Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

Архат Сарипутта

Шарипутра "Знаменосец Дхармы" (санскр. Śāriputra – сын Шари, или Śārisuta, также Śāradvatīputra – сын Шарадвати; пали Sāriputta – Сарипутта; тиб. shA ri bu – Шарипу) – один из двух главных учеников будды Шакьямуни.

Иногда в сутрах Шарипутру называют Упатиссой (пали Upatissa). Согласно комментариям, это было родное имя Шарипутры. Среди учеников Будды Шарипутру признавали высшим в мудрости (в то время, как Маудгальяяна считался лучшим среди учеников Будды, наделённых сверхъестественными божественными способностями). Часто только он мог дать точное и детальное объяснение на некоторые вопросы, задаваемые ученикам Буддой.

Шарипутра начинал свою духовную практику как последователь древ­неиндийского мудреца Санджайи, но позже, познакомившись с буддий­ским законом о взаимозависимом существовании стал учеником Будды Шакьямуни.

О выдающихся способностях Шарипутры говорили, что этому ученику Будда открыл Учение Высшей Мудрости (Праджняпарамита).

Шарипутре приписывают один из семи основных трактатов по Абхидхарме, это "Дхарма-скандха". В "Абхидхармакоше" Васубандху приводит слова Шарипутры:.

Чувственные объекты мира не есть желания.
Желание – это страстное влечение человека, [порождённое] воображением.
И хотя чувственные объекты существуют в этом мире,
Владеющие собой отбрасывают влечение к ним

 

О том, как Шарипутра встретил Учение Будды.

До вступления в общину будды Шакьямуни Шарипутра, как и Маудгальяяна, практиковали святую жизнь под руководством странника Санджаи, в чью общину входило двести пятьдесят человек. Однажды Шарипутра повстречал в Раджаграхе (Раджагрихе) одного из учеников Будды, монаха Асваджиту. Вот как об этом повествуется в сутре "Вопрос Шарипутры (Упатиссы)":
"Странник Шарипутра увидел, как почтенный Асваджита вошёл в Раджаграху, собирая подаяние. Наполненный достоинством в том, как он приближался и удалялся, смотрел прямо и назад, сгибал и вытягивал свою руку, он шёл, опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Когда он увидел его, к нему пришла мысль: "Очевидно, что это один из тех людей на земле, кто достиг архатства или встал на путь архатства. Что, если я подойду к нему и спрошу его: "Чьим путём ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой Учитель? Чьё учение тебя радует?".
Но тогда странник Шарипутра подумал: "Это неподходящее время, чтобы задавать ему вопросы. Он идёт за подаянием в город. Что, если я последую за этим монахом, который нашёл путь для тех, кто ищет?"
Тогда почтенный Асваджита, пройдя по Раджаграхе в поисках подаяния, ушёл, собрав полученное подаяние. Странник Шарипутра подошёл к нему, обменялся дружественными приветствиями, и завязал вежливый разговор, стоя сбоку от него. Стоя там, он спросил:
– Твой ум светел, мой друг, ты выглядишь чистым и свежим. Чьим путём ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой Учитель? Чьё учение тебя радует?.
– Есть, мой друг, великий мудрец, Шакьямуни, вышедший из рода Шакья. Я следую путём этого Благословенного. Он – мой Учитель. Учение Благословенного меня радует.
– А в чём состоит учение твоего Учителя? Что он провозглашает?
– Я новичок, мой друг, недавно посвящённый, я только в последнее время пришёл к этому учению и дисциплине. Я не могу подробно объяснить это учение, могу лишь вкратце объяснить суть.
Тогда странник Шарипутра сказал почтенному Асваджите:
– Ты можешь говорить много или мало, но расскажи мне именно суть. Именно суть мне и нужна. Какой смысл в лишнем красноречии?
Тогда почтенный Асваджита дал такое объяснение Дхармы страннику Шарипутре:
– Какие бы явления ни возникали из причин, об их причине и их прекращении – об этом учит Татхагата, великий мудрец.
Когда странник Шарипутра услышал это объяснение Дхармы, к нему пришло безукоризненное, безупречное видение Дхармы: "Всё, что подвержено возникновению, подвержено прекращению".
[Он сказал:]
– Если даже это вся Дхарма, то ты постиг беспечальное (ашока) состояние, незамеченное, упускаемое (нами) несметное число эр (кальп).
Тогда странник Шарипутра пошёл туда, где находился странник Маудгальяна. Странник Маудгальяяна
– Друг мой, твой ум светел; ты выглядишь чистым и свежим. Может быть, ты постиг Бессмертное?
– Да, мой друг, я постиг Бессмертное.
– Но как, мой друг, ты постиг Бессмертное?
Шарипутра рассказал Маудгальяяне о встрече с Асваджитой и об изложенной им сути Учения Будды. Когда странник Маудгальяяна услышал объяснение Дхармы, к нему также пришло безукоризненное, безупречное видение Дхармы: "Всё, что подвержено возникновению, подвержено прекращению".
Шарипутра ушёл из этого мира за несколько месяцев до смерти Будды. увидел, как он приближается издали, и увидев его, сказал:

Часто Шарипутру изображают рядом с буддой Шакьямуни. Он стоит в выцветшей оранжевой одежде, с посохом странствующего монаха


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека