Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Сутта питака

Краткая экспозиция буддийского восьмеричного пути в «Магга - Вибханге - сутте»

Эта работа выполнена А. Ю. Гунским в 1999 г. 

Данная сутра входит в «Собрание связных сутр» (Самъютта Никая), в раздел «Путь» (магга). В ней коротко, но очень информативно, анализируются элементы буддийского восьмеричного пути. Она может рассматриваться как логическое продолжение «Сутры запуска колеса учения», в которой проведён анализ четырёх «арийских» истин и названы элементы восьмеричного пути. Коротко прокомментируем все составляющие этого пути.

1. Путь к просветлению начинается с «правильных воззрений» - знания о страдании, происхождении страдания и т. д., т. е. со знакомства с основными положениями буддийского учения. Однако это только умозрительное знание, что передаётся словом di.t.thi (скр. d.r.s.ti) - «взгляды», «воззрения». Это рассудочное знание, которое ещё не стало истинным знанием, способным перевернуть всю жизнь человека.

2. Вслед за рассудком подключается сфера мотивации - «правильное стремление». На этом этапе пути наиболее интересным является «стремление к не-обыденному» (nekkhama-sa.nkappa). Путь к просветлению не может быть пройден тем, чьи интересы ограничены обычными житейскими ценностями, для этого необходимо стремление к запредельному, выходящему за рамки обыденного опыта. 

3-5. Тем не менее следующие три элемента пути относятся к морали, т. е. к жизни именно в этом мире. В этом выражается общебуддийская установка на избежание крайностей и нежелание противопоставлять путь к просветлению обычному миру, что неизбежно ведёт к аморализму. Таким образом, эти три элемента - «правильная речь», «правильные действия», «правильный образ жизни». Отметим, что здесь не формулируется какого-либо положительного этического идеала, а эти части пути получают чисто отрицательные определения - через описание тех действий, которые не следует совершать. Очевидно, что учение о морали в буддизме носило прикладной характер и не входило в число базовых идеологем буддизма.

6. Правильное усилие. С этого этапа пути начинается практическая реализация пути к освобождению (нирване) и выходу за пределы бесконечного круга рождений и смертей. Конкретные способы реализации этой цели детализируются на двух последующих этапах.

7. Правильная внимательность (sati, обычный английский перевод - mindfullness). Здесь имеется ввиду особый вид психотренинга, в ходе которого индивид привыкает осознавать все происходящие с ним события. Первоначальное и наиболее характерное упражнение - осознание дыхания. В ходе него упражняющийся регистрирует каждый свой вдох, отмечая, длинный он или короткий, глубокий или мелкий и т. д. Подобная же процедура применяется для регистрации всех телесных действий, чувств (чёткое осознание тех эмоций, которые возникают в тех или иных обстоятельствах), явлений сознания и т. д. вплоть до различения и распознавания дхарм - первичных элементов буддийского психокосма. Последовательно применяя такую технику, индивид практически неограниченно расширял сферу сознания, не оставляя места для бессознательных явлений. Тем самым можно было воспрепятствовать проявлению накопленной кармы, так как она проявляется в виде неосознанных, полуавтоматических действий, и не накапливать новую неблагоприятную карму, так как все поступки в данный момент контролировались сознанием.

Кроме того, подобная психотехника формировала как бы второй уровень сознания. Если на первом уровне индивид мог действовать, размышлять, проявлять эмоции, то на втором он оставался невозмутимым регистратором происходящих событий. Практикующий рассматривал психические явления как бы со стороны, как самостоятельные события, не соотнося их со своим «я»; таким образом реализовывалась ещё одна базовая идеологема буддизма - учение об отсутствия «я» (anatta).

8. Правильное сосредоточение. Различающее знание само по себе всё же не способно полностью подавить эмпирическое бытиё индивида и перенести его в запредельное, подлинное бытиё. Такой переход осуществляется посредством медитативного сосредоточения. В ходе сосредоточения практикующий проходит четыре последовательных ступени (дхьяны), каждая из которых характеризуется определёнными психическими явлениями. Последовательное прохождение этих ступеней и приводило адепта к реализации конечного освобождения - к нирване.

Magga Vibhanga Sutta. (Samyutta Nikaya, 45.8)

Анализ пути.

 

В Саваттхи*:

*Саваттхи (скр. Шравасти) – один из крупных городов времён Будды.

Монахи, сейчас я преподам вам, подробно проанализировав, истину об арийском восьмеричном пути. Слушайте внимательно, я буду говорить.

Как скажете, господин, - ответили монахи. Бхагаван сказал:

Монахи, что такое арийский восьмеричный путь, а именно: правильные воззрения, правильное стремление, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность, правильное сосредоточение?

Монахи, что такое правильные воззрения*? Это, монахи, знание о страдании, знание о причине страдания, знание о прекращении страдания, знание о пути, ведущем к прекращению страдания; это и называется, монахи, правильными воззрениями.

Воззрения – di.t.thi, скр. d.r.s.ti.

Монахи, что такое правильное стремление*? Стремление к не-обыденному**, стремление к отречению, стремление к непричинению вреда; это, монахи, и называется, правильное стремление.

*Стремление – sa.nkappa, скр. sa.nkalpa.**Не-обыденное – nekkhamma (пали khamma, скр. khamya – обыденное, житейское).
Монахи, что такое правильная речь*? Воздержание от лжи, воздержание от клеветы, воздержание от грубой речи, воздержание от пустой болтовни; это, монахи, и называется правильной речью.

*Речь – vaacaa.Монахи, что такое правильное действие*? Воздержание от пресечения жизни, воздержание от взятия того, что не дано**, воздержание от нарушения целибата; это, монахи, и называется правильным действием.

*Действие – kammanta.

**Взятие того, что не дано (пали adinnaadaana) – стандартная буддийская формула для воровства.
Монахи, что такое правильный образ жизни*? Здесь случай, когда арийский ученик, оставив ложный образ жизни, ведёт правильный образ жизни; это, монахи, и называется правильным образом жизни.

*Образ жизни – aajiiva.

Монахи, что такое правильное усилие*? В этом случае монах порождает желание, старается, прилагает силы, напрягает разум и стремится к тому, чтобы ещё не рождённые дурные неблагие дхармы не появились;

порождает желание, старается, прилагает силы, напрягает разум и стремится к тому, чтобы отбросить уже рождённые дурные неблагие дхармы;

порождает желание, старается, прилагает силы, напрягает разум и стремится к тому, чтобы появились ещё не рождённые благие дхармы;

порождает желание, старается, прилагает силы, напрягает разум и стремится к тому, чтобы уже рождённые благие дхармы укрепились, не замутились, возросли, развились и пришли к завершению.

Это, монахи, и называется правильным усилием.

*Усилие – vaayaama.

Монахи, что такое правильная внимательность*? В этом случае монах, пребывая в теле, фокусирует внимание на теле, энергичный, сознающий, внимательный, отбросив одобрение и неприязнь по отношению к миру;

пребывая в чувствах, фокусирует внимание на чувствах, энергичный, сознающий, внимательный, отбросив одобрение и неприязнь по отношению к миру;

пребывая в разуме, фокусирует внимание на разуме, энергичный, сознающий, внимательный, отбросив одобрение и неприязнь по отношению к миру;

пребывая в дхармах, фокусирует внимание на дхармах, энергичный, сознающий, внимательный, отбросив одобрение и неприязнь по отношению к миру.

Это, монахи, и называется правильной внимательностью.

*Внимательность – sati.

Монахи, что такое правильное сосредоточение*? В этом случае монах, оставив чувственные желания, оставив неблагие дхармы, входит и пребывает в первой дхьяне**; от оставления приходят радость и счастье, сопровождаемые направленностью и содержательностью сознания***.

С угасанием направленности и содержательности рождается ясность сознания; он входит и пребывает во второй дхьяне; сосредоточение и концентрация сознания в одной точке рождают радость и счастье, не сопровождаемые направленностью и содержательностью.

С угасанием радости он пребывает в невозмутимости****, внимательный и сознающий, ощущая радость всем телом. Он входит и пребывает в третьей дхьяне, о которой сказано Благородным: «Невозмутимый и внимательный, он обитает в счастье».

Отбросив счастье и несчастье, как ранее одобрение и неприязнь, он входит и пребывает в четвёртой дхьяне: чистая невозмутимость и внимательность, ни радости, ни страдания.

Это, монахи, и называется правильным сосредоточением.

*Сосредоточение – samaadhi.

**Дхьяна – скр. dhyana, пали jhaana – ступени йогического сосредоточения, характеризующиеся определённым набором признаков. Здесь оставлен санскритский термин как несколько более освоенный в русском языке.

***Невозмутимость – upekhaka.

****Направленность сознания – vitakka, содержательность сознания – vicaara. Это два важных понятия буддийской теории восприятия. Направленность сознания – первичное направление внимания на объект, посредством которого происходит простое, грубое различение объекта сознания от всего остального (т. е. первичное, неопределённое ощущение), в то время как содержательность – это уже осознанное восприятие целого объекта и его свойств. А. Парибок переводит эти понятия как «задумывание» и «продумывание». Подробнее см. : Васубандху. Абхидхармакоша. Раздел 1. Пер. с санскрита, введение, комментарий В. И. Рудого. М., 1990, с.190-191

Пер. А. Гунского, 1999 г. http://www.ssu.samara.ru/~buddhist/vibhanga.htm

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека