Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

УЧЕНИЕ ПО БУДДИЙСКОЙ ЛОГИКЕ

ВВЕДЕНИЕ

tinlei

Я счастлив, что вы пришли сегодня послушать Учение по «Праманаварттике».  Это текст по логике, написанный Дхармакирти. В Тибете, как правило, такие Учения изучались только в монастырях монахами, миряне не изучали их. Но Его Святейшество сказал, что это ошибка: такие тексты должны изучать не только монахи, но и все те, кого интересует буддийское Учение.

 

В основном, в Тибете миряне сначала немного изучали Ламрим, потом получали посвящение и занимались практикой. Но в такой практике нет особой силы. Если вы хотите, чтобы ваша практика была сильной, чтобы в ней было могущество, то для вас очень полезно изучать такие тексты, как «Абхисамайяламкара» и «Праманаварттика». «Абхисамайяламкара» – это текст, написанный Буддой Майтреей, в который входит все Учение Сутры, все восемьдесят четыре тысячи томов Учения Сутры. В будущем, когда у нас будет время, мы сможем провести курс по изучению «Абхисамайяламкары». Вы хотите? Это очень богатый материал.

 

Изучение этого текста не принесет немедленных результатов, но постепенно это знание будет приносить вам пользу. То же самое и с наукой. Не трудно получить только приблизительные представления о науке, но, если вы начинаете более углубленно изучать научные теории, решать сложные уравнения, то это может помочь вам понять какую-то конкретную научную тему. Поэтому уравнения и так далее имеют очень большое значение в науке, иначе вы всегда будете говорить: «электрон, протон, нейтрон», но не будете знать, как их использовать. Вы будете думать, что если потереть камешком об камешек, то в результате получится электрон. То же самое, если вы не знаете логики «Абхисамайяламкары», то вам будет казаться, что для того, чтобы испытать Ясный Свет, достаточно закрыть глаза, посидеть в позе медитации, и сразу же на вас снизойдет Ясный Свет. В действительности, если вам удастся испытать Ясный Свет по сути, то уже во второй момент этого переживания вы избавитесь от омрачений. Зависть, гнев – все негативное исчезнет из вашего сознания. Но достичь Ясного Света по сути очень не легко, сначала вы должны знать что такое Ясный Свет по подобию. Что касается Ясного Света по подобию, то он делится на полный Ясный Свет по подобию и неполный Ясный Свет по подобию.

 

Сейчас вы должны почувствовать себя очень счастливыми, что вам предоставляется возможность послушать Учение по «Праманаварттике», тексту, который написал Дхармакирти. Я не буду давать вам традиционный комментарий, так как он займет очень много времени, и вы мало что поймете в нем. Я, как какой-нибудь русский профессор, который прочел и законспектировал очень много трудов, а затем сжал их до размеров одной диссертации. И я также буду излагать вам Учение в форме такой диссертации, чтобы оно было вам доступно, чтобы вы легче могли его понять. Но Учение будет основано на коренном тексте, на  «Праманаварттике». Что касается стиля изложения, то сначала я изложу вам основные пункты текста целиком, а потом мы более подробно их рассмотрим. Хорошо? Так что, не спите.

 

В эти дни в Москве происходят невероятные вещи. То, что в Москве дается Учение по Тантре Ямантаки, «Праманавартике», Ламриму – это невероятно, потому что такие вещи давались обычно только внутри тибетских монастырей и даже были недоступны для всех мирян. С этой точки зрения вам повезло больше, чем тибетским мирянам. Иногда в Тибете миряне повторяют: “Я буддист! Я буддист!”, гордятся тем, что они буддисты, также как буряты и калмыки, но получают очень мало Учений и, в основном, ограничиваются чтением мантр. После чего они просят, чтобы им дали практику Сергим. Сейчас дацаны (монастыри) в Бурятии – места, где люди должны изучать философию, превратились в места поклонения каким-то защитникам Дхармы.

 

Сначала я вкратце расскажу вам биографию Дхармакирти, автора этого текста. Дхармакирти – это величайший мастер, который является царем логики. Он родился в Индии и с детства обладал необыкновенным, очень острым и проницательным умом. Он родился в семье индуистов, в касте брахманов, которая считается высшей кастой в Индии.

 

С юных лет он освоил все индуистские науки, все индуистские философские системы и стал в них мастером. Но когда ему исполнилось тринадцать лет, он понял, что ему не хватает индуистского Учения, оно его не удовлетворяет. Он увидел в этом Учении множество противоречий, и к тому же, у него было много вопросов, на которые он не получал ответа. Затем он услышал от людей очень высокие отзывы об Учении Будды. И однажды он, тайком от всех, – он не хотел, чтобы об этом узнали его родители, – отыскал буддийские тексты и начал их изучать. Благодаря сильнейшим отпечаткам, которые остались в его сознании из предыдущих жизней, ему хватило один раз прочитать текст, чтобы устранить все свои сомнения по поводу буддийского Учения. Таким образом, он стал очень убежденным последователем буддизма. Ответы на те вопросы, на которые он не мог получить в индуистских текстах, он нашел в буддийских текстах. Он обнаружил, что буддийское Учение построено на очень чистых логических законах – чем больше его анализируешь, тем больше углубляется понимание. Не смотря на то, что он не встречался ни с одним буддийским мастером, благодаря чтению этих текстов, его сознание полностью изменилось, и он стал буддистом. Он даже стал носить буддийскую одежду.  Он снял с себя одежды брахманов и стал носить буддийские одежды.

 

Несмотря на то, что он не брал на себя никаких обетов, он стал буддистом самостоятельно. Это не понравилось его родителям и другим людям. Они сказали ему: “Если ты отказываешься носить одежду брахманов, ты должен уйти отсюда”. Дхармакирти, нисколько не расстроившись, сказал: “Очень хорошо, я уйду”, и добавил: “Я нашел бриллиант, и я не могу его выбросить. Теперь я должен найти подлинного мастера для того, чтобы познать буддийское Учение еще глубже”. Он оставил свой дом, свою родину и отправился на поиски великого буддийского мастера.

 

Ему встретился наставник, по-тибетски его имя Чо-Чок, который являлся учеником Дигнаги. Дигнага – это первый индийский мастер, который написал труд по буддийской логике. Когда он встретил этого мастера, то попросил Учение, и затем получил его. Когда он в первый раз получил Учение по логике от Лопена Чо-Чога, то его знания сравнялись со знаниями Лопена Чо-Чога. Когда он второй раз получил Учение по логике от Лопена Чо-Чога, то его знания сравнялись со знаниями самого Дигнаги. А когда он в третий раз прослушал Учение, он осознал, что его Наставник не полностью понял Учение Дигнаги. Затем во время диспута его Учитель – Лопен Чо-Чог понял, что ученик превзошел его в своих знаниях. Тогда Учитель сказал ученику: “Я написал текст по логике – комментарий на Учение Дигнаги, но я чувствую, что я не полностью, не достаточно хорошо понял Учение Дигнаги, поэтому допустил кое-какие ошибки и неточности. Прошу тебя, там, где я ошибся, опровергни мои ошибки и исправь их, затем представь целостный и чистый комментарий на Учение Дигнаги”. В ответ на просьбу своего Духовного Наставника Дхармакирти написал этот труд – «Праманаварттика». Этот текст используется во всех монастырях, потому что в нем полностью представлены воззрения Дигнаги.

 

Дхармакирти стал мастером буддийской логики. Он получил много разных инициаций (посвящений) и удалился в уединенное место для медитаций. Там он обрел шаматху. Пока Дхармакирти находился в отшельничестве в монастыре Наланда и других монастырях, появилось множество не буддистов, которые стали вступать в диспуты с буддистами, и буддистам было крайне трудно их опровергнуть. Тогда люди обратились к Дхармакирти с просьбой: “Пожалуйста, выйди из своего уединения, спустись к нам и помоги нам опровергнуть в диспутах не буддистов”. После чего Дхармакирти, выйдя из ретрита, вступил в диспут с не буддистами. Всех их он опроверг, и после этого многие люди стали буддистами.

 

Однако, в те времена жил один очень сильный не буддийский философ, которого звали Самгара Ачарья. Он был индуистом, у него было очень много учеников, и он даже обрел прямое видение индуистских божеств. Этот Самгара Ачарья возжелал вступить с Дхармакирти в диспут. И тогда Самгара Ачарья сказал царю, который тогда правил Индией: “Я хочу вступить в диспут с Дхармакирти”. Дхармакирти отправился в индуистский монастырь, из которого был сам Самгара Ачарья, и изучил все секреты индуистской философии, потому что, не зная в совершенстве взглядов противника, невозможно одержать победу в диспуте. Итак, переодевшись нищим, он проник в этот индуистский монастырь, поступил туда работать слугой и таким образом узнал все секреты философии индуистов.

 

Однажды ночью он сбежал из монастыря. Когда его побег раскрылся, Самгара Ачарья моментально понял, что это был не обычный слуга, а Дхармакирти, и очень разозлился. После чего Самгара Ачарья заявил: “Я проведу открытый диспут с Дхармакирти. Если я проиграю, я отдам за это свою жизнь. Если проиграет он, то умрет он”. Это он сказал перед царем и в присутствии большого количества людей. Вторым условием было, что, если проиграет Самгара Ачарья, то все ученики Самгара Ачарья должны стать буддистами, я если проиграет Дхармакирти, то все его ученики должны будут обратиться в индуизм. Но Дхармакирти уже знал, что выиграет, он знал, что у индуистской философии нет прочной основы. Из очень сильного сострадания Дхармакирти сказал: “Хорошо, если я проиграю, то за это я отдам свою жизнь, как он хочет, но если я выиграю – я не хочу, чтобы он умирал. В этом случае я хочу, чтобы в царь его помиловал. Если вы примете такие условия, то я вступлю в диспут”. Самгара Ачарья сказал: “Хорошо” и диспут начался.

 

В начале Самгара Ачарья вызвал Дхармакирти на диспут и не нашел ни единой ошибки в его философских постулатах. Они были совершенно безупречны. В Учении Будды он не нашел ни единого противоречия, Дхармакирти давал ему очень ясные  логические ответы. В конце концов, он устал. Затем Дхармакирти сказал ему: “Теперь я вызываю тебя на диспут по поводу основ индуистской философии, ты должен будешь их защищать”. Дхармакирти атаковал индуистскую философию с разных сторон и обнаружил в ней очень много логических несоответствий, и указал на множество внутренних противоречий в этой системе. Например, в начале текста говорится одно, а где-то позже в этом же тексте говорится прямо противоположное начальному утверждению. И Самгара Ачарья потерпел сокрушительное поражение. Когда он проиграл, Дхармакирти сказал ему: “Я не хочу, чтобы ты умирал. Я хочу, чтобы ты стал буддистом”. На что Самгара Ачарья сказал: “Лучше я умру, чем буду буддистом”, и бросился в реку. Перед тем, как броситься в реку, он сказал: “В следующей жизни я снова вступлю с тобой в диспут”. С этими словами он прыгнул в воду.

 

Он, действительно, снова переродился. И этот маленький мальчик имел очень большие способности к логике, ему являлись видения индуистских божеств. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он объявил, что хочет вступить в диспут с Дхармакирти. Снова он призвал в свидетели царя и всех остальных, и снова проиграл, и опять сказал: “В следующей жизни я опять вступлю с тобой в диспут”. Это правда. Затем, указав на одного из своих учеников, Самгара Ачарья сказал: “Мое следующее воплощение будет твоим сыном. Я вернусь снова в качестве твоего сына, и тогда-то я опровергну Дхармакирти”. И снова он бросился в реку.

 

Как видите, даже индуисты были крайне принципиальны в своих воззрениях. С буддистами они тягаться не могли и все время проигрывали, но на фоне других традиций они выигрывали. Я думаю, что если бы индуисты вступили в диспут с христианами, то обязательно бы выиграли. Это я могу утверждать на сто процентов, так как их позиции очень сильны. Ошибка христиан в том, что они не пытаются сохранить Учение в чистоте, а строят много храмов и пытаются обратить в свою веру множество людей. Какой смысл в том, чтобы иметь множество последователей? Очень важно иметь великих мастеров в этой традиции, вот что важно. И тогда, благодаря этим мастерам, Учение будет сохранено.

 

Итак, Самгара Ачарья родился снова, и, не смотря на свой юный возраст, был очень умен. В третьем своем перевоплощении он был еще умнее, чем в предыдущих жизнях. Но он так и не смог опровергнуть Дхармакирти в диспуте. Не смотря на то, что их умственные способности были равны, буддийская философия намного превосходила индуистские воззрения Самгара Ачарья, поэтому у него не было шанса победить Дхармакирти. Когда на этот раз он снова проиграл, он простерся перед Дхармакирти и сказал: “С точки зрения умственных способностей – мы равны. Ты не умнее меня. Мы одинаково умны. Но ты все время побеждаешь, потому что твоя философия безупречна. А я проигрываю, потому что индуистская философия не имеет прочного фундамента. Я знал это уже в своем втором перевоплощении, но я держался за нее из-за упрямого фанатизма. Но, если человек является логиком, то он не должен быть фанатиком, а должен искать Истину. Поэтому, как истинный логик, теперь я буду держаться за Истину, за Учение Будды. С этого момента я становлюсь буддистом, и буддистами становятся все мои ученики. Я возношу хвалу Будде не за то, что он творил чудеса. Чудеса могут творить многие люди. Я восхваляю Будду за то, что он указал на совершенно безупречную и полную теорию того, как избавиться от страданий и того, как достичь безупречного состояния счастья, лишенного всех пороков. Вот перед таким мастером, который указал людям такой умиротворяющий путь, я от всей души приклоняюсь”. Таким образом Самгара Ачарья стал буддистом, множество его учеников тоже стали буддистами, и буддизм стал распространяться все дальше по всей Индии.

 

Однажды Дхармакирти попросил одного из самых умных своих учеников написать труд по логике. Он сказал: “Напиши труд по буддийской логике, но не цитируй меня, а пиши, исходя из своего собственного понимания”. Ученик написал работу и показал ее Дхармакирти. Дхармакирти сказал: “Неверно. Напиши снова” и сжег работу. Ученик написал снова и показал Дхармакирти. Тот прочел и сказал: “Пока все-таки еще не достаточно хорошо” и бросил ее в реку. Затем попросил ученика написать еще один текст. И тогда он с великой тщательностью, досконально все выверяя, написал еще один труд. Дхармакирти, прочтя его, сказал: “Он не очень хорош, но содержит в себе весь смысл Учения”. После чего прочел стих: “Подобно рекам, которые текут ото всюду, но в конце концов,  вливаются в один океан, подобно этому, Учение по логике, которое я распространял, с моей смертью, вновь растворится в океане моего ума”. Это означало, что после смерти Дхармакирти, в этом мире уже не могло существовать полное Учение по логике.

 

В наши дни овладеть Учением по логике на сто процентов вряд ли кому-нибудь удастся. Исключением является Его Святейшество Далай-лама. Но восемьдесят процентов того Учения, который оставил Дхармакирти, все еще существует. И те, кому удается понять двадцать–тридцать процентов, считаются очень выдающимися людьми в этой области. Если вы таковы, если вам удалось постичь двадцать – тридцать процентов этого Учения, то вы можете сказать, что у вас необыкновенно острый, проницательный ум. Человеку достаточно будет сказать одно предложение, и вы уже будете знать все о его намерениях, о его мотивации, с какой целью он говорит.

 

В Тибете Лама Цонкапа давал очень подробные комментарии на труды Дхармакирти. И во всех монастырях Тибета изучался текст «Праманаварттика», который считался глазом мудрости буддизма.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека