Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

УЧЕНИЕ ПО БУДДИЙСКОЙ ЛОГИКЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИКИ

Дети аристократов изучали буддийскую логику, но не потому, что они хотели заняться медитацией. В аристократических семьях считалось, что если дети знают логику, то они очень преуспеют в политике. Они отправляли своих детей изучать логику, а затем те использовали логику для политики. В действительности, логические познания нужны для того, чтобы познавать для себя мир, глубже проникать в то, как все существует на самом деле, искать истину, а не для политики. Можно сказать, что они использовали логику не должным образом.

 

Как-то раз мой Учитель спросил меня: “Что более надежно ясновидение или логическое познание?” Я сказал: “Не знаю. А что более надежно?”. Учитель сказал: “Логическое познание более надежно, чем ясновидение”. И рассказал мне одну историю.

 

Эта история действительно произошла в Тибете. Там жил монах, который медитировал и обладал ясновидением. А его друг учился в монастыре и обладал очень хорошим логическим мышлением. Они были очень большими друзьями. Как-то раз их в гости пригласила одна семья, и эта семья знала, что один из монахов обладает ясновидением. Друзья пришли и помолились за благополучие этой семьи. Одна из их коров должна была принести приплод со дня на день, и они спросили у этих монахов: “Кто родится теленок или телочка? И какая будет расцветка?” Тот монах, который был логиком, посмотрел на окраску самой коровы. А тот, который обладал ясновидением, применил ясновидение и увидел зародыш, который находился в животе у коровы и сказал: “Это будет телочка. Вся рыжая, но на лбу белая звездочка”. Но тот, который обладал логикой, сказал: “Нет, не так”. Потому что он увидел, что у матери-коровы белый хвост, а на морде никаких белых пятен нет. И он понял, что тот, кто обладал ясновидением, увидел свернувшуюся в клубочек телочку, у которой на самом деле хвост был прижат ко лбу, и решил, что где-то в районе лба или уха у нее белая звездочка, но на самом деле это был хвост. И он сказал: “Да, это будет телочка, но у нее белый хвост, а не белая звездочка на лбу”. Ясновидящий сказал: “Нет, нет. На сто процентов именно во лбу у нее белая звездочка”. Тогда они поспорили на эту тему. Через какое-то время, когда у коровы должно было появиться потомство, они опять вернулись в эту семью. Они увидели эту телочку и обнаружили, что у нее именно белый хвост, а на лбу ничего белого нет. Ясновидящий удивился: “Как же я мог ошибиться?!” Тогда логик ему сказал: “Ты ошибся, потому что в тот момент у нее хвост был прижат ко лбу, а ты подумал, что это во лбу у нее белое пятно”. Видимость обманчива, логика же безошибочна, какова причина – такой будет и результат.

 

Если у вас есть логика, то вы можете понять очень многие вещи, из тех которые вы не видите. В буддизме говорится, что вам не обязательно видеть все своими глазами и не обязательно слышать все своими ушами. Существует очень много вещей, которые вы можете увидеть третьим глазом. Третий глаз находится не во лбу, и вовсе не обязательно делать во лбу дырку, чтобы проявился третий глаз. Это глаз, который может увидеть гораздо более тонкие вещи, те которые вот эти два больших глаза видеть не могут – причинно–следственную взаимосвязь на тонком уровне. Этого вы своими глазами не увидите, но вы можете убедиться в этом на основе своих логических заключений.

 

Причину своих страданий вы не видите собственными глазами, но вы можете убедиться в ее существовании на основе логических доводов. Поскольку, какое действие вы предпринимаете – такого результата вы и достигнете. Если вы ведете себя искусно, то у вас будет более счастливая жизнь, если вы ведете себя по-идиотски, то у вас будет больше страданий. Наша жизнь, как шахматы: какую стратегию вы выстраиваете, такой у вас будет и результат. Если у вас нет хорошей стратегии, то вы делаете неудачные ходы. Дело в том, что каждый шаг, который мы делаем в своей жизни, подобен шахматному ходу, если мы куда-то шагаем без плана и стратегии, то мы впустую тратим свое время, и тогда наше положение все больше ухудшается. Если мы, руководствуясь планом и стратегией, делаем правильные шаги, то жизнь становится очень простой.

 

Кроме того, существует очень много стратегий по поводу того, как сделать свою жизнь полезной для множества других живых существ. В буддизме говорится, что спокойная жизнь ради самого себя –  это не достаточно. Наша жизнь должна быть значимой для многих людей. Зачем? Потому что мы все время принимаем от других помощь. И, поскольку мы принимаем помощь от других, у нас, в свою очередь, существует обязанность оказывать помощь другим. Когда мы были маленькими детьми, мы полностью зависели от поддержки других людей. Мы ничего не знали, даже правильно есть не умели и не знали, где и как искать еду. В это время мы полностью зависели от доброты других людей. Когда вы станете совсем старыми и немощными, вы более, чем когда-либо будете зависеть от других. Единственный промежуток нашей жизни, когда мы относительно самостоятельны – это период зрелости. Все остальное время мы зависим от других. Если в этот период времени мы не помогаем другим, а только думаем о своем собственном счастье, то значит, мы совершенно никчемные люди, хуже собак. Даже собака, если ее кормить, полна чувства благодарности к хозяину, ей хочется что-то хорошее для него сделать. Так что мы, люди, в зрелом возрасте, когда у нас есть сила, не должны думать только о себе, а должны считать своим долгом сделать что-то, чтобы помочь другим людям.

 

Все понимание буддизма и приобретенное нами логическое мышление мы должны использовать для того, чтобы становиться добрее и относиться к людям с большим пониманием и добротой, а не для того, чтобы становиться от этого высокомернее. Мы должны становиться от этого скромнее и добрее, а не высокомернее. Если вы по-настоящему ясно усвоите логику, то, благодаря этому, вы станете добрее и скромнее. Когда вы по-настоящему ясно усвоите логику, то вы поймете, как глупо быть гордым.

 

Основная причина, по которой вы изучаете логику, – чтобы стать добрее и ответственнее. С помощью логического анализа вы поймете, что ваши страдания и счастье зависят только от ваших собственных действий. Никто не создавал ни ваши страдания, ни ваше счастье. С помощью логики вы также поймете, что Бог не может сотворить ваши страдания и ваше счастье. Почему? Потому что, если бы Бог обладал властью создавать ваши страдания и счастье, то возникает первый вопрос: есть ли у Бога любовь и сострадание? Если у Бога есть любовь и сострадание, и он обладает силой для того, чтобы сотворить весь мир, он бы с самого начала, именно в силу своего великого сострадания, сделал бы все безупречным. Если же вы говорите, что Бог всесилен и, тем не менее, он не создал все таким безупречным, то это признак того, что он лишен этого великого сострадания. Потому что, если кто-то создает вам ваши страдания, значит он плохой. Итак, с вашей стороны, здесь нет ясного понимания.

 

В буддизме говорится, что Бог не все создал. Индуисты же говорят, что Бог создал все. Здесь возникает диспут. Индуисты говорят: «Бог создал все, поскольку все имеет форму». Например сосуд. Этот сосуд был кем-то создан, поскольку он имеет форму. Буддисты говорят, что это умозаключение недостоверно, потому что, во-первых, не у всех феноменов есть форма. Например, у сознания нет формы. Из этого следует, что сознание создано не Богом, поскольку оно бесформенно. Пространство тоже не Бог создал, поскольку оно бесформенно. Итак, получается, что Бог создал уже не все феномены. Кроме того, пространство создавать вообще не надо, поскольку оно постоянно и представляет собой отсутствие формы, оно не зависит от причин. Если все создал Бог, это значит, что пространство тоже создал Бог, это означает, что пространство зависит от причины, и, следовательно, оно непостоянно.

 

Еще один вопрос: если все создано Богом, то кто же создал Бога? Бог же не создал сам себя. Бог тоже живое существо и феномен. Вы не можете говорить, что все создано Богом, потому что это противоречие. Если Бог не создан Богом, то значит не все создано Богом. И еще такое рассуждение: Бог, который создал все феномены, он постоянен или непостоянен? Если он постоянен, он ничего не может создавать. А если он непостоянен, тогда он зависит от причины. Поскольку Бог зависит от причин, значит он претерпевает изменения. Следовательно, предыдущий момент его существования – это причина текущего момента его существования. Ладно, не будем в это глубоко вдаваться.

 

Вопросы типа «кто создал нас самих?» задают люди, когда они начинают искать ответы на вопрос: «в чем причина наших страданий и нашего счастья?» В буддизме говорится, что наши страдания и счастье созданы не Богом. Индуисты говорят, что, если вы действуете согласно божьему наказу, то он сделает вас счастливым, а если вы не слушаетесь божьих наказов, то он заставит вас страдать. На основе таких указаний люди и слушаются Бога. Из-за этого они становятся немного добрее. Они говорят: “Если я буду плохо себя вести, то Бог меня накажет”, и из страха перед наказанием, они пытаются воздерживаться от таких вещей как воровство, насилие и так далее. Это тоже хорошо, но это сработает не для всех. Таким людям, как я, утверждения, о том, что Бог накажет, кажутся несколько бессмысленными.

 

Для людей, которые понимают причину страданий, страдание и счастье создает не Бог, а их собственные поступки. Какие действия вы совершили, такие результаты вы и получите. Если вы опустите палец в огонь, то вы обожжете палец. И не Бог создает страдание от боли в пальце, а ваш собственный глупый поступок. От глупости вам становится больно. Те страдания, которые вы испытываете в юности – это тоже результат ваших собственных действий: вы пьете водку, принимаете наркотики, туда-сюда шатаетесь, не создаете основы для будущего счастья. Богу даже не нужно вас наказывать. Своими поступками вы сами себя наказываете. Чем больше наркотиков вы принимаете, тем больше от них зависите. Затем вы попадаете в рабство к нарко-дельцам. Вы сами себя рабами делаете, никто вас рабом не делает. Поэтому, с самого начала, ни к чему себя не принуждайте, просто отличайте искусное действие от неискусного. Если вы не заинтересованы в результатах этих действий, вы можете просто прекратить их.

 

Принятие наркотиков, употребление алкоголя – называется неискусными действиями. Ну какой вкус может быть у водки? Люди, не попавшие под влияние людей, утверждающих, что водка – это очень замечательная вещь, попробуют водку и им становится просто отвратительно, потому что она ужасная на вкус. Например, человеку, на которого не оказало влияние общество, закрыть глаза и поставить перед ним стакан водки и стакан сока и попросить выпить и то, и другое. А потом спросить что вкуснее? Он скажет: “Конечно же, сок. Какой идиот будет утверждать, что водка вкуснее?” Наш ум уже достаточно омрачен, а когда вы пьете водку, он еще больше тупеет и омрачается. Нам не надо делать из себя еще больших идиотов, чем мы уже есть. Если вы все это себе объясните, то вам будет уже не интересно совершать эти неискусные действия. Вы не будете от них зависеть.

 

Вы не должны полагаться на водку, как на источник своего счастья. Источник вашего счастья должен находиться в спокойствии ума. А для того, чтобы иметь спокойный, умиротворенный ум, вам не нужно много денег и вам не нужна машина. Я вот, например, живу в Москве, и у меня нет машины, но я очень счастлив. Все машины в Москве мои, я их останавливаю на улице, даю немножко денег, и они везут меня куда я хочу. Пока я в ней еду, машина принадлежит мне. Водитель, который там сидит, тоже мой шофер. Я могу им распоряжаться: “Поезжай туда, теперь сюда ”.

 

Дело в том, что ни одним предметом вы не можете владеть все время. Все предметы предназначены только для временного использования, вы не можете владеть ими постоянно. Потому что вы непостоянны, и этот предмет также непостоянен. Одно непостоянное пытается овладеть навечно другим непостоянным – это довольно глупо. Это как облако. Все предметы имеют суть облака. Каким бы прекрасным не было облако, некоторое время оно прекрасно, но потом оно меняет форму. К форме облака могут привязаться только маленькие дети. Взрослые люди знают, что глупо привязываться – облака все время меняются. Маленький ребенок смотрит в небо и видит – плывет красивое облако. Затем облако меняет форму и ребенок начинает плакать из-за этого: “Ах, какое было красивое облако! Как я несчастен, что оно теперь стало другим”. Точно также все феномены, все привлекательные объекты подобны облакам. Ваше красивое тело тоже подобно облаку. Оно очень быстро станет уродливым. И еще до того, как оно стало уродливым, вам нужно избавиться от привязанности. Тогда, вы не впадете из-за этого в подавленное состояние, а будете просто смеяться над этим.


 

6-7 Ноября 1999 года

г. Москва, пансионат «Лесное»


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека