Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Еше Цогель

Примечания

1. Танкгу, санскр. Садапрарудита, «Всегда рыдающий» – имя бодхисаттвы, историю которого Будда Шакьямуни рассказывает Субхути в тридцатой главе Аштасахасрика-праджняпарамита-сутры, говоря об усердии.
2. Сарасвати, супруга Манджушри на уровне самбхогакаи, называемая также Вакишвари, «Госпожа Слова». Она – богиня звука, речи и музыки, дарующая вдохновение, мудрость постижения Учения, хорошую память, а также музыкальный и поэтический дар.
3. Оргьен, или Уддияна, - древнее царство, находившееся, вероятнее всего, в северном Пакистане. До вторжения мусульман это был центр тантрической практики. В этом месте по преданию, родился Падмасамбхава.
4. Херука – главное божество тантрической мандалы, идам, как правило, в гневной форме.
5. Кунтузангмо – санскр. Самантабхадри – супруга изначального будды, Самантапхадры (досл. Всецело Благой), пребывающего в сфере дхармакаи.
6. Око мудрости – так называемый «третий глаз».
7. Гуру Драгпо – гневная манифестация Гуру Падмасамбхавы на уровне самбхогакаи. Обычно имеет тело красного цвета, в правой руке держит ваджр, а в левой скорпиона.
8. Ганачакра – вид сакрализованной трапезы в тантрической традиции, во время которой совершается подношение различной пищи, и в первую очередь вина и мяса.
9. Пема Джюнгне – тибетский перевод санскритского имени «Падмасамбхава», что значит «Лотосорожденный».
10. В данном случае Гуру явил себя в образе Ямы, владыки Мира, держащего круг сансары. В верхней части этого круга находятся миры людей, богов и полубогов, а в нижней – миры животных, голодных духов и адские области.
11. Ваджрадхара: в этой форме учитель является как изначальный будда на уровне самбхогакаи. У него тело синего цвета, он сидит в позе лотоса, а в скрещенных на груди руках держит ваджр (в правой) и колокольчик (в левой).
12. Трипитака – так называемые «три корзины наставлений», содержащие учение, общее для всех школ буддизма, включая хинаяну (малую колесницу). Это сутры (проповеди Будды), виная (свод правил поведения) и абидарма (сведения по психологии, космогонии и метафизике).
13. 1 – 6 колесницы по системе классификации, принятой в школе Ньингма. См. ниже примечание 15.
14. Учитель бывает удовлетворен, получая от ученика (1) почет и уважение; (2) пищу и питье и (3) видя его усердие в медитативной практике и его духовные достижения.
15. Девять колесниц (ян) включают в себя колесницы 1) шраваков; 2) пратьекабудд; 3) бодхисаттв; 4) крияйога-тантры; 5) упайога тантры; 6) йога-тантры; 7) махайоги; 8) ануйоги и 9) атийоги. 1 и 2 относятся к уровню хинаяны, или низшей колесницы; 3 – 9 к уровню махаяны; из них 4 – 9 составляют внутренние тантры.
16.
17. Единая основа бытия, пустота или шуньята.
18. Божества из класса хранителей местности, связанные с перевалами Центрального Тибета.
19. Шесть типов живых существ: согласно буддийской космогонии, это так называемые чувствующие существа, обитатели шести миров сансарического бытия: боги, полубоги (асуры), люди, голодные духи (преты), животные и обитатели ада.
20. Атсара – искаженное «Ачарья», буддийский святой.
21. Золотой свет по-тибетски сер-од (gSer.’od). Сале (gSal.le) на самом деле значит «ясный свет».
22. Имеются в виду четыре мистических тела Будды: дхармакая, самбхогакая, нирманокая и свабхавикакая.
23. Четыре типа благой активности (тиб. ‘Phrin-les): это умиротворяющая, обогащающая, подчиняющая и разрушающая кармические активности Гуру, которые внешним и внутренним образом осуществляются в нем и через него посредством овладения энергией дакини.
24. Стадии порождения и завершения: две фазы медитации в тантре: на первой осуществляется медитативное порождение образа идама, а на второй, после растворения этого образа, медитирующий созерцает истинную природу ума.
25. Дакини Гокармо: тиб. Gos-dkar-mo, санскр. Пандаравашини, супруга Амитабхи. Воплощает в себе принцип элемента огня и психофизической теплоты. В переводе ее имя означает “имеющая накидку из белой хлопковой ткани”.
26. Согласно буддийским представлениям о психофизиологии, полярность мужского и женского начал в человеке опирается на особые тонкие субстанции, содержащиеся в его теле: красную и белую. В своем самом внешнем, физическом проявлении они соответствуют семени и менструальной крови, а на тонком уровне являются потоками энергии двух видов. Белая субстанция служит опорой проявления гнева, а красная – вожделения, что приводит обычного человека к двойственному восприятию реальности: стремлению присвоить вожделенный обьект и отвергнуть то, что нежелательно. На определенном этапе йогической практики эти субстанции соединяются между собой в едином “тигле”.
27. Очевидно, что речь идет о Мачиг Лабдрон.
28. Заб-Лам (Zab-lam): дословно значит «глубокий путь». Практика переживаний пустотности и наслаждения.
29. Три самадхи: 1) видение всего как магической иллюзии, майи; 2) совершенное сосредоточение, ваджрное самадхи; 3) равностное отношение ко всему, способность не стремится к приятному и не избегать отвратительного.
30. Дзогпа ченпо, или Дзогчен (санскр. – Маха Ати, что дословно значит «великое совершенство») – название системы высшей тантрической практики в системе школы Ньингма, а также предельной стадии духовного опыта.
31. Согласно различным источникам, описанные ниже события, известные как диспут в Самье, произошли в период между 792 и 794 годами.
32. Лозе Дазе (тиб. lo-zad zla-zad) – праздник окончания года, дословно: «год завершается, луна завершается».
33. Десять благих заповедей (тиб. dGe-ba bcu): воздержание от убийства, воровства, распутства, лжи, злословия, клеветы, грубой речи, зависти, злоумышлений и предвзятости.
34. Великий Аскет (санскр. Mahamuni):один из эпитетов Гуатамы Будды.
35. Возможно, эти названия представляют собой авторскую пародию.
36. Тексты Совершенства Ума (thugs sgrub) и Капли Сердечной Сути (snying-thig) относятся к двум наиболее распространенным классам терма. Первые содержат в основном практики гуру-йоги из разряда махайоги, а вторые относятся к линии дзогчен ньингтиг и охватывают все аспекты теории и практики тантры.
37. Естественно, возникшими называются природные объекты, своей формой напоминающие священные предметы культа.
38. Если эта дата не является апокрифической, то речь может идти о 790 или 802 годе.
39. Созерцание истинной природы всех дхарм (chos-nyid mngon-gsum) – первое из четырех созерцаний практики тогел. Завершением этой практики является полное растворение материального телла в ясном свете.
40. На этой стадии медитации практикующий созерцает лучи белого, красного и синего цветов, исходящие из межбровья, горлового и сердечного центров Учителя, и проникающие в него через соответствующие центры его тела. – (Прим. пер.)
41. Тибетская эзотерическая традиция обожествляет различные временные периоды: существуют божества часа, дня, недели, месяца, года и т.д. отголоски такого представления, характерного для язычества в целом, можно усмотреть в русской сказке о двеннадцати месяцах. – (Прим. пер.)
42. Завещание (тиб. Zhal-chems dang-po): эти заветы, полученные Еше Цогель от Гуру Римпоче, не приведены в ее биографии. Здесь мы видим пример поистине устной передачи учения.
43. Наследие паринирваны (тиб. ‘Das-rjes dang-po): три невыразимых наследия, оставленные Гуру Римпоче после своего ухода в нирвану, представляют собой сущностное переживание трех форм его бытия.
44. Янг-Пур Дракма (Yang-phur bsgrags-ma) – практика, включающая в себя ритуал исповедания грехов (прежде всего нарушения тантрических обетов) перед мандалой Янгдак Херуки и ритуал устранения препятствий посредством особой формы Пурба, называемой Дорже-шонну (Ваджра Кумара). Эта медитация восстанавливает целостность обетов, связывающих ученика с Гуру и Дакини.
45. Гуру Пема Тонгтренгцел (тиб. Guru Padma Thod-phreng-rtsal), дословно: Лотосовый Гуру в Ожерелье из Черепов. Одно из тайных тантрических имен Падмасамбхавы.
46. Самадхи «угасание всех дхарм» (тиб. Cho thams-cad zad-par bya-ba’iting-nge-‘dzin) – это четвертое, завершающее самадхи практики тогель, при котором сбрасываются последние оковы человеческого «я», разрушаются все условные понятийные связи и жизнь в ее обычном понимании приходит к концу. Таким образом, эти слова являются метафорическим указанием на умирание.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека