это приведёт к
совершенству.
Когда практикующий может наблюдать и исследовать каждую дхарму непре-
рывно, упорно и настойчиво, не отвлекаясь, третий аспект Просветления бу-
дет зарождён в нём - аспект Энергичности (вирья). Когда же этот фак-
тор развит, это приведёт к совершенству.
Когда практикующий достиг стабильного, нерушимого пребывания в практи-
ке, четвёртый аспект Просветления будет зарождён и развит в нём - аспект
Восторга (пити), который за пределами этого мира. Когда же этот аспект раз-
вит, это приведёт к совершенству.
Когда практикующий может пребывать в ничем не нарушаемом состоянии
Восторга, он наполнит свой ум безмятежностью и миром. С этого момента пя-
тый аспект Просветления будет зарождён в нём - аспект Безмятежности (праш-
рабдхи). Когда же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.
Когда тело и ум легки и пребывают в мире, практикующий может легко
войти в сосредоточение. С этого момента шестой аспект Просветления будет
зарождён и развит в нём - аспект Сосредоточения (самадхи). Когда же этот
аспект развит это приведёт к совершенству.
Когда практикующий пркбывает в глубоком покое, он отсекает различение
и сравнение. С этого момента реализован и развит в нём седьмой аспект Прос-
ветления - аспект Равностности (упекша). Когда же этот аспект развит, это
приведёт к совершенству.
Так, если Четыре Основания Осознанности развиваются и практикуются
постоянно, то будет достигнуто совершенное пребывание в Семи Аспектах Прос-
ветления".
Часть 5
"И как же Семь Аспектов Просветления, если они развиваются и практи-
куются постоянно, будут вести к совершенному достижению, истинному понима-
нию и полному Освобождению?
Если практикующий следует пути Семи Аспектов Просветления, живя в ти-
хом уединении, наблюдая и созерцая затухание дхарм, он разовьёт способ-
ность оставления всего. Это будет результатом следования Пути Семи Аспек-
тов Просветления и приведёт к совершенному достижению, истинному пониманию
и полному Освобождению".
Часть 6
Это есть то, что сказал Просветлённый, и все собравшиеся выразили вос-
хищение и благодарность, услышав Его Учение.