Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Классификация небес в буддизме

Тушита – Мир Бодхисаттв

Четвертые Небеса носят название Тушита, или Небеса Радости (санскр. tuṣita, производное от санскр. tuṣyati = пали tussati – радоваться; тиб. dga‘ ldan – Гандэн, букв. "[Небеса] Радости"). Считается, что существа этого мира, как и боги Третьих Небес, живут в облакообразном пространстве, расположенном над Горой Меру.

Тушита (санскр. tuṣita, производное от санскр. tuṣyati (пали tussati) – радоваться; тиб. dga‘ ldan, Гандэн, букв. "[Небеса] Радости"; кит. Доушуай тянь, букв. "удовлетворение"). Существа этого мира, как и боги Третьих Небес, живут в облакообразном пространстве, расположенном над Горой Меру.

Тушита
– это мир, где перевоплощаются многие бодхисаттвы. Для того, чтобы перевоплотиться здесь, необходима практика Четырёх Неизмеримостей (санскр. catvarāpramāṇā; тиб. tshad med pa bzhi, tshad med bzhi) – Любящей доброты, Сострадания, Сорадования и Беспристрастности. Обычно у существ перерождающихся на Небесах Тушита, в небольшой степени ещё остаются чувственные желания, свойственные Миру Страстей. Даже если это так, здесь они следуют Учению Будд. После этого многие из них перевоплощаются в Мире Людей, становятся духовными практикующими, чтобы окончательно разрушить привязанность к мирским желаниям, и достигают стадии Невозвращения, что означает свободу от перевоплощений в Мире Страстей и перевоплощение на Небесах Брахмы. Либо после стадии Невозвращения они достигают стадии Архата и могут вступить на путь практики ради других, на Путь Бодхисаттв. О всех небожителях Четвёртых Небес можно сказать, что это неравнодушные существа. Особенность этих Небес состоит в том, что какие бы ни были у человека заслуги, он не сможет переродиться здесь, если он равнодушен к страданиям других существ.          

Согласно сутрам первоначального буддизма, многие ученики будды Шакьямуни, монахи и верующие, после смерти возродились на этих Небесах. В сутрах говорится, что приверженный мирской последователь будды Шакьямуни, меценат сангхи будды, богатый домовладелец Судатта, которого большинство людей знало под именем Анатхапиндика (санскр. и пaли Anāthapiṇḍika, или Anāthapiṇḍada, букв. "Жертвующий нуждающимся"), перевоплотился на Небесах Тушита.

В сутрах часто встречается такая фраза: "достичь Однократного Возвращения". Реально эта фраза означает, что если к моменту смерти человек находится на стадии Однократного Возвращения, после смерти он переродится на Небесах Тушита. В "Махапариниббана сутте" Будда говорит Ананде:

"Ананда! Верующий Судатта в результате разрушения Трёх Уз и уменьшения Привязанности, Ненависти и Невежества достиг Однократного Возвращения, и, вернувшись лишь раз в этот мир, он навсегда положит конец своим страданиям... Более девяноста верующих, умерших в Надике, Ананда, в результате разрушения Трёх Уз и уменьшения Привязанности, Ненависти и Невежества достигли Однократного Возвращения, и, вернувшись лишь раз в этот мир, они навсегда положат конец своим страданиям".

Небеса Тушита известны, как место пребывания будущего Татхагаты, будды Майтреи. Будда Майтрея часто упоминается в трактатах буддийской литературы. Считается, что Арья Асанга, один из основателей философской школы йогачара, посетил однажды Небеса Радости, где услышал непосредственно от грядущего Татхагаты, а затем записал пять трактатов будды Майтреи.



Предыдущая жизнь Будды на Небесах Тушита.

Перед тем как будда Шакьямуни воплотился на Земле, его предыдущая жизнь была на Небесах Тушита. Считается, что он переродился в этом Мире как Учитель по имени Шветакету и проповедовал своё Учение обитателям этих Небес.

Из "Истории буддизма" Будона Ринчендуба:

"В то время, благодаря силе его собственных добродетелей и силе благословения [всех] Будд, он услышал среди звуков небесной музыки следующие слова:
О Ты, Сокровище беспредельных добродетелей,
проявляющий свет высшей мудрости, знания, памяти и понимания,
наделённый непревзойдённым могуществом,
вспомни пророчество Дипанкары.
Хотя, Наивысший среди живых существ,
эта обитель Тушита и сияет блеском твоих добродетелей,
но поскольку твой ум наполнен великим Милосердием,
позволь дождю его пролиться [на землю]
под чудесным знаменем Сострадания.
Время пришло, не будь равнодушным.
Ты, кто милосерден, внемли этой просьбе".


Обдумывая смысл этих слов, Бодхисаттва занялся четырьмя видами созерцания:
  • созерцанием того, что его будущая жизнь должна длиться сто лет;
  • что материк, на котором ему предстоит воплотиться, есть Джамбудвипа;
  • что место, где ему предстоит родиться, – Центральная Индия;
  • что родится он в касте кшатриев, в семье царя.

"Иначе, в соответствии с Писанием, он обдумывал пять пунктов: свою касту, нисхождение (происхождение), родину, продолжительность жизни и женщину, [которая должна быть его супругой]. Созерцая мир [своего будущего существования] в этих четырёх или пяти аспектах, он начал нисхождение в человеческий мир и сказал богам [Тушиты]:

– О друзья, имеется 108 средств для восприятия Истины, которые Бодхисаттва, отправляясь в будущее существование, должен продемонстрировать. Вера есть средство для восприятия (понимания) Истины. Вера необходима, чтобы мысли могли никогда не отвлекаться от Истины. Ясность (безмятежность ума) является средством для восприятия Истины, так как [для того, чтобы обрести такое восприятие,] ум, пребывающий в возбуждении и волнении, должен прийти к состоянию чистоты и ясности. [Так он продолжал:] Состояние того, кто посвящён буддству (достиг Пробуждения), есть средство для восприятия Истины. Это состояние длится от вхождения [Бодхисаттвы] в чрево и до его проявления Великой Нирваны".

Когда из высокой области Тушита Вождь, Лев [среди] людей, уходил, он сказал богам следующие слова:

– О друзья, перестаньте вести легкомысленную жизнь!"
Произнеся эти и подобные наставления, он поместил диадему из драгоценных камней на голову Майтреи (Аджиты) и сказал:
– О друзья, сейчас я ухожу в Джамбудвипу для того, чтобы стать Буддой. С этого времени излагать Учение вам будет Майтрея.
Когда он произнёс эти слова, боги исполнились печали и сказали:
– О Высочайший из существ! Если ты не будешь пребывать здесь, Тушита потеряет своё великолепие".

Будон Ринчендуб. "История буддизма".

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека