Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

Медитация, или благоприятное рождение

«Я хотел бы поприветствовать всех собравшихся здесь и сказать, что сегодняшняя наша встреча не является случайной, поскольку возможность встретиться сейчас – это результат наших прошлых заслуг и благих деяний. Таким образом, наша встреча сегодня направлена на то, чтобы в будущем также избежать страданий, накопить заслуги и снова обрести благоприятное рождение.

Будда Шакьямуни преподал нам превосходный путь, на который Он вступил, видя страдания бесчисленных живых существ: всеохватывающее страдание, страдание страдания и страдание изменений. И для того, чтобы избежать этого страдания, Будда отрекся от Сансары, от мирских удовольствий и вступил на благородный путь. Путем духовной практики Он породил в себе совершенную Бодхичитту, которая привела Его к полному освобождению.

Для того чтобы достичь превосходного просветления, превосходного освобождения, нам нужно заниматься практикой, одной же из частей нашей практики является медитация. Заниматься медитацией, умиротворяющей собственное сознание, очень важно.

Существует много разновидностей медитации, но традиционно их подразделяют на две основные – это практика безмятежности и практика проникновения. Их также называют Шинэ и Лхатонг. Эти две практики в свою очередь делятся на множество этапов, но все они направлены, прежде всего, на достижение умиротворенности собственного сознания, на достижение концентрации ума.

В современное время очень многие люди интересуются медитацией, и особенно на Западе. Им нравится заниматься медитацией и, конечно же, это очень позитивно для того, чтобы невероятно быстро достичь состояния Будды. Но даже если у нас нет цели придти к просветлению, то правильная медитация в любом случае приводит к очень благому развитию умственных способностей.

Во-первых, для занятий практикой безмятежности нам нужно уединиться, чтобы никто из окружающих нас не беспокоил. Во-вторых, нам нужно принять правильную позу. Когда мы садимся в позу для медитации и скрещиваем ноги, мы должны следить за тем, чтобы наш позвоночник находился в абсолютно ровном и прямом положении.

Если нам позволяет здоровье, наши физические возможности, то лучший вариант – это поза Лотоса. Но если у нас есть какие-то физические заболевания, то можно сесть на обычный стул, но стараться сидеть как можно прямее.

Правильное положение включает в себя 7 правил:
1) ровная спина;
2) скрещенные ноги;
3) плечи немного расслаблены;
4) правая раскрытая ладонь на левой раскрытой ладони, большие пальцы соединены;
5) голова немного наклонена вперед;
6) язык прилегает к верхнему небу;
7) глаза могут быть и закрыты, и открыты, но если мы медитируем с открытыми глазами, то мы не должны раскрывать их слишком широко. Лучше всего смотреть на кончик носа.

Все это относится к подготовительной практике. И как только мы переходим к практике безмятежности, мы должны выбрать объект для концентрации. Это может быть статуя Будды, изображение Будды и т.д.
Мы сидим ровно и расслабленно и стараемся сконцентрировать свой ум на выбранном объекте. Буддисты отдают предпочтение образу Будды, но медитация не является чем-то особенным, тем, что отличало бы буддизм от других конфессий. В других религиях во время медитации используются и такие объекты, как, например, цветок, цвет, точка и т.д. Здесь главное выбрать тот объект, который нам действительно нравится и на котором мы могли бы сосредоточить свой ум. Но поскольку мы являемся буддистами, то образ Будды для нас будет самым предпочтительным объектом медитации.

Великий Чже Цонкапа говорил, что сама самадхи, или медитация, представляет собой достижение непоколебимости ума. Он говорил о том, что если мы достигли совершенно чистой безмятежности ума, то наш ум становится подобен непоколебимой горе; и когда он концентрируется на каком-то определенном объекте, то ничто не может отвлечь его, сдвинуть с объекта концентрации. Если практикующий безмятежность отпускает свой ум, то ум обладает способностью охватить все благие явления, все благие деяния.

Когда мы хорошо рассмотрели объект нашей концентрации, мы переносим его в свое сознание: мы представляем, что тело Будды размером с большой палец возникает в пространстве перед нами, на уровне лба. Нужно стремиться к тому, чтобы образ Будды в нашем уме был очень четким и ярким.

Если мы впервые начали заниматься медитацией или у нас нет достаточного опыта, то для нас хорошо удерживать концентрацию на объекте в течение минуты или нескольких секунд. Будда Шакьямуни говорил, что для начинающих практикующих нежелательно заниматься медитацией длительное время, так как их концентрация является некрепкой. Лучше всего построить свою медитацию из коротких сессий: практиковать понемногу и часто.

Практикующим на начальной стадии также рекомендуется иметь один-два объекта концентрации. Если мы будем очень часто менять объект концентрации, это может затруднять достижение результатов в практике. Концентрация же на одном, уже привычном объекте поможет видеть этот объект все более четким и ясным.
Основными мешающими факторами во время медитации являются рассеянность и возбужденность. Медитируя, мы представляем, что тело Будды является святящимся и прозрачным, но чтобы избежать возбужденности, нам следует представлять тело Будды тяжелым, обладающим некой массой. Чтобы избавиться от рассеянности и сонливости во время медитации, нужно представлять тело Будды святящимся, состоящим из золотистого сияния.

Вы можете выбрать любую медитативную практику, но не должны просто смотреть на изображение – образ Будды обязательно должен проявиться в нашем сознании. Если мы просто неотрывно смотрим на изображение, то мы проводим границу такого рода: есть я – тот, кто смотрит на это, и есть это изображение, которое отдельно от меня. Такого не нужно допускать. Примером здесь может служить устье реки: маленькие речки не обладают силой, но когда они соединяются, то они образуют мощный поток, который может снести все, что угодно. То же самое нам нужно создать в своем сознании.

В обычном состоянии иногда мы чувствуем себя очень счастливыми или очень несчастными в зависимости от внешних обстоятельств. Медитативная практика сделает наш ум более податливым, в результате чего мы сами станем властелинами своего сознания и сможем контролировать переживания, которые происходят в нашем уме.

Только на основе достижения безмятежности вы можете перейти к практике проникновения, или аналитической медитации.

После того же, как мы достигаем податливости ума, мы достигаем и блаженства ума. И поскольку мы достигли этого, то и наше тело будет пребывать в податливом и благом состоянии. Блаженство тела – результат первого из четырех уровней самадхи, который относится к высшим ментальным состояниям.
Что же нужно делать, чтобы устранить сильное беспокойство или сильное переживание, тревогу? В те моменты, когда у нас возникают какие-то сложности, переживания, проблемы, мы можем использовать дыхательную медитацию, то есть просто концентрироваться на своих вдохах и выдохах.

Дыхательная гимнастика полезна в любое время. Нужно сесть как можно ровнее, без всякого физического напряжения. Позвоночник должен быть абсолютно прямым, а голова опущена чуть-чуть вперед. Руки немного ниже пупка: на левую ладонь положите правую ладонь, большие пальцы соединены. Освободитесь от роящихся мыслей: думать вообще не следует.

Представим, что весь вдыхаемый воздух входит в тело через правую ноздрю и попадает в правый энергетический канал, который упоминается в тантрических практиках. Во время вдоха мы должны немного задержать дыхание. Затем воздух переходит в левый энергетический канал и уходит через левую ноздрю. Во время этой медитации у нас не должно быть никаких мыслей помимо мыслей о дыхании.

Дыхательная гимнастика также полезна для здоровья: представим, что мы находимся в каком-то очень красивом месте, где все благоухает и окружено лекарственными растениями. Мы вдыхаем этот аромат, и он очищает тело от болезней.

Если перед нами находится какой-то больной человек, то мы в силах мысленно принять на себя его болезни, его недуги, как бы вдохнуть их, а выдохнуть совершенное здоровье. Это приводит к тому, что наше собственное здоровье улучшается. Его Святейшество Далай-Лама XIV говорил, что однажды, когда он чувствовал себя не совсем хорошо, то он увидел человека, который очень тяжело болел. И он подумал: «Мой недуг является абсолютно незначимым, и как было бы хорошо, если бы я взял болезнь этого человека на себя». И как только он выполнил дыхательную медитацию, произвел своеобразный взаимообмен, то его собственное здоровье улучшилось.

Есть метод против сонливости, если вы склонны к сонливости, то когда вам хочется спать, нужно подумать о середине своей ступни.

Следующий вид медитации – это развитие любви и сострадания. Этот метод был изложен великим наставником Камалашилой, который является очень прославленным мастером. Его Святейшество Далай-Лама XIV часто цитирует его труды, говоря о сострадании. Для того, чтобы обрести просветление, всеведение, нам нужно развить в себе совершенно чистую бодхичитту – одно единственное достоинство. Для развития сострадания нам нужно думать о том, что каждое живое существо хочет избавиться от страданий. Все миры – мир адов, голодных духов, животных, людей, богов –сталкиваются с особого рода страданием. Но все мы одинаково подвержены трем видам страдания: всеохватывающему страданию, страданию изменения и страданию страдания.

Для избавления от страдания нам нужно создать корень, основу, которая движет нас к освобождению, и этой основой является сострадание и любовь. Существует два способа развития бодхичитты.

Первый способ – семиступенчатый:
1) мы должны породить ощущение того, что все живые существа когда-то были нашими матерями;
2) мы памятуем о той доброте, заботе, которой нас одарили наши матери;
3) мы хотим отблагодарить матерей за их невероятную доброту;
4) затем мы должны породить восприятие всех существ как приятных, близких, любимых, в результате чего у нас возникает любовь к ним;
5) это непосредственно-чистое сострадание, когда мы относимся ко всем с одинаковым состраданием. Сейчас у нас есть сострадание, но оно охватывает только определенный круг людей – родных, друзей, к остальным же мы пока что безразличны;
6) когда мы породили в себе равностное сострадание, мы переходим к 6 звену, которое называется «превосходное намерение» – это мысль о том, что нам необходимо отблагодарить всех живых существ за их доброту. Мы думаем о том, что у многих живых существ пока нет возможности развиваться и практиковать, и тогда мы порождаем в себе совершенно превосходные намерения: «Я сам сделаю все для того, чтобы освободить всех существ от страданий». «Да избавится каждое существо от страданий и причины страданий, и да обретет каждое живое существо счастье и причину счастья». Эта молитва, эти слова как раз и отражают превосходные намерения, чистую бодхичитту;
7) совершенная бодхичитта подобна непоколебимой горе или пламени лампады, которое не угасает даже при сильном порыве ветра. Бодхичитта способна охватить всех живых существ и принести им пользу.

Однако не все согласны с тем положением, что доброта наших родителей является необыкновенной и величайшей. Но при этом мы должны помнить о том, что наше появление на свет возможно только при условии существования нашей матери, и именно благодаря ей мы имеем возможность развиваться и практиковать.

Второй способ развития бодхичитты – способ замены себя на других. Он более простой, но не менее эффективный. Мы представляем, что забираем все муки и страдания других на себя и отдаем им собственное благо.

Если вы ежедневно будете заниматься практикой медитации, то это будет очень полезно для вас. Но даже если и не будете заниматься практикой медитации, то если мы не можем принести пользу всем живым существам, то нам нужно постараться хотя бы им не вредить».

Рекомендуем



 Випассана в индийских тюрьмах / Doing Time, Doing VipassanaВипассана в индийских тюрьмах
Оригинальное название: Doing Time, Doing Vipassana/Jail Vipassana
Год выпуска: 1997
Страна: India, Israel
Жанр: Документальный
Продолжительность: 1:08:44
Перевод: Профессиональный (одноголосый)
Режиссер: Ayelet Menahemi, Eilona Ariel
Качество: VHS-Rip
Видео: MPEG-4 Visual; DivX 3 Low; 720х576 пикс.; 1226 Кбит/сек; 25,000 кадр/сек
Аудио: MPEG Audio (MP3); 192 Кбит/сек; 1 канал; 48,0 КГц
Формат:avi
Размер:700 Мб

Описание: Випассана - буддийская техника медитации, по преданию данная самим Буддой Гаутамой. Она и по сей день является главной практикой южного буддизма (школа Тхеравада).

В Индии Випассана преподается в тюрьмах с 70-х годов. Документальный фильм-призер «Doing Time, Doing Vipassana» рассказывает как уникальная женщина Kiran Bedi (Киран Беди), главный инспектор тюрьмы в Дели, в 1994 годе представила технику Випассаны в Центральной Тюрьме Тихара - одного из самых крупных и суровых исправительных заведения в Индии. Результаты этого курса, проведенного Гоенкой и его помощниками были такими замечательными, что вскоре последовал второй курс, в котором приняли участие 1000 заключенных - самое большого на сегоднящний день число участников в истории современных курсов випассаны. Благодаря усилиям Беди, тюрьма Тихар теперь может похвалиться своим постоянным медитационным центром, а Випассана распространилась в исправительных заведениях по всему миру. Также было проведено множество курсов для работников тюрем Индии.

Скачать c turbobit.net Випассана в индийских тюрьмах (700Мб)
Скачать c depositfiles.com Випассана в индийских тюрьмах (700Мб)


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека