Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

ЙОГАЧАРА

Глава первая.

Литература Школы Йогачара: Выдающиеся Личности, Основные Тексты И Комментарии.

В этой второй части – особое представление доктрины махаяны из двух частях:система сторонников только-познания;

система сторонников не-тождественности.

 

Первая из двух частей  – система сторонников только-познания имеет две части:

1.основные тексты доктрины только-познания;

2.тексты объясняющие представленную доктрину в основных текстах.

Тексты на которые опираются сторонники доктрины только-познание.

 

Согласно истории принятой в Тибете, Будда Шакьямуни был основоположником главных буддийских философских систем. Тибетская традиция перечисляет четыре такие системы:

Вайбхашика, школа Великого Толкования.

Саутрантика, школа Сутр.

Читтаматра, школа Только Сознания.

Мадхьямика, школа Срединного Пути.

Будда Шакьямуни учил этим четырем системам – не как системам. Он учил различных людей, различным вещам согласно их способностям и потребностям. Эти четыре системы – канонические.

Поэтому никто не может рассматриватся как создатель новой философии, а только как человек который проникнув в Учение Будды увидел суть его и через несколько столетий после ухода Будды заново раскрыл его и вынес на свет показал миру и научил других.

Таким образом Асанга не сосздатель новой философии, но только  ученик Майтрейи, от которого Асанга получил учение о Только Сознании. Здесь, далее я представлю короткое жизнеописание Арьи Асанги.

 

Жизнь Асанги.

Если говорить о времени жизни учителя, то согласно Большому Комментарию на Сутру о распутывании мысли», что Асанга жил после девятисот лет после ухода Будды.

В строфах Коренной Тантры Манджушри говорится:

«После того как я покину страдания,

Когда пройдет девятьсот лет, …»

В других книгах говорится о шести сотнях лет.

Асанга был предсказан Буддой в Коренной Тантре Манджушри:

«Когда пройдет девятьсот лет,

Монах по имени Асанга

Проникнет в значения трактатов

И во многих путях разбираясь

Сутр суть полностью объяснит.

Расположив учения внешнего пути

Он напишет объясняющие тексты.

Достигнув знания, которое

Приходит от силы мантры,

Называемой Саловая Посланница;

Благодаря чему сила ума возрастет.

Чтобы Учение могло на долго остаться

Он соберет суть значений сутр.

Он будет жить сто пятьдесят лет

После чего его тело преобразится

И уйдет в страну богов.

Достигнув полного покоя

Он будет путешествовать по сансаре,

И в конце концов обретет просветление.»

Жизнь Асанги такова. Во время когда возросли враги Высшего Знания (Абхидхарму) и учение Махаянаы исчезло, жила брахманка по имени Чистая Поведение. Тогда она подумала: «Высшее Знание исчезло из-за врагов, и поэтому нужен кто-то кто бы начал распространять его. Я не способна распространять его, так как я родилась женщиной, однако, я могу дать рождение ребенку, который станет причиной распространения Высшего Знания.» С этими мыслями, Чистое Поведение, сошлась с мужчиной из касты кштариев, после чего был рожден Асанга; позднее она сошлась с мужчиной из касты брахманов, после чего родился Васубандху.

После этого она совершила ритуал о наделении острого ума для мальчиков. Со временем когда они подросли, ее два сына спросили о професиях их отцов, на что брахманка сказала: «Я не для того вас родила, что бы вы занимались делами отцов. Учитесь! Распространяйте Дхарму!»

После этого младший Васубандху ушел в Кашмир и стал учеником Самгхабхадры. Старший Асанга подумал, что лучшего учителя чем Майтрейя нет и отправился в пещеру  на горе Птичья Нога.

Практикуя в пещере три года, Асанга не видел даже маленького знака. Прийдя в уныние, он вышел из пещеры и увидел старика, который тер куском материи железный стержень. Асанга спросил его, что он делает и старик ответил:

«Когда практикующий человек имеет силу в сердце,

Ничто не может  сбить его от цели;

Даже горы могут рассыпаться в прах

Но его усердие не ослабнет даже в несчастье.»

Услышав это, Асанга вернулся в пещеру.

Когда прошло еще три года, он снова впал в уныние и вышел из пещеры. Возле пещеры он увидел как капли воды тяжело падают со скалы и производят в уме напряжение, и вернулся в пещеру. Снова через три года он покинул пещеру. Выйдя из нее он увидел как существо живущее на скале ползет при помощи птичьих крыльев., и тут же вернулся обратно. Снова он практиковал три года, и так как знак не появлялся впал в уныние и покинул свою пещеру. Выйдя из нее он увидел собаку, чье тело было наполнено червями, кожа облезла и было одной сплошной гниющей язвой. Увидев это он испытал огромное сострадание, вырвал кусок мяса из собственного тела, для того чтобы дать его червям. Протянув руку к червям, он испугался, что он может повредить червей своей рукой, и наклонился чтобы своим языком вытянуть их от туда. Когда он сделал это, он увидел, что это не собака, а лучезарный почитаемый (Майтрейя).

Когда Асанга увидел Майтрейю, он упрекнул его, сказав: «Я так долго практиковал и не было ни одного знака; почитаемый наверно имеет маленькое сострадание?» Майтрейя ответил: «Я был с самого начала; у тебя были помехи, так что ты не видел меня. Благодаря тому, что у тебя появилось такое огромное сострадание, ты убрал свои помехи и увидел меня.»

Затем Асанга попросил Майтрейю научить его Махаяне, тогда Майтрейя схватил его за одежду и они направились на небо Тушита. Он пробыл там утро, которое примерно занимает пятьдесят или пятьдесят три человеческих года. Однако в старых примечяниях на работу Асанги О Уровнях говорится о «шести месяцах».

На небе Тушита он принял от Майтрейи Материнскую Сутру Совершенной Мудрости и пять доктрин Майтрейи.

Позднее, вернувшись в человеческий мир, он стал распространять Учение Будды.

Как сказано в первой части комментариев на уровни:

«Я кланяюсь тому, чье имя Асанга,

Который помог всему миру,

Принять в сосуд слушания

Поток нектара.

Выработав силу самадхи «Струи Дхармы»

Поток нектара наполнил сосуд

В таком тексте как Чистые Слова, Комментарий Харибхадры на Абхиясаламкару, говорится, что Учитель Асанга достиг третьей ступени бодхисаттвы – Излучение.

 

Литература.

Двенадцать текстов в соавторстве с Майтрейей..

Пять работ Майтрейи.

Украшение Сутр Махаяны (Махаяна-Сутра-Аламкара)

Украшение Ясного Проникновения (Абхисамая-Ланкара)

Разделение Средины и Крайностей (Мадхьянтавибхага-шастра)

Объяснение дхарм и их природы (Дхармадхармата-вибханга-шастра)

Трактат Махаяны о Поздних Писаниях (Уттаратантра или Ратнаготра-вибханга)

Из них Абхиясаламкара рассматривает взгляды Сватантриков, а Уттаратантра – Мадхьямиков.

Асанге принадлежат пять работ о уровнях:

Основные Ступени Уровней (Бхумивасту)

Краткое изложение основ дхарм (Вастусамграхани)

Краткое изложение перечисленного (Парьяясамграхани)

Краткое изложение методов объяснения (Виваранасамграхани)

Краткое изложение установленного (Виничаясамграхани)

И две резюмирующие:

Краткое изложение Высшего Знания (Абхидхармасаммучая)

Краткое изложение Махаяны (Махаянасамграха)

У младшего брата Асанги – Васубандху восемь работ, из них три первые комментарии на другие работы:

Комментарий на «Украшение Сутр Махаяны» (Махаяна сутра аламкара бхашья)

Комментарий на «Разделение Средины и Крайностей» (Мадхьянтавибхага-бхашья)

Комментарий на «Объяснение дхарм и их природы» (Дхармадхармата-вибханга-вритти)

Обоснование Рассуждений (Вьякхьяукти)

Трактат О Установлении Действия (Карма-сиддхи-пракарана)

Трактат О Пяти Скандхах (Панча-скандха-пракарана)

Двенадцать строф (Вимсатика)

Тридцать строф (Тримсика)

Все эти работы составляют доктрину школы виджнявады.

Другие работы Васубандху.

Среди других работ Учителя Васубандху есть много комментариев на сутры и трактаты:

Комментарий на «Сутру О Взаимозависимом Возникновении» (Пратитьясамутпададивибханганирдеша)

Комментарий на «Сутру О Сеянии Риса» (??)

Комментарий на «Сутру О Цветке Лотоса Чудесной Дхармы» (Саддхармапундарика-сутра-упадеша)

Комментарий на «Сутру О Десяти Ступенях Бодхисаттвы» (Дашабхумивьякхьяна)

-      Комментарий на «Краткое изложение Махаяны» (Махаянасамграхабхашья)

Комментарий на «Три Воспоминания» (??).

А так же его изложение Абхидхармы – «Абхидхармакоша».

Потом были созданы другие работы по этой школе:

Учитель Парахитабхадра – Объяснение первых двух строф «Украшение Сутр Махаяны» (Сутраламкарадислокадваявьякхьяна)

Каумири Джнянаурое – Выбранные [места из] “Украшение Сутр Махаяны” (Сутраланкарапиндартха)

Стхирамати  --  Объяснение на «Комментарий на «Украшение Сутр Махаяны»» (Махаяна         

сутра аламкара вритти бхашья)

Стхирамати –  Объяснение на «Комментарий на «Разделение Средины и Крайностей»» (Мадхьянтавибхага-гатика)

Стхирамати – Подробное объянение на «Трактат О Пяти Скандхах»» (Панча-скандха-пракарана-вибхаса)

Стхирамати – Объяснение на «Тридцать строф» (Тримсикабхашья)

Почтенный упасака Асвабхава – Объяснение на «Украшение Сутр Махаяны» (Махаяна-Сутра-Аламкара-Тика)

Асвабхава Собрание Объяснений на «Краткое изложение Махаяны» (Махаянасамграхопанибандхана)

Гунапрабха – Комментарий на «Трактат О Пяти Скандхах» (Панча-скандха-виварана)

Гунапрабха – Комментарий на «Уровни бодхисаттв» (Бодхисаттвабхумивичедил)

Сагарамегха – Объяснение на «Уровни бодхисаттв» (Бодхисаттвабхумивьякхьяна)

Гунапрабха – Объяснение на главу «О шиле бодхисаттв» (Бодхисаттвауоелапаривартабхаджья)

Джинапутра – Обширный комментарий на главу «О шиле бодхисаттв» (Бодхисаттвауоелапаривартаноека)

Собрание объяснений «Краткого изложения Махаяны» названной «Раскрытием Сокровенного Значения», Выбранные объяснения из первой главы «Краткого изложения Махаяны» (Вивритагухьяртхапиндавьякхья)

Комментарий о начинающих в «Уровнях» (??)

Винитадева – Объяснение на «Комментарий «Двадцати строфах»» (Пракаранавимсатикатика)

Винитадева – Комментарий на «Объяснение «Тридцати строф»» (Тримсиканоека)

Гунамати – Объяснительный комментарий на «Обоснование Рассуждений» (Вьякхьяуктиноека)

-      Суматинула – Объяснение на «Трактат О Установлении Действия» (Карма-сиддхи-ноека)

Ратнакаранти – Украшение Только-Сознания. (Текст и комментарий)

Работы Дигнаги и Дхармакирти.

Васубандху имел четырех учеников, которые стали потом великими учителями. – Стхирамати, Вимуктисена, Дигнага и Гунапрабха. Стхирамати был лучшим в Абхидхарме (Высшее Знание); Вимуктисена в Праджняпарамите (Совершенная Мудрость); Дигнага в Прамане (Логика); Гунапрабха в Винае (Монашеская Дисциплина).

Работы Дигнаги и Дхармакирти по логике с комментариями на них являются важными для этой школы. Работы Дигнаги:

О Правильном Познании (Праманасаммучая) осн. текст

О Правильном Познании (Праманасаммучая-???) ком. на текст

Анализ Наблюдаемого Предмета (Алатамбанапарикша)

Комментарий на «Анализ Наблюдаемого Предмета» (Алатамбанапарикша-авчедилтти)

Работы Дхармакирти:

Комментарий на «О Правильном Познании» (Праманавартика)

Установление Правильного Познания (Праманавиничая)

Капли Рассуждения (Ньяябинду)

Капли Логических Знаков (Хетубинду)

Обоснование Одушевленности Других (Сантанантарасиддхи)

Анализ Взаимосвязей (Сабандхапаракти)

Аргументы В Рассуждении (Ваданьяя)

Есть много учителей которые были сторонниками только-познания, например: Асанга, Васубандху, Дхармапала, Стхирамати, Дигнага, Дхармакирти, Суварнадвипа и Шантипа. Среди них некоторые кто были сторонниками школы только-сознания в начале, потом перешли в школу Срединного Пути (Мадхьямику). Однако были и такие , кто подобно Арье Асанге оставался в Мадхьямике-прасангике, но продолжал создовать трактаты комментирующие Учение Будды согласно школе только-сознание. О них и сказал Цзонхава в своем обширном комментарии на «Введение в Срединный Путь» Чандаркрити: «Хотя конечно случается что вещи объясняются согласно системе только-познания в неоспоримых трактатах Васубандху и Дигнаги, методы доказательств этих учителей очень трудна для людей, и люди не могут понять всего  так как сами учителя это понимают. Следовательно учителя школы только-сознания не принадлежат к сторонникам школы только-сознания – подобно тому как не все монахи махасангики принадлежали махасангике.»

 

Глава Вторая.

Прояснение Читтаматры и ее подразделения.

Представление доктрины имеет четыре части:

Прояснение

Объяснение терминов

Подразделение

Утверждение доктрины.

Прояснение Только-Сознания.

    Проясняющие Читтаматру являются: те кто аргументированно опровергает вечность природы и принадлежность сознания к реальности, какая она есть. Они тпакже называются виджняптиками (познаватели). Вторые – это йогачары или практики идущие по пути.

    Аргументация такова. Постижение образов как состоящих из частей как если бы они были перед йогом, хотя они только появляются благодаря силе сознания погруженного в самадхи и не являются вечными объектами, так как со временем разрушаются. Хотя нет вечных дхарм, нет противоречивой запутанности в распространении познания (виджняпти) которое появляется как объект на основании действия предрасположенного намерения в вселенском основании сознания для восприятия вечных объектов.

    Тут же после цитирования отрывка из Дашабхумика- сутры и отрывков из Самадхинирмочаны, Махаянасамграха говорит: «Доказательство что нет вечных дхарм нам хорошо приводят многие сутры.»

    Так видящий какой-либо образ объекта знания, когда сознание находится в дхьяне, он видит его как состоящий из частей. Состоящее из частей и так далее нет дхарм отдельных от сознания. Бодхисаттва через это доказательство, видит что восприятие данных о дхармах – это вселишь данные о дхармах, которые не отображают реальности.

Объяснение терминов.

    Поскольку они познают что все Три Мира являются природой сознания (читта), они и называются Читтаматри. Это легко понять.

Подразделение.

    Известно что есть два типа Читтаматры: 1) последователи трактатов – изучающие пять работ Асанги о уровнях; 2) последователи доказательств – которые идут путем доказательств и изучают семь работ Дхармакирти о правильном познании вместе с Правильным Познанием Дигнаги.

    Читтамарты подразделяют сознание в свои утверждения на два свойста: истинное и ложное. Об этом говорится как у последователей трактатов, так и у последователях доказательств.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека