Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

СЕМИНАР ПО ПРАКТИКАМ ЛАМ-РИМ

Виды медитации

Теперь о медитации. Что такое медитация? Само слово “медитация” означает привыкание или ознакомление. В данном случае привыкание нашего ума к позитивному образу мышления называется медитацией. Зачем нам это нужно? Потому что наш ум очень хорошо приучен к негативному образу мышления. Негативные состояния возникают в нашем уме спонтанно. Потому что наш ум привык к негативному мышлению.

Есть два различных способа привыкания к позитивному образу мышления:
однонаправленное сосредоточение
аналитическая медитация.

Когда вы занимаетесь однонаправленным сосредоточением, то вы сосредоточиваетесь на одном каком-то объекте и удерживаете концентрацию только на этом объекте. Благодаря этой практике вы развиваете в себе сосредоточение, концентрацию. В настоящий момент вы не способны удерживать свою концентрацию на одном объекте долгое время. Ваш ум подобен абсолютно дикому, обезумевшему слону и все время мечется туда-сюда, не способен какое-то время стоять в одном месте. Ум очень много мечется в разные стороны и потом устает. Из-за этого вы сами несчастны, и делаете несчастными других. Поэтому очень важно укротить свой ум, подчинить его себе. Теперь аналитическая медитация. Аналитическая медитация это анализ позитивного образа мышления. Благодаря этому анализу ваш ум становится ближе к позитивному образу мышления, привыкает к нему. Чем больше вы анализируете позитивный образ мышления, тем больше у вас порождается позитивных состояний ума. И, благодаря этим позитивным состояниям ума, ваш ум пребывает в покое и умиротворении.

Вы тоже умеете делать аналитическую медитацию, и делаете ее, но проводите только негативную аналитическую медитацию. Для того чтобы заниматься аналитической медитацией, негативной аналитической медитацией вам не обязательно сидеть в позе лотоса, в позе медитации. Вы можете заниматься очень мощной негативной аналитической медитацией даже в тот момент, когда смотрите телевизор. Например, вы смотрите телевизор, и к вам приходит друг. Он говорит вам: “Такой-то человек, которого ты считал своим другом, на самом деле говорит про тебя то-то и то-то. И вот в прошлый раз этот человек то же самое про тебя сказал”. И в этот момент у вас начинается аналитическая медитация. Телевизор включен, вы смотрите в экран, но ничего не видите. То, что происходит на экране и звук вам не мешает. Вы думаете: “Так. Значит тогда-то этот человек сказал про меня то-то, а теперь он говорит вот это. Очевидно, в будущем он сделает то-то или то-то. Поэтому оказывается, что этот человек мой самый худший враг”. По мере этого анализа в вашем уме все больше и больше разгорается гнев и у вас меняется выражение лица. В итоге вы говорите: “Я убью этого человека”. Таков результат негативной аналитической медитации. В этот момент, когда вы ею занимаетесь, вы разрушаете свое собственное спокойствие, спокойствие ума и делаете также несчастными всех остальных. Вы даже можете телевизор разбить от гнева. Тогда ваши кошки и собаки разбегаются от вас в ужасе. Вы орете: “Что здесь все время делает эта кошка?! Постоянно под ногами путается!”, и пинаете кошку ногой.

Такой негативной аналитической медитацией заняты большую часть своей жизни люди не только в России, но и в Америке, и в Европе, и во всех странах мира. Люди очень часто выполняют такую негативную аналитическую медитацию. Все вы занимаетесь негативной аналитической медитацией на гнев, на зависть, на ревность, на привязанность, на депрессию. И соответственным образом получаете результат.

У меня депрессии не бывает. Я живу в России, также как вы, но депрессии у меня нет, потому что у меня нет времени на аналитическую медитацию на депрессию. У меня достаточно много позитивных медитаций. Поэтому у меня нет времени, и поэтому у меня нет депрессии, и у меня нет гнева. Когда мне говорят: “О, твой друг говорит о тебе плохо, так-то и так-то”, я сразу начинаю позитивную аналитическую медитацию: “Почему он так говорит?”. В результате позитивной аналитической медитации я понимаю, что мой друг несчастлив. Когда он несчастлив, он плохо говорит о других людях, а когда он счастлив, он плохо не говорит. Мой друг несчастлив, его ум в гневе. Его гнев так говорит. Иногда в результате гнева люди сами себя убивают. Гнев – это опасно. Через гнев люди сами себе вредят. Мой друг сейчас наполовину сумасшедший. Как я могу ему помочь? Вот через такую медитацию у меня вообще не возникает гнев. Потом я размышляю о том, как я могу ему помочь. Наверное, он меня не понимает. Наверное, у него нет понимания. Вот такая медитация. Потом я думаю, что ум создает гнев через омрачения. В результате таких мыслей вместо гнева возникнет сильное чувство сострадания, и ум остается спокойным. Даже если мне будут говорить: “Ты, геше Тинлей плохой человек, ты воруешь у людей, ты – такой-то и такой-то” - пусть говорят. Если это правда, – это правильно. Если это неправда, то я от этого плохим не становлюсь. Он накапливает плохую карму. Мне нет ничего плохого от этого разговора. Потом ему стыдно станет, когда я спокойно и скромно разговариваю с ним. Когда человеку стыдно, его гнев уходит. Настоящий враг – это гнев человека, а не сам человек. Религиозные мастера говорят, что если вы хотите убрать настоящего врага, то это не человек, это его гнев, его негативное состояние ума. Если вы будете любить его и с таким состоянием ума будете разговаривать с ним, вы убьете его гнев, убьете его негативное состояние ума. Этот человек станет вашим близким другом. И через разумный и личный разговор вы поможете этому человеку. Итак, все это приносит вам практическую пользу, и вы должны сами проверить на своем собственном опыте.

В настоящее время вы не способны заниматься позитивной аналитической медитацией. Почему? Потому что пока у вас не хватает материала для позитивной аналитической медитации. Что касается негативной аналитической медитации, то материалов для нее у вас предостаточно: "В такое-то время, такого-то числа ты мне то-то сказал. В такое-то время, такого-то числа у тебя такое-то было лицо, ты мне так и так говорил". Не забываем. Все это помним, не забываем. Хорошие качества, что он вам помогал - все забываем. Когда нам говорят: "В такое-то время, такого-то числа я тебе помогал", мы говорим: “Когда? Я не помню. Наверное, ты обманываешь”. Это потому, что у нас такой ум, негативный ум. Все блага, все хорошее забывает. Даже если нам напоминают, что в такое-то время помогали, мы не помним. А когда нам вредили, ум все помнит. Например: мы помним, что в такое-то время мой папа или моя мама меня вот так и так наказали. А то, что, когда мы были маленькими детьми, наши мама и папа нас кормили, растили и заботились о нас, мы все это забыли. Мы думаем: “Вообще, какая мне польза от мамы? Я не помню, как это она мне помогала?”, то есть, все забываем. Это негативное состояние ума. Мудрый человек забывает все плохое, все хорошие качества, все благие вещи - не забывает. Это надо помнить. Когда это помнишь, то это как медитация.

Все негативные события вы помните и не забываете. Почему? Потому что внутри вас идет негативная аналитическая медитация, негативное состояние ума. И вы это не забываете из-за аналитической медитации. Хорошие вещи вы быстро забываете, потому что вы на них не медитируете. Вы принимаете это как должное. Тот факт, что вы очень легко забываете о доброте других людей и очень хорошо помните о том вреде, который они вам причинили, и является одной из основных причин, почему негативное состояние ума порождается у вас спонтанно, непроизвольно, а позитивные состояния ума с таким трудом. Проанализируйте это и поймете. Это касается не только тибетцев, не только буддистов. Попросите проанализировать это любого человека, и он, проведя свое такое исследование, поймет, что это правда.

Сегодня я в первую очередь объясню вам, как заниматься медитацией Шаматха или однонаправленным сосредоточением. Я дам вам неполные наставления на эту тему, но дам их на достаточном уровне для того, чтобы вы могли заниматься этой медитацией и достигли результатов. В следующий раз, когда я сюда приеду, я продолжу учение об этом, но уже на более глубоком уровне. Я думаю, что вначале мы должны сегодня позаниматься Шаматхой. Для вас это будет очень важно.

Потом мы перейдем к аналитической медитации на Ламрим. Аналитическая медитация на Ламрим – это невероятная система. Это полная, целостная система укрощения ума. Мой учитель говорил мне, что существуют очень много методов укрощения ума, но наиболее безупречным из них является метод укрощения ума с помощью медитации на Ламрим. Это невероятная система, которая состоит из разнообразных аналитических медитаций, из аналитических медитаций на разные темы, которые все между собой взаимосвязаны. Если вы медитируете на Ламрим, то эта медитация не позволяет, не дает шансов негативным состояниям породиться в вашем уме. Вы с помощью очень хорошей стратегии постепенно и методично, полностью и бесповоротно устраняете из своего ума все негативные состояния, все негативные эмоции. С другой стороны, если вы будете использовать лишь одну или две какие-то отдельные техники, то, может быть, они и помогут вам на неделю или на две, а потом вы станете такими же как раньше.

Медитация Шаматха

А теперь, что касается медитации Шаматха, то есть однонаправленного сосредоточения. Сначала я расскажу вам про ее преимущества. Ее преимущество в том, что благодаря однонаправленному сосредоточению ваш ум станет ясным, очень проницательным, и очень спокойным и безмятежным. Вы сможете оставаться в сосредоточении на одном объекте в течение 4-х или 5 часов без малейшего отвлечения, концентрируясь только на нем. Совершенно без малейшего усилия, без малейшего труда, и в состоянии безмятежности ума. То умиротворение и безмятежность, которые вы достигаете посредством развития Шаматхи, совершенно не сравнимо с другими видами счастья. Если их сравнивать, то это все равно, что сравнивать маленькую лужу с огромным океаном. Вот таковы все другие виды счастья по сравнению с Шаматхой. А также, посредством Шаматхи вы можете развить в себе ясновидение. И все остальные реализации, духовные реализации вам будет породить в себе гораздо проще с помощью Шаматхи. Итак, Шаматха является очень мощным инструментом для достижения реализации в медитации Ламрим и для достижения реализации в тантрической практике. Поэтому все великие мастера прошлого, в первую очередь, делали упор на развитие Шаматхи. И также занимались этим одновременно с медитацией на Ламрим. То есть, они сочетали развитие Шаматхи с аналитической медитацией на Ламрим. Но когда вы занимаетесь Шаматхой, вы должны заниматься только Шаматхой и больше ничем. Но, допустим, во время следующей сессии вы можете заняться медитацией Ламрим. Когда я говорю: “Сочетать эти две практики”, я не имею в виду что их надо смешивать.

Какой бы практикой вы не занимались, очень важно заниматься каждой практикой чисто. То есть, каждая практика, которой вы занимаетесь, должна сохраняться вами в чистоте. Практики смешивать между собой очень вредно. Не только практики разных традиций, но даже и в самом буддизме нельзя смешивать между собой разные практики. Если во время медитации Шаматха вы займетесь вдруг Тантрой, почитаете мантры или перейдете к аналитической медитации, то это будет отвлекать вас, мешать вашей практике Шаматхи. Если вы занимаетесь Шаматхой, занимайтесь только Шаматхой; если вы занимаетесь аналитической медитацией, занимайтесь только аналитической медитацией. Эти практики должны выполняться отдельно друг от друга.

Отношение к практике

Существуют огромные преимущества от развития Шаматхи. Я не хочу слишком подробно рассказывать вам о всех этих преимуществах, иначе вы “улетите”. В России люди очень склонны к таким “полетам”, но мне не нравится, когда люди слишком много “летают”. Я хочу, чтобы вы все сидели на земле. Мои ученики похожи на птиц. Каждый раз, когда я приезжаю, я очень долго сыплю на землю зерно, для того чтобы собрать их на земле, чтобы они клевали это зерно, сидя на земле. Но когда я уезжаю, стоит кому-нибудь прийти и хлопнуть в ладоши, как тут же все разлетаются, опять улетают в воздух. А когда я приезжаю снова, я смотрю в небо и вижу: они все в небе летают. Что случилось? Почему они там парят высоко в небе? Они мне оттуда говорят: “Эта медитация очень умиротворяет. Она очень успокаивает”. Я им говорю: “Нет, это не медитация. Спускайтесь”.

Сейчас [в Россию] приезжает очень много всяких учителей: нью-эйджевских и всяких других. Если бы их учение действительно приносило пользу людям, то я бы первый за них порадовался. Однако многие из этих людей приезжают сюда для того, чтобы давать вам то учение, которое вас интересует. Они рассказывают вам то, что вам же и интересно услышать. И, кроме того, стремятся привлечь как можно больше учеников к себе. Вот это очень опасно. Так что не “летайте”. Очень важно быть практичным человеком и твердо стоять на земле. Не надо сразу же бросать все свои повседневные дела, работу и другие вещи, которыми вы занимаетесь, которые составляют вашу жизнь. Не отказывайтесь от всего этого, говоря, что это сансара и все это плохо. Вы должны жить в этом мире, там, где вы живете. У вас есть тело, и ваши дети должны во что-то одеваться.

Но не надо, подобно другим людям, полностью погружаться в эти повседневные мирские дела. Это тоже ошибка. Только деньги, дом, одежда, дети – это тоже неправильно. Это - другая крайность. Если кто-то говорит вам, что все это не надо, - это другая крайность. Мы практикуем Срединный путь. В России говорят: “Золотая середина” - это правильно. Вначале придерживайтесь срединного пути. То есть: 50 % своего времени и своих сил посвящайте этой жизни и 50 % - будущей жизни, 50% посвящайте материальному развитию, 50 % - духовному развитию.

Если это возможно, поставьте у себя дома алтарь. Это очень важно. Если это невозможно – не страшно. Потому что самое главное, где должен быть ваш алтарь, – это ваше сердце. Если ваши родители являются последователями какой-то другой религии, и они против ваших занятий, то не создавайте проблем, ругаясь с ними. Пусть алтарь просто находится в вашем сердце, и все. Там никто вам не может помешать его держать.

Положение тела

Для того чтобы заниматься медитацией, вы должны знать в какой позе занимаются медитацией. Ваша подушка для медитации должна быть немножко приподнята сзади [на 5-7 см.], чтобы вам было удобно медитировать. Сидеть вы должны, если возможно, в позе лотоса, если это невозможно – в позе полулотоса. Я думаю, что все вы можете сидеть в позе полулотоса. Сядьте все так. Некоторые пожилые люди, у которых болят ноги, могут сидеть в позе Майтрейи, то есть просто сидеть на стуле, но с прямой спиной. Но мне кажется, что все вы можете сидеть в позе полулотоса. Я вижу, что вам это нетрудно. Или вы можете сесть как бы на коленях [на пятках, Ваджраасана]. Если у вас будет мягкая подушка, то вы можете также и так сидеть.

Теперь, что касается ваших рук, то вы должны положить правую ладонь на левую и соединить большие пальцы. Это особый жест [мудра], которым сопровождается буддийская медитация. Буддийская медитация даже своей позой и даже жестами, очень отличается от других видов медитаций: индуистской и прочей. Большой палец на правой руке символизирует метод, большой палец на левой руке символизирует мудрость. Когда вы соединяете большие пальцы рук, то тем самым у вас получается единство мудрости и метода.

Позвоночник у вас должен быть прямым. Потому что в вашем теле находится особая система тонких каналов и чакр. И если у вас согнута спина, то вы не можете правильно медитировать. Если позвоночник у вас прямой, то ветры [по тибетски "лунг" - прана, энергия] циркулируют по вашим каналам правильно, и ваша медитация, соответственно, тоже будет правильная.
Плечи также следует выпрямить. Они не должны быть скошенными в одну или другую сторону.
Голову следует немного наклонить вперед. Если она слишком наклонена вперед, вы уснете, а если слишком наклонена назад, то у вас начнется блуждание ума. От позы тела, как вы видите, зависят многие психологические моменты.
Глаза должны быть полузакрыты. Многие люди во время медитации полностью закрывают глаза, но это неправильно. А индуистские мастера медитируют с широко открытыми глазами, это тоже неверно. Буддийская поза медитации – это медитация с полузакрытыми глазами. Когда вы видите такого человека, то вам тоже передается его спокойствие и умиротворение.
Рот также должен быть немного приоткрыт. Не надо его полностью закрывать, но не надо и слишком широко открывать. Если он слишком широко открыт, то комар в него залетит. Если вы его полностью закроете, то там появится неприятный вкус.
Язык должен соприкасаться с верхним небом. Чтобы в будущем, когда вы будете заниматься медитацией очень длительное время, у вас изо рта не капала слюна. Это поза медитации.

Последовательность практики

До того как вы приступите к медитации Шаматха, вы должны позаниматься дыхательной медитацией. В повседневной жизни вам следует немного заниматься медитацией Шаматха. Я объясню вам технику.
Сначала вы читаете ежедневную молитву, которую мы читаем перед лекциями. Вы садитесь в позу медитации и произносите молитву. Читая молитву, старайтесь ощутить смысл этой молитвы.
Затем вы читаете мантру Будды Шакьямуни и представляете, что из Будды Шакьямуни, который находится напротив вас в пространстве, исходят белый свет и нектар. Свет и нектар наполняют все ваше тело, полностью очищают и благословляют вас на достижение реализации Шаматхи и других медитаций. Это очень полезная практика.
Затем, если это возможно, почитайте другие мантры. (У вас в распечатке практик перечислены основные мантры). Когда вы читаете эти мантры, вы представляете, что из Будды исходят свет и нектар и делаете ту же самую очистительную визуализацию. Свет и нектар наполняют ваше тело, очищают все ваше тело от негативной кармы и благословляют вас. Кроме того, очищают вас от болезней, недугов, от всего. Если это возможно, то когда вы будете читать мантру Тары или Манджушри, то визуализируйте их отдельно от Будды Шакьямуни. То есть, представляйте, что Будда Шакьямуни превратился в Тару или в Манджушри. Читая мантру Тары или Манджушри, вы делаете визуализацию уже через образ Тары или Манджушри. Если вы сможете это сделать, то будет очень хорошо. (Вы можете спросить у кого-нибудь из центра “Тушита”, кто такие Тара и Манджушри. Они все вам объяснят.)

Некоторые из божеств, которые находятся здесь на танках [изображения божеств, нарисованные или напечатанные на ткани], это: Авалокитешвара – божество сострадания, слева от него, в левом нижнем углу находится (оранжевое) божество Манджушри, которое в правой руке держит меч. Это божество мудрости. А справа – синий Ваджрапани, божество силы или могущества. Итак, вы читаете молитву, потом вы почитаете мантры с визуализацией, потом вы приступаете к дыхательной медитации.

Медитация на дыхании

Дыхательная медитация поможет вам стабилизировать свою концентрацию, после нее вам будет гораздо проще медитировать (Шаматху). Ваше тело не должно быть напряжено, оно должно быть совершенно спокойно и расслаблено. Сидя в той позе, которая была описана [выше], вы делаете медленный вдох, а потом медленный выдох. Сделав вдох и выдох, вы ["про себя"] считаете: “Один”. Когда вы делаете вдох, то представляете, что вы вдыхаете белый свет, который несет в себе благословения всех Будд и Бодхисаттв. И, вдохнув его, вы представляете, что ваше тело наполняется очищающим и благословляющим белым светом. Когда делаете выдох, то представляйте, что вы выдыхаете черный дым. То есть, вы выдыхаете в виде черного дыма все свои омрачения, загрязнения и болезни. Так вы делаете медленный вдох-выдох и медленно считаете – один, потом опять медленный вдох-выдох и считаете – два. Вот так вот вы продолжаете [до 21]. Эту практику надо делать каждый день, 21 вдох и выдох без отвлечения. Концентрируйтесь только на своем дыхании и на визуализации.

Вы каждый день смотрите телевизор. Вместо того, чтобы посмотреть телевизор, сделайте эту медитацию. Вы должны заниматься ежедневной практикой у себя дома. Вы должны как-то постараться дисциплинировать себя в этом отношении. Иногда люди в течение 2-3-х дней делают медитацию очень интенсивно, а потом вообще перестают заниматься. Это очень большая ошибка. Когда они возбуждены, когда они в состоянии восторженности по поводу медитации, то они занимаются очень интенсивно. Но потом, как только они видят, что медитация не приносит таких быстрых результатов, как им хотелось – они разочаровываются в ней и бросают. Это все равно, что вы в течение 3-х дней принимаете слишком много лекарств, а потом вообще перестаете их принимать. Есть слишком много лекарств – вредно. Такая же ситуация с медитацией. До тех пор, пока вы не окрепнете, не надо слишком интенсивно заниматься медитацией, но вы должны заниматься регулярно – каждый день понемножку.

Очень важно иметь духовного наставника, который скажет вам, сколько вам следует медитировать. Как врач, который предписывает вам лекарство и говорит, сколько вам надо его принимать. Врач знает вашу ситуацию лучше, чем вы сами. Поэтому в духовной практике очень важно, в первую очередь, найти подлинного мастера, подлинного наставника, который будет вам помогать. Иногда будет вас ругать, а иногда хвалить. Вам нужен такой наставник, который может вас поругать. Иногда даже побить. (Смех) Я шучу. В наши дни наставники уже не бьют своих учеников, потому что ученики стали слишком слабыми – их нельзя бить. Если учитель вас бьет, то это для вас очень хорошие новости. Это означает, что вы очень хороший ученик, очень сильный. В будущем, когда вы станете очень сильными, может быть, я тоже начну вас бить. Палкой. (Смех) Шучу.

То, что я вам сейчас говорю, предназначено для вашей ежедневной медитации. Вы должны каждый день, хотя бы какое-то время, медитировать и тогда вы постепенно наберетесь опыта. Когда вы визуализируете перед собой Будду, представляя, что из него исходят свет и нектар и очищают вас, то это тоже медитация. Это подготовительная, очистительная медитация, которая поможет вам развить концентрацию. Вначале такая медитация очень полезна для вас. Вы представляете, как из Будды нисходят белый свет и нектар, наполняют и очищают ваше тело, потом опять нисходят свет и нектар, опять наполняют и очищают. Это очень полезно. Причем, ваш ум удерживает свою концентрацию только на одном канале: Будда–свет–вы, и опять Будда–свет–вы. Это сосредоточение пресечет блуждание вашего ума в разные стороны.

Итак, после того как вы почитали мантры, вы немножко занимаетесь дыхательной медитацией. Так как я вам объяснял: вы делаете медленный вдох, медленный выдох и считаете: один, потом опять вы делаете медленный вдох, медленный выдох - два, и так далее. Если вы можете, ни на что не отвлекаясь, сделать 21 вдох и выдох, – значит, вы достигли некоторой стабильности. Про Шаматху я вам расскажу на второй сессии, а пока мы с вами позанимаемся дыхательной медитацией. Сядьте в позу медитации. У нас семинар и занятие по медитации одновременно. Расслабьте свое тело. Вы не должны так [показывает] напряженно сидеть. Просто сядьте так [показывает], расслабьтесь, только с прямой спиной. И затем медленно делайте вдох, медленно выдох, и про себя говорите: “один”, про себя. И так вы доходите до 21 раза. А сейчас мы все вместе. Когда вы делаете вдох, то на вдохе в ваше тело через нос входит благословение всех Будд в форме белого света, а на выдохе вы выдыхаете все свои омрачения и загрязнения в форме черного дыма, все свои болезни. Просто вдыхайте и выдыхайте. Теперь начали.

*************

Вы уже закончили? Или еще не успели? Может быть, вы опять начали с самого начала? Вы делайте вдох медленно, но не слишком медленно. Если вам трудно представлять белый свет, который вы вдыхаете, и черный дым, который вы выдыхаете, то не надо ничего представлять – просто чувствуйте, что вы вдыхаете целебный, очищающий белый свет, а выдыхаете свои болезни. Даже не надо думать, что вот я выдыхаю болезни. Вы просто знайте, что вы выдыхаете все плохое, но не очень-то на этом концентрируйтесь. Просто концентрируйтесь на вдохах и выдохах, вдохах и выдохах. Вы просто ни о чем другом не думайте. Вам не надо пресекать остальные мысли, которые приходят к вам в голову. Одним тем, что вы концентрируетесь исключительно на вдохе и выдохе, вы не позволяете другим мыслям возникнуть, потому что у вас концентрация однонаправленная: на вдохе и выдохе.

Когда у вас депрессия возникает или гнев, то вам лучше всего в эти моменты позаниматься дыхательной медитацией. Если вы во время гнева или депрессии будете пить водку, то вам будет только хуже от этого. В такие моменты лучше не смотреть телевизор и вообще ничего не говорить, а пойти к себе в комнату, закрыть дверь и сначала прочесть молитву, а потом сделать дыхательную медитацию. Не зацикливайтесь на своих несчастьях и проблемах, а просто думайте, что все эти вещи приходят и уходят как волны. Волны приходят и уходят. Концентрируйтесь только на вдохах и выдохах, вдохах и выдохах.

Не считайте свои проблемы слишком серьезными. У всех бывают плохие новости, все получают плохие новости. В течение своей жизни вы, несомненно, встретитесь с такими вещами, как болезнь, старость, расставание с объектами желаний и со смертью, в конечном итоге. Все это должно к вам прийти, раз уж вы родились. Кроме того, вы будете страдать от того, что не можете получить объекты желаний. Но это не кошмар. Кошмар будет, если вы умрете и отправитесь в низшие миры после смерти. Вот это будет самый натуральный кошмар. А если вы в этой жизни потеряете ногу (вам отрежут ногу), то даже это не будет кошмаром. Вам следует сказать: “Это благословение моего духовного наставника. Мой духовный наставник говорит мне тем самым, что ты и так слишком много бегал туда-сюда. Теперь хватит разгуливать, посиди лучше в одном месте и позанимайся медитацией”. Даже если у вас не будет ноги, вы будете сидеть себе спокойно и медитировать. Этот метод называется "трансформацией страданий в Путь" ["привнесение на Путь"]. Однажды с вами может случиться нечто подобное. Если с вами случится несчастный случай, авария, и вы потеряете ногу, то не надо относится к этому как к кошмару и трагедии. Надо сказать себе: мне повезло, что я не погиб в аварии. По сравнению с тем, что я мог умереть – это ничто.

Все ваши страдания и проблемы, если сравнить их с большими проблемами, становятся очень маленькими и незначительными. Но мы поступаем совершенно наоборот. Когда речь идет о страданиях, мы сравниваем свои страдания с какими-то очень маленькими страданиями, и тогда наши страдания вырастают до невероятных размеров. А когда речь идет о богатстве, мы сразу же сравниваем свое благосостояние с каким-то очень большим богатством, и тогда нам кажется, что мы очень бедные и нищие. Свои страдания вы сравниваете не с большими страданиями, а с маленькими, и тем самым раздуваете собственное страдание. А что касается богатства, то богатство очень полезно сравнивать с каким-то маленьким богатством (с маленьким количеством денег), но вы почему-то сравниваете свое богатство с очень большим богатством и тем самым уменьшаете его. В действительности, вы должны сравнивать свое страдание не с маленьким, а с большим страданием, а свое богатство не с большим, а с маленьким богатством. Это также один из способов решения проблем. Но вы делаете наоборот. Поэтому в будущем, когда вы ослепнете или перестанете хорошо слышать, не рассматривайте это как катастрофу. Все это возникнет у вас рано или поздно. У многих из нас в старости слабеет слух, слабеет зрение. Это нечто нормальное, естественное. Мы должны быть готовы к этому. Если вы подготовитесь к этому, а этого с вами не произойдет, то это будет очень хорошо. А если произойдет, то это не будет для вас большим потрясением. Если вы ослепнете, то не говорите, что это кошмар. А отнеситесь к этому также как к благословению Будды и духовного наставника, которые говорят тем самым, что вы слишком много разглядываете окружающие вас предметы, а вглубь себя не смотрите. Теперь настало время перестать смотреть во внешний мир и начать смотреть только вглубь себя. Вы уже достаточно много видели и вам видеть больше ничего не надо. Глаз нет – хорошо. В Тибете был один мастер, который сидел в китайской тюрьме и специально оглох: то ли проткнул себе барабанные перепонки или еще что-то. Потому что очень много шума было в тюрьме, и китайские охранники все время его отвлекали, мешали ему медитировать. Он так поступил специально для того, чтобы его медитациям больше ничего не мешало. Он был спокоен: слуха нет, ну и очень хорошо для медитаций. Но вам не надо специально ничего с собой делать. Вот если возникают какие-то ситуации, то надо их превращать в Духовный Путь.

Время истекло. Теперь мы еще раз позанимаемся дыхательной медитацией, потом сделаем посвящение заслуг, а потом расстанемся до 2-х часов. Во время 2-ой сессии я больше расскажу вам про Шаматху. Теперь сядьте в позу медитации. Я сейчас не буду сам заниматься медитацией, а буду проверять, как медитируете вы: как у вас поза. Сядьте в правильную позу и начинайте.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека