Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Учение о Трех дошах, Жаре и Холоде в тибетской медицине

Тибетская медицина обладает рядом уникальных свойств и целостной медицинской доктриной о человеке: о его внешнем теле, внутреннем, или "тонком", теле и его глубочайшем сознании.

Вышеизложенная тибетская космогония оригинальным образом объясняет появление мира и человека, его место в природе и гармоничное взаимодействие с ней. Поэтому тибетская медицина (как кстати и любая другая) - это прежде всего мировоззрение, согласно которому все явления в мире, одушевленные и неодушевленные имеют единую основу пяти космических стихий - Земля, Вода, Ветер, Огонь и Пространство, имеющих два аспекта: познавательный, относящийся к сознанию и природный, относящийся к материи. На теории Пяти космических стихий основываются такие разделы тибетской медицины как анатомия (отношения между тканями

и органами организма), патология, фармакология и др. Из этого вытекает, например, что заболевание и его лечение имеют одну и ту же психосоматическую основу. Однако центральным местом в "Науке восстановления" является учение о трех дошах, разделяемое и индийской Аюрведой, ввиду их единого происхождения от единого источника.

Согласно тибетской медицине, причиной заболевания является нарушение баланса или дисгармония в нормальной работе трех жизненных соков или факторов здоровья и болезни, называемых на санскрите доша (dosha): "Ветер", rlung по-тибетски, vata на санскрите; "Желчь", mkhris-pa по-тибетски, pitta на санскрите; "Слизь", bad-kan по-тибетски, kapha на санскрите. Доша - это психо-энергетический фактор здоровья и болезни.

Природа Ветра является холодной, по причине происхождения от стихии Ветра-Пространства (Акаши-Вайю) и порождается такой эмоцией, как страсть. Природа Желчи является горячей по причине происхождения от стихии Огня и порождается такой эмоцией, как гнев. Природа Слизи является прохладной по причине происхождения от стихий Земли и Воды и порождается эмоциональным равнодушием или омраченностью.

Хотя названия этих трех факторов и переводятся на русский как "Ветер", "Желчь" и "Слизь", нужно понимать, что названия эти приблизительны и не имеют то обыденное значение, которое придается им обычно. Например, Ветер и две другие доша имеют по 7 и более точных характеристик, что позволяет их определять при диагностике. Когда эти три доша находятся в нормальном, гармоничном состоянии, то человек здоров: Ветер отвечает за нервно-психические процессы в организме, Желчь отвечает за пищеварительную, а Слизь за адаптационную системы организма. Три доша, находящиеся в равновесии должны быть поддержаны различными превентивными методами. Когда эти факторы ослаблены, то они должны быть поддержаны и усилены, когда они обострены, то должны быть успокоены, уравновешены. Чрезвычайно увеличившиеся три доша должны быть смягчены и уменьшены. Однако, когда одна или все доши выходят из равновесия здоровью приходит конец, проявляются многочисленные болезни. В этом случае доши становятся причиной заболеваний, именно поэтому они и переводятся на тибетский как nyes-pa - "виновник", виновник здоровья и болезни.

Если подходить более дифференцированно, то дош — пять: к трем добавляются Кровь и Лимфа, но для удобства они сворачиваются в три: Кровь по природе горячая, и поэтому она замещается (но различается) с Желчью, а Лимфа по природе прохладна (или скорее индифферентна) и поэтому совмещается со Слизью.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека