Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Тренировка Ума по Семи Пунктам

Глава I ОСНОВА ДЛЯ ПРАКТИКИ БОДХИЧИТТЫ


 Сначала изучи предварительные.

В качестве предварительных к этому учению мы должны рассмотреть три темы: драгоценность рождения человеческим существом20, факт непостоянства и проблему сансарического существования.

 

 

Человеческое рождение

 

В настоящий момент мы обладаем драгоценным человеческим существованием, имеющим 18 характеристик, которые очень трудно достижимы. Если учение Будды практиковать правильно, тогда, как говорится:

 

Используемое во благо это тело - корабль, плывущий к Освобождению21,

В противном случае оно - якорь, приковывающий к сансаре.

Это тело - действующая сила всякого добра и зла.

 

С точки зрения того, кто стремится к Пробуждению, гораздо лучше быть человеком, чем родиться даже на небесах богов, где есть нектар бессмертия и все желания исполняются Исполняющим Желание Деревом, где нет ни усталости, ни трудностей, ни болезней, ни старости. Именно будучи человеком, обладающим восемью свободами и десятью условиями, а вовсе не богом каждый из тысячи будд этой эпохи достиг или достигнет Пробуждения. Далее, это человеческое существование не достигается просто случайно. Оно является результатом позитивных действий. А поскольку существа редко совершают что-то позитивное, обрести драгоценное человеческое существование действительно трудно. Тем не менее сейчас мы обеспечили себе рождение в таком состоянии. Мы повстречались с буддийской Дхармой, вступили на Путь и теперь получаем учения. Однако, если мы не способны их практиковать, простое слушание учений само по себе не освободит нас от сансары и не будет полезно, когда мы столкнёмся с трудностями рождения, старости, болезни и смерти. Если мы не следуем предписаниям врача, когда больны, то даже если доктор будет постоянно находиться рядом с нами, болезнь не пройдёт.

 

 

Непостоянство

 

Как только что было сказано, если мы пренебрегаем практикой учений, они не будут полезны для нас. Кроме того, наша жизнь хрупка и непостоянна, а поскольку смерть и её причины неопределённы, мы можем умереть в любой момент. Можно думать: «Я буду практиковать, когда стану старше, но сейчас, пока я молод, буду жить обычной жизнью: зарабатывать деньги, одерживать верх над соперниками, помогать друзьям и т.д.» Но ведь можно и не прожить до старости. Подумайте, например, о людях, родившихся в одно время с вами. Некоторые из них могли умереть в детстве, некоторые - во взрослом возрасте, например, на работе. Также и наша жизнь может не оказаться очень длинной.

Далее, человеческое существование в сравнении с существованием животного кажется почти невозможным обрести. Если летом исследовать небольшой участок земли, в нём можно обнаружить разных тварей больше чем всё население Франции! Поэтому говорится, что даже только с точки зрения количественных отношений человеческое рождение обрести трудно. Поэтому надо настроиться на практику Дхармы вместо растрачивания своей жизни на бессмысленные цели.

Использование своей человеческой жизни ради реализации буддийской Дхармы подобно путешествию за океан в поисках сокровищ и последующему возвращению домой обладателем всяческих драгоценностей. Трудности путешествия будут сполна оплачены. Было бы стыдно вернуться домой с пустыми руками! Теперь мы обладаем драгоценной человеческой формой и открыли для себя учение Будды. Через благословение и доброту учителей для нас теперь возможно получать, изучать и практиковать учения. Но если нас занимают только мирские цели этой жизни - дела, хозяйство, одержание верха над врагами, оказание помощи друзьям, стремление к важному положению, и мы умираем до того, как нашли время для духовной практики, это подобно возвращению с пустыми руками с острова сокровищ. Какая невероятная потеря!  Поэтому надо говорить себе: «Я не упущу свой шанс. Я буду практиковть Дхарму, пока у меня есть эта драгоценная возможность». Разумеется, самым лучшим было бы практиковать всю свою жизнь, но по меньшей мере нужно правильно принять Прибежище. Оно является сущностью буддийской Дхармы и закрывает дверь в низшие миры. Это универсальное средство от любых трудностей, и поэтому практиковать его наиболее важно.

Несмотря на то, что вы в настоящий момент не понимаете меня из-за языкового барьера, вы все осознаёте, что я преподаю какое-то наставление. Когда я уеду, это будет переведено, и вы, возможно, подумаете: «Тот лама учил нас чему-то важному. Я должен применить это на практике». И если вы будете поступать в своей жизни так день за днём, моё объяснение оставит в ней что-то. Так что, пожалуйста, примите это к сердцу.

 

Дефекты сансары
 

Переживания счастья и страдания происходят в результате позитивных и негативных действий. Поэтому следует отказаться от зла и развивать добродетель настолько насколько это возможно. Даже мельчайшее насекомое, живущее в траве, хочет быть счастливым. Но оно не знает, ни как создать причины счастья, а именно позитивные действия, ни как избежать причин страдания, то есть вредного поведения. Когда животные убивают и едят друг друга, они инстинктивно совершают негативные действия. Они хотят счастья, но всё что они делают, это создают причины своего собственного несчастья и не испытывают ничего кроме страдания. Такова степень их неведения и омрачённости. Но если бы истина была действительно показана им, тогда даже не заботясь о собственной жизни они устремились бы к той истинной добродетели, которую опознали бы как причину своего счастья. Суть буддийского учения заключается в том, чтобы ясно понимать какое поведение принять, а от какого отказаться.
 

Откажись от делания зла,
Хорошо практикуй добродетель,
Подчини свой ум - Это учение Будды.

 

В настоящий момент мы все находимся в состоянии омрачённости, так что нам нужно признать все негативные действия, совершённые нами за многие наши жизни вплоть до настоящего времени. И начиная с теперешнего момента следует избегать всех таких действий, будь они большие или малые, также как мы избегаем попадания пыли в свои глаза. Мы должны постоянно проверять, что мы делаем. Любое негативное действие надо признавать сразу же, а все позитивные поступки следует посвящать другим. Настолько, насколько это только возможно следует отказываться от неверных действий и пытаться накапливать благо.


Примечания.


20.     Драгоценное человеческое существование имеет 18 характеристик, которые определяются как 8 свобод и 10 благоприятных факторов. Восемь свобод - от рождения 1) в аду, 2) голодным духом, 3) животным, 4) в божественных мирах, 5) среди варваров, невежественных относительно буддийской Дхармы, 6) человеком с ложными взглядами, такими как нигилизм или воззрениями субстанциональности «я» и явлений, 7) во время или в месте, где не появлялся будда, и 8) умственно неполноценным. Десять благоприятных факторов подразделяются на 5 внутренних и 5 внешних относительно субъекта. Первые пять: 1) рождение человеческим существом, 2) обитание в «центральной стране», то есть там, где распространена буддийская Дхарма, 3) обладание нормальными способностями, 4) несовершение деяний, влекущих непреодолимую негативную карму, и 5) наличие веры в Дхарму. Пять внешних факторов: 1) в мире появился будда, 2) он изложил учение, 3) учение существует до сих пор, 4) оно практикуется, и 5) человек принят в качестве ученика духовным наставником. В разных традициях объяснения существует разночтение относительно последнего пункта. Так пятое внешнее условие может определяться как наличие тех, кто оказывает поддержку практикующим учение.

21.   То же, что и нирвана

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека