Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

СВЕТОЧ МАХАМУДРЫ

Пречистый Светильник,

Который в Совершенстве и Полноте

Освещает смысл Махамудры,

Сущности Всех Явлений

 

Первый раздел

 

МАХАМУДРА ОСНОВЫ

 

ВОЗЗРЕНИЕ

 

Махамудра основы,  природная

сущность явлений; смысл воз-

зрения,  кратко изложенный в

понятиях заблуждения и осво-

бождения.

 

     Вашу природную сущность нельзя определить ни как круговорот бытия

(сансара), ни как покой освобождения (нирвана). Не склонная ни к одной

из крайностей, свободная от ограничений преувеличения и преуменьшения,

она не  осквернена  и не запятнана такими понятиями как "приятное" или

"неприятное", "бытие" или "небытие",  "существующее" или "несуществую-

щее", "вечное"  или "невечное",  "Я" или "другой" и так далее.  Будучи

неопределима по тождеству с чем-либо,  ваша сущность может служить ос-

новой для проявления любого материального объекта или понятия. Однако,

вне зависимости от ее проявлений, в конечном итоге у этой сущности нет

истинного бытия. Таким образом, она есть великая пустота, свободная от

всех ограничений возникновения,  пребывания и прекращения - необуслов-

ленная целостность бытия (дхармадхату). Она изначально является приро-

дой, в которой сами собой присутствуют три грани бытия (трикая), и из-

вестна  как  "исходная махамудра (махамудра основы) природной сущности

явлений". Гухьягарбха Тантра учит:

 

     Природа ума, без опоры и корня,

     Есть основа всех явлений.

 

     Эта природа  не  есть нечто существующее в мыслепотоке лишь одной

личности или одного пробужденного.  Это истинная основа всего видимого

и сущего, всего круговорота бытия и покоя освобождения.

     Когда вы постигаете ее сущность,  узнавая ее истинное  состояние,

вы  называетесь пробужденным.  Когда вы не постигаете ее,  оставаясь в

неведении о ней и пребывая в заблуждении, то называетесь живым сущест-

вом.  Так  она служит основой блужданий в круговороте бытия и известна

как единая основа и круговорота бытия,  и покоя освобождения.  Великий

Жрец Сараха утверждал:

 

     Единственно ум есть семя всего.

     Из него проявляются и круговерть, и покой.

 

     Это единая  сущность  с  различными  проявлениями или качествами,

которые возникают благодаря простому различию между постижением и  не-

постижением  ее.  Какая бы из этих двух [возможностей] ни имела место,

эта [сущность] все равно пребывает как великая изначальная  нераздель-

ность трех граней бытия,  не имея ни "хорошего",  ни "плохого",  и без

всякого оскверняющего ее природу недостатка,  такого как изменчивость.

Обычные колесницы называют это "неизменным совершенством".  Она  также

есть изначальная основополагающая природа.

     Эта природа,  которая присутствует как беспристрастная и  необус-

ловленная основа,  [независимо  от того,] постигнута она или нет,  из-

вестна как "всеоснова" (алая),  потому как служит опорой и круговорота

бытия, и покоя освобождения. Эта всеоснова - не просто всеотрицающее и

пустое ничто - есть самосветящееся познание,  которое всегда  присутс-

твует.  Это познание, называемое "сознание-всеоснова", подобно зеркалу

и его ясности.

 

 

                И с х о д н о е   р а з д е л е н и е

 

     Далее объясняется, как в этой единой всеоснове произошло разделе-

ние круговорота бытия и покоя освобождения.

     Мудрое качество этого самосветящегося сознания заключается в том,

что сущность его пуста,  его природа - познание, и эти два нераздельны

как  сердцевина осознавания.  Будучи семенем или причиной всех пробуж-

денных качеств и свойств чистых путей, это сознание известно также как

"истинная всеоснова применения", "сущность сугаты", "самосознающая ис-

тинная  грань  бытия",  "совершенная  премудрость  (праджняпарамита)",

"будда собственного ума".  Все эти названия качеств покоя освобождения

значат одно и то же.  Эта [присущая всеоснове] мудрость и есть то, что

должен постичь и распознать всякий вступивший на путь.

     По причине [присущего] этой  беспристрастной  всеоснове  качества

неведения вы не узнаете свою собственную природу и естественное состо-

яние не исполняется. Таким образом вы сами себя [ввели в] заблуждение.

Называемая  "вместерожденным неведением" или "великой безначальной ть-

мой", поскольку служит опорой всех возникающих страстей (клеша) и  ом-

раченных мыслей, она также известна как "всеоснова многообразия склон-

ностей".  Следовательно,  она является основой заблуждений всех  живых

существ. Тантра Открытости Постижения объясняет:

 

     Поскольку осознавание не возникло с опорой на что-либо,

     Это совершенно бездумное забытье

     И есть причина неведения и заблуждения.

 

     Эта омраченность  сопровождается  семью  порожденными  неведением

состояниями ума, такими как забывчивость или средней [силы] желание.

     Из этого вместерожденного неведения возникает цепляние за "Я" и

за "собственную природу".  На основе этого "Я" возникает  цепляние  за

"другое". Не распознавая свои собственные проявления как таковые, цеп-

ляешься за них,  как если бы они были чем-то внешним. Это первоначаль-

ное заблуждение,  [состоящее в] нераспознании природы мыслей,  цепляю-

щихся за "видящего" и "видимое",  называется  "понятийным  неведением"

или "мыслительным сознанием" (мано-виджняна). Это познавательное дейс-

твие, [состоящее в] ошибочном видении ума и [его] объекта как отличных

[друг от друга] сопровождается сорока порожденными желанием состояния-

ми ума, такими как привязанность и цепляние.

     Как выражение этого мыслительного сознания прорастают и распуска-

ются всевозможные склонности и заблуждения.  Вдобавок,  благодаря ове-

ществляющей силе причинности (зависимого возникновения),  когда причи-

ной служит [присущее] всеоснове неведение, а сопутствующим обстоятель-

ством - всепроникающий ветер кармы,  полностью созревают тело, внешние

объекты и ум. Различные виды чувственного сознания, а также проявления

восприятия и  мышления  шестого  сознания  называются также "зависимой

[природой]".

     Пять основных и пять вторичных энергий (прана) обеспечивают носи-

тель для  мыслей.  Благодаря  силе привычки к ошибочному цеплянию ваши

собственные проявления кажутся миром с его  обитателями.  Опираясь  на

эту основу,  рождается все. То, что известно как "омраченный ум", дви-

жется  сквозь  врата пяти чувств,  порождая привязанность и так далее.

Поэтому это также называется "сознанием пяти чувств".  Оно сопровожда-

ется  тридцатью тремя порожденными гневом состояниями ума,  такими как

средней [силы] непривязанность и так далее.

     Таким образом  постепенно взрастают всеоснова многообразия склон-

ностей -  корень  - и восемьдесят врожденных состояний ума - ветви - и

заблуждение становится непрерывным.  Из-за этого вы без конца  скитае-

тесь в круговороте бытия. Так впадают в заблуждение живые существа, не

достигшие осуществления [плода].

     По причине этого заблуждения возможности возникновения всех явле-

ний как круговорота бытия,  так и покоя освобождения, подобно семенам,

хранятся в этой всеоснове. Всевозможные грубые материальные объекты, а

также чистые и нечистые части каналов (нади), энергий и капель (бинду)

тонкого тела, равно как и всевозможные явления круговорота бытия и по-

коя освобождения, все уголки тройственного мира с их обитателями внеш-

не кажутся независимыми.  Все это,  однако,  подобно содержимому  сна,

волшебному представлению или поверхностной видимости, которые на самом

деле не существуют. Все более и более привыкая цепляться за них как за

постоянные, овеществляя их и хватаясь за них как за реальные, вы испы-

тываете всевозможные виды наслаждения и страдания в тройственном  мире

среди шести разрядов существ.  Вы беспрестанно вращаетесь в причинах и

следствиях круговорота бытия,  словно белка  в  колесе.  Это  воистину

свойственно всем живым существам.

 

 

                П р е б ы в а н и е   с у щ н о с т и

 

     Хотя и  пребывающая  таким  образом в заблуждении и скитающаяся в

круговороте бытия,  природа сугатагарбхи - ваша сущность осознавания -

даже  на  самую малость не уменьшилась и не ослабела.  Хеваджра Тантра

говорит:

 

     Все живые  существа - пробужденные,

     Но они покрыты временными пятнами [заблуждений].

 

     В конечном смысле эта изначальная природа явственно  присутствует

как нераздельные  три грани бытия.  Более того,  даже будучи затемнено

временными пятнами  омраченного мышления и восприятия,  природное лицо

этой сущности все равно явственно присутствует как три грани бытия.  И

наконец, [эта природа] также явственно присутствует как три грани  бы-

тия во время осуществления плода,  когда омрачения проясняются и обре-

тается совершенство двойного знания.  Поэтому двойственность заблужде-

ния  и освобождения - это просто название,  данное состоянию несвободы

от пятен омраченного мышления и неведения. Уттара Тантра гласит:

 

     Как прежде - так же и потом.

     Се неизменная природа.

 

     Хотя природа ума сама собой совершенна как изначально чистая сущ-

ность, однако,  вводите ли вы себя в заблуждение через временное омра-

чение или в силу вместерожденного неведения, и то, и другое имеет свое

начало в вас самих, подобно грязи, которой покрыто золото. Были препо-

даны разнообразные методы очищения и устранения  этих  омрачений.  Эта

сущность,  которая как таковая есть самосущая мудрость, неподверженная

изменениям трех  времен и лишенная всяческих умопостроений есть истин-

ная мудрость.  Поэтому все пути можно включить в "мудрость  и  метод".

Таково непревзойденное постижение победоносных.

     Вы можете подумать: "Мыслимое ли это дело, чтобы единая всеоснова

разделилась и на круговорот бытия,  и на покой освобождения?" На самом

деле, это похоже на целебную камфору, приносящую вред или пользу в за-

висимости от того,  происходит ли болезнь от жара или от холода. Более

того, один и тот же яд,  который обычно приводит к смерти, может стать

лекарством, если использовать его,  применяя искусные средства,  такие

как мантра.  Подобным образом,  вы свободны, когда осознаете и узнаете

единую природу всеосновы,  и омрачены,  когда вы не знаете всеосновы и

принимаете ее за самосущее.  Таким образом,  всеоснова меняется лишь в

зависимости  от  постижения либо непостижения [ее].  Святой Нагарджуна

учил:

 

     Покрыт паутиной страстей,

     Зовешься "живым существом".

     Когда от страстей ты свободен,

     Имя тебе: "Пробужденный".

 

     По этой причине,  охватывая все сущее с помощью искусных  средств

наставлений махамудры  о подлинном смысле сути [явлений],  вы обретете

устойчивость в [постижении]  природы  махамудры  основы.  Вы  очистите

скверны омраченных  мыслей  посредством  махамудры пути и воссядете на

царский престол трех граней бытия,  которые есть махамудра плода.  Так

вы откроетесь для сокровища двойного блага.  Человек с хорошей кармой,

достойный принять [учение] должен поэтому  искать  подлинно  сведущего

наставника,  одаренного нектаром благодати, и следовать ему по примеру

того,  как Садапрарудита следовал Манибхадре,  а Наропа -  Тилопе.  Вы

непременно должны  созреть  благодаря  данным [вам] полным или кратким

посвящениям, дарующим созревание, которые являются главными вратами на

путь ваджраяны. Затем вы должны потрудиться над каждой из общих и осо-

бых предварительных практик до тех пор, пока не появятся [добрые] зна-

ки, не потакая себе в поисках удобства, в нерадивости или в ослаблении

практики. Нужно высоко это ценить как начальное руководство  в  учении

об освобождении.

     В частности,  благодаря силе преданности  своему  наставнику,  вы

должны сделать ударение на том,  чтобы практиковать без лицемерия. Бо-

лее того,  вы должны быть уверены, что согреты теплом благодати учите-

ля. Такова священная сущность линии всех держателей знания Кагью, дос-

тигших осуществления [плода]. Тантра Великой Реки, Несущей Покой, гла-

сит:

 

     Эта вместерожденная мудрость неописуема,

     Распознать ее можно лишь благодаря собиранию накоплений [мудрости

         и заслуг], очищению покровов своих [омрачений]

     И благодати пробужденного наставника.

     Если зависишь от иных средств - знай, что это обман.

 

     Далее следует главная часть как таковая.  Неважно, какому подходу

к учению  вы  следуете в соответствии с практикой разных линий преемс-

твенности, будь то распознание созерцания на основе воззрения  или  же

обретение воззрения исходя из созерцания, самое главное - это снискать

благодать наставников линии.

 

 

                 И с т и н н о е   в о з з р е н и е

 

     В целом,  у множества колесниц и философских школ есть бесчислен-

ные способы обретения воззрения, и у каждой из них есть прочная и вер-

ная основа.  Поскольку все колесницы - это проявление всеохватной дея-

тельности  победоносных,  я не стану описывать их такими словами,  как

"чистое" и "нечистое",  "хорошее" и "плохое",  но буду лишь радоваться

им всем.

     В данном  случае воззрение - это природа ума,  которая изначально

присутствует сама по себе как великая и всецелая пустота. Свободная на

протяжение трех  времен  - прошлого,  настоящего и будущего - от таких

[умо]построений, как возникновение,  пребывание и прекращение, от при-

хода и ухода, эта природа ума не запятнана цеплянием за понятия круго-

ворота бытия,  покоя освобождения и пути [от первого ко второму].  Она

не подвержена преувеличению или преуменьшению  как  существование  или

несуществование,  бытие или небытие,  вечное или невечное, хорошее или

плохое,  высокое или низкое.  Она превосходит отрицание и утверждение,

принятие и отвержение,  а также изменение всевозможных видимых и сущих

явлений, которые составляют как круговорот бытия, так и покой освобож-

дения.

     Истинная природа этого изначального состояния бытия всецело  сво-

бодна, будучи нераздельностью явлений и пустоты, и отчетливо ясна, бу-

дучи единством пустоты и светоносности. Она совершенно открыта, будучи

всеобъемлющей  изначальной свободой и полностью равна,  будучи необус-

ловленным самопроизвольным присутствием.  Таково  основное  содержание

воззрения: естественное состояние как оно есть,  от веку  самосущее  и

изначально присутствующее как [единая] природа всего круговорота бытия

и покоя освобождения.  Нет ни единой толики воззрения помимо вышеизло-

женного.

     Видение присущей двойственному цеплянию обманчивости через  пони-

мание этого  изначального состояния называется "обретением воззрения",

"видением природы ума",  а также "познанием природы  вещей".  Как  это

описано в Собрании Песен:

 

     Когда постигнуто, все именно так.

     Невозможно постичь что-то высшее.

 

     В действительности,  видимое и сущее,  круговорот существования и

покой освобождения - все это игра трех граней. Ваш собственный ум так-

же имеет природу трех граней и как таковой не  отделен  от  высочайшей

целостности бытия. Все качества круговорота существования содержатся в

особенностях ума.  Все качества пути содержатся в Учении (дхарма). Все

качества плода содержатся в возможностях ума.

     Нерожденная сущность ума сама есть Грань Истины  (дхармакая),  ее

беспрепятственное выражение  есть  Грань Радостного Общения (самбхога-

кая),  а всевозможные проявления ее действия - Грань Превращения (нир-

манакая).  Эти три грани опять же сами собой присутствуют в нераздель-

ном единстве. Распознать это естественное состояние и упрочиться в нем

- значит в совершенстве постичь безошибочное и истинное воззрение. Лю-

бое иное воззрение - воззрение или созерцание, основанное на рассудоч-

ных  допущениях или на представлениях о свободе или несвободе от край-

ностей,  высоком или низком, хорошем или плохом - никогда не передава-

лось как воззрение махамудры - Великой Печати.

 

Информация с сайта "Путь": http://www.chat.ru/~spiritoffreedom

Скачать

СВЕТОЧ МАХАМУДРЫ (0,02 Мб)


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека