Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

СЕМИНАР ПО ПРАКТИКАМ ЛАМ-РИМ

ШАМАТХА.Занятие первое.

tinleiЯ очень счастлив, что сегодня утром мы начинаем наш семинар. Наш семинар будет посвящен буддийским практикам. Практика означает тренировка. Что мы тренируем в данном случае? Мы тренируем свой ум. И самой мощной техникой тренировки ума является медитация. В Тибете и в Индии великие мастера прошлого благодаря тренировке ума, благодаря медитации полностью подчинили себе свой ум и достигли высочайших реализаций. Все реализации являются следствием тренировки или укрощения “дикого слона” нашего ума.

Цель практики

Если мы не укротим “дикого слона” своего ума, то все наши страдания продолжатся. Наши страдания будут продолжаться непрерывно. Что бы вы ни делали, вы все время будете страдать. Кем бы вы ни стали, вы все время будете страдать. Если ваш ум будет находиться под властью омрачений, то, даже если вы станете президентом России или президентом Америки, у вас останутся те же самые проблемы. У вас будет очень много умственных, ментальных проблем, а также будут и физические проблемы. Вы будете страдать от сердечных болезней. В основном, люди, занимающие высокое положение в обществе, страдают именно от сердечных болезней. Сердечные заболевания являются следствием стрессов и большого количества проблем. Поэтому, даже если вы станете самым богатым человеком в мире, но ваш ум не будет вам подчинен, то у вас будут те же самые проблемы, и вы все равно будете страдать. Если бедные люди страдают от нищеты, то богатые люди страдают от богатства.

Если вы таким образом проанализируете, то поймете, что кем бы вы ни стали, чего бы вы в жизни не достигли, если вы не укротите свой ум, если вы не подчините себе свой ум, то вы не избавитесь от проблем. У вас останутся все те же самые проблемы. Поэтому, для того чтобы полностью освободиться от страданий, я хочу тренировать свой ум, укрощать свой ум, и именно с этой целью я хочу медитировать. Вас не должна интересовать медитация потому, что вы с ее помощью надеетесь, допустим, научиться летать или стать экстрасенсом. Не в этом цель медитации. Это детский подход к медитации.

Мотивация Махаяны

Моя традиция, традиция, практикуемая в Тибете, это традиция Махаяны. И в соответствии с этой традицией недостаточно желать освобождения только от собственных страданий. Мы, последователи Махаяны, делаем практику для того, чтобы реализовать весь свой потенциал с целью принесения блага всем живым существам. Для оказания помощи в дальнейшем, жизнь за жизнью, всем живым существам. Ради этого я занимаюсь медитацией. С помощью медитации у меня в уме уменьшаются плохие качества, а все хорошие качества укрепляются. Именно через медитацию я практически смогу помогать людям. Сейчас я не могу им помогать. Я не знаю точно, что правда, а что не правда. Но, через опыт, когда я получу реализацию, тогда я точно смогу помогать многим живым существам. Ради этой цели я хочу медитировать. Это мотивация Махаяны.

Практики Хинаяны и Махаяны различаются мотивацией. Медитация Хинаяны - ради себя: "Я полностью очищусь от омрачений и достигну нирваны. Как это хорошо". Для практика Махаяны этого недостаточно - если один человек достиг нирваны. Что такое - один человек? Как много живых существ страдает. Все они были нашими матерями [в прошлых перерождениях]. Во многих прошлых жизнях все они были мамами, очень добрыми к нам. Сейчас я получил человеческую жизнь, встретил Дхарму, знаю, как надо медитировать. Если я посредством медитации получу нирвану только для себя, а все – ничего не получат, то это не мудро. Я не должен только для себя получить реализацию. Поэтому, во время медитации надо формировать мотивацию, что в будущем из жизни в жизнь я буду помогать другим живым существам. Если с такой мотивацией вы хотите заниматься медитацией, тогда ваша медитация становится медитацией Махаяны. Это очень важно.

Мотивация это как направление, в котором вы заставляете скакать своего коня. Если у вас мотивация неверная, то ваша лошадь скачет в неверном направлении. И тогда, сколько бы вы не медитировали, вы все больше и больше удаляетесь от своей истинной цели. Если у вас эгоцентричная мотивация, если вы медитируете только для того, чтобы достичь каких-то целей в этой жизни, то тогда медитация вообще бесполезна для вас. Вы не достигнете тех результатов, которые упомянуты в текстах. Если вы будете медитировать с мотивацией Хинаяны, то достигнете результата лишь наполовину. Вы не достигнете полных реализаций, которых можно достичь с помощью этой медитации. Это означает, что вы достигнете только нирваны и не сможете достичь состояния Будды, а медитация в итоге приводит к состоянию Будды. Итак, вы все должны сейчас породить в себе такую мотивацию. Мотивацию, связанную с заботой о счастье всех живых существ. И тогда ваше собственное счастье придет к вам само. Мудрый человек не слишком-то думает о себе. Он думает о других и говорит о других, ради блага других. Тогда его собственное счастье приходит к нему само.

Я не знаю, получите ли вы результаты, если будете так вести себя в бизнесе, но я знаю на 100 %, что в духовном плане такое отношение, такой подход приносит именно такие результаты. Если вы в бизнесе будете все время говорить: “Это вам, вам. Я вам все готов отдать”. То, наверное, никаких денег бизнес вам не принесет, по крайней мере в ближайшем будущем, но в долгосрочной перспективе, я уверен, что какая-то отдача у вас от этого все-таки будет, и от этого вам будет благо. В долгосрочной перспективе, благодаря карме, благодаря тому, что вы почитали и уважали других и заботились о других, у вас тоже будет успех в жизни. Если вы, занимаясь бизнесом, будете придерживаться принципа уважения других и заботы о других, то в долгосрочной перспективе это принесет вам только благо, но в ближайшей перспективе это, конечно может принести вам проблемы. Когда я разговаривал с экономистами высокого уровня, то они сказали, что бизнес, самый лучший бизнес должен быть основан на принципах взаимного уважения и взаимной заботы. И, благодаря этому, бизнес будет более стабильным. А если ваш бизнес эгоцентричен, если вы с очень большим эгоцентризмом занимаетесь бизнесом, то, может быть, вы и получите сначала некоторое временное преимущество, но в итоге, в конечном итоге вы проиграете. Что касается буддийской практики, то если вы будете заботиться о других, если вы будете заботиться о счастье других, то на 100 % вам от этого будет благо.

В первую очередь вы должны знать две основополагающие теории. Первая из них гласит: если вы вредите другим, то вы косвенным образом вредите себе. Вы можете обсудить это с друзьями и попытаться понять, почему это так: если вы вредите другим, то вы косвенно вредите себе. У вас в Уфе есть Центр “Тушита”, и вы можете вместе собираться и обсуждать эти вопросы. Я очень доволен членами Дхарма-центра “Тушита”. У них очень хороший ум, острый ум. И поскольку они люди с хорошими мыслительными способностями, вы можете в процессе дискуссий все вместе искать ответы на вопросы.

Вначале очень важно дискутировать, обсуждать различные темы и анализировать. Тогда постепенно ваш ум станет стабильным. В противном случае, если вы сразу все примете, и скажите: “Да, да, да. Я буду этим заниматься”, сразу же захотите медитировать, то на полдороги вы остановитесь, и подумаете: “Зачем я всем этим занимаюсь?”, и все это бросите. Вы запутаетесь, растеряетесь и не захотите ничего продолжать. В результате у вас нет ни вашего бизнеса, ни духовной практики. Нет ни того, ни другого. Это плохо. Если нет духовной практики, у вас должен быть бизнес, потому что вам надо жить. Очень важно соблюдать баланс. Не надо говорить, что заниматься бизнесом – это плохо, надо заниматься только медитацией. Это очень опасно. Иногда в некоторых сектах (в России сейчас очень много разных религиозных сект) говорят, что все домашние дела – это ерунда, это мирское дело, бизнес – это мирское дело, надо заниматься только медитацией, потому что это духовное дело. Не надо так думать. Это плохой совет.

Вам надо соблюдать баланс. Учитель, который учит вас – это врач. Врач не дает сразу очень сильное лекарство. Он дает лекарство, которое подходит именно этому человеку. Вам тоже нельзя сразу заниматься только духовной практикой как тибетские йоги, такие как Миларепа и другие великие мастера, которые занимались только медитацией в горах, и не занимались мирскими делами. Так сейчас нельзя. Это непрактично. Если вы будете заниматься медитацией в горах, вы через 1-2 дня умрете, потому что там очень холодно. Вам надо действовать согласно своей ситуации. Хороший шахматист не будет говорить, что если Каспаров сделал такой-то ход и выиграл, то я тоже сделаю такой ход и выиграю. Так думает только дурак. Каспаров сделал такой ход, потому что была такая ситуация. Именно в такой ситуации, через такой ход, именно этой пешкой он выиграл. У вас совсем другая ситуация. Вам не надо думать, что раз через такой ход Каспаров выиграл, то я тоже, как и он, сделаю этот ход. Тогда вы проиграете. Иногда люди говорят: “О, смотрите какая хорошая жизнь в Америке. Вот это там так-то, а это вот так-то. Там процветает бизнес. В России тоже так надо”. Это неправильно. В Америке своя ситуация, в России совсем другая ситуация. Даже в Москве, по сравнению с Уфой совсем другая ситуация. В Москве одна ситуация, в Уфе другая ситуация. Если вы говорите, что Москва – это центр, там вот так, у нас тоже надо так, то это неправильно. Вы должны знать свою ситуацию. Тогда согласно своей ситуации вы будете делать свой ход. Это будет соблюдение баланса. И тогда на вас не будет оказываться давление. Вы будете спокойно “дышать”. В вашей жизни будет присутствовать немного медитации и бизнесом вы тоже будете заниматься.

Когда вы разговариваете со своими друзьями, с родственниками, с мамой и папой, не говорите: "Я буддист", не надевайте на шею большие чётки, как-то особенно не садитесь. Не надо так делать. Мама с папой будут испуганы. Они подумают: "Что стало с моим ребенком? Раньше он был такой скромный, а сейчас он сидит странно, глаза выпучил". (Смех) Мама с папой хотят, чтобы вы были счастливы. Если вы делаете такие странные для них вещи – это неправильно. Вы вредите другим людям: через ваше поведение вы пугаете своих маму и папу. Вы должны быть очень мудрым человеком. Внутри себя вы можете думать все, что хотите – это ваше право, но во время разговоров с мамой и папой надо разговаривать, как они. Если ваш отец любит футбол, любит “Спартак” надо говорить с ним о футболе, тогда он будет доволен. Он будет думать, какая у него хорошая дочь или сын. Если ваш отец любит бизнес, тогда надо говорить с ним о бизнесе, и ваш отец будет счастлив, что может говорить об этом со своим ребенком. А вот когда вы будете у себя дома или у себя в комнате, вот тогда можете спокойно заниматься своей медитацией. Это ваше личное дело. Всем говорить об этом совсем необязательно, потому что не все это понимают.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека