Библиотека
Ратнасамбхава
Будда Ратнасамбхава
Будда Ратнасамбхава (санскр. रत्नसंभव / Ratnasaṃbhava; тиб. Ринчен Джюнгнэ / Rinchen Jungne (rin chen ser po), досл. "Рождённый из драгоценного камня, или "Драгоценностью Рождённое (Существо); кит. Baosheng Rulai; яп. Hōshō Nyorai). В переводе слово Ратнасамбхава также может означать "Тот [от которого] возникают драгоценности".
В мандале пяти дхьяни-будд Ратнасамбхава является буддой южного направления. Благодаря реализации мудрости равенства, он смотрит на все вещи с божественной безучастностью. Равномерный разум, или мудрость (mnyam nyid ye shes), постигает равномерное (без колебаний) существование дхармакаи и шуньи (пустоты) ума и их равномерно вневременное существование. Эта мудрость трансцендентна по своей сущности, она находится вне пределов познаваемости обычным разумом и являет собой мудрость дхармакаи. Она способна познать недвойственную сущность дхармакаи и шуньи.
Ратнасамбхава персонифицирует субстрат сознания (читта), воспринимающий все сущие предметы как не-сущие и лишённые качеств, но возникающие из пустоты (ниратмья) всех мирских объектов. Он есть бодхичитта (byang chub sems).
Первое упоминание о будде Ратнасамбхаве встречается в "Гухьясамаджа-тантре" (III век н.э.).
Земным воплощением Ратнасамбхавы считают татхагату Дипанкару (будду Кашьяпу).
В бардо дхарматы Ратнасамбхава появляется после Будды Акшобхьи, на третий день.
Из "Бардо Тодрол":
В мандале пяти дхьяни-будд Ратнасамбхава является буддой южного направления. Благодаря реализации мудрости равенства, он смотрит на все вещи с божественной безучастностью. Равномерный разум, или мудрость (mnyam nyid ye shes), постигает равномерное (без колебаний) существование дхармакаи и шуньи (пустоты) ума и их равномерно вневременное существование. Эта мудрость трансцендентна по своей сущности, она находится вне пределов познаваемости обычным разумом и являет собой мудрость дхармакаи. Она способна познать недвойственную сущность дхармакаи и шуньи.
Ратнасамбхава персонифицирует субстрат сознания (читта), воспринимающий все сущие предметы как не-сущие и лишённые качеств, но возникающие из пустоты (ниратмья) всех мирских объектов. Он есть бодхичитта (byang chub sems).
Первое упоминание о будде Ратнасамбхаве встречается в "Гухьясамаджа-тантре" (III век н.э.).
Земным воплощением Ратнасамбхавы считают татхагату Дипанкару (будду Кашьяпу).
В бардо дхарматы Ратнасамбхава появляется после Будды Акшобхьи, на третий день.
Из "Бардо Тодрол":
"На третий день появится жёлтый свет полностью очищенного элемента Земля. Тогда из жёлтого южного измерения, называемого Достославное, покажется блаженный Ратнасамбхава. У него жёлтое тело, в руках – драгоценная жемчужина. Вместе с супругой Мамаки он восседает на троне, покоящемся на лошадях. Его сопровождают два бодхисаттвы, Акашагарбха и Самантабхадра, и две бодхисаттвы, Мала и Дупа. Всего в пространстве радужного света сияют шесть образов будд. Жёлтый свет скандхи ощущения (санскр. ведана) в её чистом измерении – Мудрость Равенства, сияющая, украшенная дисками радужного света, светлая и сверкающая, нестерпимо яркая для глаз, будет идти из сердца Ратнасамбхавы с супругой, проникая в твоё сердце…"
Ратнасамбхава изображается жёлтого цвета, который символизирует об освобождении живых существ из круговорота сансары, восседающем в медитативной позе на высоком троне поддерживаемом конями, что символизирует равномерное существование в нём мыслей жалости и сострадания, он убран в украшения Самбхогакаи, на его голове – корона. Левая рука Ратнасамбхавы покоится на бедре, ладонь развёрнута вверх, поддерживая драгоценность, исполняющую желания (читтамани), как символ беспрерывного роста знания в дупле драгоценного камня. Его правая рука развёрнута у колена ладонью наружу в варада-мудре (жесте даяния блага, что символизирует щедрость).
Он держит у сердца драгоценность, излучающую свет, как символ беспрерывного роста знания в дупле драгоценного камня.
Он держит у сердца драгоценность, излучающую свет, как символ беспрерывного роста знания в дупле драгоценного камня.
Когда бардо мирных божеств заканчивается, и начинается бардо гневных божеств будда Ратнасамбхава проявляется как Ратна-Херука.
rin chen ‘byung gnas | [Рин-ч‘ен Jюн‘-нэ] | Ринчен Джюнгнэ / Ратнасамбхава | ||
rin chen | [рин-ч‘ен] | ринчен – драгоценность, драгоценный | ||
‘byung gnas | [jюн‘-нэ] | джюнгнэ – источник, происхождение | ||
Мантры Будды Ратнасамбхавы. | Семенной слог. | |||
Транслитерация. |
||||
oṃ ra tna sa mbha va trāṃ ом ратнасамбхава траам |
trāṃ
трам |
|||
Дхарани Будды Ратнасамбхавы. | ||||
NAMO RATNA TRAYAYA OM KHAM KHANI KHAM KANI ROTSANI ROTSANI TOTANI TOTANI TRASANI TRASANI PRATIHANA PRATIHANA SARWA KARMA PARAMPARA MINAY SARWA SATO NAYTSA SOHA |