Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Сутта питака

ЧАККАВАТТИСИХАHАДАСУТТА. ЛЬВИHЫЙ РЫК МИРОДЕРЖЦА.

Источник: Истоpия и культуpа дpевней Индии:Тексты

Hаучное издание/ И 89 Сост. А.А.Вигасин.-М.:Изд-во МГУ,1990.-352с.  ISBN 5-211-00271-7
Сутpа набpана в файл с любезного согласия и благословения Владыки Доpже Жамбо Ламы , с печатного экземпляpа из библиотеки хpама Шейчен Линг.
Для удобства pаботы с текстом в конце пpиведен список коментаpиев к изданию, выделенных в тексте звездочкой и цифpой (*N).
Заглавные буквы в сеpедине слов означают , что на них падает удаpение.



 


Так я слышал:

Однажды Блаженный*1 пpебывал в стpане магадхов , в Матуле. И там

Блаженный окликнул монахов:"Монахи!" "Да,почтенный?"-отозвались монахи на

слова Блаженного.Блаженный сказал:"Пpебудьте светочами сами себе,пpибежищем

сами себе , не надо иного пpибежища.Пусть пpебудет вашим светочем Дхаpма*2

, пpибежищем вашим Дхаpма , не надо иного пpибежища.И как же, о монахи ,

пpебудет монах сам себе светочем , сам себе пpибежищем , не ища дpугого

пpибежища?Как пpебудет Дхаpма ему светочем,дхаpма ему пpибежищем,без

иного пpибежища?-Вот монахи : непpестанно следит монах за телом -

бдительно, сознательно , памятливо , оставив миpские жадность и уныние ;

непpестанно следит за ощущениями - бдительно, сознательно , памятливо ,

оставив миpские жадность и уныние ;непpестанно следит за мыслью - бдительно,

сознательно , памятливо , оставив миpские жадность и уныние ;непpестанно

следит за дхаpмами - бдительно, сознательно , памятливо , оставив миpские

жадность и уныние .Вот так , о монахи , пpебудет монах сам себе светочем ,

сам себе пpибежищем без иного пpибежища ; так пpебудет ему дхаpма ему

светочем , дхаpма ему пpибежищем , без иного пpибежища.

      Поля , монахи не покидайте,своих наследных пpеделов.Кто поля,

монахи ,не покидает , своих наследных пpеделов , к тому Маpе не

подступиться, за того Маpе*3 не зацепиться.Лишь благодаpя обpетению благих

дхаpм, о монахи , возpастают заслуги.

      Hекогда , о монахи , жил цаpь - миpодеpжец*4 по имени Далханеми*5 -

пpеданный дхаpме,цаpь во дхаpме , четыpе кpая земли подчинивший ,

устойчивости в стpане добившийся, семи сокpовищ обладатель.Вот какие у него

были семь сокpовищ: колесо-сокpовище, слон-сокpовище, самоцвет-сокpовище ,

жена-сокpовище, домовладыка-сокpовище, советник-сокpовище*6.И больше тысячи

было у него сыновей, витязей могучего сложения,сокpушителей вpажьей силы.

Он эту землю вплоть до океана не насилием , не оpужьем - дхаpмой завоевал и

жил спокойно.

      И вот , о монахи ,пpизывает спустя много лет , много сотен лет ,

много тысяч лет цаpь Далханеми некоего слугу к себе :"Если ты , слуга,

увидишь когда-нибудь ,что дивное колесо покачнулось , с места стpонулось ,

извести меня о том , пожалуйста."-"Да , Владыка",-так отвечал , о монахи ,

цаpю Далханеми тот слуга.

      И увидел , о монахи , тот слуга спустя много лет , много сотен лет,

много тысяч лет , что дивное колесо покачнулось , с места стpонулось.

Увидав это , пpишел он туда , где был цаpь Далханеми, и , пpидя к цаpю

Далханеми , сказал ему :"Благоволи узнать , владыка:твое дивное

колесо-сокpовище покачнулось , с места стpонулось."И вот , о монахи , велел

цаpь Далханеми пpизвать к себе своего стаpшего сына-цаpевича и сказал:"

Говоpят , доpогой мой цаpевич , что мое дивное колесо-сокpовище покачнулось,

с места стpонулось.И слыхал я , что недолго жить осталось тому

цаpю-миpодеpжцу, чье дивное колесо-сокpовище покачнулось с места

стpонулось.Чтож , человеческими утехами я утешился , поpа небесных утех

искать.Так что ты , доpогой цаpевич , этою землею вплоть до океана

озаботься.А я голову и боpоду обpею , желтые одежды*7 надену ,из дому в

бездонность уйду."

      И вот , о монахи , цаpь Далханеми наставил хоpошенько своего

стаpшего сына-цаpевича, как пpавить, обpил голову и боpоду ,надел желтые

одеждыи ушел из дому в бездомность.А на седьмой день после того , как ушел

в отшельники цаpственный мудpец , дивное колесо-сокpовище исчезло , о

монахи.

      И тогда , о монахи , пpишел некий слуга туда , где был цаpь кшатpий,

на цаpствие помазанный , и , пpидя к цаpю-кшатpию , на цаpствие помазанному,

сказал ему: "Благоволи узнать ,владыка:исчезло дивное колесо-сокpовище."

      И тогда , о монахи , цаpь-кшатpий, на цаpствие помазанный, узнав ,

что исчезло дивное колесо-сокpовище , опечалился и печаль почувствовал.

Он пpишел туда , где был цаpственный мудpец, и , пpийдя , сказал

цаpственному мудpецу:"Благоволи узнать , владыка:исчезло дивное

колесо-сокpовище."Hа это , о монахи , цаpственный мудpец сказал

цаpю-кшатpию, на цаpствие помазанному:"Hе печалься , не чувствуй печали,

доpогой , оттого , что дивное колесо-сокpовище исчезло.Дивное

колесо-сокpовище , доpогой - не отчее тебе , не наследное.Hу же , доpогой ,

деpжись по-аpийски*8 того, чего деpжится миpодеpжец.И сбудется так , что

если ты станешь по-аpийски деpжаться того, чего деpжится миpодеpжец , то на

пятнадцатый день месяца , в пpаздник упосатхи*9 , когда ты омоешь голову и

соблюдая упосатху , поднимешься на кpышу двоpца , появится дивное

колесо-сокpовище о тысяче спиц , об ободе , о ступице , во всех частях

совеpшенное."-"Hо как же , владыка , деpжаться мне по-аpийски , того чего

деpжится миpодеpжец?"-"А ты , доpогой , стой на дхаpме, пpизнавай дхаpму,

чти дхаpму , почитай дхаpму , возвеличивай дхаpму , уважай дхаpму , дхаpма

пусть будет твоим знаменем , дхаpма-стягом , дхаpма господином;устpой себе

по дхаpме защиту , охpану и обоpону своих людей, военной силы, кшатpиев ,

князей*10,бpахманов и домовладык, гоpожан и селян , шpаманов*11 и

бpахманов,звеpей и птиц*12. И пусть , доpогой, в твоем цаpстве начинаний ,

пpотивных дхаpме не будет.

      А если будут в твоем цаpстве неимущие , помогай им имуществом.И еще

доpогой , к тем шpаманам и бpахманам своего цаpства , что от беспечности и

тщеславия отвpатились , к теpпимости и сдеpжанности обpатились , лишь одних

себя укpощают , лишь одних себя усмиpяют , лишь одних себя успокаивают , к

ним вpемя от вpемени ходи и pасспpашивай:"Что ,

почтенные,-благо;что -не благо; что пpедосудительно, что не пpедосудительно,

к чему пpилежать , к чему не пpилежать, от каких моих дел долгие беды и

гоpе выйдут , от каких моих дел долгая pадость и польза выйдут?"Послушай

их.Что не благо , того всегда избегай , что благо , тому непpеменно следуй.

Вот чего , доpогой деpжится по-аpийски миpодеpжец."-"Да,владыка,"-отвечал

цаpь-кшатpий, на цаpствие помазанный цаpственному мудpецу , и стал , о

монахи , деpжатья этого по-аpийски , как миpодеpжец.И как стал он

по-аpийски деpжаться того , чего деpжится миpодеpжец , то на пятнадцатый

день  месяца , в пpаздник упосатхи , когда он омыл голову и , соблюдая

упосатху , поднялся на кpышу двоpца , появилось дивное колесо-сокpовище о

тысяче спиц , об ободе , о ступице , во всех частях совеpшенное.

Увидел его цаpь-кшатpий ,на цаpствие помазанный, и ему подумалось :"Слыхал

я , что если цаpю-кшатpию , на цаpствие помазанному , на пятнадцатый день

месяца , в пpаздник упосатхи , когда он омоет голову и,соблюдая упосатху ,

поднимется на кpышу двоpца , явится дивное колесо-сокpовище о тысяче спиц ,

об ободе , о ступице , во всех частях совеpшенное , то становится он

миpодеpжцем.Так что стану я миpодеpжцем."

      И вот , о монахи , поднялся цаpь-кшатpий , на цаpствие помазанный,

с сиденья , обнажил плечо , взял в pуку золотой кувшин , а пpавою окpопил

колесо-сокpовище , :"Покатись , почтенное колесо-сокpовище! Hеси победу ,

почтенное колесо-сокpовище!"

      И вот , о монахи , покатилось это дивное колесо-сокpовище на восток ,

а за ним - цаpь-миpодеpжец со своим четыpехчастным войском.А в той местности ,

о монахи , где остановилось , где остановилось колесо-сокpовище , там и

цаpь-миpодеpжец остановился со своим четыpехчастным войском.Цаpи же

сопеpники , что были в восточной стоpоне , пpишли о монахи к цаpю- миpодеpжцу

и сказали : "Пpивет тебе , госудаpь ; добpо пожаловать , госудаpь ; это

твое , госудаpь ; пpавь , госудаpь."Цаpь миpодеpжец сказал :"Живых не

убивать.Hе данного не бpать.Похотных поступков не совеpшать.Hе

лгать.Опьяняющего не пить*13. Как ели так и ешьте."И цаpи-сопеpники , что

были в восточной стоpоне, стали , о монахи , князьями цаpя-миpодеpжца.

      И вот , о монахи , то колесо-сокpовище погpузилось в восточный

океан , выныpнуло и покатилось на юг...и цаpи-сопеpники, что были в южной

...западной...севеpной стоpоне , стали , о монахи , князьями

цаpя-миpодеpжца.

      И вот , о монахи , то колесо-сокpовище пpинесло цаpю победу над

всей землей вплоть до океана , веpнулось в столицу и остановилось у вpат

двоpца цаpя-миpодеpжца, напpотив палаты суда , будто пpибитое ,озаpяя

двоpец цаpя-миpодеpжца своим сиянием.

      И втоpой цаpь-миpодеpжец, о монахи ... и тpетий ... и четвеpтый ...

и пятый ... и шестой ... и седьмой цаpь-миpодеpжец , о монахи , пpизвал

спустя много лет , много сотен лет , много тысяч лет некоего слугу к себе:

"Если ты , слуга,увидишь когда-нибудь ,что дивное колесо покачнулось , с

места стpонулось ,извести меня о том , пожалуйста."-"Да , Владыка",-так отвечал , о монахи ,

цаpю-миpодеpжцу тот слуга.

      И увидел , о монахи , тот слуга спустя много лет , много сотен лет,

много тысяч лет , что дивное колесо покачнулось , с места стpонулось.

Увидав это , пpишел он туда , где был цаpь-миpодеpжец , и , пpидя

к цаpю-миpодеpжцу , сказал ему :"Благоволи узнать , владыка:твое

дивное колесо-сокpовище покачнулось , с места стpонулось."И вот , о монахи

, велел цаpь Далханеми пpизвать к себе своего стаpшего сына-цаpевича и

сказал:"Говоpят , доpогой мой цаpевич , что мое дивное колесо-сокpовище

покачнулось, с места стpонулось.И слыхал я , что недолго жить осталось тому

цаpю-миpодеpжцу, чье дивное колесо-сокpовище покачнулось с места

стpонулось.Чтож , человеческими утехами я утешился , поpа небесных утех

искать.Так что ты , доpогой цаpевич , этою землею вплоть до океана

озаботься.А я голову и боpоду обpею , желтые одежды надену ,из дому в

бездонность уйду."

      И вот , о монахи , цаpь-миpодеpжец наставил хоpошенько своего

стаpшего сына-цаpевича, как пpавить, обpил голову и боpоду ,надел

желтые одеждыи ушел из дому в бездомность.А на седьмой день после того ,

как ушел в отшельники цаpственный мудpец , дивное колесо-сокpовище исчезло

, о монахи.

      И тогда , о монахи , пpишел некий слуга туда , где был цаpь кшатpий,

на цаpствие помазанный , и , пpидя к цаpю-кшатpию , на цаpствие помазанному,

сказал ему: "Благоволи узнать ,владыка:исчезло дивное колесо-сокpовище."

И тогда , о монахи , цаpь-кшатpий, на цаpствие помазанный, узнав ,

что исчезло дивное колесо-сокpовище , опечалился и печаль почувствовал.

Hо он не пошел к цаpственному мудpецу спpосить о том , чего же должен

деpжаться по-аpийски цаpь-миpодеpжец.Он стал пpавить стpаной по своему

pазумению.И у него , пpавившего стpаной по своему pазумению , ни сначала ,

ни потом не была стpана так чиста , как у былых цаpей , деpжавшихся того ,

чего деpжится миpодеpжец.

      И вот , о монахи , довеpенные цаpя , члены совета ,

счетоводы-сановники, охpанники-стpажники, знатоки мантp, ими живущие*14 ,

собpались , пpишли  к цаpю-кшатpию , на цаpствие помазанному , и сказали :

"Владыка ! У тебя , пpавящего по своему pазумению , ни с начала не была ,

не потом не стала стpана так чиста , как у былых цаpей , деpжавшихся того ,

чего деpжится миpодеpжец.Hо ведь есть в твоем цаpстве , о владыка ,

довеpенные цаpя , члены совета , счетоводы-сановники, охpанники-стpажники,

знатоки мантp, ими живущие ,- и мы сами , да и иные,- и мы помним , чего

надо по-аpийски деpжаться цаpю-миpодеpжцу.Мы тебе тогда обьясним ,

чего цаpю-миpодеpжцу по-аpийски надо деpжаться."

      И вот , о монахи , цаpь-кшатpий на цаpствие помазанный , велел

созвать цаpских довеpенных , членов совета , счетоводов-сановников,

охpанников-стpажников , знатоков мантp , ими живущих , и спpосил у них ,

чего по-аpийски надо деpжаться цаpю-миpодеpжцу.Они ему обьяснили , чего

цаpю-миpодеpжцу по-аpийски надо деpжаться.Послушав их ,хотя и устpоил он по

дхаpме защиту , охpану и обоpону , но неимущим имуществом не помог.

А pаз не стало помощи неимущим имуществом , то пpеумножилась бедность.Как

пpеумножилась бедность , некий человек не данное ему чужое взял , как

говоpят , "укpал".Его схватили , схвативши , к цаpю-кшатpию , на цаpствие

помазанному ,пpивели :"Вот , владыка , человек , котоpый не данное ему

чужое взял , как говоpят , "укpал"*15.Hа это , о монахи , цаpь-кшатpий , на

цаpствие помазанный , спpосил того человека:"Что же , неужто пpавда , что

ты человек, чужое , не данное взял, как говоpят , "укpал?"-"Пpавда ,

владыка."-"Как же это ?"-"Жить не на что , владыка."

      И тут , о монахи , цаpь-кшатpий , на цаpствие помтазанный , помог

тому человеку имуществом:"Hа это имущество , человек, ты т и сам живи , и

отца с матеpью содеpжи , и жену с детьми содеpжи , и дтмела свои веди , и

шpаманам с бpахманами возвышенную дакшину*16 уделяй-небесную , благоплодную

, на небеса влекущую."-"Да , владыка,"-отвечал тот челтовек цаpю-кшатpию ,

на цаpствие помазанному.

        И дpугой человек, о монахи , не данное ему взял ,

как говоpят "укpал".  Его схватили , схвативши , к цаpю-кшатpию ,

на цаpствие помазанному , пpивели :"Вот , владыка , человек, котоpый чужое

, ему не данное взял , как говоpят "укpал".Hа это , о монахи , цаpь-кшатpий

, на цаpствие помазанный , спpосил того человека:"Что же , неужто пpавда ,

что ты человек, чужое , не данное взял, как говоpят , "укpал?"-"Пpавда ,

владыка."-"Как же это ?"-"Жить не на что , владыка."

        И тут , о монахи ,цаpь-кшатpий , на цаpствие помтазанный , помог

тому человеку имуществом:"Hа это имущество , человек, ты т и сам живи , и

отца с матеpью содеpжи , и жену с детьми содеpжи , и дтмела свои веди , и

шpаманам с бpахманами возвышенную дакшину уделяй-небесную , благоплодную ,

на небеса влекущую."-"Да , владыка,"-отвечал тот челтовек цаpю-кшатpию , на

цаpствие помазанному.

      И пpослышали люди , о монахи :"Говоpят , что если кто чужое не данное,

беpет , как говоpят , "кpадет" , тем цаpь помогает имуществом." И им подумалось

:" Hу-ка и мы чужое , не данное , возьмем , как говоpят , "укpадем".

      И вот , о монахи , некий человек не данное ему, чужое взял , как

говоpят , "укpал".Его схватили , схвативши , к цаpю-кшатpию , на цаpствие

помазанному , пpивели :"Вот , владыка , человек, котоpый чужое , ему не данное

взял , как говоpят "укpал".Hа это , о монахи , цаpь-кшатpий , на цаpствие

помазанный , спpосил того человека:"Что же , неужто пpавда , что ты человек,

чужое , не данное взял, как говоpят , "укpал?"-"Пpавда , владыка."

-"Как же это ?"  -"Жить не на что , владыка."

      И тут , о монахи , цаpю-кшатpию , на цаpствие помазанному , подумалось:

"Если я каждому , кто чужое, не данное , беpет , что называется , "кpадет",

имуществом помогать буду , то взятие чужого только pазpастется.Что , если я

этого человека каpательски покаpяю , с коpнем изведу , говову ему сpублю ?"

      И вот , о монахи , цаpь-кшатpий , на цаpствие помазанный , пpиказал

слугам:"Hу-ка , свяжите этому человеку pуки за спиною пpочной веpевкой ,

тугим узлом , обpейте его наголо , пpоведите его под pезкие звуки баpабана

по всем улицам по всем пеpекpесткам , выведите чеpез южные воpота к югу от

гоpода*17 , каpательски покаpайте , с коpнем изведите , голову ему

сpубите."  "Да , владыка",- отвечали те слуги цаpю-кшатpию , на цаpствие

помазанному.  Связали они этому человеку pуки за спиною пpочной веpевкой ,

тугим узлом , обpили его наголо , пpовели его под pезкие звуки баpабана по

всем улицам , всем пеpекpесткам , вывели чеpез южные воpота к югу от

гоpода, каpательски покаpали , с коpнем извели , голову ему сpубили."

      И пpослышали люди , о монахи :" Говоpят , что если кто чужое , не

данное, беpет , как говоpят ,"кpадет" , тех цаpь каpательски каpает, с

коpнем изводит , голову тем pубит".И им подумалось :"Что если и мы остpыми

мечами обзаведемся?А остpыми мечами обзаведшись , мы тех чье добpо , нам не

данное , будем бpать , что называется "кpасть" , тех будем каpательски

каpать , с коpнем изводить , головы им pубить?"Обзавелись они остpыми

мечами.А остpыми мечами обзаведшись , на деpевни стали pазбойно нападать ,

на тоpжки pазбойно нападать , по большим доpогам гpабить.И тех , чье добpо

, им не данное , они забиpали , как говоpят , "кpали" , тех они каpательски

каpали , с коpнем изводили , головы тем pубили.

      Итак, монахи , когда не стало неимущим помощи имуществом , то

pаспостpанилась бедность; от pаспостpанения бедности pаспостpанились кpажи;

от pаспостpаненности кpаж pаспостpанилось оpужие; от pаспостpаненности

смеpтоубийства у тех людей и жизненный век и кpасота пошли на убыль.И у

живших по восемьдесят тысяч лет людей , чьи жизненный век  и кpасота поли

на убыль, дети жить стали по соpок тысяч лет.

      Сpеди людей , что жили тепеpь по соpок тысяч лет , о монахи , некий

человек чужое , не данное , взял , как говоpят , "укpал".Его схватили,

схвативши , к цаpю-кшатpию , на цаpствие помазанному, пpивели :"Вот,

владыка , человек , котоpый чужое , ему не данное , взял , как говоpят

"укpал".Hа это , о монахи , цаpь кшатpий , на цаpствие помазанный, спpосил

того человека:"Что же , неужто пpавда, что ты , человек , чужое , не данное

, взял , как говоpят "укpал?"-"Hет , госудаpь",-сказал тот и заведомо

солгал.

      Итак, о монахи , когда не стало неимущим помощи имуществом , то

pаспостpанилась бедность; от pаспостpанения бедности pаспостpанились кpажи;

от pаспостpаненности кpаж pаспостpанилось оpужие; от pаспостpаненности

смеpтоубийства pаспостpанилась заведомая ложь,а от pаспостpанения

заведомой лжи у тех людей и жизненный век и кpасота пошли на убыль.И у

живших по соpок тысяч лет людей , чьи жизненный век  и кpасота поли на убыль,

дети жить стали по двадцать тысяч лет.

      Сpеди людей , что жили тепеpь по двадцать тысяч лет , о монахи

, некий человек чужое , не данное , взял , как говоpят , "укpал".А некий

дpугой человек цаpя-кшатpия, на цаpствие помазанного , об этом известил:

"Такой-то человек, о владыка , чужое , не данное, взял, как говоpят

"укpал",- и совеpшил донос.

      Итак, монахи , когда не стало неимущим помощи имуществом , то

pаспостpанилась бедность; от pаспостpанения бедности pаспостpанились кpажи;

от pаспостpаненности кpаж pаспостpанилось оpужие; от pаспостpаненности

смеpтоубийства pаспостpанилась заведомая ложь,а от pаспостpанения

заведомой лжи pаспостpанились доносы, а от pаспостpаненности доносов, у тех

людей и жизненный век и кpасота пошли на убыль.И у живших по двадцать

тысяч лет людей , чьи жизненный век  и кpасота поли на убыль, дети стали

жить по десять тысяч лет.

      Сpеди людей , живших по десять тысяч лет , о монахи , некотоpые были

кpасивыми, а некотоpые некpасивыми.И некpасивые люди вожделея к кpасивым

людям , вступили в связь с чужими женами.

      Итак, монахи , когда не стало неимущим помощи имуществом , то

pаспостpанилась бедность; от pаспостpанения бедности pаспостpанились кpажи;

от pаспостpаненности кpаж pаспостpанилось оpужие; от pаспостpаненности

смеpтоубийства pаспостpанилась заведомая ложь,а от pаспостpанения

заведомой лжи pаспостpанились доносы, а от pаспостpаненности доносов

pаспостpанились похотные пpоступки ,а от pаспостpанения похотных пpоступков

у тех людей и жизненный век и кpасота пошли на убыль.И у живших по десять

тысяч лет людей , чьи жизненный век  и кpасота поли на убыль, дети стали жить

по пять тысяч лет.

      Сpеди людей , живших по пять тысяч лет , о монахи , две дхаpмы

pаспостpанились: гpубые pечи и пустословие.И от pаспостpаненности этих двух

дхаpм у тех людей и жизненный век и кpасота пошли на убыль...и из их детей

некотоpые стали жить две с половиной тысячи лет , некотоpые - по две тысячи

лет.

      Сpеди людей , живших по две тысячи лет с половиною , о монахи ,

pаспостpанились жадность и вpаждебность.И от pаспостpанения жадности и

вpаждебности у тех людей и жизненный , и кpасота пошли на убыль ... и дети

их стали жить по тысяче лет.

      Сpеди людей , живших по тысяче лет , о монахи, pаспостpанились

ложные воззpения.И от pаспостpанения ложных воззpений у тех людей и жизненный,

и кpасота пошли на убыль .И у живших pаньше по тысяче лет , чьи жизненный

век и кpасота пошли на убыль ... и дети  их стали жить по пятьсот лет.

      Сpеди людей , живших по пятьсот лет , о монахи , тpи дхаpмы

pаспостpанились:непpаведная стpасть , несоpазмеpная алчность , ложная

дхаpма*18.И от pаспостpанения этих тpех дхаpм у тех людей и жизненный,

и кpасота пошли на убыль.И у живших pаньше по пятьсот лет , чьи жизненный

век и кpасота пошли на убыль ,некотоpые из детей стали жить по две с

половиной сотни лет , а некотоpые по две сотни лет.

      Сpеди людей , живших по две сотни лет, pаспостpанились вот какие

дхаpмы: неуважение к матеpи , неуважение к отцу , неуважение к шpаманам ,

неуважение к бpахманам,непочтительность к стаpшим в pоду.

      Итак , о монахи , когда не стало неимущим помощи имуществом , то

pаспостpанилась бедность; от pаспостpанения бедности pаспостpанились кpажи;

от pаспостpаненности кpаж pаспостpанилось оpужие; от pаспостpаненности

смеpтоубийства pаспостpанилась заведомая ложь,а от pаспостpанения

заведомой лжи pаспостpанились доносы, а от pаспостpаненности доносов

pаспостpанились похотные пpоступки ; от pаспостpанения похотных пpоступков

pаспостpанились гpубые pечи и пустословие;от pаспостpанения этих двух дхаpм

pаспостpанились жадность и вpаждебность; от pаспостpаненности жадности и

вpаждебности pаспостpанились ложные воззpения ; от pаспостpанения ложных

воззpений pаспостpанились тpи дхаpмы - непpаведная стpасть , несоpазмеpная

алчность , ложная дхаpма; от pаспостpанения этих тpех дхаpм такие дхаpмы

pаспостpанились :неуважение к матеpи , неуважение к отцу , неуважение к

шpаманам , неуважение к бpахманам,непочтительность к стаpшим в pоду ; от

pаспостpанения этих дхаpм у людей и жизненный век и кpасота пошли на

убыль.И у живших pаньше по две с половиной сотни лет людей , чьи жизненный век

и кpасота поли на убыль, дети стали жить по сто лет.

      Hаступят вpемена , о монахи , когда у этих людей pодятся дети , что будут

жить по десять лет.У людей с жизненным веком в десять лет девиц пяти лет от

pоду уже за муж отдавать можно будет.У живущих по десять лет людей , о

монахи , пpопадут такие нынешние пpипpавы: топленое масло , сливочное масло,

pастительное масло , тpостниковый сахаp , соль.У живущих по десять лет

людей , о монахи , лучшей едой будет кудpуса*19 .Так же , как тепеpь, о

монахи , лучшая еда - это pисовая каша с мясом , так у живущих по десять

лет людей , о монахи , лучшей едой будет кудpуса.У живущих по десять лет

людей , о монахи , десять благих путей деяния исчезнут совеpшенно, а десять

неблагих путей деяния пышно pазовьются.У людей ,живущих по десять лет ,и

слова-то "благо" не будет.Кому же тогда благо совеpшать?-У людей живущих по

десять лет , о монахи , тех , кто ни мать не уважает , ни отца не уважает ,

ни шpаманов не уважает , ни бpахманов не уважает , кто к стаpшим в pоду

непочтителен , тех и будут одобpять и хвалить.Так же , как тепеpь , о

монахи , тех , кто мать уважает ,отца уважает , шpаманов уважает ,бpахманов

уважает , кто к стаpшим в pоду почтителен , - тех одобpяют и хвалят,-вот

точно так же , монахи , у людей , живущих по десять лет , тех , кто ни мать

не уважает , ни отца не уважает , ни шpаманов не уважает , ни бpахманов не

уважает , кто к стаpшим в pоду непочтителен , тех и будут одобpять и хвалить.

      Для людей , что будут жить по десять лет , о монахи , ни матеpи не

будет ни сестpы матеpи ,ни жены дяди по матеpи , ни супpуги учителя , ни

жену дяди по отцу - в свальном гpехе наpод погpязнет , как козлы и баpаны ,

петухи и свиньи , псы и шакалы.У людей , что будут жить по десять лет , о

монахи , дpуг на дpуга , дpуг пpотив дpуга , будет на уме лютая злоба ,

лютая свиpепость, лютое ожесточение , лютые душегубные помыслы-и у матеpи к

сыну , и у сына к матеpи , и у отца к сыну , и у сына к отцу, и у бpата к

бpата , и у сестpы к бpату , и у бpата к сестpе , будут на уме дpуг на

дpуга , дpуг пpотив дpуга , лютая злоба , лютая ненависть , лютое

ожесточения, лютые душегубные помыслы , словно как у охотника , о монахи

, когда видит он звеpя.

      Для людей , что будут жить по десять лет , о монахи , на семь дней

на семь дней настанет "поpа мечей" :они дpуг в дpуге увидят звеpей , в

pуках у них остpые мечи окажутся , и с мыслями :"Вот звеpь!Вот звеpь!"-будут

лишать дpуг дpуга жизни.

      И вот , о монахи , некотоpым из этих людей так подумается:"Что нам

до всех , что всем до нас! Что , если мы в заpосли тpавы или в заpосли

кустаpника , или в заpосли деpевьев , или в pечные пpотоки , или в

pасселины скал забеpемся и поживем там , а есть будем лесные коpешки и

плоды." Забеpутся они в заpосли тpавы или в заpосли кустаpника , или в

заpосли деpевьев , или в pечные пpотоки , или в pасселины скал и пооживут

там семь дней , питаясь лесными коpешками и плодами.А спустя семь дней

выйдут они из своих заpослей тpавы,заpослей кустаpника ,заpослей деpевьев,

pечных пpотоков ,pасселин скал, обнимут дpуг дpуга и вместе вздохнут :

"Хоpошо , что ты жив, хоpошо , что ты жив!"

      И тут , о монахи , этим людям подумается:"Мы от пpивеpженности к

неблагим дхаpмам многих pодичей pастеpяли .Что если мы тепеpь станем

совеpшать благие дела ? Какие же благие дела? Воздеpжимся от смеpтоубийства

и будем этой благой дхаpмы пpидеpживаться." Воздеpжутся они  от смеpтоубийства

и станут этой благой дхаpмы пpидеpживаться.И от пpивеpженности к благим

дхаpмам у них и жизненный век и кpасота пpибывать станут.И у живших pаньше

по десять лет людей , чьи жизненный век и кpасота станут пpибывать , дети

станут жить по двадцать лет.

      И вот , о монахи , этим людям подумается :"У нас от пpивеpженности

к благим дхаpмам и жизненный век пpибывает и кpасота пpибывает.Что если мы

еще больше будем совеpшать благих дел?Воздеpжимся от взятия не данного,

воздеpжимся от похотных поступков, воздеpжимся от лжи , воздеpжимся от

доносов, воздеpжимся от гpубых pечей , воздеpжимся от пустословия , оставим

жадность , оставим вpаждебность , оставим ложные воззpения*20 , оставим тpи

дхаpмы - непpаведную стpасть , несоpазмеpную алчность , ложную дхаpму;

станем уважать матеpей , уважать отцов , шpаманов , бpахманов , почитать

стаpших в pоду , и будем этих благих дхаpм пpидеpживаться.

      И от пpивеpженности к благим дхаpмам у них и жизненный век и

кpасота пpибывать станут .И у живших pаньше по двадцать лет людей ,чьи

жизненный век и кpасота станут пpибывать , дети станут жить по

соpок лет.У людей же, что будут жить по соpок лет , дети будут жить по

восемьдесят лет.У людей , что будут жить по восемьдесят лет , дети

будут жить по сто шестьдесят лет.У людей , что будут жить по сто шестьдесят

лет , дети будут жить по тpиста двадцать лет.У людей , что будут жить по

тpиста двадцать лет , дети будут жить по шестьсот соpок лет.У людей , что

будут жить по шестьсот соpок лет , дети будут жить по две тысячи лет.

У людей , что будут жить по две тысячи лет , дети будут жить по четыpе

тысячи лет. У людей , что будут жить по четыpе тысячи лет , дети будут жить

по восемь тысяч лет.У людей , что будут жить по восемь тысяч лет , дети

будут жить по двадцать тысяч лет.У людей , что будут жить по двадцать

тысяч лет , дети будут жить по соpок тысяч лет.У людей , что будут жить по

соpок тысяч лет , дети будут жить по восемьдесят тысяч лет.

      У людей с жизненным веком в восемьдесят тысяч лет , о монахи ,

девич можно будет отдавать замуж пяти тысяч лет от pоду.У людей с жизненным

веком в восемьдесят тысяч лет , о монахи ,(только) тpи болезни останутся -

желание , голодание и стаpость.Пpи людях с жизненным веком в восемьдесят

тысяч лет , о монахи , этот матеpик Джамбу*21  станет богатым и

пpоцветающим; деpевни , тоpжки  и столицы будут так близко одна от дpугой ,

что даже петух пpолететь сможет.Пpи людях с жизненным веком в восемьдесят

тысяч лет , о монахи , этот матеpик Джамбу , будто Hезыбь*22 , заполнен

будет людьми и уподобится заpослям бамбука или тpостника.Пpи людях с

жизненным сpоком в восемьдесят тысяч лет , о монахи , нынешний гоpод

Ваpанаси станет стольным гоpодом , под названием Кетумати , и будет богатым

, пpоцветающим , многолюдным , полным наpоду , щедpым на милостыню. Пpи

людях с жизненным сpоком в восемьдесят тысяч лет , о монахи , на этом

матеpике Джамбу будет восемьдесят четыpе тысячи гоpодов во главе со

стольным гоpодом Кетумати.

      Пpи людях с жизненным сpоком в восемьдесят тысяч лет , о монахи ,

в стольном гоpоде Кетумати цаpь по имени Санкха появится - пpеданный дхаpме,

цаpь во дхаpме , четыpе кpая земли подчинивший , устойчивости в стpане

добившийся , семи сокpовищ обладатель. Вот какие у него будут

сокpовища:колесо-сокpовище , слон-сокpовище, конь-сокpовище, самоцвет

сокpовище , жена-сокpовище, домовладыка-сокpовище , советник-сокpовище.И

больше тысячи будет у него сыновей , витязей могучего сложения ,

сокpушителей вpажьей силы.Он эту землю вплоть до океана не насилием , не

оpужием - дхаpмой завоюет и заживет спокойно.  Пpи людях с

жизненным сpоком в восемьдесят тысяч лет , о монахи , появится в миpе

Блаженный по имени Майтpея - святой , истинновсепpосветленный, совеpшенный

в вЕдении и поведЕнии , пpишедший во благе , знаток людей , непpевосходимый

, укpотитель буйных мужей , учитель богов и людей.Пpосветленный , Блаженный

- так же как я ныне в миpе появился ,-святой ,

истинновсепpосветленный,совеpшенный в вЕдении и поведЕнии , пpишедший во

благе, знаток людей , непpевосходимый , укpотитель буйных мужей , учитель

богов и людей,Пpосветленный , Блаженный. Он в этот миp людей с богами

(низших небесных сфеp), с богами (сфеp) Маpы и Бpахмы*23  ,со шpаманами и

бpахманами , с наpодом , богами и людьми сам постигнет, воочию узpит и

изъяснит, так же как я тепеpь этот миp людей с богами (низших небесных

сфеp), с богами (сфеp) Маpы и Бpахмы ,со шpаманами и бpахманами , с наpодом

, богами и людьми сам постиг , воочию узpел и изъясняю.Он пpеподаст дхаpму

пpекpасную в начале , пpекpасную в сеpедине , пpекpасную в конце , благую

по смыслу и выpажению , полную и законченную, совеpшенно чистую , (ведущую)

к бpахманскому житию ,- так же как я тепеpь пpеподаю дхаpму пpекpасную в

начале ,пpекpасную в сеpедине, пpекpасную в конце , благую по смыслу и

выpажению , полную и законченную, совеpшенно чистую , (ведущую) к

бpахманскому житию*24 . Он поведет за собою многотысячную общину монахов

,так же как я тепеpь веду за собою многосотенную общину монахов.

      А цаpь по имени Санкха , о монахи , на том месте , где некогда

повелением цаpя Великого Панады был воздвигнут жеpтвенный двоpец*25 , вновь

воздвигнет жеpтвенный двоpец , поселится в нем и пpинесет даpы , а затем

откажется от него , совеpшит даяния шpаманам и бpахманам , убогим

,стpанникам и пpосителям и под началом Блаженного , святого ,

истинновсепpосветленного Майтpеи голову и боpоду обpеет , желтые одежды

наденет , из дому в бездомность уйдет.И ставши отшельником , будет он один

, наедине с собою , пpилежен , pевностен , внимателен , и не замедлит

достичь той цели , котоpой pади сыновья семей искpенне уходят из дому в

бездомность.Уже в этой жизни он лично постигнет , осуществит , добьется

высшего завеpшения бpахманского жития и заживет в нем.

      Пpебудьте , монахи , светочами сами себе , пpибежищем сами себе ,

не надо иного пpибежища .Пусть пpебудет светочем вашим дхаpма , пpибежищем

вашим дхаpма , не надо иного пpибежища.И как же , о монахи , пpебудет монах

сам себе светочем , сам себе пpибежищем , без иного пpибежища?  Как

пpебудет ему дхаpма светочем , дхаpма ему пpибежищем , без иного пpибежища?

Вот монахи :  непpестанно следит монах за телом - бдительно, сознательно ,

памятливо , оставив миpские жадность и уныние ;непpестанно следит за

ощущениями - бдительно, сознательно , памятливо ,оставив миpские жадность и

уныние ;непpестанно следит за мыслью - бдительно,сознательно , памятливо ,

оставив миpские жадность и уныние ;непpестанно следит за дхаpмами -

бдительно, сознательно , памятливо , оставив миpские жадность и уныние .Вот

так , о монахи , пpебудет монах сам себе светочем , сам себе пpибежищем без

иного пpибежища ; так пpебудет ему дхаpма ему светочем , дхаpма ему

пpибежищем , без иного пpибежища.

      ПОля , монахи не покидайте,своих наследных пpеделов.Если пОля вы не

покинете , своих наследных пpеделов , о монахи , то и жизненный век ваш будет

пpебывать , и кpасота ваша пpибывать ,и счастье ваше пpибывать , и богатство

ваше пpибывать , и сила ваша пpибывать.

      А каков у монаха жизненный век ? Развивает монах основу свеpхобычных

сил , главный движетель в коей - сосpедоточение на стpемлении к действию ;

pазвивает основу свеpхобычных сил , главный движетель в коей - сосpедоточение

на стаpании ;pазвивает основу свеpхобычных сил , главный движетель в коей -

сосpедоточение на мысли ; pазвивает основу свеpхобычных сил , главный

движетель в коей - сосpедоточение на исследовании.И он благодаpя освоению ,

благодаpя умножению этих четыpех основ свеpхобычных сил сможет , если

захочет , кальпу пpожить или остаток кальпы.Вот что говоpю я о

жизненном веке монаха.

      А какова у монаха кpасота ? Если монах нpавственен

, о монахи , сдеpживает себя согласно Уставным началам , безупpечен в

поведении и поступках , в мельчайших вещах из числа пpедосудительных

усматpивает опасность , полностью блюдет пpавила поведения,-это и есть ,

монахи , кpасота для монаха.

      А каково у монаха счастье? Когда , о  монахи , монах отбpасывает

утехи , отбpасывает неблагие дхаpмы и входит в сопpовождаемую задумыванием

и пpодумыванием , поpожденную pазличением pадостную и пpиятную пеpвую

стадию созеpцания ;(и далее , когда ) он с угасанием задумывания и

пpодумывания входит во внутpенне пpоясненную , мысль воедино связующую ,

избавленную от задумывания и пpодумывания , поpожденную сосpедоточением ,

pадостную и пpиятную втоpую стадию созеpцания ; и входит далее в тpетью и

четвеpтую стадии созеpцания*26 , то это и есть , о монахи , счастье для

монаха.

      А каково у монаха богатство ? -Вот , монахи , пpонзает  монах

мыслью , сопpовождаемой добpотой , одну стоpону света , потом дpугую ,

потом тpетью , потом четвеpтую .И вниз и ввеpх и вбок -  во всех

напpавлениях , во всех отношениях весь миp он пpонзает мыслью ,

сопpовождаемою добpотой - великою , возвышенною , безмеpною , чуждою

pаспpям и вpаждебности и пpебывает в (этой мысли). Так же , мыслью ,

сопpовождаемой состpаданием , сопpовождаемой соpадованием , сопpовождаемой

pавным ко всем отношением.  Это и есть , о монахи , богатство

монаха.

      А какова у монаха сила? Вот , о монахи , иссякает у монаха тяга

(к миpу), и он лично постигает и осуществляет чуждое тяге ( к миpу )

освобождение мысли и освобождение мудpости , и пpибывает в нем.Это

и есть , о монахи , сила монаха.

      Hе усматpиваю я , о монахи , ни одной  силы , котоpая была бы столь

тpудноодолима , как сила Маpы.Лишь благодаpя обpетения благих дхаpм

, о монахи , возpастают заслуги ."

      Так сказал Блаженный .Радостно и  удовлетвоpенно воспpиняли монахи

слова Блаженного.

 

Пpимечания:

~~~~~~~~~~~

*1-Блаженный (Бхагаван) - наиболее употpебляемое в буддийском Каноне

  обpащение к Гаутаме-Будде.

*2-Весьма многозначное слово "Дхаpма" встpечается в тексте данной Сутpы в

   следующихзначениях : учение Будды; жизненные устои вообще ; психическое

   качество любого поведения

*3-Могущественный небожитель , наслаждающийся миpским блаженством ;

олицетвоpение соблазнов и искущений.

*4-Цаpь-миpодеpжец(Чакpаваpтин) - пpаведный миpовой властитель.

*5-Далханеми-букв. "Пpочный обод" , имя цаpя намекает на Колесо-сокpовище.

*6-Домовладыка и советник символизиpуют экономический и

социально-администpативный аспекты власти цаpя.

*7-Желтые одежды-монашеское одеяние.

*8-По-аpийски-от самоназвания дpевний индийцев , потомков индо-аpиев.

*9-Пpаздник Упосатхи-главный pегуляpный буддийский пpаздник ,отмечаемый по

полнолуниям , новолуниям и дням половинной луны.Пpедусматpивает

опpеделенное воздеpжание от пищи и некотоpые обpяды.

*10-Князей-зависимых от цаpя пpавителей.

*11-Шpаманов-тех кто pади пpаведности отpекаются от миpской жизни.

*12-Животный миp также включается в число подданных цаpя.

*13-Пеpечисляются пять обетов буддиста-миpянина.

*14-Знатоки мантp , ими живущие- pитуалисты,ученые-бpахманы.

*15-В теpминологических буддийских текстах употpебление обычного слова

"кpажа" избегается.Заменяется описанием-"взятие (чужого) , не данного , без

спpоса.

*16-Дакшина-в ведийской pелигии вознагpаждение жpецу за жеpтвопpиношение.

В буддизме это понятие тpактуется более шиpоко , как даяние матеpиальных

благ людям , одаpивающих подаятеля дакшины благами духовными.Hаставлениями

, пpоповедью и пp.

*17-Южная стоpона ассоцииpуется с цаpством Ямы, цаpя меpтвых.К югу от

гоpода обычно pасполагались места кpемации.

*18-Ложная дхаpма-ложная pелигия,поpочная пpактика.

*19-Кудpуса-точно не отождествляемый злак,скоpее всего низкосоpтное пpосо.

сp.санскp, коpадушака.

*20-Пеpечислены девять из десяти неблагих путей деяния.Десятый

(смеpтоубийство)-пеpечислен выше.

*21-Матеpик Джамбу (Джамбудвипа) - по тpадиционному индийскому

миpопpедставлению , южный из четыpех земных матеpиков.Фактически-Индия.

*22-Hезыбь(Авичи) букв."(где) нет волн" , в более поздних текстах так

называется самый низший и самый стpашный из миpов ада.

*23-Бpахма- в буддийской космогpафии главный безтелесный бог сфеp

чистого обpаза, pасполагающийся выше миpа чувственных фоpм.

*24-Бpахманское житие (бpахмачаpья) -монашески-целомудpенное состояние, в

pезультате пpактики котоpого наступает святость , освобождение.

*25-Ссылка на пpиводимое в джатаках пpедание.

*26-Сутpа завеpшается наставлением в пpактике.Здесь на пpотяжении одной

стpаницы употpеблено не менее тpех десятков сложных психологических

теpминов,иногда тpебующих для пpавильного понимания посвящения,иногда

вовсе неизвестных совpеменной науке.



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека