Библиотека
Три благородных принципа от Кхенпо Шенга
Говорится, что «в основе пути махаяны лежат три благородных принципа».
Мы начинаем Путь с принятия прибежища, поскольку Три драгоценности - Будда, Дхарма и Сангха - являются в высшей степени надёжными и неизменными. Затем мы размышляем о том, как замечательно было бы, если бы все бесчисленные живые существа освободились от страданий трёх сфер сансары и достигли уровня всеведения, реализовав совершенную природу будды. Если мы вновь и вновь тренеруемся в культивации подобных мыслей, в определённый момент у нас разовьётся искреннее добросердечие ко всем существам. И тогда, мы не должны довольствоваться просто желанием помочь. Мы должны сказать самим себе: «Чтобы привести этих существ, которые с огромной добротой заботились обо мне в безначальном ряду жизней, в течение которых я существую в сансаре, к совершенному пробуждению, я буду практиковать Дхарму, не беспокоясь о собственном теле и даже о собственной жизни». Думая таким образом, нам следует посредством тела, речи и ума проявить себя в истинно добродетельной практике.
С твёрдой убеждённостью должны принять мы, что всё возникающее перед нами - не что иное как наше собственное омрачённое восприятие и ни на йоту не обладает истинной реальностью. Это всего-навсего иллюзорное восприятие ума. Придя к такому пониманию, нам следует постоянно напоминать себе об этом. Сам ум также следует понимать как то, что не обладает истинным существованием, и даже проявляясь, он неуловим и лишён конкретной реальности. Когда мы распознаём это, нам следует пребывать в таком осознании, без каких-либо мыслей - просто оставаться в этом живом состоянии открытости и ясности. В перерывах между медитативными сессиями нам следует раздумывать над тем, что поскольку всё является просто нашим собственным обманчивым восприятием, совершенно бессмысленно реагировать на повседневные события и действия так, как если бы они обладали прочным истинным бытием. В то же время, несмотря на то, что подобные вещи не являются истинно существующими, мы должны сохранять бодхичитту, любовь и сострадание к живым существам, которые испытывают бесконечные страдания. Затем, снова мы должны пребывать в медитации, свободной от мыслей. Непрерывно практикуя таким образом, мы разрубим цепь заблуждений, осуществив собственное благо и благо других существ.
Какие бы источники добродетели мы ни создали, как бы велики или малы они ни были, всё это нам следует посвятить тому, чтобы все живые существа достигли совершенного пробуждения. С мыслью, что мы посвящаем заслуги также, как это делали Манджушри, Самантабхадра и другие великие существа в прошлом, мы можем читать молитвы, такие как молитва Самантабхадры Устремление к добродетельному поведению.
Пребывание в естественном состоянии, находящемся за пределами обыденного ума, - это Дхармакая, Вечная вовлечённость в деятельность - причина сансары, В этот решающий момент, на границе между обусловленным существованием и покоем нирваны, Друг мой йогин, обрати свой ум к Дхарме!
Благородное начало: зарождение бодхичитты
Мы начинаем Путь с принятия прибежища, поскольку Три драгоценности - Будда, Дхарма и Сангха - являются в высшей степени надёжными и неизменными. Затем мы размышляем о том, как замечательно было бы, если бы все бесчисленные живые существа освободились от страданий трёх сфер сансары и достигли уровня всеведения, реализовав совершенную природу будды. Если мы вновь и вновь тренеруемся в культивации подобных мыслей, в определённый момент у нас разовьётся искреннее добросердечие ко всем существам. И тогда, мы не должны довольствоваться просто желанием помочь. Мы должны сказать самим себе: «Чтобы привести этих существ, которые с огромной добротой заботились обо мне в безначальном ряду жизней, в течение которых я существую в сансаре, к совершенному пробуждению, я буду практиковать Дхарму, не беспокоясь о собственном теле и даже о собственной жизни». Думая таким образом, нам следует посредством тела, речи и ума проявить себя в истинно добродетельной практике.
Благородная основная часть: отсутствие умопостроений
С твёрдой убеждённостью должны принять мы, что всё возникающее перед нами - не что иное как наше собственное омрачённое восприятие и ни на йоту не обладает истинной реальностью. Это всего-навсего иллюзорное восприятие ума. Придя к такому пониманию, нам следует постоянно напоминать себе об этом. Сам ум также следует понимать как то, что не обладает истинным существованием, и даже проявляясь, он неуловим и лишён конкретной реальности. Когда мы распознаём это, нам следует пребывать в таком осознании, без каких-либо мыслей - просто оставаться в этом живом состоянии открытости и ясности. В перерывах между медитативными сессиями нам следует раздумывать над тем, что поскольку всё является просто нашим собственным обманчивым восприятием, совершенно бессмысленно реагировать на повседневные события и действия так, как если бы они обладали прочным истинным бытием. В то же время, несмотря на то, что подобные вещи не являются истинно существующими, мы должны сохранять бодхичитту, любовь и сострадание к живым существам, которые испытывают бесконечные страдания. Затем, снова мы должны пребывать в медитации, свободной от мыслей. Непрерывно практикуя таким образом, мы разрубим цепь заблуждений, осуществив собственное благо и благо других существ.
Благородное завершение: посвящение
Какие бы источники добродетели мы ни создали, как бы велики или малы они ни были, всё это нам следует посвятить тому, чтобы все живые существа достигли совершенного пробуждения. С мыслью, что мы посвящаем заслуги также, как это делали Манджушри, Самантабхадра и другие великие существа в прошлом, мы можем читать молитвы, такие как молитва Самантабхадры Устремление к добродетельному поведению.
Пребывание в естественном состоянии, находящемся за пределами обыденного ума, - это Дхармакая, Вечная вовлечённость в деятельность - причина сансары, В этот решающий момент, на границе между обусловленным существованием и покоем нирваны, Друг мой йогин, обрати свой ум к Дхарме!
Я, Шенпен Нангва, дал этот краткий совет по просьбе монаха, ученика Гьялванга Кармапы.
http://www.dharmawiki.ru/index.php/Три_благородных_принципа
Скачать
Три благородных принципа от Кхенпо Шенга (0,01 Мб)