Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

МЕДИТАЦИЯ НА ЛАМРИМ

Медитация на аспектах смерти.

 

Мы продолжим то Учение, которое было в прошлый вторник.

Теперь у нас будет два вида Учения - одно будет посвящено философии, а другое медитации. Каждый вторник будет Учение о медитации, а в четверг - о философии. Что касается медитации, то я уже говорил вам, что есть два вида медитации. Один вид - однонаправленная концентрация, второй вид - аналитическая медитация.

Я также рассказывал вам о функциях этих двух видов медитации.

Однонаправленная медитация делает наш ум сосредоточенным и острым. Благодаря  ей ум приобретает силу, чтобы удалить омрачения.

А аналитическая медитация - настоящее лекарство, которое меняет наш ум, преображает, которое удаляет омрачения из нашего ума. Омрачения подобны болезни. Когда Будда  давал Учение, он дал Учение о двух видах лекарств - настоящее лекарство и вторичное лекарство. Настоящее лекарство это то, которое удаляет из нашего ума омрачения. Когда удалены омрачения, то легко решаются все проблемы и уходят все болезни нашего ума. А затем  Будда дал Учение о вторичном лекарстве, вторичной медицине. Это то, что нам известно как тибетская медицина. Она тоже ведет свое начало  от Учения Будды, ее дал сам Будда. Он назвал его Учением о вторичном лекарстве, вторичной медицине, потому что, как говорил Будда, лечение травами лечит только недуги физического тела, а корни болезни - в омрачениях. В тибетской медицине считается, что все наши болезни происходят из омрачений, либо от такого, как гнев, либо от такого, как привязанность, либо от неведения. Вот эти три омрачения - они корни всех заболеваний нашего тела. Если вы не вылечите эти три омрачения, то вы можете всю жизнь поедать лекарства, все равно вы не вылечитесь полностью. Никогда у вас не будет совершенного здоровья. Вылечите одно, заболит что-нибудь другое. Поэтому очень важно владеть двумя видами лекарств. Необходимо иметь два вида здоровья: физическое и ментальное. И из этих двух гораздо важнее здоровье ума. Для того, чтобы сделать наш ум здоровым, у нас должно быть лекарство для ума. Для того, чтобы вылечить тело, мы собираем травы и многие другие составляющие и готовим лекарства для тела. Но лекарство для ума должно быть другим. Ум нельзя вылечить каким-то материальным веществом. Для ума должно быть и лекарство ментальное. Мы даем нашему уму множество ядов. Не то, чтобы эти яды нам давал кто-то другой, нет, мы сами даем себе вот такую плохую диету. И от этого наш ум становится несчастным. Я приведу сейчас пример. Вы лежите в кровати, и затем вы вспомнили кого-то из ваших знакомых, который вам сделал что-то плохое. Ум сказал: “А вот в прошлый раз он мне сделал плохо, а еще вот тогда-то он мне тоже сделал плохо. Чем больше вы думаете над всем этим, тем больше вы отравляете себя. И когда этот яд проникает в ваш ум, то в результате этих отравлений мыслей возникает гнев. Этот огонь гнева вначале разрушает мир в вашем уме, а затем разрушает мир и гармонию вашей семьи. Мы длительное время кормим наш ум плохой, отравленной пищей. И, кроме того, у нас есть так много плохих вещей, положений, тем, о которыхъ мы привыкли думать плохо. И у нас очень быстро возникают на какие-то темы плохие мысли. Для нас очень трудно думать о чем-то с положительной стороны. Почему? Потому что мы не занимаемся медитацией. Что такое медитация? Медитация - это когда ум знакомится с положительным образом мышления. Это называется медитацией. Чем больше вы думаете о вещах с положительной стороны, тем более позитивным становится ваш ум более широким, открытым. Чаще всего в нашем уме доминирует ощущение собственного “я”. Мы думаем обо всем только с нашей стороны, со стороны нашего “Я”. Вы всегда помните о том хорошем, что вы сделали, но очень легко забываете о том хорошем, что сделали другие. Зато о том плохом, что сделали другие, вы помните все время. И вы никогда не пытаетесь встать на точку зрения других людей. Из-за подобного образа мыслей наш ум очень легко впадает в негативное состояние, вот из-за этого. Заниматься медитацией это значит менять свое отношение. Когда ваше отношение, восприятие станет более широким, когда вы будете думать не только об этой жизни, но и о том, что вас впереди ждет еще много жизней, и будете думать не только об этой жизни, но и о том, что вас впереди ждет еще много жизней, и будете думать не только о себе и смотреть на вещи не только со своей колокольни, а будете думать о счастье всех существ; и когда вы будете встречаться с какой-то проблемой, постарайтесь посмотреть тут же на нее с точки зрения того человека, который создает вам эту проблему. И не надо все время жаловаться на жизнь, думайте о том, что вы в этой жизни имеете, а не только о том, чего у вас нет. Это тоже медитация. Ваш ум знакомится с такой точкой зрения на вещи и это делает его более счастливым, более спокойным, более мирным. Я могу вам сказать на сто процентов, что такая медитация действительно помогает. Это общее Учение.

А теперь мы продолжим Учение о непостоянстве и смерти. Я объяснил вам, в чем смысл медитации на непостоянство и смерть. Теперь, пожалуйста, смотрим на наши записи и мы переходим к третьему пункту: “собственно медитация на непостоянство и смерть”, там следующие подпункты:

1.   неизбежность момента смерти, три доказательства этого

- “госпожа смерть”(потому что смерть неизбежна)

- жизнь с каждым моментом укорачивается

- даже если в течение жизни не имеем времени для практики Дхармы, мы определенно умрем.

Я уже говорил вам раньше, что медитировать на непостоянстве и смерти это не значит сесть и сказать себе: “Ну, я обязательно умру”, и затрястись от ужаса при этом. Вы почувствуете себя несчастным при этом. Медитация на непостоянстве и смерти для того, чтобы вы разобрались в своей реальной ситуации. Я рассказывал вам на прошлом занятии о женщине, которая думала о том, что ей принадлежит дом, а на самом деле в реальной ситуации он не был ее собственностью. И хозяин этого дома мог в любой момент ее из этого дома выгнать. Такова была ее реальная ситуация. И если бы ей пришлось покинуть этот дом, она ничего не могла бы взять с собой. Из-за того, что она не знала о трех реальных ситуациях. Поэтому она была очень привязана к дому. Она все время сажала цветы, убирала дом, все ее время уходило только на это. Утром она вставала, убирала дом, затем наводила порядок в саду, затем сражалась с людьми, в которых она видела угрозу своему саду, завидовала людям, у которых цветы были лучше, чем у нее в саду. А ночью она спала с мыслью, как бы мне стать лучше. А утром она возвращалась в этот круговорот. Она была все время в этом круговороте потому, что не знала о трех реальных ситуациях. Точно так же мы, человеческие существа, не будем знать те три реальные ситуации, в которых мы находимся, как человеческие существа, мы будем так же, как эта женщина, вращаться в этом круговороте. Утром просыпаться, убирать дом, затем, подобно тому, как она сажала цветы, отправляться зарабатывать деньги, или славу. Или, если вы не будете зарабатывать деньги или славу, то вы будете грызться с другими людьми. А если вы будете видеть людей, которые живут лучше вас, то вы будете испытывать зависть, а ночью во сне вы будете думать о том, как бы мне стать лучше. Почему это обо мне говорят плохое, почему меня критикуют? И если вот с такой ментальной концепцией вы будете засыпать, а утром просыпаться, то вы будете возвращаться к одному и тому же. Медитация о непостоянстве и смерти должна помочь нам осознать три реальные ситуации. Вы будете продолжать жить своей жизнью, но вы юудете смотреть на нее с другой точки зрения. Когда эта старая женщина узнала о своей реальной ситуации, она продолжала убирать свой дом, но она делала это совершенно с другим воззрением.

Для вашей медитации примите следующую позу: прямая спина. Просто посмотрите, как это делается. И вначале подумайте о неизбежности смерти. Вначале идут доводы. Вы должны доказать себе, почему это неизбежно. Вы спрашиваете себя. Почему? Приводятся три доказательства, почему все непостоянно. Потому что госпожа смерть обязательно придет. Не имеется в виду какое-то конкретное лицо, называемое госпожа смерть. Имеется в виду следующее: В прошлом все люди, которые рождались, неизбежно умирали, и это правда. Никто не живет из тех, кто жил в прошлом. И те, кто получил рождение сейчас, неизбежно потом умрут. Когда откуда-то со скалы течет вода, она неизбежно упадет на землю. Точно так же, когда мы получаем рождение, то наша жизнь растрачивается с каждым мгновением, подобно воде, падающей вниз. Это настоящая подлинная ситуация. Когда кто-то падает с самолета, то в середине полета он не испытывает боли. Если в середине полета вы от радости будете распевать песни и не думать о том, как бы вам подготовиться к падению, то это очень немудро. Точно так же, если мы родимся, то неизбежно умрем, поэтому в середине полета, вместо того, чтобы распевать песни, лучше подумать, как подготовиться к этому моменту. Это говорю вам не я. Многие великие Учителя, такие, как сам Будда, и многие другие, которые обладали огромным опытом и знанием, говорили это из великого сострадания. То есть, когда вы размышляете над этим положением, вы не должны думать “я неизбежно умру” и чувствовать себя очень несчастным. Наоборот, вы должны вызвать в себе чувство “я неизбежно умру и должен быть к этому готов”. Вы должны выработать в себе силу, чтобы быть готовыми встретиться с этим. Тогда эта мелитация даст результат. И тогда, когда вы действительно встретитесь со смертью, вы действительно не будете бояться. Один великой йог говорил: “Обычные люди не боятся смерти, когда она не приходит, но когда смерть действительно приходит, то они боятся. Но уже слишком поздно. Мудрые люди до того, как приходит смерть, стараются готовиться к ней, не отмахиваясь от нее”.

Затем второе доказательство - жизнь с каждым моментом укорачивается. Мы не получили никакого добавочного времени к жизни, наша жизнь не увеличивается, а укорачивается. Посмотрите на свечу. Когда вы зажигаете свечу, то вы не можете к длине свечи что-то добавить, у нее та длина, которая у нее есть. В каждый момент длина свечи укорачивается. Вы можете совершенно определенно сказать, что неизбежно эта свеча сгорит через час или через два, но сгорит полностью. Точно так же наша жизнь не имеет никакого дополнительного времени жизни, и с каждым моментом длина нашей жизни укорачивается. Поэтому мы можем сказать, что через 50, 60, или 80 лет мы определенно умрем. Через 80 лет мы определенно станем историей. Независимо от того, насколько мы были богаты или знамениты, все это превратится в слова. И это совершенно точно. Поэтому вы должны сказать себе: “Даже если у меня есть 80 лет, это 80 лет только этой жизни, а дальше мне придется столкнуть ся с чем-то другим. Поэтому я не должен все мои усилия направлять только на 80 лет этой жизни. Я должен еще думать о том, что будет в другой жизни. И поэтому я должен подготовить себя к смерти. И не сосредоточиваться, не теряться полностью в этом вещественном мире, подобно старой женщине, которую полностью поглощали ее занятия в саду. И когда неожиданно для нее ее выгнал хозяин, то она оказалась в совершенно трагической ситуации. Но если бы она жила в доме с пониманием реальной ситуации своей, что ее в любой момент могут выгнать из дома, то она была бы к этому готова. Она могла бы запасти какие-то деньги и уйти с ними, купить другой дом, или подобрать себе более хорошую карму, которая позволила бы ей .......... Очень важно составлять планы двух видов: кратковременный и долгосрочный. Мудрые люди в прошлом именно таким образом и поступали, так думали и в настояшее время они думают так же. Если вы скажете себе: “О, я в любой момент могу умереть и я должен заниматься только духовными вещами”. Это будет неправильно. Вы будете давить на себя. Это будет несколько другой вид давления. Потому что вы живете в обществе. Поэтому вы должны быть мудрыми. Я стараюсь следовать этому правилу, и чувствую себя очень счастливым, я нахожусь в равновесии, я счастлив в этой жизни и я делаю что-то для следующей. И вы можете быть уверены, что и вы можете это делать.

Третье. Даже если в течение жизни мы не имеем времени для практики Дхармы, мы определенно умрем. Мы говорим, что смерть не будет ждать, пока вы соблаговолите заниматься практикой. Она не только совершенно определенно к вам придет, но она еще и не будет ждать, закончили вы свою практику Дхармы или нет. Вы не сможете ей сказать: “Ах, я еще не закончил свою практику Дхармы, подожди пожалуйста”. Нет, когда она придет, то уж она придет. Поэтому прямо с настоящего момента начинайте к ней готовиться. Размышляя над этим положением, скажите себе: “Совершенно определенно, что смерть придет, это реальная ситуация, которую никто не может избежать и поэтому я должен быть к ней готов”.

Следующее второе положение. Неопределенность момента смерти, три доказательство этого. Первое: продолжительность жизни в этой мировой системе не известна. Дальше вы говорите себе во время вашей медитации: “Я совершенно точно умру, но мне еще и неизвестно время прихода смерти. Потому что, во-первых, срок жизни в этом мире не определен. Есть другие мировые системы, где люди могут жить 300, 400 лет. Это определенно. В этой мировой системе нет такой определенности. Маленькие дети, которые вчера родились, сегодня умирают. Некоторые дети умирают, когда им 10 лет. И это показывает, что срок жизни в этой мировой системе не определен. Поэтому вы должны сказать себе: “Если умер десятилетний ребенок, то почему я не могу умереть завтра?” Вчера очень сильный человек, которому было 20 лет, умер. И он никогда не думал, что может завтра умереть. Он думал, что проживет еще очень долго. Но сегодня произошел несчастный случай, и он умер. Такая вещь может случиться и с вами. Потому что время смерти не определено. Вы говорите себе: “Поэтому я должен начать свои приготовления к смерти немедленно”. И не сосредоьачивайтесь только на этой жизни.

Следующее доказательство. Потому что существует очень много условий для смерти и немного для жизни. Другая причина, почему время смерти не определено, потому что в этом мире существует очень много причин для смерти и очень мало для жизни. Вы знаете это очень хорошо. Существует так много различных болезней. В наше время очень много опасных заболеваний, смертельных заболеваний, которые все время распространяются. А с другой стороны, так много опаснейшего оружия. Все это условия для смерти. Мы рассматриваем как условия для жизни еду, лекарства. Но иногда, из-за неправильного лекарства, люди тоже умирают. Иногда они умирают из-за отравленной еды. Это доказывает, что условий для жизни очень мало. И даже условия для жизни могут стать условиями для смерти. Поэтому у меня не должно быть чувства надежности, постоянства. Это механизм, из которого возникает много омрачений. Это концепция о постоянстве. Она должна быть уменьшена. Когда в вас уменьшится эта концепция постоянства, то вы естественным образом изменитесь. Подобно той пожилой женщине, пока она считала, что будет жить постоянно в этом доме, у нее была концепция постоянства в отношении дома. И вот именно из-за этой концепции постоянства она чувствовала зависть, ругалась с людьми и так далее, и все из-за концепции постоянства. Буддизм - это система анализа, анализа нашего образа мышления. Почему мы думаем подобным образом? Почему мы легко чувствуем зависть? Почему в нас не возникают легко добрые чувства? Что-то, должно быть, неправильно в нашей системе мышления. И тогда, когда вы исследуете вашу систему мышления, то вы понимаете, что причина вашего мышления - концепция постоянства. А концепция постоянства может быть удалена пониманием трех реальных ситуаций. Подобно тому, как старая женщина поняла три свои реальные ситуации: что дом ей не принадлежит, что в любой момент ее могут выбросить оттуда, и что когда ее выгонят, она ничего не сможет взять с собой, уйдет с пустыми руками. В ее ситуации ей помогли бы деньги, чтобы купить другой дом, а в нашей ситуации - это практика Дхармы. И когда она поняла очень ясно эти три реальные ситуации, концепция постоянства исчезла. И когда исчезла концепция постоянства, она стала совершенно иной. Она могла поливать сад, но когда в нем кто-то срывал цветы, она смеялась. А до этого она приходила в ярость. Когда она видела, что у соседей цветы лучше, чем у нее, она радовалась этому, и желала, чтобы у него цветы были еще лучше. Такие изменения происходит не от волевых усилий. Я практикую это. И это действительно дает результаты. Я не получил очень высокой реализации. Но совершенно определенно, что я имею больше покоя и мира в своем уме. И день за днем они все больше увеличиваются. Потому что я создал причину для этого. Потому что я изменил свою систему мышления, я сделал ее лучше. И когда вы поймете, как работает эта система, тогда вы поймете необходимость медитировать на непостоянство и смерть. Когда вы воспринимаете это на уровне слов, то вы по-настоящему еще не понимаете, о чем идет речь. А через медитацию ваше понимание будет становиться все более и более глубоким. И тогда без всяких усилий вы будете становиться мудрее.

Третье доказательство. Потому что наше тело очень хрупкое. И в завершение этих доказательств то, что наше тело очень хрупкое. Мы можем умереть от очень незначительной причины, очень незначительного условия. Это вам известно, и объяснять, наверное, не надо. Вы говорите себе: “Наше тело очень слабое, потому что оно состоит из плоти и костей, и из четырех элементов - огня, воды, ветра и земли. И все они находятся в противоборстве друг с другом. Это похоже на то, как если бы четыре совершенно различных и находящихся во вражде между собой человека жили бы в одном доме. Они неизбежно должны были бы разойтись. Потому что между ними противоречие. И вот наше тело подобно именно этому. В нас элементы огня и воды, которые противоборствуют друг с другом. Почему мы заболеваем? Потому что между этими четырьмя элементами невозможно полное равновесие. Ну, например, когда элемент огня становится сильнее, мы заболеваем какими-нибудь лихорадками; иногда становится сильнее элемент воды, и тогда возникают заболевания с преобладанием элемента воды. И вот из-за этих четырех элементов наше тело не сильное. Оно очень уязвимо. И поэтому в любой момент может возникнуть смерть. Если 4 человека, между которыми много противоречий, находятся в одной комнате, то в любой момент они могут разойтись. Они не представляют из себя некоего сильного единства. Поэтому скажите себе: “В любой момент я могу умереть из-за этой хрупкости моего тела, и поэтому я должен готовиться к смерти немедленно. Я не должен откладывать свою практику Дхармы”.

Вот, когда вы говорите себе, я сделаю работу, а затем буду практиковать. Это называется откладывание практики Дхармы. Поэтому многие великие мастера Тибета говорят, что мирская деятельность подобна тому, как мы бреем себе щетину. Чем больше бреете, тем быстрее она у вас вырастает. И вы никогда не сможете закончить полностью этот процесс выбривания щетины. Поэтому, если вы хотите практиковать Дхарму, приступайте к этому немедленно. Не откладывайте это на будущее. Развейте в себе это чувство, что я должен использовать эту драгоценную человеческую жизнь. И, начиная с этого момента я буду практиковать чистую Дхарму. Чистая Дхарма лечит ваш ум. Она способствует накоплению заслуг и очищает негативную карму.

Третье положение. Только Дхарма поможет в момент смерти. Три доказательства этого. Первое: потому что ваше состояние и ваша собственность не помогут вам в момент смерти. Доказательство следующее. Вы считаете, что существуют 4 объекта, которые могут вам помочь. Первый объект, на который вы рассчитываете, что он вам поможет, это ваша собственность, ваше имущество, ваши драгоценности, деньги и все прочее. Но поможет ли все это в момент, когда вы умираете? Нет, не поможет. Ничего из этого вы не сможете забрать с собой. Когда умирает король и когда умирает нищий, в этот момент смерти они равны. Они уходят с абсолютно пустыми руками. Нищий не может забрать свою палку, а король не может взять ничего из того, что есть у него в королевстве. Поэтому в момент умирания вам не может помочь та собственность, которой вы владеете.

Дальше поразмыслите, когда мы живем, то на что мы направляем главные усилия нашего ума. Во-первых, на приобретение  денег, дома и подобно этому. Затем, мы направляем усилия нашего ума на родственников, друзей, наших детей. Затем на свое тело. Мы очень сильно полагаемся на эти три вещи, подобно старой женщине, которая все свои надежды связывала с садом, с мебелью в ее доме и с уборкой в нем. Но когда пришло время уходить из дома, ничего из этого она не могла взять с собой. Точно так же мы во время нашей жизни очень много сил затрачиваем на эти три объекта: имущество, близкие и тело. Все наши усилия мы вкладываем в эти три объекта. Если бы они могли пригодиться нам в следующей жизни, то тогда стоило бы вкладывать в них столько усилий. Но если ни один из этих объектов вы не можете взять с собой в следующую жизнь, то тогда в них нет того смысла, который вы привыкли в них вкладывать. Вы можете быть уверены на 100%,что будущая жизнь существует. Потому что существование ума будет продолжено. Один великий ученый сказал: “Невозможно сделать несуществующей частицу грубой материи, тогда как же можно сделать совершенно несуществующим ум?” Если вы постараетесь раздробить частицу материального вещества, то люди, которым не известна наука, скажут: “А, ну вот, теперь мы полностью эту частицу уничтожили,она полностью исчезла. У нее нет продолжительности ее существования. Но люди, у которых есть научные знания, скажут, что каждая частица продолжает свое существование, она не может стать полностью несуществующей. Точно так же, когда вам не известна наука об уме, то когда кто-то умирает, вы думаете, что его ум закончил существование. Но в действительности ум продолжает свое существование. Потому что нет причины, которая может прервать продолжительность существования ума. А если нет причины, которая может прервать продолжительность существования ума, то ум будет продолжать существовать. Этот ученый сказал: “В пример возьмите ваш сегодняшний ум, попробуйте прервать его, остановить его. Вы не сможете остановить ваш ум. Он будет продолжаться. Если вы не можете прервать нынешнее состояние вашего ума, то как вы можете остановить его в момент смерти? Смертью называется расставание тела и ума, но не прекращение существования ума. Наш ум подобен человеку, а тело дому. Человек выходит из дома, это подобно смерти. Человек находит себе новый дом для жилья, это подобно реинкарнации. У всех у нас очень много реинкарнаций. Не думайте, что только у тибетских лам бывают перевоплощения. Они бывают у всех у нас. В тибетских лам могут воплощаться очень высокие практики, которые контролируют свою жизнь. Которые перевоплощаются по своему выбору, сохраняя контроль над перевоплощением. Тринадцатый Далай-лама незадолго до своей смерти отправился в место Амдо, где он должен был получить свое следующее рождение, и посмотрел, что представляет из себя это место. И он сказал: “Да, это очень хорошее место. Я совершенно точно еще вернусь сюда. В этот момент он был еще не очень стар, но был близок к смерти. Он думал уже о том, что ему предстоит умереть и получить новое рождение. Он также видел тот дом, в котором он должен был родиться. После этого он вернулся в Лхасу, и через год он ушел. И затем, через некоторое время он родился в этом месте. В Тибете такие вещи случаются часто. У таких Учителей есть контроль над их перерождениями, они проверяют то место, где они должны будут родиться, и через некоторое время там рождаются. Такой лама называется Ринпоче (дважды перерожденный). В действительности мы все перерожденные люди. Разница в том, что перерожденные ламы рождаются по собственному выбору, а мы нет. Мы подобны бумаге, или сухому листу. Куда подует ветер, туда он нас и унесет. С помощью практики преобразуйте сухой лист в кусок золота. Тогда ветер не сможет вас переносить. И вы можете сами сделать выбор. Что касается меня, то я уверен на 100% в том, что существует будущая жизнь. А вы поразмыслите. Но вы не найдете доказательства того, что ее не существует. Люди, которые говорят, что нет будущей жизни. Спросите их, почему? Они ответят: “Потому что я этого не вижу”. Но это не логический ответ. Спросите их: “А вы верите в то, что у вас в голове есть мозги? Вы же их не видите”. То есть у этого человека логика не правильная. Нет никаких доказательств того, что нет будущей жизни. Но есть много доказательств того, что она есть. И самое главное из этих доказательств то, что существует много людей, которые помнят свои предыдущие жизни. Теперь мы возвращаемся к моменту смерти.

Второе доказательство. В момент смерти вам не помогут ни ваши родственники, ни ваши друзья. Ваши дети тоже не смогут помочь. Чем они могут помочь вам? Они могут только плакать над вами. Если они буддисты, они могут читать для вас мантры. Но это подобно тому, как вам предлагают лекарства, если вы не можете это лекарство принять, то оно полезно тому. Кто может его принять; а для вас нет. Если кто-то читает мантры над умирающим, то благодаря кармической связи это иногда может быть полезно, но это не может быть в той же мере полезно, как когда умирающий сам делает практику.

Третье доказательство. Ваше тело не может помочь вам в момент смерти. Мы очень ценим наше тело. Мы так много одежды для него покупаем, так много косметики всякой. И столько пищи мы ему даем. Но в момент смерти мы не можем это взять с собой. А люди, которые любят вас, в момент вашего умирания начинают бояться вашего тела. И они относят его на кладбище или в крематорий и сжигают. О тело состоит из множества частиц, и вы не можете взять из вашего тела ни единой частицы. Что же вам остается? Только Дхарма, Учение. Задайте себе вопрос - почему Дхарма полезна для будущей жизни? Потому что Дхарма - это качество ума. Такие вещи, как дом, собственость, тело, родственники - все это - качества вещества. Поэтому ум не может взять с собой вещество. А Дхарма - это качество ума. Что такое Дхарма? Некоторые думают, что Дхарма - это что-то имеющее какую-то определенную форму, или это ритуалы. Это не Дхарма. Но вначале я вас спрошу, что такое Дхарма? А теперь я вам отвечу. Дхарма - это санскритское слово. Оно обозначает нечто, что вас держит. То, что вас держит, называется Дхармой. Что же вас держит? И от чего держит? Оно удерживает вас от страданий. И ведет вас к состоянию совершенного счастья. Такой объект называется Дхарма. Есть две Дхармы. Одна - это знание Дхармы. Знание о медитации на непостоянство и смерть - это тоже Дхарма. Это называется теоретическая Дхарма. Любое знание о Дхарме, которое у вас есть, это Дхарма. И это вам точно поможет. И вторая Дхарма - это Дхарма реализации. Благодаря этому знанию вы медитируете. Когда у вас есть полное знание того, как медитировать на непостоянство и смерть, вы медитируете на непостоянство и смерть. Вы медитируете, и в результате получаете реализацию. И эта реализация - лекарство, с помощью которого вы можете справиться с омрачениями. Концепция постоянства уйдет из вашего ума благодаря реализации, которую вы получили в результате медитации на непостоянство и смерть. И благодаря этому в вас спонтанным образом возникнут многие благие качества. Вот это настоящая Дхарма. Настоящая Дхарма в реализации. И это настоящее лекарство. И это подлинное сокровище, подлинный бриллиант. И это подлинный клад. Вот эта реализация называется “третьим глазом”. Совершенно необязательно, чтобы “третий глаз” был расположен в этом месте. Когда практик все больше и углубленнее занимается и реализация его растет, и он получает реализацию пустоты, вот тогда спонтанно раскрывается “третий глаз”. Это символ “третьего глаза”. Но если у кого-то этого символического глаза нет, то это еще не является знаком того, что у него нет этого “третьего глаза”. Если нет вот такого небольшого углубления, то это еще не значит, что нет третьего глаза. Иметь “третий глаз” не значит иметь глаз здесь. Все по-другому на самом деле. Итак, такая Дхарма - это качество ума, и она уйдет вместе с умом. Это подобно телу и тени. Или лампе и свету. И если у вас больше Дхармы, которую вы возьмете с собой, вы получаете лучшее перерождение. Если у вас больше положительной кармы, вы получаете лучшее перерождение. Если у вас больше негативной кармы и меньше благих качеств ума, больше негативных качеств ума, таких, как гнев, зависть и т.д., то есть совершенный набор плохих качеств, то тогда ваша будущая жизнь не будет хорошей. И в результате этого вы говорите себе: “В момент смерти мне может помочь только практика ядхармы. Поэтому я должен практиковать Дхарму. Я не должен растрачивать свое время только на то, чтобы собирать материальные вещи. Они полезны, но я не смогу забрать их с собой. Я должен собрать подлинное сокровище. Я должен иметь настоящее лекарство”. Вот это Дхарма.

Затем идет четвертое положение. Медитация на аспектах смерти. Вы представляете себе процесс смерти. Если вы будете размышлять над прочессом смерти, то тогда вы будете относиться к смерти более осознанно. И когда она действительно придет, вы не испугаетесь. Вы будете хорошо к этому подготовлены. Представьте себе людей, которые хотят сыграть пьесу в театре. Если они не подготовятся к этому, то они наверняка наделают каких-нибудь ошибок. Если вы не будете думать об аспектах смерти, то каким бы сильным вы себя ни считали, когда смерть придет, вы неизбежно наделаете ошибок. И в момент смерти вы не сможете практиковать должным образом. И вот эта медитация на аспектах смерти поможет вам правильно заниматься медитацией в момент смерти.

Как это происходит? Вы себе представляете. Вы умираете. Вы чувствуете, что вы умираете (сидите в позе для аналитической медитации). Однажды вы совершенно точно умрете. Вы видите свое умирающее тело, вокруг близкие вам люди, но язык вам уже не повинуется, помочь вам никто не может, ветры стихают и вы перестаете дышать. Размышляйте о том, что напрасно растратили драгоценную человеческую жизнь, искали счастья и богатства. Преходящих радостей, но счастливы никогда не были, так как всю жизнь гонялись за радугой. Теперь вам уже ничто помочь не может. Вы входите в состояние Бардо, видите много видений, и ваш ум в страхе мечется. В результате вы приходите к решению: 1) поскольку смерть неизбежна, я должен готовиться к следующей жизни; 2) т.к. время смерти неизвестно, я должен готовиться к смерти прямо сейчас; 3) поскольку ничто не поможет в момент смерти, кроме Дхармы, я буду заниматься только Дхармой. Если это пока невозможно для меня, я буду уделять практике Дхармы больше времени, чем своей мирской деятельности.

Первый и второй пункты понятны, что касается третьего, то в самом начале вы не можете принять решение заниматься только практикой Дхармы. Для вас это нереально. Вы должны принять решение 50% своего времени посвятить практике Дхармы, а 50% - этой жизни. И затем, когда вы будете делать по-настоящему сильный ретрит высоко в горах, то тогда скажите себе: “Во время ретрита я буду заниматься только практикой Дхармы”. И тогда вот такая решимость сделает эту вашу практику и другие практики Дхармы очень чистыми. Я расскажу вам одну историю, свою собственную. Когда я мелитировал высоко в горах, то был такой период, когда я не очень много медитировал на непостоянство и смерть. Я больше внимания уделял практике Тантры. И тогда мой ум стал суше. И однажды ночью, когда я спал, я во сне увидел в небе старую женщину. Она посмотрела на меня и сказала: “Через три дня ты умрешь”. И у меня возникло очень сильное чувство. Что это правда. Когда я проснулся, я очень хорошо мог вспомнить лицо этой женщины. И я решил, что это знак того, что я действительно умру через три дня.

Тогда я себе сказал: “Ну ладно, не очем беспокоиться. Я получил от своего Учителя знание Дхармы и я буду ее практиковать, практиковать серьезно и чисто”. И моя утренняя медитация прошла очень хорошо. Когда я медитировал на отречении, то это была очень хорошая практика отречения. И бодхичитта моя стала намного лучше. И чувство желания действовать на благо других стало очень сильным. Когда после этого я практиковал Тантру, то эта практика стала настояшей практикой Тантры. И моя практика в эти три дня была очень хорошей. Если бы вы увидели меня в то время, вы бы подумали, что я настояший бодхисаттва. Но в десять часов вечера третьего дня я посмотрел на часы и подумал, что мне осталось два часа до смерти. Я решил: “Ну что ж, два часа до смерти, ну не важно, я приготовился”. И я уснул. Ну а утром я проснулся, посмотрел на часы, было семь часов утра. Я посмотрел на себя и понял, что не умер. Тогда я сказал: “Ну вот, тот сон был неправдой”. И когда я подумал, что мой сон был неправдой, тогда в мой ум вошла концепция постоянства. И когда в мой ум вошла концепция постоянства, мой ум стал более ленивым. Я думаю, что все это произошло благодаря доброте моего духовного наставника. И я смог понять на собственном опыте, как важно медитировать на непостоянство и смерть. Поэтому, я говорю вам, не думайте, что медитация на непостоянство и смерть это что-то мало значительное. Я из своего собственного опыта понял, что это очень важно, что это действительно основание, и когда это основание действительно прочно, сильно, то тогда то, что на нем выстраивается, тоже прочно и сильно. Если это основание будет слабым, то тогда все, что вы на нем выстраиваете, будет слабым, ненадежным. Это мой настоящий подарок вам, подарок Дхармы. Это подлинный механизм, который заставляет вас меняться. И вот с этого момента вы становитесь настоящими практиками Дхармы, а не просто поверхностными практиками Дхармы. Если настоящему буддизму суждено появиться в России, то мы должны стать настоящими практиками Дхармы. Очень важно качество, количество нет, не очень важно. На сегодня я здесь остановлюсь.

 

Вопрос. Какие практики необходимо делать в момент смерти?

 

Ответ. На момент смерти существуют практика Пховы, практика Прибежища и другие, я уже говорил.

 

Теперь посвящение заслуг.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека