Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Лекции и выступления Намхая Норбу Ринпоче.

Санти Маха Сангха для мальчиков и девочек

Перевод с тибетского и примечания: Адриано Клементе Перевод с итальянского на английский: Джон Шейн
Перевод с английского на русский: Григорий Мохин
1996,Copyright Associazione Culturale Comunita Dzogchen
Дзогчен-Община Москвы, 1997г.

Намо Гуру Падмакарайе! (Это санскритское выражение означает: "Я выражаю почтение Учителю Падмакаре". Падмакара - другое имя Падмасамбхавы).
        В этих строках, сладостных, как песнь кукушки,
        Вы найдете все, что нужно знать на трех уровнях,
        Как в трех частях Ганчила.
(Ганчил (dga khyil) изображается как круг, состоящий из трех частей, символизирующих тело, речь и ум).
        Я дарю их вам, молодым ученикам,
        Светлым как цветок кушешая,
(Один из видов лотоса)
        Которые желают постичь учение
        Об изначальном состоянии.

        Вот каков основополагающий, или базовый уровень
        Тренировки для мальчиков и девочек:
        Открывая свои глаза посредством Воззрения,
        И воплощая его на практике через Медитацию,
        Мальчики и девочки, которых природа одарила
        Красотой, ясными чувствами и живым умом,
        Развивают правильное и доброе Поведение.

        Затем, на первом уровне тренировки,
        Они раскрывают, что Воззрение -
        Это ясное понимание природы тела, речи и ума;
        Медитация - это сущностная практика трех Ваджра,
(Ваджра означает "неразрушимый", а выражение "Три Ваджра" обозначает три неразрушимых состояния Тела, Речи и Ума всех просветленных существ).
        И в Поведении они избегают причинять вред
        другим своими телом, речью и умом,
        Сохраняя присутствие и осознавание.

        Затем, на втором уровне тренировки,
        Они постигают Воззрение закона кармы,
        Причин и последствий добрых и плохих деяний,
        В Медитации развивают намерение
        действовать на благо других существ;
        А в Поведении соблюдают и уважают закон кармы
        даже в самых незначительных по виду поступках.

        Наконец, на третьем уровне тренировки,
        Они постигают Воззрение значимости Трех Драгоценностей,
(Это Будда, его Учение, или Дхарма, и Община, или Сангха, но также это обозначает Учителя, Учение и Общину).
        В Медитации учатся принимать Прибежище,
        А в Поведении проявляют любовь к Учителю,
        источнику Прибежища, и к своим духовным собратьям.

        Мальчики и девочки, которые в совершенстве осваивают
        тренировки трех уровней, достигают всего , что нужно
        для вступления на Путь Санти Маха Сангхи.

        Пусть благодаря силе этой заслуги
        мальчики и девочки, обладающие ясным умом
        легко постигнут смысл изначального состояния
        и станут великими наставниками для существ,
        неисчислимых, как просторы неба,
        и приведут их всех у освобождению.
В ответ на просьбы Тинлея, Йесанга и других детей из Дзогчен-Общины, чтобы они получили реальную пользу, практик Дзогчен Чогьял Намкхай Норбу написал этот краткий текст о трех уровнях, равных по числу Трем Семействам Просветленных Существ (Татхагата, Ваджра и Падма), в десятый день седьмого месяца года деревянной собаки (16 августа 1994 г.) в своем домике Гаделинге.
Пусть возникнут удача и добрая заслуга! Сарва Мангалам!


Открывая Око Мудрости
Базовый уровень тренировки Санти Маха Сангхи для мальчиков и девочек
(Санти Маха Сангха Кумар Кумари)

("Кристальное дитя" - Гараб Дордже, первый мастер, обучавший Дзогчен).
Намо Гуру Падмакарайе!
        Телом, Речью и Умом
        Я почтительно склоняюсь
        Перед мастером, известным как "Кристальное дитя",
        Чтобы изъяснить мальчикам и девочкам
        Базовый Уровень этого Учения.

        Открывая свои глаза посредством Воззрения,
        И воплощая его на практике через Медитацию,
        Мальчики и девочки, которых природа одарила
        Красотой, ясными чувствами и живым умом,
        Развивают правильное и доброе Поведение.
Эти строки разъясняют, что именно мальчики (кумар) и девочки (кумари) должны выучить на Базовом Уровне этого Учения. В добавление к тому, что они наделены от природы красотой юных лет, ясными и острыми чувствами, живым умом и другими качествами, у них также есть счастье и удача заинтересоваться Учением Дзогчен, которое очень трудно повстречать, но которое может принести неоценимую пользу тому, кому все-таки довелось с ним встретиться. Санти Маха Сангха означает "Дзогчен-Община", и также, как программа тренировки Санти Маха Сангхи для взрослых начинается с Базового Уровня, так и эта программа тренировки Санти Маха Сангхи для мальчиков и девочек, состоящая из трех уровней, начинается с Базового Уровня.
В чем значение Основополагающего или Базового Уровня тренировки?
Если, скажем, мы собираемся возводить здание, прежде всего следует заложить прочное основание для него, потому что без крепкого фундамента любому высокому зданию, даже будучи построенному, будет грозить опасность рухнуть в любой момент.
Подобно этому, если мы хотим, чтобы знание Дзогчен по-настоящему взросло внутри нас, прежде всего мы должны ясно понять, что такое Воззрение, Медитация и Поведение.
Именно эти вопросы объясняются в Базовом Уровне, предшествующем трем уровням Санти Маха Сангхи Кумар Кумари.
ВОЗЗРЕНИЕ
Говоря о Воззрении, мы обычно понимаем под этим определенный настрой ума или особый набор установок ума, который направляет наши мысли. Но в любом случае, мы можем назвать что-либо Воззрением только после того, как этот набор был тщательно обдуман, прошел проверку размышлением и наконец был записан. Поэтому нельзя называть Воззрением первую попавшуюся мысль, которая приходит в голову.
Существует множество Воззрений или способов мышления, и некоторые из них верны, другие же - ошибочны. Правильное Воззрение идет на пользу как себе, так и другим, а ошибочное - приносит вред и себе, и другим. Поэтому мы в первую очередь должны убедиться, что наше собственное Воззрение - правильное.
Будда Шакьямуни, Падмасамбхава - мастер из страны Уддияна (это древнее королевство находилось к северо-западу от Индии, и сегодня многие ученые считают, что на его месте расположена долина Сват в Пакистане), и другие великие Учителя, жившие в прошлом, уделяли большое внимание тому, чтобы у учеников выработалось ясное и глубокое понимание правильного Воззрения.
Мы считаем, что их Воззрение правильно, потому что эти мастера были полностью просветлены, а в уме просветленного существа не бывает плохих мыслей. Надо сказать, что ошибочные Воззрения могут возникать только из-за плохих мыслей. Поэтому, внимательно изучая правильное Воззрение, которому учили Будда и другие мастера, мы должны уметь отличать ошибочное Воззрение от правильного.
Говоря об "изучении правильного Воззрения", мы не должны слепо верить в правоту нашей точки зрения и объявлять ее "правильной". Нельзя принимать или отвергать Воззрение, не обдумав его очень тщательно. Если мы решаем, что какое- либо Воззрение правильно, мы должны сами убедиться в том, какую пользу, прямую или косвенную, может принести это Воззрение себе и другим. Чтобы по-настоящему хорошо постигнуть это, "открыть свои глаза", мы должны тренироваться в том, чтобы таким образом проверять содержание любой точки зрения.
Сейчас я расскажу вам историю, которая помогает понять, что означает "открыть свои глаза, следуя правильному Воззрению".

Давным-давно в одной деревне неподалеку от Лхасы, столицы Тибета, жил человек, который тратил все свои силы на то, чтобы заработать себе на пропитание и одежду. Он полагал, и это было его Воззрением, в котором он был твердо убежден, что самое главное в жизни - это деньги, запас зерна и вообще материальный достаток. Он постоянно думал про себя: "Какую же работенку подыскать, чтобы была и нетяжелая и денег приносила вдоволь?"
А в тибетских семьях принято было не убивать себе на еду коз, овец и яков, а вместо этого каждую осень посылать за человеком, которого специально нанимали для того, чтобы он забил необходимое число домашнего скота с тем расчетом, чтобы запаса мяса хватило на зиму. Этого человека называли "шенпа", аналог мясника на Западе, и за свою работу он получал плату от семьи, "компенсацию за совершение неблагого деяния", в виде денег, зерна, кусков мяса, забитых животных. В конце осени семьи, в которых забивался домашний скот, приглашали несколько лам для проведения многодневных ритуалов во благо убитых животных. (Цель этих ритуалов состояла не только в том, чтобы очистить неблагие деяния самих животных, но и в том, чтобы очиститься от плохого действия - убийства).
Вот наш человек, который с таким трудом зарабатывал себе на жизнь, и решил, что работа шенпы очень легкая и без особых усилий позволит заработать много денег и обеспечит ему достаток. Поскольку в Тибете убийство животных считается очень плохим и тяжелым действием, было не так-то много желающих взяться за такую работу. Но этот человек решил для себя: "Что за трудность - убить скотинку? Вот заработаю кучу денег и заживу себе наконец в достатке и без хлопот".
Так в нем созрело это плохое и эгоистическое Воззрение. Скоро он сделался известным шенпой, и его приглашали во все деревни, чтобы убивать скот.
Однажды он у себя на бойне связал веревкой и выстроил в очередь тридцать овец. Он их забивал одну за другой, и те, до которых очередь еще не дошла, вынуждены были смотреть, как убивают овец перед ними!
В какой-то момент ему захотелось по нужде. Он положил нож на землю перед овечкой, которую должен был забить следующей, и отошел в сторонку на пару минут. Возвратившись, он увидел, что ножа нет, и принялся искать его. Наконец он заметил, что острие ножа чуть-чуть выглядывает из-под земли рядом с овечкой, и до него дошло, что это она ухитрилась его закопать. Разозлившись, он пристально посмотрел на нее. Он увидел, что в ужасе от приближающейся смерти, овечка вся дрожала от страха, и слезы катились у нее из глаз. Тут он взглянул на остальных овец, и осознал, что все они тоже плакали от отчаяния.
Он подумал: "Из-за своего жестокого Воззрения, ради только себя самого, ради продолжения этой ничтожной и несчастной жизни, я убил столько животных! Как же они страдали! Сколько зла я накопил! Я человек, но живу так, что эти овцы, с виду столь глупые, чувствуют больше меня. Да я лучше умру, чем буду дальше жить в этом теле и творить зло!" Искренне раскаявшись и ощущая в себе новое Воззрение, основанное на глубоком чувстве сострадания, он взобрался на край высокого обрыва и, ни секунды не поколебавшись, бросился в пропасть. Но он не упал вниз. Благодаря своему новому Воззрению, он перелетел по воздуху на тот край пропасти и благополучно приземлился. С тех пор он стал хорошим практиком. Он никогда больше не причинял никому вреда, и в его уме всегда жило правильное Воззрение, направленное на благо других.
Рядом с тем обрывом, с которого бросился мясник, находилась хижина, где много лет жил в ретрите отшельник. Увидев, как мясник бросился со скалы и перелетел по воздуху на соседнюю гору, отшельник подумал про себя: "Как же так? Этот мясник не провел ни дня в ретрите, всю жизнь убивал животных, ни разу не сделал хоть какой-то практики - и вот: он может летать по воздуху? Непонятно. Я-то не убил в своей жизни ни одного живого существа, столько лет делал практики у себя в хижине. Уж я-то должен быть лучше него и тоже должен уметь летать!"
Так у отшельника родилось ошибочное, основанное на остром чувстве зависти, Воззрение. Подталкиваемый им, он тут же отправился проверить, может ли он летать. Взобравшись на ту же точку, откуда бросился мясник, он уверился в том, что сейчас поплывет по воздуху, и шагнул в пропасть. Но в силу своего ошибочного Воззрения, вместо этого он рухнул вниз и разбился насмерть.

Эта история помогает нам понять, как правильное Воззрение может открыть нам глаза, а ошибочное - иметь обратный эффект, и куда каждое из них может привести. Существует много историй такого рода, и размышляя над ними, мы можем научиться хорошо отличать правильное Воззрение от ошибочного, и будем понимать, к каким последствиям и результатам могут привести оба способа видеть вещи: как правильный, так и ошибочный.

МЕДИТАЦИЯ
В данном случае, говоря о Медитации, мы имеем в виду следующее: из всего бесконечного числа мыслей, которые постоянно возникают в нашем уме, мы сосредоточиваем наше внимание на какой-то определенной мысли, размышляем над ней, и затем действуем, основываясь на этой мысли. Не существует сколь-нибудь заметной разницы между понятиями "практиковать" и "медитировать".
Для того, чтобы понять различие между Воззрением и Медитацией, рассмотрим следующий пример.
Представим себе, что у нас есть Воззрение, что летом, когда жарко, если мы будем тщательно поливать наш сад, то цветы в нем не завянут, а будут расцветать только пышнее и красивее.
Совершенно ясно, что для того чтобы это Воззрение стало чем-то реальным, мы должны по-настоящему выйти в сад, аккуратно полить его и позаботиться о том, чтобы цветы не засохли, а росли и расцветали. Такое действие на основе определенного Воззрения и есть пример того, что понимается под Медитацией. На базовом уровне Санти Маха Сангхи для мальчиков и девочек Медитация состоит в том, чтобы старательно и усердно своими действиями воплощать в жизнь то, что выражено в следующих словах Мастера Джигме Лингпа:
    Если ваши мысли добрые, то все Уровни и Пути также будут хорошими;
    Если ваши мысли плохие, то все Уровни и Пути также будут плохими.
    Все зависит от добрых мыслей,
    И поэтому вы должны всеми силами стараться развивать добрые мысли.
(Джигме Лингпа (1730-1798) - один из величайших Мастеров Дзогчен недавнего прошлого).
А сейчас я объясню, что понимается под словами "Уровень" и "Путь". Уровень - "са" (sa) по-тибетски - обозначает высшие реализации <в практике>, такие например, которые позволяли великим Мастерам и Мудрецам прошлого ходить по воде, не гореть в огне, летать в небе и совершать много разных чудес. Эти Уровни включают различные ступени реализации, которые можно подразделить на три группы: высшие, средние и низшие. На каком-то определенном Уровне человек достигает способности никогда не болеть, на другом - он перестает ощущать боль, а на еще более высоких - он умеет левитировать, то есть зависать в воздухе, сидя в позе лотоса, или летать по воздуху и т.д.
Слово "Путь", в свою очередь означает средство или способ реально осуществить реализацию этих высоких состояний сознания. Вообще говоря, то что Мастер передает ученику, это именно особый путь, подходящий ему в соответствии с его умом и способностями.
Чтобы ясно понять различие между "Уровнями" и "Путем", рассмотрим еще один пример. Собираясь в путешествие на гору Кайлас - знаменитую священную гору в Западном Тибете, вы можете выбрать, как именно вам добираться: пешком, верхом на лошади, на джипе, на самолете и т. д. Все эти способы можно сравнить с различными путями, а именно с путями, которые нужно пройти, чтобы достичь Уровней реализации.

В книге Патрула Ринпоче "Речи Учителя Самантабхадры"* имеется знаменитая история, в которой поясняется, что ваши успехи в продвижении по Пути и достижении Уровней реализации зависят от ваших добрых мыслей.
Однажды давным-давно в местности Часа Кокха, семь человек - шестеро монахов и один посыльный - собрались переправляться через реку. Они сели в лодку и проплыли не более четверти пути, как вдруг лодочник сказал им: "Нас слишком много в лодке. Она перегружена. Если кто-нибудь из вас умеет плавать, пусть он прыгнет в воду. Иначе я сам прыгну в воду, а вы садитесь на весла и начинайте грести".
Однако никто из пассажиров не умел плавать, и не знал, как грести. Тогда посыльный подумал: "Чем всем нам потонуть, лучше уж я один утону!" И он бросился в реку. В этот момент по небу пошли радуги, и сверху посыпался дождь из цветов, и посыльный, несмотря на то что он не умел плавать, добрался до другого берега целым и невредимым.
Пусть даже посыльный никогда до того не практиковал Дхарму (Дхарма - это учение Будды), в тот момент у него в уме возникли такие сильные положительные мысли, что они немедленно вызвали к жизни столь же сильный положительный результат.
В этой же книге есть другая известная история, которая объясняет, что все препятствия и неудачи на Пути и Уровнях возникают из-за недобрых мыслей.
Жил-был нищий. Он валялся у ворот королевского дворца, и его постоянно обуревала одна и та же мысль: "Как же мне хочется, чтобы король свернул себе шею, а я бы вслед за тем стал королем". С этой мыслью он провел всю ночь, а под утро заснул.
Вскорости из своего дворца выехал король. Когда его карета проезжала по дороге мимо того места, где на обочине спал этот нищий, одним колесом она случайно наехала на него, и ему отрезало голову.
Эта история учит нас, что нужно постоянно очень внимательно следить за тем, чтобы не упускать из виду сущность учения, и сохранять присутствие и осознавание во всех обстоятельствах. Если мы не наблюдаем за своим умом, легко может случиться так, что попав под воздействие необоснованных сильных чувств привязанности или гнева, мы натворим много плохих дел. Так эгоистичное желание старика-нищего, каким бы невозможным ни было его реальное осуществление, немедленно вызвало к жизни соответствующие последствия.
Разве могло случиться, как того желал нищий, чтобы король, благополучно почивающий на украшенном драгоценными каменьями троне у себя во дворце, свернул себе шею? И если даже это бы действительно произошло, разве можно помыслить, чтобы сын короля не унаследовал бы трон или что министры, сильные как тигры, медведи или леопарды, не взяли бы управление королевством в свои руки? Неужели они бы вытянулись по струнке перед мерзким нищим и усадили бы его на царство? Так он провел в бесплодных фантазиях последние часы своей жизни.

Мораль этой истории такова, что если мы не наблюдаем внимательно за тем, что происходит у нас в уме, то у нас тоже может возникать множество бесплодных и плохих мыслей, как у того нищего, который потратил на фантазии остаток ночи.
Итак, мы должны усердно работать над тем, чтобы у нас всегда возникали добрые мысли. Если же нам доведется подумать о ком-то плохо, следует напомнить себе, что наши плохие мысли породят плохие последствия и скажутся на нас же. Когда у нас в уме возникает плохая мысль, надо всеми силами стараться искоренить ее. Это есть основа, совершенно необходимый момент нашей Медитации.

ПОВЕДЕНИЕ

Под словом "Поведение" (иногда говорят: "Отношение"), как обычно, мы понимаем весь набор привычек и черт характера, по которым можно судить, хорошо или плохо данный человек воспитан и образован.
Мальчики и девочки, которые следуют тренировке Санти Маха Сангхи, должны стараться по мере своих сил сохранять почтительное и уважительное отношение к старшим, дружеское и открытое расположение к своим ровесникам, и любовь и заботу к тем, кто слаб и нуждается в помощи.
Для того, чтобы помочь нам понять, в чем источник, корень хорошего Поведения, Будда оставил следующий завет:
    Пусть для вас примером будет ваше тело -
        Не причиняйте другим никакого вреда.
Постоянно помня об этих словах Будды, мы должны тренироваться в том, чтобы наше поведение находилось в полном согласии с ними. Как например можно делать такую практику? Представим себе, что некий мальчишка хочет наступить на маленькую букашку и убить ее, просто так, ради развлечения. Что будет чувствовать букашка в этот момент? Если бы мы сами были этим насекомым, и на нас собирался бы наступить и раздавить огромный человек, в тысячу раз больший чем мы сами, какое страдание мы бы при этом испытывали? Если мы поразмышляем над этим, нам вряд ли когда-нибудь еще придет мысль о том, чтобы намеренно кому-то вредить, и хорошее Поведение возникнет само по себе.
Это хорошее Поведение будет служить знаком того, что мы хорошо воспитаны и образованы, и мы сможем помогать другим и развивать много всяких способностей.
Мальчики и девочки, которые вобрали в себя и воплощают на практике истинный смысл Воззрения, Медитации и Поведения, которые я объяснил в этой книге, станут драгоценными зернышками для распространения Учения Дзогчен в будущем. Поэтому было бы очень хорошо, если бы все мальчики и девочки старательно осваивали ключевые моменты Базового уровня Учения до тех пор, пока не подготовились бы в совершенстве к вступлению на первый уровень тренировки.
        Пусть, благодаря силе этих добрых деяний,
        Все мальчики и девочки достигнут
        Изначальной сферы освобождения
        И реализуют чистую мудрость!
В ответ на просьбы мальчиков и девочек из Дзогчен-Общины, чтобы у них была хорошая причина стать в будущем проводниками Учения Дзогчен, Чогьял Намкхай Норбу, путешествующий по всему свету, сочинил эту маленькую книжечку на 11-й день седьмого месяца года деревянной собаки, в своем домике Гаделинге.
Пусть все, что изъяснено здесь, станет исключительной причиной для распространения драгоценного Учения Ати Дзогпа Ченпо.
Сарва мангалам.
Вопросы к экзамену базового уровня
1) Что мы понимаем под "Воззрением"?
2) Как мы можем отличить правильное Воззрение от ошибочного?
3) Что мы имеем в виду, говоря "открыть глаза, следуя правильному Воззрению"?
4) Чему учит нас история о мяснике?
5) Что мы понимаем под Медитацией?
6) В чем разница между Воззрением и Медитацией?
7) Как звучат строки, которые учат нас тому, что мы должны практиковать в Медитации?
8) Чему учат нас истории о посыльном и нищем?
9) Что мы понимаем под Поведением?
10) Как звучит наставление Будды о хорошем Поведении и как мы должны его применять на практике?
Патрул Ринпоче (1808 - 1887) - это великий мастер Дзогчен, автор очень известной книги "Речи Учителя-Самантабхадры" (kun.bzang. bla.ma'i. zhal.lung), в которой подробным образом описаны предварительные практики и содержится большое число историй и легенд. Есть очень хороший английский перевод этой книги, озаглавленный "Words of my Perfect Teacher" (Речи моего совершенного Учителя).

WWW Publishing: Copyright (C) 1997, White A Inc.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека