Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

СЕМИНАР ПО ПРАКТИКАМ ЛАМ-РИМ

Ошибки в медитации

Слушайте внимательно. Сначала я вам расскажу, каковы пять ошибок при медитации. Когда вы устраните эти пять ошибок, то вы убедитесь в том, что “экран” вашего ума сам по себе обладает ясностью, а “телевизор” может быть настроен на миллионы каналов. Когда все ошибки будут устранены из нашего сознания, то мы разовьем весь потенциал своего ума, в том числе и ясновидение, которое можно уподобить настройке каналов. Мы можем настроить свой ум на огромное количество каналов и воспринимать все, что творится даже очень далеко от нас. У нас есть способности к этому. Поскольку ум обладает функцией познания, когда вы устраняете ошибки, то способность к познанию становится очень мощной. Очень мощной. Ум обладает способностью познавать все феномены одновременно. Вот какая у него сила. Мой учитель сказал мне, что когда человек достигает Шаматхи, он еще не может познавать все феномены, но зато обретает способность воспринимать все окружающие его объекты невероятно ясно, как кристалл на ладони. Ну и, кроме того, вы уже сможете видеть, о чем думают другие люди, что происходит в других местах, кем вы были в предыдущей жизни. Кроме того, вы будете знать, что вас ждет в будущем, если вы сделаете то или иное действие. То есть все альтернативы будут перед вами как на ладони.

Первая ошибка – лень. Лень будет с самого начала мешать вам развивать Шаматху. Лень все время будет просить, чтобы вы спали и спали, или смотрели телевизор, или ходили туда-сюда, или пошли на дискотеку, выпили там водки, немножко подрались. (Смех) Все это лень. Лень не означает, что вы все время спите, а лень означает привязанность к неправильным [не приводящим к положительному результату] действиям. Это тоже лень. Как говорится, вначале лень мешает вам приступить к медитации Шаматха, в середине она отвлекает вас от медитации, а в конце мешает вам достичь реализации Шаматхи.

Вторая ошибка – забывание объекта медитации. Что это такое? Во время медитации вы забываете, на что вы медитируете. Вначале вы концентрируетесь на Будде, потом ваш ум начинает “летать” туда-сюда, потом Будда трансформируется в разные вещи, потом вы думаете о том, чем занимаются у вас дома (наверное там уже еда готова), потом о том, чем занимаются друзья. Это не медитация. Это забывание объекта медитации. Ваши мысли уносятся далеко-далеко от того места, где вы находитесь, и у вас есть опасность совсем “улететь” куда-то. Некоторые нью-эйджевские деятели даже учат людей таким вещам: “Думайте о том, о сем. Вы уноситесь далеко-далеко в другие миры, в другие вселенные”. Зачем вас учить этому? Вы это и так прекрасно умеете делать. Каждый день вы думаете постоянно о том, что думает тот или иной человек, что там говорит тот или иной человек. Это не медитация. Если это медитация, то тогда у всех уже безупречная реализация. И у маленьких детей, которые тоже на это способны. Это не медитация, а ошибка в медитации. Итак, во время медитации ваш ум должен быть сконцентрирован на одном объекте, а если он отклоняется от этого объекта, вы опять возвращаете его, не позволяя забывать об объекте медитации. Вместо того, чтобы забывать об объекте медитации, вы должны удерживать этот объект своим умом. Это вторая ошибка. Эта ошибка не даст вам достичь прогресса в своей медитации.

Третья ошибка [отсутствие памятования]. Третья ошибка делится еще на две ошибки:
блуждание ума
умственная притупленность.

Вот эти два фактора являются основными препятствиями в медитации. Что такое блуждание ума? Это когда во время медитации в силу привязанности ваш ум блуждает туда-сюда и отвлекается. Это блуждание ума. Вторая ошибка – это умственная притупленность. Это когда во время медитации ваш ум становится все слабее и слабее. Вы теряете ясность и уже не можете ясно воспринимать объект своей медитации. Пока вы не устраните эти две ошибки, прогресса в вашей медитации не будет. Так что вы должны знать, что эти два фактора – это ошибки в медитации. Поподробнее я объясню вам потом.

Четвертая ошибка - неприменение противоядия при необходимости. Когда вы уже достигнете стабильности в своей медитации, то возникающее блуждание ума или умственная вялость на тонком уровне уже не мешает вам удерживать свою концентрацию. И вы не применяете от этого противоядий, но это ошибка. Если вы не будете устранять даже незначительные ошибки при медитации, думая, что они не нарушают вашу концентрацию, то это неправильно, это ошибка. Потому что в силу наличия этих тонких ошибок, ваша концентрация теряет свою чистоту.

Пятая ошибка – применение противоядия, когда в этом уже нет необходимости. Четвертая ошибка – это неприменение противоядия, когда в этом есть необходимость. Так что все вот это важно знать. Подробнее я объясню вам позже. Когда я буду объяснять вам восемь противоядий, то я буду объяснять их в связи с этими пятью ошибками. Применение противоядий, когда в этом уже нет необходимости, может быть, когда вы достигли уже высоких уровней концентрации. На этих этапах в вашем уме уже нет даже тонких форм блуждания или притупленности. Но поскольку вы до этого все время применяли противоядия, то вы привыкли их применять. И если вы будете на этом этапе продолжать применять противоядия, то это уже ошибка. Тогда дальнейшего прогресса не будет. Когда орел взлетает, то вначале ему необходимо махать крыльями. И взмахи его крыльев подобны применению противоядий. Однако когда орел взлетает высоко в небо, под самые облака, то если он будет продолжать махать крыльями, это будет ошибка. Потому что тогда взмахи его крыльев нарушат его спонтанное, свободное парение. Поскольку высоко в небе орел должен не лететь, а парить не махая крыльями. Он должен расслабиться, и вот в таком расслабленном, спокойном полете достичь мастерства свободного парения. И точно также, в начале своей практики Шаматхи, вы должны пользоваться “крыльями” применения противоядий. А когда вы достигнете высоких уровней сосредоточения и полностью освободитесь от ошибок в медитации, то вы должны медитировать спонтанно, не применяя никаких противоядий: очень естественно и просто пребывать в этом естественном состоянии концентрации.

Некоторые учителя с самого начала рекомендуют это делать, но это ошибка. Такой человек усвоил только одно: мастером медитации можно стать, только если пребываешь в естественном состоянии. И он советует это другим. Он говорит: “Будьте естественным”. Но это все равно, что советовать парить еще не взлетевшему орлу: он будет ходит по земле, не двигая крыльями в свободном таком парении и притворяться, что он спонтанно парит. В России очень много таких людей: они “сидят на земле”, но думают, что занимаются спонтанной медитацией. Это очень большая ошибка. Если вы так застынете, то вы в таком состоянии будете и дальше находится, и прогресса у вас не будет никакого. В начале не надо слишком расслабляться, но не надо и слишком напрягаться. Вы должны следовать срединному пути. Это подобно тому, что вы держите очень хрупкую чашку. Если вы эту очень хрупкую чашку слишком сильно сожмете – вы ее разобьете. Но если вы ее слишком слабо будете держать, то вы ее вообще не удержите. Так же вы не можете взять чашку в руки. [Показывает, что пытается взять чашку в свою руку, но совсем не касается ее пальцами]. И вот так всю жизнь вы и будете делать со своей практикой. А другие люди, наоборот, все время как возьмутся за что-то, сразу разобьют. Очень важно чтобы крепость вашей руки, которая держится за чашку, была средней.

Таковы эти пять ошибок в медитации. Вы должны их понимать. Если вы устраните эти пять ошибок, то достигнете безупречной Шаматхи.

Противоядия

А теперь, для того чтобы устранить эти пять ошибок, вы должны применить противоядия. Эти ошибки - не какие-то конкретные предметы, которые можно выбросить из окна. Поэтому для их устранения и применяются противоядия. Эти пять ошибок в медитации подобны темноте, а устранить эту темноту могут противоядия, которые подобно свету рассеивают тьму. Там, где зажигается свет, темнота перестает существовать. Свет – это противоядие.

Теперь, что касается противоядий от лени, то таких противоядий четыре:
Вера
Вдохновение
Энтузиазм
Безмятежность

Поскольку от лени избавиться очень сложно - столько противоядий. Возбуждение ума и восторженность при медитации - это не противоядие от лени, потому что это не энтузиазм, не радостное усердие, а просто возбуждение и восторженность. Кто-то говорит вам: “Это вот такое и такое – это замечательно!”, и у вас возникает страстное желание заниматься этой практикой. Но это не энтузиазм, а возбуждение. Самое большее этого вашего возбуждения хватит на месяц, а потом вы устанете. Устанете и не захотите ничего делать. Противоядий от лени должно быть четыре, и о них упомянуто в [коренных] текстах.

Первое – это вера. Что такое вера? В данном случае это вера в устранение препятствий (ошибок в медитации) к Шаматхе, мешающих достижению [реализации] Шаматхи. И вера в данном случае также означает веру в качества Шаматхи, которые вы стремитесь достичь. Это вера в то, что вы способны достичь такого состояния ума. Это также очень ясное понимание всех качеств Шаматхи. И сильная вера в то, что вы также способны в себе породить такое состояние ума. И вера в качества самой Шаматхи. Когда у вас будет такая вера, вы сможете развить в себе Шаматху с ясным пониманием того, что это такое. Вот эта вера станет до некоторой степени противоядием от вашей лени.

Затем, второе. Благодаря этой вере приходит вдохновение. У вас появляется вдохновение: “Я хочу развить в себе Шаматху!”. Поскольку у вас есть вера в то, что вы способны развить Шаматху, возникает вдохновение. Благодаря этой вере возникает вдохновение. Когда возникнет вдохновение, у вас лени станет еще меньше. Что такое лень? Это примерно следующее отношение: “Я не способен развить Шаматху. Я не могу этого сделать. Для этого надо быть только святым человеком – тибетцем, который живет в горах. Я - русский человек (или я башкир), я могу только бизнесом заниматься, а медитацией Шаматха не могу”. Это лень. Все могут. Вы человек, и вы все можете. Нет в мире ни одной вещи, которую вы не можете. Вы можете, только ваша лень мешает. Если вы каждый день не будете уступать своей лени – вы все сможете. Вот так надо [думать], как средство от лени: “Я все могу”. Это вера в себя. Это хорошо. Как [думает] собака: “Это не могу, это не могу. Мясо получил – это самое достаточное”. Это собачий ум. Такой человек никогда не получит то, что хочет.

Третье, – когда появляется вдохновение, то вслед за вдохновением приходит спонтанный энтузиазм, естественно у вас возникает энтузиазм. Энтузиазм является следствием вдохновения. Энтузиазм – это следствие не возбуждения, не восторженности, а вдохновения. Что такое энтузиазм? Энтузиазм – это когда вам доставляет удовольствие чем-то заниматься.

Приведу вам простой пример. На этом примере вы поймете, каким образом энтузиазм является противоядием от лени. Одного маленького ребенка никогда не интересовала игра в футбол, потому что он все время боялся упасть. Когда в его палец попадала даже маленькая заноза, то он не мог этого стерпеть, плакал и бежал к маме. Он говорил: “Я это не могу, я то не могу”. Это тоже похоже на лень. Но его отца очень интересовал футбол. Но даже отец не мог заставить его играть в футбол. Он пытался настаивать: “Играй в футбол”, на что ребенок ему говорил: “Нет, не буду”. Каким же самым лучшим способом отец мог помочь ему избавиться от своей лени? Сначала он должен был помочь своему сыну обрести уверенность в своих силах, поверить в свои силы. И он так и сделал. Он стал повторять ему, что если он научится играть в футбол, то станет классным футболистом. Он говорил ему: “У тебя огромный потенциал, у тебя очень большие способности к этому. Если ты не хочешь играть в футбол - не играй, но ты можешь стать профессиональным футболистом, вообще мирового класса”. И чем больше его сын верил в то, что он может стать высококлассным футболистом, тем больше у него возникало вдохновение. И, в конце концов, он сказал: “Я хочу тренироваться”. Отец ответил: “Нет, еще рано”. Но ребенок стал уже настаивать. Когда у него появилось вдохновение, он стал настаивать: “Пожалуйста, отвези меня в футбольный клуб. Я хочу начать тренировки”. В итоге отец отвел его в футбольный клуб, и тренер там ему сказал: “Хорошо, приходи завтра, сегодня у нас нет тренировок”. Но, поскольку у мальчика уже появилось огромное вдохновение, он стал настаивать: “Нет, я хочу сегодня”. “Нет, завтра” – сказал тренер. И мальчик даже ночью не мог уснуть, он все думал, когда же наступит завтра, когда же он пойдет в клуб тренироваться. Он спал в футбольных бутсах. Вот какую роль играет психология. Если этого ребенка кто-либо попытался бы заставить играть в футбол, то это не привело бы к каким бы то ни было результатам, кроме единственного – футбол стал бы вызывать у него отвращение. Но благодаря развитию веры и вдохновения этот мальчик совершенно изменил свое отношение к футболу. На следующий день, во время игры в футбол, он упал и поранил ногу, но, тем не менее, он с большим энтузиазмом носился по полю, не чувствуя боли. До этого, стоило ему чуть-чуть пораниться, как он тут же плакал и бежал к маме. Но поскольку у него возник энтузиазм, то, несмотря на то, что он довольно сильно поранил ногу, он не замечал этого и продолжал играть. Человек - один и тот же, но благодаря вере, вдохновению и энтузиазму он совершенно изменился.

То же самое с медитацией. Пока у вас нет веры, вдохновения и энтузиазма, вам не хочется медитировать. Но когда эти чувства станут сильны, то вы даже можете отправиться медитировать в горы – вы не будете испытывать трудностей, медитация будет приносить вам удовольствие. Вы даже не почувствуете этих трудностей, как тот маленький мальчик, который, играя в футбол, не чувствовал боли. Кроме того, когда вы медитируете с энтузиазмом, вы не слышите никаких посторонних звуков, вам ничто не может помешать. Я привел вам аналогию из области психологии. Если вы хотите как-то повлиять на своих детей, изменить их поведение – используйте этот метод. Никогда ребенка ничего не заставляйте делать, не говорите ему: “Делай то-то, делай это”. Если вы хотите сделать из него кого-то, то вселите в него веру в то, что он может стать таким человеком. И затем постепенно и очень искусно старайтесь развивать у него вдохновение. Тогда энтузиазм придет к нему сам.

Четвертое противоядие, после энтузиазма – это безмятежность, спокойствие. Это последнее противоядие от лени. Безмятежность означает, что после того, как вы достигните Шаматхи, вы достигните этой безмятежности, и у вас просто не будет никаких условий для проявления лени – практика будет приносить вам все время большое наслаждение. Если вы наслаждаетесь своей медитацией, то откуда тут появиться лени. Поэтому лень полностью и окончательно исчезнет. Вы не сможете избавиться от лени, если будете прогонять ее от себя и говорить: “Лень, оставь меня в покое”. Так лень вас в покое не оставит. Никогда не прогоняйте лень. Просто развейте в себе веру, а потом вдохновение и затем энтузиазм, и лень уйдет сама. Лень подобна темноте. Если вы будете прогонять темноту, говорить: “Уходи отсюда, темнота”, вы же ее не прогоните. Вы должны просто посмотреть, что здесь является противоядием. А что является противоядием от темноты? Включите свет и темнота или лень пройдет сама собой. Когда вы выключите свет, она опять вернется. И вам остается только одно: все время поддерживать “свет” энтузиазма во включенном состоянии и никогда его не выключать.

Вторая ошибка в медитации. Противоядием от забывания объекта медитации является памятование или внимательность. Если вы обладаете внимательностью, то вы с ее помощью сможете устранить эту ошибку в медитации. Когда вы развиваете Шаматху, для вас очень важно также развивать внимательность. Что такое внимательность? Каждый раз, когда вы что-то делаете, говорите или думаете, все время наблюдайте за собой, и, таким образом, вы будете развивать свою внимательность. Когда вы что-то говорите, прислушивайтесь к тому, что вы говорите и как вы говорите. И тогда вы начнете понимать, сколько вы делаете ошибок, когда что-то произносите. Мы, люди все время хотим что-то говорить, а слушать не хотим, особенно себя. Мы не любим слушать ни себя, ни других. Мы любим только говорить. Очень важно слушать то, что вы сами произносите, внимательно слушать. И тогда недостатки вашей речи, все то, что загрязняет вашу речь, постепенно будут исчезать, поскольку вы будете все время внимательно себя слушать. И, кроме того, вы должны очень тщательно следить за своим умом, о чем думает ваш ум. Если вы все время будете держать в поле своего зрения недостатки своего ума, то, постепенно, этих недостатков будет становиться все меньше. Но если вы будете замечать только недостатки других, то негативных состояний в вашем уме будет становиться все больше. Поэтому, как говорили великие мастера прошлого, не обращайте внимания на недостатки других людей, а обращайте внимание на свои недостатки, и тогда ваших недостатков будет становиться все меньше.

При этом не надо заниматься самобичеванием и говорить: “Какой я плохой. Я такой, сякой”, просто наблюдайте за своими недостатками, смотрите на них, и они от этого будут уменьшаться. Каким образом? Допустим, кто-то приходит в ваш дом и что-то у вас ворует, но вы никогда не отслеживаете этого человека, и он продолжает к вам ходить и воровать. И однажды вы решаете проверить, что у вас дома происходит, то есть, вы решаете выследить этого вора. Вы его выслеживаете, и в тот момент, когда он у вас что-то крадет, вы ничего ему не говорите, но даете ему понять, что вы знаете, кто он такой. И поскольку он поймет, что его разоблачили, то в следующий раз ему будет уже неудобно опять приходить и воровать у вас. Такая же ситуация и с нашими концептуальными мыслями. Если вы отследите свою концептуальную мысль, то этой мысли станет уже неудобно все время возникать в вашем уме. Здесь имеется в виду негативная концепция.

У внимательности три характеристики:
С точки зрения объекта, это должен быть знакомый вам объект
Удерживание этого объекта [как объекта концентрации]
Не отступление от этого объекта в сторону [отсутствие отвлечения]

То, что обладает этими тремя характеристиками, называется внимательностью.

Когда вы медитируете на Будду размером с большой палец руки, то сначала вы медитируете посредством внимания. Сейчас я вам расскажу, как этот процесс происходит. Что такое объект медитации? Будда размером с большой палец руки, который находится в пространстве перед вами, не слишком высоко, не слишком низко, примерно вот так. [На уровне межбровья, на вытянутой руке.] Постарайтесь мысленно представить себе образ Будды золотого цвета. Это и есть тот самый, знакомый вам объект. Внимательно сконцентрируйтесь на этом образе. Вы должны удерживать его силой своего внимания, не отступая. Это и называется Шаматха.

Сначала развейте внимательность. Ваш ум подобен дикому слону. Объект медитации подобен колонне. Внимательность подобна веревке, которая привязана к шее слона и которой вы привязываете слона к этой колонне. А бдительность подобна крюку, которым вы подстегиваете слона, когда он вас не слушается. Такова Шаматха. Когда дикий слон вашего ума пытается убежать, вы, с помощью крюка бдительности, возвращаете его обратно и веревкой внимательности привязываете его к объекту медитации. Вначале время пребывания слона у колонны будет очень коротким: он будет обрывать веревку и убегать. Но по мере тренировки веревка будет становиться все толще и толще и время пребывания слона около колонны будет увеличиваться.

 

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека