Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

Йога переноса сознания в момент смерти: феноменология и символика

Сукхавати – Чистая Земля Будды АмитабхиВ индийской и тибетской традициях существует множество практик, целью которых признается перенос сознания в другое тело или осознанное рождение в одном из благоприятных состояний. В данном докладе пойдет речь лишь об одной из таких практик, известной как «пхова» (по-тибетски «перемещение»), которая используется в тибетском буддизме и религии Бон.

Согласно буддийским представлениям, эта практика пришла в Тибет из Индии; в частности, она входит в Шесть Йог Наропы, полученных великим йогом и переводчиком Марпой от индийского махисиддхи Наропы.

Пхова, в свою очередь, имеет целый ряд вариантов, однако я буду описывать эту практику в общем виде, лишь иногда указывая особенности ее выполнения в разных традициях. Общим для всех вариантов Пховы является цель – рождение в одной из так называемых Чистых Земель, особых областях мира, находящихся за границами сансары. Эти Чистые Земли, согласно традиции, были созданы Буддами с целью помочь существам в скорейшем достижении Просветления. С каждой Чистой Землей связан один из Будд, который на тханках и мандалах изображается в центре данной области, кроме того в них пребывает множество Будд, Бодхисаттв и существ, которые родились в этих Землях.

Наиболее известны Западная Чистая Земля Будды Амитабхи (на санскрите «Бесконечный Свет»), называемая Сукхавати ( санскр. «Блаженная»), Восточная Чистая Земля Будды Акшобхьи (санскр. «Непоколебимый») – Абхирати (санскр. «Радостная»), и Тушита (санскр. «(Обитель) радости»), в которой до своего воплощения в этом мире пребывает Будда Майтрейя (санскр. «Любящий»).

Практики, имеющие целью рождение в этих землях, известны не только в Тибете. Так, в японском амидаизме основным путем к рождению на Земле Будды Амиды (Амитабхи) является постоянное повторение его мантры. В тибетской же традиции мы встречаемся с практикой осознанного переноса сознания в эти области в момент смерти. Наиболее распространена практика Пховы, направленная на достижение рождения в Сукхавати и связанная с Буддой Амитабхой, а также Пхова, целью которой является перенос сознания в Тушиту – обитель Майтрейи.

Йогической основой этой практики является представление о том, что наше тело пронизано каналами (санскр. «нади»), по которым движется прана; главным в этой системе является центральный канал, вдоль которого располагаются чакры; одна из этих чакр находится в середине тела. При умирании происходит разрушение этой структуры, причем последним остается центральный канал, в срединной чакре которого сосредотачивается сознание. Посмертная судьба человека зависит от того, через какое отверстие сознание покинет тело: так, при выходе сознания через анус человека ждет перерождение в аду, при выходе через нос – в мире людей, при выходе через глаза – среди богов Рупадхату (санскр. «мир форм»). Наилучшим является выход сознания через точку на макушке головы, называемую отверстием Брахмы (санскр. «Брахмарандхра»). В этом случае происходит рождение в одной из Чистых Земель. Обучение практике Пховы как раз и сосредоточено на том, чтобы научиться переносить сознание в момент смерти через отверстие Брахмы.

Опишу в самом общем виде то, как выполняется Пхова в варианте, связанном с Буддой Амитабхой и Чистой Землей Сукхавати, указывая далее особенности практики, связанной с Майтрейей и его обителью Тушитой.

Важным предварительным условием является устранение привязанностей к сансаре, ее радостям, поскольку такая привязанность к малому мешает достичь Просветления. Предварительной практикой является повторение мантры соответствующего Будды. Так, в случае практики, связанной с Буддой Амитабхой, 111 111 раз повторяется его мантра ОМ АМИ ДЭВА ХРИ. В целом обучение Пхове длится пять-семь дней, впоследствии практикующий может совершать Пхову самостоятельно, в том числе для других существ.

Непосредственно перед совершением Пховы осуществляется медитация на Ваджрасаттву (санскр. «Ваджрное Существо»), воплощающего сущность всех Будд. Практикующий представляет, что над его головой находится Ваджрасаттва, который изливает на его голову нектар Бодхичитты, очищающий от всех загрязнений и заблуждений. Произнося Стослоговую Мантру Ваджрасаттвы, практикующий укрепляет свою связь с очищающей сущностью Просветления. В случае практики, связанной с Буддой Майтрейей, созерцается сам Майтрейя, осуществляющий очищение тела, речи и ума практикующего.

Далее практикующий представляет себя пребывающим в Чистой Земле Сукхавати в образе Ваджраварахи (санскр. «Ваджрный Вепрь») – дакини мудрости, одного из главных йидамов (божеств-покровителей) Ваджраяны. Ваджраварахи обнажена, имеет тело красного цвета, она танцует на лотосе, стоя на одной ноге; в руках она держит ритуальный нож и чашу из черепа. Три ее глаза устремлены в небесный простор. Практикующий представляет, что внутри его тела (в форме Ваджраварахи) находится центральный канал толщиной с бамбуковую стрелу в виде полой сияющей трубки. Верхний конец на макушке (в отверстии Брахмы) расширяется, а нижний закрывается. На уровне сердца находится светло-зеленая капля, в центре которой – сознание практикующего в виде красного слога ХРИ.

Иногда при этой практике представляют себя в виде Бодхисаттвы Авалокитешвары, являющегося проявлением Будды Амитабхи. Когда практикуют Пхову, связанную с Буддой Майтрейей, представляют себя в обычном облике, но так же созерцают центральный канал, в середине которого пребывает сознание в виде белой с красным оттенком капли. Над головой на расстоянии одного локтя восседает Амитабха, созерцаемый в человеческом образе красного цвета. Он является одновременно воплощением Наставника (коренного Ламы) практикующего. Тот, кто совершает Пхову, переносит свое сознание в виде красного слога ХРИ в сердце Амитабхи, закрывая при этом все остальные ворота. В случае практики, связанной с Майтрейей, над макушкой практикующего пребывает Майтрейя, и его центральный канал соединяется с центральным каналом практикующего.

Лама Цечоклинг Еще Гьялцен так описывает дальнейшую часть практики:

«Лучи света исходят из его (Майтрейи) сердца и сияют. Они проходят вниз по его центральному каналу, входят в мой центральный канал и заполняют его сиянием. Затем этот свет касается тайной капли на моем сердце. Капля немедленно взлетает вверх, как металлические опилки под действием сильного магнита или как рыба взлетает из воды на крепкой леске. Вы произносите слог ХИК, удерживая восходящие энергии. Капля слегка подпрыгивает, но затем падает обратно на свое обычное место у сердца. Снова произносят ХИК. На этот раз капля подскакивает до горла, но затем возвращается в сердце. Третий раз произносят ХИК. Капля подскакивает до макушки, а затем возвращается обратно в сердце. Каждый раз капля подскакивает при звуке ХИ и падает назад при звуке К. Этот процесс повторяется минимум три раза, или семь раз, или двадцать один раз. Здесь важно довести каплю только до отверстия канала, но не дать ей выйти из отверстия. Считается, что ее выход наружу из тела ведет к уменьшению срока жизни. Тем не менее разрешается один раз каждый день довести каплю вверх до мантрического слога на сердце Майтрейи, позволив ей, как и прежде, упасть обратно при звуке К»
(1) . В конце практики осуществляется повторение мантры Амитаюса – Будды Бесконечной жизни.
---------------------------------------------
(1) Глен Х. Мулин. Смерть и умирание в тибетской традиции. СПб: Евразия, 2001, стр. 295-296.

Признаком осуществления Пховы считается появление на макушке практикующего маленького отверстия, в которое Лама может вставить стебелек травы куша. В течение жизни эта практика осуществляется не полностью, так что сознание возвращается в свое обычное положение. В полной мере Пхова должна быть осуществлена при умирании, однако еще до потери контроля над своим телом и своими чувствами. Такова феноменология практики Пховы в самом общем виде.

Символику этой практики можно обсуждать в разных аспектах, в том числе многое на этот счет можно почерпнуть в самой буддийской традиции, поскольку символические толкования происходящего при медитации в высшей степени свойственно тибетскому буддизму. Однако здесь я кратко коснусь лишь возможности символической интерпретации Пховы с позиций аналитической психологии Карла Густава Юнга. Известен тот интерес, который Юнг испытывал к различным практикам подготовки к смерти. В своем «Психологическом комментарии к «Тибетской книге мёртвых» он дает ключ к возможному символическому истолкованию подобных практик, делая такое замечание:

 «… в посвящении живущего загробный мир – это не мир после смерти, а переворот в его взглядах и стремлениях, психологический загробный мир, или, прибегая к христианским понятиям, искупление мирских соблазнов и греха. Искупление есть отвержение и избавление от неведения и мрака, движение к просветлению и освобождению, к победе и выходу за пределы всякой «данности»(2).
_______________________
(2) Тибетская книга мертвых. СПб: Издательство Чернышёва, 1992, стр. 14.


Используя этот подход, можно сразу же отметить важность архетипического образа Чистой Земли как особого состояния жизни, а также особого состояния сознания. Различного рода представления о стране блаженных имеются у многих народов, однако, как правило, она представляется как конечный пункт духовного пути. Но в буддизме конечный пункт пути, то есть Просветление, не выразим словами, подобно достижению Самости в психологии Карла Густава Юнга, а Чистая Земля представляет собой лишь промежуточный пункт, последнее из состояний, которые ещё можно описать словами. Это не конец Пути, а особый этап Пути, достичь которого можно внутренним переворотом, одним из аспектов которого является устранение привязанностей к нашему привычному состоянию сознания.

Учитывая, что в буддизме Ваджраяны отрицается онтологическое различие Сансары и Нирваны, достижение Чистой Земли представляет собой прежде всего достижение Чистого Видения, восприятие существ как уже просветленных, а мира как прекрасного излучения чистого сознания. Именно такое состояние согласно буддийским представлениям является ближайшим к достижению Просветления (Юнг понимал его как обретение Самости).

Очень важен при анализе символики Пховы образ Будды, пребывающего над нашей макушкой и соединенного с нами центральным каналом. Его можно рассматривать как образ «перевернутого Я», нашего зеркального отражения, но не в теневом, а в высшем аспекте, то есть некоего воплощения нашей Самости, так что скорее мы в нашем обычном состоянии являемся его отражением или даже тенью, а достигая его, мы переходим из иллюзорного бывания вистинную реальность. Наше сознание в виде слога или капли переходит в сердце Будды симметрично макушке нашей головы, при этом мы осуществляем внутренний переворот в буквальном смысле, перемещаясь в высшее состояние, тождественное природе нашего ума.

Весьма интересен женский образ Ваджраварахи, в котором мы осуществляем Пхову, связанную с Буддой Амитабхой. Его можно сопоставить как с образом Анимы у Юнга, так и с образом преданного в индуистском бхакти, который представляет себя в женском облике, тогда как Бог, Кришна предстает в мужском. Образ души – женского начала, достигающего полноты в объединении с духом – мужским началом, так что образуется цельное двуединое андрогинное существо, характерен для многих традиций от индуизма до европейской алхимии.

Однако нужно отметить, что визуализация себя в образе Ваджраварахи – это созерцание себя в высшем, просветленном аспекте, неотделимом от сущности Будды Амитабхи, с которым соединяется практикующий. Наконец, важен с символической точки зрения и признак осуществления Пховы – появление отверстия на макушке, которое указывает на установление постоянной связи с Чистой Землей, с высшим состоянием нашего сознания.

Сама возможность подобного символического истолкования этих образов в целом вполне приемлема для буддизма Ваджраяны, который отрицает двойственность материи и сознания и рассматривает все происходящее как проявление пустотности, ясности и осознанности, составляющих природу нашего сознания. С другой стороны, возможность психологического анализа данной практики доказывается ее психотерапевтическим эффектом, который отмечают те, кто занимаются Пховой, ибо она устраняет страх смерти и открывает в человеке неистощимые запасы радости и силы, осознанности и бесстрашия.



Рекомендуемое видео

Тибетская Книга Мертвых. Путь Жизни. Великое Освобождение.Тибетская Книга Мертвых. Путь Жизни. Великое Освобождение.
Оригинальное название: The Tibetan Book of Dead A Way of Life. The Great Liberation
Год выпуска: 1994
Жанр: Документальный
Выпущено: Япония / Франция / Канада
Режиссер: Хироки Мори, Юкари Хаяши
В ролях: Далай Лама, Леонард Коэн, Рам Дасс
Язык:русский
Качество: VHS-rip
Видео: DivX; 568х320
Аудио: MP3 44KHz stereo 96Kbps
Формат:avi
Размер: 314 Мб

О фильме: Боятся ли тибетцы смерти? Смерть всегда рядом, избежать её невозможно. Леонард Коэн в этом фильме из двух частей подробно рассказывает о священном тексте, достаточно точно рисуя зрителям картину того, что происходит в Бардо-промежутке между смертью и новым рождением. В Тибете Книга Мёртвых читается над телом умершего и представляет собой не что иное, как пошаговое руководство о том, как вести себя покойному на том свете.

Скачать c turbobit.net Тибетская Книга Мертвых. Путь Жизни. Великое Освобождение (314 Мб)

Затерянные миры - Тибетская Книга мертвых(2009)Затерянные миры - Тибетская Книга мертвых (2009)
Год выхода: 2009
Жанр: Документальный
Выпущено:The History Channel
Озвучивание:Русский Профессиональный (двухголосый)
Ведущие: Вячеслав Разбегаев и Владимир Епифанцев
Качество: SATRip
Формат: AVI
Продолжительность:00:46:00
Размер:569 Мб

О фильме: Это подробный рассказ о том, что ожидает каждого из нас в конце жизненного пути. В фильме, в соответствии с "Тибетской Книгой мертвых", толково показано поэтапное прохождение сознанием человека всех стадий послесмертного состояния.Повествование удачно дополняют комментарии Роберта Турмана и Алана Уоллеса. Параллельно с этим ведётся рассказ о том, кем была написана, спрятана и  спустя шесть веков обнаружена "Тибетская Книга мертвых". Часть фильма посвящена Тимоти Лири, который под воздействием психоделиков в 60-е годы написал свою интерпретацию "Тибетской Книги мертвых". Грамотный и очень хороший фильм.




Рекомендуемые аудиокниги

Согъял Ринпоче-Книга жизни и практики умиранияКнига жизни и практики умирания.
Автор:Согьял Ринпоче.
Формат: mp3
Язык: русский
 
Согьял Ринпоче (Sogyal Rinpoche) - родился в Тибете в семье одного из самых почитаемых духовных учителей двадцатого века Джамьянга Кхенце Чокия Лодре. После смерти Джамьянга Кхенце Согьял Ринпоче продолжил обучение у двух других своих главных мастеров Дуджома Ринпоче и Дилго Кхенце Ринпоче, которые и посоветовали ему работать на Западе.

В 1971 году Согьял Ринпоче уехал в Англию, где изучал в Кембриджском Университете религиоведение. В 1974 году он начал учить людей. Его часто приглашают читать лекции в западной и восточной Европе, в США, Австралии и в юго-восточной Азии. Согьял Ринпоче воплощает динамическую энергию, высокий дух и прямую передачу - отличительные признаки великой традиции Дзогчен, к которой он принадлежит. Сайт автора - http://www.rigpa.org

«Я молюсь о том, чтобы эта книга передала миру хоть что-то из его великой мудрости и сострадания, благодаря чему вы также сможете войти в присутствие его мудрого ума и обрести с ним живую связь». Согьял Ринпоче.

Скачать c depositfiles.com

Книга жизни и практики умирания.Часть1. 21Mb
Книга жизни и практики умирания.Часть2. 20Mb
Книга жизни и практики умирания.Часть3. 20Mb
Книга жизни и практики умирания.Часть4. 21Mb
Книга жизни и практики умирания.Часть5.13Mb

Тибетская Книга мёртвыхТибетская Книга мёртвых
Автор:Падмасамбхава
Издательство: Аудиокнига
Год: 2008
Длительность:101мин
Качество:96кбит/сек
Формат: МР3
Размер: 68Мб

Описание: «Тибетская книга мёртвых» — наиболее распространённое на Западе название тибетского буддийского текста «Бардо́ Тхёдо́л» (также «Бардо́ Тодо́л»; тиб. བར་དོ་ཐོས་གྲོལ (bar-do thos-grol),  — «Освобождение в бардо́ [посредством] слушания»). Содержит подробное описание состояний-этапов (бардо), через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека начиная с процесса физического умирания и до момента следующего воплощения (реинкарнации) в новой форме. Для каждого этапа приводятся специальные рекомендации.



Скачать c turbobit.net Тибетская Книга мёртвых (68Мб)
Скачать c depositfiles.com Тибетская Книга мёртвых (68Мб)


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека