Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

БУДДИЙСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ

ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ

Друзья! В начале лекция я вновь хотел бы напомнить вам о необходимости правильной мотивации при получении Учения. Весьма полезно размышлять следующим образом: чтобы правильно использовать драгоценную человеческую жизнь, следует наполнить ее смыслом, сделать полезной для себя и других людей, именно для этого я буду слушать Учение; и оно мне необходимо не для того, чтобы просто накопить информацию, а чтобы воплотить на практике. Именно такая мотивация принесет пользу. Все, что вы узнаете, сможете самостоятельно использовать, а не для того, чтобы при удобном случае блеснуть перед другими. При иной мотивации вы получите много информации, но она окажется бесполезной для вас. Итак, продолжим лекцию.

 

"Медитировать без знания Дхармы - все равно, что восходить на гору без ног. Без медитации знание Дхармы подобно погоне за радугой. Итак, не впадайте в крайности (22)

 

Слово "медитация" в последнее время стало очень модным в мире. Желая завоевать авторитет у сверстников, иногда молодые люди рассказывают о том, как они занимаются высокими сложными практиками. Это вызывает адекватную реакцию: "О, ты достиг многого, это такая удивительная тантрическая медитация!". Это ублажает их ЭГО. Такого рода явление распространено на Западе, а сейчас проникает и в Россию. В Москве и Санкт-Петербурге я встречался со многими молодыми людьми, интересующимися медитацией высоких тантрических уровней, Здесь, у вас, меньше такого явления. Но, я думаю, и оно не за горами, поскольку опыт свидетельствует о том, что хорошее влияние с трудом пробивает себе дорогу, а все дурное приходит легко. Когда дует ветер, он не несет алмазы, а прибивает всякий мусор. Поэтому будьте внимательны и не попадайте под дурное влияние. Не спешите сразу медитировать. Вначале разберитесь, что есть правильное поведение. И все внимание сконцентрируйте на правильном поведении, на практике старайтесь быть добрым, хорошим человеком. А затем стремитесь, как можно больше информации получить о медитации, как нужно правильно делать ее. И только после этого понемногу медитируйте.

Итак, сначала слушаете Учение, затем размышляете, затем медитация. Во время медитации у вас возникает множество вопросов, опять и опять слушайте Учение, задавайте вопросы, старайтесь сразу разобраться. Чем больше вы будете медитировать, тем больше вопросов. И их надо прояснять. Делая медитацию понемногу, важно не прерывать ее. Ежедневно занимайтесь хотя бы по 10 минут, но правильно, чисто, затем постепенно увеличивайте время до 15-20 минут и т.д. Тогда вам будет не трудно. Не стремитесь к длительной по времени медитации, старайтесь, чтобы она была качественной. А хорошее качество зависит от знания. Если вы хотите срубить дерево, а сами просто колотите топором с разных сторон, то у вас ничего не выйдет, а то еще и топор сломаете. Но если обладаете умением, то несколько ударов, и дерево срублено. Я был свидетелем соревнования лесорубов. За одну две минуты они могут срубить самое толстое дерево. Во время моей медитации в горах мне было сложно срубить даже тонкое дерево для разведения огня. Вы и сами не раз убеждались, что в самых простых мирских делах необходимо умение.

Однако я хочу предостеречь вас и от другой крайности. Усвоив, что знание крайне важно, не следует всю жизнь гоняться за учением, рассуждать о высокой философии и не медитировать. То есть, если вы пытаетесь заниматься медитацией, не зная, как это делать, то это подобно тому, как если бы без ног вы пытались подняться на гору. А другая крайность, когда вам все время кажется, что вы знаете очень мало и начинаете преследовать Учение, пытаясь почерпнуть из него все больше и больше. И у вас нет времени и сил на медитацию. Это подобно погоне за радугой. Когда вы смотрите на радугу, то она полноцветна и красива, но попробуйте ухватить, рука всегда будет пустой.

Люди со стороны, не знающие Дхармы, скажут: "О, какой вы большой философ!". Вы гордитесь, и начинаете демонстрировать себя, как большую радугу, радугу философа.

Очень важно не впадать ни в ту, ни в другую крайность. Поэтому все великие Учителя прошлого говорили о необходимости сочетания слушания Учения, размышления и медитации. Некоторые люди, придавая значение Учению, размышлению, игнорируют медитацию. Поэтому великий Миларепа постоянно говорил: "Медитируйте, медитируйте, медитируйте!". Он говорил это для того, чтобы спасти людей, впадающих в крайность, гоняясь за Учением, как за радугой.

Спустя некоторое время. Лама Цонкапа, заметив, что многие удаляются в пещеры для медитации, не имея необходимых знаний, умений, попытался спасти их от этой крайности. В своем Учении он говорит о важности понимания того, что без знания Дхармы медитация бесполезна. Учение двух Великих Учителей прошлого не противоречит друг другу, они говорят об одном и том же, предупреждают о вреде крайностей.

Поэтому многие Учителя предлагают следующий подход. Сначала больше внимания слушанию Учения, а размышления и медитация должны идти вместе с этим. В середине пути больше внимания размышлению, но слушание и медитация также должны присутствовать.

В завершение больше занимайтесь медитацией, но слушание и размышление должны сопровождать ее. Это великий совет. На собственной практике я убеждаюсь в его пользе. Он спасает от каждой из крайностей и делает человека настоящим духовным практиком.

 

"Не зная ясного направления, нет смысла бежать. Точно также, не умея правильно медитировать, нет смысла это делать, даже удалившись в горы" (23)

 

Итак, мы продолжаем говорить о медитации. Если вы хотите пойти в хурул, а бежите в другом направлении, то как бы быстро вы ни бежали, в хурул не попадете, наоборот окажетесь еще дальше от него. Поэтому сразу не стремитесь бежать куда-то, а попытайтесь разобраться, куда вы идете. Не уподобляйтесь детям, долгое время находившимся взаперти, и которым поручили сделать что-то на улице. Они выскакивают, как стрела, а затем, опомнившись, возвращаются и спрашивают: "А куда же идти?"

Говоря о медитации, вы должны ясно понимать, в чем цель медитации и куда в конечном итоге она должна привести. И только потом делайте первые шаги. В основе ваших действий должна лежать собственная философия, свое мировоззрение, и на это вы должны опираться, медитируя. Я  знаю нескольких людей в Новой Зеландии, усиленно занимавшихся медитацией без правильного понимания сути дела, они буквально сошли с ума, могли невпопад смеяться, избегали всякого общества людей, стремясь к одиночеству. Настоящие медитирующие йогины, достигшие результатов в медитации, не боятся людей. В общении с людьми они всегда стремятся что-то сделать для них.

Однажды Лама Цонкапа и один Учитель из школы Ньингма вместе получали Учение о Ясном Свете. И Ваджрапани объяснял, как много ловушек ожидает их на Пути к постижению сознания Ясного Света. В частности, он говорил: "Если вы не знаете, как медитировать, то лучше не делайте этого совсем. Будьте просто добрыми людьми. И только, когда доподлинно поймете, как следует делать, делайте и делайте правильно, чисто". Учитель школы Ньингма спросил: "А как медитировать правильно?' И Ваджрапани объяснил: "Если вы хотите делать все правильно, то поступайте, как Лама Цонкапа, то есть сначала слушайте Учение, затем размышляйте и, наконец, медитируйте. Эта триада должна быть построена в правильной последовательности". Данный текст находится в Собрании Сочинений Ламы Цонкапы, собранного его учениками.

 

"Первый шаг к мудрости - увидеть собственные недостатки. Итак, прежде всего исправьте свои недостатки" (24)

 

Дорогие друзья! Я  бы хотел подчеркнуть, что Учение, которое вы получаете от меня не должно служить увеличительным стеклом для выявления чужих недостатков. В действительности же Учение должно быть подобно зеркалу, в котором вы ясно видите свои ошибки. И если Учение правильно воспринимается, то все больше и больше вы обнаруживаете в себе недостатков. Это хороший признак. А если чувство гордости, самодовольства превалирует в вашем сознании, значит не все благополучно в усвоении Учения. Итак, в простом зеркале вы увидите свое лицо, а благодаря Учению вы увидите состояние собственного сознания, убедитесь, сколько в нем недостатков. И тогда у вас просто не останется времени замечать чужие ошибки. Вы будете слишком заняты устранением собственных. Когда в зеркале вы видите собственное грязное лицо, вы спешите умыться. Подобным же образом, когда в зеркале Дхармы видите множество отрицательных качеств, вы должны захотеть избавиться от них. И надо стремиться практиковать так, как это делал, например, великий йогин Миларепа. Когда к нему приходили в дом и, видя мусор, спрашивали: "Почему ты не подметаешь?" Он же отвечал, что так занят очищением своего сознания, что ему не до своего дома и его чистоты.

И если вы хотите быть мудрым, то первое, что вы должны сделать, это видеть свои собственные недостатки. Почему это первый шаг к мудрости? Когда вы видите свои ошибки, то вам хочется устранить их, заменив каким-либо достоинством. Это первый шаг, первая движущая сила. Вы начинаете действовать, заменяя недостаток добрым качеством. И так постепенно вы становитесь мудрым. Стать мудрым, рассуждая лишь теоретически, невозможно. Поэтому прежде всего исправьте свои недостатки.

 

"Действие, вдохновляемое гневом, свидетельствует о том, что вы утратили контроль над собой и более не способны ясно мыслить и видеть. Это весьма опасный путь" (25)

 

Вам хорошо известно, что главный разрушитель семейного счастья - гнев. В деревне, городе, стране главный разрушитель мира - это гнев. Те, кто верят в будущую жизнь после смерти должны знать, что главный разрушитель их счастья в следующей жизни - гнев. Поэтому нужно понимать, что гнев - вещь чрезвычайно опасная. Шантидева говорил, что гнев подобен огненному шару. Если кто-то задумал кинуть шар в соседа, то вначале он обожжется сам. То есть, он вредит и той, и другой стороне, уничтожая их счастье. И надо иметь в виду, что никто не хочет быть злым, но становятся таким ради достижения каких-то Целей. Если мы чувствуем, что нам кто-то угрожает, то испытываемый гнев служит для защиты. Это естественно, так как гнев имеет в себе некоторую силу, способную приостановить на время действия нападающих. Но ваш гнев может остановить того, кто слабее вас, а если враг сильнее, то и гнев не поможет. Будет еще хуже, потому что когда на вас нападают, вы как бы становитесь в боевую стойку, выдаете свой гнев и наблюдаете. Если враг успокоился, то хорошо, если нет, то только тогда вы начинаете думать. Используя гнев как защиту, вы пытаетесь остановить чью-то враждебную силу. Но в действительности гнев никогда вас не защищает.

Люди бывают разными. Более неразумные из них, как правило, бросаясь на сильных, пытаются решить свои проблемы. Но от этого им приходится еще хуже. Никогда не забывайте: когда вы охвачены гневом, вы теряете способность размышлять, анализировать события. Иногда гнев бывает настолько силен, что человеку ничего не стоит убить себе подобного или пожертвовать своей жизнью. В такие моменты если не остановить себя, то стремление к насилию будет все больше возрастать. Цепь разрушений увеличится, принося горе родным и близким. Если кто-то убил человека, то страдают семьи и погибшего, и убийцы. Когда гнев пройдет, то и сам убийца будет одним из самых несчастных. В человеческой природе заложено стремление - никого не обижать. Но охваченные гневом или привязанностью, мы действуем противоположным образом. Отрицательные эмоции тем быстрее владеют умом, чем слабее душа человека, его психика. Если человек легко и быстро сердится, то это верный показатель слабости его души, ума. Если заметите это качество в себе, то честно скажите: я слабый человек, потому что не могу победить свой гнев. Уметь владеть собой- крайне важно. Используйте для этого различные способы. Я, например, чувствуя, что уже почти рассердился, говорю себе: "Эх, ты слабак! Поддаешься гневу". Это, как правило, действует на меня отрезвляюще. Я  не хочу быть безвольным. Мой ум стремится быть сильным, именно поэтому ему не нужна злость. Попробуйте и вы поступать таким же образом, возможно, это тоже положительно подействует на вас. Практиковать Учение нужно тогда, когда возникает соответствующая ситуация. Незачем развивать в себе терпеливость, когда у вас все в порядке.

Один йогин в Тибете медитировал на терпении. Подходит к нему другой человек и спрашивает: "Что ты делаешь?" Тот отвечает, что практикует терпеливость. Испытывая его, человек говорит: "Съешь, пожалуйста, кусок дерьма", Йогин мгновенно рассердился и со злостью закричал: "Сам съешь !". "Ну, а где же твоя медитация?" - удивился человек. Важно именно в обыденной жизни, в конфликтных ситуациях практиковать Учение. Для этого не нужно садиться в позу медитации, вы будете практиковать постоянно. И если вы овладели умением, то такая практика будет занимать все ваше время. Ведь так много разных практик, которые мы можем совершать, попадая в разные ситуации и используя их. Вы многое можете почерпнуть из телепередач. Например, в сериале "Санта-Барбара", вы замечаете, что одна из героинь исполняет роль гнева, другая - привязанности, затем они меняются местами, происходит наглядное взаимодействие эмоций. Учитесь анализировать все это, и вы увидите, каковы практические результаты гнева, страстной привязанности, других отрицательных эмоций. В своей повседневной жизни вы сами играете множество ролей, не замечая этого. И повседневная медитация может помочь вам избавиться практически от многих отрицательных свойств.

 

"Не ошибайтесь в суждениях о своем недруге. Ваш недруг, как и элистинская погода, временами бывает плохим, временами хорошим. Он не может быть плохим постоянно" (26)

 

Возможно, вы замечали такую ситуацию. Если близкий друг говорит вам неприятное, то вы не торопитесь сердиться. Но если то же самое, а то и меньше, делает ваш враг, то вы сразу же выходите из себя. Иногда неприятный для вас человек просто кашлянет, а вы уже думаете: "А что он хотел этим сказать?". Такие действия продиктованы неправильной оценкой наших врагов. Гнев возникает из неправильного суждения. У нас имеется склонность доверять первому впечатлению, а оно оставляет сильный отпечаток в нашем сознании. Еще, как правило, это впечатление мы абсолютизируем, считая, что реальность именно такова.

Нрав любого врага переменчив, как погода в Элисте или Яшкуле. Если враг в самом деле плох со всех точек зрения, то таковым он должен казаться всем без исключения, но ведь это не так. Для других людей - он прекрасный человек. Значит, он имеет хорошие и плохие качества. Такое понимание избавляет вас от стереотипа: враг абсолютно плохой. Если вы не любите человека, то малейшее, самое безобидное движение с его стороны вызывает ваше недовольство. На этой почве гнев легко возникает. И если вам удастся разобраться, что враг может обладать и хорошими, и плохими качествами, вы начнете понимать, что врагом вашим он сделался благодаря собственному гневу, который толкает его на дурные поступки. Далее вы приходите к пониманию, что он такой же человек, как и вы, и вы начинаете ему сочувствовать. Постигнув, что подлинным врагом является гнев, вы начинаете любить своего врага, и это самая настоящая практика Дхармы.

С другой стороны любой враг очень добр к вам. Он дает вам внутреннюю силу, дает возможность развития в себе добрых качеств.

Учителя дают вам теорию, а враг практические уроки. Поэтому его следует благодарить, как доктора, дающего вам горькие пилюли.

 

"Посмотрев на создавшееся положение с точки зрения противника, вы яснее увидите путь к подлинному решению проблемы" (27)

 

В жарких спорах большая часть аргументов, как правило, не приводит к согласию, так как каждый излагает и отстаивает исключительно свою точку зрения. Но если попытаться стать на точку зрения оппонента и найти общие точки соприкосновения, то можно прийти к положительному результату. Поэтому очень важно посмотреть на ситуацию с точки зрения противника. Особенно это относится к семейным ссорам мужа и жены, к ссорам друзей и знакомых. Мы забываем о том, что хорошего когда-то они сделали для нас, а мысли лишь вокруг плохого, что сделано именно сейчас. В результате мы создаем хорошую пищу для возникновения враждебности. Если же вы не станете ограничивать свою точку зрения только отрицательным, а посмотрите объективно, постоянно будете помнить обо всем добром что когда-то было сделано, то вы будете испытывать чувство благодарности к своему, теперь уже мнимому врагу.

 

"Для необузданного ума нет мудрости и сосредоточенности. Без мудрости и сосредоточенности нет спокойствия. А разве может быть счастье для неспокойного?" (28)

 

Итак, постепенно мы подошли к глубинным положениям буддийской философии. В действительности в сансаре нет счастья. И что бы мы ни говорили о счастье в сансаре - оно будет ненастоящим. Все это называется страданием изменчивости. Представьте, что вы у огня. Вы испытываете удовольствие от тепла. Вы счастливы. Но это не так. Просто в данный момент страдание от холода уменьшается, а страдание от тепла увеличивается. Когда вы находитесь между этими двумя крайностями, вы чувствуете наслаждение. Но мирские удовольствия, какими бы они ни были, всегда являются страданием изменчивости. Сколько бы усилий вы ни приложили к достижению удовольствий, вы никогда не будете удовлетворены полностью. У вас нет машины, вы хотите ее иметь, для этого много работаете и думаете, что будете действительно счастливы, когда заимеете ее. Но вот цель достигнута: "О, какое счастье!" Это означает уменьшение страдания от отсутствия машины, но зато увеличивается страдание от наличия машины. Определенное время вы находитесь в этом промежуточном состоянии. Затем возникают проблемы с ее охраной, ремонтом, эксплуатацией и т.д. И этот клубок будет расти. Такую цепочку можно проследить на многих примерах из жизни.

Надежда обрести счастье во внешнем мире иллюзорна, это сродни погоне за радугой. Поэтому и говорится, что "для необузданного ума нет мудрости и сосредоточенности", потому что вы являетесь рабом гнева, страстной привязанности и других отрицательных эмоций. Без мудрости и сосредоточенности невозможно обрести истинный мир, он возможен, когда ум совершенно освобождается от всяких беспокойств. В этом случае вы попадаете в постоянный поток счастья, ваш ум не гоняется за внешними обманчивыми объектами. Согласитесь, что для мирского счастья вам требуются все новые и новые объекты. Вся жизнь расходуется в погоне за ними. Если же ум освобожден от заблуждений, то вы достигаете постоянного счастья освобождения, оно всегда будет с вами. И достигается это с мудростью и сосредоточенностью.

Наш ум нечист из-за неведения. Неведение полагает, что мое "Я" существует в абсолютном смысле, и другие объекты подобны ему. Это есть основа всех остальных заблуждений. Все по одному устранять весьма сложно. Легче устранить корень, из которого все и произрастает, то есть убрать неведение. А неведение устраняется мудростью, мудростью, постигающей Пустоту. Но эта мудрость без сосредоточения ума неэффективна. В одном из священных текстов говорится: если ночью читаете текст, а пламя светильника колеблется то вы не сможете различить того, что написано там. Подобно этому нельзя развить в себе мудрость без однонаправленной точной концентрации ума. Поэтому очень важны и мудрость, и однонаправленная концентрация ума. Чтобы обрести подлинный внутренний мир, необходимо внутреннее спокойствие, концентрация. Для этого существует специальная медитация, она называется Шаматхи, медитация безмятежности. И если вы сможете овладеть ею, то вы достигнете хорошей концентрации. Но в начале вам обязательно нужно развить в себе правильную установку: "Я  хочу достичь правильной концентрации для того, чтобы с ее помощью отсечь неведение, корень сансары и освободиться". В тибетском буддизме имеется очень подробное Учение по медитации Шаматхи, где вначале даются знания по пяти основным ошибкам в медитации. Если вы не усвоите их, то ваша практика будет неэффективной. Ваша первая цель должна состоять в том, чтобы узнать их. Эти пять ошибок подлежат обязательному устранению. Ум каждого из нас имеет ясность. У всех имеются скрытые способности ясновидения, которые никак не проявляются. Значит, имеются препятствия. Если телевизор плохо настроен, то вы не видите четкого, ясного изображения, хотя потенциально передачи могут идти и по сотне каналов. Подобным же образом эти пять ошибок препятствуют достижению ясности и ясновидения, которые являются природой ума.

Очевидно также, что пять препятствующих ошибок мы не можем устранить так просто, как, например, убрать камень с дороги. Поскольку это дурные качества ума, то и удалять их надо с помощью соответствующего противоядия. Существует восемь противоядий для устранения пяти ошибок. Их следует знать обязательно. Чтобы устранять правильно и методически, вы должны знать о существовании девяти стадий, девяти ступеней. Тогда вы будете знать, как переходить с первой ступени на вторую. И постигая все последовательно, вы развиваете внутреннюю убежденность в том, что ум свой действительно можно изменить. Если вы тренируете руку, то можете научиться хорошо рисовать, а у нашего ума еще больше способностей, чем у наших рук. Наличие девяти стадий способствует укреплению нашей веры в прогресс. Вы можете сказать себе: "Если я перешел с первой стадии на вторую, то почему не могу перейти со второй на третью и т.д.?". И таким образом достижение Шаматхи возможно. Это вопрос времени и того, насколько правильно вы понимаете, что следует делать. А чтобы ваша практика была более успешной, вам необходимы шесть сил, которые помогают вам двигаться быстрее. Кроме того, имейте в виду, что на разных стадиях вы должны действовать в разном стиле. И поэтому в Учении описаны четыре подхода к практике. Все это детально дается в Учении о медитации Шаматхи. Если вы хотите научиться медитировать, то лучше начать с Шаматхи. Для этого хорошо надо познать Учение об этом. И если вы добьетесь положительных результатов в этой практике, то все остальное будет даваться легко. Достигнув Шаматхи, вы обретете наслаждение благодаря тому, что ваше тело так же, как ваш ум, становится чрезвычайно пластичным и послушным. Такого рода мир и счастье несравнимы с мирскими удовольствиями. Именно поэтому в старые времена великие йогины не спешили спуститься с гор, они надолго, а то и навсегда оставались там.

Однажды в Индии к одному йогину обратился местный раджа: "Зачем ты живешь на горе, да еще в пещере? Ведь ты Великий Ученый, приходи ко мне во дворец, я бы хотел иногда поговорить с тобой. У меня много прекрасных покоев, других вещей, выбирай все, что тебе необходимое и наслаждайся жизнью". И чтобы немного уменьшить гордыню раджи, йогин отвечает: "А сможешь ли ты заманить слона во дворец пучком травы? Нет, за пучком травы слон не пойдет во дворец, разве что может побежать маленький кролик". То есть, человеку, достигшему Шаматхи, мирские удовольствия представляются пучком травы. Это был мудрый ответ, и не из-за собственной гордости таким образом сказал йогин, а желая помочь радже уменьшить его гордыню. Все это дает глубокое Учение Будды.

Когда я говорю "глубокое", это не означает, что очень сложное, недостижимое, я имею в виду, что Учение весьма эффективное и может глубоко войти в ваше сердце. А иногда у вас может возникнуть сомнение: "А что здесь, собственно, глубокого? И совсем это не так, все проще".

Речь идет о том, что для человека, у которого нет мудрости и концентрации, нет покоя в душе. А если нет покоя, то ни о каком счастье речь не может идти. Где бы он ни был, чтобы ни делал, чем бы ни был окружен, для него никогда не будет счастья, ибо он в сансаре. Сансара - это наш цикл жизни, который управляется заблуждениями и гневом, страстными привязанностями без мудрости и сосредоточенности. Поэтому, если хотите подлинного Освобождения, то ищите мудрость и сосредоточенность. А если захотите стать Буддой, то помимо этого нужно развить в себе Бодхичитту, великое сострадание. Поэтому и дается вам это наставление.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека