Библиотека
Сутта питака
Краткая экспозиция буддийского восьмеричного пути в «Магга - Вибханге - сутте»
Эта работа выполнена А. Ю. Гунским в 1999 г.Данная сутра входит в «Собрание связных сутр» (Самъютта Никая), в раздел «Путь» (магга). В ней коротко, но очень информативно, анализируются элементы буддийского восьмеричного пути. Она может рассматриваться как логическое продолжение «Сутры запуска колеса учения», в которой проведён анализ четырёх «арийских» истин и названы элементы восьмеричного пути. Коротко прокомментируем все составляющие этого пути.
1. Путь к просветлению начинается с «правильных воззрений» - знания о страдании, происхождении страдания и т. д., т. е. со знакомства с основными положениями буддийского учения. Однако это только умозрительное знание, что передаётся словом di.t.thi (скр. d.r.s.ti) - «взгляды», «воззрения». Это рассудочное знание, которое ещё не стало истинным знанием, способным перевернуть всю жизнь человека.
3-5. Тем не менее следующие три элемента пути относятся к морали, т. е. к жизни именно в этом мире. В этом выражается общебуддийская установка на избежание крайностей и нежелание противопоставлять путь к просветлению обычному миру, что неизбежно ведёт к аморализму. Таким образом, эти три элемента - «правильная речь», «правильные действия», «правильный образ жизни». Отметим, что здесь не формулируется какого-либо положительного этического идеала, а эти части пути получают чисто отрицательные определения - через описание тех действий, которые не следует совершать. Очевидно, что учение о морали в буддизме носило прикладной характер и не входило в число базовых идеологем буддизма.
Magga Vibhanga Sutta. (Samyutta Nikaya, 45.8)
Анализ пути.
В Саваттхи*:
*Саваттхи (скр. Шравасти) – один из крупных городов времён Будды.Монахи, сейчас я преподам вам, подробно проанализировав, истину об арийском восьмеричном пути. Слушайте внимательно, я буду говорить.
Как скажете, господин, - ответили монахи. Бхагаван сказал:
Монахи, что такое правильные воззрения*? Это, монахи, знание о страдании, знание о причине страдания, знание о прекращении страдания, знание о пути, ведущем к прекращению страдания; это и называется, монахи, правильными воззрениями.
Воззрения – di.t.thi, скр. d.r.s.ti.
*Стремление – sa.nkappa, скр. sa.nkalpa.**Не-обыденное – nekkhamma (пали khamma, скр. khamya – обыденное, житейское).
Монахи, что такое правильная речь*? Воздержание от лжи, воздержание от клеветы, воздержание от грубой речи, воздержание от пустой болтовни; это, монахи, и называется правильной речью.
*Речь – vaacaa.Монахи, что такое правильное действие*? Воздержание от пресечения жизни, воздержание от взятия того, что не дано**, воздержание от нарушения целибата; это, монахи, и называется правильным действием.
*Действие – kammanta.
*Образ жизни – aajiiva.
Монахи, что такое правильное усилие*? В этом случае монах порождает желание, старается, прилагает силы, напрягает разум и стремится к тому, чтобы ещё не рождённые дурные неблагие дхармы не появились;
порождает желание, старается, прилагает силы, напрягает разум и стремится к тому, чтобы отбросить уже рождённые дурные неблагие дхармы;
порождает желание, старается, прилагает силы, напрягает разум и стремится к тому, чтобы появились ещё не рождённые благие дхармы;
порождает желание, старается, прилагает силы, напрягает разум и стремится к тому, чтобы уже рождённые благие дхармы укрепились, не замутились, возросли, развились и пришли к завершению.
Это, монахи, и называется правильным усилием.
*Усилие – vaayaama.
Монахи, что такое правильная внимательность*? В этом случае монах, пребывая в теле, фокусирует внимание на теле, энергичный, сознающий, внимательный, отбросив одобрение и неприязнь по отношению к миру;
пребывая в чувствах, фокусирует внимание на чувствах, энергичный, сознающий, внимательный, отбросив одобрение и неприязнь по отношению к миру;
пребывая в разуме, фокусирует внимание на разуме, энергичный, сознающий, внимательный, отбросив одобрение и неприязнь по отношению к миру;
пребывая в дхармах, фокусирует внимание на дхармах, энергичный, сознающий, внимательный, отбросив одобрение и неприязнь по отношению к миру.
Это, монахи, и называется правильной внимательностью.
*Внимательность – sati.
Монахи, что такое правильное сосредоточение*? В этом случае монах, оставив чувственные желания, оставив неблагие дхармы, входит и пребывает в первой дхьяне**; от оставления приходят радость и счастье, сопровождаемые направленностью и содержательностью сознания***.
С угасанием направленности и содержательности рождается ясность сознания; он входит и пребывает во второй дхьяне; сосредоточение и концентрация сознания в одной точке рождают радость и счастье, не сопровождаемые направленностью и содержательностью.
С угасанием радости он пребывает в невозмутимости****, внимательный и сознающий, ощущая радость всем телом. Он входит и пребывает в третьей дхьяне, о которой сказано Благородным: «Невозмутимый и внимательный, он обитает в счастье».
Отбросив счастье и несчастье, как ранее одобрение и неприязнь, он входит и пребывает в четвёртой дхьяне: чистая невозмутимость и внимательность, ни радости, ни страдания.
Это, монахи, и называется правильным сосредоточением.
*Сосредоточение – samaadhi.
**Дхьяна – скр. dhyana, пали jhaana – ступени йогического сосредоточения, характеризующиеся определённым набором признаков. Здесь оставлен санскритский термин как несколько более освоенный в русском языке.
***Невозмутимость – upekhaka.
****Направленность сознания – vitakka, содержательность сознания – vicaara. Это два важных понятия буддийской теории восприятия. Направленность сознания – первичное направление внимания на объект, посредством которого происходит простое, грубое различение объекта сознания от всего остального (т. е. первичное, неопределённое ощущение), в то время как содержательность – это уже осознанное восприятие целого объекта и его свойств. А. Парибок переводит эти понятия как «задумывание» и «продумывание». Подробнее см. : Васубандху. Абхидхармакоша. Раздел 1. Пер. с санскрита, введение, комментарий В. И. Рудого. М., 1990, с.190-191