Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Врач тибетской медицины

В Тибете человек, пожелавший стать врачом - манпа- почти всегда обучался в монастыре; так, к примеру, монастырь-центр Манцикханг (Центр медицины и Астролгии) в Лхасе был особенно знаменит своими врачами.

После 1959 года этот центр переместился в Индию, в Дхарамсалу, где называется Институт тибетской медицины и астрологии.

Однако помимо официального обучения целый ряд врачей получали и получают семейное образование или передачу. В среднем курс обучения продолжался около тринадцати лет, хотя это был вовсе не строго определенный период и он зависел от способностей студента. Не было никаких официальных титулов, которые можно было бы сравнить со степенями, которые присваиваются на Западе. Необходимым и достаточным условием для профессиональной деятельности было признание общины, в которой врач практиковал и был известен.

Древние тексты обозначают шесть качеств, или причин, необходимых для того, чтобы заняться профессией врача:

1. Способность, то есть знание медицины; 2. Добрые намерения; 3. Решимость помогать больным; 4. Внимание: то есть быть внимательным, а не поверхностным; 5. Усердие, преданность работе; 6. Готовность, быть расположенным понимать состояние больного человека.

От этих шести качеств выводятся шесть принципов: 1. Готовность учиться, чтобы совершенствовать знание медицины; 2. Желание продолжать занятие медицинской практикой; 3. Способность полностью посвятить себя больному и способность преодолевать неудобства и трудности для общего блага; 4. Справедливое и уравновешенное отношение к пациенту; 5. Полная решимость развивать все способности; б. Глубокое знание человеческой природы.

Существует три типа врачей в соответствии с результатами, достигнутыми в осуществлении этих шести принципов:

1. Обычный врач: тот, который не очень глубоко вдается в изучение больного и который способен вмешиваться на поверхностном уровне;

2. Врач высокого уровня: тот, который является знатоком всех методов медицинской практики и знает как использовать энергетическое состояние пациента;

3. Высший врач: тот, кто достиг полного знания человеческой природы и знает как лечить самые глубокие причины болезни.

Несомненно, последняя категория - это идеал, к которому стремятся и должны стремиться все те, кто работает в области тибетской медицины.

Факультет медицины (манпа-дацан)

Основным руководством по тибетской медицине на факультете является Чжуд-Ши - "Четыре медицинские тантры". Эта книга изучается в Манпа-дацане в течение четырех лет, причем две первые и последняя тантры заучиваются наизусть. Учащиеся Манпа-дацана в летнее время отправляются на ботанические экскурсии для собирания лекарственных растений, находя и определяя их под руководством опытных лам-учителей. Кроме этих занятий, учащиеся не имеют другой практики, поскольку хирургия в Тибете не получила развития. Ламы-медики изучают анатомию и физиологию через призму "тонкого тела", и опытные врачеватели обнаруживают иногда поразительные успехи в лечении многих болезней, особенно внутренних, не поддающихся лечению европейской медициной.

Окончившие курсы Манпа-дацана и получившие достаточную подготовку к медицинской деятельности (на все уходит около 7 лет), после успешной сдачи соответствующих экзаменов удостаиваются ученого звания эмчи (медика) - "манрампа".
В стране, где врачей было и остается мало, люди иногда предпринимали длительные путешествия по враждебной местности, полной опасностей того или другого рода, для того, чтобы встретится со знаменитым врачом. По традиции, тибетский врач не просит фиксированной оплаты за свои услуги, и пациент делает подношение в соответствии со своими средствами и долгом благодарности.

Таким образом, если богатый человек был при смерти и его спас врач, он мог отдать в качестве подношения большую долю своих богатств, а нищего могли лечить бесплатно, даже если бы для его лечения потребовалось использовать драгоценные лекарства.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека