Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

Идамы

Ю.Н. Рерих переводит слово "yi-dam, yi-dam-pa" как "тот, чей дух тверд и неизменен". Другой вариант перевода - "желанный бог". Это покровители разделов тантрического учения, постигнуть их можно лишь в медитации. Каждый лама имеет собственного божественного "защитника", которого выбирает или на всю жизнь, или для какой-либо особой цели.

Обычно эти боги-защитники появляются в гневной или грозно-спокойной ипостаси. Поскольку главнейшие идамы - Гухъясамаджа, Самвара, Калачакра, Ваджрабхайрава, Хаягрива - персонифицируют одноименные им тантры, то прежде описания этих божеств необходимо охарактеризовать кратко тибетское тантрическое учение как таковое. Само понятие "тантра" означает буквально "сцепление", в переносном смысле - "сокровенное знание".

Тантра - это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. Корни тантризма уходят в доарийскую Индию, в культ богини-матери, в магию сельской общины, во многом связанную с сексуальными ритуалами. Тантрическое учение выросло из этих верований, взяв за основу представление о тождестве микро- и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал - женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на "правую" и "левую". Тантра "правой руки" господствует в Индии, она признает ведущим мужское, активное начало. В ее ритуалах единение женского и мужского начал воспроизводится реальным половым актом. Тантра "левой руки" - это тантра буддийская, ведущим началом она признает женское, символизирующее мудрость. Слияние обоих начал в монашеской тантре, разумеется, может быть только символическим. В тантре "левой руки" ощущается сильное влияние шактизма, в котором объектом поклонения служит Деви - супруга Шивы. В этой тантре, как и в шиваизме, каждое мужское божество имеет свою божественную супругу-шакти, с которой сливается в вечных объятиях.

Тантрическая традиция утверждает, что боги становятся могучими и мудрыми только благодаря соединению со своими шакти. Шакти (женская энергия), праджня (запредельная мудрость) представляют собой сплав женственности и мудрости, сливающихся в образе Праджняпарамиты, которая, будучи изначально махаяническим текстом, в тантре деифицируется и становится глубоко почитаемой богиней, "матерью всех будд". "Подобно матери, выводящей ребенка на дорогу, Высочайшая Мудрость показывает буддам их наилучший путь". Мудрость, символизируемая женским началом, считается имманентно существующей, разлитой в мире. Мужское начало представляет собою метод ("упайя"), посредством которого постигается мудрость. Символ метода - ваджра - атрибут огромного количества божеств. Еще одной особенностью тантры "левой руки" является наличие большого числа грозных божеств, представляющих собой воплощение сил, трансформирующих негативные эмоции в мудрость; а также тщательно разработанный ритуал созерцания. Тибетская тантра включает в себя четыре класса тантр: тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал; тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными; Йога-тантра, в основе которой лежит йогическая медитация; и тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал. "Что касается блаженства и пустоты (шуньи), - говорил в одной из своих лекций Далай-лама XIV, - то здесь подразумевается неразрывное единство мудрости, постигающей пустоту, и глубокого переживания блаженства...

Значение использования блаженства для реализации постижения пустоты столь велико, что многие медитативные божества тантр высшей йоги изображаются в соитии. Но, как я уже говорил, это блаженство очень отличается от того, что испытывается в обычном половом акте". Изображение идамов в соитии со своей женской ипостасью - праджней - означает, что каждый принцип, персонифицируемый в образе идама, имеет две стороны - активную и пассивную, и только их единение дает возможность духовного роста. Такие изображения по-тибетски называются "яб-юм" ("отец-мать"), форма их восходит к индийской храмовой скульптуре, отражавшей мифы о том, что бог обретает свою подлинную силу только в единении с шакти-супругой. Тантра высшей йоги, доступная только для тех монахов, кто достиг очень высокой ступени духовного развития и способен постичь истинную природу вещей независимо от внешних проявлений, занимает исключительную позицию в отношении женщины.

 Если во всех остальных буддийских текстах, будь то хинаянистские, махаянистские или три другие класса тантр, женщины считаются неспособными достичь Просветления или вообще существами, препятствующими достижению Просветления, то в Ануттара-йога-тантре женщина - воплощение мудрости-праджни - ставится выше мужчины. Во многих текстах, принадлежащих к Ануттара-йога-тантре, например в тантре Ваджрайогини, главное божество имеет женский облик. В тантрах высшей йоги, например в Гухъясамаджа-тантре, возможность для практикующей женщины достичь полного пробуждения за одну жизнь признается открыто и безоговорочно. Главенство женского начала выражается и в том, что многие божества (особенно бодхисаттвы) имеют женовидный облик.

Лотос - символ мудрости-праджни - служит троном всем буддийским богам: женское начало - основа основ. Иконография идамов всецело посвящена задачам медитации: Многочисленные изображения божеств в тантре - не произвольные творения, а образы, отражающие методы очищения загрязненных психофизических совокупностей (скандх), элементов (дхату) и источников (аятана). При этом мирный или гневный облик божества, количество ликов и рук, число главных и сопутствующих фигур и т.п. отвечают различиям в наклонностях, образе мышления и способностях обучаемых.

Иконография различает три типа изображения идамов - спокойный, возбужденный (грозно-спокойный) и гневный. У идамов в спокойной ипостаси (Гухъясамаджа) лицо милостивое, нимб над головой, за спиной круговое сияние, пропорции тела соответствуют пропорциям будд. У идамов в возбужденной ипостаси (Калачакра, Самвара, Хеваджра) рот слегка оскален, нимб отсутствует, у кругового сияния за спиной внешняя часть представляет собою дугу языков пламени; пропорции тела те же.

У идамов в гневной ипостаси (Ямантака, Хаягрива) телосложение такое же, как у дхармапал, налитые кровью глаза навыкате, рот оскален; за их спиною бушует пламя. Идамы школы ньингмапа - крылатые (Ваджракила и другие), идамы гелукпы крыльев не имеют. В иконографию идамов (равно как и дхармапал) входят атрибуты, заимствованные из шиваизма: тигриная шкура на бедрах (в Индии считают, что мех тигра излучает энергии, необходимые при медитативной практике), четки из черепов, ожерелье из отрубленных человеческих голов и тому подобное. В культе Шивы эти атрибуты - отголоски каннибальских ритуалов, а в буддизме - символы бренности материального мира, преодоления тяги к телесному. Завершая наш краткий абрис иконографии идамов в целом, следует сказать несколько слов о символике техники нагтан - прописи цветными контурами по черному полю. В этой технике пишут образы идамов и дхармапал, предназначенные для медитаций. Изображенные таким образом гневные божества защищают практикующих. Черный цвет символизирует высшую реальность, шунью-пустоту, но вместе с тем и ненависть, которая посредством духовной практики преобразуется в запредельную мудрость. Идея преобразования отрицательных человеческих качеств в духовные заслуги - одна из главнейших в тантре. Гухъясамаджа принадлежит к идамам Ануттара-йога-тантры. Его полное имя - Гухъясамаджа Акшобхъяваджра. "Гухъясамаджа" переводится с санскрита как "Тайное Собрание" или "Собрание Тайных".

Его второе имя указывает на то, что он считается эманацией дхьяни-будды Акшобхъи, символ которого - ваджра. В Гухъясамаджа-тантре он назван проявлением Адибудды в мире явлений, символом триединства тела, речи и мысли всех Татхагат. Его атрибуты: ваджра и колокольчик - символы Адибудды, а также Акшобхъи, Колесо Закона (зеркальная мудрость) - символ Вайрочаны, лотос (тонкая мудрость) - символ Амитабхи, драгоценность (равноправная мудрость) - символ Ратнасамбхавы, меч (всесовершенная мудрость) - символ Амогхасиддхи. Таким образом Гухъясамаджа воплощает объединение сил всех дхьяни-будд. Его праджня Спаршаваджра излучает энергию ярости, контрастирующую с умиротворенностью ее супруга. Гухъясамаджа-тантра - это одно из первых санскритских произведений, переведенных на тибетский язык. По легенде, Будда Шакьямуни произнес ее наутро после Просветления.

Другая легенда говорит, что великий буддийский философ Асанга (IV в.) совершил путешествие на небо Тушита, где получил ее от Майтрейи. Именно в Гухьясамаджа-тантре впервые излагается концепция пяти дхьяни-будд, их эманаций, связи со сторонами света, цветами и так далее. Это мы видим и в практике, приводимой ниже. Ежедневная практика Гухьясамаджи такова: Постоянно обращаюсь к Прибежищу Татхагат, Пребывающих в моем собственном уме, которые есть Игра ума, реализующая чистый несравненный результат И сострадание - метод всех Превосходных. Постоянно обращаюсь к Прибежищу возвышенной Дхармы, Окончательно освобождающей ото всех, без исключения, Измышлений, совершенной опоре превосходных героев, Природе единовкусия всего реального. Постоянно обращаясь к Прибежищу Собрания Владык Аскезы, действительно освободившихся от пут, Исполненных великолепия, что состраданием рождено, И пребывающих в землях, идущих за Великорадостной. Очищением помыслов и полным созреванием Искореняю зачатки всех загрязнений, Красотой особой решимости Порождаю мысль о превосходном Бодхи. Я становлюсь Гневным Ваджром с телом черно-синего лика, тремя ликами: черным, белым и красным; шестью руками, держащими в правых - важдру, колесо Закона, лотос, в левых - колокольчик, драгоценность и меч. Меня обнимает подобная мне супруга - Ваджраспаршатавья. Оба мы украшены восьмью драгоценными украшениями. Верх тела облачен в упаспаршу из божественных тканей. Низ тела прикрыт нивасаной из божественных тканей. У меня на макушке - Вайрочана, в горле - Амитабха, в сердце - Акшобхья.

В пуповине - Ратнасамбхава, в области таза - Амогхасиддхи, в пуповине - Лочана, в сердце - Мамаки, в горле - Пандаравасини, на макушке - Тара. В глазах - Кшитигарбха, в ушах - Ваджрапани, в носу - Акашагарбха, на языке - Локешвара, в сердце - Манджушри, в тайном месте - Вишкамбхин, в суставах - Саматабхадра, на макушке - Майтрейя. Во вратах глаз - Рупаваджра, во вратах ушей - Шаптаваджра, во вратах носа - Гандхаваджра, во вратах рта - Расаваджра, во вратах ваджра - Спаршаваджра. В правой руке - Ямантакрит, в левой руке - Праджнянтакрит, во рту - Падмантакрит, на ваджре - Вигхнантакрит, в правом плече - Ачала, в левом плече - Таккираджа, в правом колене - Ниладанда, в левом колене - Махапала, на макушке - Ушничакравартин, в обеих ступнях - Сумбхараджа. Лучом, испущенным из моего сердечного ХУНГ, приглашаю Победоносных из Акаништхи. ДЗА: ХУНГ БАМ ХО: каждый становится недвойственным со своим Самайасаттвой. Одноликие двурукие Владыки семейств каждого божества потоками отцовской и материнской бодхичитты совершают посвящение каждого божества.

<Далее следует подношение:> ОМ САРВА ТАТХАГАТА АРГХАМ ПРАТИЗЦА ХУНГ СУОХА ОМ САРВА ТАТХАГАТА ПАДЬЯМ ПРАТИЗЦА ХУНГ СУОХА ОМ САРВА ТАТХАГАТА ПУСПЕ ПРАТИЗЦА ХУНГ СУОХА ОМ САРВА ТАТХАГАТА ДХУПЕ ПРАТИЗЦА ХУНГ СУОХА ОМ САРВА ТАТХАГАТА АЛОКЕ ПРАТИЗЦА ХУНГ СУОХА ОМ САРВА ТАТХАГАТА ГАНДХЕ ПРАТИЗЦА ХУНГ СУОХА ОМ САРВА ТАТХАГАТА НЕЙВИДЬЕ ПРАТИЗЦА ХУНГ СУОХА ОМ САРВА ТАТХАГАТА ЩАПТА ПРАТИЗЦА ХУНГ СУОХА Акшобхье - великому изначальному знанию, Ваджрадхату - великому искусству, Превосходной Ваджрной речи, Трем Мандалам Тайной сферы - поклоняюсь! Вайрочане - великой чистоте, Ваджрному спокойствию - великой радости, Самосущему ясному свету - высшему из высших Ваджрному наставнику - поклоняюсь! Драгоценностей царю - Великоглубинному, Словно Ваджрное пространство - незагрязненному, Самосущей чистоте - незапятнанной, Ваджрному телу - поклоняюсь! Ваджру неизмеримости - великому царю, Неконцептуальному пространству - Ваджродержцу, Обретшему совершенство страсти, Ваджрной речи - поклоняюсь! Амогхваджру - совершенному Будде, Исполняющему все помышления, Возникшему из чистой пустотности, Ваджрасаттве - поклоняюсь! <Представляя, что>

Семенной слог в сердце у каждого божества мандалы тела окружен его собственной мантрой <концентрируясь на слогах в их трех местах, начитывайте мантры главного идама и его окружения> ОМ А: ХУНГ ОМ А: БЕДЗР-ДХРИК ХУНГ ХУНГ ОМ А: СПАРЩА БЕДЗР КХАМ ХУНГ ОМ А: ДЗИНА-ДЗИК ОМ ХУНГ ОМ А: РАТНА-ДХРИК СУО ХУНГ ОМ А: АРОЛИКА-А: ХУНГ ОМ А: ПРАДЗНЯ-ДХРИК ХА ХУНГ ОМ А: МОХАРАТИ ЛАМ ХУНГ ОМ А: ДУЕШАРАТИ МАМ ХУНГ ОМ А: РАГАРАТИ ПАМ ХУНГ ОМ А: БЕЗДЗРРАТИ ТАМ ХУНГ ОМ А: РУПАБЕДЗР ДЗА ХУНГ ОМ А: ЩАПТАБЕДЗР ХУНГ ХУНГ ОМ А: ГАНДХЕБЕЗДР БАМ ХУНГ ОМ А: РАСАБЕЗДР ХО: ХУНГ ОМ А: МЕЙТРИ МЕЙМ ХУНГ ОМ А: ЧИТИГАРБХЕ ТЛИМ ХУНГ ОМ А: БЕЗДРАПАНИ ОМ ХУНГ ОМ А: КХАМГАРБХЕ ОМ ХУНГ ОМ А: ЛОКЕШВАРА ОМ ХУНГ ОМ А: МАНДЗУШРИ ХУНГ ХУНГ ОМ А: САРВАНИВАРАНА-БИСКАМБИНИ ОМ ХУНГ ОМ А: САМАНТАБХАДРА САМ ХУНГ ОМ А: ЯМАНТА-КРИТ ХУНГ ХУНГ ОМ А: ПРАДХЗНЯТА-КРИТ ХУНГ ХУНГ ОМ А: ПАДМАНТА-КРИТ ХУНГ ХУНГ ОМ А: БИГНАНТА-КРИТ ХУНГ ХУНГ ОМ А: АЦАЛА ХУНГ ХУНГ ОМ А: ТАККИРАДЗА ХУНГ ХУНГ ОМ А: НИЛАНАНДА ХУНГ ХУНГ ОМ А: МАХАБАЛА ХУНГ ХУНГ ОМ А: УСНИША-ЦАКРАВАРТИ ХУНГ ХУНГ ОМ А: СУМБХАРАДЗА ХУНГ <Стослоговая мантра> ОМ БЕЗДР САТУА САМАЯ, МАНУ ПАЛАЯ, БЕЗДР САТУА ТУЕНОПА ТИСТА, ДРИДХО МЕ БХАВА, СУТО ШЬЁ МЕ БХАВА, СУПО ШЬЁ МЕ БХАВА, АНУ РАКТО МЕ БХАВА, САРВА СИДДХИ ММЕ ПРАЯЗЦА, САРВА КАРМЕ СУЦАМЕ, ЦИТТАМ ШРИ-ЯМ КУРУ ХУНГ, ХА-ХА-ХА-ХА ХО: БХАГАВАН, САРВА ТАТХАГАТА, БЕДЗР МАМЕ МУНЦА, БЕДЗРИ БХАВА, МАХА САМАЯ САТУА А: ХУНГ ПЕТ

 


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека