Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Ваджрадхара

Ваджрадхара

Ваджрадхара
Ваджрадхара – тантрическая персонификация Дхармакаи, измерения пустотной природы ума(санскр. Vajradhara; тиб. Дордже Чанг / Dorje Chang (рДо рДже хЧан) букв. "Держатель ваджры"). Ваджра, во-первых, означает истинное постижение пустоты, это также подразумевает устойчивое, несокрушимое свершение – ведь пустота по природе не подвержена разрушению. Дхара (Держатель) означает, что Будда полностью обладает этим свершением и постижением.
В Калачакра-тантре сказано, что будда Ваджрадхара обладает постижением как высшей пустоты, так и искусных средств, которые есть великое блаженство. Высшая пустота означает постижение того, что все формы, звуки, запахи, вкусы и объекты осязания являются единством проявленности и пустоты.
В канонических изображениях Ваджрадхара держит колокольчик, который символизирует постигающую пустоту духовную мудрость, и ваджр, символизирующий искусные средства, посредством которых все существа получают помощь в постижении пустоты. Поэтому Ваджрадхару также называют "единством мудрости и искусных средств".
Согласно традиции Ньингма (старой школы) Ваджрадхара является проявлением активности будды Самантабхадры, проявляясь на уровне Самбхогакаи как изначальное состояние энергии бесконечного потенциала всевозможных проявлений.
Традиция Сарма (новые школы) представляет Ваджрадхару как тайную форму будды Шакьямуни и объединённую сущность всех Будд десяти направлений и трёх периодов времени собранных воедино.
В ваджраяне считается что будда Ваджрадхара первым изложившим все Тантрические учения, и такие могущественные идамы тантр как Гухясамаджа, Шри Хеваджра и Чакрасамвара есть проявление самого Ваджрадхары.

Молитва-призывание Ваджрадхары.

Хозяин изначальной осознанности,
Неколебимое великое блаженство Дхарматы,
Непревзойдённое сокровище исполняюшее желание,
Поклоняюсь великому Ваджрадаре!

Ваджрадхару изображают как в одиночной форме, так и в союзе Яб-Юм (тиб. rdo-rje chang yab yum).
Цвет тела Ваджрадхары изображают – тёмно-синим. Он сидит в медитативной позе на лунном и солнечном дисках, расположенных друг над другом на распустившемся лотосе. Он убран в украшения, на голове – корона. Руки скрещены у груди, в правой руке он держит ваджру, символ пустотности, в левой руке – ваджра-колокольчик, символизирующий мудрость. Колокольчик и ваджра в перекрещенных руках Ваджрадхары символизируют союз блаженства и пустоты.
В переводе Ваджрадхара означает "Держатель ваджры". Буквально слово "ваджра" переводится и как "алмаз", и как "молния", но в тантрическом контексте ваджра – это нерушимое состояние, состояние изначальной природы ума.
Ваджрадхара символизирует полностью просветлённого. С позиции Ваджраяны буквальный смысл термина – "держатель скипетра", т.е. – это мистическая форма Будды. Истинное значение термина – "суть просветлённого состояния", которое является неделимым союзом блаженного осознавания и присущей ему пустоты. Что символизируется свойством неделимости ваджры. В обычном Буддистском рациональном понимании это состояние описывается как "неделимое состояние мудрости и сострадания". Как метакосмический Будда, Дорджечанг олицетворяет предельную простоту (Дхармакаю). Метафизика ваджраяны воспринимает его как владыку универсального высшего качества и источник духовной функций и передачи. Как таковой, он изображается в мистическом пантеоне и конклавах мандалы в виде повелителя шестого порядка, который соединяет пять аспектов трансцендентальной мудрости и пять свойств мистических будд в форме самбхогакаи (известные как панчаджняна и панчакула дхьянибудда). Данные два значения являются частью сложной системы разъяснений, называемой шесть способов и четыре системы. Здесь говорится о четырёх методах объяснения и шести способах разъяснения Буддистской тантрической доктрины. Четыре метода – это (1) буквальное значение, включающее значение символизма и мантры, (2) общее значение, (3) скрытое значение (намёки на некоторые пропущенные решающие объяснения) и (4) предельное значение. Шесть способов – это учения даваемые (1) с или (2) без умалчиваемого намерения или постижения; учения, которые имеют (3) видимое или (4) предельное значения; и (5) те, которые имеют буквальные этимологические значения, и (6) те, которые имеют значения отличные от буквального. Такие необычные предусмотрительные подходы стали необходимы в виду вероятности существования отдельных неразборчивых в средствах людей, вводящих в заблуждение и эксплуатирующих не подозревающих об этом учеников.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека