Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

БУДДИЙСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ

ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ

"Не пытайтесь бежать, пока не научились ходить, поначалу разумно придерживаться духовных упражнений, соответствующих вашему уровню" (13)

 

Вам хорошо известно: когда дети пытаются бежать, еще не научившись твердо стоять на ногах, не умея ходить, то, как правило, они падают, разбивают себе носы и коленки. Также и в духовной сфере для каждого из нас лучше та практика, которая соответствует нашему уровню подготовки. Я  подчеркиваю это потому, что здесь в зале очень много умных, хорошо информированных, сведущих во многих довольно сложных вопросах, людей. Но если вы вступаете на духовный путь, то независимо от вашего интеллектуального багажа, все надо начинать сначала. И если кто-то будет рассуждать: я уже профессор, вряд ли мне это нужно, то, конечно, такая установка не даст желаемых результатов. В духовной сфере прежде всего следует сделать нечто основополагающее, фундаментальное, и на этой базе развиваться дальше, выше. В нашем с вами случае я уже дал вам простой и полезный совет: читайте каждый день Молитвы для ежедневных упражнений в медитации. Читайте и размышляйте над ними, и в скором времени, я уверен, вы заметите позитивные изменения в своем сознании. Следующий афоризм гласит:

 

"Единственный источник ваших страданий - ваши собственные деяния. Всегда следите за тем, как поступаете" (14)

 

В буддийском Учении не говорится о счастье, которое находится где-то вовне. Буддийская философия базируется на законе причинно-следственной связи. Почему мы страдаем? Потому что создали причину для этого. Если вы сунете палец в огонь, обожжете его, то боль возникла исключительно в результате ваших действий. В буддизме, говоря о причинно-следственной связи, имеют в виду грубый и тонкий уровни. На грубом уровне причины мы создаем сами своими действиями. И они, как правило, очевидны. А тонкий уровень - это карма, создаваемая жизнь за жизнью телом, речью и умом. Если вы собираете положительную карму, то она создает положительный эффект. Если вы собираете добрые дела, то они оставляют и добрый отпечаток. И наоборот, негативный отпечаток в сознании - это результат отрицательных действий.

Таким образом, в настоящей жизни, если вы совершаете исключительно добродетельные поступки, этого еще недостаточно. Для успеха важна положительная карма. И если карма отрицательная, то вам следует предпринять действия по ее устранению.

На грубом уровне необходимо правильно себя вести. Если вы поступаете мудро, то больше положительной кармы, если поступаете неумно, ограниченно, то это неверно. Следует преобразовать отрицательные действия тела, речи и ума в положительные. И это приносит счастье вам и окружающим. Все религии, различные системы воспитания, накопленные человечеством, имеют именно эту цель: преобразовать отрицательные качества ума в положительные.

Что касается религиозных доктрин в этом вопросе, то они исходят из того, что счастье можно достичь, развиваясь духовно. В мире сложились две системы воспитания: материальная и духовная. В сфере духовной буддизм представляет собой уникальное явление, хотя и другие религии в духовном плане преследуют те же цели. Методы, которые предлагают, например, христианство, индуизм на определенной ступени развития тоже хороши. Например, человек еще не может понять, что такое тонкая причинность, грубая причинность. И если ему говорят: поступайте так-то и так, потому что так велит Бог, они начинают вести себя лучше, исправляя свое поведение в положительную сторону. Это хороший метод для людей сравнительно низкого уровня развития. Подобного рода догмы в конце концов могут помочь достичь результата, меняя человека от плохого к хорошему.

В буддизме же речь идет о причинно-следственной связи. Для современного, весьма сложного и противоречивого мира буддизм, на мой взгляд, весьма подходящая религия. Многих молодых людей, хорошо образованных, не удовлетворяет простейшее объяснение типа: Бог сказал так, а не иначе и т.п. Им хочется услышать более глубокое обоснование реальности. Я  приведу вам высказывание Его Святейшества Далай-ламы XIV по этому поводу: "Я  совершенно ясно осознаю, какой глубокий потенциал содержится в других религиях, тем не менее, по мнению некоторых выдающихся западных ученых, а это объективный взгляд со стороны, именно буддизм - единственная религия, способная идти в ногу с наукой. И я с этим согласен".

Далее, допустим молодые люди осознали необходимость хороших действий, поступков, но ведь очень трудно этого добиться. И именно буддизм дает основательные ответы, как этого достичь.

Многое мы не способны понять из-за своей ограниченности, нам не хватает мудрости. И если есть возможность изучить философию, объясняющую почему и как происходят конкретные действия тела, речи и ума и каким образом можно их изменить, то это шанс стать лучше, действуя правильно и мудро.

Сравните: зачастую дети не подозревают о том, что яд бывает и сладок. Они прислушаются к вашему запрету не есть, пока вы рядом. Но стоит вам отвернуться, они снова будут есть его, ведь запретный плод всегда сладок. Но если вы доходчиво объясните ребенку, что причиной его болезни, страданий является этот сладкий яд, и он убедится в этом сам, то в любых условиях он не притронется к нему. Поэтому первым шагом в понимании буддийской философии является выработка твердой убежденности в законе причинно-следственной связи, законе кармы. Начните с этого. Не нужно много слов, порой они лишние, но важно в сердце иметь эту глубокую убежденность. Если вдруг вы задумали совершить какой-то неблаговидный поступок, остановитесь хотя бы на полпути, вспомните, что это сладкий яд. Это и есть одна из настоящих мощных практик. Если вам жаль дать кому-то часть денег, то подумайте: "Я дам ему деньги, и это, во-первых, будет содействовать развитию моей способности даяния другим людям, а во-вторых, это осчастливит берущего деньги, то есть, мой поступок несет благо нам обоим". Бедному человеку полезно рассуждать и таким образом: "Я беден, потому что в прошлой жизни проявлял мало щедрости по отношению к другим людям. И если я хочу изменить свое положение, то необходимо практиковать щедрость сейчас". И вот с такой чистой мотивацией следует дарить людям добро. Такого рода действия и создают наше счастье.

Некоторые из нас хорошо знают теорию философии. Но когда дело доходит до практики, то они оказываются в таком же положении, как и все остальные. То есть, знание теории не может преобразовать действия тела, речи и ума в лучшую сторону. Необходим еще один фактор - медитация.

Медитация - это способ ознакомления ума с положительным действием. Без медитации знание философии не направляет повседневные действия человека. Это абсолютно сухая философия. И именно медитация делает ее живой. Действия тела, речи и ума становятся положительными без усилия с нашей стороны, ибо обусловлены влиянием нашего ума.

Если вы слышите речь, то по одному ее содержанию трудно сказать хорошая она или нет. Важно знать, с какой мотивацией она произнесена. Возможно, она льстивая и говорится из-за корыстных целей: "О, какой ты хороший, умный! " Эта речь отрицательная, хотя и ласкает слух. И наоборот, неприятная для наших ушей речь может быть положительной, если она произносится с целью оказания помощи. Благодаря философии, мы можем выработать в себе целостную, здоровую мотивацию. И если она в основе добрая, то какие бы действия вы не совершали, они будут положительными. У тибетцев есть пословица: "Лучше песня с хорошей мотивацией, чем чтение мантр с плохой". Итак, только живая философия меняет нашу мотивацию. В свою очередь живая философия возникает из медитации.

И если кратко изложить все буддийское Учение, то оно может быть сведено к трем основным моментам: поведение, философия и медитация. Главная цель Учения: преобразование плохого поведения в хорошее. Здесь все взаимосвязано, все в движении.

Буддийское Учение делится на три раздела или три корзины. Первая из них Виная - учение о дисциплине, предназначенное для поведения. Вторая корзина - это Абхидхарма, т.е. философия, развивающая мудрость. И третья корзина - это то, что называется Сутрой. Предназначена она для медитации. Это и есть общая картина буддийского Учения. Любое из Учений Будды попадает в одну из этих корзин. И все устремлено к категории поведения. Практически очень важно, чтобы поведение ваших тела, речи и ума было умелым. Поэтому я и говорю: "Всегда следите за тем, как поступаете". Следующий афоризм звучит так:

 

"Научитесь всегда быть спокойным и мудрым. Когда вы спокойны и мудры, ваши действия будут соответствовать ситуации и не будут омрачены отрицательными эмоциями". (15)

 

Когда у нас все хорошо, то сравнительно легко быть хорошими и добрыми людьми. Но так бывает не всегда. Иногда у нас не хватает душевной силы понять, насколько вреден гнев. И при малейшем затруднении мы зачастую оказываемся в его власти. Охваченный гневом ум не в состоянии адекватно воспринимать и понимать реальность. В результате большие ошибки, и вся жизнь - сплошное их исправление. Когда есть гнев, то нет покоя, ясности, вы ослеплены, и при малейшем движении можете упасть. В таких случаях попытайтесь посмотреть на себя со стороны, и вы заметите, что проблема, так тревожащая вас, становится меньше. На свои трудности мы привыкли смотреть с близкого расстояния, а на чужие, как правило, издалека. Мало того, мы более привычны думать, что виноват кто-то другой в наших бедах. Это типичные ошибки. Именно они и заставляют нас сердиться. Поэтому очень важно понимать состояние другого человека. Когда вы осознаете ситуацию, в которой он находится, вам будет легче избежать недоразумений. Если кто-то совершил дурной поступок, не торопитесь с выводами. Попытайтесь понять этого человека. В этом случае гнев не охватит вас так быстро, и вам легче будет понять происходящее и разумно решить возникшую проблему. Особенно это касается взаимоотношений родителей и детей. Если дети разозлили вас, в данную минуту разумнее всего промолчать, успокоиться, чтобы не сказать лишнего, что только ухудшит дело. Лучше на следующий день, когда вы будете в спокойном состоянии, скажите немного, но главное, что поможет изменить ситуацию. Ваш ум спокоен, и можно ожидать хорошего результата. Это мой вам совет, который я получил от своего Учителя. Шестнадцатый афоризм таков:

 

"Насилие и ненависть никому не приносят счастья, даже победившему во многих сражениях" (16)

 

Опыт истории человечества свидетельствует о том, что во всех войнах победитель и побежденный понятия относительные. Проблемы возникают всегда, когда одна сторона хочет захватить другую и достигает своей цели путем жестокости и насилия. Но ненависть и зло всегда приносят вред обеим сторонам. Такой путь не дает истинных победителей. Победа иллюзорна. Насилие и оружие, конечно, придают силу, способную подавить других, но только на определенное время, а затем потянется шлейф трудноразрешимых проблем. Примером служит война в Чечне. Хотя Россия и побеждает, но она уже многое потеряла: сотни человеческих жизней, оружие, теряет свое лицо в глазах всего мира. Неизмеримы потери и страдания чеченцев. Чем бы война ни кончилась, но через насилие и жестокость победителей в ней не будет. Поэтому не соглашайтесь с высказыванием Мао Цзе Дуна: "Власть исходит из ствола винтовки". Подлинная власть исходит из сердца, наполненного любовью и состраданием. Такая власть ведет человека в правильном направлении, она дает ему счастье. Такого рода любовь и сострадание побеждают самого страшного врага - гнев внутри человека. Когда противник увидит, что вы его любите, он перестает быть вашим врагом. Любовь и сострадание в вашем сердце сделают всех врагов вашими лучшими друзьями, поэтому я говорю вам: "Подлинная власть исходит из любви и сострадания". А теперь следующий афоризм:

 

"Мудрость без сострадания суха и вредоносна. Сострадание без мудрости слепо и беспомощно. Не пренебрегайте ни мудростью, ни состраданием". (17)

 

Я сразу хочу подчеркнуть, речь идет о подлинной мудрости, ибо только она сочетается с любовью и состраданием. Простое развитие ума, интеллекта без сострадания в конечном счете может быть вредоносным. Таких примеров в истории немало, к примеру, Гитлер, Мао Цзе Дун - они умные люди. Но из-за недостатка любви и сострадания скольких людей они уничтожили!

По сравнению с животными люди гораздо умнее. Но посмотрите вокруг, и вы увидите, что вред окружающей живой среде наносят именно люди. А ведь природа принадлежит всем живым существам, в том числе и животным, которые также не хотят страданий, стремятся к счастью. Но мы, хотя и намного умнее их, должным образом не заботимся об их жизни. Самые большие разрушения, в том числе и экологические, были сделаны человеком ради каких-то временных экономических выгод. Варварство продолжается, и если его не остановить, то настанет день, когда никто не сможет жить в этом мире. Причина в недостатке подлинной мудрости. В ней не хватает сострадания. А когда мудрость сочетается с состраданием, она становится глубокой мудростью.

Вторая часть афоризма гласит: сострадание без мудрости слепо и немощно. Например, в Тибете немало сострадательных людей, в то же время они слабы. И, как все сострадательные люди, они не могут как следует защитить себя, не имея мудрости. На мой взгляд, трагедия Тибета в этом и заключена: много сострадания, но мало знаний, интеллекта. Поэтому и произошла таким жестоким образом насильственная оккупация со стороны китайцев. В Тибете есть Великие Учителя, которые находятся за пределами всяких сравнений, но их очень мало. Действия людей, движимых состраданием, не имеющих мудрости, оказываются, как правило, неэффективными. Мне кажется, что в этом и причина сложившегося стереотипа: если человек сострадателен, то он обязательно слаб. Поэтому не случайно распространено среди людей мнение: человек духовный, сострадательный - слабый человек, а умный, обладающий большими знаниями, оказывается злым и сильным. Однако надо помнить, что подлинно сострадательный человек необязательно слаб, он может быть необыкновенно силен, потому что подлинное сострадание приходит тогда, когда оно сочетается с мудростью, а подлинная мудрость возникает тогда, когда сочетается с состраданием. Поэтому союз мудрости и сострадания крайне важен. Когда у вас есть и то, и другое, вы оказываетесь сильны, умны и не приносите вреда другим, помогаете им. Эти вещи очень необходимы. Поэтому я прошу вас всех, представляющих калмыцкий народ, быть именно такими людьми. Пусть мудрость будет у вас с состраданием, а сострадание с мудростью. Будьте сильными, но добрыми. Не будьте слепыми и слабыми.

 

"Даже материальную частицу нельзя полностью лишить существования. Так разве можно полностью уничтожить сознание? Оно продолжает быть после смерти". (18)

 

Вы, конечно, знакомы с законом сохранения энергии и массы. Наукой доказано, что создать новую частицу из ничего невозможно. так же, как и уничтожить ее бесследно нельзя. Все частицы материи или энергии продолжают существовать переходя из одной формы в другую. Уничтожить или создать что-то заново невозможно. Более крупные материальные формы меняются, но элементарные частицы всегда сохраняют свое существование. Так вот напрашивается и следующее заключение: если нельзя уничтожить материальную частицу, то как можно уничтожить духовное начало. Грубое сознание преобразуется в наитончайшее, а оно, подобно элементарным частицам, не уничтожаемо. Даже ядерная бомба не сможет этого сделать. Поэтому сознание продолжает существовать и после смерти. Смертью в тибетском буддизме называют такое состояние, когда душа (сознание) оставляет тело. Когда вы умираете, ваше сознание продолжает перевоплощаться. Наше тело подобно дому, а ум сродни человеку, живущему в нем. И когда вы уходите в поисках другого дома, это и есть смерть. Тот промежуток времени, в котором вы идете из старого дома в новый, когда старое тело осталось лежать, а новое еще не обретено, называется бардо. И если у умершего с собой много денег, то он приобретет хороший, достойный дом, а если денег мало, то соответственно он едва сможет купить ветхий домик. Подобным же образом, если у вас положительная карма, то вы получите хорошее перерождение после смерти. Не думайте, что будущей жизни нет. Нет ни одной достоверной причины не верить этому. Единственная причина может состоять в том, что мы не можем этого понять. Однако в мире множество вещей, которых мы не можем понять, но они от этого не перестают существовать. Иногда мы думаем: "Раз я не понимаю, значит этого нет". Но это не более, как проявление нашей ограниченности. Если будущей жизни нет, то вы ничего не теряете, хотя вы очень долго к ней готовились. Например, вы ждете налета разбойников, а их нет, это же хорошо! А если наоборот? Вас предупреждают, но вы считаете это ерундой и не предпринимаете никаких мер предосторожности. И вдруг они появляются. Вы шокированы, но сделать что-либо уже поздно. Более подробно о духовной практике по подготовке к смерти вы можете узнать из лекций, изданных в г. Элисте, "Смерть. Жизнь после смерти. Пхова".

 

"Всеми силами старайтесь помогать другим. Если не можете доставить радость, хотя бы не вредите. Это одно из важнейших буддийских наставлений". (19)

 

В буддийской философии все можно свести к двум главным вещам. И если вы их не усвоите, то будете гоняться за радугой и останетесь ни с чем. Первая состоит в том, что вы должны стать человеком, не приносящим вреда другим. Если вы не сеете вокруг зло, то тем самым не создаете отрицательную карму и пресекаете причины страданий. Когда вы не вредите другим, то множество людей не переживает последствий вашего возможного вреда, то есть, косвенно вы помогаете им. Научитесь никому не приносить вреда, это защищающая практика. Но главное, к чему мы все должны стремиться, это устранить из сердца корень всех заблуждений. И без защиты атакующая стратегия не может быть эффективной. Хороший шахматист прежде построит надежную защиту, а затем перейдет к наступлению. Поэтому и нам вначале следует научиться быть безвредными, контролировать действия тела, речи и ума с тем, чтобы не приносить никому вреда.

Вторая, не менее важная вещь - это научиться помогать другим. Имейте в виду, что на этом пути главным препятствием является забота о себе самом и происходит она из наших действий. Следовательно, нам нужно устранить это неведение с помощью мудрости. Существует немало различных вспомогательных практик для развития в себе стремления помогать другим. Тантра также предназначена для этой цели. Если вы не стремитесь к тому, чтобы помогать другим, то вы не являетесь подходящим сосудом для тантры. Таким образом, вы видите, сколь важны эти два принципа. И я не мог не дать вам это одно из важнейших буддийских наставлений: "Всеми силами старайтесь помогать другим...".

 

"Погнавшись за радугой, вернетесь с пустыми руками. Ограничив себя делами только данной жизни, тоже останетесь с пустыми руками. Поэтому не тратьте понапрасну драгоценную человеческую жизнь". (20)

 

Если вдуматься, то все мы с вами очень счастливы, но зачастую не подозреваем этого. В прошлых жизнях мы создали много причин для рождения людьми. Кроме того, благодаря молитвам, мы встретились с драгоценным Учением. Не у всякого человека есть то, что называется драгоценная человеческая жизнь. Драгоценная человеческая жизнь-это та, что обладает восемнадцатью признаками.

Во-первых, это восемь свобод от дурных состояний, от восьми помех в практике, наличие десяти условий, помогающих успешной практике. Мы обладаем всем этим. В прошлых жизнях мы хотели практиковать Дхарму, но поскольку мы не имели восемнадцати условий, мы и не могли практиковать. К примеру, родившись животным, вряд ли сможешь заняться духовной практикой, вам, понятно, почему. Если бы я хоть десять часов что-то пытался объяснить овце - это бесполезная трата времени

Другое дело наше с вами общение. Благодаря милосердию ваших бывших учителей вы имеете соответствующее образование, которое помогает вам лучше понять мои мысли. В иных местах и такое маловероятно, ибо нет соответствующей подготовки у слушателей.

Полученное вами современное образование - это важное условие для понимания Дхармы. И то, что вы хорошо ее усваиваете и без принуждения имеете возможность практиковать - это большая редкость. Однако долго это может не длиться. Сейчас вы переживаете один из самых счастливых моментов на протяжении многих и многих жизней. Возможно, завтра вы умрете и переродитесь в барана. Тогда будет слишком поздно. И даже если появится ваш духовный Учитель из этой жизни, то установить с ним контакт будет очень трудно. И наступит время грустных сожалений. Поэтому весьма важно осознавать, что же мы имеем.

Некоторые из нас думают, что бриллианты, золото, деньги - это что-то самое ценное. Но это не так. Неизмеримо ценным, подлинно драгоценным является простая человеческая жизнь. Все остальное преходяще. На мой взгляд, ценность жизни возрастает особенно, если вы живете там, где более заметна буддийская атмосфера и имеется Учение на разных уровнях. Это может быть Бурятия, Калмыкия, Тува, Тибет. И подлинным счастьем, я полагаю, является то, состояние, когда имеется особенная связь с земным, человеческим воплощением Авалокитешвары (Арьябалы), то есть с Далай-ламой. Это самая драгоценная вещь. И если вы это имеете, то нет причины считать себя бедными, несчастными. У вас огромное внутреннее богатство. Благодаря именно этому, далеко в горах, в уединении, имея одну чашку, котел для приготовления пищи, я был счастлив. Я  всегда был готов разделить все, что имею, со своими друзьями и так поступали все, кто был рядом. Обязательно всегда находилось что-то, чем можно было поделиться.

Многие в Калмыкии несравнимо богаче тех, кто в горах Индии, Тибета. И очень важно распорядиться своей единственной человеческой жизнью мудро, не гоняясь за радугой. Под радугой имею в виду славу, высокую репутацию, богатство и т. д. И чем больше вы будете стремиться к таким вещам, тем дальше и дальше в сторону вас будет уводить, и вы никогда не будете удовлетворены тем, чем владеете. Если ваши силы будут потрачены на славу, репутацию и многое тому подобное, то в момент смерти вам придется о многом сожалеть. В следующую жизнь вы пойдете с пустыми руками. И ваше перерождение будет хуже настоящего. Погоня за радугой - это самообман.

Великий йогин Шантидева говорил: "Один человек ждет лодку, чтобы пересечь океан сансары. Он ждет долго и упорно, и в один прекрасный день она подплывает. Пришла наконец лодка драгоценной человеческой жизни, но вместо того, чтобы скорее прыгать в нее, он вдруг заявляет, что хочет собрать здесь яблок, сладких плодов. Пока он этим занимался, лодка отчалила. И теперь снова ему придется ждать долгое, долгое время",

Великие Учителя прошлого излагали свои знания не для того, чтобы стать знаменитыми, а исключительно из чувства сострадания к нам, чтобы мы могли ими воспользоваться. Реально мы видим только эту жизнь, представление о следующей находится за пределами нашего разумения и поэтому не производит большого впечатления на нас. Великие же Учителя прошлого ясно видели прошлые и будущие жизни и из сострадания к нам поведали об этом. Из всех наставлений, которые я даю вам, это, пожалуй, самое ценное, поскольку оно не обращено на разрешение каких-то временных проблем настоящей жизни. Это наставление поможет нам спасти себя, спасать других жизнь за жизнью. Очень важно наставление о драгоценной человеческой жизни слушать вновь и вновь, тогда, возможно, вы осознаете его подлинный смысл. Если мы этого не поймем, то что бы мы ни говорили, что бы ни предпринимали, все это нам нужно, чтобы в конечном счете поесть, поспать и развлечься. А это, как вы понимаете, умеет делать без долгих размышлений любое животное.

 

"Даже самый сильный гром - лишь пустой звук. Так и самая громкая слава оказывается пустым звуком в час смерти. Не обманывайте сами себя". (21)

 

Вам хорошо известны имена знаменитых людей, слава о которых распространялась по всей земле, но постепенно о них забывали. А сколько же им пришлось приложить сил, чтобы добиться такого признания! Сколько было уничтожено человеческих жизней ради этого! Но когда наконец человек добивается ее, то слава оказывается пустым звуком, и ни в чем она не способна помочь. Мало того, по пути к ней создавалась отрицательная карма, приносящая исключительно вред. И в момент смерти вместо того, чтобы взять с собой что-то хорошее, такой человек понесет с собой только отрицательный груз.

Все это результат привязанности к славе, репутации. В глубине души никто не хочет быть плохим человеком. К примеру, если вы отъявленному негодяю скажете о том, что он хороший, это его обрадует. Но тогда почему люди становятся эгоистичными? Ответ один: из-за своей привязанности к славе, репутации и другим подобным вещам. Мало того, зачастую люди используют ошибочные методы, все время говоря: "Я, я, я....!" Но даже использование хороших способов постепенно привязывает вас к славе и все портит. Поэтому, чтобы не обмануться прежде всего следует уменьшить привязанности. Они не дадут вам счастья. Гнев возникает исключительно из привязанности, которая подобна маслу, въевшемуся в бумагу. От нее трудно избавиться. И если вы решили больше не заниматься самообманом, то для уменьшения привязанности, размышляйте о непостоянстве и смерти.

Есть три уровня привязанности. Первый - это привязанность к этой жизни. Второй - привязанность к радостям сансары. Третий - привязанность к освобождению себя самого. И если вы не устраните первый уровень, то что бы вы ни делали - это не будет практикой Дхармы. Лучшее средство, чтобы избавиться от этой привязанности - размышления о драгоценности человеческого рождения, непостоянстве и смерти.

Приведу вам текст Ламы Цонкапы, записанный им со слов Манджушри: "Если вы не устранили привязанность к этой жизни, то, что бы вы ни делали в этой жизни - это не будет практикой Дхармы. Если человек не устранил привязанность к радостям сансары, то, что бы он ни делал, это не будет путем к Освобождению самого себя. Если человек не устранил привязанность к Освобождению самого себя, то, что бы он ни делал, это не будет практикой Махаяны. А если это не будет практикой Махаяны, то, что уж говорить о практике тантры". Поэтому в настоящее время я советую вам практиковать именно эти основные в буддизме вещи, меньше думая о таких высоких Учениях, как "Шесть йог Наропы", Махамудра, Дзогчен и т.д.

У вас имеется на тибетском и русском языках "Ламримченмо". Это одна из ценных книг, написанных Ламой Цонкапой. Во всех без исключения школах буддизма изучают эту книгу. Я  не могу сказать про каждого человека, я имею в виду, конечно, мудрых людей. Эта книга - основа для серьезной практики.

Моя передача Учения носит обзорный характер, дается как бы с расстояния. А в книге анализируются все явления, шаг за шагом. При желании и усердии можно многое понять досконально. Не пытайтесь идти за звуком. Вместо этого старайтесь достичь подлинного Учения, подобно тому, что изложено в книге. Тогда ваша жизнь наполнится смыслом, и смерть более не станет проблемой, а явится простым переходом в лучшее состояние. Если человек не готовится к смерти, то ее приход для него ужасен. Поэтому делайте все, чтобы наполнить жизнь смыслом. Если вы совершите ошибки в каких-то мелких делах, это не так страшно. Но если вы безошибочно практикуете Дхарму, то тем самым обеспечиваете себе счастье жизнь за жизнью. И это крайне важно.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека