Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

Четыре благородные истины.

Согласно сутрам о первом повороте, Будда излагал учение о четырех благородных истинах с точки зрения трех составляющих его частей, а именно - природы самих истин, их конкретной применимости и следствий их применения, т. е. их полной реализации.

Первая составная часть касается сути каждой истины. Вторая - важности понимания конкретного значения каждой из них для практикующего, а именно - понимания того, что факт страдания должен быть осознан, а его причины - устранены, осознана необходимость прекращения страдания и пройден путь, ведущий к его прекращению. Что касается третьей составной части, то Будда определил ее как достижение окончательного результата, т. е., как полное постижение четырех благородных истин, а именно - полное осознание страдания, полное устранение причины страдания, полное осознание необходимости прекращения страдания и полная реализация пути, ведущего к его прекращению.

Лично я нахожу учение о четырех благородных истинах очень глубоким. Это учение закладывает фундамент для всей буддийской теории и практики, тем самым расставляя ориентиры на личном пути к пробуждению.

Все наши устремления и поиски направлены на то, чтобы обрести счастье и избежать страдания. Жажда обретения счастья и избежания горя и страданий присуща всем нам и не требует оправданий. Однако счастье и страдание не возникают из ничего. Они возникают как следствие причин и условий. Иначе говоря, учение о четырех благородных истинах утверждает принципы причинности. Имея в виду это важнейшее обстоятельство, я иногда отмечаю, что всю буддийскую теорию и практику можно свести к двум принципам, а именно:

  • к принятию мировоззрения, которое учитывает взаимозависимый характер всех явлений, т. е. взаимообусловливающую причинную зависимость всех вещей и событий;
  • с учетом этого, к ведению ненасильственного и никому не приносящего вреда образа жизни.

Буддизм выступает за поведение без насилия, исходя из двух простых и очевидных предпосылок:

  • будучи живыми существами, все мы не желаем себе страданий;
  • страдание имеет свои причины и условия возникновения.

Далее буддийское учение утверждает, что главной причиной наших горестей и страданий является наше неведение и недисциплинированность ума. Следовательно, если мы не хотим страдать, логическим шагом был бы наш отказ от разрушительных действий, которые естественно приводят к последствиям в виде горя и страданий. Горе и страдания не существуют в изоляции: они приходят как следствие причин и условий. Именно для понимания природы страдания и его обусловленности причинами и условиями важную роль играет принцип взаимообусловленного возникновения. По сути, этот принцип говорит о том, что следствие зависит от своей причины. Отсюда, если мы не желаем следствия, нам надо постараться устранить его причину.

В рамках учения о четырех истинах мы видим действие двух отдельных групп причинно-следственных связей, а именно: страдание - это результат, а причинная природа страдания - его причина; подобным же образом, истинное прекращение страдания, умиротворенность, - это результат, а путь, ведущий к этому, - причина умиротворенности.

То счастье, к которому мы стремимся, т. е. истинные и постоянные умиротворенность и счастье, можно обрести лишь путем очищения души. Это станет возможным, когда мы устраним главную причину всех страданий и бедствий, наше врожденное неведение. Эта свобода от страданий, т. е. их истинное прекращение, может быть обретена лишь тогда, когда мы реально сможем проникнуть за пределы иллюзии, созданной нашим обыкновением хвататься за внешне существующий мир явлений, и получить таким путем картину истинной природы реальности.

Однако, чтобы достичь этого, нужно усовершенствоваться в трех высших практиках. Практика способности проникновения в сущность, т. е. мудрости, выступает в роли истинного средства против неведения и проистекающих от него омрачений. Однако лишь тогда, когда практика высшей мудрости сочетается с сильно развитой способностью к сосредоточенности ума, всю энергию человека и его внимание можно сфокусировать на избранном объекте медитации безо всякого отвлечения.

Отсюда следует, что практика высшего сосредоточения является необходимым условием на высших ступенях применения мудрости, добытой за счет способности проникновения в сущность. Однако, чтобы оба эти вида практики (высшей концентрации и высшей мудрости) были успешны, практикующий должен сначала заложить прочную основу нравственности, начав вести этически здоровый образ жизни.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека