Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

МЕДИТАЦИЯ НА ЛАМРИМ

Медитация на непостоянство и смерть

Пожалуйста, те, у кого есть ксерокопии медитаций, посмотрите “Медитацию на непостоянство и смерть”. И как следует храните эти наставления - они для вас драгоценность. Я говорил вам уже, что я собрал их из многих источников и свел для вас воедино, и теперь вы имеете как бы готовый рецепт, как рецепт для приготовления какого-то блюда. Магия - это интересно, но самое главное в ней, - это ее секрет. (Учитель говорит на русском).

 

Вот такие наставления называются - сущностные наставления. Возможно, это последний год, когда я даю вам Учение, но, может быть, я еще вернусь. Все непостоянно. Но не надо думать о будущем, думайте о сегодняшнем дне. Пока я с вами и вы со мной, используйте это. Слушайте с правильной мотивацией. Со своей стороны я делаю все, чтобы развить в себе правильную мотивацию, думая о том, чтобы воздать вам за вашу доброту. Вы все были моими матерями во многих наших предшествующих жизнях. Иногда я был вашей матерью. Когда-то, когда вы были моими матерями, вы были необыкновенно добры ко мне, и вот сейчас я могу воздать вам за это. У меня есть некоторая доля мудрости, и я хочу передать ее вам, чтобы вы могли использовать ее для своего блага. Я делаю все возможное, чтобы развить в себе такую мотивацию. Иногда я забываю (Учитель смеется), я просто даю Учение. И вы, со своей стороны, развейте в себе мотивацию восприятия Учения как лекарства, которое должно излечить ваши ментальные болезни, слушайте, чтобы вылечиться. В течение многих жизней и до сих пор мы страдали от этих заболеваний нашего ума. И эти заболевания не пройдут от того, что мы сделаем один или два вида медитации. Для них нужны различные лекарства, различные ментальные лекарства, - много видов медитации. Это действительно так. (Учитель говорит на русском)

 

Но вы не должны принимать все, что я говорю, просто на веру. Принимайте только после того, как вы исследуете все. И не только со мной, будут приезжать многие другие Учителя. Исследуйте вначале то, что они вам говорят. Только если вы поймете, что это правда, примите это. Сам Будда говорил: “Исследуйте мое Учение”.

Мы возвращаемся теперь к Учению. У вас у всех есть приблизительное представление о том, как надо меди тировать на непостоянстве и смерти. Не думайте, что медитация на непостоянстве и смерти - это сесть с прямой спиной и сказать себе: “Да, когда-нибудь я умру!” Это не медитация на непостоянстве и смерти. Это просто сделает вас более несчастным. Но вы должны заниматься этим систематически и делать правильно, и тогда эта медитация вызовет в вашем уме совершенно особое чувство. Вы сможете ощутить это после того, как сделаете медитацию. Естественным образом ваш ум станет менее привязанным к этой жизни. Ваш ум станет более широким. Вы поймете ценность духовного и захотите собрать больше духовных богатств. Тогда вы действительно обретете способность отличить подлинный бриллиант от мирского бриллианта. Иначе дело для вас будет обстоять таким образом: вам будет интересно слушать разговоры о духовном, но, когда вы будете встречаться с подлинным бриллиантом, вы будете выбрасывать его ради мирского бриллианта.

 

И уже в вашей повседневной жизни ваши хорошие качества начнут проявляться после этой медитации о непостоянстве и смерти. Ваши хорошие качества будут проявляться в вас спонтанно. Медитация на непостоянство и смерть, таким образом, является одной из фундаментальных для достижения высокой реализации. Она подобна земле, фундаменту. Иногда люди думают, что медитация на 4-е благородных истины и на непостоянство и смерть относится только к практике Хинаяны, а им, как практикам Махаяны, эта практика не нужна - им нужна только практика бодхичитты. Это ошибка. Эти практики - медитация на 4-х благородных истинах и на непостоянстве и смерти - относятся к общему Учению Будды, они общие как для традиций Хинаяны, так и для Махаяны. Практики Махаяны должны делать все практики Хинаяны, но когда они достигают вершины практики Хинаяны, то тогда добавляются особые практики Махаяны. Махаяна должна быть дополнением к практике Хинаяны. А затем идет дополнение к практике Сутр Махаяны - практика Тантр. Тогда вы становитесь подлинным практиком Махаяны и подлинным практиком Тантр - настоящим. Иначе вы чисто номинально носите имя - “практик Махаяны”, “практик Тантры”. Если вы говорите гордо: “Я - практик Махаяны, а вот он - Хинаяны,”- и с пренебрежением к нему относитесь,............(На русском)

 

Очень важно уважать практиков Хинаяны.

Сейчас я дам вам комментарии к тем положениям, которые я давал на последнем ретрите.

1.   Недостатки неразмышления о непостоянстве и смерти.

 

(Далее переводчица читает все с листа “Медитация на непостоянство и смерть”)

 

Теперь инструкции к медитации. Если вы будете медитировать, соблюдая вот эту последовательность в медитации, то вы обязательно достигнете реализации на этой медитации на непостоянство и смерть. И это одно из лекарств. Это одна Дхарма, которая есть в вашем сердце. Пока, в настоящий момент, у вас много информации в голове, но у вас нет ни одной Дхармы в сердце. (На русском)

 

После того, как вы завершите ретрит о драгоценности человеческой жизни, вы переходите к ретриту о непостоянстве и смерти и он занимает 2 недели. В вашей повседневной жизни вы можете делать небольшие медитации. В вашей повседневной жизни вы можете время от времени делать медитацию о непостоянстве и смерти, драгоценности человеческой жизни и т.д. Когда у вас есть время - делайте это. Делайте те медитации, которые вы точно знаете, как делать. Когда вы не знаете точно, как что-то делать, какую-то другую, более высокую практику, о которой вы точно не знаете, как ее делать, то лучше ее не делать. Не судите о ней, а просто решите для себя: ”Когда-нибудь, когда я буду знать, как делать, я буду делать.” Вот в тибетском обществе есть одно такое хорошее качество, мы всегда так поступаем: если мы не знаем, как правильно делать, то мы не делаем. Мы вначале узнаем, как делать правильно, а потом уже делаем.

Сейчас я буду давать вам наставления к этой медитации для ретрита. Если вы не сможете сделать ретрит на непостоянство и смерть в этой жизни, то вы сможете сделать в следующей, потому что в вашем уме останется хороший отпечаток.

Вначале вы все приводите в порядок в доме, как об этом уже говорилось по поводу предыдущих ретритов, все то же самое готовите вы. Затем вы усаживаетесь на приготовленное вами ложе, оно должно быть чуть приподнято сзади. Если вы можете под ложем нарисовать знак свастики, то очень хорошо. Этот символ - свастика - означает стабильность. Внутренний мир и внешний мир - они очень связаны. Они оказывают друг на друга влияние, я не могу доказать это для вас логически, но это так. Но если вы не можете нарисовать свастику - неважно. Свастику не любую. Внутрь, налево. Не гитлеровскую. (Смех в зале)

Во время ретрита очень важно, что вы будете есть. Диета. В прошлый раз я не говорил вам о той диете, которой вы должны придерживаться во время ретрита. Сейчас я вам расскажу. Одна из ошибок - это переедать во время ретрита. Для хорошего баланса в желудке он должен быть заполнен следующим образом: одну треть желудка занимает пища, одну треть занимает вода, и еще одна треть - для воздуха. Тогда есть баланс. А количество пищи вы уж определите вместе со своим желудком. (Смех в зале) Если вы не будете есть мясо - очень хорошо; можете есть, но немножко. Иногда, когда бывает очень холодно и вы совсем не едите мяса, это тоже может оказать негативный эффект на ваше тело. В такие моменты ваше тело ослабевает и возникает особый ветер, который легко поднимает ваш ум, и вы будете ощущать нестабильность, нестабильность ума. Но много есть мяса плохо. Субстанция мяса загрязняет ум. Иногда я ем мясо, когда совершаю ретрит, - когда мое тело чувствует себя очень ослабленным. Но вы должны есть только то мясо, которое легко для вас достижимо, т.е. вам не надо пойти убить какое-нибудь животное, или чтобы его убили для вас. И очень важно во время ретрита соблюдать одну и ту же диету, т.е. вы должны есть одну и ту же еду каждый раз на завтрак, то, что вы поели в первый день на завтрак, то же вы едите все следующие дни, что вы поели в первый день на обед - все следующие дни и т.д. И это придаст равновесие вашему телу, сделает его очень сбалансированным. И тогда, благодаря этой диете, ум тоже станет очень ясным. Спать ложиться вам надо до 10-ти часов вечера, между 10.00 и 10.30. И вставать утром рано - в 5-6 часов утра. Если вы сможете так себя вести, будет очень хорошо, но если не получается, то не должно быть никакого принуждения, не заставляйте себя. Я сам не могу рано ложиться спать и рано вставать. Поэтому я делаю все, что могу в соответствии со своей общей тенденцией, стараюсь ложиться и вставать немного пораньше. И постепенно я меняю вот эту тенденцию.

Вначале вы совершаете молитву. Вы начинаете свою медитацию с молитвы, нашей обычной. Потом вы визуализируете Прибежище, читаете мантру “Ом муни муни маха муние соха”, и потом вы обращаетесь к Будде Шакьямуни и всем буддам и бодхисаттвам, к своему духовному наставнику, ко всем своим духовным наставникам, и говорите: ”В течение многих жизней я не медитировал на непостоянство и смерть, и я не научился готовить себя к смерти, и поэтому все мои предыдущие человеческие жизни пропали зря. Сегодня, пожалуйста, дайте мне благословение, чтобы моя медитация на непостоянство и смерть была успешной и моя жизнь приобрела бы смысл, чтобы я смог должным образом подготовиться к будущей жизни, и чтобы я мог создать основание для более высокой реализации.” И тогда от всех будд и бодхисаттв исходит желтый свет и входит в вас - это их благословение, которое поможет вам достичь реализации значительно быстрее. Вы произносите мантру “Ом муни муни маха муние соха”, и вот с этой мантрой в вас входит желтый свет, который вас благословляет. И после этого вы приступаете к медитации, к аналитической медитации.

Вначале вы думаете о пяти недостатках неразмышления о непостоянстве и смерти.

1.   Вначале вы думаете о том, что неразмышление о непостоянстве и смерти, - это непомятование о Дхарме, как истинном источнике счастья. Посмотрите на нашу обычную жизнь: когда кто-то при нас говорит о долларах и бриллиантах, то наши глаза вспыхивают и мы начинаем искать, где бы нам их взять. Вы знаете ощущение в своем сердце, когда кто-то говорит о бриллиантах мирских, но вот когда вам говорят о настоящем бриллианте, о Дхарме, у вас в сердце не возникает такого ощущения. Но в действительности Дхарма - это подлинный бриллиант. И в этой жизни она делает ваш ум очень счастливым. (На русском)

 

И дальше вы подумаете:“- Если бриллианты и деньги не дают мне подлинного счастья, не дают мира моему уму в этой жизни, то как же они могут дать мне счастье в будущей жизни. В настоящий момент я не вижу в Дхарме нечто по-настоящему ценное. Почему? Маленькие дети, если им предложить на выбор сладости или золото, предпочтут сладости. Потому что дети не знают настоящей ценности золота. Если бы они знали, то они, конечно, предпочли бы золото, а не конфеты. Точно так же, если вы будете представлять себе подлинную цену вот этих драгоценностей Дхармы, то вы, конечно, выбираете подлинную драгоценность Дхармы. В настоящий момент наш ум не обращен к ней потому, что мы не думаем об этом, потому, что мы не думаем о непостоянстве и смерти. (На русском)

Вот все подобные ошибки возникают от недостатка размышлений о непостоянстве и смерти. Если ваш ум не обращен к Дхарме, то что бы вы ни делали, как бы вы ни занимались практикой, - это не будет практикой Дхармы. Если вы делаете простирания - это простирания, но это не практика Дхармы. Если вы будете читать мантры - это хорошо, но это не будет практикой Дхармы. Это основная причина, по которой Дромтонпа говорил всем известные слова своему ученику. Если в шахматной партии вы, разыгрывая дебют, совершите ошибку в самом начале, то в течение всей партии вам придется сталкиваться со множеством трудностей. Точно так же и в духовной практике: думать о занятиях Тантрой, не медитируя на непостоянство и смерть, как основание для практики - это то же самое, как сделать ошибку в дебюте в шахматной партии. Теперь вы поняли одну из ошибок дебюта. Если вы не знаете теорию шахмат, то как бы вы ни были умны, вам не выиграть шахматную партию. Точно так же и в духовной практике, - если вы не знаете теории, то вы не сможете правильно ею заниматься, как бы вы ни были умны. Духовная практика - это шахматная игра в жизнь. Одна идет на столе - шахматном, но между ними очень много общего. Я исследовал это.

2.   Ошибка, что, даже думая о Дхарме, вы не практикуете. Когда вы не думаете о непостоянстве и смерти, то в вашем уме возникает некая концепция постоянства вечности, ощущения бесконечности вашей жизни. (На русском)

...вечность вашей жизни. Это вот главный обман. В течение многих предыдущих жизней эта концепция постоянства, неизменности нашей жизни, вечности нашей жизни вводила вас в заблуждение. Половина вашей жизни тоже была проведена в обмане вот из-за этой концепции - концепции постоянства. Если вы не уберете ее, то она не дает Дхарме проникнуть в ваш ум. Эта концепция постоянства, если ее не убрать, не дает войти Дхарме, но зато дает войти в наш ум многим негативным вещам, таким как привязанность, гнев, зависть и т.д. (На русском)

 

Вот это концепция непостоянства, она как бы является тем механизмом, который приводит в движение, производит все остальное: гнев, раздражение, привязанность и т.д. Корень сансары - это неведение. Вот второй корень, корень возникновения в той жизни гнева, привязанности, зависти, - это концепция постоянства. В прошлый раз я вам приводил один пример. Пример вам рассказывал о старой женщине.

Одна старая женщина - у нее был дом. Но этот дом ей не принадлежал, она только думала, что он ей принадлежит. А ситуация была следующая. Хозяин дома, в действительности, может в любой момент ее из дома выгнать. Любому, кто заплатит немного больше, чем она, он может отдать этот дом, а ее выгнать. Третья ситуация. Эта женщина очень много внимания уделяла работе в саду, работе по дому. Как только она видела пыль, она тут же бросалась ее вытирать, потому что она считала этот дом своим. Но когда она будет вынуждена уйти из этого дома, она ничего не сможет взять с собой, ни ту чистоту, которую она в нем наводила, ни те растения, которые она посадила в саду. Поскольку она не подозревала о существовании вот этих трех ситуаций, то она приходила в ярость, когда кто-то крал цветы из ее сада, или завидовала соседу, у которого был более красивый сад, и была очень привязана к своим цветам и к вещам в доме, и каждый день она делала те же самые вещи. (На русском)

 

Т.е. не имея представления о той реальной ситуации, в которой она находится, она каждый драгоценный день своей жизни теряла. (На русском)

 

И однажды пришел мудрец, и рассказал ей об этих трех ситуациях. Которые существовали в действительности. Он сказал ей, что в действительности этот дом ей не принадлежит, и доказал ей это. Дальше он сказал, что хозяин - человек очень ненадежный, и если кто-то посулит ему больше денег, то он тут же выгонит ее из дому. И наконец третья ситуация - когда он ее выгонит, что она возьмет с собой? “ Вот ты вытираешь пыль со стола - и что, ты можешь взять это с собой? Или ты можешь взять с собой сад? - Тебе придется все оставить здесь. Только если у тебя будет достаточно денег, ты сможешь спокойно оставить этот дом и купить себе другой, даже еще лучший, чем этот. Если ты действительно как-то хочешь обеспечить свое будущее, то тогда тебе надо собрать деньги, чтобы иметь возможность купить..., то вот таким образом поступай. Набери денег на следующий дом. И вот такая аналогия - она применима к нашей настоящей жизни. Я сейчас приведу сравнение. Возможно, вы слышали уже это, но я еще раз повторю объяснения. Не думайте, что вам принадлежит ваше тело. Многие люди, даже многие короли думали:” О, это тело - это полная моя собственность, и оно находится под моим полным контролем!” Это ошибка. Это тело вам на самом деле не принадлежит, - вам однажды придется его покинуть. Это первая ситуация, т.е. ваш ум - он подобен человеку, проживающему в доме. Дом - это тело. Вторая ситуация: непостоянство и смерть никогда не ждут, им безразлично, готовы вы или нет. Закончили вы или не закончили свою работу - им тоже безразлично. Вы можете быть уверены, что смерть определенно к вам придет. Точно так же, как той старой женщине совершенно точно пришлось бы покинуть ее дом. Точно так же и вы однажды покинете свое тело и ваш ум отправится в другой мир. И третья ситуация: подобно тому, как та старая женщина считала, что сад и все вещи в доме - ее собственные, точно так же и вы думаете, что это какая-то неизменная, вечная собственность - телевизор, ваш дом, ваши вещи, ваша репутация. Когда вы будете умирать, вы не сможете взять с собой ничего из этого, и не сможете взять с собой свою славу и репутацию, это подобно тем вещам, которые старая женщина должна была оставить, покидая дом. Поэтому Миларепа, великий йог, говорил, что как бы ни был громок гром, - это всего лишь звук, пустой звук. Как бы ни была прекрасна радуга, она быстро исчезает, и человек, который существовал вчера, сегодня не существует. Человек, который существовал в прошлом году, не существует в этом. И предмет, которым я владел вчера, - сегодня я им не владею. Вот все они учителя непостоянства и смерти. И дети благородной семьи не позволяют себе затеряться в сансаре, потонуть в сансаре, - они готовятся к будущей жизни. Подобно действиям старой женщины, вся наша мирская активность может быть полезна для нашей повседневной жизни, но ее польза очень кратковременна, она ничего не дает для нашей будущей жизни. В ней нет ничего подлинного, нет подлинного существования. Когда женщина убирала дом, то с точки зрения повседневности это было полезно, но подлинного смысла, смысла долговременного в этом не было. Точно так же и делать все только для счастья этой жизни - бессмысленно. Когда вы знаете ситуацию, когда вы осознаете это через медитацию на непостоянство и смерть, то тогда в вашей жизни сами собой происходят изменения. Если бы эта женщина знала вот все эти три ситуации как следует, ..., когда она уже узнала об этих трех ситуациях, то на следующее утро это была уже совершенно другая женщина. Когда она получила полное представление об этих трех ситуациях, и на следующее утро увидела, что кто-то вошел в сад и сорвал цветок - она улыбнулась. (На русском)

 

С ней произошли изменения, спонтанные изменения, - меньше гнева в ней стало, меньше привязанностей, зависть уменьшилась. (На русском)

Еще до существования этого мира это Учение существовало во многих, многих мировых системах. Это подлинное Учение Будды и вы должны стараться крепко-крепко за него держаться, и тогда в вас произойдут изменения. После того, как в вы позанимаетесь этой медитацией, вы поймете, насколько драгоценно Учение бодхичитты. И если кто-нибудь скажет вам, что он может вам дать очень драгоценное Учение бодхичитты, но для этого вам надо отрезать кусок от своего тела, то вы с радостью сделаете это. (На русском)

 

И вы должны подумать о том, что вот такие изменения - о которых мы говорили, которые могли бы с вами произойти, а они с вами не происходят, и из-за того это, что вы не медитируете на непостоянство и смерть. Вы должны сказать себе, что я много лет занимался медитацией и практикой Дхармы, что много лет я слушал Учение, но я не медитировал на непостоянство и смерть, и поэтому во мне не произошли эти изменения. И наконец-то идет второй недостаток - это отсутствие практики при наличии того, что вы помните о непостоянстве и смерти. Помните, но все равно не практикуете. Но даже если вы думаете о Дхарме, вы не практикуете ее, потому что вы не думаете о непостоянстве и смерти. (На русском)

 

Вы все время откладываете свою практику Дхармы. Это происходит от того, что вы не думаете о непостоянстве и смерти, и тогда возникает третья ошибка - недостаточно серьезная практика, т.е. если вы даже и практикуете Дхарму, то практикуете недостаточно серьезно. (На русском)

 

Это происходит потому, что вы не думаете о непостоянстве и смерти. (На русском)

 

Вот все те люди, о которых я говорил, - они пытаются заниматься практикой, но из-за того, что они не думают, не медитируют на непостоянство и смерть, и не понимают те 3 действительные ситуации, которые мы все имеем в нашей настоящей жизни, - они совершают все те ошибки, о которых я говорил. Четвертая ошибка - превращение в жестокого человека. Когда в вас очень сильна концепция непостоянства, то в вас сами собой очень легко возникают гнев, зависть и т.д. (На русском)

 

Пятая ошибка - сожаления в момент смерти. Если вы не размышляете, не медитируете на непостоянство и смерть, и живете с концепцией своего я и думаете только об этой жизни, о мирском, то вся ваша жизнь проходит, проходит впустую, и тогда приходит смерть. Если вы родились, то неизбежно вы умрете. Это совершенно точно, и ничто не сможет это изменить. Никто не может избежать этой участи. Мы должны принять эту ситуацию. Единственное, что мы можем сделать - это подготовиться к смерти до того, как она наступит. Тогда это будет путешествие. (На русском)

 

Это будет настоящее путешествие, если вы хорошо к нему подготовитесь. В тибетском обществе очень много историй об Учителях, которые действительно должным образом готовили себя к смерти, и тогда такой человек однажды говорил: “Завтра я умру!” Он говорил: “Завтра я уезжаю!” И этот человек говорил, что я оставляю свои вещи таким-то и таким-то, и уезжаю, завтра отправляюсь в путь. Я сам знал одного человека, который занимался медитацией. Он жил на вершине горы Дхармасала. Он предупредил всех, что он уезжает, совершил все приготовления и на следующий день после того, как он всем рассказал о своем отбытии, он сел, и начал заниматься медитацией рано утром. (На русском)

 

Это подлинная история.

Но вы не верьте тому, что я вам сказал... (Смеется) Поразмышляйте! Никто не может спрятать истину. Чем больше вы будете размышлять над истиной, тем яснее она будет становиться. Если бы я вам соврал, то однажды вы неизбежно узнали бы о том, что это была ложь. Говорят, что людей можно обмануть только один раз. Ну, может быть второй раз вам удастся, но все время обманывать людей вам не удастся.

И вот этот недостаток, что вы, умирая, будете испытывать сожаление, раскаяние, что вы потратили вашу жизнь впустую, - оно из-за того, что вы не медитировали на непостоянство и смерть.

Дальше идут преимущества размышления о непостоянстве и смерти. Первое из них - это памятование о Дхарме, как истинном источнике счастья. Когда эта старая женщина поняла как следует эти три реальных ситуации, то она поняла, что такое подлинные ценности, а что такое - ненастоящие ценности, и тогда она стала уделять больше внимания тому, что действительно полезно. Точно так же, когда вы поймете все три реальных ситуации в нашей жизни, тогда вы поймете, что такое подлинные ценности, а что такое - не настоящие. И ваш ум обратится к Дхарме. И никто не сможет вас остановить. В Тибете китайцы пытались помешать монахам практиковать Дхарму, но они не могли помешать, потому, что они (монахи), знали подлинную цену Дхармы. Это преимущество возникает из медитации на непостоянство и смерть, - понимание трех действительных ситуаций вашей жизни. Тогда вы становитесь настоящим духовным практиком.

Второе преимущество: стремление к практике при наличии памятования. Если вы не думаете о непостоянстве и смерти, то вы, даже помня о Дхарме, не стремитесь ее практиковать. Если вы медитируете на непостоянстве и смерти, то тогда ваши знания о Дхарме и ваше стремление практиковать идут у вас вместе.

Третье: углубление практики. Благодаря медитации о непостоянстве и смерти ваша практика становится все глубже и глубже. И тогда ваша бодхичитта будет настоящей практикой бодхичитты. Ваша Тантра будет настоящей практикой Тантры. Иначе это будет произнесение отдельных мантр, и некоторые такие ...... - никакой настоящей Тантры.

Четвертое: превращение в сострадательного человека. И благодаря этой практике - медитации на непостоянство и смерть, - ваш ум будет становиться более мягким, более добрым, вы будете чувствовать больше сострадания к другим.

Наша жизнь подобна сухому листу. Кармический ветер подул с одного направления и собрал сухие листья вместе на очень короткое время. Эти листья будут находиться вместе, пока ветер не изменит своего направления. И когда ветер изменит свое направление - эти листья разнесет в разные стороны. Вот этот короткий промежуток времени, когда эти листья вместе - это вот мы здесь с вами. И вот один из этих листьев, которые ветер на краткий момент собрал вместе, говорит: “А я хочу быть наверху!” А другой говорит: “Нет! Я хочу быть наверху!” И они начинают между собой такую драку, а затем они начинают критиковать друг друга, пытаясь отвоевать друг у друга территорию. На самом деле никто не может находиться здесь постоянно. Когда-то, в древние времена, русские цари думали: “Вот вся эта страна - она моя территория”. (На русском)

 

Пятое: отсутствие страха смерти. Когда вы готовитесь к смерти, когда вы действительно правильно практикуете, то вы действительно перестаете бояться смерти. (На русском)

 

Сейчас вы начинаете понимать механизм этой медитации. Это очень важно. Люди, которые занимаются коллекционированием - они сначала выясняют механизм оценки предметов, потому что если вы не умеете оценивать предметы, определять их цену, то как вы их будете собирать? Зачем вам собирать предметы, не имеющие цены? (На русском)

 

Вопрос.

 

Ответ. Зависит от вас. Если вы хотите иметь двух коренных наставников, то можете иметь двух.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека